Главная / История / Педагогический проект " " «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Педагогический проект " " «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Педагогический проект:

«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»


Актуальность


В условиях модернизации российского образования перед современным педагогом стоят задачи формирования и воспитания всесторонне развитой личности учащегося, развитие умения брать на себя ответственность при принятии решений; толерантность, умение работать с различными видами информации; способность постоянно повышать свое образование и т.д. Таким образом, перед педагогом стоит задача развития общей культуры учащихся.

Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный урок. Сделать урок интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество учеников, научить учащегося анализировать и видеть причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое мышление эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда.

Методика преподавания предлагает учителю набор приемов, форм и методов организации и проведения урока.

В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.



Цель проекта:

обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и обществознания

Задачи:

1. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.

2. Проиллюстрировать на примере конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления для работы с текстом.



Глава 1. Критическое мышление как образовательная технология

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Что дает технология критического мышления учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.



Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Фазы технологии критического мышления.

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:

Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал,
- помочь соотнести старые знания с новыми.

Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии:
- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал;
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Приемами технологии критического мышления могут быть:

Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.


http://ppf.udsu.ru/homepages/belih/Psy/clip_image001.gif



Толстые и тонкие вопросы. (Толстый вопрос начинается со слов Кто? Где? Когда? Что?. Тонкий вопрос начинается со слов Почему? Объясните...? Как вы думаете...?).

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.

(interactive интерактивная - noting размечающая - s- system система - effective для эффективного - reading and чтения -1- thinking размышления). Значки для маркировки текста:

"V" - уже знал; «+»- новое;«-» - думал иначе; «?»- не понял, есть вопросы. Сводная таблица. Плюс-минус-интересно (ПМИ).

RAFT-технология. Суть данного метода. Название представляет собой сокращение:

где R (роль. От имени кого будет представлено сообщение?) - А (аудитория. Для кого?)- F (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения?)- T (тема. О чем будет рассказано в сообщении?).

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль (ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли.

Например:

1. R (роль) – журналист. A (аудитория) – учащиеся 6 класса. F(форма) – телепередача, очерк, статья. T (тема).

Понятийно-терминологическая карта. На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку согласно теме.


Давайте подробнее разберём некоторые из приёмов работы с текстами, и рассмотрим возможность их применения на уроках истории.

Глава II. Опыт использования приёмов и методов технологии развития

критического мышления на уроках истории

На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМЧП. Одним из них является составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.



Пример. Урок обществознания в 10 классе по теме: “ Социальные нормы и отклоняющееся поведение”.

Цель: Создать условия для формирования знаний о видах социальных норм и отклоняющемся поведении.

На этом уроке учащиеся могут сами, без затруднений, сформулировать тему урока.

Учитель добивается этого, задав ученикам несколько простых вопросов.

После приветствия, когда дети сели, учитель спрашивает:

Почему, когда я вошла, вы встали? (Это норма.)

Как называются нормы, принятые в обществе? (Социальные.)

Всегда ли социальные нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, социальные нормы часто нарушаются.)

Как называется поведение, которое отклоняется от общепринятых норм? (Отклоняющееся.)

Так о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Так, с помощью учителя, учащиеся сформулировали тему урока.

После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера. Класс делится на группы.

Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.

Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.

Третий этап урока. Защита кластеров.

Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.

Этот прием можно применять на каждой из трех фаз, по которым строится урок.


Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ЗХУ.

Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Ее форма отображает три стадии, по которым строится образовательный процесс: вызов, осмысление, рефлексия. Данную стратегию наиболее уместно использовать в том случае, когда лекция предваряет исследовательскую работу учащихся, когда она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшую самостоятельную работу. Часто стратегия “ЗХУ” применяется с использованием одноименной таблицы:

З” Знаем

Х” Хотим узнать

У” Узнали






Пример: Урок истории в 9– м классе по теме: “Причины и начало Первой мировой войны”.

Цель урока: создать условия для усвоения нового материала о причинах и начале Первой мировой войны.

Фаза вызова.

  1. Актуализация знаний и смыслов. Заполняя графу “З” учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.

  2. Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу “Хотим узнать”, учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

  3. Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графу “Х”.

Фаза реализации смысла

  1. Активное восприятие информации. Слушая лекцию, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.

  2. Сопоставление нового и старого знания. Слушая лекцию, учащиеся могут корректировать знания в графе “З”.

Фаза рефлексии

В графу “У” учащиеся записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.

Стратегия помогает систематизировать материал, развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, отражает процесс работы с информацией.


Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прием инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма складывается из первых букв его назначения: interactive (интерактивная) noting (размечающая) system (система) effective (для эффективного) reading and (чтения и) thinking (размышления). В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. В пояснительной записке к программе по истории России говорится, что школьники «…должны уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их…». Данный приём помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Этот приём осуществляется в несколько этапов.

1 э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.

2 э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

3 э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

4 э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Работая над заполнением таблицы, ученики выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это помогает им прийти к новому знанию. Учителю необходимо уметь принимать все варианты, правильные и не правильные. Часто возникающие варианты противоречат друг другу, и это подталкивает ребят преодолеть противоречия, собрать больше информации, найти аргументы в доказательство своей точки зрения. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы инсерта соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Анализ доклада министра финансов С. Ю. Витте (1899г.) может выглядеть так:

Позиция: С.Ю. Витте считает, что правительству России сейчас необходимо проводить политику протекционизма, развивать свою промышленность.

Обоснование: Потому что, Россия свои потребности в промышленных товарах удовлетворяет за счёт импорта из-за границы, расплачиваясь сырьём.

Подтверждение: Я могу подтвердить это словами из доклада С.Ю.Витте: «Россия и по настоящее время остаётся ещё страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, преимущественно хлеба».

Следствие: Следовательно, экономическая и политическая задача – создание своей собственной промышленности.

Как мы видим, всякая аргументация содержит в себе четыре основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение. Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще всё, что говорит в пользу данной аргументации. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных - контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию. Данный прием ПОПС мои учащиеся используют при написании эссе по обществознанию.

Предлагаю познакомиться с опытом применения синквейна. Название приёма происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности

Существуют определённые правила написания синквейна:

  1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

  2. 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

  3. 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

  4. 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

  5. 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Процесс написание синквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка. Проиллюстрировать можно синквейн, составленный на уроке истории в 6 классе по теме «В рыцарском замке»:



Рыцарь

Смелый, ловкий

Воюет, пирует, состязается

Конный воин, защитник.

Благородный, но алчный, жестокий, хитрый


В своей работе я использую как отдельные приёмы, так и технологию в целом. Предлагаю рассмотреть примеры конкретных уроков, которые наглядно показывают продуктивность технологии развития критического мышления через чтение и письмо.


Заключение

  • Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.

  • Важен результат.

  • Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

  • Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано. 



Педагогический проект " " «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
  • История
Описание:

При составлении портфолио учителя для подтверждения высшей квалификационной категории  я  проанализировала, обобщила и попыталась систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. В данном педагогическом проекте " «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» я подтвердила актуальность данной темы. Действительно, основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный урок. Сделать урок интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество учеников, научить учащегося анализировать и видеть причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое и критическое мышление эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда. В данной работе я описываю методы и приемы технологии критического мышления. Думаю, что они хорошо известны всем педагогам, но не каждый применяет их в своей педагогической практике, работая "по-старинке". Запомните, коллеги:

"Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат.  Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано. 

Автор Никитина Марина Борисовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1418
Номер материала 34231
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓