Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыПедагогический совет на тему "Система оценки знаний обучающихся в условиях введения ФГОС"

Педагогический совет на тему "Система оценки знаний обучающихся в условиях введения ФГОС"

Скачать материал

Система оценки знаний обучающихся в условиях введения ФГОС

 

 «Голова, наполненная отрывочными,

бессвязными знаниями, похожа на кладовую,

в которой все в беспорядке

и где сам хозяин ничего не отыщет;

голова, где только система без знаний,

похожа на лавку, в которой

на всех ящиках есть надписи,

но в ящиках пусто». 

К.Д.Ушинский

 

Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария . Сегодня на педсовете мы рассмотрим некоторые  теоретические и практические аспекты  нового подхода к оценке учебных достижений учащихся  . Отметим возможности информатизации образовательного пространства школы.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников .

В основе разработки системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы  лежат:

1. Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2. Концепция  учебно-методической системы «Перспектива» (авт. Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова), учебно-методической системы «Школа России» (авт. А.А. Плешаков)

3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Учтена и стратегическая цель развития современного образования : информатизация образования, использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе.

     Особенностями системы оценки являются:

ü критерии достижения – планируемые результаты в качестве содержательной и критериальной базы оценки;;

ü оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;

ü оценка способности решать учебно-практические задачи;

ü сочетание внутренней и внешней оценки

ü комплексный подход (не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты): использование

ü стандартизированных работ (устных, письменных);

ü нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.

ü уровневый подход  в инструментарии, в представлении результатов;

ü накопительная система оценки индивидуальных достижений, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

ü использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

ü интерпретация результатов на основе контекстной информации.

Формы и методы контроля  :

 

Урочная деятельность:

 

·        Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа, наблюдения,

 

·        Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, сочинение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы по предметам, контрольные работы на метапредметной основе, портфолио, анализ динамики текущей успеваемости и психолого-педагогических исследований.

 

Внеурочная деятельность:

·        участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах внеурочной деятельности, творческий отчет, портфолио

 

Условия реализации новой системы оценки:

·        обучение обучающихся способам оценивания и фиксации своих результатов в портфолио, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;

·        внедрение новых форм отчёта одновременно с компьютеризацией этого процесса: перевод большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу.

 

Все используемые средства, формы, виды и методы оценки должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

 

 

 Система оценивания образовательных результатов

Особенности системы оценивания

Объект оценивания

ЗУ, познавательные, регулятивные результаты

 личностные результаты

Форма

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Листы достижений,

классные журналы (в бумажном и электронном виде),

справки по результатам внутришкольного контроля

рабочий журнал учителя

Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)

Характеристики обучающихся

Способ (поэтапность процедуры)

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера

Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания

Комплексность, содержательность, позитивность, систематичность, определенность, критериальность, открытость, объективность, технологичность, диагностичность, психологическая безопасность  – основные принципы современной оценочной деятельности педагога.

 

 

Формы представления образовательных результатов:

¨     табель успеваемости по предметам, или таблица результатов (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);

¨     тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

¨     оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

¨     портфолио;

¨     результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

 

Оцениванию подлежат   предметные, метапредметные и личностные результаты общего образования.

Что же оценивается в личных результатах :

·        самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка),

·        смыслообразование (мотивация (учебная, социальная); границы

Собственного знания и «незнания»),  

·        ценностная и морально-этическая ориентация( ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем , оценка своих поступков).

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования проводятся ИРО ИРБ или специалистами  ЦППРК «Журавушка» один раз в год на выпускниках

Внутренняя оценка.

 Оценка личностного прогресса. Она проводится  по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений (портфолио).

Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку

 

В метапредметных результатах оцениваются:

·        регулятивные УУД (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)

·        коммуникативные  УУД (речевая деятельность, навыки сотрудничества)

·        познавательные УУД (работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения,  анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие)

т.е. оценивается умение учиться.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

         решение задач творческого и поискового характера ( творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);

         проектная деятельность ;

         текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;

         комплексные работы на межпредметной основе.

Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей используется как «Портфель достижений» (портфолио), так и таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения», включенные в пособия «Контрольные работы и тесты». Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать  работу по освоению УУД.

Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.

 

 В предметных результатах оцениваются : предметные и метапредметные действия с учебным материалом

 

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

 

Текущая аттестация

         устный  опрос;

         письменная самостоятельная работа;

          диктант;

         контрольное списывание;

         тесты;

         графическая работа;

         изложение;

         сочинение;

         доклад;

         творческая работа;

         посещение уроков по программам наблюдения;

         диагностическая  работа

Итоговая  аттестация

         контрольная работа;

         диктант;

         изложение;

         проверка осознанного чтения

 

С помощью словесной оценки оцениваться может любое, особенно успешное действие,  а отметка выставляется  – только за решение продуктивной задачи.

За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

ПРИМЕР:

В проверочной работе – 5 заданий. Значит ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика.

За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, ученик имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку .

 

Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов

 

    Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных  результатов, необходимых для продолжения образования.

    В образовательном учреждении проводится мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ – по русскому языку, математике и  комплексной работы на межпредметной основе.  

Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме Портфеля достижений (портфолио).

Контрольно-измерительные материалы включают задания трех уровней:

1 уровень. Необходимый уровень – решение типовой  задачи. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».

2 уровень. Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания,  либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично».

3 уровень. Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи».Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».

 

Оценивается работа следующим образом:

Необходимый уровень «хорошо, но не отлично» :

·        частично -3

·        полностью – 4

Программный уровень  «отлично».

·        частично -4

·        полностью – 5

Максимальный уровень (не обязательный) «превосходно».

·        частично -5

·        полностью – 5/5

 

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфеля достижений (портфолио). Накопительная система Портфель достижений учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность.

 

Виды оценки:

 

В системе оценивания используются  оценки, характеризуемые по разным признакам:

 

·        внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).

 

·        субъективные, или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

 

В этом виде оценивания облегчит работу интерактивная система голосования и тестирования VOTUM .

 

·        самоанализ и самооценка обучающихся.

 

Об этом виде оценивания расскажет Милейко  Е.А.

·        интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации.

 

О том как должно выглядеть портфолио  расскажет Авдеева Т.Е.

 

·        словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 5-ти балльной системе, адаптированной к уровням успешности.

 

Как следует внедрять новую систему оценивания

1-й класс = САМООЦЕНКА

2-й класс  +ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

3-й класс  +УРОВНИ УСПЕШНОСТИ

с 4-ого класса  + ВЕСЬ КОМПЛЕКС

Система оценки в нашей школе ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. А соединение образования с информационно-коммуникационными технологиями расширит возможности для развития современного образования прежде всего в направлении индивидуализации, создаст условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика .

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию.

За последние пять лет практически все учителя нашей школы аттестовались . Одним из требований аттестации  является владение компьютером. Сейчас большая часть учителей школы обеспечена компьютерами, по при посещении уроков  многие учителя не хотят показать свои навыки владения компьютером, хотя и владеют ими в достаточной степени. Они не создают презентации, различные текстовые документы, хотя во всех представлениях, характеристиках пишут, что применяют ИКТ в школьной деятельности.

  Но ведь у информатизации школы много плюсов:

1. Оперативность получения информации.

2. Оперативное получение и обработка отчетности.

3. Системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации об  учащихся,

4. Снижение затрат времени учителей на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации.

5. Обеспечение дистанционной поддержки образовательного процесса для детей, не имеющих возможности посещать учреждение образования

6. Решение проблем оснащения наглядными пособиями и комплектации библиотечного фонда

7. Обеспечение представительства учителей во всемирной компьютерной Сети через Интернет-сайт и т.д.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, хотя можем все это показать наглядно , используя возможности технического прогресса.   Мы оцениваем только знания, которыми овладел учащийся, не оценивания его деятельность на уроке. Что в последнее время приводит к конфликтным ситуациям.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно быть комфортное психологическое самочувствие учителей и обучающихся; создание благоприятного микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно. Успешной работы и удачи!


Решение педагогического совета

      

1. Внедрять инновационные системы оценивания, соответствующие  требованиям, предъявляемым к уровню подготовки обучающихся по учебному предмету. 

 

Сроки: постоянно                                                            Отв. учителя, рук. ШМО

 

2. Организовать обучение  учителей использованию интерактивной системы голосования и тестирования VOTUM .

 

Сроки: до конца учебного года                    Отв.: зам. директора по УВР

 

3. Учителям начальных классов и учителям-предметникам активнее применять ИКТ в учебно-воспитательной деятельности, в том числе интерактивную систему голосования и тестирования VOTUM ,  как необходимого условия формирования ключевых компетентностей обучающихся.

 

Сроки : постоянно                                                   

                                                                  Отв. :учителя нач. классов ,  учителя-предметники

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Педагогический совет на тему "Система оценки знаний обучающихся в условиях введения ФГОС""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария . В этом материале рассмотрены некоторые  теоретические и практические аспекты  нового подхода к оценке учебных достижений учащихся.

Учтена и стратегическая цель развития современного образования  : информатизация образования, использование информационно– коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 2051
    • DOCX 138 кбайт
    • 20 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шишова Алевтина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шишова Алевтина Александровна
    Шишова Алевтина Александровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 25272
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы паллиативной помощи в деятельности специалиста сестринского дела

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и практика художественного слова в сценической речи

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Эффективное управление временем: технологии планирования и целеполагания

36 ч. — 144 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе