Главная / Математика / Педагогический проект на тему: "Создание рабочей программы по внеурочной деятельности для воспитанников 2 класса в условиях ФГОС".

Педагогический проект на тему: "Создание рабочей программы по внеурочной деятельности для воспитанников 2 класса в условиях ФГОС".

30


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с. Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области














Педагогический проект

на тему: «Создание рабочей программы по внеурочной деятельности для воспитанников 2 класса в условиях ФГОС»











Выполнила: Урубко Татьяна Михайловна,

учитель математики ГБОУ СОШ с. Пестравка








2012г


Оглавление.


  1. Паспорт проекта 3

  2. Вводная часть 4

2.1 Проблема 4

2.2 Актуальность проекта 4

2.3 Нормативно-правовая база 4

2.4 Цель проекта 5

2.5 Задачи проекта 5

  1. Основная часть 6

3.1 Понятия «внеурочная деятельность», «рабочая программа» 6

3.2 Требования к рабочей программе по внеурочной деятельности 9

IV.Способы реализации проекта 17

  1. Сроки и этапы реализации проекты 17

VI. Заключение 18

VII.Ожидаемые результаты 19

VIII. Литература 19

IX. Приложения 21




















  1. Паспорт проекта

Участники проекта: целевая группа обучающиеся 2 класса начальной школы, учителя начальной школы, родители обучающихся.

Сроки осуществления проекта:

Проект среднесрочный и будет внедряться в период с мая 2012 г. по май 2013 г. и будет состоять из нескольких этапов:

Первый этап подготовительный (с мая 2012г. по август 2012г.)изучение пакета материалов ФГОС нового поколения, определение изменений в целях, содержании, технологиях и условиях реализации образовательного процесса, теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятий "внеурочная деятельность", «рабочая программа»; разработка и утверждение проекта.

Второй этап внедренческий (сентябрь – май 2013 г) - практическая организация и внедрение проекта. Разработка и реализация методики.

Третий этап итоговый (май-июнь 2013 г) - уточнение и обобщение результатов внедрения проекта.

Место проведения: ГБОУ СОШ с. Пестравка

Виды проекта:

по срокам – среднесрочный,

по приоритетному виду деятельности – методический, практико – ориентированный.

II. Вводная часть

2.1 Проблема:

несовершенное программно-методическое обеспечение организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы

2.2 Актуальность темы обусловлена следующим:

- отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное

воспитательное воздействие.

2.3 Нормативно-правовая база:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

2.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

5. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

2.4 Цель представленного проекта:

разработать рабочую программу по внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса, апробация, утверждение.

2.5 Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Внеурочная деятельность учащихся 2 класса»

  • Изучить необходимую нормативно-правовую документацию по теме «Разработка рабочих программ по внеурочной деятельности»

  • Изучить интересы и потребности детей в дополнительном образовании.

  • Определить содержание дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности, его формы, методы работы с обучающимися.











III. Основная часть

3.1 Внеурочная деятельность, рабочая программа.

Воспитание в настоящее время является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся ключевых компетенций, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Мы должны воспитать человека, способного создавать свою жизнь и быть способным к самоопределению.

Именно сейчас дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, в котором прописаны цели, стоящие перед школьным образованием – это воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

В учебный план для начальной школы по новым образовательным стандартам включена внеурочная деятельность, позволяющая осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Вот несколько определений понятий «внеурочная деятельность, работа».

Педагогический энциклопедический словарь

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http://standart.edu.ru/

 

Внеурочная деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Степанов Е.Н., заведующий кафедрой теории и методики воспитания Псковского областного ИПКРО, доктор педагогических наук, профессор.




внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.


Содержание деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Создавая программу, предусматриваем, чтовнеурочная деятельность будет организована в форме кружка. Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях постараюсь раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость в создании рабочей программы по внеурочной деятельности обучающися, отвечающей требованиям времени.

Что такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. [4]

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития, обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОСа».
Рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Программа должна содержать пояснительную записку с целями обучения предмету; общую характеристику учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты, достижение которых обеспечивает программа, содержание учебного предмета, курса, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и описание материально-технического обеспечения.

3.2 Требования к рабочей программе по внеурочной деятельности

Для достижения цели и решения поставленных задач будет применён комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме «создание рабочей программы по внеурочной деятельности»; изучение и обобщение существующего практического опыта по теме; изучение нормативно – правовых документов; проведение анкетирования, прогнозирования, моделирования, применения независимых экспертных оценок, наблюдения.

При организации внеурочной деятельности следует понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни.

  • Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

При составлении программы прдусматриваем цели и задачи

Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Главные идеи:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.


Задачи:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

  • использовать активные и творческие формы воспитательной работы;

  • создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;

  • демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

  • способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

  • оказание помощи в поисках «себя»;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширение рамок общения с социумом.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:

  • Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

  • Принцип научной организации

  • Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся

  • Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования

  • Принцип целостности

  • Принцип непрерывности и преемственности процесса образования

  • Принцип личностно-деятельностного подхода

  • Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)

  • Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур

  • Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов

  • Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации

  • Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение

  • Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей

Содержание, формы и методы

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Виды внеучебной деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • художественное творчество;

  • социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

  • трудовая (производственная) деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • туристско-краеведческая деятельность.

Планируемые результаты

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.

Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой дея­тельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;

  • умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений;

  • системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка выпускников начальной школы осуществляется образовательным учреждением.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики.

Оценка этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образовательного учреждения, программ поддержки образовательного процесса.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.






Классификация результатов внеурочной деятельности

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов



Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа

Второй уровень результатов



Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематический диспут

Третий уровень результатов



Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов


В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.



  1. Способы реализации проекта

Для успешной реализации проекта необходимо выполнение ряда условий:

  • четкое, продуманное, конкретное планирование на основе анализа достигнутых результатов и проблем организации внеурочной деятельности в школе;

  • методическое сопровождение проекта;

  • педагогические условия;

  • ресурсное обеспечение.

  1. Сроки и этапы реализации проекта

Название этапа

Сроки

Содержание деятельности

Подготовительный


Апрель 2012г.

1.Изучение пакета материалов ФГОС нового поколения.

2.Определение изменений в целях, содержании, технологиях и условиях реализации образовательного процесса


Аналитико-

концептуальный


Май 2012г.

1.Курсовая подготовка педагогов-предметников.


Прогностический


Август 2012г

1.Изучение материалов апробации ФГОС других регионов

2. Разработка проекта рабочей программы по внеурочной деятельности в рамках ФГОС.


Экспериментальный


Сентябрь

2012г. – май 2012 г.


1.Организация внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов.

2. Мониторинг введения внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса.


Обобщающий

Май-июнь

2012г.


1. Подведение итогов апробации рабочей программы

VI. Заключение

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников должна способствовать:

овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

VII Ожидаемые результаты:

- утвержденная и внедренная рабочая программа по внеурочной деятельности, соответствующая требованиям ФГОС, отражающая интересы и склонности детей.

Прогнозируемые риски предстоящего внедрения проекта и методы их коррекции:

Фактор риска

Возможные пупи разрешения

Дефицит учебно-методических пособий

Использование ресурсов Интернет-пространства

Недостаточная методическая подготовка педагогов

Проведение методических занятий, прохождение курсовой подготовки


Критерии самооценки

Таким образом, данный проект не только должен помочь педагогам правильно разрабатывать рабочие программы по внеурочной деятельности, но и даст возможность наиболее эффективно использовать свободное время подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития.

VII. Используемая литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http://standart.edu.ru/ Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М.

4.Закон РФ «Об образовани».

5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от

действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А.

Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь.М.:Большая Российская энциклопедия.,2008.528 с

9. Учебник: «Математика и конструирование» 1-4 класс, автор С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина, издательство «Просвещение», год издания 2011.

10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

11.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

12.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.





















Приложение 1.


Формы и методы изучения интересов и потребностей

младших школьников и запросов их родителей

Анкета

для родителей второклассников

(составлена С.П. Царевой, заместителем директора

по учебно-воспитательной работе лицея № 20 г. Пскова)

Цель: получить от родителей информацию об интересах и увлечениях детей, необходимую для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов

Ход проведения. На организуемом в образовательном учреждении собрании родителей администрация учебного заведения предлагает ответить на вопросы анкеты:

Анкета

Уважаемый родитель! Жизнь в школе – это не только уроки, но и интересные школьные и классные дела, увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно адаптировался  к школьной жизни, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1.     Что интересует Вашего ребенка больше всего? __________________________________

_____________________________________________________________________________

2.     Посещает ли он кружок, секцию, студию? Подчеркните один из предлагаемых ответов:

-        да;

-        нет.

Если вы выбрали ответ «да», то напишите название кружка, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.     Любит ли Ваш ребенок групповые занятия? Подчеркните один из предлагаемых ответов:

-        да;

-        нет;

-        и да, и нет (трудно сказать).

4.     Какое занятие доставляет ему наибольшую радость? _____________________________

_____________________________________________________________________________

5.     Что его может огорчить? ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6.     Назовите любимую игру Вашего сына или дочери _______________________________

_____________________________________________________________________________

7.     Какое направление внеурочной деятельности школьников может вызвать у вашего ребенка наибольший интерес? Подчеркните не более двух из перечисленных:

-        физкультурно-спортивное;

-        художественно-эстетическое;

-        научно-техническое (техническое творчество);

-        научно-познавательное;

-        туристско-краеведческое;

-        военно-патриотическое;

-        эколого-биологическое.

Обработка полученных данных. При обработке анкет необходимо выяснить, сколько школьников занимаются в кружках, секциях, студиях; какие учреждения они посещают; какие направления внеурочной деятельности, по предположению родителей, могут вызвать у детей наибольший интерес. На основе обработанной и систематизированной информации следует начать разработку проектных представлений об организации внеурочной деятельности учащихся.

 



































Анкета

родителей второклассников

(составлена профессором Е.Н. Степановым)

Цель: выявить интересы и увлечения первоклассников, возможности и условия их реализации

Ход проведения. На родительском собрании или во время индивидуальных встреч учитель предлагает родителям заполнить анкету

Анкета

Уважаемые родители! Важное значение в формировании личности ребенка играют его потребности, интересы и увлечения. Необходимо помочь детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. Для этого надо объединить усилия семьи и школы. Предлагаем Вам сделать первый шаг в совместной работе – искренне ответить на следующие вопросы:

1.      Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время? Подчеркните не более пяти ответов из предлагаемых:

-         слушать и читать книги, журналы, газеты;

-         смотреть телевизор;

-         ходить в кино;

-         работать на компьютере;

-         посещать театры, концерты;

-         посещать музеи, выставки;

-         слушать музыку;

-         играть на музыкальных инструментах;

-         помогать родителям дома, на приусадебном участке (даче), в огороде и т.д.;

-         мастерить, ремонтировать;

-         заниматься в кружках технического творчества;

-         заниматься рукоделием (шить, вязать);

-         заниматься кулинарией;

-         рисовать;

-         заниматься фотографией;

-         заниматься в кружке художественной самодеятельности (петь, танцевать и т.д.);

-         играть в различные подвижные игры;

-         заниматься физкультурой и спортом;

-         проводить время в компании с друзьями;

-         ничего не делать;

-         что еще (допишите) ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.      Посещает ли Ваш ребенок кружок, клуб, секцию, студию. Подчеркните один из двух ответов:

-         да;

-         нет.

Если Вами выбран ответ «да», то напишите название кружка, клуба, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия _____________________________________

________________________________________________________________________________

3.      Как Вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка? Выберите и подчеркните один из предлагаемых ответов:

-         положительно;

-         трудно сказать;

-         отрицательно.

4.      Чем увлекаются члены Вашей семьи _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.      Какое направление дополнительного образования детей Вы хотите рекомендовать своему ребенку? Подчеркните не более двух из перечисленных:

-         художественно-эстетическое;

-         научно-познавательное;

-         физкультурно-спортивное;

-         научно-техническое (техническое творчество);

-         туристско-краеведческое;

-         военно-патриотическое;

-         эколого-биологическое.

6.      Назовите, пожалуйста, фамилию и имя своего ребенка-второклассника ________________

________________________________________________________________________________

Обработка полученных результатов. Количественный анализ результатов анкетирования позволяет выявить наиболее популярные и редкие интересы и увлечения детей. Можно на основе полученных данных составить карту интересов и увлечений учащихся. Особое внимание следует уделить ответам родителей на пятый вопрос, которые в своей совокупности можно рассматривать в качестве социального заказа родителей учебному заведению. Их необходимо учитывать при проектировании системы внеурочной деятельности младших школьников.

 














Приложение 2.

Проект экспериментальной программы по внеурочной деятельности

(Научно-познавательное направление внеучебной деятельности.)

Пояснительная записка.

Факультативный курс «Математическое конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в началь­ной школе. Курс призван решать следующие задачи:

1) рас­ширение математических, в частности геометрических, зна­ний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;

2) форми­рование у детей графической грамотности и совершенство­вание практических действий с чертёжными инструментами;

3) овладение учащимися различными способами моделиро­вания, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логическо­го и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Курс «Математическое конструирование» для 2 класса начальной шко­лы рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю).

Содержание курса

Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Констру­ирование».

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Дли­на ломаной.

Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треуголь­ник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр много­угольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: раз­носторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторон­ний. Построение треугольника по трём сторонам с использо­ванием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треуголь­ника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадра­та) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Впи­санный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер пря­моугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного парал­лелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины тре­угольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.


Конструирование.

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгиба­ние, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножни­цами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изго­товление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по отологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

Класс: 2

Учитель: Урубко Т.М.

Количество часов

Всего 34часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».

Учебник: «Математика и конструирование» 1-4 класс, автор С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина, издательство «Просвещение», год издания 2011


Календарные сроки


уроков

Тема,

количество часов


Планируемые результаты.

Освоение предметных знаний.


Универсальные учебные действия

(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)



2 класс (34ч)


  1. 1.

Повторение ранее изученного.


Пособие с. 4-9

Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник,

квадрат.



«Оригами» — «Воздушный

змей».


Приложение 4,

Пособие с. 84, 85

Изготовление изделий в технике «Оригами» — «Воздушный змей».




Треугольник.


Пособие с. 10-13

Соотношение длин сторон треугольника.


Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник.



Прямоугольник.


Приложение 1,14-30, 32-38, 41, 43,44,45



32-34



Практическая работа «Изготовление модели

складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и

их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства.


Построение прямоугольника на нелинованой бумаге с помощью чертёжного

треугольника.

Изготавливать модель складного метра.

Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.



Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью

чертёжного треугольника






Середина отрезка.


Пособие с. 35-38


Середина отрезка.


Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений).



Отрезок, равный данному.


Пособие с.41, 43-45

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля.



Строить отрезок, равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины).


Практические работы:


Пособие с. 31, 39, 42


Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению»

Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих

форму прямоугольника (квадрата).




Окружность.


Пособие с.46-56


Круг. Центр, радиус, диаметр окружности

(круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность.


Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность.







«Ребристый шар»

«Цыпленок»


Пособие с. 57, 58, 64

Практические работы: «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации „Цыплёнок"».


Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия.

Изменять изготовленное изделие по предложенному условию.




Окружность, розетки.


Пособие с. 68-69


Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».


Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля.

Изменять изготовленное изделие по предложенному условию.


«Изготовление

закладки для книги»


Пособие с. 70-76


Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов.


Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо).

Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия.



Читать технологическую карту и выполнять по ней дйствия.



Аппликация

«Автомобиль».


Пособие с. 77-79



Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль».

Изготовление чертежа по рисунку изделия.

Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия.

Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот.

Выполнять чертёж по

рисунку изделия.



Аппликации «Трактор с тележкой», «Экскаватор».


Приложения 2, 3, с. 82, 83

Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор».


Дополнять чертёж недостающим размером.




«Оригами».

«Щенок», «Жук».


Приложение 5, 6, с. 86-89

«Оригами». Изготовление изделий «Щенок», «Жук».


Изготавливать по чертежу несложные изделия.

Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.



Набор

«Конструктор».


Приложение 7, с. 90-95


Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений.

Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор».

Усовершенствование изготовленных изделий





Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов










Педагогический проект на тему: "Создание рабочей программы по внеурочной деятельности для воспитанников 2 класса в условиях ФГОС".
  • Математика
Описание:

   Воспитание в настоящее время является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся ключевых компетенций, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Мы должны воспитать человека, способного создавать свою жизнь и быть способным к самоопределению.

 

        Именно сейчас дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, в котором прописаны цели, стоящие перед школьным образованием – это воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.   

 

Автор Урубко Татьяна Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 564
Номер материала 15872
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓