Главная / География / Педагогический проект "Изучение краеведческого материала на уроках географии и внеурочное время"

Педагогический проект "Изучение краеведческого материала на уроках географии и внеурочное время"


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



« Изучение краеведческого материала на уроках географии и внеурочное время»




Работу выполнил:

Смирнова Елена Александровна

учитель географии, биологии и химии

МОУ Покровской СОШ

МО «Цильнинский район»




Научный руководитель:

Храмова Евгения Владимировна -

методист кафедры естествознания

УИПКПРО










Ульяновск

2013 г.

Содержание




Введение 3


Глава I. Теоретическое обоснование проекта 6

1.1. Цели и задачи краеведческого материала в преподавании географии. 6

1.2. История, сущность, функции, формы и педагогическое значение школьного краеведения 10

1.3. Содержание географического краеведения 18

Глава II. Практическое обоснование проекта 21

    1. Методы и приемы осуществления краеведческого материала на уроках географии 21

2.2. Изучение родного края во внеурочное время 31

Глава III. Апробация проекта 33

3.1.Организация работы по географическому краеведению в МОУ Покровской СОШ МО «Цильнинский район» Ульяновской области

Глава IV. Практическая реализация проекта 37


Заключение 41


Литература 42


Приложения





Введение

Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня, в эпоху века компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее – одна из задач учителя географии. На уроках географии, географического краеведения, во внеурочное время учителю необходимо зародить стремление учащихся к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей родного края. Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения. Использование краеведческого материала на уроках географии, географического краеведения способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала на уроках и во внеурочное время сомневаться не приходится. Школьная практика требует от учащихся серьезных знаний в естественных науках. Огромную помощь в сборе материала оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов, проведение летних небольших экспедиций по родному краю, ежедневные наблюдения за погодой. Это позволяет собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным и эмоциональным. При использовании современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата, сканера и обширных Internet- ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения уроков и внеклассных географических мероприятий.

Целью работы является научное обоснование практической значимости организации исследовательской деятельности школьников по изучению природы родного края. Для этого необходимо разработать оптимальную методику преподавания географического краеведения, способствующей становлению и развитию исследовательских навыков учащихся и выбрать наиболее эффективные приемы их формирования.

В работе решаются следующие задачи:

1. Изучение литературы по проблеме исследования;

2. Применение личного опыта и знаний, полученных при написании дипломной работы «Физико-географических мультимедийный путеводитель Цильнинского района Ульяновской области», которая была защищена 19.02.2011 года;

3. Изучение опыта учителей географии, работающих над формированием краеведческих понятий;

4. Разработка оптимальной методики преподавания географического краеведения в школе, которая способствовала повышению интереса учащихся к данному предмету, любви и чувства гордости к родному краю.

Объектом исследования являются: организация исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и географического краеведения; учебно-воспитательный процесс; внеклассная работа по изучению природы родного края.

Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской деятельности по изучению природы родного края, на развитие географического мышления.

Практическая значимость темы заключается в изучении сформированных в поставленных задачах вопросов теории и практике методики преподавания географии, краеведения, внеклассных мероприятий. Анализ результатов (в настоящее время еще не окончательных) позволяют выдвинуть следующие моменты значимости педагогического проекта:

- приобретение навыков исследовательской работы;

- поэтапное формирование навыков, умений, необходимых для проведения исследований природы родного края;

- работа на уроках и внеклассных мероприятиях;

- методическая работа;

- полноценное выполнение исследовательских заданий.

В работе использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ;

2. Анализ действующих программ по географическому краеведению;

3. Педагогический эксперимент;

4. Наблюдение.

Новизна педагогического проекта заключается в том, что:

- краеведческий материал востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач;

- краеведение используется как средство организации досуга детей;

- востребование потенциала краеведения по следующим позициям: 1) возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, т.к. во время экскурсии, небольшой экспедиции задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно; 2) максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу; 3) индивидуальные формы обучения и усвоения знаний.

Основной предполагаемый результат исследования – обеспечение качества образовательного процесса на основе ресурсов школьного краеведения, что выражается в следующем:

  1. сформированной системе управления исследовательской деятельностью, включенной в систему управления образовательного процесса;

  2. налаженной системе подготовки и проведения исследовательской краеведческой деятельности;

  3. функционировании и развитии системы организационных форм краеведческой деятельности учащихся;

  4. эффективности мониторинга учащихся;

  5. положительной динамике результативности образовательного процесса, а именно:

- в формировании патриотизма, гражданственности, экологической культуры и культуры безопасной жизнедеятельности;

- в сохранении и улучшении физического и психического здоровья всех участников деятельности;

- в развитии социально-значимых качеств учащихся, нравственной личности, адаптированной к жизни и деятельности в современном обществе;

- в положительной динамике качества знаний учащихся;

- в развитии положительной мотивации к учению;

- в формировании навыков исследовательской работы учащихся;

- в развитии и саморазвитии коллектива образовательного учреждения.



Глава I. Теоретическое обоснование проекта


    1. Цели и задачи краеведческого материала в преподавании географии

Школа – основное звено в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. Задача современной школы заключается в том, чтобы воспитывать у школьника активное отношение к жизнедеятельности людей, к общественной жизни, чтобы обогащать его познавательную деятельность, сформировать интерес к приобретению знаний. География является звеном в структуре общего образования, а педагогической ценностью преподавания географии является краеведение.

Краеведение включает следующие основные моменты:

- приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия;

- самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни);

- изучение родного края в процессе исследования.

Географическое краеведение реализуются в процессе урочной, внеклассной и внешкольной работы. Краеведение – важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.

Географическое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, формирования у школьников научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высокая общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Школьное географическое краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы по географии в школе будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие – систематическое использование местного материала на уроках физической географии и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье – глубокая научная основа.

Одна из главных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своем крае, почерпнутых из учебных пособий и другой литературы, важная часть краеведческой работы – непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края. В ряде школ вместо глубокой поисково-исследовательской работы по изучению родного края имеет место так называемое описательное краеведение, когда учащиеся лишь фиксируют, «фотографируют» явления, не раскрывают их причинно-следственных связей, закономерностей.

Собранный краеведческий материал далеко не всегда подвергается тщательной проверке, в результате могут возникать ошибки. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо повышать научно-методический уровень краеведческих изысканий. Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению родного края как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Первое, чем должен заняться учитель географии, приступая к организации школьного краеведения, это конечно, самостоятельное изучение ближайшего окружения школы, ближайшим объектом школьной краеведческой работы являются свое село и окружающая местность. В дальнейшем работа может охватить и целый административный район и даже выйти за его пределы. Главной задачей работы будет прослеживание жизни и развитие данного участка территории во всех изменениях и отношениях. В основу школьного географического краеведения заложена та мысль, что свое, близкое - понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое.

Образовательное и воспитательное значение школьного краеведения общепризнано и бесспорно. Развитие школьного краеведения играет, несомненно, ведущую роль в преподавании географии. На краеведческом материале строятся занятия по географии в начальном курсе, начиная с 6 класса, классные занятия идут по систематической программе; однако связь с краеведением остается, с одной стороны, в виде проводимых учителем примеров из местной природы, а с другой – в виде внеклассных кружковых занятий школьным краеведением. Примеры, взятые учителем из местной природы, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Даже отдельные единичные примеры такого порядка уже в известной мере переключают преподавание книжных рельсов на реальную жизнь. Еще лучше, если учитель показывает природные объекты, явления в натуре во время экскурсий. Поясняя на местных, хорошо знакомых всем ученикам примерах типичные явления из курса физической географии, учитель в самой простой, доступной и экономной форме показывает классу ту истину, что «география – это не учебник, а сама жизнь».

Педагогическое значение краеведения передовыми людьми нашей страны было осознано еще в очень давние времена. Известный общественный деятель конца XVIII в., один из первых «просветителей» Н.Н. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». В своей замечательной статье «Мысли о географии для детского возраста» Н.В. Гоголь с исключительной силой и яркостью отстаивал мысль о том, что такого предмета, как география, сухое, исключительно книжное преподавание совсем не подходит. Один из крупнейших педагогов К.Д. Ушинский подчеркивал неоднократно ту мысль, что преподавание географии должно развивать у учащихся инстинкт к своей малой Родине, к своей родной местности. Д.Д. Семенов, который справедливо считается родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий, высказывался так: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».

Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту природы родного края. На уроках по изучению родного края работаю с учащимися над созданием образа территории, на которой мы живем. Обязательное использование краеведческого материала в обучении физической географии дает возможность ясного восприятия и осмысленного запоминания нового о своем крае, воспроизведение ранее изученного. Это обязывает меня как учителя географии чаще, чем учителей других предметов, проводить экскурсии в природу, тем самым непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу личности школьника.

Школьное краеведение заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории – своего края. При этом выполняются две задачи:

1) всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала;

2) использование этого материала в преподавании географии.

Краеведческий материал дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление об окружающей природе и ее закономерностях, легче усваивать географию более отдаленных районов России, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогает формированию правильных представлений о многих предметах, явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения.


1.2. История, сущность, функции, формы и педагогическое значение школьного краеведения

В понятие «краеведение» вносилось различное содержание. О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали: в XVII в. Я.А. Коменский; в XVIII-XIX вв. – Ж.Ж.Руссо, Г.Песталоцци и другие известные педагоги. Первые высказывания о важности связи обучения с жизнью родного края в русской педагогической литературе появились во второй половине XVIII в..

В 1761 г. М.В. Ломоносов писал о привлечении «малых, а особливо крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». Делались попытки обосновать педагогическую ценность ознакомления учащихся со своей ближней «родиной» - краем.

В 20-х годах XX века оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории. В 30-х – краеведение определялось как «общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в развитии своего края на основе всестороннего его изучения». Были также высказывания о нем как об особой науке, предмете преподавания. А.С. Барков говорил, что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края…».

Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитектуры, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое , археологическое и т.д. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии, так как объект и методы изучения географии и краеведения совпадают.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при соблюдении следующих организационных условий:

- комплексное использование всех ресурсов школьного краеведения;

- реализация ресурсного потенциала в системе взаимодополняющих организационных форм краеведческой деятельности;

- обеспечение возможности активного участия во всех организационных формах краеведческой деятельности каждого школьника.

Среди задач школьного краеведения следует делать акцент на творческую деятельность учащихся. Ее стимулируют сами методы и приемы сбора краеведческого материала, его новизна. Они способствуют развитию наблюдательности и формируют навыки поисково-исследовательского характера.

Среди воспитательных задач краеведения на первое место нужно выдвинуть развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребенка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся.

Необходимо отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты природы родной природы. Учитель побуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему краю, Родине.

Главное значение краеведческого материала в преподавании географии и во внеклассных мероприятиях школы – дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению, могут «увидеть мир в капле воды».

Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в содержание которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край».

В преподавании географии краеведение – одно из средств осуществления, воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края помогают формированию географических понятий. Материал о природе родного края используется на уроках, в своем крае имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний.

Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно их условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается сущность краеведческого материала в обучении.

В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого стоятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на географической площадке, или во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса. Во внепрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристические походы по своему краю, школьные экспедиции.

Организация учебной программы и методика двух видов школьного краеведения различны, но они связаны между собой. Так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристического похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов. Краеведческая основа обучения дает возможность выполнить две важные дидактические функции:

1) опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей местности, конкретизировать и углублять содержание изучаемых тем о природе;

2) дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы получить стройную систему знаний о географии своей местности.

Использование краеведческого материала помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и уяснить, что свой край – это органическая и неотъемлемая часть всей России.

Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования и т.дл.), туристические походы, краеведческие кружки и прочее. Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями пользоваться методами географических исследований:

1. литературными;

2. картографическими;

3. статистическими;

4. методом полевых наблюдений.

Картографический метод связан с изучением имеющихся карт местности. Этот метод предполагает составление картосхем, на которые наносят результаты исследований. Составление картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению графических навыков, но и созданию новых наглядных пособий по географии родного края.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно, при изучении климата. Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков.

Метод полевых исследований дает возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить основные объекты и время на их исследование, составление плана для изучения географических объектов.

Целевые установки краеведческой деятельности вызывают необходимость в реализации комплекса форм организации. Рекомендуемые формы организации краеведческой деятельности, в которых принимают участие все школьники:

- уроки основного самостоятельного курса «краеведение»;

- уроки интегрированных краеведческих курсов;

- внеурочные и внеклассные мероприятия;

- уроки школьных учебных курсов, содержащие краеведческий компонент образования.

Используются также формы, в которых учащиеся принимают участие в зависимости от своего выбора:

- занятия факультативных краеведческих курсов;

- занятия элективных краеведческих курсов;

- туристические краеведческие объединения (проведение краеведческих исследований во время туристских походов);

- спортивные туристские объединения (совершение спортивных туристских походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода);

- объединения оздоровительного туризма (совершение походов выходного дня по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода);

- экспедиционные объединения (изучение родного края в процессе подготовки и проведения полевых краеведческих исследований);

- музейные объединения (изучение родного края на базе краеведческого музея);

- экскурсионные объединения (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных или плановых экскурсиях);

- формы семейного краеведения.

Из вышесказанного следует, что краеведческий материал, если им оперировать умело, является важной частью учебно-воспитательного процесса. Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

- приоритет задач воспитания и развития детей над задачами обучения;

- возможность реализации личностного, исследовательского подходов в процессе краеведческой деятельности;

- привлекательность для учащихся деятельности, вызывающей непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;

- возможность реализации интегрированного характера содержания путем комплексного вовлечения образовательных, природно-рекреационных ресурсов данной территории в образовательный процесс;

- полипредметность содержательной стороны изучаемой территории: природа, экология и др.;

- возможность формирования системы знаний, усиления практической направленности обучения;

- возможность применения общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на конкретную территорию;

Практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности в зависимости от интересов и потребностей коллектива и каждого участника;

- преобладание коллективной творческой деятельности на всех этапах подготовки и проведения мероприятий и традиционность самоуправления при проведении самодеятельных краеведческих мероприятий, являющихся сущностными сторонами краеведческой деятельности, способствующих развитию коллектива как средства решения стратегических и оперативных воспитательных задач, решаемых средствами краеведения;

- возможность целеполагания, планирования и организации общественно-полезной деятельности и общения, как ведущих видов психической деятельности подростков на корпоративной основе;

- возможности применения педагогами широкого спектра методов и средств контроля качества воспитания и обучения в процессе мониторинга.

Жизнь школьника является частью жизни всего народа. Постепенно дети учатся принимать участие в жизни общества. Учитель призван помочь ребенку осознать себя членом семьи, членом школьного коллектива, гражданином своей Родины. В последнее время во всех регионах России большое внимание уделяется изучению краеведческого материала, поэтому педагогическое значение краеведения очень велико:

1. Школьное краеведение позволяет построить педагогический процесс при непосредственном восприятии изучаемых объектов;

2. Школьное краеведение активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся. Удовлетворяя присущую детям потребность исследования, познания, школьное краеведение укрепляет интерес к науке, что является важным условием успеваемости в обучении;

3. Школьное краеведение содействует образованию у детей географических навыков и умений. Во время занятий школьным краеведением ученики применяют на практике приобретенные знания, закрепляют их и переводят в навыки;

4. Непосредственное изучение реальной действительности формирует у детей научное, диалектико-материалистическое мировоззрение;

5. Познание своего края укрепляет любовь к нему. Изучение географии родной местности в отношении к природным объектам порождает интерес учащихся;

6. Школьное краеведение является не какой-то дополнительной нагрузкой на учителя, а его надежным помощником. Оно представляет собою одно из средств поднятия качества учебно-воспитательной работы.н отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следуетафих4444444444444444444444444444444444444444444444444444

    1. Содержание географического краеведения

Существующая программа географии предусматривает изучение рельефа и геологического строения, вод, климата, органического мира родного края. Цели, задачи, содержание, как и время, отводимое на изучение своей местности, четко отражены в программе школьного курса. Однако, место и дидактические цели изучения географии своего края; степень интеграции его содержания с содержанием основного курса и число часов на изучение разделов еще недостаточно определены. Опыт показывает, что обучение географии родного края должно быть глубоко увязано с содержанием основного курса географии России. Поэтому при планировании учебного процесса следует определить степень интеграции содержания, необходимый объем часов на изучение природы родного края в каждом разделе физической географии. В общеобразовательной программе указано то, что при изучении каждого основного компонента природы необходимо использовать краеведческий материал.

Первые краеведческие наблюдения учащиеся выполняют в начальной школе. Например, уже в 1-4 классах школьники учатся составлять календари погоды. Из года в год краеведческие работы усложнятся, приобретаться новые навыки наблюдений и расширяться знания о своем крае. Более серьезно к накоплению краеведческого материала учащиеся приобщаются в 6-ом классе, при изучении начального курса физической географии. В течение учебного года программой предусмотрено ведение дневника погоды, где необходимо ежедневно фиксировать не только температуру воздуха, но и атмосферное давление, направление ветра, виды осадков, облачность. В 7 классе в нашей школе я второй год преподаю географическое краеведение один раз в неделю. На уроках мы закрепляем полученные знания по природе родного края, полученными в 6-ом классе, также ведем дневники погоды, делаем сравнительные анализы температуры воздуха за 2 года (см. приложение 3). Основной курс географии в 7 классе – изучение материков и океанов, но и на сравнение природы родного края также уделяется время во время изучения природных зон, питания рек, расположения низменных и возвышенных участков рельефа – выявляются общие закономерности развития, различия изучаемого природного объекта с природой родного уголка. При изучении физической географии России в 8 классе так же планируется особое внимание уделять природе области, района. При этом накопленный материал за все предшествующие время и приобретенные учащимися навыки будут незаменимыми источниками для географической характеристики своей местности и базой для прохождения учебной программы на краеведческой основе. Краеведческий материал, собранный учащимися во время наблюдений за погодой, природными явлениями, экскурсий, картографических практических работ, является дополнением к учебнику «Географическое краеведение Ульяновской области».

Школьная география традиционно уделяла большое внимание изучению особенностей региона в рамках курса географии России в разделе «Свой край», а также в других курсах географии в качестве иллюстрации общих природных явлений и процессов. Так, например, при изучении курса географии в 6 классе мы знакомимся с родным краем при изучении каждой темы. В разделе «Литосфера» - знакомимся с рельефом родного села; в разделе «Гидросфера» - с водами нашей местности; ври изучении «Атмосферы» - с климатом, а при изучении природных комплексов – рассматриваем природные комплексы своего района. В последующих классах, еще раз повторюсь, идет накопление «багажа» знаний о родном крае. Поэтапное познание краеведческого материала соответствует эталонам познания и предполагает различную степень исследовательской деятельности учащихся. Каждому этапу изучения должны соответствовать уровни отбора и усвоения учебного материала, методические приемы:

- первый уровень – уровень знакомства, опирается на красочные иллюстрации типичных ландшафтов, сопровождается ярким, но кратким описанием. В самостоятельных работах, классных и домашних заданиях преобладают наблюдения (например, наблюдения за погодой, за животными и т.д.);

- второй уровень – создание проблемных ситуаций в процессе становления знаний об окружающей природе с изученными закономерностями в сферах Земли;

- третий уровень – создание проблемных ситуаций с элементами исследования; привлечение краевых статистических данных для иллюстрации изучаемого материала, подготовка докладов, сообщений на заданную тему;

- четвертый уровень – включает групповую исследовательскую работу учащихся по интересам с использованием дополнительной литературы, сети Internetа, компьютерных технологий. Этот уровень чаще используется во внеклассной работе, на уроках географического краеведения (изучается природа пришкольного участка).

Система изучения краеведческого материала характеризуется определенной структурой с четко выраженными внутренними (внутрипредметными) и внешними (межпредметными) связями. Внутренние связи наиболее четко прослеживаются в модуле «Природа». Здесь наблюдается постепенное усложнение сведений о природных особенностях территории, которое осуществляется на основе формирования основных понятий. Межпредметные связи осуществляются при установлении взаимодействия отдельных модулей как в рамках одного, так и нескольких часов.

Новизна содержания такой структуры выражается в том, что она направлена не только на познание региона как такового, но и отражает роль региона в жизни страны. Важным проявлением является расстановка материала по его логической преемственности между классами. Таким образом, сам объект – изучаемая территория – объединяет школьников с разными познавательными интересами и склонностями, к изучению природной среды в рамках комплексных географических исследований.

Глава II. Практическое обоснование проекта

2.1.Методы и приемы осуществления краеведческого материала на уроках географии

Осуществление краеведческого материала в преподавании географии, во внеурочных географических мероприятиях требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других – из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае. Использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу родного края, иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, разъяснение происхождения местных географических названий способствуют лучшему усвоению учебной программы. В программе предусмотрена организация систематических наблюдений за явлениями природы своей местности; указаны практические работы в природе, выполнение которых требует знания краеведения; предусматриваются и обязательные и обязательные учебные экскурсии для изучения (в окрестностях школы) отдельных географических объектов или всего географического комплекса. Однако теми конкретными указаниями, которые содержатся в программе, не исчерпывается связь преподавания с краеведением. Необходимо применять и такие приемы использования краеведческих знаний при изучении географии, как работа с картами, с краевой литературой, архивными источниками. Наиболее эффективно применение одновременно ряда приемов, так как учащиеся не могут, например, достаточно ознакомится со своим краем только объяснения учителя; требуется личная активная работа: чтение краеведческой литературы, изучение различных карт родного края, непосредственные самостоятельные наблюдения. Осуществление географического материала в преподавании географии связано с насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы. Очень важно, чтобы данная работа была связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении тем географии. Если в процессе беседы предлагаемые учителем вопросы о своем крае будут связаны с изучаемым по программе материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание. Увязки краеведческого материала с программным обеспечением осуществляется различными методами и приемами в зависимости от изучаемой темы, содержания и структуры урока. Она должна строиться на самодеятельности и самостоятельности учеников, т.к. материал, получен на экскурсиях, в результате собственной исследовательской работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем большей информацией они владеют, тем активнее будут проходить уроки и прочнее усваиваться предмет. Значение краеведения для активации деятельности на уроках бесценно. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся усиленное внимание и интерес к географии. Наиболее часто применяемый учителями-географами прием введения краеведческого материала в учебные занятия – это постановка вопросов о географических явлениях или объектах своего края для сравнения в целях эффективного усвоения понятий. Вопросы такого рода возникают при необходимости создания правильного представления о видовых признаках географических объектов, для уяснения причин явления. Приведем пример вопросов, задаваемых в целях конкретного представления о причинах географического явления. В начале урока учитель спрашивает сводку погоды за текущий день. Дежурный сообщает данные о температуре, осадках, о направлении ветра. Учитель спрашивает: «Почему сегодня ветер северо-западный?». Естественно, учащиеся не могут ответить на этот вопрос, поскольку у них нет еще соответствующих знаний. Мышление начинается с озвучивания вопроса. Перед учащимися возникла проблема, решить которую они смогут только в конце урока, когда узнают, как образуется ветер. Изучив материал о возникновении ветра, учащиеся дают обоснованный ответ, объясняя причину возникновения ветра разницей в температуре и давлении воздуха своей местности и удаленной от нее территории, лежащей к северо-западу. Этот пример показывает использование на уроке краеведческого материала для постановки вопросов «проблемного» характера, направленных на развитие географического мышления. Краеведение открывает большие возможности для решения проблемных вопросов в процессе обучения географии, направленных на формирование основных географических понятий, составляющих содержание школьного курса. При этом учитель должен связывать постановку и решение проблем с усвоением учащимися программного материала. Для проблемного обучения на краеведческом материале чаще всего может применяться проблемно-фрагментарная форма построения учебного процесса, при которой проблемная ситуация создается для раскрытия отдельных (одного, двух) вопросов содержания темы урока. Реже применяется проблемно-урочная форма, когда связывается весь урок в целом с решением проблемы, основанной на краеведческом материале.

Большое значение имеет краеведческий материал в работе с картой, особенно на уроках по первоначальному ее изучению и в занятиях с топографическими картами. Обычно для того, чтобы с самого начала заложить у учащихся правильное представление о построении карты, проводят работы с планом школьного участка или ближайших окрестностей школы. А для работы с топографической картой используется составленная краеведами карта своей местности. Переключая внимание учащихся с обозрения участка своей местности, знакомых на ней предметов, на условное их изображение топографическими знаками, учитель добивается правильного понимания карты. При изучении климата работа с климатической картой особенно конкретизирует знания, когда все данные карты сравниваются с аналогичными показателями по своему краю. В этом случае количественные выражения элементов климата (температура, количество осадков, направление ветра и т.д.) показанные на карте, будут восприниматься реально. Привлечение материалов местных наблюдений в процессе работы с картой поможет учащимся более сознательно разобраться в ее условных знаках, полнее и глубже понять географические особенности той или иной территории. Расширению географических знаний и приобретению умений и навыков работы с картой и периодической печатью, издаваемой в родном крае – районные и областные газеты, сборники трудов научных деятелей. Составление дежурной газеты в школе способствует привыканию систематически следить за событиями, происходящими в родном крае. Карта же является незаменимой иллюстрацией на уроках по ряду вопросов школьного курса географии (охране природы, местных памятников и объектов природы). Для обеспечения планомерности изучения своего края и применения краеведческого материала в преподавании учебных курсов серьезную помощь оказывают соответствующие упражнения и задания, помещаемые в учебниках по региональному краеведению. Выполнение данных заданий вырабатывает у школьников необходимые навыки и умения давать географические характеристики территории. Они помогают устанавливать связи между конкретной географией местности и изучаемым программным материалом в прошлом, на данный момент и в перспективе. Необходимо, чтобы эти работы проводились на протяжении всего года как на уроках, так и во внеурочное время. Учитывая местные условия, учитель намечает конкретные природные участки вблизи школы, где будут протекать рекомендуемые наблюдения. При этом от сроков, предусматриваемых учебником, могут быть сделаны отступления, например, в связи с сезонными условиями. Но всегда надо иметь в виду, что предлагаемые в учебниках работы по краеведению большей частью связаны с содержанием темы, поэтому необходимо стараться так ставить их выполнение, чтобы можно было полученные результаты использовать на учебных занятиях. Примером построенной на краеведческом материале практической работы может служить работа по изучению тем климата, когда ученики вычерчивают розу ветров, строят графики хода температур, диаграммы облачности; сравнение за несколько лет фенологических наблюдений; сравнение климата своей местности с климатом соседних областей. По учебной тематике могут даваться домашние задания с использованием краеведческого материала, рассчитанные на длительный срок выполнения и на большую самостоятельность в работе, например, написание сочинения о географии своего края, составление карт и графиков, монтаж тематических альбомов и плакатов, создание мультимедийных презентаций о природе родной местности с использованием фотографий. Накоплению краеведческого материала и организации планомерной работы с ним во время учебных занятий способствует ведение тетрадей – «дневника краеведа», в которые записываются задания учителя по краеведению и различные сведения местного характера по теме. Записанный в тетрадях материал позволяет составить географическую характеристику своего края. Это обязывает учащихся к повседневным, систематическим записям. Чаще всего краеведческий материал привлекают для сравнительной характеристики изучаемых территорий с родным краем. Этим достигается более точное представление об особенностях их географии; например, реки какого-либо района или другой страны сравниваются с реками своей области; географический комплекс какого-либо региона – с природным комплексом родного края и т.д. Для разъяснения географических процессов развития и взаимосвязей явлений убедительные примеры дают длительные наблюдения за местными природными явлениями. Ссылки на эти наблюдения и на их результаты будут понятны учащимся, так как были уже осознаны в течение самих наблюдений. Школьники, например, лучше понимают различия и причины изменения в климате и погоде отдельных районов, областей и континентов когда ведут систематические наблюдения за погодой родного края. С учебными задачами изучения географии в старших классах связана подготовка докладов и сообщений о характеристике и общих закономерностях развития географических явлений в сравнении с особенностями их местного проявления. Для обеспечения наглядности на уроках демонстрируются различные экспонаты и иллюстративные пособия, составленные на краеведческом материале (фотографии, рисунки, таблицы, диаграммы), которые помогают созданию у школьников правильных географических понятий и образов. Показ на уроке предметов, собранных на экскурсиях, может быть увязано с объяснением географических процессов. Например, при изучении горных пород найденный на экскурсии песок имеет ракушки древних морских обитателей. На вопрос: «Какой вывод можно из этого сделать?» учащиеся должны ответить, что на месте залегания песка существовало открытое море, жаркий климат. Для более понятных представлений о сложных взаимоотношениях во взаимосвязях человека и природы прибегают к разъяснению происхождения местных названий. Названия, данные географическим объектам, помогают иной раз объяснить своеобразие природы изучаемой территории. Учащиеся должны вести топонимический словарь. В педагогическом же отношении топонимика полезна для создания ассоциаций в целях более глубокого понимания событий и фактов: например Барский сад, Тепловка, Русеневка… Обычно у школьников возникает большой интерес к разгадке названий и имен в географии родного края. Собрание топонимического материала по родному селу связано с большой и содержательной работой. Работа очень кропотливая, ответственная, но в тоже время, очень увлекательная и занимательная. Естественно, что для ее выполнения учащиеся должны использовать карту, литературные и официальные справочники, исторические материалы. Эта работа имеет большое образовательное и воспитательное значение.

В осуществлении применения краеведческого материала в преподавании немалую роль играет одно из важнейших правил организации учебных занятий – перспективное тематическое планирование. В нем необходимо тщательно продумать вопрос о взаимосвязи с краеведением, для этого необходимо провести тщательный отбор краеведческой информации, которую следует включить в урок. Очень важно, чтобы он был однородным с изучаемой темой урока и доступным для понимания. Он должен помогать усвоению научных понятий географии, содействовать раскрытию сущности географических закономерностей и способствовать разрешению воспитательных задач, а также обеспечивать возможность применения наиболее правильных методов обучения, быть интересным, наглядным. Непосредственная связь учебного процесса с краеведением осуществляется в различных стадиях изучения темы. Работа по краеведению предшествует изучению учебного материала. Например, в 8 классе учитель организует наблюдения за погодой до изучения темы «Климат России», которая в этом случае может начинаться не с программных вопросов, а с сообщений учащихся о результатах их краеведческих наблюдений. Учителю необходимо так планировать краеведческие работы, чтобы они обеспечивали достаточными примерами и убедительными выводами научные понятия и теоретические обобщения изучаемой темы. Краеведческий материал органически включается в содержание темы, и краеведческие работы осуществляются одновременно с изучением программных вопросов. Примером также может служить тема в 6 классе «Изображение земли на глобусе и картах» и работы по ориентированию на местности, по измерению расстояний и составлению топографического плана местности. Краеведческая работа может переноситься и в конец темы, например, «Природный комплекс» в 6 классе целесообразно закончить экскурсией в природу. Во всех случаях краеведческий материал должен подводить учащихся к тем обобщениям и связям, которые требуются изучаемой в данный момент темой и выходят за пределы единичных понятий и представлений. Большую роль играет краеведение в повторении учебного материала на уроках географии. Повторение – наиболее эффективное средство углубления и систематизации знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися по географии. Но оно должно проводиться на новом материале или быть поставлено в иной форме и группировке по сравнению с первоначальным изучением. Тогда будут вырабатываться осмысленные знания. Очень часто эти новые аспекты изучения могут быть взяты из местного окружения, что может служить материалом для проверки или подтверждения изученных фактов для выполнения новых практических заданий. Например, сопоставление геологической, тектонической и физической карт. При выполнении этого задания учащиеся обнаруживают, как они усвоили понятие о геологических процессах и связях с ними формами рельефа, умение пользоваться картами для выявления причинных связей. Гидрологические понятия, содержащиеся в курсах физической географии, тесно связаны с изучением школьниками местных вод. Наблюдения за внешними признаками отдельных гидрологических объектов, например, реки, не требуют специальных гидрологических знаний. Научные понятия о внутренних водах дается учащимся в 6 классе, эти понятия углубляются в 8 классе за счет введения таких понятий, как тип питания, падение реки, уклон, расход, гидрологический режим, годовой сток.

Авторы «Географического краеведения Ульяновской области» (под общей редакцией Н.В. Лобиной) дают описание характеристик основных рек области: Волги, Суры, Свияги, Барыша, Большого Черемшана. Данное пособие дает ценную информацию не только о гидрологии родного края, но и о геологии, палеографии, наличии полезных ископаемых и минеральных ресурсах, рельефе, климате, почвах Ульяновской области, иметься также раздел об экономической географии региона. Для изучения общих особенностей гидрологии края целесообразно рассмотреть физико- географические и гидрологические карты района, по которым можно установить важнейшие составляющие водного компонента природы получить сведения о густоте речной сети края, о полноводности рек в среднем за год и в отдельные сезоны года, средние даты замерзания рек и их вскрытия. {5 c. 60-66, 223-224}. Сопоставляя эти сведения с характеристиками других компонентов природы края, важно установить связь гидросети с условиями атмосферного увлажнения, геологической историей, рельефом местности, растительным покровом; изучить актуальные для своего края проблемы охраны и рационального использования компонентов природы. Все гидрологические объекты на территории региона оцениваются на основании всех полученных данных.

Исследовательская деятельность школьника – это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования – это наиболее эффективный путь познания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям избрать дальнейший путь начатой работы. Одно из плодотворных направлений модернизации географического и краеведческого образования – проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования. Исследовательская работа выполняется под руководством учителя.

Работа учителя – руководителя проекта заключается в мотивации проектной деятельности, в организации юного краеведа на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультациях по вопросам получения, обработки информации, выбора форм реализации проекта, его апробации и презентации. Работа над проектом осуществляется несколькими этапами:

Первый этап – организационно- подготовительный. Работа над проектом начинается с выбора темы и определение задач, которые должны быть решены учеником, конкретизации явлений и объектов, которые будут охвачены исследованием. Т.е. должна быть сформулирована реальная проблема, подлежащая решению. Тема проекта обычно выбирается исходя из проблем, возникших в результате участия в экспедициях, походах, или как одна заинтересовавшаяся тема, заинтересовавших по той или иной причине ученика в процессе занятий на уроках или во внеклассных мероприятиях.

Второй этап – познавательный. Овладение терминологией по теме проекта, изучение литературы, касающейся поставленной проблемы. Немаловажную роль играет поиск и ознакомление с ранее составленными программами и опубликованными материалами по интересующему вопросу. Изучение и обобщение литературных данных по вопросу проекта.

Третий этап – поисково-исследовательский. Разработка программы исследования, овладение методами исследования. Непосредственные исследования проводятся на основе применения многих методов: наблюдения, эксперимента, опроса, описания анализа, синтеза и других исследовательских операций, выполнение которых обеспечивает достижение искомого результата. При этом полученная информация должна отвечать требованиям новизны, достоверности и объективности, доказательства, полноты.

Четвертый этап – отчетно-оформительский. Название проекта должно определять основной результат. При изложении содержания выполненного проекта необходимо четко сформулировать проблему исследования, описать условия ее постановки, указать цель, общий метод исследования. В выводах необходимо отметить вспомогательные результаты и предпосылки основного результата. Новизну полученного результата необходимо обосновать путем сравнения с другими, показав отличия.

Пятый этап – информационно-презентативный. Проводится защита и обсуждение готовой работы в классе, школе. При рассмотрении представленной работы обращается внимание на актуальность, наличие собственной исследовательской работы в решении проблемы, творческий подход, результативность и практическая значимость работы, умение вести обсуждение, отстаивать свою точку зрения, на оформление демонстрационного материала. Примеры тем проектов, которые удалось защитить в 2012-2013 учебном году: «Физико-географический путеводитель по Цильнинскому району». «Историко-географическая характеристика села Покровское Цильнинского района Ульяновской области».



    1. Изучение родного края во внеурочное время

Перестройка духовной жизни общества обусловила значительное повышение интереса к краеведению, в частности к проблемам развития культуры и искусства отдельных регионов. Происходит подъем национального самосознания, стремления народов России глубже познать свой край. Изучению родного края придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в небольшом крае, складываются, обобщаются в науку, науку о земле и обществе, формируя определенным образом культуру, в которой пребывает человек.

Все виды краеведения находятся в тесном единстве и реализуются в процессе учебной и внеучебной деятельности. (рис.1).


hello_html_682ec361.gifhello_html_madfcca8.gif

Рис.1. Структурная схема краеведения.


Центральным звеном краеведческого образования учащихся является школьное краеведение. Именно в школе дети должны получить определенный уровень краеведческих знаний. Во внеурочное время они имеют возможность дополнить эти знания.

Занятия во внеурочное время в отличии от школьных уроков представляют учащимся поле деятельности, которая дает им возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить свою действенную любовь к селу, например, в благоустройстве памятников культуры и природы, просветительской, экскурсоводческой, экспедиционной работе.

Именно в краеведческой деятельности детского объединения создаются оптимальные условия для саморазвития современного подростка.

Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельный подход к ребенку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися, создает наиболее благоприятные условия для самореализации личности и ее социализации.

Сегодня перед краеведением в системе дополнительного образования стоят следующие задачи:

  1. использовать историко-краеведческий потенциал родного края для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;

  2. объединить усилия учителей школы, педагогов дополнительного образования, ведущих творческий поиск по проблемам краеведения;

  3. продолжить изучение родного края, углубляя знания по учебным школьным программам через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую и игровую деятельность);

  4. активизировать краеведческую работу учащихся по изучению природных особенностей родного края.

Творческими группами специалистов, методистов УИПКПРО, педагогов разрабатывается программное и методическое обеспечение краеведческого образования. Анализ образовательных программ по краеведению показывает, что содержание значительной части направлено на изучение местного материала. Учебные программы по своему содержанию отличаются от программ базового образования по широте и по глубине предлагаемой подготовки учащихся и являются дополнением к ним. Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него: подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному). В современной социокультурной среде создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения, для успешной реализации его воспитательных, обучающихся и развивающих функций. Внеурочные занятия позволяют углубить и расширить краеведческие знания, полученные ребенком в школе, а кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить допрофессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника и др.

Эффективность изучения регионального краеведения возрастет, если будут определены: единство целей и задач краеведческих компонентов в различных областях и в системе дополнительного образования.


Глава III. Апробация проекта

3.1. Организация работы по географическому краеведению в МОУ Покровской СОШ МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

С начала 1990-х годов система образования в России находится в непрерывном состоянии реформирования и модернизации. Одним из направлений модернизации видится в возвращении российской школы в свою культурно-историческую почву, восстановление в системе образования исторической и культурной преемственности.

Свою педагогическую деятельность осуществляю с сентября 2011 года, окончив в мае Ульяновский педагогический университет имени В.И. Ульянова и защитив дипломную работу на тему «Мультимедийный физико-географический путеводитель по Цильнинскому району Ульяновской области». Географическое краеведение в МОУ Покровской СОШ преподаю второй год, и за это, казалось бы, короткое время, мне удалось собрать богатый материал по краеведению района. Конечно же, в этом нелегком сборе информации о районе, мне помогла моя дипломная работа, материал к написанию которой, собирался более 3-х лет: с марта 2009 по апрель 2011 года. Кроме уроков географии и географического краеведения веду уроки природоведения, биологии и химии. В моей компетенции – все предметы естествеено-научного цикла. Данные знания помогают при проведении самого родного и близкого предмета – географическое краеведение, где тесно переплетаются воспитательные и образовательные задачи, решение которых способствует развитию высоконравственной личности. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается от чувства любви и почтения к «малой родине», к дому, где родился и вырос, к родному краю. Изучая особенности окружающей природы, ученик откроет для себя – сколь богата именно та земля, на которой он живет.

Являясь руководителем школьного методического объединения классных руководителей, хочется особо подчеркнуть значение воспитательного процесса уроков географического краеведения. Целью воспитательной работы по краеведению в школе является создание в образовательном учреждении гуманистическо-патриотической системы воспитательной работы, ориентация детей на вечные ценности. Основные задачи, решаемые при реализации краеведческого материала – создание единого образовательно-воспитательного пространства в образовательном учреждении; подготовка учащихся к активному участию в жизни края; подготовка молодого поколения к осознанному выбору профессиональной деятельности; наиболее полное, всесторонне интеллектуальное, духовное, нравственное и физическое развитие каждого ребенка. Как руководитель школьного объединения классных руководителей, стараюсь на каждом заседании подчеркнуть воспитательную составляющую краеведческой информации. Классный руководитель знает все индивидуальные особенности ребенка своего класса, его интересы, увлечения. Главная задача – раскрыть творческие наклонности воспитанника, дать ему возможность самореализоваться в современном мире. Использование краеведческого материала на классных часах, во внеурочных мероприятиях сближает детей, способствует развитию патриотизма к родному краю, повышает развитию духовных, культурных качеств у учащихся.

Выступая на педагогических советах, совещаниях при директоре, в своих докладах всегда стараюсь подчеркнуть положительную динамику в развитии личности при использовании знаний о прекрасной и уникальной природе родной земли, о положительных чувствах при воспоминании о родном доме, о близких и самых дорогих людей – родителей! Выступая на педагогическом совете в октябре 2012 года с темой «Период адаптации пятиклассников в МОУ Покровской СОШ», мною было озвучено положительное влияние применения краеведческих методов познания окружающего мира на смягчение периода адаптации у моих подопечных. Использование экскурсий на пришкольной территории способствовали созданию благоприятной атмосферы в классе, сто способствовало более откровенным беседам и выяснению проблем, которые возникают у пятиклассников. Красота осеннего пейзажа, увлекательная беседа об истории родного села, особенностях природы окружающей местности настраивают детей на позитивное отношение к человеку, миру в целом. При выступлении на педагогическом совете в марте 2013 года «Работа с детьми группы риска», так же в моем докладе прозвучало положительное значение краеведческого материала на воспитание детей, относящихся к группе риска. Эти дети, как правило, из неблагополучных семей, где не занимаются воспитанием и не оказывается помощь в обучении; родители часто злоупотребляют алкогольными напитками. Такие дети чаще бывают жестокими, замкнутыми, не интересующимися учебой, общешкольными и классными мероприятиями. Но, используя индивидуальные беседы с данной категорией школьников в ненавязчивой обстановке, предлагая выполнить несложные наблюдения за поведением любимого животного, за прилетом или отлетом перелетных птиц, за звездным небом, сердце детей оттаивает. В такие моменты знания особенностей природы родного уголка способствуют «разряжению» негативной обстановки, нравственному и духовному воспитанию личности.

В выступлении на общешкольном родительском собрании в ноябре 20011 года с темой «Роль семьи в воспитании и обучении» также была затронута краеведческая составляющая. Тепло родного дома, окружающая природа «родного уголка» являются лучшим средством от любой депрессии. Значение семьи в воспитании подрастающего поколения неоценимо: родители обязаны заниматься воспитанием своих детей, развивать, а не подавлять чувство патриотизма, духовности, возвышенности в начинаниях развивающейся личности. Любовь к «малой Родине», экологическое воспитание к окружающей природе, знание исторического прошлого семьи должны передаваться из поколения в поколения, от отца к сыну, от деда – внуку.

Целью своей дальнейшей педагогической деятельность вижу в патриотическом, духовном и нравственном воспитании учащихся, в развитии исследовательских и творческих задач. Чтобы реализовать выше поставленную цель необходимо решить следующие задачи:

  1. воспитание патриотического чувства к своему Отечеству;

  2. продолжение изучения природы родного края;

  3. привлечение детей к участию к проблемам сохранения природы родного края;

  4. развивать творческие способности детей;

  5. организация помощи в учебно-познавательном процессе;

  6. активизация экскурсионно-массовой, исследовательской работ.

В новом учебном 2013-2014 учебном году хотелось бы в рамках системы дополнительного образования открыть кружок «Юный краевед», где учащиеся школы, интересующиеся природой, историей родного края, могли бы получить необходимую информацию, участвовать в поисково-исследовательских работах по изучению природы родного края.

Глава IV. Практическая реализация проекта

Стаж педагогической деятельности у меня не высок – всего два года. Но за этот короткий по времени период, мне удалось добиться неплохих результатов. Изучение географического краеведения предусмотрено с учащимися 7-го класса. Первый учебный 2011-2012 год мне дался нелегко, но очень насыщенно и эмоционально. Показатель успеваемости по географическому краеведению довольно высокие по школе - общая оценка успеваемости составила 82,8%. (см. приложение 1.). В 2012-2013 учебном году СОУ повысилась до 88%. Учащиеся охотно посещают уроки географического краеведения, пропусков без уважительной причины отсутствуют. Сочетание теоретических и практических заданий, применяемых на каждом уроке, способствуют лучшему усвоению знаний. Учитывая эти особенности и корректируя работу в данном направлении, мне удалось повысить качество знаний учащихся во второй год педагогической деятельности. Также за счет корректировки методик преподавания учебного предмета мне удалось повысить качество знаний и по географии. В 2011-2012 учебном году показатель качества знаний географии в шестом классе составил 74,6%, в текущем учебном году уже у семиклассников составит 77% (см. приложение 2.).

Второй учебный год для меня выдался более плодотворным, удачным. Конечно же, это и повышение уровня знаний по географии и географическому краеведению, и самое главное, победы в конкурсах. Немаловажную роль в этом сыграли курсы повышения квалификации, которые за эти два года, я посетила трижды. Высокопрофессиональные педагоги УИПКПРО кафедры естествознания, педагогики, психологии внесли большой вклад в повышение моего педагогического мастерства.

В ноябре 2012 года моя ученица и дочь, Смирнова Наташа, приняли участие в областной научно-практической конференции обучающихся «ЭКО-2012». Тема выступления на конференции – «Физико-географический путеводитель по Цильнинскому району Ульяновской области». Доклад выступления опубликован в сборнике материалов XIII областной научно-практической конференции обучающихся. Тезисы докладов выпущены под редакцией Н.В. Благовещенской, С.А. Андреева, Ульяновск, 2012г. Доклад содержит краткую физико-географическую характеристику Цильнинского района, материал которой изучался в течении 2011-2012 учебного года на географическом краеведении.

В январе 2013 года наша исследовательская работа была направлена на изучение истории села Покровское, о роли семьи Смирновых в развитии родного села, о перспективном развитии «малой родины». Участвуя в региональном этапе Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского в гуманитарном направлении, мы завоевали призовое победное место! Министром образования области Е.В. Уба нам выдан диплом за 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского (распоряжение № 948-р от 21 марта 2013.). Так же нам было предложено участие в XX Всероссийских юношеских Чтениях имени В.И. Вернадского, проходивших с 8 по 12 апреля в Москве. Согласно рекомендациям рецензентов исследовательская работа «История моего родного села» бала немного изменена, переименована в «Историко-географическая характеристика села Покровское Цильнинского района Ульяновской области». С XX Всероссийских юношеских Чтений имени В.И. Вернадского Наташа вернулась с Дипломом I степени за исследовательскую работу № 131651, с грамотой в номинации «Лучший стенд» за исследовательскую работу № 131651, грамоту в номинации «Самый юный участник» в секции «Регионального краеведения», грамота за интерес к истории малой Родины. Комитетом Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского на мое имя выдана Благодарность за руководство исследовательской работой призера XX Всероссийских юношеских Чтений им. В.И. Вернадского.

В течение учебного 2012-2013 года я приняла участие в Информационно-методическом Центре «КЛИО» методического объединения учителей «Эврика». За конкурсную работу по разработке урока по географическому краеведению «Симбиряне-путешесвенники» получен Диплом II степени (март 2013г, председатель оргкомитета МГИА КЛИО Новичков М.В.).

Также в 2-12-2013 учебном году участвовала в конкурсе «Самый классный классный». Муниципальным учреждением отдела образования администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области выдан Диплом за активное участие в районном конкурсе классных руководителей «Самый классный классный». Как классный руководитель, я придаю большое значение краеведческому аспекту, применению краеведческого материала в воспитательной работе с подрастающим поколением, которые позволяют повысить духовные, нравственные качества учащихся, способствуют развитию патриотизма, повышению качества знаний по естественным наукам, преподаваемых в общеобразовательной школе.


Подводить окончательные итоги проекта, я считаю, еще рано. Географическое краеведение преподаю всего два года, и за такой короткий промежуток времени еще не проведены анализы по многим практическим работам, не до конца выявлены закономерности и особенности природного компонента даже на территории школы… В рамках дополнительного образования в 2013-2014 году планируется организовать кружок «Юный краевед», где будет возможность больше времени уделять развитию краеведческих знаний учащихся, проводиться исследовательские работы, фенологические наблюдения за погодой. Особое внимание хочется уделить подготовке школьников для участия в региональных конкурсах по краеведению, продолжать сотрудничество с детским экологическим центром г. Ульяновска. Считаю необходимым в дальнейшей деятельности краеведческого сбора информации затронуть и биологические, и химические аспекты изучения родного края. Исследовать флору и фауну окружающей местности, провести химические анализы вод местных водоемов и речушек, анализы почв, выявить влияние антропогенного фактора на изменение растительного и животного мира «малой Родины» и многие, многие другие задачи, которые необходимо решить в дальнейшей педагогической деятельности. Победы на региональном, российском уровне вдохновляют творческую, исследовательскую активность не только учителя, но и учащихся. Село Покровское – очень уникально, у него богатая история! Очень много нераскрытой информации для учеников имеется в нашем музее «Боевой и трудовой славы», где имеются ценные материалы о родном крае, и пока, к сожалению, не востребованы. Изучение архивных документов, хранящихся в музее – ближайшая задача, которая стоит передо мной. В нашей школе есть дети, которые интересуются проблемами краеведения, которые хотят работать в данном направлении – для этого у нас, жителей Цильнинского района села Покровское есть все – и архивные материалы местного музея, всемирная сеть Internetа, содержащая немало полезных источников по изучению краеведческого материала, и замечательные люди села, изучение биографии которых необходимо!











Заключение

Девизом для краеведческой работы по географии могут служить слова В.А. Сухомлинского о том, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение книги природы было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний.

При написании педагогического проекта была учтена специфика регионального курса, которая предусматривает широкое использование активных форм обучения: в рамках классно-урочной формы – лекции, семинары, практические работы, диспуты, ролевые игры, проблемные практические и самостоятельные работы; в рамках внеклассной – экскурсии, исследования, интеллектуальные игры, практические работы на местности. Все вышесказанное позволяет выделить значение краеведческого материала, которому присуще следующие характеристики:

- интегрированный характер, обеспечивающий формирование у школьников целостного восприятия региона на основе глубоких представлений, полученных ими при изучении различных предметов;

- особое значение воспитательной функции;

- выбор деятельного подхода в качестве ведущего начала, поскольку при локализации задач самостоятельные и коллективные исследовательские работы школьников выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях предоставлять общественный интерес;

- несравнимо большие возможности выхода на субрегиональные вопросы изучения местного материала, в сравнении с другими школьными предметами.

Какие бы новаторские замечательные приемы и пути работы на уроке и внеклассном мероприятии не предлагались, сами по себе они не приведут к желаемому результату. Любое педагогическое совершенствование даст действительный результат, лишь реализовавшись в творческой энергии самого учителя, в глубине и самобытности его мышления, в умении свободно распоряжаться учебно-воспитательными средствами, в обаянии и интеллигентности его поведения и общения, в его дидактическом искусстве разжигать воображение школьников, стимулировать их умственную инициативу, в умении «эмоционально зарядить» ученика.




Литература

  1. Аксенова М.Ю. Родной край (Природа Ульяновской области): элективный курс / М.Ю.Аксенова, Е.В. Храмова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008

  2. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М. Просвещение, 1988, 158с.

  3. Баринова И.И. Современный урок географии. Методические разработки уроков. М., 2001г

  4. Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под общ.ред. Н.В. Лобиной.- Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2007

  5. География Ульяновской области. Учебное пособие/ К.С. Кальянов, Р.З. Веснина.-6-е изд.- Ульяновск: издательство УлГТУ, 1997

  6. Географический энциклопедический словарь: Географические названия/ гл. ред. А.Ф. Трешников-М.: Энциклопедия, 2003

  7. Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.. 2004

  8. Журнал «География в школе» 2002г, № 5, с.41-46, 2002 г. № 9 с. 55, 2004г. № 7 с. 70-76

  9. Минерально-производственный комплекс неметаллических полезных ископаемых Ульяновской области.- Казань: Из-во казан. Ун-та, 2002

  10. Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М., 1997

  11. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под. ред. В.В. Благовещенского.- Ульяновск: «Дом печати», 1997.

  12. Перспективный план специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции Цильнинского района Ульяновской области, 1978

  13. Пименова Р.А. «Ульяновская область: Экономико-географическая характеристика.- М.: Мысль, 2004

  14. Погодин И.В. «Особенности природно-заповедного фонда Ульяновской области и перспектива его развития»/ Природа Симбирского Поволжья: Сборник научных трудов. Вып. 3.- Ульяновск: 2002

  15. Полякова Г.И., Гурова А.В. «Геологическое строение и состояние минерально-сырьевой базы Ульяновской области/ Природа Симбирского Поволжья: Сборник научных трудов. Вып. 2. – Ульяновск: УлГТУ, 2001

  16. Почвы Цильнинского района Ульяновской области и их использование. / Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам: Объединение РОСЗЕМПРОЕКТ, институт Волгогипродом, Ульяновский филиал, 1971

  17. Природные Условия Ульяновской области. Под ред. Профессора А.Г. Дедкова:- Издательство Казанского университета, 1978

  18. Проектные предложения по установлению водоохранныъх зон и прибрежных полос малых рек Цильнинского района Ульяновской области, 1976

  19. Словарь геогрфических названий Ульяновской области/ Под общ.ред. Н.В. лобиной – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2004

  20. Фролов Д.А. «Степная флора Цильнинского района в бассейне реки Свияга»/ Природа Симбирского Поволжья: Сборник научных трудов. Вып. 7.- Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006

  21. Храмова Е.В. Программа по георафическому краеведению/ Е.В. Храмова, М.Ю. Аксенова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012.- 36с.

  22. http://www.jandex. ru/ Экологический атлас Ульяновской области

  23. PROTOWN. RU. Jandex/ Федеральный портал. Природа Ульяновской области























Педагогический проект "Изучение краеведческого материала на уроках географии и внеурочное время"
  • География
Описание:

Материал педагогического проекта "Изучение краеведческого материала на уроках географии  и внеурочное время" будет полезен всем учителям, ведущим уроки регионального изучения природы родного края.

Добывается краеведческий материал совместной иследовательской работой учащихся и учителя. Данная работа активирует и мотивирует учебную деятельность детей, развивает в подрастающем поколении чувство патриотизма к родному краю, ответственное отношение к экологическим проблемам своей малой Родины.

Так как современный ребенок не представляет своей жизни без компьютерных технологий, необходимо  вовлекать его деятельность в поиск информации всемирной сети Интернет. Не зря особая роль отводится применению ИКТ в исследовательской деятельности учащихся: перевод текстовой информации в графическую, табличную; создание мультимедийных презентаций. Сканирование архивных документов, использование цифровых фотоаппаратов погружает ребенка в особую атмосферу исследования!

 

Автор Смирнова Елена Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1939
Номер материала 49179
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы