Главная / Физика / Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»

Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»

Громова Марина Николаевна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 3» г.Лянтор Сургутского района ХМАО-Югра Тюменской области

Муниципальное образовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 3»









Педагогический проект

«Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»




Громовой Марина Николаевны

учителя высшей квалификационной категории









2011 год

г. Лянтор

Сургутский район

Краткая аннотация проекта

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области физики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать себя, быть компетентными в различных областях. Современная педагогика богата целым арсеналом активных подходов, применение которых способствуют формированию ключевых компетенций учащихся, среди которых и участие в дистанционных мероприятиях. С целью привлечения учащихся к участию в сетевых проектах, выявления и поддержки одарённых детей, развития их интересов и способностей, содействия их самоопределению организую учащихся для участия в мероприятиях Всероссийских дистанционных викторин, конкурсов, олимпиад. Считаю, что применение активных и интерактивных подходов в обучении формируют ключевые компетенции учащихся.


Новизна: выявлены особенности применения активных методов обучения, включая дистанционные, как ресурса формирования учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций; обоснованы педагогические условия формирования ключевых компетенций в образовательном процессе школы











Обоснование необходимости проекта

Актуальность педагогического опыта вызвана новыми требованиями к образованию.

Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ. Считается, что педагогический процесс протекает лишь в стенах школы, а его участниками являются учителя и учащиеся. В действительности обучение, воспитание и развитие детей и молодежи осуществляется не только в школе, но и во внешкольной среде.

В настоящее время одной из задач образования является развитие компетенций учащихся. Главная проблема учителя - «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы» (А.Хуторской). Для решения этой задачи требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Провести анализ внедрения активных методов обучения, включая дистанционные, в образовательный процесс и их влияния на сформированность ключевых компетенций.

  2. Изучить, обобщить и применить в педагогической практике опыт коллег по внедрению активных методов обучения и проведению дистанционных мероприятий как условий формирования ключевых компетенций всех участников образовательного процесса.

  3. Создать «банк активных методов обучения», «банк дистанционных мероприятий по физике».

  4. Способствовать формированию «портфолио» учащихся.

  5. Обобщить и распространить опыт работы в форме монографического обобщения педагогического опыта.

Объект исследования: сформированность ключевых компетенций

Субъект исследования: учащиеся образовательного учреждения

Гипотеза: применение активных методов обучения на уроках физики и во внеурочной деятельности способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

План реализации проекта

I этап – организационно-теоретический. 2009-2010 учебный год.

Анализ внедрения активных методов обучения, включая дистанционные, их влияние на сформированность ключевых компетенций.

Изучение, обобщение и применение опыта коллег по внедрению активных методов обучения и проведению дистанционных мероприятий как средств формирования ключевых компетенций всех участников образовательного процесса.

Применяемые методы: изучение и теоретический анализ материалов исследований и психолого-педагогических публикаций по данной теме; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение, опрос; диагностическое исследование; анализ результатов тестов, составленных на основе традиционных и компетентностных заданий.

II этап – практико-ориентированный.

2010-2011 учебный год. Создание «банка активных методов обучения», «банка дистанционных мероприятий по физике», внедрение активных методов обучения и дистанционных мероприятий по физике в образовательный процесс и их влияние на сформированность ключевых компетенций (промежуточная диагностика).

2011-2012 учебный год. Активное внедрение активных методов обучения, включая дистанционные мероприятия, в учебно-воспитательный процесс; формирование «портфолио» учащихся. Анализ мероприятий и уроков, проводимых с применением активных методов и современных средств обучения.

Применяемые методы: монографическое изучение педагогического опыта; изучение и теоретический анализ предоставляемых в информационном пространстве возможностей использования дистанционных мероприятий по физике; наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование; анализ результатов тестов, составленных на основе традиционных и компетентностных заданий.

III этап – аналитико-обобщающий. 2012-2013 учебный год. Обобщение и распространение опыта работы в форме монографического педагогического опыты

Методы: монографическое обобщение педагогического опыта; опрос, анкетирование, контрольные работы, составленные на основе компетентностных заданий, анализ внедрения применяемых активных методов.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Применение активных методов обучения дает возможность:

  • повысить уровень обученности учащихся по физике;

  • стимулировать практическую деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности, позволяя формировать ключевые компетенции;

  • повысить уровень самооценки учащихся;

  • развить креативное мышление;

  • освоить новые способы деятельности на интегрированном содержании;

  • продвигать каждого учащегося в освоении образовательных результатов и преодоления его персональных затруднений;

  • конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.

Основное содержание проекта

На I этапе реализации педагогического проекта был проведен анализ внедрения активных методов обучения и современных средств обучения, включая дистанционные, в образовательный процесс, и их влияние на сформированность ключевых компетенций, проведено диагностическое исследование изучения отношения к предмету «физика» (по Казанцевой Г.Н.).

Педагогический коллектив школы и педагогические коллективы других образовательных учреждений формируют ключевые компетенции учащихся различными методами, применяя разные средства обучения.

Проведенный опрос среди педагогов школы показал, что такие компетенции, как учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования, формируются при использовании на уроках активных методов обучения. Чаще всего применяют проекты, игры, дискуссии (диаграмма 1)

Диаграмма 1

Применение активных методов обучения

в учебно-воспитательном процессе

hello_html_m1f7fb41a.gif







В качестве современных средств обучения применяют электронные носители, используют интерактивные доски, интернет-ресурсы (диаграмма 2).

Диаграмма 2


Использование современных средств обучения

вhello_html_m95e5a41.gif учебно-воспитательном процессе












Среди педагогов, организующих учащихся для участия в дистанционных мероприятиях, чаще всего встречаются учителя начальных классов, русского языка, математики и информатики.

Изучение различных источников информации по формированию ключевых компетенций учащихся показало, что вопрос о применении активных методов обучения на уроках физики и во внеурочной деятельности остается открытым, так как не сформирован банк активных методов обучения.

Для изучения уровня сформированности компетенций учащимся было предложено два итоговых теста: в одном с традиционными заданиями, в другом – с компетентностными. Результаты тестов представлены на диаграмме 3.

Диаграмма 3


Уровень обученности учащихся по результатам итоговых тестов

за 2009-2010 учебный год

hello_html_2e85378f.gif












Анализ результатов итоговых тестов показал, учащиеся лучше справляются с традиционными заданиями, которые позволяют оценить уровень знаний, умений и навыков по физике.

Для изучения отношения к предмету «физика» учащимся было предложено диагностическое исследование по методике Казанцевой Г.Н. Анализ результатов позволил сформировать рейтинг наиболее часто встречающихся ответов; на диаграммах 4,5,6 представлены первые пять вариантов ответов согласно рейтингу.

Учащимся нравится предмет «физика»:

- нравится учитель (72%);

- предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире (68%);

- требует наблюдательности и сообразительности (53%);

- нравится, как преподает учитель (53%);

- предмет требует терпения (48%).

Диаграмма 4

Изучение отношение к предмету «физика» (по Казанцевой Г.Н.)

hello_html_m310498c4.gif











Учащимся не нравится предмет:

- трудно усваивается (53%);

- не нужен для будущей профессии (52%);

- товарищи не интересуются этим предметом (35%);

- интересны только отдельные факты (33%);

- предмет требует терпения (48%).

Диаграмма 5

Изучение отношение к предмету «физика» (по Казанцевой Г.Н.)

hello_html_m13506005.gif








На вопрос «Почему ты учишься?» большинство респондентов ответили:

- это мой долг (82%);

- хочу быть грамотным (71%)

- хочу быть умным и эрудированным (56%);

- нравиться получать хорошие оценки (54%);

- чтобы похвалил учитель (48%).

Диаграмма 6

Изучение отношения к учебным предметам (по Казанцевой Г.Н.)

hello_html_m7db0cad0.gif













Таким образом, результаты диагностики показывают, что учащихся больше привлекает внешняя, а не внутренняя мотивация усвоения знаний и приобретения соответствующих умений и навыков. А значит, необходимо создать условия для повышения уровня учебной мотивации, снижения уровня школьной тревожности и эффективного развития образовательной компетентности учащихся. Одним из ресурсов формирования ключевых компетенций является применение активных методов обучения, которые имеют как свои плюсы, так и минусы (таблица 1)

Таблица 1

ДА

НЕТ

Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелание ребенка участвовать в процессе обучения.

Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создает некий внутренний дискомфорт.

Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми

Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать

Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в анархию

Интерактив практически исключает доминирование как одного из выступающих, так и одного мнения над другим.

Нужно помнить о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – усвоения знания по конкретному вопросу.

Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий



В любом случае активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. И активным его делает тот, кто его применяет. При ситстемном использовании активных методов обучения меняется роль учителя: он становится консультантом, наставником, независимым экспертом, наблюдателем. Главное условие эффективности внедрения АМО в образовательный процесс – готовность учителя измениться самому.

Комплекс педагогических условий может включать в себя следующее:

1. Создание педагогических ситуаций, инициирующих самостоятельность школьников в определении цели, планировании и осознании своих действий.

Результат: формирование ценностно-смысловой, информационной компетенций, личностного самосовершенствования.

2. Использование учителем проблемных, продуктивных методов и методов самоконтроля, позволяющих учащимся овладевать способами познавательной деятельности.

Результат: формирование ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной компетенций, личностного самосовершенствования.

3. Активизация учебного процесса посредством применения интерактивных форм обучения.

Результат: формирование ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенций, компетенции личностного самосовершенствования.

2 этап реализации педагогического проекта рассчитан на два учебных года, в течение которых запланировано и уже частично реализовано создание «банка активных методов обучения», «банка дистанционных мероприятий», их внедрение в учебно-образовательный процесс, изучение их влияния на сформированность ключевых компетенций (промежуточная диагностика); изучение, обобщение и применение в педагогической практике опыта коллег по проведению дистанционных мероприятий как средств формирования ключевых компетенций всех участников образовательного процесса; формирование «портфолио» учащихся и педагогов; анализ мероприятий и уроков, проводимых с применением активных методов и современных средств обучения.

Результаты промежуточных диагностических тестов представлены на диаграмме 7.

Диаграмма 7


Уровень обученности по результатам итоговых тестов по физике

2010-2011 учебный год

hello_html_m7282fea6.gif















Учащиеся лучше стали справляться с компетентностными заданиями, помимо заданий, направленных на усвоение знаний и приобретение соответствующих умений и навыков, выполнены задания, направленные на формирование ключевых компетенций учащихся. Но об эффективности активных методов обучения в формировании ключевых компетенций делать вывод несвоевременно.

Для решения образовательных задач я применяю индивидуальные и групповые методы обучения:

  • игры-разминки (загадки, ребусы, задачи на смекалку, веер букв, кубик-экзаменатор, перфокарты);

  • тренинги;

  • виртуальная экскурсия;

  • ролевая игра;

  • игры-соревнования (Звездный час, Путешествие в страну неизвестных явлений, Восхождение на пик, Своя игра, Колесо истории, Умники и умницы);

  • дидактические игры ;

  • дискуссия;

  • проекты и др.

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области физики, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать себя, быть компетентными в различных областях. Решение экспериментальных задач, проведение разного рода исследований активизируют деятельность учащихся, способствуют формированию ключевых компетенций.

В качестве домашнего задания учащиеся выполняют творческие работы (составление кроссвордов, ребусов по пройденной теме, опорных конспектов, структурно-логических схем, тестов).

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что в основу обновленного содержания общего образования положена ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Таким образом, фиксируется компетентностный подход в образовании.

В качестве категорий, на которых центрируется компетентностный подход, выступают — «компетенция» и «компетентность» в разном их

соотношении друг с другом. Понятия «компетенция» и «компетентность» либо отождествляются, либо дифференцируются. В.В. Краевским и А.В.Хуторским сделана попытка разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного образования. Вместе с тем, А. В. Хуторским выделена иерархия составляющих образовательной компетентности – ключевые (относятся к общему содержанию образования); общепредметные (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетентности). Таким образом, ключевые компетентности конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. (Хуторский А.В.)

Развитие образовательной компетентности учащихся будет эффективным, если в учебном процессе реализуется комплекс педагогических условий, включающий в себя:

1) создание педагогических ситуаций, инициирующих самостоятельность школьников в определении цели, планировании и осознании своих действий;

2) использование учителем проблемных, продуктивных методов и методов самоконтроля, позволяющих учащимся овладевать способами познавательной деятельности;

3) активизация учебного процесса посредством применения интерактивных форм обучения. (Змеева И.В., Гаделисламова Л.Г.) http://festival.1september.ru/articles/531153

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину.

В 80-х годах XX века активное обучение переживало максимальный подъём популярности. http://ru.wikipedia.org/wiki/Активное_обучение

Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_активного_обучения

Появление методов активного обучения связано со стремлением учителей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными.

Выделяют следующие принципы активного обучения, реализуемые при организации учебного процесса (В. Н. Кругликов, 1998) http://ru.wikipedia.org/wiki/Активное_обучение:

  • индивидуализация;

  • активизация учебно-познавательной деятельности;

  • элективность;

  • контекстный подход;

  • развитие сотрудничества.

Все методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

  • пассивные методы;

  • активные методы;

  • интерактивные методы.

Если пассивные методы предполагают авторитарный стиль взаимодействия (схема 1), то активные больше - демократический стиль (схема 2) (карта инновационной деятельности)

Основной задачей образовательного процесса в настоящее время является формирование ключевых компетенций учащихся через активизацию познавательной деятельности, понимаемых как:

  • освоенные универсальные способы деятельности в области работы с информацией, коммуникации и разрешения проблем;

  • результат образования, который достигается и проявляется в деятельности учащихся.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмете в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Физика – основа техники, поэтому широко используется для исследований в биологии, географии, истории, экологии. В наши дни общество достаточно информировано о достижениях науки и техники через средства массовой информации (телевидение, радио), используя возможности информационно-компьютерных систем (в частности, сети Интернет). Эту информацию нужно использовать, применяя на уроках и во внеурочной деятельности. Целый ряд сведений из области биологии, химии, экологии, географии получают учащиеся на уроках физики, и, наоборот, приходя на выше названные уроки, получают информацию физическую. Такая взаимосвязь позволяет активизировать деятельность учащихся.

Взаимосвязь учебных предметов физики и математики отражает взаимосвязь наук физики и математики, которая определяется наличием у них общей предметной области. Эта взаимосвязь выражается в общности идей и методов, которую можно условно разделить на три вида:

- физика ставит задачи и создает необходимые для их решения математические методы, которые в дальнейшем служат базой для развития математической теории. Например, теория дифференцированного исчисления Ньютона для решения задач о движении тел.

- развитая математическая теория используется для анализа физических явлений, что часто приводит к созданию новой физической теории, которая в свою очередь приводит к развитию физической картины мира и к возникновению новых физических проблем. Например, теория Максвелла о теории электромагнитного поля привела к электродинамической картине мира, а та в свою очередь - к созданию специальной теории относительности.

- физическая теория в своем развитии опирается на математический аппарат, который развивается и совершенствуется по мере его использования в физике. Например, производная в решении физических задач.

Для решения образовательных задач я применяю следующие активные формы:

  • игры-разминки;

  • тренинги;

  • виртуальная экскурсия;

  • ролевая игра;

  • дидактические игры;

  • дискуссия;

  • проекты и др.

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области физики, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать себя, быть компетентными в различных областях. Решение экспериментальных задач, проведение разного рода исследований активизируют деятельность учащихся, способствуют формированию ключевых компетенций.

В качестве домашнего задания учащиеся выполняют творческие работы (составление кроссвордов, ребусов по пройденной теме, опорных конспектов, структурно-логических схем, тестов), составляют презентации об ученых и их открытиях, об экологических и экономических проблемах, возникающих при применении различных видов получения энергии, пишут сочинения. Большинство учащихся научились выполнять работы эстетично, в соответствии с требованиями, подходят к работе неформально, делают выводы по конкретному исследованию, представляют результаты не только в описательной форме, но и в виде таблиц, графиков, сравнительных диаграмм.

Как на уроках, так и во внеурочной деятельности я применяю фотографии, на которых изображены физические явления, тела, различные устройства, выявлены экологические проблемы влияния технологических процессов на окружающую среду и др. Учащиеся составляют задачи по фотографиям, отвечают на предложенные вопросы, чаще проблемного характера.

Активной формой организации учебной деятельности учащихся считаю, как и большинство педагогов, проектную деятельность.

Так учащимися были выполнены проекты:

  1. к 65-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне:

    • Великие ученые, внесшие вклад в развитие физики в годы Великой Отечественной войны

    • Физика и война (о достижениях в развитии техники)

    • Физики на службе отечеству

    • «Этот день мы приближали как могли…»

  2. О физиках и физике:

    • «От А.С.Попова до наших дней»

    • «История развития механики: от древности до наших дней»

    • «Молекулярная физика: история развития»

    • «История становления квантовой физики»

    • «Применение нанотехнологий в медицине (производстве, науке…)»

    • «Космонавтика: освоение, достижения, открытия»

  1. Мир физики в будущей профессии:

  • «Физика и психология»;

  • «Физические явления в литературных произведениях»;

  • «Физические основы радиотехники»;

  • «Физические процессы в информационных технологиях»;

  • «История развития нанотехнологии» и др.

  1. Практическое применение законов физики:

  • «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»;

  • «Применение лазеров в медицине (технике, косметологии)»;

  • «Развитие ядерной энергетики: за и против»

Проекты, выполненные учащимися, разнообразны по форме, содержанию, результату деятельности:

  • периодические издания газеты «Физика вокруг нас»;

  • выставка фотографий «Мир физики вокруг нас»;

  • составление списков источников информации, рекомендованных учащимся для изучения различных тем;

  • сборники кроссвордов, тестов, составленных самими учащимися;

  • подбор фрагментов литературных произведений, содержащих описание физических явлений;

  • составление задач с практическим содержанием «Мы живем в Югре».

Принципы работы на уроках и внеклассных занятиях:

  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта;

  • уважать мнение участников: каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;

  • подвергается критике идея, а не личность, предложившая её;

  • стремится найти истину: все сказанное – информация к размышлению;

Независимо от формы проведения урока или внеклассного занятия в завершении провожу рефлексию. Например, использую метод «Незаконченных предложений» (учащиеся подводят итог своей деятельности в письменной или устной форме, например, «Сегодня на уроке я…», «На меня произвело впечатление…», «Мне помогло…», «Я чувствовал(а)…», «Меня удивило…», «Было интересно…», «Мнение учащихся группы…», «Свои действия я оцениваю…», «Если бы я снова работал в группе, то…» и др.).

В завершении изучения учебных тем по окончанию учебного года провожу опрос учащихся. Примерные вопросы:

1) Зачем Вы изучаете предмет «физика»?

2) Что полезного и важного Вы получили при изучении темы (уточняется тема)?

3) Что из усвоенного Вами пригодится в дальнейшей жизни?

Активное обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; справедливо дать оценку каждому участнику образовательного процесса; формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебного-воспитательного процесса. http://pedsovet.org/

Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития интернет-проектов, интернет-олимпиад, дистанционных курсов. Учащиеся под при моем содействии третий год принимают участие в Интернет-проекте «Удивительный мир физики», организованном Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании, являются участниками Всероссийского интеллектуального турнира «Фактор Роста». Я являюсь координатором последнего конкурса, вопросы в котором составляют учителя со всей страны для учеников. Именно в таких мероприятиях учащиеся проявляют себя наиболее активно, интегрируя, полученные знания, умения и приобретенные навыки.

У нас в каждом кабинете есть интерактивные доски, с нами провели обучающие семинары по их использованию. Мы разрабатываем программы, готовим материал к урокам, учеников уже научили (на каждом уроке или презентация, или компьютерное моделирование, или сюжет из видеофильма, информацию сразу в Интернете находим).

К сожалению, программы пока не совершенны. Но при наличии соответствующего программного обеспечения и приобретенных учителем знаний и умений компьютер заметно облегчит работу учителя, ведя мониторинг успешности, статистику, генерируя рекомендации по структуре или составам групп.

При некоторых минусах, есть достаточно много плюсов применения информационно-компьютерных технологий. Использование коммуникативных возможностей сети Интернет предоставляют неограниченные информационные ресурсы. И теперь значительная часть работ в области применения Интернета состоит в обучении самому Интернету. Возможности этой сети таковы, что можно обучаться дистантно самому, повышая уровень самоподготовки в области применения информационно-компьютерных технологий. Считаю, что Интернет – это одно из средств интеграции новейших достижений естественных наук в гуманитарную и социальную сферы.

Активизировать деятельность учащихся возможно, используя информационно-коммуникативные технологии, в частности ресурсы сети Интернет. С целью привлечения учащихся к участию в сетевых проектах, выявления и поддержки одарённых детей, развития их интересов и способностей, содействия их самоопределению организую учащихся для участия в мероприятиях Всероссийских дистанционных викторин, конкурсов, олимпиад «Фактор роста», координатором которых являюсь с 2010 года: приняли участие 185 учащихся 1-11 классов, привлечено к совместной деятельности в качестве кураторов 15 педагогов школы и родителей учащихся. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся является участие учащихся в интернет-олимпиадах, педагогическая целесообразность которых в системе общего образования обусловлена рядом преимуществ по сравнению с традиционными способами проведения олимпиад:

  • позволяет интегрировать несколько образовательных областей;

  • предоставляет возможность для тех, кто хотел бы принять участие в олимпиадах:

    • увеличивается количество реальных участников;

    • расширяется масштаб применения олимпиады – от отдельной группы, класса, школы до пределов страны;

    • участие может быть как индивидуальным, так и групповым;

  • разделение олимпиады на несколько этапов дает возможность сочетать традиционные формы её проведения с интерактивными;

  • обеспечивает существенное увеличение объективности при оценке, как творческих работ участников, так и ответов школьников на финальном этапе;

  • позволяет в широких масштабах на практике решить задачу поиска, отбора и развития одаренных детей в самых широких областях науки. (Генералов А.П., 2008 г.)

Развитие информационных технологий позволяет привлечь большее количество участников в дистанционные викторины, конкурсы, интернет-проекты по сравнению с традиционным проведением.

Учащиеся школы участвуют в различных Всероссийских внеклассных мероприятиях: проекты «Познание и творчество», интернет-проекты Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем, дистанционные викторины, конкурсы «Фактор Роста», Молодежный физический чемпионат, «Зубренок» (Центр Развития Молодежи), турниры и конкурсы Югорского физико-математического лицея, физико-математической школы «Авангард», других образовательных учреждений, включая подготовительную подготовку в ВУЗы.

На каждую четверть я составляю план мероприятий, который сообщается учащимся и размещается на информационном стенде, а в последнее время в газете «Физика вокруг нас».

Например, план дистанционных мероприятий на IV четверть 2010-2011 уч.года:

Мероприятие

Организаторы

Сроки проведения

Оргвзнос

Участники

Форма участия

Координатор, куратор

Результат

Всероссийская дистанционная предметная викторина по физике

Физико-математический факультет ТГПУ, Центр новых образовательных технологий (ЦНОТ ТГПУ)

Апрель 2011 год

200 руб.

Учащиеся 8-10 классов

Команды до трех человек

Громова М.Н.

Сертификат участника или диплом призера

Образовательный Интернет-проект

Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем

До 4 апреля 2011 года

Без оргвзноса

Учащиеся 7-11 классов

Команды до 5 человек

Громова М.Н.

Диплом победителя в электронном варианте

Молодежный физический чемпионат

Центр развития одаренности, г. Пермь

В апреле 2011 г. ожидаются результаты

45 руб.

Учащиеся 7-11 классов

Индивидуальная

Громова М.Н.

Сертификат участника или диплом призера

Международная Олимпиада по основам наук.

3 этап очный


АНО «Дом Учителя Уральского Федерального округа», г. Екатеринбург


9-10 апреля 2011 года

450 руб.

Учащиеся 5-10 классов

Индивидуальная

Громова М.Н.

Сертификат участника или диплом призера, сувенирная продукция

Физико-математический турнир

Югорский физико-математический лицей г.Ханты-Мансийск

9-10 апреля 2011 года

без оргвзноса

Учащиеся 9 классов

Индивидуальная

Громова М.Н.

Ващенко Г.А.

Возможность поступления в ЮФМЛ

Зубренок

Центр развития молодежи

25 апреля 2011 года

Без взноса

Учащиеся 6-11 классов

Индивидуальная

Громова М.Н.

Сертификат участника или диплом призера

III Всероссийский интеллектуальный турнир «Фактор роста»

Центр дистанционных мероприятий «Фактор роста»

6 мая 2011 года

До 140 руб.

Учащиеся 1-8 классов

Индивидуальная

Громова М.Н.

Сертификат участника или диплом призера

Всероссийские дистанционные олимпиады по физике. Опыты

Центр дистанционного образования «Эйдос»

26 мая 2011 г.


Учащиеся 1-11 классов

Индивидуальная или команда (более 15 человек)

Громова М.Н.

Дипломы, грамоты, свидетельства для портфолио

Я согласна с высказыванием Притулы Н.П., что «любой метод, если он направлен на связь с жизнью, развивает мышление ребенка, формирует потребность в новых знаниях, создает оптимальные условия для активной мыслительной деятельности, т.е. помогает повысить уровень учебной мотивации, поднять самооценку, должен быть реализован на уроке в той или иной степени».

  1. Ресурсы

Временные:

1) временные рамками проведения учебных занятий (до 40 минут, для старшеклассников до 80 минут) и внеурочных встреч (до 90 минут);

2) применение сетевых ресурсов Интернет поможет сэкономить время

  • для педагога: при подготовке к урокам и внеурочным встречам для педагога;

  • для учащихся: при подготовке творческого домашнего задания, поисков ответов на вопросы викторин, подготовке различного рода проектов и других.

Информационные: нормативно-правовые документы в сфере образования; идеи применения активных методов обучения и организации дистанционных мероприятий; «банки данных активных методов обучения», «банки данных дистанционных мероприятий».

Информационные системы: средства массовой информации, библиотеки, сеть Интернет.

Интеллектуальные: формирование «портфолио» учащихся и педагогов, банка данных с рейтингом учащихся по результатам уровня обученности и итоговыми результатами в различных мероприятиях, включая олимпиады, конференции, конкурсы, выставки; поддержка одаренных учащихся.

Человеческие: субъекты учебно-воспитательного процесса, обладающие физическим и психическим здоровьем, умственными способностями, знаниями, умениями и навыками, личностными ресурсами, необходимыми для формирования ключевых компетенций.

Организационные: нормативно-правовые документы в сфере образования; сопровождение проекта в качестве координатора (организационное), куратора (консультационное); использование различной информации как важнейшего организационного ресурса.

Материально - технические: компьютерная система, проектор, сканер, принтер, интерактивная доска, лабораторное и демонстрационное оборудование, переносные лаборатории, материалы для изготовления самодельных устройств, специализированная литература.

Степень эффективности распределения ресурсов определяется запросами заказчиков (родителей или лиц их заменяющих). Наиболее эффективным способом распределения ресурсов будет тот, который в наибольшей степени соответствует действительным потребностям заказчиков.

5. Партнеры

В реализации проекта заинтересованы все партнеры (учащиеся, родители, педагогический коллектив); по возможности подготовлена материально-техническая база; определены роль, статус и функции каждого субъекта образовательного учреждения; найдена адекватная система взаимодействия и управления, что способствует успешному партнерству всех субъектов образовательного учреждения.

Координаторами дистанционных мероприятий, в которых участвуют учащиеся образовательного учреждения, являются заместитель директора, учителя-предметники; кураторами – учителя-предметники, инициативные родители.

Целенаправленная работа организована с сотрудниками школьной и городской детской библиотеки.

Специалисты предприятий организуют экскурсии (по запросу и согласованию с администрацией).

Сегодня, как никогда, актуальна мысль: образованный человек не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где найти и как решить то, чего он не знает!

  • Целевая аудитория

Педагогический проект направлен на взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: учащихся с 1 по 11 классы, их родителей, педагогического коллектива.

При формировании групп участников дистанционных мероприятий учитывается желание и возможности учащихся, материальные возможности родителей (при необходимости внести оргвзнос), при формировании кураторов – инициативность учителей начальных классов, учителей-предметников, родителей.

Каждый ученик может выбрать из предложенных мероприятий такие, которые ему необходимы, соответствуют его интересам, способствуют активизации познавательной деятельности. Выполнив работу, учащиеся получают сертификат или диплом для портфолио.

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта

Апробация и внедрение педагогического опыта осуществляется в процессе педагогической (в качестве учителя), координационной деятельности (координатор, куратор дистанционных мероприятий), управленческой (руководитель методического объединения учителей точных дисциплин) деятельности; результаты педагогического опыта докладывались и обсуждались на заседаниях методического объединения, методического совета, заседании молодых специалистов, «Школы мастерства». Выступления по темам «Формирование учебно-познавательной компетенции на примере дисциплины «физика»», «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики, информатики, математики» оформлены в школьном методическом сборнике «Школа мастерства». Статья «Развитие познавательного интереса на уроках физики» опубликована в сборнике Департамента образования и науки ХМАО-Югра «Реализация Программы развития в свете модернизации Российского образования» (2007 г.). Участвовала в районном конкурсе «Лучший урок» (2011 г.), Первом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» (2011 г.) www.edu-reforma.ru. В "Методическую библиотеку" портала российских учителей «Завуч. Инфо» отправлен материал на рассмотрение по темам «Формы интеграции точных дисциплин на различных ступенях обучения», «Формирование ключевых компетенций на уроках физики и во внеурочной деятельности». http://www.zavuch.info/metodichka.

Успешно апробировано участие в педагогических видеоконференциях телеканала для учителей «Завуч. Инфо»: «ЕГЭ. Проблемы и решения», «Личностно-ориентированные технологии аттестации и контроля учащихся», «Новые образовательные стандарты», «Организационно-технологические модели работы с одаренными детьми».

Опытом работы делюсь среди коллег, нашла единомышленников, планируем дальнейшую совместную деятельность по систематизации, обобщению и дальнейшему распространению опыта организации деятельности с применением активным методов обучения, в том числе дистанционных. Для эффективной реализации проекта участвую в обсуждении вопросов, возникающих при применении активных методов обучения, в том числе дистанционных, на различных форумах в сетевых проектах. Планирую не только остаться координатором и куратором мероприятий, инициатором организации викторин «Фактор роста», но и включиться в активное составление вопросов, компетентностных заданий для конкурсов, викторин, олимпиад, привлечь к совместной деятельности инициативных родителей и педагогов.

««Это невозможно», - сказала Причина.

«Это безрассудно», - заметил Опыт.

«Это бесполезно», - отрезала Гордость.

«А ты попробуй», - шепнула Мечта»

Эти слова я случайным образом увидела на одном из сайтов и сейчас внедряю их в свою деятельность. Нет ничего невозможного. Мечты сбываются. Надо действовать, учиться действовать эффективно и помогать другим овладевать эффективными способами действий. Мое педагогическое кредо: «Научился сам – научи другого».

Литература

  1. Браверман Э.М. Советы изучающим и преподающим физику и не только. Учимся и учим действовать. В 3-х книгах. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. – М.: АПКиППРО, 2009. (Серия «Развивающее учение»)

  2. Генике Е.А.Профессиональная компетентность педагога. – М.: Сентябрь, 2008. – 176 с.

  3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Народное образование. – 2002. – № 4. – С. 254 – 269.

  4. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – № 2 – С. 3 – 10.

  5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 55 – 61.

  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

  7. Журналы: «Справочник заместителя директора школы» за 2008-2010 года, «Школьные технологии» за 2008-2011 года

  8. www.edu-reforma.ru.

  9. http://festival.1september.ru/articles/531153

  10. http://www.zavuch.info/metodichka

  11. http://www.znaki-pr.spb.ru/pr-pack/competentions.html

  12. http://pedsovet.org/

  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Активное_обучение

  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_активного_обучения



Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»
  • Физика
Описание:

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области физики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать себя, быть компетентными в различных областях. Современная педагогика богата целым арсеналом активных подходов, применение которых способствуют формированию ключевых компетенций учащихся, среди которых и участие в дистанционных мероприятиях. С целью привлечения учащихся к участию в сетевых проектах, выявления и поддержки одарённых детей, развития их интересов и способностей, содействия их самоопределению  организую учащихся для участия в  мероприятиях Всероссийских дистанционных викторин, конкурсов, олимпиад. Считаю, что применение активных и интерактивных подходов в обучении формируют ключевые компетенции учащихся.

Автор Громова Марина Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 2512
Номер материала 23760
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓