Главная / Русский язык и литература / Педагогический проект "Первые шаги к успешному общению или Становление мобильного коммуниканта"

Педагогический проект "Первые шаги к успешному общению или Становление мобильного коммуниканта"

hello_html_4e304ece.gifhello_html_m732b30f3.gifhello_html_2fdfae3.gif

ГАОУ ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО)»


Кафедра гуманитарного образования





П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й П Р О Е К Т


Ирины Геннадьевны Кондратьевой,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Инженерный лицей НГТУ» Ленинского района

г. Новосибирск


Первые шаги к успешному общению или

Становление мобильного коммуниканта


Проект выполнен в рамках работы творческой группы учителей русского языка и литературы под руководством доктора филологических наук

Наталии Викторовны Максимовой


(сентябрь - декабрь 2014 г.)



При использовании материалов проекта ссылка на электронный вариант материалов (сайт кафедры: www.kgo.ucoz.ru) обязательна.







Новосибирск

2014



Краткая аннотация проекта


Название проекта

Первые шаги к успешному общению или Становление мобильного коммуниканта

Проблема, актуальность

Любой вид продуктивной совместной деятельности людей (в том числе и урок деятельностного типа) подразумевает общение между ними, т.е. обмен той или иной информацией.

Коммуникация - это процесс передачи и получения информации между двумя и более людьми. Этот процесс следует назвать связующим. Именно он позволяет людям координировать свои усилия, действовать согласованно, достигая целей организации. Чем лучше организован процесс коммуникации, тем больших результатов можно добиться с её помощью.


Проблемой современной школы, на мой взгляд, является помочь выпускнику стать таким типом личности по  способу использования своего коммуникативного потенциала, как мобильный коммуникант - человек, умеющий легко входить в разговор, переходить с темы на тему, говорить много, интересно и с удовольствием, не теряться в незнакомой ситуации общения, способный вычленить в беседе главное, задать и уметь ответить на вопросы различного уровня сложности и типа.


Обладая такими ценными коммуникативными способностями, ученик сможет реализовать себя в будущем и всегда будет востребован в любом виде деятельности, особенно там, где сформированные коммуникативные компетенции являются приоритетными.

Актуальным сегодня также является изменение типа личности самого учителя в педагогическом процессе и осознание им того, что именно он должен выступить в роли так называемого коммуникатора, который ставит цель овладеть конкретной аудиторией (тот или иной класс), должен определить ее социальную ориентацию, знания и интересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура (темы, правила, тексты и т.п.), а также средства ее передачи (виды деятельности, приёмы, методы и формы работы). Причем не любая информация служит реализации основной цели коммуникации - передаче содержательной информации.

Являясь практикующим педагогом русского языка и литературы, с 01.09.12 года вхожу в состав рабочей творческой группы образовательного учреждения по внедрению и реализации ФГОС ООО. Разрабатывая собственные рабочие программы, апробируя их на базе организованной пилотной площадки, составляя технологические карты уроков русского языка и литературы в среднем звене, постоянно сталкиваюсь с недостатком действенных приёмов и методов, которые способствовали бы развитию коммуникативных и других универсальных учебных действий.

Важной и своевременной для себя считаю предоставленную мне возможность участия в работе творческой группы учителей-филологов по отбору, разработке, обсуждению, апробации и анализу структуры и практического применения продуктивных форм заданий, приёмов технологий деятельностного типа. Что само собой нацеливает меня на формирование у учащихся диалогической природы мышления, на становление у ребёнка процессов понимания, коммуникативной компетенции, событийной стороны учебной деятельности.

Цель проекта

Показать эффективность использования разработанных и апробированных на уроках русского языка и литературы в собственной практике продуктивных заданий и форм деятельности метапредметного характера в технологии деятельностного типа обучения через методические рекомендации к ним

Задачи

1. Изучить содержание и структуру коммуникативной игры, задачи и коммуникативных заданий разного типа и сложности.

2. Отобрать нужный для проекта лингвистический и литературный материал, где есть так называемая «ситуация языкового конфликта», где может возникнуть две и более точек зрения, некая двусмыслица.

3. Разработать на языковом материале по русскому языку коммуникативные задания разных типов и уровня сложности для учащихся 5-9 классов, апробировать и дать методический комментарий по их эффективному использованию.

4. Методически обосновать механизмы работы коммуникативной игры и задачи через разработку собственных и их апробацию в среднем звене.

5.Пополнить методическую копилку учителя- словесника интересными и продуктивными приёмами, нацеленными на развитие учебных универсальных действий, прежде всего коммуникативных.

Структура проекта и его реализация

I. Проблема и актуальность

II. Цель

III. Задачи

IV. Механизм реализации проекта:

1. Коммуникативная игра

2. Коммуникативные задания как приём

работы:

- Задания с выбором.

- Задания с недостающим условием.

- Задания на самостоятельную формулировку вопросов.

- Задания на постановку цепочки вопросов.

3. Лингвистическая коммуникативная задача.

4.Творческая копилка педагога:

- Коммуникативная игра по русскому языку

«Публицистический стиль. Обвинительная

речь в адрес литературного персонажа»


V. Перспективы проекта и ожидаемые результаты.

VI. Литература.

Ожидаемые результаты и перспективы проекта

Получение опыта участия в работе творческой группы как способа повышения собственной квалификации

Получение опыта написания педагогического проекта.

Помощь учителю-словеснику, работающему по ФГОС ООО, а также всем интересующимся технологиями деятельностного типа в обучении, в отборе, использовании и разработке наиболее действенных заданий, методов и приёмов по формированию, диагностике коммуникативных и различных других видов универсальных учебных действий у учащихся 5-9 классов.

Составить в дальнейшем коммуникативные задания по литературе разных типов и степени сложности для учащихся 5-9 классов.

Разработать литературную коммуникативную игру метапредметного характера и дать ей методическое сопровождение.




Структура проекта и его реализация


1. Коммуникативная игра


Коммуникативная игра «Только ДА или НЕТ»



Цель игры: научить детей задавать вопросы в соответствии с задачей и условием коммуникации.

Правила игры

Ведущий загадывает слово. Задача остальных – угадать его, задавая вопросы, на которые можно получить однозначный ответ ДА или НЕТ. Табу (запрет) накладывается на вопросы с ИЛИ либо прямого характера, например: «Как зовут героя?». Выигрывает тот участник или команда, кто это слово угадал правильно.

Ход игры

Ведущий загадал литературного героя художественного произведения. Ему учащиеся по очереди или в командах задают серию вопросов, помогающих в определении героя:

- Это произведение 20 века?

- Нет.

- Это произведение 19 века?

- Да.

- Первой трети?

- Нет.

- В нём говорится о детях?

- Да.

- Его автор Н.Н. Некрасов?

- Нет.

- Главным героем в нём является мальчик?

- Да.

- Он приблизительно нашего с вами возраста?

- Да.

- У него есть сестра?

- Да.

- Он обладает добрым сердцем?

- Да.

- Его отец работает судьёй?

- Да.

- У него есть мама?

- Нет.

- По-другому повесть называется «В дурном обществе»?

- Да.

- А зовут его Вася?

- Да.

.

И так далее.




Методические рекомендации

Игра рассчитана по времени на 5 минут, может проводиться либо в самом начале урока, либо в середине или даже в самом конце, т.е. выбор включения в тот или иной момент урока зависит от решаемой учителем задачи: узнать глубину прочтения художественного текста, оживить урок или как способ контроля знаний. Игра прошла апробацию в 5 классе во время изучения повести В.Г. Короленко «Дети подземелья или В дурном обществе». Помимо основной коммуникативной цели (развитие умения задавать вопрос) игра помогает решению предметных задач, таких как: выявление читательской эрудиции, знания текста художественной литературы.





2. Коммуникативные задания как приём работы



2.1. Задания с выбором



Определи часть речи

Загадана часть речи. Ты сможешь определить, какая это часть речи, если задашь учителю один – единственный вопрос:



а) На какую букву начинается данная часть речи?

б) Какое общее значение имеет данная часть речи?

в) К какому разряду относится данная часть речи?

Отметь знаком «+» вопрос, который ты выбрал. Почему ты выбрал именно этот вопрос? Объясни.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Методические рекомендации



Ключ: правильный ответ б), так как общее значение части речи, поможет отгадать её название. Например, загадана часть речи имя существительное. Если ученик выберет ответ а), то учитель назовёт букву «и». В русском языке на такую букву в морфологии есть три части речи – имя прилагательное, имя существительное и имя числительное, таким образом придётся нашему ученику задавать ещё вопросы. А по формулировке ученик может задать всего один дополнительный вопрос. Если же ученик выберет ответ в), то учитель назовёт, допустим, один из разрядов – самостоятельная или служебная, но надо будет загадать как минимум ещё второй вопрос, чтобы угадать название части речи, например: «На какой вопрос отвечает загаданная часть речи?», но это уже не единственный вопрос.



Задание универсальное, предназначено для 5-9 класса. Может использоваться на уроках повторения и закрепления, а также при диагностике регулятивных УУД и отслеживании метапредметных результатов обучения. Позволяют оценить умения целеполагания на основе различения известного и неизвестного и прогнозирования результата (Если…., то…..). Учит точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием коммуникации; развивает умение аргументировать собственную точку зрения, версии; учит построению речевого высказывания в письменной форме. Время выполнения – 5-10 минут.







2.2.Задания с недостающим условием

1. Помоги капитану корабля!



На корабль Северного флота пришла радиограмма: « Приезжает иностранная делегация. Срочно отдраить бак!». Капитан и боцман – в растерянности и недоумении. Какой вопрос должен задать по телефону капитан своему непосредственному начальству, чтобы команда правильно выполнила задание?



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно на этот вопрос нужно получить ответ? Объясни.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Методические рекомендации



Ключ:

Вы имели в виду отдраить часть палубы корабля или

большой сосуд для питьевой воды?



Уточнение лексического значения слова приведет к полному взаимопониманию.

Задание было апробировано в 6 классе. Замечено следующее: не все учащиеся сразу определили первое лексическое значение слова «бак», им пришлось заглянуть в толковый словарь, в словарь морских терминов, даже в этимологический словарь (бак (гол.) - «носовая часть верхней палубы судна»). Второе значение видели многие (бак (фр.) – «большой сосуд для жидкости»).

Задание рекомендовано для внедрения в 6 классе при изучении темы «Омонимы», может использоваться и далее при повторении.

При работе может быть добавлен вопрос:



Какое слово (а) в радиограмме надо добавить, чтобы было понятно, о чём идёт речь?

Учащиеся должны привести варианты своих вставленных слов, чтобы помочь капитану и боцману понять смысл радиограммы. Например, «отдраить бак корабля» или «отдраить бак для воды».

Задание рассчитано на 5 - 10 минут. Направлено на диагностику и развитие метапредметных умений, таких как: сформулировать вопрос, уточнить условие задачи и аргументировать свой выбор. А также развивает познавательные УУД на уровне общеучебных действий (поиск информации в словаре, в том числе электронного типа; построение речевого высказывания в письменной форме) и собственно логических действий (восполнение недостающих компонентов, построение логической цепочки рассуждений, доказательство)


2. Кто же был у Мери?


Готовясь к уроку английского языка, Петя перевёл одно предложение не дословно. Вот что у него получилось: «У Мери был ягнёнок». Маша не успела сделать домашнее задание и, списывая перевод перед уроком, засомневалась в его точности. Какой вопрос она задала при этом Пете?



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно на этот вопрос нужно получить ответ? Объясни.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Методические рекомендации



Ключ:



У Мери было животное или кушанье?

Уточнение лексического значения слова поможет избежать двоякого понимания смысла фразы и сделает её более точной.



При работе может быть добавлен вопрос:



Какое слово в переводе надо добавить, чтобы было понятно, о чём идёт речь?

Учащиеся должны привести варианты своих вставленных слов, чтобы помочь Маше и Пете понять смысл переведённой фразы. Например, «У Мери был живой ягнёнок» или «У Мери был ягнёнок в сметанном соусе».

Задание рассчитано на 5 - 10 минут. Направлено на диагностику и развитие метапредметных умений сформулировать вопрос, уточнить условие задачи и аргументировать свой выбор. А также развивает познавательные УУД на уровне общеучебных действий (поиск информации в словаре, в том числе электронного типа; построение речевого высказывания в письменной форме) и собственно логических действий (восполнение недостающих компонентов, построение логической цепочки рассуждений, доказательство)





3. Что нарисовал художник?


Перед уроком рисования Женя и Максим увидели на доске надпись такого содержания: «Сегодня мы будем рисовать кружки». Какой вопрос должны задать дети в начале урока учителю, чтобы правильно выполнить задание? Запишите.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно на него надо получить ответ?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Методические рекомендации



Ключ: 1. «Тамара Петровна, что вы имели в виду: крУжки или кружкИ?» Постановка ударения в слове (устно через произношение или письменно с постановкой ударения) объяснит, что имела в виду учительница. 2. «Тамара Петровна, что вы имели в виду: посуду или фигуру?» Уточнение лексического значения слова приведет к полному взаимопониманию.

Задание было апробировано в 6 классе при изучении темы «Омонимы», где также затрагивалось понятие омографов. Учащиеся давали как один из вариантов решения, так и оба.

Может использоваться при изучении нового материала или на уроках повторения и обобщения.

При работе может быть добавлен вопрос:

Какое одно слово надо добавить на доску, чтобы было понятно, о чем идет речь? Учащиеся должны привести по одному слову на оба варианта: например, чайные крУжки – геометрические кружкИ.

Задание рассчитано на 5 - 10 минут. Направлено на диагностику и развитие метапредметных умений сформулировать вопрос, уточнить условие задачи и аргументировать свой выбор. А также развивает познавательные УУД на уровне общеучебных действий (построение речевого высказывания в письменной форме) и собственно логических действий (восполнение недостающих компонентов, построение логической цепочки рассуждений, доказательство)




4. Что забыли впопыхах?



Родители отправили этим летом своих близнецов Пашу и Сашу отдыхать на Крымское побережье. Деи вернулись загорелыми и отдохнувшими. На первом занятии русского языка учительница задала задание написать дома сочинение о прошедшем лете. Мальчики написали сочинение на черновик и попросили бабушку проверить ошибки. Та взяла Сашину работу и увидела недописанную фразу: «На берегу Крымского залива мы впопыхах забыли пло…». Какой вопрос задала бабушка внуку? Запишите.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Почему именно на него надо получить ответ?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Методические рекомендации



Ключ:


1. Каково лексическое значение слова? Это может быть плод (фрукт) или плот (средство передвижение по воде). 2. Каково проверочное слово? О плоде – на плоту. Бабушка может выбрать подходящий вариант, опираясь на контекст.

Задание было апробировано. Учащиеся давали как один из вариантов решения, так и оба.

Рекомендация: использовать для учащихся 5 класса на уроках по теме «Фонетика и графика» или «Орфография», а также при повторении и обобщении, как в 5 классе, так и в последующих.

При работе может быть добавлен вопрос:



Какое, к примеру, одно слово в тексте могло однозначно указывать, о чем идет речь? Учащиеся должны привести примеры на оба варианта: «На берегу Крымского залива мы впопыхах забыли деревянный плот» и «На берегу Крымского залива мы впопыхах забыли вкусный плод».

Задание рассчитано на 5 - 10 минут. Направлено на диагностику и развитие метапредметных умений сформулировать вопрос, уточнить условие задачи и аргументировать свой выбор. А также развивает познавательные УУД на уровне общеучебных действий (построение речевого высказывания в письменной форме) и собственно логических действий (восполнение недостающих компонентов, построение логической цепочки рассуждений, доказательство)






5. Сюрприз на дороге

На урок биологии в 6 классе Кате надо было из газет выписать примеры предложений, где бы шла речь о диких животных. Когда старший брат увидел записанное в тетрадке предложение: «На проезжей дороге лежал один лев», он задал сестре один вопрос? Что спросил брат? Запишите его вопрос.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно на этот вопрос нужно получить ответ? Объясни.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Методические рекомендации



Ключ:



Что ты, Катя, имела в виду: животное или денежную банкноту?



Уточнение лексического значения слова приведет к выяснению смысла. Задание было апробировано в 6 классе при изучении темы «Омонимы». Может использоваться при изучении нового материала, а также на уроках повторения и обобщения.

При работе может быть добавлен вопрос:

Какое одно слово надо добавить на доску, чтобы было понятно, о чем идет речь? Учащиеся должны привести по одному слову на оба варианта: например, африканский лев – бумажный (болгарский) лев.

Задание рассчитано на 5 - 10 минут. Направлено на диагностику и развитие метапредметных умений сформулировать вопрос, уточнить условие задачи и аргументировать свой выбор. А также развивает познавательные УУД на уровне общеучебных действий (построение речевого высказывания в письменной форме) и собственно логических действий (восполнение недостающих компонентов, построение логической цепочки рассуждений, доказательство)









2.3. Задания на самостоятельную формулировку вопросов



Как надо: ЗАТО или ЗА ТО?



Полина прислала СМС Наташе: «Лера некрасивая девочка, но Петька влюблён в неё по уши!» Наташа начала было писать ответное СМС, но задумалась, как же ей написать «то» со словом «за» в предложении: « Да, она не красавица, за (то) умная девочка! И Петя разглядел в ней это!»

Какой вопрос должна задать себе Наташа, чтобы правильно написать СМС? Назови этот вопрос.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно этот вопрос надо задать Наташе? Аргументируя, обоснуйте свой выбор письменно.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Методические рекомендации



Ключ: вариантов вопросов может быть несколько:

А) Словом (словами) какой части речи является (-ются) интересующее (-ие) нас слово (-а)? Союз зато не отвечает на вопрос, т.к. является словом служебной части речи: « Да, она не красавица, зато умная девочка! И Петя разглядел в ней это!»

Б) Какую функцию выполняет слово в предложении?

Союз зато не является членом предложения и служит для соединения однородных членов предложения, для соединения простых предложений в составе сложного или реже для соединения предложений в тексте; указательное местоимение то в предложении является дополнением (в этом случае с предлогом за пишется раздельно).

В) Можно ли заменить слово зато синонимичным но?

Замена союза зато синонимичными союзам но говорит о слитном написании слова зато: « Да, она некрасивая, но умная девочка! И Петя разглядел в ней это!»

Г) Можно ли без потери смысла отбросить то или вставить между «то» и «за» какое-либо слово?

Если можно, то слово пишется раздельно, если смысл теряется – оно пишется слитно.

Задание рекомендовано для учащихся 7 класса при изучении темы «Разграничение и правописание ТАКЖЕ – ТАК ЖЕ, ТОЖЕ – ТО ЖЕ, ЗАТО – ЗА ТО ». Может быть использовано на уроках повторения и закрепления и как диагностирующее, контрольное задание.

Развивает умение аргументировать собственную точку зрения, свои версии; учит построению речевого высказывания в письменной форме. Нацелено на развитие регулятивных УУД (умение выбрать нужный вопрос, уточняющий условие задания, аргументировать свой выбор). Время выполнения задания – 5-10 минут.





2.4. Задания на постановку цепочки вопросов



В компьютерном классе висит красочный весёлый плакат с надписью: «Стоит мышка с мышкой под мышкой». Учитель попросила Васю найти 3 одинаково звучащих слова, определить, каким членом предложения они являются с помощью цепочки заданных вопросов.

Назови вопросы, которые задал Вася.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему нельзя выбрать один вариант ответа? Объясни.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические рекомендации

Ключ: 1цепочка вопросов:

а) Какой частью речи является слово мышка?

б) Находится ли слово мышка в сочинительной связи со словом

стоит?

в) На какой вопрос оно отвечает?

2 цепочка вопросов:

а) Какой частью речи является слово (с) мышкой?

б) Находится ли слово (с) мышкой в подчинительной связи со

словом стоит

в) На какой вопрос оно отвечает?

3 цепочка вопросов:

а) Какой частью речи является слово (под) мышкой?

б) Находится ли слово (под ) мышкой в подчинительной связи

со словом стоит

в) На какой вопрос оно отвечает?

Дадим обоснование, почему невозможно ответить на вопрос «Почему нельзя задать только один вопрос?» Попробуем его сформулировать: «На какой вопрос отвечают омонимичные слова на плакате?», а затем с помощью него определить члены предложения. Мы увидим синкретизм в третьем примере (под) мышкой, где можно задать два вопроса: «с чем?» и «где?» Именно он потребует ещё одного уточняющего вопроса. Таким образом, однозначного ответа нет.

Задание рекомендовано для 5 класса при изучении темы «Главные и второстепенные члены предложения». Может использоваться далее при повторении.

Задание было апробировано. Позволяет оценить умение сформулировать промежуточные цели, спланировать их последовательность. Заданию было отведено 5-10 минут на уроке.

3. Лингвистическая коммуникативная задача


3.1 Что же было в альбоме?

На уроке русского языка дети, списывая с доски предложение: «Петя внимательно разглядывал в альбоме (Л, л)ьвов», заспорили о том, какую букву надо писать в выделенном слове. раскрывая скобки. Денис сказал, что надо писать прописную, заглавную букву, а отличница Оля настаивала на своём варианте – маленькую, строчную. Каждый доказывал, что он прав. В спор вмешалась старшеклассница Полина, которая сказала, что определить, кто из двоих прав невозможно.

Как ребята поняли это предложение? Нарисуй. Подпиши.


Схема Дениса: Схема Оли: Схема Полины:


1 2 3

Какие доказательства приводил каждый?


Приведи доказательства Дениса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведи доказательства Оли. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведи доказательства Полины.


Какое слово можно добавить в предложении, чтобы смысл стал такой, как уверяет Денис? (Напиши это слово.)

_________________________________________________________________

Какое слово можно добавить, чтобы смысл стал такой, как уверяет Оля? (Напиши это слово.)

______________________________________________________________

Какое языковое явление привело к неоднозначному пониманию? И об этом как раз говорила Полина?

__________________________________________________________________

Отметь знаком «+» верное, с твоей точки зрения, высказывание:

- в этом слове однозначно надо писать заглавную букву Л (Львов);

- в этом слове однозначно надо писать строчную букву л (львов),

- в этом слове могут быть обе буквы; однозначно определить здесь нельзя;





Методические рекомендации



Ключ:

1. Денис сказал, что Петя в альбоме разглядывал город Львов (в его рисунке были Петя, альбом и открытка с видом города), поэтому выделенное слово надо писать с заглавной, большой буквы, согласно правилу о правописании собственных наименований и географических названий.

И он увидел только один смысл.

Слово, которое он предлагал добавить – это прилагательное старинный (в в. п., ед.ч.).

Изменённый Денисом вариант предложения: «Петя внимательно разглядывал в альбоме старинный Львов».

2. Отличница Оля утверждала, что Петя разглядывал не открытку с видом города, а фотографию животного льва (на её рисунке в альбоме, который держал Петя, было нарисовано животное). Она поэтому считала, что это имя существительное, нарицательное, и оно должно было писаться с маленькой, строчной буквы.

Она тоже разглядела в предложении один смысл.

Слово, которое она предлагала добавить – это прилагательное африканский (в р. п., во мн. ч.).

Изменённый Олей вариант предложения: «Петя внимательно разглядывал в альбоме африканских львов».

3. Полина заметила двусмысленность в данного рода предложении, которая возникла в результате наложения двух смыслов, именно она увидела омонимию и предложила свою запись варианта предложения: «Петя внимательно разглядывал в альбоме Л/львов». В её рисунке были изображены два круга, которые пересекались, а в точке пересечения оказался и город Львов, и царь зверей – лев.

Задача была апробирована в среднем звене.

Рекомендована для проведения в 5 классе при изучении темы «Правописание имён собственных и нарицательных). Может быть использовано и в 6 классе – на уроках по лексике (тема «Омонимы»), а также на уроках обобщения и повторения, при диагностике универсальных учебных действий и метапредметных результатов.

Лингвистическая задача нацелена на формирование диалогической природы мышления, на становление у ребёнка процессов понимания, коммуникативной компетенции, событийной стороны учебной деятельности.

Коммуникативная задача способствует формированию предметных (построение устного и письменного речевого высказывания) и метапредметных (выдвижение и аргументация собственных версий и путей решения) способностей учащихся на основе работы с самим условием задачи, которое строится на основе непонимания или двоякого понимания смысла ситуации «языкового конфликта или учебного противоречия между детскими версиями.

Учит самоконтролю и оцениванию, принятию версий, умению отстаивать свою позицию, а также - стремлению к продвижению, выходу на творческий уровень.


4. Творческая копилка педагога


Коммуникативная игра по русскому языку

Название: «Публицистический стиль. Обвинительная речь в адрес литературного персонажа»

Цель: закрепить представление о публицистическом стиле как о функциональной разновидности языка; уяснить черты текста-обвинения.

Методические рекомендации: игра может быть успешно реализована как на уроке изучения нового материала, так и при обобщении и повторении знаний, способствует овладению стилистическими ресурсами русского языка, помогает познакомиться и освоить жанр обвинения, а также формирует у учащихся следующие УУД, необходимые для развития трех типов образовательного результата: личностных, метапредметных и предметных:

1. Личностные УУД. Формирование нравственно-патриотических оснований личности.

2.Регулятивные УУД. Планирование. Контроль и оценивание.

3. Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Построение письменного и устного речевого высказывания по схеме.

4.Коммуникативные УУД. Умение выступать перед аудиторией сверстников. Умение доказывать точку зрения, анализирую текст публицистического стиля.

Класс: 7

Тема: « Публицистический стиль и его функциональные особенности»

Время проведения: 25 минут

Участники:

Публичные обвинители – 5 команд по 6 человек;

Слушатели: учитель и поочерёдно сами команды выступают в двойной роли – и обвинителей, и слушателей.

Оборудование: песочные часы на 3 и 5 минут, таблица «Функциональный стиль» и опорная схема публичной обвинительной речи, критерии оценивания творческого задания.

Ход игры:

1. Учитель сообщает задание командам:

- Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес некоторых предложенных (или доставшихся в жеребьевке) известных литературных персонажей, которые нарушают общественные законы и инструкции:

- Старухе Шапокляк – за выгул крыс в неустановленных местах,

- Лисе Алисе и Коту Базилио – за втягивание несовершеннолетних в валютные махинации,

- Емеле – за ловлю рыбы запрещёнными методами,

- Почтальону Печкину – за получение подарков при исполнении служебных обязанностей,

- Карлсону – за проживание без прописки и без определённых занятий (приложение 1)

Вам помогу официальные «шпаргалки»: опорная схема жанра обвинения (приложение 2) и таблица «Функциональные и языковые особенности публицистического стиля речи» (приложение 3), а также, возможно, таблица критериев проверки коллективного творческого задания (приложение 4). Пишите разборчиво, грамотно, так как произносить вслух ваше составленное обвинение и оценивать ваше творение будет команда-соперник. Итак, начинаем!

2. Составление командами текстов публицистического стиля(5 минут).

3. Обмен творческими заданиями, произнесение вслух, анализ обвинительной речи на предмет соответствия стилю речи и оценивание по критериям (по 3 минуты на каждый текст).

4. Подведение итогов (берет на себя учитель или желающий высказаться ученик из каждой команды; 5 минут).

Возможные вопросы:

- Какие языковые средства мы использовали при написании текста-обвинения?

- Какие наиболее яркие особенности публицистического стиля вы можете назвать?

- Какое обвинение, на ваш взгляд, было наиболее запоминающимся и почему?



















Приложениe 1

Задания для команд:

Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя, используя предложенную схему:


- Старухе Шапокляк – за выгул крыс в неустановленных местах.




Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя, используя предложенную схему:


- Лисе Алисе и Коту Базилио – за втягивание несовершеннолетних в валютные махинации.




Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя, используя предложенную схему:


- Емеле – за ловлю рыбы запрещёнными методами.




Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя, используя предложенную схему :


- Почтальону Печкину – за получение подарков при исполнении служебных обязанностей.




Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя, используя предложенную схему :


Карлсону – за проживание без прописки и без определённых занятий.










Приложение 2

Опорная схема жанра публичного обвинения:

Сообщение слушателям цели публичного обвинения

(мы пришли сюда, чтобы обвинить…; мы обвиняем… и т.д.)




Обозначение сути обвинения, его важности

( обвинение считаем наболевшим, потому что…; обвинение является своевременным… и т.д.)



Чёткое определение позиции обвинителей

( мы утверждаем, что…; мы убедительно требуем…)





Оценочная лексика, усиливающая эффект обвинения

(обвинение является справедливым…; обвинение обжалованию не подлежит…; действия героя считаем вредными ….)






















Приложение 3

«Функциональные и языковые особенности публицистического стиля речи»

Тип

Вид

Форма/вид речи

Сфера общения

Функция

Жанры

Особенности стиля

Языковые средства

Книжный

Публицистический

Письменная и устная;

Монолог, диалог, полилог

Агитационно-массовая деятельность

Воздействие с целью агитации и пропаганды, т.е. формирование общественного мнения; сообщение (информирование граждан о событиях в стране и мире)

Очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политические дебаты и др.

Логичность; образность; эмоциональность; оценочность и жанровое разнообразие

Общественно политическая лексика и фразеология;

частотны заимствованные слова (англицизмы, например); эмоционально-экспрессивная лексика; разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначность, эпитеты, сравнения, метафоры; риторические вопросы и восклицания; лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция.















Приложение 4



Критерии оценивания творческого задания:


1. Соответствие схеме – 1 балл.

2. Опора на функциональные особенности:

- Форма/вид/функция – 1 балл.

- Языковые средства – 1 балл.

3.Речь и содержание - отсутствие ошибок – 1 балл.

4.Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика) - отсутствие ошибок – 1 балл.


Внимание! Напротив соответствия поставьте «+»!!! Посчитайте количество набранных баллов.

Шкала оценивания:

5 баллов – отметка «5»;

5 балла – отметка «4»;

3 балла – отметка «3»;

2-1 балл – отметка «2»;




Литература



1. «Выбери, спроси, найди, аргументируй: сборник метапредметных заданий для 1-6 классов» / О.В. Палюниной, Т.В. Осинцевой; МКОУ «Прогимназия «Зимородок», - Новосибирск: «Изд.- во ЭНСКЕ», 2013 год.

2.Сайты:

1. http://www.bues.ru/articles/language_ambiguity.php

2. http://wwww.iqfun.ru/articles/koroli-rifmy.shtml#kids

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EC%EE%E3%F0%E0%F4%FB

3. В.Г. Касаткина «Коммуникативная задача; возможности использования в обучении: методическое пособие»; науч. ред. Н.В. Максимова. – Новосибирск: «Изд.- во ЭНСКЕ», 2013 год.


4. Лекции доктора филологических наук Наталии Викторовны Максимовой (сентябрь - декабрь 2014 г.).

Педагогический проект "Первые шаги к успешному общению или Становление мобильного коммуниканта"
  • Русский язык и литература
Описание:

     Авторский проект выполнен в качестве выпускной (курсовой) работы в творческой группе учителей русского языка и литературы под руководством доктора филологических наук Наталии Викторовны Максимовой(сентябрь - декабрь 2014 года).Также можно увидеь мои материалы на сайте кафедры гуманитарного образования  НИПКиПРО: www.kgo.ucoz.ru 

     Цель: показать эффекивность использования разработанных и апробированных на уроках русского языка и лиературы в собственной практике продукивных метапредметных коммуникативных заданий и задач,  коммуникативной игры  через составленные методические рекомендации .

     Предназначена для учителей, которые   интересуются технологией деятельностного типа.

     Разработанные формы деятельности по русскому языку и литературе помогут в развитии умения аргументировать собственную точку зрения, свои версии; учат построению речевого высказывания в письменной и устной форме. Нацелены на развитие регулятивных УУД ( умение выбрать нужный вопрос, уточняющий условие задания, аргументировать свой выбор. Задания учат самоконтролю, оцениванию, стремлению к продвижению, творчеству, умению задать "умный вопрос". который является "доброй половиной знания".

     Задания могут использоваться на уроках обобщающего повторения, при изучении нового материала, при диагностике универсальных учебных дейсвий(УУД), необходимых при проведении уроках по ФГОС ООО.

      Предложенная в разработке игра по литературе помогает в решении таких  предметных задач, как : выявление читательской эрудиции, знания текста художественной литературы.

Автор Кондратьева Ирина Геннадьевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 364
Номер материала 8457
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓