Главная / Другое / Педагогическое содействие подросткам в формировании мышления здорового образа жизни

Педагогическое содействие подросткам в формировании мышления здорового образа жизни

hello_html_214e0f5b.gifhello_html_5fd89c4.gifhello_html_12b5fddf.gifhello_html_m5fbcf4d9.gifhello_html_m6f55fdaf.gifhello_html_m6f55fdaf.gifhello_html_766396b1.gifПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКАМ В РАЗВИИИ

МЫШЛЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Марк Аврелий

«Пора не только согласовать свое

дыхание с окружающим воздухом,

но и мысли со всеобъемлющим

разумом».



Слова Марка Аврелия на первый взгляд могут показаться не очень уместными здесь. Но это только на первый взгляд. Вдумаемся в слова его.

Мы привыкли брать у природы все, и ломать ее под свои необузданные желания и помыслы, разрушая мир от которого мы зависим. Мы дети этого мира. Каков он будет, какой мы его создадим, такое у нас здоровье будет, такая и жизнь. Сможет ли человечество выжить на руинах планеты? Нет, конечно. Можно ли разум, который разрушает планету, разрушает среду своего обитания, тем самым разрушая свое здоровье физического тела назвать здоровым? Нет, конечно. А значит, как мы согласуем свое дыхание: когда достаточно кислорода мы реже дышим, когда его мало – мы чаще дышим; так и мысли свои согласовывать с мирозданием, его законами. Дабы, только постигнув и соблюдая законы мироздания человек способен выжить. Постигая законы мироздания (физики, химии, биологии, психологии и др.) человек мало помалу, сливается со всеобъемлющим разумом. Только постигая эти законы(сливаясь со всеобъемлющим разумом) человек способен создать планету способную обеспечить здоровую и безопасную жизнь.

  • В современной трактовке понятие здоровье определяется как:

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и

социальное, экологическое, материальное благополучие

Болезни чаще всего являются приобретенными, реже полученные по наследству. А материальное, социальное и экологическое благополучие зависит полностью от нашего мышления, установок, привычек, идей.

Эта как раз та часть, которая является изменяемой частью нашей личности и в большей мере зависит от нас самих.

Это значит, что наше здоровье – драгоценная жемчужина, которую можно и нужно взращивать. Другой вопрос, хотим ли мы это сделать и знаем ли как? Чаще всего человек не знает, как это делать и лениться узнать, и потому отмахивается от этого, говоря: «это не возможно, это глупости, такого быть не может».

Мы постараемся рассмотреть все взаимосвязи, что б понять реальность и необходимость таких знаний.

Согласно графическим обозначениям психологов: треугольник – характеризует человека лидера, а окружность - человека гармонически развитого.

Человек лидер – человек, который имеет жизненную цель, идет к ней, и умеет вести силой своего оптимизма и знания других, но при этом он не всегда уважает интересы других, интересы природы, планеты, мироздания.

Личность, в трактовке доктора пед. наук, профессора Б.Г.Ананьева — прежде всего участник общественной жизни; ее определяют социальные роли и ценностные ориентации, соответствующие этим ролям.

Человек гармонический - человек оптимально взаимодействующий, на всех уровнях своих потребностей, потребностей среды обитания, планетарной т.е. в экологической, социальной и материальной средах.

Согласно теории  американского психолога  А.Маслоу деятельность человека определяется его основными пятью потребностями.  Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.

  1. Физиологические: голод, жажда, и т. д.

  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация, которая более уточнена и ближе к пониманию школьника по терминологии, а для нас она удобнее для дальнейшего рассмотрения. В системе выделяется семь основных уровней приоритетов:

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, и т. д.

  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

  3. Потребность в принадлежности и любви.

  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Эти градации можно несколько упростить соотнеся с человеком ,как духовной личностью. ; первые два пункта – это потребности тела

( физические), 3,4,– эмоциональные- психологические или душевные, 5,6,7 – чисто духовные потребности человека.

Если перейти к трактовке К.Роджерса,   американского психолога одного из создателей и лидеров гуманистической психологии  наряду с  Абрахамсом Маслоу то: « в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими.» Роджерс утверждает: « При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди. Задача и психолога, и педагога - помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех».

Ф.Перлз психолог - сформулировал некоторые положения:

-принцип целостности распространяется им и на проблему соотношения

между психической и физической действительностью.

Ф. Перлз считал, что любой аспект поведения - есть проявление целого, т. е.бытия человека.

Идея целостности - означает понимание индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается “контактная граница” между индивидом и средой: у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее.

Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты,

Высшая духовная потребность : гармонии и самореализации.

открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведении.

Дух

душа

тело









тело тело тело тело

Дух дух социальная сфера Экологическая сфера











Материальная сфера







Физическое   здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Душевное здоровье - внутреннее состояние, когда душа открыта людям и миру, бодра и радостна, не страдает болью и не болеет враждой. Это хорошее настроение, бодрость и энергия, интерес к жизни и внутреннее ощущение "Хорошо". Душевно здоровый человек - адекватен, позитивен и доброжелателен. Он живет в высоком эмоциональном тоне, ему нравится разумный уровень жизненного напряжения, окружающий мир,  для него - прекрасный и любимый. Основа душевного здоровья – наличие цели в жизни. Так считают 44,2 % россиян, принявших участие в опросе Минздравсоцразвития. Но наличие цели – скорее относится к духовным потребностям самореализации, чем к душевным.

В нашем понимании душевный аспект здоровья - это гармония эмоционально-нравственной сферы жизни человека:

- поддержка творческой реализации ,

- поддержка доброты, искренности, простоты и открытости в человеке,

- культуры проявления своих личностных качеств и эмоций.



Автор О. И. Даниленко, доктор культурологии, профессор кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ в своей статье обосновывает использование понятия «душевное здоровье» для обозначения феномена, представленного в психологической литературе как «личностное здоровье», «психологическое здоровье» и пр. Предложена концепция душевного здоровья как динамической характеристики индивидуальности. Выделены четыре общих критерия душевного здоровья: наличие смыслообразующих жизненных целей; адекватность деятельности социокультурным требованиям и природному окружению; переживание субъективного благополучия; благоприятный прогноз. Сохранение душевного здоровья в современных условиях предполагает активность индивидуальности в процессе решения ряда психогигиенических задач. Отмечена роль всех подструктур индивидуальности в поддержании и укреплении душевного здоровья человека.

Для нас также принципиально использование самого понятия душевное здоровье. Мы солидарны с автором, полагающими, что исключение понятия «душа» из языка психологической науки препятствуют пониманию целостности психической жизни человека, и обращающимися к нему в своих трудах (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. П. Зинченко, Т. А. Флоренская и др.). Именно состояние души как внутреннего мира человека является показателем и условием его способности к превенции и преодолению внешних и внутренних конфликтов, развитию индивидуальности и проявлению ее в тех или иных культурных формах (социальной, экологической и материальной сферах).


Одной из работ, посвященных этой проблеме, была книга М. Ягоды «Современные концепции позитивного ментального здоровья». М. Ягода классифицировала критерии, которые применялись в западной научной литературе для описания психически здорового человека, по девяти главным рубрикам: 1) отсутствие психических расстройств; 2) нормальность; 3) различные состояния психологического благополучия (например, «счастье»); 4) индивидуальная автономия; 5) умелость во влиянии на окружающую среду; 6) «правильное» восприятие реальности; 7) определенные аттитюды в отношении self; 8) рост, развитие и самоактуализация; 9) целостность личности. При этом она подчеркивала, что смысловое наполнение концепта «позитивное ментальное здоровье» зависит от той цели, которая стоит перед тем, кто его использует».

Сама М.Ягода назвала пять признаков душевно здоровых людей: способность управлять своим временем; наличие значимых для них социальных отношений; способность эффективно сотрудничать с другими людьми; высокая самооценка; упорядоченная деятельность. 

Для А. Маслоу душевно здоровый человек — это тот, кто реализовал заложенную от природы потребность в самоактуализации. Вот качества, которые он приписывает таким людям: эффективное восприятие реальности; открытость опыту; целостность личности; спонтанность; автономность, независимость; креативность; демократическая структура характера и др. Важнейшей характеристикой самоактуализирующихся людей А. Маслоу считает то, что все они вовлечены в какое-то дело, являющееся для них очень ценным, составляющим их призвание. Еще один признак здоровой личности Маслоу выносит в заголовок статьи «Здоровье как выход за пределы среды», где утверждает: «Мы должны сделать шаг к … ясному пониманию трансцендентности по отношению к среде, независимости от нее, способности противостоять ей, бороться с ней, пренебрегать ею или отвернуться от нее, отказываться от нее или адаптироваться к ней . Внутреннее отчуждение от культуры самоактуализированной личности Маслоу объясняет тем, что окружающая культура, как правило, менее здорова, чем здоровая личность. К большому сожалению нельзя не согласится с ним в этом.

Психи́ческое здоро́вье (духовное или душевное, иногда - мента́льное здоровье) — согласно определению  Всемирной организации здравоохранения , это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообществ.(Википедия).

Как мы можем увидеть, во всех трактовках психологов и других ученых идет некое переплетение понятий душевное, духовное, ментальное.

Мы пытаемся разделить эти понятия, для более четкого определения здоровья, и путей реализации его.

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;

6) отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек ставит перед собой, предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами цели, принципы, идеи и идеалы.

Базируясь на этих понятиях, во избежание путаницы в понимании, разделим душевное здоровье и духовное. Душевное – это то, что проявляется во вне личности, проявленные цели, идеи, убеждения, принципы и намерения. И отнесем не проявленные цели, идеи, убеждения, принципы и намерения к духовной сфере. Кстати такие важнейшие понятия для человека как любовь и ненависть относятся к духовным аспектам личности, которые формируют те или иные эмоции и поступки, проявляемые как душевное качество личности.

Тогда составляющие здоровья будут выглядеть так:



Здоровье

Экологическая сфера


Социальная сфера

Материальная сфера

Духовное

Мотивация , намерение основанное на

Любовь

Творчество основанное на нравственности

Культура во всех сферах бытия

Душевное

Эмоции позитивные

Созидательность

Коммуникативность

доброжелательная, комфорт, договоренность

Физическое

Целостность тела

Статус личностный

Благополучие личности



На современном этапе развития нашей цивилизации уже в полной мере выступают и такие понятия, как экология мышления, экология психологии.

Всем давно известен факт ментального и эмоционального загрязнения. Мы знаем, как легко передается состояние паники, агрессии, негативизма, которые быстро приводят к неоправданным трагедиям. Поэтому особенно важно сохранение чистоты мышления и эмоционального состояния.

Когда мы смотрим на треугольник, вписанный в окружность, мы видим как высшая духовная точка, потребности гармоничной самореализации влияет на все сферы бытия человека. Эта потребность формирует, создает все остальные сферы жизни личности, обеспечивая безопасность бытия этой личности и выживаемость его на планетарном уровне. Социальными психологами доказано, что выживаемость вида обеспечивается только его нравственным образом жизни.

Кто-то может обвинить в увлеченностью психологией и психотерапией. Возможно. Но не представляется возможным с одной стороны говорить о здоровье без понятия психотерапии, зная, что в современном мире человек в целом, а школьник особенно подвержен стрессам, депрессиям, страхам, тревожности. Не возможно, поднять качество образования не учитывая и не устраняя, такие факторы подавления мышления, внимания, усвоения материала, памяти краткосрочной и долгосрочной, как повышенная гиперактивность, так и повышенная тревожность, приводящие к психическим расстройствам.









Литература.

  1. Маслоу А. Мотивация и личность. Серия "Мастера психологии". Санкт-Петербург: Питер, 2003, 352 с.

  2. Перлз Ф. Гештальт-семинары / Перевод с англ. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. - 352 с. - ISBN 5-88230-202-1

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 528—573 с.

4. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с

5. Даниленко, О.И.Душевное здоровье как культурно-исторический феномен / О.И. Даниленко // Психологичсекий журнал / Б.Ф. Ломов , В.С. Шустиков, Л.И. Анцыферова. – 1988. – Том 9 №2 март-апрель 1988















































































































Педагогическое содействие подросткам в формировании мышления здорового образа жизни
  • Другое
Описание:

Здесь мы рассматриваем все аспекты здоровья, все составляющие его.В результате анализа мы получили 9 аспектов его.Из всех составляющих  само здоровье физического тела составляет 1/9 целостного понимания здоровья. Это приводит к основному выводу,  что самым важным и регулирующим  аспектом является духовный аспект здоровья, в основе которого лежит намерение или мотивация основаная на    любви к ближнему. А главным социальным аспектом  здоровья является нравственность  обеспечивающая выживаемость человека как вида на планете Земля.

Автор Voronova Alla Georgievna
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 286
Номер материала 47086
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓