Главная / Русский язык и литература / Педагогическое эссе (размышления о литературном образовании школьника)

Педагогическое эссе (размышления о литературном образовании школьника)

Педагогическое эссе


  Когда померкнут дневные краски и всё свяжет пронзительным вечерним холодом, когда во тьме забрезжит свет настольной лампы и ночь прижмётся к самому стеклу, тогда уйдёт всё мелочное, мелкое и несущественное. Я остаюсь один на один с вечными, неразрешимыми и мучительными вопросами…

 Кто я? Человек, живущий во имя детских голосов,  играющий множество ролей,  словом, учитель литературы.  В чём моё назначение?  Научить детей истине?  Как найти себя и не потерять в этом огромном  сложном, вечно меняющемся  мире? Как научить своих учеников  мыслить  самостоятельно, вслушиваться в слово, в его музыку, в  его тайные смыслы?

Лев Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями мысли, а не памятью». Мне кажется, нужно дать ребятам возможность искать истину, искать всерьёз, искать мучительно. Задача учителя литературы - воспитать читателя,  способного думать. И самое главное – не давать готовых ответов, а научить видеть проблему и думать, спорить, ошибаться, но думать. А поиск истины всегда заразителен. «  Подумайте!- говорю я.- Любое мнение  значимо, если оно подтверждено текстом художественного произведения. Ценность любой точки зрения не в её истинности,  а в её доказательности.»

Так начинается мой урок литературы. Так начинается  урок – исследование, урок-размышление. Анализ вроде бы непримечательных фактов, построение совместно с учениками остроумной версии - занятие увлекательное. Так рождаются темы творческих работ учащихся: « Молитва в лирике русских поэтов», «Цветовая гамма в лирике С. Есенина», «Сказки Андерсена на новый лад» и другие. Творческие работы моих учеников были представлены на областном и всероссийском конкурсах, ребята  стали и победителями, и дипломантами.

 Процесс исследования очень важен. Научившись думать, мои ученики  самостоятельно  смогут овладевать знаниями и анализировать проблемы. Именно уроки литературы формируют основные духовные ценности, учат Законам Добра, Правды, Милосердия, Любви, Сострадания, учат так, чтобы душа болела, ибо…

 Пока душа болит, мы люди.

А не болит, что за душа.

Я не смогу опекать моих учеников всегда. Они окончат школу и уйдут, но механизм  работы мысли приведён в действие, и, может быть, они ещё не раз прочтут « Онегина», и вслушаются в слово, и увидят новые вопросы, и попытаются ответить на них, и сделают это лучше меня. Продолжением моего урока будет потребность в чтении,   самосовершенствовании,   самовоспитании. самообразовании.

Я учитель-словесник. За много лет работы в школе моё слово и в школе,  и вне её бывало разным: лозунгом и криком души, болью и радостью, похвалой и наказанием, праздником и буднями, но именно   слово  учит детей слышать, видеть,  понимать, грамотно излагать мысли, а самое главное- значимое  слово создаёт для каждого ученика ситуацию успеха.

Я женщина. Природой мне заложено стремление к созиданию, к красоте. Я ввожу ученика в мир прекрасного, учу различать добро и зло, бужу его эмоции. его душу, помогаю ему стать творцом. И всё это посредством удивительного и  божественного дара – СЛОВА.

Счастье учительское… Судьба учительская... Скажу ли ей «спасибо»? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить в детях лучшие чувства, спасибо за те мгновения,  когда после долгих неудач ребёнок вдруг воскликнет: «Получилось!» и обретёт веру в себя. Победа ребёнка станет и моей победой, его радость - моей радостью. Именно в такие минуты я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, если избрала эту стезю, полюби детей все сердцем, поверь в них, растворись в них,  ибо твоё  призвание – нести Радость,  Любовь, Добро.»


Педагогическое эссе (размышления о литературном образовании школьника)
  • Русский язык и литература
Описание:

Педагогическое эссе - это размышление учителя литературы о своем назначении, о ценностях литературного образования школьника, о приобретении навыков самовоспитания и самообразования, о методах и формах преподавания предмета. Представлено краткое описание проведения урока литературы, размышления учителя о нравственных категориях, о назначении учителя- словесника, раздумья об учительской судьбе. Процесс исследования очень важен. Научившись думать, мои ученики  самостоятельно  смогут овладевать знаниями и анализировать проблемы. Именно уроки литературы формируют основные духовные ценности, учат Законам Добра, Правды, Милосердия, Любви, Сострадания, учат так, чтобы душа болела. 

Автор Капунова Людмила Александровна
Дата добавления 01.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 474
Номер материала 6093
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓