Главная / Директору-завучу / Педагогический совет "Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся как фактор повышения качества образования"

Педагогический совет "Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся как фактор повышения качества образования"

Педагогический совет


«Формирование и развитие

метапредметных компетентностей обучающихся

как фактор повышения качества образования».


Школа должна в первую очередь учить детей мыслить —

причем, всех детей, без всякого исключения

Психолог В.В. Давыдов


В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. В школьной образовательной практики выделяются следующие ключевые компетентности:

- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями;

- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.


Слайд 2

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

На сегодняшний день на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире.

Слайд 3-4

Каким должен быть выпускник школы? в частности, выпускник начальной школы?


Какой должна быть современная школа, и какие задачи стоят сегодня перед современным учителем?

Данный вопрос обсуждался на самом высоком уровне. В послании президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года были названы основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в частности было отмечено, что главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития, от школы требуется дать детям возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Таким образом, ОРИЕНИТИРУЯСЬ НА ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА, НА ПОРТРЕТТ ВЫПУСКНИКА, школа должна решать проблемы дня сегодняшнего, но готовить учащихся к их будущей жизни.


Слайд 5

С 2011-2012 учебного года все школы России приступили к реализации ФГОС второго поколения.

В стандартах второго поколения наряду с предметными, выделяют личностные (готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности) и метапредметные (освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия) результаты.


Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее ярко проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения и из среднего звена в старшее. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделением главного из изобилия информации, систематизации и представлении информации, отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, непонимание для чего это необходимо. В результате чего у учащегося возникает состояние психологического дискомфорта и желание избежать, отгородиться от факторов его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, умение показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.


Существующие сегодня «Примерные программы обучения» на основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели обучения:

-Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

-Развитие личности учащихся.

-Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения  выделяют:


Слайд 6

1.Предметные результаты.


Слайд 7

2.Личностные результаты:


Слайд 8

3.Метапредметные результаты:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.


Слайд 9

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Для достижения планируемых личностных и метапредметных результатов важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Целью достижения личностных и метапредметных результатов на выходе из начальной школы является ученик, который:

обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников.


Формированиие личностных и метапредметных результатов проходит через:

1)систему учебных предметов

Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках, прежде всего, являются:

– предметное содержание;

– образовательные технологии деятельностного типа;

–- продуктивные задания.

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика. Обеспечивает формирование коммуникативных УУД, формирует познавательные универсальные учебные действия.

Предмет «Литературное чтение» способствует личностному развитию ученика, формирует коммуникативные УУД, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предмет «Математика» направлен, прежде всего, на развитие познавательных универсальных учебных действий, формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Предмет «Окружающий мир и ОБЖ» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, формирует оценочное, эмоциональное отношение к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика.

Предмет «Технология и ИКТ» способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, формируяет представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии»i, обеспечивает личностное развитие ученика.

Большую роль в становлении личности ученика играет предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка». Прежде всего они способствуют личностному развитию ученика, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

В предмете «Информатика» направлен на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД), вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия, формирует коммуникативные универсальные учебные действия.

Изучение иностранного языка формирует у младших школьников представление о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как инструмента познания мира и культуры других народов, позволит сформировать у них способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в устной и письменной формах, в том числе с использованием средств коммуникации (коммуникативные УУД).

Через уроки физической культуры на этапе начального общего образования формируется не только умение физически саморазвиваться и самосовершенствоваться, но и воспитывается бережное отношение к своему здоровью, умение вести здоровый и безопасный образ жизни, преодолевать временные отклонения в собственном здоровье.


2)через решение ПЗ


Слайд 10

Применение образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов

Проблемно-диалогическая технология направлена на то, чтобы научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая формирование умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология смыслового (продуктивного) чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

На занятиях по многим предметам предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.


Слайд 11

Особенность оценки метапредметных результатов.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Слайд 12

Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный

Инструментарий контроля: трёхуровневые задания, экспертные карты наблюдений, тесты, самооценка


Слайд 13-24

Метапредметные компетентности-достаточно мобильные универсальные учебные действия (УУД), которыми должен обладать человек при включении в любой современный процесс.

Набор метапредметных компетентностей:


1. Компетентность в решении проблем (задач)

Умения:

- умение видеть сильные и слабые стороны результата, своей деятельности

- умение уточнить формулировку задачи

-оценить продукт деятельности на основе критериев

-выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности

Инструмент:

Учебные (трехуровневые) и проектные (разновозрастные) задачи

Форма оценки

Коллективное решение в малой группе, публичное представление результатов работы, экспертная оценка действий каждого члена группы с помощью эксперта, на основе специально разработанной экспертной карты


2. Учебная (образовательная) компетентность

Умения:

-умение назначать самостоятельно критерии для оценивания

-умение оценивать свою работу по заданным критериям

- умение находить образцы для проверки работы, сопоставлять свою работу с образцом

-умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности умение

Инструмент:

- сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки

способ оценки

- определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки

- умение определять границы собственного знания/незнания высказывание


3. Информационная компетентность

Умения:

-правильное выполнение действий в соответствии с заданной инструкцией

- представление результатов данных в виде простейших диаграмм и таблиц

-умение интерпретировать и обобщать информацию сообщений

Инструмент:

Учебные (трехуровневые) и проектные (разновозрастные) задачи

Cпособ оценки:

Решение задач и их балльная оценка


4. Коммуникативная компетентность

Умения:

-умение понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления

-умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования ( в том числе пробы общения в сети Интернет)

- умение вести и участвовать в дискуссии

Инструмент:

Организация группового взаимодействия, устных и письменных дискуссий, написание творческих работ, сочинений, создание презентаций

Способ оценки:

Публичное предъявление результатов, экспертная оценка взрослых и школьников


5. Компетентность взаимодействия

Умения:

-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том --умение инициировать и осуществлять сотрудничество со сверстниками

Инструмент:

Организация группового и межгруппового взаимодействия в учебном процессе и социальной практике

Способ оценки:

Экспертные суждения и оценка


Слайд 25

Инструментарием для оценки достижений метапредметных и личностных результатов как критерия качества образования в МБОУСОШ№7 является ПЗ и трёхуровневые задания.


В заключении можно сделать выводы:

Учителя начальных классов, работающие в режиме ФГОС, активно реализуют ООП НОО.

Достижение личностных и метапредметных результатов (УУД) на первой ступени обучения достигается через содержание учебных предметов, внеурочную деятельность, использование элементов педагогических технологий деятельностного типа и разнообразных форм работы (ПЗ).



Педагогический совет "Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся как фактор повышения качества образования"
  • Директору-завучу
Описание:

Каким должен быть выпускник школы? в частности,  выпускник начальной школы?

 

Какой должна быть современная школа, и какие задачи стоят сегодня перед современным учителем?

 

Данный вопрос обсуждался на самом высоком уровне. В послании президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года были названы основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в частности было отмечено, что главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития, от школы требуется дать детям возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Таким образом, ОРИЕНИТИРУЯСЬ НА ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА, НА ПОРТРЕТТ ВЫПУСКНИКА, школа должна решать проблемы дня сегодняшнего, но готовить учащихся к их будущей жизни.

Автор Касымова Елена Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1231
Номер материала 41716
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓