Главная / Начальные классы / Педагогический проект учителя марийского (государственного) языка

Педагогический проект учителя марийского (государственного) языка

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная

школа №2 имени Н.А.Заболоцкого»













Проект

«Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках марийского государственного языка через активные формы обучения»











Подготовила учитель

марийского государственного

языка Волкова В.Н.












Сернур


2009






  1. Ф.И.О.: Волкова Валентина Николаевна


  1. Общешкольная тема: «Творческое саморазвитие личности учителя и обучающегося»



  1. Индивидуальная тема научно-методической работы: «Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках марийского государственного языка через активные формы обучения»


  1. Сроки реализации проекта: 2008-2010 годы.


В ходе реализации проекта должна быть решена проблема повышения интереса у обучающихся начальных классов к изучению марийского языка как государственного языка Республики Марий Эл


  1. Цель проекта:

Формирование положительного отношения к своей культуре, языку, возрождение национального самосознания, как одного из качеств личности, умение взаимодействовать с людьми других национальностей, представляя свою культуру и уважая их как самоценности.


  1. Задачи проекта:

  • Углубить, обогатить и расширить знания обучающихся;

  • Повысить мастерство использования языковых средств общения;

  • Используя коммуникативные материалы, приблизить обучающихся к марийской культуре, языку, истории;

  • Научить выражать свои чувства и эмоции во время ведения диалогической и монологической речи;

  • Показать необходимость знания языка во время проведения национальных обрядов;


  1. Основные вопросы для изучения темы:


  1. Методика преподавания предмета марийского государственного языка в начальных классах.

  2. Основные направления современной начальной школы в вариативных программах и учебниках.

  3. Образовательные технологии на основе активизации познавательной деятельности обучающихся.

  4. Виды современных образовательных технологий.


Литература:


1). Крылова Г.С., Кулалаева Н.А., Константинова В.В., Игнаева Р.П. Кугыжаныш Марий йылме программе (1-11 классы), Йошкар-Ола, 2001 год.

2). Желонкина Т.А. Основные направления современной начальной школы в вариативных программах и учебниках, Йошкар-Ола, 2007 год.

3). Летова Н.И. Вариативность начального образования (проблема выбора программ), Йошкар-Ола, 2007 год.

4). Игнаева Р.П. Марийский язык. Учебное пособие по развитию речи. Начальный курс, Йошкар-ола, 1999 год.

5). Сальникова Т.П. Педагогические технологии, Москва, 2007 год.

6). Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, Москва, Просвещение, 2008 год.

7).Дмитриев С.Д., Тысько Л.Л., Малинина Г.А., Матросова Л.С.. Ильин М.И. «Примерная программа обучения финно-угорским языкам русскоязычных учащихся (1-4 классы)


8. Содержание работы (освоение и внедрение технологии)


1). Концептуальная основа.


Согласно проекту базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ 2008 года (Стандартов второго поколения), образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладываются основы учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающим миром. Содержание образования на первой ступени обеспечивает целостное восприятие мира, реализацию принципов деятельностного подхода и индивидуального обучения.

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Все УМК ориентируются на активность ребенка в процессе обучения. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей


2). Содержательная часть обучения.


Цели обучения:


1). Формирование духовно-свободной личности, ориентированной на ценности родной, русской и мировой культуры, осознающей себя гражданином многонационального российского государства и представителем конкретного этноса.


2).Формирование у младших школьников коммуникативной и межкультурной компетенций.


3). Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса, стремления совершенствовать свою речь.


4).Повышение уровня мотивации владения этнически родным языком или государственным языком субъекта Российской Федерации.


Содержание учебного материала по марийскому государственному языку соответствует программе Министерства образования Республики Марий Эл для общеобразовательных учреждений по предмету «Марийский государственный язык» (1-4 классы) по 60 часов.


3). Процессуальная часть – технологический процесс.


- Организация учебного процесса.

Урок марийского языка имеет свою специфику, так как в отличие от других предметов он должен обеспечивать формирование речевых умений и навыков применительно к определенной теме и на основе определенного языкового или речевого материала. В связи с этим требованием характерными чертами урока марийского языка являются:

  • Речевая направленность;

  • Функциональность;

  • Ситуативность;

  • Индивидуализация процесса обучения.

Сегодня в отечественной методике принято выделять уроки двух типов:

а). Уроки, направленные преимущественно на формирование навыков языковым материалом (урок – передача информации). На таких уроках учитель обучает учащихся в рамках традиционной методики и передает им определенную сумму знаний. Основной целью урока такого типа является усвоение языкового материала учащимися, а результатом - продукт: правильные высказывания учащихся в рамках определенного набора структур или воспроизведение усвоенного материала с небольшими трансформациями.

б). Уроки, на которых имеет место практика обучающегося в речевой деятельности (урок – взаимодействие). На таких уроках основное внимание уделяется иноязычному общению учащихся и учителя. Уроки этого типа ориентированы на процесс общения.

Урок марийского языка, как правило, отражает основанную на том или ином методе модель, которую избрал для себя учитель, чтобы обучение носило последовательный и системный характер.

Специфика урока марийского языка проявляется в его произвольном планировании, когда учитель может варьировать компоненты урока и самостоятельно определять их последовательность. Главным требованием при планировании является умение учителя найти такую очередность этапов учебной работы на уроке, которое вызывало бы повышенную активность учащихся, способствовало их мотивации и обеспечивало бы логику урока.


- Методы и формы учебной деятельности школьников

Так как новые стандарты требуют нового отношения к учебному процессу, что у детей мы должны формировать универсальные учебные действия (УУД) вместо ЗУН, на уроке применяются активные методы и формы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный характер, которые стимулируют познавательную деятельность ученика. К их числу относятся беседы, деловая игра, учебная дискуссия, работа в парах, ресурсный круг, создание определенных ситуаций, познавательные игры, практический метод.


- Методы и формы работы учителя

Стандарты второго поколения требуют от учителя начальных классов формирования гражданской идентичности школьников, приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям, готовности к продолжению образования в основной школе, формированию здорового образа жизни, личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Важную роль в обучении государственному языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности самовыражения, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. При изучении курса «Марийский государственный язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В нашей школе из десяти начальных классов в девяти классах обучение ведется по УМК «Гармония». Зная, что в данном комплекте реализуются понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого обучающегося ситуации успеха в познавательной деятельности, учителя, ведущие в начальных классах предметы национально-регионального компонента, широко используют в своей работе технологии развивающего обучения. Уроки строятся с учетом индивидуальных особенностей класса, отдельно каждого обучающегося, на дом даются разноуровневые задания с учетом возможностей каждого ребенка.

Программа по марийскому государственному языку построена таким образом, что по одной теме дается пять уроков. За четыре урока порциями вводим новые слова, а на пятом уроке идет закрепление, обобщение всей темы. Новые слова не даем в готовом виде: опираемся на знания детей, всячески их при этом поощряя, опираемся на морфемный анализ слова.

Чтобы внести их в активный словарный запас, с новыми словами составляем словосочетания по образцу, короткие предложения, составляем утвердительные или отрицательные конструкции

В процессе живого, активного общения идет сознательное, прочное запоминание новых слов и конструкций предложений.

Обучающимся начальных классов очень нравятся диалоги по темам. К третьему - четвертому классам дети сами по образцу составляют ситуационные диалоги.

Для составления словосочетаний, предложений, диалогов в начальных классах обязательно используем наглядный материал (игрушки, фотографии, картины, слайды), опорные слова и схемы.

В третьих – четвертых классах делаем первые шаги в составлении маленьких презентаций по теме.

Также детям очень нравится исправлять неправильные слова в предложениях, сделать предложение правильным. В процессе такой работы дети сами учатся находить ошибки, делать выводы, умозаключения.

Большое место на уроках отводится и работе с текстом. С первого класса дети учатся находить в заданном тексте знакомые и незнакомые слова, переводить предложения, отвечать на вопросы учителя, озаглавливать текст, находить соответствие и несоответствие текста с предложенной картиной, рисунком, задавать друг другу вопросы по тексту, делать выводы.

Не остается в стороне вопрос о развитии творческого воображения обучающихся. Для этого включаем на уроках такие виды упражнений, как составление или заполнение кроссворда по теме, расшифровка и зашифровка ребусов, составление устной картины по тексту, устное сравнение двух рисунков, составление короткого рассказа по теме, по результатам экскурсий, наблюдений, составление диалога по теме.

- Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала

Результативность решения задач обучения марийскому языку определяется как качественными, так и количественными показателями.

Например, как правило, при наблюдении легко фиксируется не только число вопросов, обращенных к учащимся, но и характер этих вопросов. Это могут быть вопросы, требующие воспроизведения или размышления. Число правильных и неправильных ответов на них определяет уровень умений школьников воспроизводить материал или самостоятельно решать познавательные задачи.

Анализ содержания вопросов детей, обращенных к учителю, количество и содержание самостоятельно выполненных упражнений, наличие учеников, с которыми на уроке в процессе самостоятельной работы не устанавливалась обратная связь, могут подтвердить психологическую характеристику учебной деятельности (или ее отсутствие) отдельных детей на уроке. Обобщение этой информации позволит выявить учеников, остро нуждающихся в индивидуальном подходе. На основе этих наблюдений учитель сможет расставить акценты в предстоящей деятельности по индивидуализации процесса обучения.


- Диагностика учебного процесса

Виды контроля: систематический, контрольно-обобщающий.

Это словарные диктанты, диалоги, ответы на вопросы, рассказы по теме, тесты по итогам четверти, учебного года, учебные проекты, исследовательская работа, олимпиада по предмету (4 класс), творческие задания (мини-сочинения, стихи, сообщения в газету).


  1. Ожидаемые результаты.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

  • достаточный уровень знаний о системе и структуре государственного языка, умения использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать их.

  • умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты.

  • умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста.

  • сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).


  1. Результаты работы над научно-методической темой. Практические выводы по теме.



Таким образом, использование на уроках марийского государственного языка в начальных классах интерактивных методов и форм обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся. Поэтому каждому педагогу важно знать основные правила управления успехом на уроке, поскольку выполнение их, в свою очередь, позволяет судить об уровне активности учащихся на уроке.



  1. Представление темы (участие в семинаре, конференции, разработки уроков и т.п.)

В 2008-2009 учебном году работала над выпуском книги «Творческая лаборатория» (из опыта работы учителей начальных классов). Книга вышла в свет в марте 2009 года. Здесь опубликованы разработки моего урока и внеклассного мероприятия.

В феврале - марте 2009 года проходила курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» по программе «Реализация языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся по направлению: марийский язык и литература» в объеме 108 часов. В рамках прохождения курсов участвовала в 15 Республиканской научно-практической конференции «Марийское краеведение; опыт и перспективы его использования в системе образования», посвященном 100-летию Йывана Кырли, провела мастер-класс перед слушателями курсов по теме «Краеведческая работа на уроках марийского государственного языка», за круглым столом делилась опытом своей работы. В составе экспертной группы участвовала в республиканских семинарах учителей марийского государственного языка: «Современные технологии на уроках марийского государственного языка» - МОУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа №1», «Региональный компонент в рамках программы общеобразовательной школы» - МОУ «Кукмаринская средняя общеобразовательная школа», «Элементы развивающего обучения в процессе реализации языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся» - МОУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» - март 2009 года. 17 марта 2009 года участвовала в работе 1 Республиканской научно-практической конференции «Йыван Кырла лудмаш», выступила с темой «Использование элементов развивающего обучения на уроках марийского государственного языка в начальных классах».

Педагогический проект по данной теме буду защищать на заседании школьного методического совета в июне 2009 года.

В 2009-2010 учебном году в рамках творческого отчета планирую выступить с темой своего педагогического проекта перед коллегами района на районном семинаре учителей марийского государственного языка.

Педагогический проект учителя марийского (государственного) языка
  • Начальные классы
Описание:

Педагоический проект учителя по методической теме "Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках марийского (государственного) языка через активные формы обучения".

 

Цель проекта:

 

Формирование положительного отношения к своей культуре, языку, возрождение национального самосознания, как одного из качеств личности, умение взаимодействовать с людьми других национальностей, представляя свою культуру и уважая их как самоценности.

 

 

Задачи проекта:

 

  • Углубить, обогатить и расширить знания обучающихся;

  • Повысить мастерство использования языковых средств общения;

  • Используя коммуникативные материалы, приблизить обучающихся к марийской культуре, языку, истории;

  • Научить выражать свои чувства и эмоции во время ведения диалогической и монологической речи;

  • Показать необходимость знания языка во время проведения национальных обрядов;

 

Автор Волкова Валентина Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 659
Номер материала 51117
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓