Главная / Классному руководителю / Педагогическое эссе "От призвания к признанию"

Педагогическое эссе "От призвания к признанию"

Эссе «От призвания к признанию»

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас».

К.Д. Ушинский

Что такое счастье? В народе говорят: счастье – это когда утром хочется бежать на работу, а вечером – домой. Если следовать народной мудрости, то я счастливый человек.

Я счастлива каждое утро видеть свой любимый 4Б класс, их любопытные и озорные глаза. Счастлива, что могу передать им часть своих знаний, научить учиться, дружить, любить Родину, совершенствоваться.

Я люблю свою профессию и чувствую радость оттого, что могу расти профессионально, раскрывая заложенный педагогический потенциал.

Я люблю свою школу за то, что вместе со мной работают замечательные люди, квалифицированные педагоги.

Я счастлива и оттого, что в семье меня любят, моя дочь гордится мной, уважает меня. Моя дочь Валентина - опора и поддержка, готовая всегда прийти на помощь. Все возвращается…

«Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретённым знанием».

Джон Рёскин

Любить своих учеников и своё дело, искать истину, вести постоянный диалог с прошлым и настоящим, воспитывать детей в духе свободы и творчества, приучать их к ответственности за сохранение нашей великой культуры, понимать своих воспитанников и быть понятой ими – таковы слагаемые моей педагогической философии.

Всегда работаю творчески, не жду, пока для меня кто-то специально придумает приёмы и методы работы, ищу их сама. Свой собственный опыт надо выстрадать в муках раздумий, в поисках отдельных приёмов своей многогранной работы, в непрерывном обогащении новыми знаниями, свежими идеями, интересными находками.

Когда я чувствую отдачу от моих учеников, то душа моя окрыляется, и, самое главное, начинаю думать над тем, чем бы их ещё заинтересовать, чтобы отдача была ещё больше, – появляется стимул для собственного роста.

Мы, классные руководители, черпаем ежедневно живую энергию детства и, как никто, должны всегда помнить собственные детские годы и не «взрослеть», т.е. не черстветь душой.

Вспоминаются слова Руссо, обращённые, как я понимаю, именно к нам: «Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе мир?» Без этой любви в школе нечего делать.

А чего же нам хотелось в детстве? Играть! Недаром наш замечательный педагог С.А. Шмаков назвал одну из своих книг «Её величество – игра».

Игра это важнейший путь включения детей в деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В воспитательной системе класса «Волшебная страна» широко применяю игровые технологии.

Слова писателя Александра Грина, созвучные моему восприятию жизни, стали одной из составляющих моего педагогического кредо: «… я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками… Чудеса: улыбка, веселье, прощенье, вовремя сказанное слово. Владеть этим – значит владеть всем».

«Тебя любит солнышко!» - вот «вовремя сказанные слова» когда-то давно моей первой учительницей Соболевой Эммой Петровной. Эти простые три слова навсегда излечили меня от комплекса «конопатой» девчонки. Казалось бы ерунда! А для меня, тогда восьмилетней, это была трагедия «вселенского» масштаба.

Может быть, именно это непростое детское переживание и сподвигло стать педагогом. Кто знает?

А может, это сделала моя мама, которая с ранних лет прививала мне любовь к книгам. А началось всё со стихотворения А.С. Пушкина «Жених», которое я знала наизусть уже в 5 лет... а потом, повзрослев, я «взахлёб» читала все подряд произведения великого гения мировой литературы, открывая для себя удивительный и волшебный мир поэзии и сказок.

«…в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией…», - однажды провозгласил Н.А.Некрасов. Стараюсь на каждом мероприятии нащупать этот «клапан» и попытаться его отворить, поселив навечно в душу ребёнка великие ценности бытия: любовь, добро, веру, надежду, красоту.

Удивительно, но это факт: день моего появления на свет совпадает с днём рождения Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, чьё творчество мне очень дорого, моя единственная дочь родилась в Пушкинский день, а внучка Ангелина – 20 июня, в день, когда родился поэт-песенник Юрий Визбор, который создал песню на все времена «Милая моя».

А.Энштейн писал: «Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто всё на свете является чудом». Сотворить чудо – вот что значит для меня воспитать Человека. Да и всё остальное, что ни есть в жизни – это великое чудо!

Я полностью согласна с мыслью, высказанной когда-то советским писателем М.Горьким: «Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель – магом».

И в этом я смогла убедиться ещё в раннем детстве, а потом в течение 15 лет убеждала в этом своих учеников, будучи учителем русского языка и литературы.

И теперь, когда я стала учителем начальных классов, я не перестаю в это верить. Я точно знаю, что книга, подаренная мною ученику в День его рождения, обязательно будет прочитана, а это значит, что он будет учиться мечтать, отправляясь в путешествие вместе с героями книги, соприкасаясь душой с удивительным миром, имя которому Жизнь. Ведь как однажды сказал Ф.Бэкон: «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Не правда ли, как точно и образно?! Очень хочется, чтобы наши дети больше читали книг, приобщаясь к мудрости, накопленной годами.

Мы живём в третьем тысячелетии. Кажется, что человечество постигло все тайны мироздания… Но по-прежнему нераскрыта тайна – душа человека, ребёнка. Вечной остаётся проблема: как взрастить Человека?

И где на этой долгой и трудной дороге моё место? Наверное, 20 лет педагогической работы в школе указывают на него – моё призвание быть в школе, причём, как показала жизнь, в любом качестве: филолога, учителя начальных классов, старшей вожатой, редактора школьной газеты и классного руководителя.

В моем понимании классный руководитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время, кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова муки творчества, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу.

Будучи человеком пытливого ума, я прошла онлайн-тестирование «Моё предназначение в жизни». Ответила на десяток вопросов на Интернет-страничке «Психологические тесты. Гермес», и вот какой мне был вынесен вердикт:

«Упрямы, терпеливы, умны, ваше призвание – создавать человека будущего, учить его жить и строить новое общество. Вы можете не быть педагогом, но наставничество, умение брать ответственность на себя, постоянное лидерство проявляется во всех без исключения делах. Вы любите людей и знаете, как сделать их лучше. Терпеливым трудом и самообразованием вы приведёте и себя, и всё общество к счастью». Глобально? Идеально? Ну что ж, посмотрим?!

В каждом моём ученике я вижу будущее. Оно прекрасно и хрупко. Я в ответе за «чудо, миру явленное»!

А разве не чудо, что каждый человек неповторим. И нужно воспринимать его таким, какой он есть, а не таким, каким бы ты хотел его видеть. М. Метерлинк (бельгийский драматург) напоминает нам устами сказочного героя, что ребёнка «с пустыми руками на Землю не пускают…» Он приходит в мир с особой миссией, в нужное для этого мира время. Помочь ему раскрыть и постичь себя, а не превратить его в зеркальное отражение окружающих взрослых – задача классного руководителя.

Ребёнок имеет право быть Другим, и на моих плечах груз ответственности за моего ученика, воспитанника.

Какие они все разные, мои дети: одному нужна хорошая отметка, другому интересное задание, а третьему – всего лишь добрый взгляд, поощрение, признание. Поэтому для меня главное – позволить каждому быть собой, не подавлять того, кто хочет быть другим, «сберечь неповторимую прелесть индивидуальности», верить в ребёнка, разделять вместе с ним удачи и огорчения, вдохновлять на добрые поступки, возбуждать жажду познания и творчества.

Именно мои ученики заставляют меня быть таким классным руководителем, каким я и являюсь на сегодняшний день. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их детским ошибкам, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменяюсь сама.

     Вспоминаю свой первый классный час… Тревога, страх, неуверенность… получится ли? Смогу ли «дотронуться до сердца» каждого, не станут ли мои слова Пустотой?

     Прошло 20 лет таких разных, непохожих друг на друга. Но каждый день по-прежнему начинается для меня все с того же вопроса.

     Дети – это то, к чему невозможно подготовиться. Здесь нет заведомо известных ответов, и каждый день  с ними – это испытание, прежде всего для самого себя, для своей души.

     Каждая их победа пусть маленькая, но победа. Каждый их успех – это гордость за них, это счастье. Но каждая их ошибка – это боль и все тот же вопрос, что Ты сделала не так? О чем не смогла предупредить, предостеречь?

     Я считаю своим педагогическим кредо именно понять ребенка, полюбить его и помочь ему раскрыть себя, достичь тех высот, на которые он способен. Очень хочется, чтобы мои воспитанники умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, чаще выбирая верные жизненные решения.

Проработав в школе 20 лет, по-прежнему чувствую себя новичком, полным творческих сил, который жадно впитывает всё новое, необычное, нестандартное, что является очередным ключиком к душе ребёнка, который всегда ждёт чуда первого открытия.

Пусть заключительным аккордом прозвучит бунинская строка: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне». «Я вижу» результаты своих трудов в детях, «слышу» о себе положительные отзывы коллег и родителей учащихся, и от этого становится хорошо на душе, и я чувствую удовлетворение.

Я педагог. Я счастлива, потому что люблю свою работу, понимаю своё предназначение!







Педагогическое эссе "От призвания к признанию"
  • Классному руководителю
Описание:

В педагогическом эссе "От призвания к признанию" переосмысливается 20-летний стаж работы в качестве классного руководителя и учителя. Философское размыщление педагога о правильности выбора профессии, о своём предназначении и признании своего труда.

«Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретённым знанием».

Джон Рёскин

 

Любить своих учеников и своё дело, искать истину, вести постоянный диалог с прошлым и настоящим, воспитывать детей в духе свободы и творчества, приучать их к ответственности за сохранение нашей великой культуры, понимать своих воспитанников и быть понятой ими – таковы слагаемые моей педагогической философии.

Автор Шумская Любовь Серафимовна
Дата добавления 19.04.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 852
Номер материала 59815
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓