Главная / Другое / Педагогический проект «Сказочная тестопластика»

Педагогический проект «Сказочная тестопластика»

Педагогический проект

«Сказочная тестопластика»

Выполнил: Духовникова Ольга Валентиновна



СОДЕРЖАНИЕ

Стр.



Введение …………………………………………………………………………………… 3


Глава 1.Русская народная сказка ……………………………………………….................. 5


1.2. Роль русской народной сказки в воспитании детей………………………. ………... 7

1.3. История изготовления изделий из солёного теста ……………………………… 9


1.4. Что такое проект?............................................................................................................. 11


Глава 2. Педагогический проект «Сказочная тестопластика» ……………………….. 13


2.1.Описание проекта «Сказочная тестопластика» …..…………………….………….. 13


2.2.Описание практической реализации проекта «Сказочная тестопластика»……… 15


Заключение…………………………………………………………..……………………… 20


Список литературы…………………………………………………..…………………….. 21


Приложения…………………………………………………………………………………. 22
























ВВЕДЕНИЕ

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ставятся задачи, призванные обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной культуры.

Духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно исторического опыта человечества в процессе предметно практической деятельности. Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. Примером тому могут послужить русские народные сказки, которые имеют огромное значение для воспитания детей, и являются важнейшим средством нравственного воспитания. Ведь в сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы.

В действительности, когда информационное поле заполнено зарубежными источниками, а современное общество утратило свое предназначение, я считаю, наиболее актуальным - значение нравственного воспитание детей с помощью сказок. Зачастую бывает так, что создатели мультфильмов искажают смысл, заложенный изначально в сказках, то же самое происходит и с вновь изданными книгами. Мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения с народной сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт. А если предложить ребёнку не просто прослушать сказку, а стать автором-создателем любимых героев. Думаю, что это поможет социализации ребёнка, развитию таких социальных навыков, как дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердие.

Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов.

Существует большое количество образовательных программ по лепки из глины и других материалов, но не из теста. Актуальность данной проблемы и определила выбор темы проекта «Сказочная тестопластика».

Объект: отношение к традициям родной культуры

Предмет: проект «Сказочная тестопластика», включающий изучение и создание героев русских народных сказок в технике изготовления изделий из солёного теста.

Гипотеза: реализация проекта «Сказочная тестопластика» позволит приобщить детей к традициям народной культуры и получить определённый опыт социализации через организацию групповой деятельности.

Цель проекта: разработать проект «Сказочная тестопластика», который позволит приобщить детей к народным традициям, через изучение русских народных сказок и технологии изготовления изделий из солёного теста.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи проекта:

Задачи:

  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

  • Изучить технологию изготовления изделий из солёного теста

  • Изучить структуру и оформление проекта

  • Разработать проект «Сказочная тестопластика»

  • Внедрить проект «Сказочная тестопластика»

  • Анализ результатов внедрения проекта «Сказочная тестопластика»

Участники проекта это обучающиеся объединения «Юный художник», второго года обучения 4 класс, Центра внешкольной работы поселка Михайловка












ГЛАВА 1. «Русская народная сказка»

Реализация проекта начинается с изучения героев русских народных сказок.

Народные сказки — это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировоззрения нашего народа. За много веков наши предки придумали тысячи сказок. Словно на крыльях они перелатали из века в век и передавали мудрость одного поколения другому.

Каждая эпоха создала свои сказки. В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман.

Известные русские поэты и писатели восхищались народными сказками. А.С. Пушкин, говорил, что каждая из них является настоящей поэмой. В.Г. Белинский назвал их драгоценными историческими документами и подчеркивал их социальное значение. А.М. Горький писал о такой важной особенности русской сказки, как способность «заглядывать наперед».

Народные сказки — это уникальное творение искусства. Ведь в простых выдуманных историях, как кажется на первый взгляд, скрыт острый социальный смысл и вся мудрость жизненных наблюдений русского народа. Сказки сохранили всю красоту и богатство народной разговорной речи, которая своим многообразием, тонкостью смысла и обилием оттенков удивляет даже самых взыскательных ценителей народного творчества.

Как только ребенок начинает говорить, он вступает в волшебный мир сказок. С ними он встречается и в школьном возрасте: в букваре, первых книгах для чтения и во время изучения литературы в старших классах. Именно сказки могут убедить ребенка, что без труда и стойкости нравственных принципов не будет в жизни счастья.

Во всех народных сказках осуждается разбой, насилие, плохие деяния и коварство. Сказочные истории дают ребенку понятия о том, как нужно жить. Основная идея всех, без исключения, народных сказок — это преобразование окружающего мира на началах красоты и человечности.

Характерной чертой сказок является вымысел. Но он не простой, а сознательный. В нем заложен многовековой опыт нашего народа, его мудрость и послание новому поколению.

Народные сказки прошли долгий путь своего создания. Народ оттачивал форму и содержание каждой из них, пока они не достигали своего идеального состояния. Именно такими народные сказки дошли к нам. Они являются не произведением отдельного писателя-сказочника. Народная сказка — это уникальное творение многих поколений нашего народа.

Народные сказки бывают разными: волшебными, фантастическими, бытовыми, о животных. В волшебных и фантастических главными героями являются Кощей Бессметрный и Баба Яга. Такие сказки не обходятся и без чудесных предметов (скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли-самоигры и другие).

В бытовых сказках речь, чаще всего, идет о жизни в России до 1917 года: о поповом работнике, о барине, о попе, о ловком солдате, о бедном мужике и других. В роли главных героев здесь выступают реальные люди. Эти сказки являются самыми молодыми, так как им всего лишь по несколько веков. Сложно сказать, когда появилась первая сказка. Наверное, это не возможно «ни в сказке сказать, ни пером описать». Но известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер и Месяц. Немного позже они приняли относительно человеческий облик. Например, хозяин воды — это дедушка Водяной, а Баба Яга — это не просто злая ведьма, а хозяйка леса и лесных зверей. Именно эти образы говорят о том, что народные сказки создавались еще в то время, когда люди очеловечивали и одушевляли все стихии и силы природы.

Еще одним важным аспектом верований первобытных людей, который нашел отражение в народных сказках, является почитание птиц и зверей. Наши предки верили, что каждый род и племя происходит от конкретного животного, которое было покровителем рода (тотемом). Именно поэтому часто в русских сказках действуют Ворон Воронович, Сокол или Орел.

Также в народных сказках нашли свое выражение и древние обряды (например, посвящения мальчика в охотники и воины). Удивительно, что именно с помощью сказок они дошли до нас в почти первозданной форме. Поэтому народные сказки очень интересны для историков.

О древнем происхождении народных сказок говорит и тот факт, что действие большинства из них происходит в диком, дремучем лесу, где герою нужно пройти целый ряд препятствий.

Народные сказки — это фантастика, созданная коллективными творческими усилиями многих поколений нашего народа. В них, как в зеркале, отразился весь характер наших предков и образ их жизни. Через народную сказку мы открываем для себя и своих детей тысячелетнюю историю нашего народа.

Каждая русская народная сказка имеет реальное основание. Однажды возникнув, на протяжении столетий она менялась вместе с народом. Складываясь веками, народная сказка стала настоящей энциклопедией/

"Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что, так или иначе дорого человечеству. Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое."

Е. Н. Трубецкой







1.2. Роль русской народной сказки в воспитании детей

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает


эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"


В. А. Сухомлинский


Помогают ли сказки в нравственном воспитании и развития ребенка?


Конечно, да. Трудно себе представить человека, который вырос без сказок. Детство и сказка связаны между собой. Детство – это тот самый сказочный волшебный мир, в котором растет счастливый малыш. Чем больше ребенок знаком со сказками, тем богаче его воображение, тем ярче его творческие способности. Сказки могут научить многому. Прежде всего, отличать добро и зло, глупость и жадность, трусость и храбрость. Все самые важные нравственные понятия ребенок получает именно из сказок. Важно правильно выбирать нужные сказки. Первые сказки – это, конечно же, русские народные сказки. Именно на этих сказках легче всего малыш поймет положительные и отрицательные черты характера, как поступать хорошо, а как плохо, кого любят, а кого нет. Так, роль сказок в воспитании современных детей, как и в воспитании прошлых поколений, очень велика. Дети, еще толком не научившись произносить слово «мультик», уже требуют их просмотра. И во многом от того, какой сюжет мультика или сказки, какое поведение главных героев, будет зависеть стиль поведения ребенка в дальнейшей жизни, так как просмотренное откладывается в сознании маленького человечка. Следовательно, сказки для детей обязаны быть добрыми, обучающими вежливости, сдержанности, хорошему поведению и правильным манерам, такту и скромности. В противном случае, не удивляйтесь, если через несколько лет Вам придется слышать от подростка нецензурные речи, и биться о стену непонимания с его стороны во многих вопросах.

Сегодня воспитание подрастающего поколения основывается в основном на программах образовательных учреждений, а не на нравственных устоях семьи и традиций народа. Опыт и знания, приобретаемые сотнями и тысячами людей в труде и общественной жизни, закреплялись в словесных правилах, которые передавались устно от человека к человеку. И здесь сказка выступала как инструмент социализации. Слушая сказку, ребенок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости.

На фактах и примерах, языком художественных образов сказка учит жизни, ярко, определенно, без всяких оговорок, показывая хорошее и плохое. Это свойство делает народную сказку ценным орудием воспитания, особенно воспитания детей дошкольного возраста, которые требуют предельной конкретности и ясности.

Моральные качества, которые нужно стремиться воспитать в детях: правдивость, смелость, честность, умение преодолевать трудности, - присущи героям сказок. В русской народной сказке, в основе ее морали заложено здоровое начало, и с этой позиции поведение ее героев приобретает правильную целеустремленность. Истина, заключающаяся во многих народных сказках, волнует и трогает современного слушателя, потому что сказка преподносит обличенную в художественную форму жизненную правду. В этом ее большая убедительность.

Нынче народная сказка - основной источник передачи жизненного опыта от взрослого к ребенку, категорий доброты и взаимопомощи, остается невостребованным.

В любимых сказках ребенка запрограммирована жизнь. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека, под ее влиянием формируется план и линии поведения, которые осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только уже не выдуманным, а реальным. “Скажи мне какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты”, - так можно перефразировать известную пословицу.

Ведь сказка – это не только решение неизведанных проблем для детей и огромный потенциал для их нравственного роста, но также и бытовая энциклопедия для взрослых, где они могут найти ответы на очень сложные вопросы, которые порой ставит нам жизнь. Ведь не зря классик сказал: « Сказка – ложь, да в ней намек ….»

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

1.2. История изготовления изделий из солёного теста

Ещё наши сообразительные предки, готовя лепешки из замешанной на воде муки, додумались использовать их в качестве элементов украшения, обжигая на раскаленных углях. А потом продвинулись дальше, изготавливая из теста разные фигурки божеств. Люди использовали этот простейший материал для иллюстрации народных сказаний, вылепливая из теста действующих в них героев. А соль в тесто стали добавлять для того, чтобы изделия не поедали насекомые и мыши. Этот вид скульптурного творчества прошел через века и страны. В Гималаях культовые фигурки изготавливали из ячменной муки в деревянных формах.

Лепка из соленого теста - это старинный русский народный промысел упоминается уже в 12 веке. Центром промысла является Русский Север. Архангельская область. На Руси, когда вошло в обычай празднование Нового года, люди дарили друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Фигурки были не простыми игрушками, они играли магическую и ритуальную роль. Их преподносили молодоженам, потому что они несли в себе особый смысл - служили оберегами и являлись символом богатства и благополучия в семье, поэтому их называли « хлебосолом».

Ведь хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. Отсюда и название таких фигурок - «хлебосол». Их не просто обжигали, а ещё и расписывали. Причем росписью, характерной для местности проживания

"Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста. Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.

Сегодня, работая с солёным тестом, многие придумывают удивительно красивые названия – тестопластика, биокерамика и даже, мукосолька!

До сих пор в Астраханской области пекут фигурки из теста, называемые «козули». Сибиряки выпекают «коровки», символ урожайности и приплода скота.

Глубокие корни имеет мастерство приготовления пряников. Их выпекали в печатных формах с вырезанными в них узорами: геометрическими, с изображениями фигурок людей, птиц, зверушек. Пряники покрывали подкрашенным сахаром, глазурью и специально золоченой краской. В Китае из соленого теста делали марионетки. Германские и скандинавские народы использовали хлебные фигурки с солью для изготовления сувениров, которые дарили на Рождество и Пасху. Это были подковы, кольца, венки, медальоны - символы успеха и процветания, которые подвешивали к дверям и окнам.

В прошлом веке соленое тесто как материал для лепки было забыто, и только в последние 20 лет этот вид декоративно-прикладного искусства начал возрождаться и с каждым годом приобретать все большую популярность.

Интересно, что если раньше изделия из соленого теста делали только народные умельцы, то сейчас небольшие фигурки или рамки из этого материала можно встретить и в магазинах. Их главное отличие от изделий из пластика или глины в том, что на их шероховатой поверхности можно увидеть кристаллики соли.

Кроме того, соленое тесто – это замечательный материал для лепки вместе с детьми с самого раннего возраста. Можно не бояться, что ребенок возьмет в рот тесто: оно безвредное, к тому же невкусное, и вряд ли малыш захочет снова повторить свой эксперимент.

Из соленого теста можно создавать красивые и оригинальные вещи, которые придадут уют вашему дому, сделают интерьер вашей квартиры неповторимым и станут отличными подарками для знакомых (Приложение 1).

Соленое тесто – это экологически чистый и дешевый материал, который практически не пачкает руки, и с ним легко работать. Существует достаточно много различных рецептов соленого теста, отличающихся друг от друга количеством соли, добавляемой в тесто, и включением некоторых дополнительных ингредиентов. Изменяя количество муки, можно сделать более мягкое или, наоборот, более твердое тесто, позволяющее использовать его при изготовлении крупных поделок.

В соленое тесто часто добавляют такие ингредиенты, как растительное, масло, крахмал, крем для рук, клей ПВА. Все они придают тесту мягкость и нежность, а потому обычно их используют при изготовлении теста для мелких деталей, если изделие необходимо сушить на открытом воздухе, а также при лепке с маленькими детьми. Что касается последнего, то из обычного соленого теста малышам лепить немного сложно, так как оно довольно плотное.

Таким образом, для различных изделий целесообразно использовать и разные виды соленого теста. (Приложение 2)






1.3. Что такое проект?


"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

  1. Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;

  2. Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;

  3. Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

Типы проектов

А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.

Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы

Проектная деятельность уникальна, она может быть использована в изучении любого предмета, любого вида деятельности. Её уникальность заключается в том, что она ориентирована на достижение целей самих обучающихся, формирует огромное количество умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей и научить их работать коллективно, планомерно. Это позволит деятельность дополнительного образования поднять на другую ступень, позволяющую работать в новом более эффективном направлении, а так же привлечь в свои стены большое количество активных и любознательных детей.

Педагогический проект – это теоретическая работа, разработка предстоящей деятельности педагога и учеников.




Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Сказочная тестопластика»

2.1.Описание проекта «Сказочная тестопластика»

План реализации проекта

Целью моего проекта является: Приобщение детей к народным традициям, через изучение русских народных сказок и технологии изготовления изделий из солёного теста, обеспечивающих творческое взаимодействие участников проекта.

В соответствии с целью определены задачи проекта:

Задачи:

  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

  • Изучить технологию изготовления изделий из солёного теста

  • Изучить структуру и оформление проекта

  • Разработать проект «Сказочная тестопластика»

  • Внедрить проект «Сказочная тестопластика»

  • Анализ результатов внедрения проекта «Сказочная тестопластика»

Развивающие:

1. Расширить представления о русских сказках: их связи с природой, народным бытом, культурой, народными традициями и обычаями.

2. Развивать фантазию, пространственное воображение, творческий подход к работе

Образовательные: 

1. Изучить историю и технологию изготовления изделий из солёного теста

2. Приобрести опыт работы с сюжетом сказки: выбор героя-прототипа будущего изделия и составление эскиза будущей композиции.

3. Обучить основным приёмам работы с материалом (солёное тесто).

Воспитательные: 

1. Формировать у детей художественно-творческую активность

2. Воспитывать уважение к народной культуре

3. Приобщение детей к истории русского народа, его обычаям и традициям

Временные затраты: для реализации данного проекта планируется работа в течении 14 дней.

Участники проекта: обучающиеся 4 классов Центра внешкольной работы поселка Михайловка


Этапы реализации проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап. Подготовительный. 

1.Сформулировать проблему. 

2.Определить задачи. 

3.Определяет продукт проекта

1.Осознают проблему. 

2.Принимают задачи проекта

II этап. Основной этап. 


1. Помогает в решении задач. 

2.Помогает спланировать деятельность. 

3. Организует деятельность. 

1. Коллективная работа над выбором объекта изготовления. 


III этап. Практическая деятельность. 

1.Практическая помощь. 

2.Направляет и контролирует осуществление проекта. 

1.Используют шаблоны и иллюстрации. 

2.Работа над поделками. 

3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу

IV этап. Презентация. 


1.Подготовка к презентации проекта «Сказочная тестопластика». 

2. Выставка изделия 

3. Презентация проекта «Сказочная тестопластика». 

Театрализованное представление.

4. Открытое занятие «В гостях у сказки Репка». 

5.Участие в конкурсах ДПТ

Районный фестиваль «Радуга талантов (грамота). Городская выставка «Добрых рук мастерство» г. Усолье-Сибирское (грамота)

1.Рассказывают об истории тестопластики, технологии приготовления соленого теста и изготовлении изделий.

Презентация проекта «Сказочная тестопластика» Театрализованное представление сказки «Репка», сюжет которой выбрали дети. Каждый участник играет роль того сказочного героя, которого изготовил.

V этап. Итоговый (Обсуждение нового проекта, решение другой проблемы) 

деятельность педагога. 


Постановка новой проблемы. 

Планируем написать творческий проект по сказке «Теремок», с которым дети выступят на научно-практической конференции в Доме Творчества г. Усолье-Сибирское.


Будут в дальнейшем определять цель нового проекта. 

Привлечение родителей к работе в следующем проекте. 

Подбор материала для оформления методической разработки «Сказочная тестопластика».

2.2. Описание практической реализации проекта

- Знакомство с историей и основами создания изделий из солёного теста

- Просмотр видеоматериала по сюжетам русских сказок, с целью выбора определённого сюжета сказки.

Изучив историю и основы создания изделий из соленого теста и просмотра видеоматериалов русских народных сказок, было принято решение, создать коллективное панно по сказке «Репка».

План работы по изготовлению панно.

- Выбор героев сказки, согласно выбранному сюжету. Распределение прототипов будущих изделий проводится по творческим возможностям каждого ребенка. То есть сильные обучающиеся изготавливают сложные фигуры, а слабые более легкие, при этом сильные помогают слабым.

- Создание плоскостной основы для будущего панно.

- Создание изделий из солёного теста – лепка героев будущей композиции.

- Сборка композиции панно на плоскости.

- Окончательная отделка изделия.

Основные этапы коллективной работы по изготовлению панно .

1. Для плоскостной основы панно используем лист ДВП скрепленный деревянными рейками. Гуашевыми красками изобразить пейзаж по выбранному сюжету.

2. На альбомных листах нарисовать сказочных героев, сделать по ним шаблоны.

3. Приготовить соленое тесто.

4. На бумаге смазанной растительным маслом с помощью шаблона нарисовать силуэты изделий.

5. Распределить соленое тесто по силуэту изделий. При помощи базовых элементов (шар, конус, цилиндр, капля) примазываем детали, создавая полу объемные фигуры.

 Очень многие сложные на первый взгляд изделия состоят из простых элементов.

Чтобы сделать шарик, возьмите кусочек теста и круговыми движениями покатайте его между ладонями. Если шарик расплющить, получится лепешка. Иногда это удобно делать прямо на изделии. Капля также получается из шарика. Защипните шарик с одного конца и потяните. Затем, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик. Чтобы сделать колбаску, покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад. Если, катая колбаску, надавливать на один из ее концов сильнее, чем на другой, получится морковка-конус. Если колбаску покатать карандашом, — получится лента. Учтите, чтобы тесто не прилипало, и карандаш и рабочую доску, на которой вы раскатываете ленту, нужно чуть смочить растительным маслом. Ленту можно сделать и по-другому — расплющить колбаску в пальцах или прямо на изделии. С помощью стеков и различных приспособлений отпечатайте прямые и волнистые линии (волосы у людей, шерсть у животных) отметьте пальчики на ногах, руках и лапах, а так же глаза, рот. Косо приложенным колпачком от ручки — улыбку. Улыбку можно сделать и при помощи обычной чайной ложки. Обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. Но иногда (например, когда один из элементов уже подсох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки. Это необходимо делать и в том случае, если вы хотите добавить какие-нибудь детали к уже подсушенному изделию. Кстати, таким же образом можно починить разбившиеся изделия.

6. Просушивание изделия на открытом воздухе.

7. Раскрашивание изделия по предварительно выполненному рисунку.

8. Распределение, а затем приклеивание сказочных героев к живописному фону, согласно выбранной композиции.

9. Для создания эстетичного вида и практичности покрываем панно лаком и оформляем рамкой из деревянных реек.

10. Презентация проекта. Театрализованное представление участников проекта по выбранной сказке.

Каждый ребенок играет роль изготовленного им сказочного героя.

Результаты реализации проекта В результате внедрения педагогического проекта ожидаются следующие результаты:

  • расширится представление о русской сказке: её значении, связи с народным бытом, культурой, народными традициями и обычаями

  • умение детей ориентироваться в выборе героев сказки по сюжету

  • умение детей изготавливать изделия из солёного теста

  • развитие творческого воображения, индивидуального самовыражения при изготовлении изделия, заинтересованности в создании единой композиции

  • совершенствование познавательно - исследовательской деятельности обучающихся при изучении сюжетов сказки

  • совершенствование профессионального мастерства педагога по теме

  • формирование знаний и умений, а также интереса к истории русского народа, его обычаям

  • формирование у детей художественно-творческой активности

  • приобретение опыта работы с дополнительной литературой и информацией из интернета

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта


Для реализации данного проекта необходимы материалы и инструменты.

Лист ДВП, деревянные рейки. Для плоскостной основы панно.

Мука. Для приготовления соленого теста можно использовать пшеничную и ржаную муку. Но пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления соленого теста, так как в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твердое.

Соль. Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль лучше использовать мелкого помола.

Вода. При замесе теста используется холодная вода.

Краски гуашевые. Для изображения пейзажа и раскрашивания готовых изделий.

Лак. Для придания изделию завершённого вида и укрепления окрашенных покровов можно использовать любой бесцветный лак, но акриловый лак на водяной основе менее токсичен.

Клей «Титан» или «Мастер» для приклеивания изделий к фону.

Шаблоны. Тонкий картон.

Инструменты. Скалка или валик для раскатывания теста. Деревянные или пластиковые стеки (разной конфигурации), служащие для вырезания деталей по шаблону, выравнивания краев, выделения деталей, нанесения рисунка. Чесноковыжималка. Если тесто пропустить через нее, то получится крона деревьев и другие декоративные детали. Кисти, вилки, насадки для кулинарного шприца разной формы, пробки с резьбой от бутылок и другие оригинальные вещицы, благодаря которым в изделиях из соленого теста может быть воплощено все, на что только хватит фантазии.


Экономический расчёт

В основе выбранного мною материала ДВП и деревянные рейки – вторичное сырьё, стеки, кисточки, бумага для рисования, картон и различные приспособления для лепки есть в наличии, что позволит снизить себестоимость будущего изделия.





Расчёты велись на одно панно.

Материалы

Цена

Количество

Общая стоимость

1

мука

1 кг – 26 руб.


1 кг

26 рублей

2

соль

1 кг – 14 руб.


1 кг

14 рублей

4

клей «Титан»

1 бут - 40 руб.


1 шт.

40 рублей

6

гуашь

42 руб. – упаковка

(6 цветов)

1 упаковка

42 рубля

       

Итого: 134 рубля

Экологическое обоснование

Положительные факторы

Отрицательные факторы

Мука, экологически чистая

Лак токсичен, однако, для предотвращения вреда детскому организму работу с ним осуществляет педагог в отсутствии детей.

Соль, экологически чистая

Клей «Титан» в своём составе имеет вредные для организма вещества. Применение в хорошо проветриваемом помещении.

Вода, экологически чистая

 

Гуашь, экологически чистая

ДВП, рейки из древесины,

экологически чистые

 



 

Данное изделие имеет больше положительных факторов, чем отрицательных, но и действие отрицательных факторов можно предотвратить.

Практическая значимость.

Коллективные панно по сказкам идеально подходят для оформления кабинета, детских комнат, коридоров и залов детских учреждений, а так же участия в различных выставках декоративно-прикладного творчества.



Риски проекта и их предупреждение:

Риски

Предупреждение

Нехватка материала

Заранее подготовить больше материала.

Детей больше, чем персонажей в сказке

Предложить изготовить дополнительные детали для композиции (слепить деревья, домик, забор и т.д.)


Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный проект станет основой для дальнейшей работы над созданием других изделий, возможно в рамках других проектов. Планируется взаимодействие детей с родителями, например, как помощь при подборе материалов для изготовления изделий, организации выезда на различные выставки. А так же есть возможность в проведении мастер- классов для детей, не посещающих объединение, в том, числе и педагогов других объединений.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При работе над проектом принимали участие дети объединения «Юный художник» второго года обучения в составе 8 человек. Были просмотрены и изучены несколько сюжетов русских народных сказок, на основе выбранного сюжета выбраны прототипы будущих героев панно и созданы изделия из солёного теста. Эта работа вызвала большой интерес у детей, принесла моральное, эмоциональное и творческое удовлетворение. Дети приобщились к истории, культуре и традициям русского народа, научились видеть прекрасное и попытались это создать и своими руками. Кроме того, участниками проекта было проведено театральное представление по выбранной сказке. Героями представления стали ребята - авторы изделий из солёного теста. (Приложение 3)

В результате работы над проектом гипотеза подтвердилась.У детей сформировалось не только положительное отношение к традициям народной культуры, но и просматривались элементы социализации. В результате коллективной работы дети сплотились, у них появилась общая ответственность за совместную работу. Они стали более ответственны и с удовольствием помогали друг другу, переживая за какие-то неудачи в практической работе, совместно устраняли их. Работа в коллективе ребятам очень понравилась. После изготовления панно по сказке «Репка» было выполнено еще одно панно по сказке «Теремок», которое так же презентовали театрализованным представлением (Приложение 4). Со своими работами обучающиеся объединения «Юный художник» принимали участие в различных выставках и были награждены (Приложение 5). По теме «В гостях у сказки Репка», проведено открытое занятие. (Приложение 6)

В заключении хочется отметить, что познание духовных ценностей своего народа, убеждает обучающихся в том, что русский народ с древних времен жил с высокой правдой, любовью и красотой в душе. Именно в традициях народной культуры с большей силой и глубиной отражается любовь к человеку, к родной земле. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему – есть те духовные качества, без которых человек не может считать себя личностью. «Жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте – это жизнь достойная Человека».






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антипова М.А. «солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками». – Ростов н./Д; Владис : М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2009. -192с.,с.

  2. Блинов Г.М. «Чудо – кони, чудо – птицы» Рассказы о русской народной игрушке. –

М : ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, - 2009г.

  1. Дашкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», Санкт-Петербург, «Кристалл» 2010г.

  2. Жадаева А.В.Технология «Творческие проекты: организация работы». Волгоград: Учитель 2011г.

  3. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. «Школьная проектная лаборатория», Волгоград, 2010г.

  4. Кискальт Т.И. «Солёное тесто», М.Профиздат, 2009г.

  5. Кискальт Т.И. «Увлекательное моделирование», Ярославль, «ACT-ПРЕСС», 2011г.

  6. Кутняя Н. И. «Из истории русского народного костюма», Омск, «Западно-Сибирское книжное издательство», 2011г.

  7. Козлова Т.И. «толковы словарь для школьников» - М.; Айрис – ПРЕСС,2011г.

  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  9. Лейнберг АТЗ., школьная энциклопедия «Искусство XV-XVIbb. М, «Детская литература», 2010г

  10. Лукашова И.А. «прикладное творчество» М.; АВЕОНТ 2007г.

  11. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В. «Организация проектной деятельности в школе; система работы, Волгоград, 2010г.

  12. Фролова Е.С. «Забытое ремесло», М, «ACT-ПРЕСС», 2010г.

  13. Хананова И.Н. «солёное тесто» - М.; АСТ – ПРЕСС книга. 2008 г.

Ресурсы интернет:

  1. http://www.hobbygirl.ru

  2. http://testoplastica.ru/

  3. http://educ.admtyumen.ru/edu/org/edunet/51221/more.htm?id=10986471@cmsArticle

  4. https://www.forumhouse.ru/threads/25755/

  5. http://festival.1september.ru/articles/581995/






Приложение 1

«Современные изделия из солёного теста»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\gerl.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\images.jpeg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\images.jpegпппп.jpegC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\images.jpegаава.jpeg










«Основы создания изделий из солёного теста» Приложение 2

Технология изготовления соленого теста

С чего начать? Конечно с приготовления рабочего места. Стол для работы должен быть хорошо освещен. А если учесть, что в процессе нам понадобится много подручных средств, то и достаточно просторным. Желательно, чтобы температура в помещении была прохладная. Так как на жаре тесто становится слишком мягким.http://testoplastica.ru/img/label_tp.jpg

Перейдем к тесту. Казалось бы, чего проще? Смешал муку с водой и солью и лепи себе на здоровье. Но на самом деле рецептов приготовления теста – великое множество!


Солёное тесто (для тонких рельефных фигурок, для крупных изделий, для тонких работ)— рецепты и способы лепки...

Практически каждый мастер создаёт свой собственный рецепт. А также и название своей технике — тестопластика, хлебосол, биокерамика, мукасолька. 

Итак, рецепты солёного теста 

В рецептах описаны объёмные пропорции ингредиентов. Наиболее часто используется такой простой рецепт, который используется для простых моделей — без тонких деталей и сложной проработки.

  • 200 г = (1 стакан) муки

  • 200 г = (0,5 стакана) соли (мелкой, НЕ каменной). 

  • 125 мл воды

Обратите внимание, соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а по объёмы соль занимает примерно в два раза меньше.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:

  • 15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или

  • крахмала ( столовую ложку)

  • клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)

Крепкое тесто для крупных изделий:

  • 200 г муки

  • 400 г соли

  • 125 мл воды

Тесто для тонких работ:

  • 300 г муки

  • 200 г соли

  • 4 ст.л. глицерина (можно приобрести в аптеке)

  • 2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.

Для замеса лучше использовать миксер – это упростит задачу, да и тесто получится качественнее. Универсальный рецепт солёного теста: 2 стакана муки; можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1,5 стаканов муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

 Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим.

Перейдем к инструментам. Вот уж действительно есть, где фантазии разгуляться! Но сначала перечислим примерный минимальный набор: валик для раскатывания теста, небольшой нож для его разрезания, всевозможные формочки для запекания, стеки. Хорошо подходят стеки из «пластилиновых» наборов. Отличные «кучеряшки» получаются в процессе продавливания теста сквозь ситечко или чеснокодавилку. Незаменимым, иногда, бывает нож для разрезания пиццы. С помощью простого шурупа, можно создать оригинальный орнамент в виде крестика в кружочке. А теперь представьте себе, сколько разнообразных рисунков, рельефов, печатей и узоров можно создать, используя расчески, вилки, колпачки-ручки, пуговицы-пробки! Проявляем фантазию – и обыкновенная зубочистка становится незаменимым инструментом в вашем творчестве. http://testoplastica.ru/images/kn_rab_stol.jpg

При замешивании, допускается использование миксеров и кухонных комбайнов. Но при этом следует помнить, что готовность теста можно почувствовать, только разминая его руками. Если тесто крошится, добавьте немного воды. Если липнет к рукам, значит, не хватает муки. В случае если воды требуется значительно больше, чем в рецептуре, добавьте в замес немного крахмала.

О способах сушки так же можно написать достаточно подробно. Но в итоге всю информацию можно свести к трем конечным пунктам.

  • Воздушная сушка. Процесс достаточно медленный. Примерно один миллиметр в день. Зато при высыхании наблюдается минимальная деформация. Поэтому такой вид больше подходит для поделок с миниатюрными и тонкими деталями. По-возможности, сушку лучше проводить на солнце.

  • Сушка в печи. Здесь все происходит гораздо быстрее. Но подобный способ требует постоянного контроля. Средняя температура 100°С - 150°С. Начинать следует с минимальных температур (для окрашенного теста - 75°С), добавляя каждые полчаса примерно по 25°С. Тут важно не пережечь тесто, поэтому периодически открывайте дверцу духовки.

  • Комбинированная сушка. Часто бывает, что важны и скорость, и качество. При должном внимании, день-два сушим на воздухе, а далее отправляем изделие в печь.

Степень высушенности можно узнать, слегка постучав по поверхности карандашом. Если ваша фигурка еще сырая внутри, звук будет глухой.

Подводя итог, мы с вами увидели, что в подготовке, да и в самом процессе работы с соленым тестом, нет ничего сложного. И подобное творчество может освоить любой ребенок.
































Технологическая карта по изготовлению панно .



Описание операции

Оборудование, инструменты, приспособление


1


Для плоскостной основы панно используем лист ДВП скрепленный деревянными рейками.


Лист ДВП, саморезы, деревянные рейки


2


Изобразить пейзаж по выбранному сюжету.

Гуашевые краски, кисти разных размеров, баночка с водой.


3


На альбомных листах нарисовать сказочных героев, сделать по ним шаблоны.


Бумага для рисования, краски акварельные, карандаш, резинка, копировальная бумага.

4

Приготовить соленое тесто.


Мука, соль, вода.


5

На бумаге смазанной растительным маслом при помощи шаблона рисуем силуэты изделий


Бумага, шаблон, карандаш

6


Распределить (размазать) соленое тесто по силуэту изделий.

Соленое тесто


7

При помощи базовых элементов (шар, конус, цилиндр, капля) примазываем детали, создавая полу объемные фигуры.



Соленое тесто

8

Просушивание изделия на открытом воздухе.


Стол.

9

Раскрашивание изделия по предварительно выполненному рисунку.


Наглядный рисунок, гуашь,

Кисти, баночка с водой,тряпочка.

10

Распределение, а затем приклеивание сказочных героев к живописному фону, согласно выбранной композиции.

Клей «Титан»

11

Для создания эстетичного вида и практичности покрываем панно лаком

Бесцветный лак.

12

Оформляем панно рамкой из деревянных реек.

Деревянные рейки, гвозди.








Изготовление панно по сказке «Репка» Приложение 3

Знакомство с историей и основами создания изделий из соленого теста. Просмотр видеоматериала по сюжетам русских сказок, с целью выбора определённого сюжета сказки.


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\getImage.jpeg

Лепка изделий из соленого теста по силуэту.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1000983.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1000985.JPG


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1000980.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1000984.JPG


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1000982.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1010005.JPG

Не у всех все сразу получается.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1000987.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1000986.JPG

Готовые изделия оставляем для просушивания

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1010004.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1010003.JPG


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1010001.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1000997.JPG

Ну а теперь приступаем к раскрашиванию изделий по заранее приготовленным рисункам.


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1010009.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1010014.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1000998.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1010012.JPG


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1010011.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1000999.JPG


Распределяем и приклеиваем изделия к фону согласно выбранной композиции по сюжету сказки «Репка».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1010020.JPG

Покрываем панно лаком и оформляем в рамку. Панно по сказке «Репка» готово. C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пано репка\P1010776.JPG




Презентация проекта. Театрализованное представление по сказке «Репка»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\P1010022.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\P1010024.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\P1010027.JPG



C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\P1010028.JPG







Коллективное изготовление панно по сказке «Теремок» Приложение 4

Лепка из соленого теста сказочных персонажей

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\P1000423.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\P1000422.JPG


Раскрашивание изделий по заранее нарисованному рисунку.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\теремок\P5080002.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\теремок\P5080011.JPG


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\теремок\P5080003.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\теремок\P5080012.JPG

Распределение и приклеивание деталей к живописному фону

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\теремок\Фото1497.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\теремок\Фото1496.jpgГотовое панно по сказке «Теремок»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\теремок\P1000606.JPG


Театрализованное представление по сказке


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\театр теремок\Фото1487.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\театр теремок\Фото1490.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\театр теремок\Фото1495.jpg

Участие в выставках. Грамоты. Приложение 5

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\выставки\P1010723.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\P1000602.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\выставки\P1010157.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\P1010637.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\сканирование\img200.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\сканирование\img201.jpg

Муниципальное казенное образовательное учреждение Приложение 6

дополнительное образование детей

Центр внешкольной работы















Открытый урок на тему:

В гостях у сказки « Репка»

(аппликация из соленого теста)











Педагог дополнительного образования

Духовникова О.В











РП Михайловка

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема: В гостях у сказки «Репка»

Цель: Развитие художественных и творческих способностей учащихся, через изготовление коллективного панно «Репка» в технике аппликация из соленого теста.

Задачи. Обучающие:

– Повторить историю возникновения тестопластики. – Закрепить навыки владения различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста; – Повторить технологию приготовления соленого теста и технологию изготовления различных изделий из соленого теста; – Продолжить формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Развивающие: – развивать мелкую моторику рук; – расширять словарный запас; – расширять кругозор; – развивать наблюдательность; – развивать эстетический вкус; – развивать образное и логическое мышление; – содействовать развитию творческого воображения, фантазии. – развивать координацию движения рук; – научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием; – использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.

Воспитательные: – воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца; – воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Зрительный ряд: Рисунки детей с изображением персонажей сказки «Репка»


Оборудование: Готовый фон для изготовления «аппликации». Заготовки сказочных фигур из соленого теста (подготовленных детьми на предыдущих занятиях), гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, тряпочки, палитра.


Техническое оснащение: Мультимедиа, ноутбук, проектор.


Тип урока: комбинированный.


1.Повторение пройденного материала. Что такое «аппликация», материалы , используемые в технике «аппликация». « Тестопластика», рецепт соленого теста.

2. Повторение истории тестопластики. Просмотр презентации.

3.Разгадывание загадок о сказках.

4.Практическая работа. Раскрашивание фигур-заготовок.

5.Распределение и приклеивание готовых сказочных персонажей к фону.

6.Театрализация сказки «Репка» с участием ребят в роле тех героев, которых изготовили.

6.Итог урока.



Ход урока. Вводная беседа. Знакомство учащихся с темой, целью и задачами.


Педагог: Сегодня, ребята, мы заканчиваем с вами коллективную работу по изготовлению панно «Репка» в технике «Аппликация из соленого теста». Вы будете раскрашивать фигуры сказочных персонажей, которых слепили на предыдущих занятиях.


Давайте вспомним, что означает понятие «аппликация»?


Ответы детей: «Аппликация-это прикладывание и приклеивание, какого либо материала, к какой либо поверхности.


Педагог: Какие материалы вы использовали на занятиях по изготовлению аппликаций?


Ответы детей: Сухоцветы, цветную бумагу и картон.

Крашеные крупы и семена, природный материал, соленое тесто.


Педагог: Как называется техника работы с соленым тестом?


Ответы детей: «тестопластика»


(просмотр презентации с показом слайдов )

Педагог:

Когда люди начали лепить из соленого теста фигурки?

Ребята, давайте вспомним историю тестопластики.


Ответы детей: Лепка из соленого теста - это старинный русский народный промысел упоминается уже в 12 веке. Центром промысла является Русский Север. Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами и являлись символом богатства и благополучия в семье, поэтому их называли « хлебосолом».

"Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста. Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалась, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия и достатка в семье. Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.

Сегодня, работая с солёным тестом, многие придумывают удивительно красивые названия – тестопластика, биокерамика и даже, мукосолька!


А как использовали соленое тесто в других странах?


Ответы детей:

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

-- В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и считались особенно привлекательными.


-- В Германии из соленого теста было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон и крепились к дверям.


-- В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.


Педагог: Соленое тесто - доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно хранить в холодильнике, а, значит, заготавливать впрок. Тесто можно окрашивать, добавляя краски при замешивании и получая цветную массу, после обжига и сушки изделия из теста затвердевают и могут храниться долго, но они боятся воды.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.


Ребята, как готовится соленое тесто?


Ответы детей. 1стакан муки 200гр.

½ стакана соли 100гр.

2/3 стакана воды 125гр.


Педагог: Если тесто получилось густое, что нужно сделать?

Ответ: (добавить воды)


Педагог: А если тесто прилипает к рукам? Ответ: (добавить муки)


Педагог: Ребята, а вы любите сказки?


Перед тем как начать работу по раскрашиванию сказочных героев я хочу загадать вам загадки и узнать, как хорошо вы знаете сказки.


У брата с сестрою

Несчастье большое,

Но им не откажут в подмоге

Волшебная печка,

Молочная речка

И яблонька в трудной дороге.

(«Гуси лебеди)


Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел?

(Волк и семеро козлят)


Послушав лисьего совета,

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост бедняга потерял.

( Лиса и волк)

На тарелочке лежал,

Как остыл и убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою — лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный ...                (Колобок)


«До свиданья!», молвив маме,

В путь пустилась с пирожками,

Знать, не зная, что волчище

В это время в чаще рыщет,

Скалит острые клыки.

Вот такие пирожки…        

                                  (Красная Шапочка)

Я гуляю в сапогах,

И не знаю слова «страх»,

Даже в замке людоеда

Не пугаюсь, не дрожу

И поэтому победу

Непременно одержу!      

(Кот в сапогах)

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей?

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна-лягушка.)

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил.

(Репка)


Педагог: Молодцы ребята! Теперь мы приступим к раскрашиванию наших сказочных персонажей.


Практическая работа

Перед тем как начать работу по раскрашиванию поделок из соленого теста вспомним технику безопасности и правила работы с красками.

  1. Солёное тесто - несъедобно!

  2. Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами.

  3. Промывать кисточку при использовании другого цвета краски, пользоваться палитрой при смешивании красок, использовать тряпочку для протирания кисточек.

  4. После работы обязательно надо вымыть руки с мылом.

Учащиеся приступают к работе (музыкальное сопровождение с презентацией, с показом слайдов работы детей объединения)

Педагог: Ребята, с помощью красок вы оживили своих сказочных героев, теперь мы распределим их на фоне для приклеивания. Панно готово. А сейчас поиграем в сказку «Репка». Каждый из вас будет выступать в роли того сказочного персонажа, которого изготовили и раскрасили.

Русская народная сказка Репка

Ведущий: - Жил-был дед со своею семьей и решил он посадить репку,

Репка выросла на диво!
Так вкусна и так красива!

Дед:

- Пора репку уже рвать,
Всех урожаем удивлять.

(Дед тянет репку.)

Репка: — Еще не время.

Дед:

- Чтобы нашу репку рвать,
Бабку надо бы позвать.
Иди, Бабка, не ленись и за мною становись.

Бабка:

- Мы посмотрим кто кого,
Ведь я Бабка — о-го-го.
Вместо утренней зарядки
Я пропалываю грядки.
Репку вытяну я вмиг,
То-то будет рад старик!

Ведущий: — Тянут, потянут, вытянуть не могут.

Репка: - Еще не время.

Бабка:

- Надо внучку бы позвать,
Так нам репку не сорвать.
Очень выросла большая
И тяжелая такая.

Ведущий:

- Стали внучку вместе звать,
Чтоб потом тянуть опять.

Дед: - Внучка!

Бабка: - Внучка!

Вместе: — Скорее беги, репку тянуть помоги!

Внучка: - Бегу, бегу, чем могу, тем помогу!

Ведущий: -  Дедка за репку.

Репка: — Еще не время.

Дед: - Ой-ой-ой.

Ведущий: — Бабка за дедку.

Бабка: - О-го-го.

Ведущий: — Внучка за бабку.

Внучка: — Ля-ля-ля.

Ведущий: - Тянут, потянут, вытянуть не могу

Внучка: 

- Нет, не справимся опять,
Нашу Жучку надо звать.
Жучка, Жучка, не ленись,
За подол скорей берись.

Жучка:

- Что за шум и что за драка?
Гав, гав, гав.
Я устала, как собака.
Гав, гав, гав.
Во дворе так много дел,
Целый день хвостом вертела,
Оглянуться не успела,
А теперь под самым носом
Репка выросла без спроса.

Ведущий: - Дедка за репку.

Репка: — Еще не время.

Дед: — Ой-ой-ой.

Ведущий: — Бабка за дедку.

Бабка: — О-го-го.

Ведущий: — Внучка за бабку.

Внучка: - Ля-ля-ля.

Ведущий: — Жучка за внучку.

Жучка: - Гав, гав, гав.

Ведущий:

- Жучка к Внучке подбежала и за юбку тянуть стала,
Только репка все на месте, знать, не вытянуть им вместе.

Репка: - Еще не время.

Жучка:

- Гав-гав-гав, что за беда?
Надо Мурку звать сюда.
Мурка, Мурка, выручай,
Тянуть репку помогай.

Мурка:

- Мяу-мяу, на всех языках, я мурлычу немножко,
Ведь я занимаюсь наукой,
И против меня не мяукай.
Мышей не ловлю я,
Боюсь, что устану,
Могу изучать молочко и сметану.
Открою я вам по секрету –
Я рыбку люблю, а не репу.


Ведущий:

- Вот и Мурка подоспела,
И они взялись за дело.
Дедка за репку.

Репка: — Еще не время.

Дед: — Ой-ой-ой.

Ведущий: — Бабка за дедку.

Бабка: - О-го-го.

Ведущий: — Внучка за бабку.

Внучка: — Ля-ля-ля.

Ведущий: - Жучка за внучку.

Жучка: — Гав-гав-гав.

Ведущий: - Мурка за Жучку.

Мурка: - Мяу-мяу.

Ведущий:

- Тянут дружно, но вот беда –
Репка, ни туда, и ни сюда.
Мурка:

- Позвать Мышку не мешало б,
Только что вот тут бежала.
Мышка помоложе, пусть она поможет.

Все вместе:

- Мышка, Мышка, не ленись,
Вместе снами потрудись.

Мышка:

- Пи-пи-пи, я мышка очень сильная.
И шкурка моя стильная.
Потрудиться я бы рада,
А какая ждет награда?

Мурка:

- Репки маленький кусочек,
Ты получишь, мой дружочек.

Ведущий: - Дедка за репку.

Репка: - Еще не время.

Дед: — Ой-Ой-Ой.

Ведущий: - Бабка за дедку.

Бабка: — О-го-го.

Ведущий: — Внучка за бабку.

Внучка: — Ля-ля-ля.

Ведущий: - Жучка за внучку.

Жучка: - Гав-гав-гав.

Ведущий: - Мурка за Жучку .

Мурка: - Мяу-мяу.

Ведущий: — Мышка за Мурку.

Мышка: - Пи-пи-пи.

Все: — Встанем вместе, скажем «УХ!»

Ведущий: 

- Вытащили репку вдруг!
Повалили ее наземь,
Развалили десять грядок


Репка: — Время пришло.


Все

1. Ай да репка, хороша,
И кругла ты и вкусна

2.Да как дед тебя сажал,
Как тебя он поливал

3. Да как вместе мы взялись,
И немножко напряглись

4. Славный вырос урожай,
Удивили мы весь край.

Ведущий: 

- Вот и сказочке конец,
Кто смотрел – тот молодец.


Педагог: Интересно ли вам было, ребята, работать с соленым тестом?

Понравилось ли вам быть в роли ваших сказочных персонажей?

Итог:

Лепка из солёного теста позволит реализовать и развить, ребята, ваши творческие способности, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты ваших работ находятся рядом с вами, живут в книгах, сказках.













































































Педагогический проект «Сказочная тестопластика»
  • Другое
Описание:

    В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ставятся задачи, призванные обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной культуры.

 

 

              Духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно исторического опыта человечества в процессе предметно практической деятельности. Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны.  Примером тому могут послужить русские народные сказки, которые имеют огромное значение для воспитания детей, и являются  важнейшим средством нравственного воспитания. Ведь в сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы.                  

Автор Духовникова Ольга Валентиновна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2587
Номер материала 11985
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓