Главная / Начальные классы / Педагогический проект "В мире неожиданных идей"(развитие креативного мышления младших школьников)

Педагогический проект "В мире неожиданных идей"(развитие креативного мышления младших школьников)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Искитим Новосибирской области











Педагогический проект

«В мире неожиданных идей»

(развитие креативных способностей младших школьников)







Описание: C:\Users\Svetlana\Pictures\94550843.jpg



Автор: Кириченко Нина Николаевна

учитель начальных классов



Содержание

1. Пояснительная записка…..................................................................3

2. Актуальность проблемы, цели и задачи проекта ………………...4

3. Материально-техническое обеспечение проекта………………...5

4. Целевая аудитория…………………………………………………..6

5.Срок реализации проекта……………………………………………6

6.Механизмы реализации проекта…………………………………….6

7.Описание проекта…………………………………………………….6

  1. подготовительный этап……………………………………….6

  2. основной этап ………………………………………………...7

  3. заключительный этап ………………………………………...9

7. Продукты проекта…………………………………………………..9

8. Ожидаемые результаты…………………………………………….9

9.Механизм оценки результатов проекта…………………………..10

10.Форма представления результатов проекта……………………..10

11.Инновационный потенциал проекта…………………………….10

12.Показатели и критерии эффективности проекта……………….11

13.Прогноз возможных негативных последствий……………… ...12


14.Дальнейшее развитие проекта…………………………………...12

15. Использованная литература…………………………………….13

16.Приложение……………………………………………………....14













"Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

С. Харрисон:

Пояснительная записка

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. в детстве Развитие креативных способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Русский и советский философ, педагог и психолог П. Блонский говорил: «Раз в жизни мы бываем творцами, именно в детстве и юношестве».

Процесс развития креативных качеств детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на добытых самостоятельно усвоенных знаниях. Структура креативного урока существенно отличается от традиционного урока. Логика построения творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим и направлена на подъем творческого потенциала ребенка.

Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность, формирует ее. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей.

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.



Актуальность проекта

Понятие гармонии в человеке включает достаточно широкий круг проблем, и они не исчерпываются тем объёмом знаний и навыков, которые даются обычно в школах. Гармония личности предполагает не только равномерное развитие физической, интеллектуальной и эмоциональной сфер организма. Это понятие включает в себя также и духовно-нравственный потенциал человека, развитие которого позволяет ему гармонично сосуществовать с окружающими людьми, даёт способность ценить красоту и совершенство мира природы и умело взаимодействовать с ним [9 c. 36].

Для того чтобы выполнение задачи по воспитанию гармоничной личности стало реальностью, в человеке должен пробудиться творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Должна родиться потребность реализовать последние с пользой для окружающих. Познать и "сотворить" себя - самое трудное из искусств. Поэтому задачи воспитания творческой личности следует начинать решать с детских лет. Необходимо искать и использовать приёмы, способные воздействовать непосредственно на тот потенциал духовных и творческих возможностей, который заключен в эмоционально-волевой сфере человека. Необходимо пробудить к жизни ту устремлённость к Добру и Свету, которая заложена в каждой душе и может стать источником нравственности и гармонии личности [10 c. 63].

Цель и задачи проекта:

Цель моего проекта:

определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию креативных способностей младшего школьника.

Объект исследования:

развитие способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:

процесс развития креативных способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования:

процесс развития креативных способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:

  • созданы условия, способствующие развитию креативных способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;

  • развивающая работа с детьми строится на диагностической основе;

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

  • Обеспечить диагностику развития креативных способностей.

  • Определить формы и содержание работы по развитию креативных способностей младших школьников, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • теоретический анализ научно- методической литературы,

  • научных исследований, изучение педагогического опыта,

  • диагностические методы.

Вид проекта: педагогический не завершенный.



Основное понятие:

креативность - это различные творческие таланты человека, которые проявляются в чувствах, общении, мышлении, в разных видах деятельности, способности, которые характеризуют личность или ее некоторые стороны, а также творческий процесс создания идей и различных продуктов



Материально-техническое обеспечение проекта

Наименование

Количество

1

Мультимедийное оснащение

компьютер

экран

интернет

принтер

сканер




1

1

1

1

1

2

Ресурсы библиотеки


3

Работа с педагогами дополнительного образования:

- педагог по постановке театрального дефиле
- учитель оригами


2

4

Изготовление костюмов,
организация транспорта во время поездок на конкурсы в г. Новосибирск

Родители


Целевая аудитория:

Целевой группой данного проекта являются учащиеся 2 В класса,22 человека.

Срок реализации проекта:

Проект реализуется в течение трёх лет, с ноября 2011 года по март 2014 года

Механизмы реализации проекта

  • мотивационно-потребностные, ориентированные на активизацию учащихся;

  • информационно-образовательные, направленные на повышение информированности участников проекта;

  • организационно-деятельностные, заключающиеся в создании группы исполнителей проекта из учащихся 2в класса;

  • рефлексивно-аналитические, направленные на анализ и оперативное изменение хода проектной задачи, с этой целью будет проводиться контроль над соблюдением этапов, содержанием проектных работ, по результатам каждого этапа и в целом выполнения проекта будет готовиться отчет.





Описание проекта



Подготовительный этап (ноябрь- январь 2011-2012 уч.год)

  • Постановка цели. Определение задач.

  • Подбор литературы. Изучение правовых актов.

  • Определение формы и содержания работы по развитию креативных

способностей младших школьников, как в урочной , так и во внеурочной

деятельности.

  • Подбор и проведение диагностики об уровне креативных способностях учащихся

2 «В» класса.



Прежде чем приступить к реализации проекта были изучены основные принципы системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, дано понятие урока в системе развивающего обучения, изучен опыт работы Новосибирской школы НООген, Школы Креативного Мышления А.Гина, проведена встреча с А.Гином, составлена программа центра развития «Узнай-ка!»,в основу которой легли творческие и логические задачи. Все эти задачи имеют одну и ту же особенность, характеризующую творческое мышление, а именно — необходимость применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений, кроме этого запущен классный проект - театр моды «Модельки».

Уровень креативных способностей учащихся 2 «В» класса проверялся по специальной диагностике, позволяющей определить уровень развития творческих способностей учащихся младших классов.(Приложение 1)


Основной (практический) этап (февраль 2012 года - декабрь 2013 года)

Реализация проекта проходит через следующие формы работы:

  • урок в системе развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова);

  • школьный центр развития «Узнай-ка!»;

  • театр моды «Модельки».

Данные условия дают возможность ученику наиболее полно раскрыть свои возможности, как в сфере научности и изобретательства, так и проявить себя в творчестве - художником, дизайнером или модельером.

Я более десяти лет работаю в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова, в основу которой легли результаты исследований, проведенных известным российским ученым Л.С.Выгодским, психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста.

 Главные особенности системы:

  • введение научных знаний с первого дня обучения в школе;

  • организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний;

  • открытие в детях невидимого мира потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

    Для достижения  цели развития креативного мышления, в процессе  учебной деятельности, необходимо формировать у ребёнка новый тип мышления -теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без  подсказки; воспитать интерес к познанию, к поиску новых источников информации;

Основным средством обучения, как в традиционной системе, так и в системе развивающего обучения остаётся урок.

Свою урочную деятельность строю в соответствии с логикой развёртывания учебного материала:

Постановочный урок - это урок, на котором перед детьми ставлю учебную задачу, т.е. демонстрирую несовершенство старого, освоенного способа действий, находящегося в поставленной задаче.

На этих уроках использую метод проблемной ситуации. Основным приемом ставлю ситуацию «успеха», в которой учащийся свободно владеет уже открытым способом действия. Однако, в определенный момент «старый» способ перестает работать. Проблема ставится в игровой форме. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова», персонажи Миша, Маша, Алеша и робот Сам Самыч перед детьми ставят такую учебную задачу:

«Какую букву поставить вместо пропусков в следующем предложении?

   Петя в л_су встретил рыжую л_су.»

На уроках решения учебной задачи использую форму организации учебной деятельности – дискуссию, где учащиеся выдвигают гипотезы и предлагают способы их проверки. На этих уроках дети получают основы научного исследования, так как понятие не дается им в готовом виде.

Для того чтобы учебная задача была успешно решена, использую такие приемы:

  • работа с источниками (учебный словарь, учебник и т.д.);

  • моделирование (изображение величины с помощью схемы, рисунка);

  • мыслительные (представления).

Например, при решении вышепоставленной учебной задачи, ситуацией успеха была ситуация, когда дети к этому моменту овладели способом нахождения орфограмм слабых позиций. Для того чтобы написать текст без ошибок, им достаточно было воспользоваться орфографическим словарем, либо на месте орфограммы поставить прочерк. Усложнение задачи состояло в том, чтобы у детей возник вопрос: «Одинаковую ли работу выполняет звук «и» в словах «в л_су» и «л_су»? С одной стороны, звучат они одинаково, с другой - это разные слова по значению. Ответ на вопрос учащиеся ищут в орфографическом словаре и убеждаются, что проверенный способ в этой ситуации не работает. Возникает проблемная ситуация, подталкивающая учащихся выдвигать гипотезы для выхода из проблемы.

Я считаю, что оригинальность этого приема в том, что он способствует мыслительной деятельности учащихся и не дает учителю быть на уроке «безоружным», т.е. поставленным в тупиковую ситуацию, когда не хватает средств донести до ученика поставленную задачу.

Главным правилом таких уроков ставлю взаимоуважение и взаимопонимание; создание на уроках обстановки, когда невозможно осмеять даже самое глупое высказывание, когда ученики чувствуют свободу мысли, любое высказывание обстоятельно разбирается и определяется его рациональное звено.

   Уроки конкретизации позволяют ребенку отработать новый способ действия. Эти уроки провожу в форме уроков - путешествий, тематических экскурсий, уроков - практикумов, групповых форм работы. Большое значение на этом этапе решения учебной задачи уделяю работе с научной литературой (энциклопедии, учебные словари, научные тексты).

   Для активизации учебной деятельности на уроке, помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов, пиктограмм и т.д., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи.

Учебную деятельность организую с помощью:

  • работы в парах;

  • групповой и индивидуальной работы.

   Такие формы организации учебной деятельности помогают мне решить такие воспитательные задачи, как                                            

  • развитие коммуникативных качеств личности;

  • возможность самореализации младших школьников;

  • умению уважительно относиться к окружающим, к их мнению.

   Уроки рефлексии позволяют ребенку самому оценить свой уровень понимания сконструированного понятия. Использую метод самостоятельности. Все допущенные ошибки анализируются, и ученик заносит их себе в «Справочник ошибок».

   Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся  учебном материале, провожу с помощью как традиционных методов

( контрольная, срезовая работы, тестирование, математические и словарные диктанты, творческие работы по литературному чтению, сочинения), так и нетрадиционных - в виде тематических игр «Математическая карусель», «Умники и умницы», «Словоформы» и т. д. .

   Анализируя их, выявляю на основе поэлементного анализа пробелы в знаниях учеников, что служит основой коррекции времени изучения данного материала. Формирование системы знаний определяю по устным ответам учащихся, логичности и последовательности построения ответа.

   Результатом своей работы вижу положительную динамику в уровне развития интеллектуально - творческих способностей учащихся и уровня обученности:

  • дети моего класса с желанием посещают школу;

  • сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес;

  • на уроках учащиеся умеют выдвигать гипотезы, стараются грамотно задать вопрос, отвечают на вопросы, опираясь на научное подтверждение;

  • в классе сформированы элементы коммуникативных компетенций.


Развитие креативных способностей возможно только в совокупности двух направлений - урочная и внеурочная деятельности.

Поэтому в школе был создан центр развития «Узнай-ка!», направленный на создание условий для проектной, исследовательской и интеллектуальной деятельности детей младшего школьного возраста во внеурочное время.

Особенностью центра является то, что в него нет специального отбора. Заниматься может любой ребёнок, с любым уровнем интеллекта. Учащиеся работают в разновозрастных группах, выполняя одну общую задачу. Задача может быть любая - стратегическая, парадоксальная, либо изобретательская.

На занятиях используются задачи Школы Креативного Мышления А.Гина, долгое сотрудничество со школой НООГен, позволило строить занятия по решению парадоксальных задач. Большое значение уделяется проектной деятельности.

В конце каждого месяца проводится общее заседание или мероприятие, на котором ребята представляют результаты своей деятельности.

Вот уже третий год мы  с ребятами реализуем свой самый увлекательный классный проект "Театр моды "Модельки".

Цель проекта: создание системы работы, направленной на повышение творческой инициативы учащихся, способствующей развитию способности к изобретательству и открытию принципиально новых, неведомых ранее идей. Чем он увлекателен? Наверно тем, что каждый показ своей коллекции приносит не только радость от выхода на подиум, но и огромный потенциал для создания следующего своего "шедевра".

За эти два с половиной года нами были разработаны 5 коллекции:

  • "Во саду ли в огороде"

  • "Джинсовый бум"

  • коллекция к сказке Островского "Снегурочка"

  • коллекция к сказке Бажова "Малахитовая шкатулка", коллекция- фэнтези "Малахитовая шкатулка вчера, сегодня, завтра"

  • коллекция ,представляющая народные сибирские мотивы «Синий иней»

Свои коллекции мы представляли в своем городе на модном конкурсе "Юный модельер", на областных конкурсах "Юный дизайнер", Первый Сибирский Карнавал, "Дикие животные России" в номинации "Экокостюм", на Всероссийском конкурсе – фестивале «Азбука моды» в г.Санкт-Петербурге.

Наши награды:

  • "Орден-диплом Третьей степени в номинации  «сказочный бал» Первого Сибирского Карнавала",2012

  • Диплом Третьей степени в областном конкурсе "Дикие животные России",2012

  • Специальный Приз 18 Областного конкурса "Юный дизайнер-2012"

  • Диплом лауреатов второй степени Всероссийского конкурса «Азбука моды» в г.Санкт-Петербурге.



Заключительный этап (контрольно-оценочный) март 2014 г.

Разработать методическое пособие с заданиями на развитие креативного мышления учащихся.

Мой проект незавершённый, так как мне предстоит на примере нынешних своих учеников и следующих первоклассниках апробировать разработанное методическое пособие.



Продукт проекта

Продуктом проекта предполагается выпуск методического пособия по развитию креативных способностей у младших школьников «В мире неожиданных идей», в которое будут включены самые интересные задания, направленные на развитие креативных способностей у учащихся и диагностические тесты на определение уровня развития креативности.





Ожидаемые результаты



  1. Развитие личности ребёнка на основе формирования позитивных жизненных ценностей и внутренней мотивации к познанию мира и ценностей культуры;

  2. создание развивающе - интеллектуальной среды для учащихся;

  3. формирование у детей познавательной активности и веру в успех;

  4. широкое изучение художественных произведений классиков детской литературы, специальной литературы;

  5. приобщение детей к творческим видам деятельности, развитие креативного мышления;

  6. приобретение навыков работы с различными материалами;





Механизм оценки результатов проекта

Оценка результатов реализации проекта проводится через опрос родителей и диагностику учащихся.

Форма представления результатов проекта

  • отчет работы над проектом «В мире неожиданных идей» на педагогическом совете школы, размещение в электронном портфолио https://sites.google.com/site/vmiredetstva/ (в течение работы над проектом);

  • представление опыта на городском методическом объединении начальных классов, в апреле 2014 года;

  • презентация на общешкольном родительском собрании в марте 2014 года;

  • освещение в СМИ г.Искитима в марте 2014 года.

Инновационный потенциал проекта

Инновационный потенциал проекта обусловлен интерактивностью процесса адаптации ребенка в классном обществе, раскрытие различных творческих талантов учащегося, которые проявляются в чувствах, общении, мышлении, в разных видах деятельности, способности, которые характеризуют личность или ее некоторые стороны, а также творческий процесс создания идей и различных продуктов, что соответствует личностно-ориентированному подходу в обучении.



Показатели и критерии эффективности проекта

Критерии

Показатели




1

Самооценка личности


Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера


2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью детей


Комфортность, защищённость личности креативного ребёнка, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей


3.

Конкурентоспособность учащихся


Эффективность и качество подготовки учащихся;

участие учащихся ,педагога в смотрах, олимпиадах, конкурсах.

Социальный опыт.













Прогноз возможных негативных последствий

Предполагается возможность возникновения непредвиденных обстоятельств, в результате которых могут произойти изменения в плане реализации проекта:

      • Пассивное отношение обучающихся к предложенной программе действий.

      • Ограниченный временной ресурс, для выравнивания стартовых возможностей.

      • Негативное влияние микросоциальной среды.

      • Нерегулярное посещение занятий, что может негативно отразиться на результативности реализации программы.



Дальнейшее развитие проекта

Использование методического пособия по развитию креативного мышления другими педагогами школы и города, участие проекта на конкурсе педагогического мастерства на всех уровнях (городском, региональном, всероссийском )



























Список литературы

Иванов Г. Готовим юных исследователей //Народное образование. – 2009. -№ 6.

Макарова М.Ф. Развитие творческой активности учащихся в современной школе: Дисс. канд. пед. наук. – Саратов,

2004.

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.

Вопросы психологии способностей: Сборник статей/Под ред. Крутецкого В.А. – М.: Педагогика, 1973. – 216 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. – 1982. - №5.

























































Педагогический проект "В мире неожиданных идей"(развитие креативного мышления младших школьников)
  • Начальные классы
Описание:

       В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. 

 

Автор Кириченко Нина Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 547
Номер материала 45702
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓