Педагогическое
эссе
Когда померкнут дневные краски и всё свяжет пронзительным вечерним холодом,
когда во тьме забрезжит свет настольной лампы и ночь прижмётся к самому стеклу,
тогда уйдёт всё мелочное, мелкое и несущественное. Я остаюсь один на один с вечными,
неразрешимыми и мучительными вопросами…
Кто
я? Человек, живущий во имя детских голосов, играющий множество
ролей, словом, учитель литературы. В чём моё назначение?
Научить детей истине? Как найти себя и не потерять в этом огромном
сложном, вечно меняющемся мире? Как научить своих учеников
мыслить самостоятельно, вслушиваться в слово, в его музыку, в его
тайные смыслы?
Лев
Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями мысли, а
не памятью». Мне кажется, нужно дать ребятам возможность искать истину, искать
всерьёз, искать мучительно. Задача учителя литературы - воспитать
читателя, способного думать. И самое главное – не давать готовых ответов,
а научить видеть проблему и думать, спорить, ошибаться, но думать. А поиск
истины всегда заразителен. « Подумайте!- говорю я.- Любое мнение
значимо, если оно подтверждено текстом художественного произведения. Ценность
любой точки зрения не в её истинности, а в её доказательности.»
Так
начинается мой урок литературы. Так начинается урок – исследование,
урок-размышление. Анализ вроде бы непримечательных фактов, построение совместно
с учениками остроумной версии - занятие увлекательное. Так рождаются темы
творческих работ учащихся: « Молитва в лирике русских поэтов», «Цветовая гамма
в лирике С. Есенина», «Сказки Андерсена на новый лад» и другие. Творческие
работы моих учеников были представлены на областном и всероссийском конкурсах,
ребята стали и победителями, и дипломантами.
Процесс
исследования очень важен. Научившись думать, мои ученики
самостоятельно смогут овладевать знаниями и анализировать проблемы.
Именно уроки литературы формируют основные духовные ценности, учат Законам
Добра, Правды, Милосердия, Любви, Сострадания, учат так, чтобы душа болела,
ибо…
Пока
душа болит, мы люди.
А
не болит, что за душа.
Я
не смогу опекать моих учеников всегда. Они окончат школу и уйдут, но
механизм работы мысли приведён в действие, и, может быть, они ещё не раз
прочтут « Онегина», и вслушаются в слово, и увидят новые вопросы, и попытаются
ответить на них, и сделают это лучше меня. Продолжением моего урока будет
потребность в чтении, самосовершенствовании,
самовоспитании. самообразовании.
Я
учитель-словесник. За много лет работы в школе моё слово и в школе, и вне
её бывало разным: лозунгом и криком души, болью и радостью, похвалой и
наказанием, праздником и буднями, но именно слово учит детей
слышать, видеть, понимать, грамотно излагать мысли, а самое главное-
значимое слово создаёт для каждого ученика ситуацию успеха.
Я
женщина. Природой мне заложено стремление к созиданию, к красоте. Я ввожу
ученика в мир прекрасного, учу различать добро и зло, бужу его эмоции. его
душу, помогаю ему стать творцом. И всё это посредством удивительного и
божественного дара – СЛОВА.
Счастье
учительское… Судьба учительская... Скажу ли ей «спасибо»? Наверное, да. Спасибо
за те минуты, когда удавалось пробудить в детях лучшие чувства, спасибо за те
мгновения, когда после долгих неудач ребёнок вдруг воскликнет:
«Получилось!» и обретёт веру в себя. Победа ребёнка станет и моей победой, его
радость - моей радостью. Именно в такие минуты я говорю себе: «Не ропщи на
судьбу, если избрала эту стезю, полюби детей все сердцем, поверь в них, растворись
в них, ибо твоё призвание – нести Радость, Любовь, Добро.»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.