Главная / Директору-завучу / Педагогический совет "Роль личности учителя в современной школе"

Педагогический совет "Роль личности учителя в современной школе"

Гречушкина С.Ю. зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 15 г. Мичуринска

Роль личности учителя в современной школе

«Вам, памятник, учителя,

Я высек бы

Из красного гранита,

Установил бы на просторе

Большое человеческое сердце…»

А. Дусенбиев

Учитель… Самое обычное название профессии человека. Но когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию и детей или нет….

Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Поэтому не всё равно, каким будет этот человек, оставит ли он такой же след в жизни или нет. В современной школе роль личности педагога существенно возрастает.

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют детей, их родителей и общество в целом, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентностный подход, продуктивность, социально направленные личностные качества. А личностные качества учителя неотделимы от профессиональных.

Сегодня, как утверждает Ш.А. Амонашвили, учителям должно быть присуще все самое лучшее, что людям нравится в человеке. Они должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Доброта и любовь к детям должны быть не только внутренне переживаемым состоянием, но и главным мотивом, стимулом педагогической деятельности.

В психолого-педагогической литературе традиционной считается точка зрения, что основой профессионального становления учителя является наличие у него профессионально значимых качеств такие как: способность понимать ученика, педагогический такт, способность реконструировать учебный материал и доступно излагать его, способность убеждать людей, творческое отношение к работе, способность быстро реагировать на педагогическую ситуацию и вести себя в ней гибко.

Американский психолог А. Маслоу утверждает, что эффективные учителя характеризуются общей направленностью к актуализации, им свойственно теплое отношение к людям, юмор, подлинность эмоциональных проявлений, искреннее переживание ученикам. На противоположном полюсе находятся неэффективные учителя, которых отличает равнодушие, язвительность, насмешки над другими людьми. Замечено, что такие преподаватели подрывают творческие силы учащихся.

«Хороший» учитель способен понять другого человека и действовать на основе этого понимания. Люди и их реакция является для этого преподавателя более значимыми, чем вещи и формальные ситуации. Он доверяет людям, ждет от них проявления дружелюбия, а не враждебности. Человек всегда представляется для него личностью, обладающей достоинством.

Очевидно, что качества, столь необходимые учителю, не появляются и не проявляются вдруг. Они результат длительного процесса воспитания и саморазвития в соответствии с идеалом современного человека и идеалом современного учителя, который должен иметь способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере, владеть новыми средствами измерения качества обучения, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка. И с этим успешно справляются наши учителя, работающие в профильных классах. Можно с гордостью говорить о тех, кто стоял у истоков зарождения профильного обучения. Это: Никульшина Л.А. (учитель математики МОУ СОШ № 21 г. Мичуринска), Алимов И.П. (учитель физики МОУ СОШ № 21 г. Мичуринска, Заслуженный учитель РФ), Руденко Ж. В. (учитель химии МОУ СОШ № 21 г. Мичуринска) и др.

Учитель – это всегда активная, творческая личность, его роль велика. Он выступает организатором повседневной жизни учащихся. Побуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагог – образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним. Ему необходимы такие качества, как изобретательность, сообразительность, настойчивость, он всегда должен быть готов к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Нам было интересно узнать, каково представление современного школьника об учителе, для этого было проведено исследование в форме сочинения на тему "Каким я хочу видеть своего учителя". Предлагаются некоторые результаты этого исследования.

Из сочинений обучающихся 11в класса.

«Наша Светлана Вячеславовна умна, добра, красива. С ней можно поговорить обо всем, что тревожит. Светлана Вячеславовна способна не только выслушать, но и дать мудрый совет. Мы благодарны ей за многое, но больше всего за то, что наш разрозненный десятый класс стал дружным одиннадцатым. С нашим классным руководителем интересно всюду: и на школьных вечерах, и на спектаклях в театре, и на выставке в доме – музее Герасимова. Светлана Вячеславовна умеет увлекательно рассказывать о самых, казалось бы, обыденных вещах. Она с удовольствием делится с нами своими знаниями. Не менее интересно с ней и на уроках. Светлана Вячеславовна – знающий филолог, любящий русскую литературу и умеющий эту любовь передать нам». (11в, Кобозева Ольга)

Душевная чуткость в характере учителя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога – профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознаёт свою личную ответственность за судьбы обучающихся.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. 91 % обучающихся отметили такую черту характера современного учителя в анкетах, проведенных во время исследования.

Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как его умение быть объективным.

Преподаватель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, так как нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам.

Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Секрет успеха таких учителей состоит в умении управлять деятельностью учащихся.

Ещё одним важным показателем мастерства является умение активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их способности, самостоятельность, пытливость.

Составной частью педагогического мастерства является также и умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у учащегося высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность.

Из сочинений: «Учитель должен немало уделять времени нравственному воспитанию детей, которое сегодня является одним из самых болезненных мест нашего общества. За время учебы в школе у меня был учитель, на которого можно равняться. Это моя первая учительница Аганина Нина Михайловна. Нина Михайловна с первых дней учебной жизни привила ко мне тягу к знаниям. Это добрый, открытый человек, который может похвалить за хорошие оценки, но может и поругать за плохие. Я хотел бы, чтобы каждый учитель был в чем – то похож на Нину Михайловну. И тогда можно будет с уверенностью сказать, что дети, воспитанные такими людьми, добьются больших успехов в своей жизни». (11в, Захаров Вадим)

Учитель, должен стать лидером, в выстраивании «образовательной траектории» своего подопечного, в их совместной работе по определению индивидуального «образовательного пути». Для этого, необходимо:

  • вовлечь учащегося в процесс решения проблем;

  • постоянно делиться с учащимся информацией, способствующей возникновению мотивации к творческой деятельности;

  • развивать у детей умения и навыки разрешения проблем, конфликтных ситуаций;

  • личным примером показывать, какими качественными характеристиками должны быть наделены современные люди, уметь слушать, предоставить учащимся самостоятельность и разрешить рисковать.

Из сочинений: «Я считаю, что учитель должен быть умным, начитанным человеком. Он должен иметь хорошие знания не только в своем предмете но и в других. Учитель должен стараться сделать свои уроки интересными, показательными, они должны развивать образное мышление учащихся. Для этого учителю надо рассчитать время урока по минутам, тогда ученики будут приобщаться к напряженной творческой работе. Это будет учить детей бережно относиться к учебному времени, ценить результаты своего труда, труда товарищей и взрослых». (11в, Захаров Вадим)

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог – мастер, который умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Из сочинений: «Учитель должен быть добрым, доверчивым. Не все ученики плохие. И если учитель будет судить по какому-то одному человеку, то пострадают те люди, которые ни в чем не виноваты. А так бывает чаще всего. Так называемый закон подлости. Не разобравшись, учитель обвиняет не того. Мой идеал учителя – это учительница истории. Она не грубит, с ней интересно, она умная, знает, с кем надо погрубее, а с кем можно и помягче. Устные уроки я не любила никогда, а теперь моим любимым уроком стала история. Она рассказывает очень интересно, занимательно, а не нудно. Мне очень бы хотелось, чтобы учителя все были такие. Да и еще, она к тому же и очень симпатичная. А ведь приятно смотреть на учителя, когда он красивый». (8а)

Учащиеся школы называют такие качества личности учителя, как человечность (75%), доброта (45%) , справедливость (91%) , терпеливость (37%), уважение к людям (84%), эмоциональная уравновешенность (71%), интерес к жизни учащихся (35%), самокритичность (40%), сдержанность и многие другие.

Подавляющее большинство учителей, работающих в коллективе, соответствуют мечтам и желаниям учеников.

Учитель-профессионал (мастер) – это творческий, высокообразованный, культурный, талантливый человек, мудрый наставник, исследователь, психолог, технолог, мастер, труженик, творец и созидатель личности ребенка.

Исследуя различные аспекты психологии труда учителя, Н.В.Кузьмина (доцент, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ) утверждает, что по-настоящему талантливых учителей не более 12%, основная масса – это мастера, сумевшие хорошо овладеть приёмами обучения и воспитания и добивающиеся благодаря этому эффективности в работе.

Педагог должен формировать в себе способность быть открытым ко всем проявлениям личной жизни ребенка, быть искренним, тактичным, увлечь собой, уважать самого себя, быть уверенным в себе, уметь слушать и слышать, быть другом, уметь сочувствовать и переживать. Современная школа должна быть местом, где каждый имеет право на успех, на счастье, на творчество, и ученик, и учитель. Мы приветствуем тех педагогов, которые активно участвуют во всех конкурсах, которым дорога честь школы. Хочется отметить активных, инициативных, успешных учителей, которые являются призерами городского конкурса «Учитель года»: Ачкасова Е.А. III место, 2006г., Пелагеина Е.В. – победитель в номиниции «Учитель – исследователь» 2007 г., Власова И.А. – победитель в номинации «Самый креативный учитель» 2007 г., Невзорова Ю.В. – победитель в номинации «за использование ИКТ» 2008г. Барышева Е.А., Лошакова А.С. обладатели президентского Гранта в рамках нац.проекта «Образование» - 2008г.

Из сочинений: «В наш двадцать первый век, скорее всего учитель должен быть фанатом своего дела. Ведь в таком ритме жизни, и при очень маленькой оплате своего труда, нужно найти в себе силы дать нам знания, быть психологом, привить самые лучшие человеческие качества, это очень тяжело. Учитель с большой буквы – это учитель двадцать первой школы. Наши учителя – эталон для подражания. Я горжусь, что учусь в двадцать первой школе – школе двадцать первого века». (10в, Мацнева).

Личность учителя является важнейшим социальным фактором в становлении зрелой, творчески активной, компетентной личности выпускника, способной к самореализации в современном обществе.



Педагогический совет "Роль личности учителя в современной школе"
  • Директору-завучу
Описание:

       В разработке приведены выдержки из сочинений детей нашей школы "Каким должен быть учитель". Учитель-профессионал (мастер) – это творческий, высокообразованный, культурный, талантливый человек, мудрый наставник, исследователь, психолог, технолог, мастер, труженик, творец и созидатель личности ребенка.

      Личность учителя является важнейшим социальным фактором в становлении зрелой, творчески активной, компетентной  личности выпускника, способной к самореализации в современном обществе. 

     Американский психолог А. Маслоу утверждает, что эффективные учителя характеризуются общей направленностью к актуализации, им свойственно теплое отношение к людям, юмор, подлинность эмоциональных проявлений, искреннее переживани.
     МБОУ СОШ № 15 - это школа, полученная слиянием МБОУ СОШ № 21 и 23.

 

Автор Гречушкина Светлана Юрьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 672
Номер материала 49616
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓