Главная / География / Педагогический проект по теме: « Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии, в условиях реализации ФГОС»

Педагогический проект по теме: « Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии, в условиях реализации ФГОС»

Педагогический проект по теме:

« Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии, в условиях реализации ФГОС»

Структура проекта:


Цель: изучение организации самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации на уроке географии. Оптимизация преподавания и учебной деятельности школьников.

Объект исследования: процесс обучения в школе, самостоятельная деятельность школьника

Предмет исследования: оптимизация учебной деятельности.

Задача: -изучить литературу по организации самостоятельной работы в процессе обучения;

-оценить состояние Учебно- воспитательного процесса в собственной педагогической практике;

- экспериментально апробировать систему мер по оптимизации Учебно- воспитательного процесса на уроке, включающего специальную систему мер по оптимизации учения.



Организация самостоятельной работы, руководство ею- это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

Первая заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;

Вторая- в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможности справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом- условия ее реализации.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Это процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высокой культуры личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Исходя из поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:

  1. изучить понятие «самостоятельная работа» и ее функции;

  2. рассмотреть самостоятельную деятельность школьника в обучении, анализ различных подходов;

  3. изучить организацию самостоятельной работы учащихся на уроке;

  4. рассмотреть организацию самостоятельной работы на практике.

Самостоятельная работа- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий.

Выполнение самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Попробуем более точно определить, что же по существу входит в понятие « самостоятельная деятельность».

« Самостоятельность» - много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

Вся система самостоятельных работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательного процесса в целом, предполагает решение одной из важнейших задач- интеллектуального развития личности ребенка.

Основная цель географии как науки- формирование у школьника географической картины единого мира, как составной части ноосферы, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизованного общества.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

  1. формирование географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности.

  2. передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.

  3. формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально- экономическом и природном разнообразии.

  4. формирование географической, картографической, геоэкологической и социально- экономической грамотности- важной составляющей культуры каждого человека.

Развитие творческих способностей осуществляется через разные формы организации Учебно- познавательной деятельности: уроки, факультативы, индивидуальные занятия с особо одаренными детьми, участие в школьных олимпиадах, выступления с докладами на научно- практических конференциях.

Урок- главная форма организации Учебно- познавательной деятельности. Он должен быть направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описаний процессов и явлений. С целью активизации познавательной деятельности на уроках используем разные формы работы:

-индивидуальную,

-коллективную,

-фронтальную.

Так как в содержании школьного курса географии много познавательного материала, то это требует организации активных форм обучения, развития самостоятельной работы.

Организация учебного процесса предполагает взаимодействие различных видов познавательной деятельности: репродуктивный, репродуктивно- образовательный и продуктивный.

Формирование познавательной самостоятельной деятельности возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся становятся важным средством самостоятельного пиобретения новых знаний не только в условиях внутриклассного учебного прцеса, но и вне класса и даже вне школы- в библиотеке, в сети Интернет.

Учебный процесс определяется в первую очередь его содержанием. Наибольшие трудности возникают у учащихся при усвоении теоретических знаний, выполнении самостоятельных работ, поэтому мне бы хотелось остановиться на теоретических вопросах, касающихся самостоятельных работ.

В своей работе с учащимися дифференцированно использую различные виды самостоятельных работ. Одной из важнейших задач самостоятельных работ является обучение школьников использованию различных источников знаний. Поэтому в своей практике я использую следующие виды самостоятельных работ:

1. наблюдения;

2. работа со школьным учебником;

3. ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составления вопросов к ним;

4. установление взаимосвязей и причин явлений;

5. задания формирование какого либо понятия.

Но в связи с тем, что большая часть учащихся имеют средний уровень образования , наиболее трудными приемами самостоятельной работы у многих являются: работа с текстом учебника и картами атласа одновременно, выявление причинно- следственных связей решение географических задач.

Самостоятельная работа всех учащихся с разнообразными средствами обучения и на уроке, и при домашней подготовке позволяет ставить и решать следующие задачи:

  1. образовательные (формирование системы географических знаний, умений и навыков),

  2. воспитательные (формирование самостоятельности, навыков учебного труда),

  3. развивающие (формирование некоторых приемов умственной деятельности).


Одной из главных задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний. Для работы с каждым источником знаний используется несколько разновидностей заданий, отражающих основные различные приемы работы учащихся. Остановимся на нескольких видах самостоятельных работ: наблюдение, работа с географической картой, учебником.


Наблюдение – один из видов самостоятельных работ. Географические экскурсии являются одним из видов наблюдений. На экскурсии ребята учатся работать с различными приборами.

Предлагаю виды самостоятельной работы на экскурсии по заданиям учителя:

-охарактеризовать данный участок местности: с помощью нивелира измерить превышение одной части местности над другой;

-изучить горные породы, которыми сложена данная местность, взять их образцы;

-охарактеризовать растительность данного учстка;

-изобразить участок местности на рисунке;

Выяснить причины изменения рельефа данной местности;

-как используется или охраняется данный участок человеком.

В ходе наблюдений учащиеся овладевают следующими приемами работы:

- фиксируют и обрабатывают наблюдения,

- устанавливают взаимосвязи между явлениями,

- работают с географическими приборами, соотносят горизонтали на рисунке и местности с последующим вычерчиванием.


Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников. Например, при изучении темы «Гидросфера» в курсе 6-го класса дается задание на определение географического положения реки. задание делится на три уровня усвоения знаний:

Первый уровень усвоения знаний.

Ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, т.е. вместе с учителем дети описывают реку и записывают в тетрадь.

Второй уровень усвоения знаний.

Ученики применяют знания и умения по образцу в знакомой учебной ситуации, т.е. дети уже вместе с учителем работали по описанию, используя географическую карту России, а теперь им дается задание самостоятельно определить географическое положение другой реки по плану ( используется репродуктивный метод).

Третий уровень усвоения знаний.

Ученики творчески применяют знания и умения в новой ситуации, т.е. также самостоятельно по плану, но уже не по физической карте России, а по физической карте полушарий. При этом используется поисковый или исследовательский метод.

Таким образом, дети от совместной работы с учителем переходят к самостоятельной работе.

Итак, работа с географическими картами является сильным стимулятором умственного развития воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, проводить операции индукции и дедукции, анализа, синтеза, обобщения и т.д.


Работа со школьным учебником.

Еще одним средством максимальной активизации школьников с целью понимания содержания состава знаний является школьный учебник. Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразованием.


Некоторые которые самостоятельные работы по учебнику:

  1. самостоятельная работа по выявлению состава знаний, с целью формирования понятий. Состав знаний включает: факты- понятия- явления-процессы.

- задание на нахождение и выявление из текста части состава знаний(процессы и явления),

- задания на пути формирования понятия( дедуктивный- от опредеения понятия к его изложению, индуктивный- от изложения содержания понятия к его определении)

- задания на установление взаимосвязей и причин явлений.

Таким образом, самостоятельную работу по выявлению состава знаний с целью формирования понятия можно проводить различными способами. В процессе такой работы ребята научатся выбирать из текста основные понятия, устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических понятий.

  1. самостоятельная работа на выписывание из текста фактов, подтверждающих, например, географические закономерности, отрицательное и положительное воздействие человека на природу и т.д.

Каждый отдельный блок географических знаний(«Рельеф», «Климат» и т.д.) должен включать тренировочные и итоговые практические самостоятельные работы. Они взаимосвязаны и дополнят друг друга.

Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.


Приемы и методы самостоятельной работы на уроках географии.



Приемы и методы самостоятельной работы

Результат, следствие

1. Постановка проблемных вопросов и обсуждение с учащимися перед изучением новой темы

До изучения темы учащиеся получают ответы на вопросы:

-Что будем делать?

-Какова сущность явления?

-Какие неразрешенные вопросы есть в изучении данного вопроса?

2. Уроки- семинары, где учащиеся выступают с сообщениями по заданной теме, а одноклассники задают выступающим вопросы.

Творческий подход при подготовке сообщений. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Развитие умения правильно формулировать вопросы.

3. «Географическая дуэль»- соревнование на быстроту нахождения географических объектов на карте.

Стремление выиграть повышает интерес к изучению географических карт, способствует зрительному восприятию и запоминанию названий и положения географических объектов на карте.

4. Защита рефератов.

Развитие умений по самостояте6льной работе с источниками географических знаний- картами, учебниками, дополнительной литературой. Развитие умений выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

5. Уроки- викторины, уроки- конкурсы.

Учащиеся заранее получают тему для подготовки к викторине или уроку конкурсу, что способствует более тщательному самостоятельному изучению темы учащимися и получению новых сведений из дополнительной литературы.

6. контроль знаний

Проведение контрольных работ с использований раздаточных материалов, включающих схемы, диаграммы способствует развитию образного мышления и концентрации внимания, приучает к самостоятельности при решении тестов и задач


Примеры самостоятельных работ, используемых на уроках географии в приложении.




Внеклассная работа по географии как одна из разновидностей самостоятельной работы.

Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Интерес к предмету чаще всего проявляется именно под влиянием внеклассной работы. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно- урочной системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время.

Цель внеклассной работы- обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания- воспитать человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.

Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомство с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.

Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования , интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желание не оставаться на поверхности явлений. Во взаимосвязи учебной и внеклассной деятельности ведущее место принадлежит учебной.

Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Значение внеклассной работы в Учебно- воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой. Реализация углубленного подхода к изучению географии через разнообразные формы внеклассной и самостоятельной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.





Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии.



Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания пргаммы по данному предмету.

В содержании внеклассной работы можно выделить два определенных направления:

1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающий большой интерес у школьников, имеющих большое образовательное и воспитательное значение;

2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также ПК.

Следует отметить, что и в том и другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.

Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др.

Реализация межпредметных связей приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.

Доля самостоятельной работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но, чтобы не превратить внеклассную работу в подобие и продолжение уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий.

Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:

- общественно полезная направленность;

- профессиональная направленность;

- экологическая направленность;

- краеведческая направленность;

- современность содержания и форм внеклассной работы;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;

- сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся

- системность, непрерывное развитие внеклассной работы.



Общественно полезная направленность внеклассной работы по географии требует от учителя такта, сочетания учительского руководства с детским самоуправлением, обеспечивающим удовлетворение личных интересов и склонностей учащихся. Общественно полезная направленность осуществляется путем проведения учащимися научных исследований, постановки опытов и экспериментов, работы по охране конкретных природных объектов и т. д.

Из особенностей содержания современной географии вытекает такое требование к внеклассной работе, как экологическая направленность. Она связана с формированием ответственного отношения учащихся к природе, которое строится на основе знаний о целостности природы, взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природы; формированием элементарных навыков поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязей человека и природы рассматривается во внеклассной работе по географии на глобальном, региональном и местном (локальном) уровнях.

Важнейшим требованием внеклассной работы по географии является современность ее содержания и форм. Внеклассная работа по предмету должна отражать все новое: и производственные достижения в родном крае, и новые направления в развитии экономики.

В успехе внеклассной работы немаловажную роль играет эрудиция и интересы учителя. Во внеклассной работе используются активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры и т. д. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.

Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях. На их основе формируются знания, умения и навыки у учащихся.

Следующее требование к организации внеклассной работы по географии - сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся. Это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно-полезной направленностью внеклассной работы по географии и является производным от них.

Необходимо, чтобы основой вовлечения учащихся во внеклассную работу по географии был не эпизодический интерес, а познавательные устремления школьников. Поэтому организовываются и проводятся внеклассные мероприятия таким образом, чтобы они удовлетворяли любознательность, учитывали интерес учащихся, требовали проявления их волевых качеств. Это подводит учащихся к добровольному участию во внеклассной работе по географии.

Одним из требований к организации внеклассной работы по географии является системность. Системность обеспечивается планированием внеклассной работы по географии, преемственностью форм содержания и методов ее организации, традициями школы.

Проведение внеклассной работы по географии учитывает требование непрерывного развития внеклассной работы по географии. Например, кружковая деятельность младших школьников перерастает в факультативные занятия в старших классах.

Развитие внеклассной работы по географии требует от учителя постоянного творчества, перехода от простых форм занятий к более сложным. В основе системности и развития внеклассной работы лежит знание учителем учащихся, выбор задач, посильных для каждого конкретного коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов школьников.

Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеклассной работы способствует созданию системы внеклассной работы, которая характеризуется следующими уровнями:

I уровень: использование внеклассной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. На этом уровне внеклассные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне. На данном этапе внеклассная работа ведется бессистемно, эпизодически.

II уровень: более широкий и углубленный отбор материала по сравнению с программой. На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся. Для учащихся характерен устойчивый интерес к проблемам. Внеклассные мероприятия проводятся систематически, число участников довольно стабильно.

III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем. Учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельности.


Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися

Школьная география относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.

Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.

Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.

Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года, т. е. на срок, в который большинство учителей планирует внеклассную работу.

Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.

Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это - вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.

Систематическая и эпизодическая формы внеклассной работы по географии включают в себя массовую, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную формы работы. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи.

Массовые формы внеклассной работы - неделя географии, географические олимпиады, КВНы, научно-практические конференции, путешественниками.

Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 25 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.

Индивидуальная внеклассная работа по географии отличается от групповой. Во-первых, это работа исполнительского характера: подготовка доклада по плану, предложенному учителем, изготовление пособия. Для такого рода работы незначителен элемент творческой деятельности. Во-вторых, индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Формы внеклассной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно, чтобы любая форма организации внеклассной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.

Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала - географическими знаниями .

Методы организации внеклассной работы по географии

Работа на природе

Работа с географической литературой

Игровая деятельность

- экскурсии,

- походы,

- наблюдения.

- подготовка рефератов,

- подготовка докладов,

- выпуск газет и стендов и др.

- вечера,

- олимпиады,

- деловые игры,

- викторины,

- КВНы и др.



Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с картографическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.

Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.

Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии:

- повышение качества географических знаний и умений школьников;

- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;

- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;

- повышение качества знаний по другим предметам;

- приобретение умений работы с различными источниками информации;

- повышение общего уровня культуры школьников.

Все названные показатели эффективности внеклассной работы по географии характеризуют качественный уровень подготовки школьников. Определить этот уровень можно при более тесном знакомстве с учащимися: в беседе, при наблюдении, в ходе анкетирования, при изучении самостоятельных (творческих) работ школьников.

Однако существуют и другие показатели эффективности работы, отражающие внешнюю, организационную сторону внеклассной работы.

Для массовых форм показателем эффективности служит охват учащихся, вовлеченных в работу, порядок, дисциплина при проведении мероприятия. Показателем эффективности групповых форм внеклассной работы служит стабильный состав учащихся, занимающихся на индивидуально- групповых занятиях, коллективная работа на занятиях. Показателем эффективности индивидуальных форм являются положительные изменения в поведении, знаниях, умениях, взглядах учащихся.

Характеристика форм внеклассной работы по географии

Индивидуально- групповые занятия.

Одной из форм внеклассной работы являются индивидуально- групповые занятия по геграфии. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. В нашей школе организованы индивидуально- групповые занятия с учащимися параллели 6-х классов.

Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в группе интересна, если занятия отличаются от основного предмета, от основной программы.

Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных учащихся или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.

На таких занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.

Географические занятия в группах по содержанию можно разделить на группы:

1) Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.

Такие занятия формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобных занятий следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Если школьников не привлекать к аналитической работе, то их интерес перейдет только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.

2) Занятия, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих занятий является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.

Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.

3) Занятия, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).

Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся.

4)Занятия, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти занятия способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

Принципы работы на индивидуально- групповых занятиях:

а) руководящая роль учителя,

б) применение исследовательского метода,

в) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца,

г) обязательное оформление результатов групповой работы.

Эффективная работа возможна при четком планировании работы. Мною разработана программа для индивидуально- групповых занятий по географии в 6-х классах. В плане работы отражаются различные виды деятельности учащихся. Занятия проводятся 1 раза в неделю, в установленные администрацией школы дни и часы.

Особенностью методики проведения занятий является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, чередуются теоретические и практические виды деятельности.



Географические олимпиады

Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Школьные олимпиады по географии - это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых - вовлечение большего числа учеников во внеклассную работу по данному предмету, повышение их интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности, совершенствование общеучебных и специфических для географии умений учащихся.

Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, географические олимпиады служат решению задач профориентационной работы с учащимися. Такая форма проведения внеклассной работы, благодаря массовому участию в ней школьников, помогает изучить постановку географического образования на местах.

Следует отметить, что олимпиады по географии должны подводить итоги всей внеклассной работы по предмету, поэтому проведению их предшествует этап подготовки, что ведет к более четкой организации учебно-воспитательного процесса, к повышению уровня знаний учащихся по данному предмету, к более целенаправленному развитию интереса к географии и познавательной самостоятельности школьников.

Важным моментом в подготовке олимпиад является составление вопросов и заданий. Основным положением при составлении вопросов является связь с программным материалом по географии. Для выполнения олимпиадных заданий учащиеся используют только те теоретические положения, практические умения, которые определены программой по географии, что позволяет избежать перегрузки школьников. Исходя из специфики предмета, обязательным условием является включение вопросов краеведческого природоохранного характера.

При организации олимпиад следует учитывать, что задания для них должны быть интересными, содержательными, оригинальными, «нестандартными», заставлять отвечающих применять свои знания в новых условиях, требовать не простого воспроизведения, а глубоких размышлений. Все вопросы для олимпиад должны быть построены таким образом, чтобы принцип научности сочетался с принципом занимательности. Кроме того, должны быть вопросы как на проверку фактов, знание теорий, так и на проверку практических умений школьников.

При подготовке и проведении олимпиады необходимо, чтобы все ее участники находились в равных условиях. Олимпиады должны проводиться между учениками одного возраста. В их содержание нужно включать наряду со сложными заданиями и задания более доступные для большинства участников.

Научно-исследовательские конференции.

Одной из форм внеклассной работы по географии можно считать и научно- исследовательские конференции. Например, « Юность. Наука. Культура» Это связано с тем, что с их помощью удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу с различными источниками знаний большое количество учащихся, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим школьным предметам.

Проведению конференций предшествует длительная работа. Обычно за полтора-два месяца до ее начала учитель предлагает учащимся план конференции, список необходимой и дополнительной литературы по проблеме, темы докладов, назначает консультации.

Такого рода мероприятия играют большую воспитательную роль. Учащимся приходится отстаивать свои взгляды, мнения, обладать умениями самостоятельной работы.



Итак, главной задачей  современного учителя в настоящее время является, вооружая знаниями, воспитывать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.

С помощью современных технологий обучения можно превратить обучение в «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами». В своей учебной деятельности я использую элементы новых педагогических технологий, которые  активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета.
На своих уроках я использую различные виды самостоятельных работ. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет мне более полно учитывать особенности учащихся, а учащимся дает возможность заниматься на более высоком уровне сложности, если им это интересно. Объем материала огромный, но с каждым годом происходит уплотнение материала, изменение сетки часов. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Именно поэтому самостоятельная работа на уроках географии и во внеурочное время очень полезна.

Я в своей работе стараюсь использовать задания с применением самостоятельной работы регулярно. Начиная с 6 класса, учащиеся изучают дополнительную литературу по предмету для расширения и углубления знаний. Школьники с интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, прививается интерес к предмету. Эти самостоятельно добытые знания учеников очень хорошо можно увидеть во время внеклассных мероприятий по предмету. На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикую во всех классах. Элементы самостоятельной работы использую также на уроках обобщения и закрепления при завершении отдельных блоков или разделов.

















Педагогический проект по теме: « Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии, в условиях реализации ФГОС»
  • География
Описание:

Педагогический проект создан для того, чтобы учитель мог исользовать его для аттестации. его особенность - реализация ФГОС на уроках географии.

В настоящее время на уроке уделяется особое внимание самостоятельной работе, умению учащимися добывать информацию , т.е. деятельностный подход.

поток информации настолько велик,что учащиеся часто просто не умеют качественно нычленять нужную для них. поэтому применение различных способов на уроках, помощь учителя, умение организовать групповую работу, создают условия для поиска информации. Ведь. в условиях реализации ФГОС, именно создание необходимых условий и являтся главнейшей задачей школы и конкретно каждого учителя.

Автор Трубченинова Светлана Ильмаровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2213
Номер материала 23619
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓