Главная / Физика / Педагогический проект учителя физики

Педагогический проект учителя физики



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

городского округа Стрежевой







Педагогический проект



«Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения физике с применением активных педагогических технологий»









Учитель физики

Загоровская Валентина Андреевна













2014 год

Содержание



Введение …………………………………………………………………2.

Проблема, освещенная в профессиональном

педагогическом проекте ………………………………………………..

Актуальность данного педагогического проекта ……………………..3

Цель и задачи проекта ………………………………………………….4

Условия, необходимые для реализации проекта ………………………5

Ресурсы. Целевая аудитория……………………………………………6

Этапы реализации педагогического проекта …………………………9

План реализации проекта. Пути решения проблемы

в реализации проекта ………………………………………………….11.

Результативность реализации проекта………………………………..15

Распространение и обобщение педагогического опыта ……………. Пр 17.

Перспективы дальнейшего развития проекта ……………………….16.

Выводы ......................................................................................................







Список используемой литературы …………………………………….16















Педагогический проект

«Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения физике с применением активных педагогических технологий»

Объект исследования: школьный курс физики в процессе обучения

Предмет исследования: общая обучающая среда всего школьного курса физики

Введение

Ценностные ориентиры содержания всего курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, полученные через формирование универсальных учебных действий в процессе обучения Свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с концепцией современного развития школы. Именно она ориентирует нас на создание условий, способствующих формированию человека, способного мыслить творчески и критически, способного к самоорганизации и самоуправлению, имея прочные базовые и системные знания и навыки. Сегодня без этого трудно представить человека, как современного члена общества.

Для школьного образования стало приоритетной целью развивать у учащихся способность самостоятельно ставить цели, проектировать и искать пути их реализации, повышать самоконтроль над оценкой своих достижений. Все это достигается в процессе формирования умения учиться. Именно уметь учиться, познавать мир, сотрудничать и организовывать совместную деятельность, уметь исследовать проблемные ситуации, ставить перед собой задачи и уметь их решать – все это формирует учебные действия.

Формирование у школьника универсальных учебных действий (УУД)- это не есть формирование знаний и навыков, а именно универсальных действий, которыми может овладеть учащийся в процессе изучения физики для решения разного класса задач в определенных жизненных ситуациях.

Приложение Рис1

Что дают учащимся универсальные учебные действия?

Во – первых создают условия для развития личности и ее самореализации, что происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в момент когда формируются умения учиться .

Во- вторых УУД обеспечивают каждому учащемуся самостоятельно осуществлять процесс обучения, ставит различные учебные цели, искать и использовать все необходимые средства для решения поставленных задач и достижения поставленной цели.

В - третьих именно УУД способствуют усвоению знаний, формируют картину мира, формируют компетентности в любой предметной области познания.

И наконец : в основе формирования УУД лежит процесс общения, грамотная речь, правильное использование физической терминологии и символики, умение обеспечивать готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность

Что входит в основную модель формирования УУД:

  1. Выбор учебно- методического комплекта по физике (УМК)

  2. Использование современных технологий в учебном процессе изучения

физики

  1. Вовлечение учащихся в проектную деятельность (урочная, внеурочная)

  2. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по физике (лекции,

конференции, олимпиады, конкурсы)

Проблема, освещенная в профессиональном педагогическом проекте

Первая проблема

Предмет «физика» является одним из сложных предметов. Учащиеся на первой стадии изучения предмета не придаю ему особого значения. Но уже в старших классах , при осознанном выборе дальнейшей профессии стремятся изучать предмет на профильном уровне. Поэтому важно чтобы всем было интересно с самого начала заниматься физикой. Именно поэтому, огромное значение приобретает развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей. Повышая интерес к изучаемому предмету- «физика», можно рассчитывать на то, что в школах увеличится количество учащихся, желающих изучать предмет на профильном уровне, технические вузы получат хорошо подготовленных абитуриентов, а наша страна в будущем получит высококвалифицированных специалистов для дальнейшего развития науки и производства .

Вторая проблема может просматриваться в том, что в учебниках физики материал дается с позиции «получай знания», а не с позиции «приобретай знания» в творческом процессе познания, как субъект учебной деятельности и собственного развития. Поэтому каждому педагогу необходимо включить ученика в творческий процесс познания через различные механизмы воздействия, в том числе через активные педагогические технологии.

Какова же актуальность педагогического проекта?

Не смотря на то, какие выбраны учителем УМК ( учебно- методические комплекты), именно учитель в своей работе создает условия, обеспечивающие развитие способностей у учеников к самосовершенствованию, к участию в творческом процессе познания.

Каждый учитель понимает, что предпосылкой успешности является применение самых активных форм в работе - это проектная и исследовательская деятельность , кейс- технологии, технологии критического мышления, модульные, мультимедийные и интерактивные технологии. Самое главное, что все активные формы работы:

- повышают интерес к изучаемому предмету «физика»

- соответствуют требованиям ФГОС;

- развивают творческие способности у учащихся

- способствуют формированию УУД отдельно у каждого учащегося

-являются основным фактором саморазвития, самообразования и самоопределения учащегося

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо владеть основами знаний о методах научного познания при решении задач различного типа и уровня сложности.

Цель проекта: создание условий для формирования у учащихся универсальных учебных действий через активные педагогические технологии обучающихся в процессе изучения физики

Задачи проекта:

1.Создать условия широкого применения в учебном процессе различных технологий, способствующих формированию УУД и развитию творческих способностей учащихся, способных к самореализации.

2.Формировать УУД учащихся, способствовать приобретению навыков самостоятельных действий у учащихся, применяя современные формы и методы обучения, работающие на повышение качества образования

3.Создать модель формирования УУД через выбор УМК с применением учебно- методического ресурса.

4.Разработать диагностический материал для мониторинга формирования УУД . Оформить банк данных творческих, проектных, исследовательских работ , мини изобретательских работ учащихся.



Каким я вижу ожидаемый результат проекта?

Для учителя:

Расшириться круг возможностей реализовать новые формы и методы обучения.При использовании интеллектуальных форм труда , возникнет необходимая возможность творческого поиска и организации совместной деятельности «Учитель- ученик»

Для ученика: Повысятся личные результаты за счет повышения уровня мотивации к учебной деятельности, повышение ответственности к учебе, повысится готовность к саморазвитию.

Явно выразятся метапредметные результаты : сформируется умение анализировать свою познавательную деятельность, умение работать с источниками информации в различных предметных областях . Предметные результаты:

  • воспроизведение знаний;

  • применение знаний и умений в знакомой ситуации; в измененной ситуации, в новой ситуации

Повыситься эффективность самостоятельной работы при выполнении проектно- исследовательских работ, оформлении кейсов, подготовке внеклассных мероприятий по предмету.

Для родителей:

Появиться возможность участвовать в совместных конкурсах «Юный изобретатель»,конкурсах газет «Физика вокруг», участие в совместных проектах, возможность участвовать в процессе обучения и контроля уровня успеваемости через «Нет- город»

Условия, необходимые для реализации проекта

Первой необходимостью для реализации проекта является выбор УМК по предмету.

Наличие разработанных программ ( включая авторские) и методические пособия для учителя, учебники , дидактический материал служит основанием выбранных мною УМК.

7-9 класс, А.В. Перышкин

10-11 класс, Г.Я. Мякишев. Б.Б. Буховцев.

Учебно-методический комплекс отвечает следующим требованиям:

1. Соответствует стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения.

2. Соответствует современному уровню базовой науки.

3. Соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.

4. Обеспечивает преемственность содержания.

5. Раскрывает межпредметные связи.

Учебники входят в федеральный перечень пособий, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе. Внеурочная практическая поддержка – это элективный курс (занятия по выбору). Провожу элективный курс по физике для 9 класса «Задачи по механике» Элективный курс предусмотрен учебным планом из школьного компонента. Учитывая дальнейший образовательный интерес старшеклассников, а так же выбор профиля дальнейшего обучения и уровня познавательного интереса проводится выбор тематики элективного курса.

Ресурсное обеспечение проекта:

- хорошо оснащенный кабинет физики, соответствующий санитарно гигеническим и современным требованиям,

- комплект мебели для учащихся и учителя, включая демонстрационный стол

- комплекты лабораторного и демонстрационного оборудования по всем темам курса физики

- интерактивная доска, компьютер, проектор, телевизор, документ- камера

Учебно- методические ресурсы

С 2010 года мною создана медиатека учителя. В настоящее время в медиатеке 14-18 авторских сценариев уроков, 10 разработанных тестов и 46 презентаций на различные темы 12 контрольных работ для 10-11 классов.

Медиатека учителя с каждым годом пополняется набором слайдовых презентаций, многие из которых составлены и учителем и учениками. Такие презентации содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. Очень часто при подготовке сценария проведения урока применяю материал «Единых образовательных ресурсов» Федеральный центр информационных образовательных ресурсов.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовhttp://sch867.edusite.ru/IT/index2/eor/image010.jpg

www.fcior.edu.ru 


Пользуюсь материалом видеофильмов по отдельным темам предмета и анимациями к уроку Физика в анимациях www.physics.nad.ruhello_html_4ddb972d.png

Данный цифровой образовательный ресурс помогает мне простраивать структуру урока, создать последовательность слайдов, предположить определенный темп и логику изложения материала, т.е. создать полноценный сценарий проведения урока. Анимации использую по разделам «Волны» «Оптика» «Механика».hello_html_3f6b20e1.png

В работе системно использую готовые обучающиеся и тестирующие программы. Единая коллекция таких ресурсов помогает сделать урок насыщенным, построить его так, чтобы сэкономить время на отработку навыков и рефлексию. Это мультимедийные программы и готовые продукты:

1. Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 классов: зачеты, тесты и контрольные работы с ответами.- Ростов нД: Феникс, 2008.-219с.:ил.-(Библиотека учителя).

2. CD-диск «Открытая физика 2.6», в 2-х частях, ООО «Физикон».

3. CD-диск «1С: Репетитор», 1С.

4. CD-диск «Подготовка к ЕГЭ. Физика», ООО «Физикон».

5. Наглядные мультимедийные пособия, ЭОР для проведения урока физики из «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru, из портала Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/

http://sch867.edusite.ru/IT/index2/eor/image011.gif



hello_html_4a753dc.png













Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

В настоящее время, когда доступ к интернет сети не ограничен, применение цифровых ресурсов стало ежедневной реальностью.

Сейчас я уже с полной уверенностью могу ответить на вопрос для чего и где применяю данные ресурсы:

  • в качестве учебно- методического сопровождения;

  • при объяснении нового материала:

  • в процессе усвоения и закрепления усвоенных знаний;

  • в процессе контроля знаний;

  • для самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала;

  • при построении сценариев урока с технологией проблемного обучения

Технологию проблемного обучения тесно сплетаю с технологией исследования на уроках. Именно исследование способно решить проблемный вопрос, поставленный на уроке.

В процессе самостоятельного исследования как на уроках так и во внеурочной деятельности формируются УУД


Фрагмент проблемного урока- исследования «Сила трения» 10 класс

учитель В.А. Загоровская

Показ презентации «Сила трения» Вопрос: От чего зависит сила трения? Предложите способ исследования силы трения от силы давления.

Следующий слайд – анимация (слайды взяты из Физика в анимациях www.physics.nad.ru)

Вопрос. На каком из рисунков правильно отображены силы, сопровождающие движение деревянного бруска?http://festival.1september.ru/articles/624962/Image140.gif

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4;



Правильность ваших суждений проверим через демонстрационный эксперимент. При помощи приборов продемонстрировать действие силы трения, когда тело покоится или движется равномерно. Наклонная плоскость, на ней лежит тяжелый брусок. Какие силы удерживают брусок?

Далее смотрим фрагмент «Виды сил трения».

После просмотра фрагмента презентации задается вопрос : назовите способы уменьшения силы трения и способы увеличения силы трения.

Вывод: при объяснении нового материала наглядно рассматриваем способы исследования силы трения через иллюстративный материал цифровых образовательных ресурсов. Источниками материала для урока служат CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике:

1. совместный диск фирма «1С» и ООО «Физикон» Открытая физика 1.1

2. НФПК и ООО «Физикон» Физика 7-11 классы. Практикум

3.Мультимедийное учебное издание «Дрофа» Комплект электронных пособий 7 – 9 класс Материалы из Интернет-источников, например, с сайтов http://fizika.ru. Активные формы урока с применением мультимедийных технологий делают урок увлекательным, формируют устойчивый интерес к предмету, а значит и открывает широкий аспект к самостоятельной деятельности учащихся на уроках…


Применение цифровых продуктов и ресурсов способствует формированию устойчивого интереса к предмету.


Применение компьютерного тренажера для текущего контроля знаний

Одно из основных направлений деятельности учителя физики – научить детей решать задачи. Эффективным помощником в этой работе могут оказаться компьютерные тренажеры, снабженные лаконичным и удобным справочным материалом и предлагающие ученикам большое количество разнообразных задач, отвечающих требованиям школьной программы.

Тренажер Живая Физика

Компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. Работа программы основана на численном интегрировании уравнений движения.

Тренажер Открытая физика I, Открытая физика II

Содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.

Тренажер "Активная физика"

Ориентирован на выработку навыка решения типовых задач школьного курса физики, прохождение материала построено на многократном повторении пройденного на качественно новом уровне. Все задания объединены в разделы, каждый раздел состоит из нескольких обучающих сценариев. Сценарий представляет собой блок из 7-11 последовательно усложняющихся задач, причем каждая из задач представлена в 4-х вариантах, отличающихся значениями исходных данных. Последовательное прохождение сценариев призвано отработать навык решения типовых задач многих разделов физики, изучаемых в школе.

В «Медиатеке» учителя» появились модули для коллективной работы «Закон сохранения импульса» «Закон сохранения энергии» С начала создания собственной «медиатеки» часть уроков отправляла на различные конкурсы. Сценарии уроков опубликованы на сайте:

Публикация в сети www.edu-reforma. ru

на Сайте: ТОИПРКРО http//edu.tomsk.ru

Как видно из перечисленного , что для результативности реализации проекта вполне достаточно ресурсного обеспечения.


Этапы реализации проекта


В главную теоретическую основу проекта положена концепция универсальных учебных действий , разработанная на основе системно- деятельного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.


Основными этапами реализации проекта являются 2013-2015 учебные годы, когда личностными результатами обучения физике являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

На первом этапе анализируется мониторинг обученности обучающихся, проводится корректировка своей педагогической деятельности.(2013-2014 учебный год)

На втором этапе реализуется педагогический проект (2014-2015)

И заключительный этап реализации с анализом достигнутых результатов (2015- 2016 учебный год)


Реализация проекта берет начало с входящего мониторинга, проводимого в на начальном этапе учебного года. По результатом мониторинга высвечивается перечень пробелов, затруднений учащихся, уровень развития оперативных умений и навыков при изучении предмета, строится планирование корректировки.

В корректировку в первую очередь входит применение различных средств обучения, разнообразие типов уроков, являющихся основой формирования УУД у учащихся. Типы уроков могут быть самые разнообразные от уроков получения знаний (изучения нового материала)до уроков- практикумов ( применение полученных знаний в практической деятельности. Наиболее интересными формами считаю уроки:

Урок –лекция, урок –конференция, урок- лабораторный практикум, урок- семинар, урок практического занятия. Каждая форма урока одна от другой отличается , но на этапе каждого урока отрабатываются умения формировать проблемы и находить различные пути их возможного решения, формировать навыки умения самостоятельно работать с различными источниками, а также формируется умение модулировать ситуацию, выдвигать гипотезы, интерпретировать, сопоставлять и работать с различными информационными источниками.

Все это позволяет формировать УУД через практикоориентированную составляющую образовательного процесса в целом.

Применяя различные технологии: проблемного обучения, личносто- ориентированного обучения, кейс- технологии, технологии полного усвоения, технологию развивающего обучения уроки приобретают различные формы деятельностного характера : интернет – урок, урок- дебаты, урок – викторина, урок презентаций образовательных продуктов ( тематических, мини проектов, исследований, познавательных виртуальных путешествий)


Ориентировать учащихся на овладение общекультурными ценностями, культурой деятельности помогают «Активные методы обучения»

«Активные методы обучения- методы, в которых субъективную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения, как компьютер, рабочая тетрадь или учебник. Активные методы обучения это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Эти методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности. Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

- подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

- обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учеников, так и не подготовленных;

- установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.»

(Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.)

Один из способов формирования у учащихся универсальных учебных действий учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью учащихся понимают деятельность учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием. Учебное исследование преследует, в первую очередь, цели развития личности, а не получение объективно нового результата. В основе лежит формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.

Многолетняя практика занятий проектно-исследовательской деятельностью сподвигла меня на руководство секцией естественных наук школьного научного общества «Фотон».

Призовые места на конференциях как правило занимают учащиеся, входящие в состав школьного научного общества. Место и роль ШНОУ в образовательном процессе определяется Программой развития школы и Образовательной программой школы. Разработано положение о школьном научном обществе «Фотон».

Цели и задачи школьного научного общества «Фотон»

Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Задачи

  • формировать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

  • развивать познавательную самостоятельность у учащихся;

  • готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

  • развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

  • составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

  • использовать метод презентации исследовательской работы;

  • участвовать в школьных и городских научных конференциях;

Цель научно-исследовательской работы учащихся – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоение действительности.

12 учащихся 10 класса входят в состав ШНОУ «Фотон». Девизом общества служат слова Лаплас Пьера Симона: «То, что мы знаем, – ограничено, а то, что не знаем, – бесконечно».

Результат деятельности школьного научного общества – это победы на конференциях школьного и муниципального уровня.

Динамика охвата обучающихся проектной деятельностью под руководством учителя и наличие призеров и победителей в научно- практических конференциях (всего участников/победители школьный/ муниципальный уровень)

Приложение Рис 2


Тематика проектных работ по физике самая разнообразная: «Молния. Мифы и реальность»; «Влияние магнитных бурь на человека»; «Парад мыльных пузырей и «Влажность воздуха и ее значение в жизни»; «Проблема резкого изменения атмосферного давления и его влияние на самочувствие горожан» и «Энергосберегающие лампы. Польза и вред»; «Нанотехнологии – прорыв в будущее»; «Проблема утилизации энергосберегающих ламп»; «Под куполом парашюта» и «Изучение колебаний. Качели. Гамак»; «Законы физики в компьютерных играх» и «Альтернативные источники энергии»; «Двигатели внутреннего сгорания и охрана окружающей среды»; «Проблема освещения школьных аудиторий»; «Влияние шума на общее состояние человека»; «Художественные образы в физических явлениях».

Классифицируя проекты по доминирующему виду деятельности, можно видеть, что проекты учащихся в основном: исследовательские, информационные, практико- ориентированные. Лучшими за последние два года были признаны проекты учащихся:

  • «Под крылом дельтаплана»;

  • «Проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду»;

  • «Протектор сцепления создает силу трения»;

  • «Проблема освещения школьных аудиторий и пути ее решения»;

  • «Влияние электромагнитных бурь на состояние человека»;

  • «Влияние шума на живые организмы»;

  • «Резкое изменение атмосферного давления и влияние его на самочувствие горожан».

В качестве примера приведу тезисы одной из проектных работ.

Проектная работа по теме: «Зависимость выполнения законов физики от бюджета в компьютерных играх»

Авторы:

Волос А.В.

Вольский А.В.

Ученики 11 «А» класса МАОУ СОШ № 5.

Руководитель проекта:

Загоровская В.А. учитель физики МАОУ СОШ №5

г.Стрежевой 2012 г.

Категория: Физика.

Адрес: Томская область, г. Стрежевой, 4-ый микрорайон, дом № 460

Телефон: 8 (38-259) 5-44-97

E-mail: Shola5@guostrj.ru


Материал для исследований

В качестве материала для исследований мы взяли по две игры в трех различных жанрах: Action: Grand theft Auto 4; Half-Life 2;

RTS (Real Time Strategy): StarCraft 2; В тылу врага 2;

Racing: Live for Speed; Need for Speed Hot Pursuit.
Методика исследований

В исследовании мы проверяли уровень проработки физики в этих играх и, с помощью специальной программы (Fraps) записывали ролики, в которых можно было бы проследить, как взаимодействуют предметы, падают вещи и т.п. После, мы с помощью программы Adobe Premiere сделали небольшой клип, в котором сравнили физику в играх одинаковых жанров. Также мы рассказали о всех плюсах и минусах физики в этих играх и сделали вывод о том, зависит ли физика от бюджета, используемого для создания и реализации таких игр.

Результаты проекта300px-Havok_LOGO.svg

В клипе мы показали только некоторые возможности игр, так как все их возможности показывать слишком долго. Но, тем не менее, мы уже можем сделать выводы, поскольку в некоторых играх разница в бюджете доходит до 10 раз! А это очень большие деньги, а самое главное то, что игры с более большим бюджетом намного хуже используют физику, в реальности противоречат законам физики, чем более дешевые игры. Следовательно: физика в играх не зависит от бюджета, а зависит от знаний физических законов разработчиков, а бюджет может только помочь реализовать игру.

Список использованного материала

Half-Life 2; Battlefield: Bad Company 2; StarCraft 2: Wings of Liberty; В тылу врага 2; Live for Speed; Need for Speed Hot Pursuit.

Список литературы

  1. Сайты Википедия, Игромания.

  2. Детская Энциклопедия, том 3. – Москва, «Педагогика», 1993

  3. П. Шубский «Позовите Ньютона! Обработка физических процессов в играх». – Журнал «Игромания»

  4. Д. Конгер «Физика для разработчиков компьютерных игр». – Бином.

Также мы провели небольшое исследование об играх, в которых физические законы играют главную роль и подготовили брошюры с названием и кратким описанием этих игр. Данный проект был продемонстрирован на научно- практической конференции «Томскнефть»и занял призовое место.

Исследовательская деятельность мною осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

На начальном этапе курса физики в 7-8-х классах целью обучения считаю развитие у обучающихся коммуникативной компетенции, способности и готовности практически использовать навыки, полученные на уроках физики. Задаю домашние задания-исследования: «Определить в домашних условиях плотность картофеля» «Подтвердить опытным путем гипотезу: «вещества состоят из мелких частиц». В процессе обучения использую интерактивные формы и методы обучения, которые безусловно активизируют познавательную деятельность обучающихся, придают занятиям практическую направленность, развивают коммуникативные способности. К примеру: урок-игра «Знатоки электричества», физическое казино «Тепловые явления», физический калейдоскоп «Оптические явления», «Физический бой».

Мои ученики имеют разные способности к восприятию информации, но способность к самостоятельным путям решения задач я формирую осуществляя главную свою миссию: предоставление каждому обучающемуся той сферы деятельности, необходимой для реализации исследовательских, интеллектуальных и творческих способностей.

Находясь в поле совместной деятельности с учащимися на уроках и на внеклассных мероприятиях, формирую базовые компетентности: информационную, коммуникативную и компетентность разрешения проблем через методы исследования. Ведь на выходе каждый ученик должен получить такое образование, которое позволило бы ему быть социально востребованным.

Формирование универсальных учебных действий учащихся зависит и от их активности. Выполняю с учениками такие задания, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Поэтому использую в своей работе кейс-метод – обучение на основе реальных ситуаций. Кейс-метод - это обсуждение ситуаций, основанных, как правило, на реальных событиях, что вынуждает учащихся к проведению анализа и принятия решения (нахождения выхода из создавшейся ситуации).

Типы кейсов:

«Практические» кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

«Обучающие» кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

«Первооткрывательские» кейсы – это научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Практика показывает, что кейсы активизируют работу на уроках. Развивают память, вырабатывают смекалку у учеников, формируют метапредметные умения.

Что дают такие методы обучения учащимся?

- позволяют понять;

- создавать обобщения;

- уметь ставить цели и формулировать задачи в познавательной деятельности;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, строит логическое рассуждения, умозаключение и делать вывод;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

В настоящее время цели и задачи школы кардинально меняются, мы уходим от от парадигмы получения знаний к личному развитию ребенка. Поэтому наша цель не просто учить решать задачи по физике, а показать действие основных законов физики, прослеживающихся в самом содержании задач.

Результативность реализации проекта.

Роль педагогического проекта в образовательном процессе достаточна велика.

Реализация проекта помогает мне достичь следующих результатов:

- появляются возможности и способности анализировать и подвергать синтезу учебный материал;

-постепенно исчезают отрицательные эмоции обучающихся к предмету в процессе изучения;

- усовершенствуются умения планировать свою работу;

- появляется возможность увидеть устойчивость качества обучения;

Усовершенствованная мною структура обучения позволяет формировать УУД учащихся, что достаточно просматривается в увеличении числа обучающихся, вовлеченных в активные формы обучения как в урочной, так и внеурочной деятельности. Так же подтверждается устойчивым качеством учебной результативности учащихся 9.11 классов, выбравших экзамен по физике.

Приложение Рис3

Приложение Рис 4

Средний % качества за три года вырос на 4,8%:

  • 2011-2012 у.г. – 87 %;

  • 2012-2013 у.г. – 90,6 %;

  • 2013-2014 у.г. – 91,8 %.

Приложение Рис 5

Приложение Рис 6



Перспективы дальнейшего развития проекта.


Судя по ресурсному обеспечению, в школе созданы все условия для проникновения в учебный процесс новых активных технологий. В процессе подготовке и реализации проекта вовлечено максимальное число учащихся в активные формы обучения, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В процессе обучения формируются УУД, развиваются творческие способности обучающихся, повышаются ключевые компетенции.

У учащихся повышается качество знаний и мотивация к изучению предмета через активные формы работы

Для успешной активизации учебного процесса (обучение физике) разработан банк ЭОР (электронно - образовательного ресурса) по физике. Создан банк проектов, проектно - исследовательских и творческих работ учащихся. Мероприятия проекта в перспективе усовершенствуются, проект получит свое дальнейшее развитие


Список литературы:



1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии

обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Начальная школа. – 2002. - №4. – с.3-31.

3. Концепция формирования универсальных учебных действий Крупская О.А. ТОИПКРО

4. Смолеусова Т.В. – Новое качество образования и пути его достижения.// -

2008. - №12. – с.3-5.

5. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

6. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты http:/www.standart.edu.ru








Приложение

hello_html_m6fce6674.jpg

Рис1











Рис2

2011-2012г

2012-2013

2013-2014

Количество участников/

Наличие призеров

школьный/муниципальный

12 /3/2

14/2/1

12/3/2

21/8/5


Рис3

Результаты независимой экспертизы учебных достижений обучающихся за четыре года (ЕГЭ, ГИА)

Виды контроля (итоговая аттестация)

Учебные годы

Классы

Всего учащихся

Сроки проведения

% участия учащихся

Результаты проверки

Справились без «2» (%)

В т.ч. на «4» и «5» или средний балл

Наивысший результат

Итоговая аттестация в форме ГИА


2012-2013

9 а

28

Июнь 2013г.

20 чел 71,4%

20 чел.

100%

20 чел

100%

40 б.

(Кравченко Мария, Юнусова Регина)

Итоговая аттестация в форме ЕГЭ

2010 2011

11 а

26

Июнь 2011г.

26 100%

26 чел

100%

55.8 б.

77 б.

(Сафронов Евгений)

2011 2012

11 а

27

Июнь 2012г.

14 51,9%

14 чел 100%

58,7 б.

84 б.

(Габассов Марат)

2012 2013

11 а

29

Июнь 2013г.

18

62,1%

18 100%

69,6 б.

86 б.

(Галлиулина Дарья)




20132014

11а

24

Июнь

2014

18

18

100%

57.6 б

64б Парфенова В

Рис4

Рис 4

Динамика абсолютной и качественной успеваемости по предмету

в 2013-14 учебном году


класс

тип класса

количество учащихся

кол-во

«5»

кол-во

«4»

кол-во

«3»

кол-во

«2»

абсолютная успеваемость


качественная успеваемость

базовый

28

6

19

3

0

100%

89,3%


10а

вуо

20

4

14

2

0

100%

90%


11а

инж-тех

29

8

20

1

0

100%

96%


итого


77

18

50

9

0

100%

91,8%




Рис5

Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность


Формы организации внеурочной деятельности, вовлеченность


Формы организации внеурочной деятельности

(школьный, муниципальный уровень)


2011-2012

2012-2013

2013- 2014

Физический кружок «Физика в задачах и экспериментах»

12

14

18

Курс «Физика сверхучебной программы»


22

21

24

Участие в школьной предметной неделе


65

63

74

Деятельность детского научного общества «Фотон», секция «Физика»



14

Индивидуальные занятия,

консультации по предмету (подготовка к ЕГЭ)

19

34

26

Занятость проектной деятельностью


14

16

12

Реферативные исследования


11

12

24

Презентация предметного «Портфолио»

3

2

5

Элективный курс по физике (9 класс)

24

25

24

Участие в предметных конкурсах «Физика вокруг нас»

14

21

16

Итого

184

208

237




Рис6

Распространение собственного педагогического опыта за 2011-2014гг


Где распространялся опыт

Форма распространения

Дата

Муниципальный уровень.

Выступление на заседаниях межшкольного методического объединения учителей физики

Доклады, выступления, открытые уроки, мастер-классы

Представление опыта

«Формирование УУД через технологию исследовательско- проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности»

Представление опыта

«Физический эксперимент- основной метод познания природы»

Регулярно

2011г. 2012г

г. Стрежевой

















2013г

Региональный научно- практический семинар.


Доклад «Развитие учебно- познавательных компетенций при изучении новых тем на уроках физики»

2010г

г Томск

Курсы повышения квалификации. ТОИПКРО

Представление педагогического опыта по теме

«Формирование метапредметных умений учащихся через проектную и исследовательскую деятельность по физике»

2013 г





г. Томск

Муниципальный уровень

Межшкольное объединение учителей физики

Мастер - класс «Сила трения» (10 класс)

Мастер - класс «Законы электролиза»

Открытый урок «Теория фотоэффекта»



2013г



2014г

г. Стрежевой



Научно- практические конференции

Межрегиональная научно- практическая конференция

г Томск



Представление опыта

«Организация исследовательской деятельности учащихся: проблемы, поиски, решения»



2011 г. г. Томск

Федеральный уровень

Публикация в методическом журнале «Учитель» г Москва

Статья

«Возможности учебных

исследований»

2011 г г. Москва

Международный конкурс педагогов

«Мультимедиаурок в современной школе»

Тема:

«Законы фотоэффекта»

Участие в профессиональном конкурсе





Публикация в сети

www.edu-reforma. Ru

2011 г

Региональный уровень

Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Томской области




Участие в профессиональном конкурсе, победитель






2014 г г Томск, РЦРО





Педагогический проект учителя физики
  • Физика
Описание:


Педагогический проект

«Формирование у учащихся  универсальных учебных действий в процессе обучения физике  с применением активных педагогических технологий»

Объект исследования: школьный курс физики в процессе обучения

Предмет исследования: общая обучающая среда всего школьного курса физики

Введение

    Ценностные ориентиры содержания  всего курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания,  полученные через формирование универсальных учебных действий в процессе обучения  Свою педагогическую деятельность я  строю в соответствии с концепцией современного  развития школы. Именно она  ориентирует нас на создание условий, способствующих формированию человека, способного мыслить творчески и критически, способного к самоорганизации и самоуправлению, имея прочные базовые и системные знания и навыки.  Сегодня без этого трудно представить человека, как современного члена общества.

 Для школьного образования стало приоритетной целью развивать у учащихся способность самостоятельно ставить цели, проектировать и искать пути их реализации, повышать самоконтроль над оценкой своих достижений. Все это достигается в процессе формирования умения учитьсяИменно уметь учиться, познавать мир, сотрудничать и организовывать совместную деятельность, уметь исследовать проблемные ситуации, ставить перед собой задачи и уметь их решать – все это формирует учебные действия.

Формирование у школьника универсальных учебных действий (УУД)- это не есть формирование знаний и навыков, а именно универсальных действий, которыми может овладеть учащийся в процессе изучения физики для решения  разного класса задач в определенных жизненных ситуациях.

Автор Загоровская Валентина Андреевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1785
Номер материала 17627
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓