Главная / Другое / Педагогическое эссе на тему: "Размышления молодого педагога".

Педагогическое эссе на тему: "Размышления молодого педагога".



«Чтобы научить
другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». М. Монтень.


В детстве все мы мечтали о любимых профессиях. Друг мой Кирилл хотел стать водителем, Степан – нефтяником, Лиза продавцом (девочка до восьми лет наивно полагала, что конфеты там выдаются бесплатно). Я же видела свое будущее с мелом в руке около доски и что-то объясняющей детям. На то есть несколько веских причин: во-первых, у меня семья - учителя. Во – вторых, я люблю детей. Всех. Абсолютно. Я считаю, что каждый заслуживает внимания, любви, я всегда в это верила, и всегда хотела им помогать в освоении неизведанных просторов. 
Я пришла в школу сразу после училища, потому что мне было интересно, а что это значит - работать в школе? Сначала было немного страшно, особенно когда впервые встречалась с классом. Кто они, эти «инопланетяне», которые смотрят «другие» мультфильмы, слушают «другую» музыку, ведь двенадцать лет разницы - это и мало, и в то же время неимоверно много.
И вот тогда-то, в эти первые дни, я поняла, что половина успеха в дисциплине - это знание детских имён. Называя их Димами, Гришами, ты уже протягиваешь к ним очень важную ниточку доверия.  Да, пожалуй, образ учителя – это одна из ведущих проблем педагогики, и не только сегодня – во все времена. Стереотип авторитарного самодура, беспорядочно размахивающего указкой и подавляющего учеников своим авторитетом, безнадёжно изжил себя. Благо, сегодня ни школе, ни обществу не нужен подобный субъект (это, конечно, не значит, что таких учителей больше не встречается – к сожалению, часть из них до сих пор на своих местах). Но в размышлениях о том, каким должен быть хороший современный учитель, было бы глупо «изобретать колесо» – ведь этим вопросом задавались великие умы на протяжении многих веков. И, должна вам сказать, их представления не слишком-то отличались: будь то размышления Яна Амоса Коменского, наставления Адольфа Дистервега или раздумья о воспитании и роли учителя Льва Толстого. Все их идеи касаются творческого характера педагогической деятельности, умении сотрудничать с учениками, искать с детьми истину, уметь их увлекать и удивлять. Можно не ходить слишком далеко и привести небольшую цитату из книги советского педагога Евгения Ильина «Герой нашего урока» про то, как учитель должен подходить к своей работе: «Войти, вбежать, ворваться в класс, лихорадочно поглядывая на часы (уложиться бы!), умеет всякий. «Где мел, где тряпка, кто дежурный? Дневник!» – так нередко начинаем урок. Невольно вспоминаются слова шолоховского Давыдова, сказанные Нагульнову: «Сам псих и других психами делаешь». Явиться – это не ворваться, а интригующе войти! Так, чтобы урок стал желанной встречей, не похожей на вчерашнюю и ту, что будет завтра. Явиться – это всегда чем-то удивить. Не галстуком, конечно, новой причёской или чем-то ещё, а каким-нибудь творческим приёмом, который сразу и всех включает в работу – совместную, как в театре. И ученик, подводя итоги дня, вдруг скажет невзначай или подумает: «Я помню чудное мгновенье...». И пусть кому-то покажется такой подход слишком идеалистичным, а подобный учитель – нереальным, именно такой образ до сих пор проскальзывает в мечтах человечества об умном и сильном наставнике. И, если в книге Ильина можно заподозрить социалистический реализм, то близкий нам образ героя Робина Уильямса, педагога Джона Китинга из умного и тонкого фильма
 «Общество мёртвых поэтов», неизменно вызывает симпатию и веру в то, что настоящий учитель должен быть именно таким: умным, сильным, творческим человеком широких взглядов, который готов срывать шаблоны, удивлять детей и идти наперекор существующим в школе правилам, если это необходимо для блага его учеников. Это даже не образ, это архетип.
Каждый человек в душе очень раним, и жаждет любви и теплоты от других - это моё твёрдое убеждение, с которым я пришла в школу и в котором до сих пор не разочаровалась. В наше время уже банальными кажутся слова «старайтесь видеть в людях хорошее», но ведь это действительно стоит делать. Ты получишь взамен ровно столько, сколько отдашь сам. И дети тянутся тебе навстречу, радуются счастью поговорить, поделиться своими открытиями, огорчениями, ведь, как оказалось, дома с детьми общаются очень немного. А где, как не на уроках говорить об окружающем нас мире, о его законах и противоречиях? А сколько смешных случаев происходит на уроках! Чего стоит рассуждения третьего класса о слове «кучер»! В итоге, дети решили, назвать его таксистом.
Пишем сочинение про то, если вдруг животные перестали бы размножаться. 
- (дословно) Если вдруг животные перестанут размножаться, те, которые занесены в Красную книгу, то все животные погибнут. Учёные берут самку и самца, заводят их в вольер и оставляют на одну ночь. Накрутила волосы... 
-Вы похожи на барашка!) (широкая улыбка, вроде как комплимент, но тут улыбка сходит с лица-до ребенка дошло, что она сказала)
-Я имела ввиду, на одуванчик.. Ээээ... На кудряшку Сью... (Под моим взглядом быстро ретировалась). А дежурные шуточки? - Хотите, я Вам подниму настроение? А вот нет! На нашем выпускном чечетку танцевать будете! Сейчас рано!
Я за демократические отношения между учителем и учащимися. Надо давать свободу творчества и поиска, но учитель всё равно остаётся лидером, способным в любой момент восстановить порвавшуюся логическую нить или несколькими словами изменить ход всего урока. Конечно, на деле иногда случается всякое, бывает, что не я, а дети подводят меня к новым
открытиям. Но разве это не то, к чему надо стремиться, ведь учебный процесс должен быть двусторонним. Уча их, я учусь сама.

Но, есть, конечно, инегативная сторона. Ребенок, придя в школу, теряет свою индивидуальность,попадая под рамки, которые объединяют всех: и учителей, и детей, и родителей. Возникает вопрос, учитель как элемент этого механизма - насколько свободен он, как скоро изнашивается, пока не сломается? Печально шутят, что через десять лет работы учителем у человека не спрашивают, где он работает – и так видно. Причин этому много. Прежде всего, у учителя разноплановая социальная ответственность. За что он только не отвечает! За знания и умения, воспитанность и поведение, безопасность и здоровье, бесконечную документацию, урок и внеурочную работу, работу с родителями, разбитое стекло, тарелку в столовой. Не спорю, ученик тоже работает в эпохуинформационной волны, но, а как быть учителю? Ведь не успев освоить один
школьный курс, так тут же появятся нововведения, стандарты, а за ними отчеты, отчеты, отчеты… 
Несмотря на все это, растим мы детей и учим, прежде всего, для будущей, взрослой жизни - частной жизни каждого из них и
жизни всей нашей страны в целом. Как сложатся их судьбы, покажет время, но пока они просто играют, мечтают, а я стараюсь поддержать и подкрепить их мечты, дать им умения и навыки, которые им обязательно пригодятся в жизни.
Разрешите представиться, я учитель и я счастлива!

Педагогическое эссе на тему: "Размышления молодого педагога".
  • Другое
Описание:

Чему учат дети учителей?

  Я сижу и размышляю над этой темой... Странно: не учителя детей, а наоборот! Тысячи вариантов ответа, как тысячи дорожек, уходят в разные стороны, исчезая за горизонтом моего небольшого учительского опыта. Хочется рассказать множество смешных случаев, сменить тон повествования на иронический, тем самым отойти от серьезного размышления. Я считаю, что каждому начинающему учителю просто необходимо обращаться к наставникам, читать соответствующую литературу, а самое главное-любить детей! Ведь дети-это наше всё!           Вспоминается мой 3 в и их трактовка слова "кучер", задачи про булочки в 4 в и письма по спасению животных; взлёты и падения... 

Автор Бойкова Маргарита Михайловна
Дата добавления 13.03.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1202
Номер материала 57949
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓