Главная / ИЗО, МХК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников посредством курса «Волшебная палитра»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников посредством курса «Волшебная палитра»





ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ







Формирование коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников посредством курса

«Волшебная палитра»









Автор: Петрова Ирина

Васильевна

учитель изобразительного

искусства и черчения

МБОУ гимназия №2







г. Сургут

2013

Содержание

  1. Краткая аннотация проекта.

  2. Обоснование необходимости проекта.

  3. Проектная идея.

  4. Цели, задачи проекта.

  5. Основное содержание проекта.

  6. Ресурсное обеспечение проекта.

  7. Партнеры.

  8. Целевая аудитория.

  9. План реализации.

  10. Ожидаемые результаты.

  11. Перспективы дальнейшего развития.

  12. Литература.

  13. Приложения.





























Аннотация

Жизнь человека невозможно представить без общения. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника. Это одна из ключевых компетенций, необходимых человеку для достижения успеха в его дальнейшей жизни.

Проект «Формирование коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников посредством курса «Волшебная палитра» направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся по предмету «Изобразительное искусство». Большое внимание уделяется внедрению методов и форм организации учебно-воспитательного процесса учащихся, способствующих самореализации личности, формированию коммуникативных компетенций через технологию обучения в сотрудничестве. Педагогический проект адресован учителям изобразительного искусства и начальных классов, педагогам дополнительного образования.

Актуальность

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2010 года определил основную цель общего среднего образования – способствовать становлению ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся гимназии умение учиться, их способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на развитие важнейших социальных компетентностей школьников, достижение ими не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации – важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного, плодотворного общения в целом.

Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе. Универсальные учебные действия – это обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предмет «Изобразительное искусство» в школе должен иметь деятельностную направленность, проявляющуюся в таком планировании учебной работы, когда все теоретические вопросы решаются и осваиваются через опыт художественно-творческой деятельности. Необходимость создания и реализации проекта «Формирование коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников посредством курса внеурочной деятельности «Волшебная палитра» обусловлена изменившимися условиями жизни нашего общества, которые остро ставят перед школой проблему формирования у детей коммуникативных универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств исследователя, творца и созидателя как условие безопасности, самореализации и благополучия как отдельного человека, так и развития общества в целом. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать требования новых стандартов в полной мере. Она направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь – это достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса, в планировании учебных занятий по предмету «Изобразительное искусство» на уроках и во внеурочной деятельности, которые будут направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с помощью специальных методов, форм и приемов обучения. Формирование коммуникативных компетенций влияет не только результативность обучения детей, но и на процесс социализации и развития личности в целом. В перспективе открываются возможности дальнейшей разработки педагогических технологий эффективной художественной деятельности в школе.

Основанием для разработки проекта послужили:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования 2010г.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения).

Изучив закон Российской Федерации «Об образовании», требования Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и ранее существующие программы и требования государственного стандарта 2004 года мною были выделены основные противоречия, которые и привели меня к созданию педагогического проекта.

Противоречия между:

  • традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;

  • необходимостью формирования коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников и ограничением количества выделяемых часов внеурочной деятельности.

Для решения данной проблемы я ставлю цель проекта: использование эффективных методов и приёмов обучения на занятиях изобразительного искусства, способствующие формированию коммуникативных компетенций младших школьников. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования; 

  2. Отобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения для формирования коммуникативных учебных действий на занятиях изобразительного искусства с младшими школьниками; 

  3. Реализовать на практике разработанный комплекс методов, форм и приёмов обучения изобразительной деятельности;

  4. Провести диагностику и наблюдения за формированием коммуникативных компетенций младших школьников;

  5. Проанализировать результаты работы и оценить эффективность используемых методов и приемов обучения, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Курс внеурочной деятельности «Волшебная палитра» позволяет реализовать требования новых стандартов, изменить подходы в организации учебно-воспитательного процесса по предмету «Изобразительное искусство», опираясь на Принципы построения проекта:

  • Принцип деятельности - ученик, получая новые знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует формированию общекультурных, деятельностных способностей и общеучебных умений;

  • Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества;

  • Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ученика;

  • Принцип развития и саморазвития личности – активизация способностей учащегося к самопознанию, самосовершенствованию и саморегуляции.

При выборе методов, средств и приемов обучения я использую следующие современные технологии обучения: развивающие технологии (Л.В.Занков), игровые технологии, педагогику сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии.

В реализации проекта для формирования коммуникативных умений используются следующие методы обучения:

  • метод коллективных и групповых работ;

  • метод диалогичности;

  • метод привлечения жизненного опыта детей;

  • метод сравнений, анализа.







Основное содержание проекта

Ввести ребёнка в мир человеческих отношений —

одна из важных задач воспитания личности

ребёнка младшего школьного возраста”

В.А. Сухомлинский

Коммуникативная направленность процесса обучения — одно из направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности - приоритетная задача образования на современном этапе. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентируют на развитие важнейших социальных компетентностей школьников, достижение ими не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Каковы же способы формирования и отслеживания в учебном процессе важнейших социальных умений (коммуникативных, рефлексивных, организаторских)? Как построить учебное занятие, чтобы ученик мог осваивать предметные знания, и одновременно навыки коллективного труда, умения коммуникации, универсальные способы мыследеятельности? Этот вопрос сейчас остро стоит и перед педагогической наукой, и перед учителями-практиками.

Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития, исходя из его концепции можно утверждать, что формирование коммуникативных способностей детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, А.Б. Добровича, Е.Г. Злобиной, М.С. Кагана, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и др. Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2002гг.), среди которых работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, И.Н.Турро и др. В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, коллективную деятельность. Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, для его личностного самоопределения. 

В рамках данного проекта возникает необходимость рассмотрения следующих понятий:

Коммуникативные компетенции – коммуникативные способности и умения, которыми обладает ребёнок.

Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов, а именно:

  • Умения и навыки общения, умение вести беседу, диалог;

  • Совместное взаимодействие, сотрудничество, партнерская деятельность;

  • Навыки владения сбора информацией для решения коммуникативных задач.

Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. Умению согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, одноклассниками дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми, с педагогами, с родителями. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не обладает коммуникативной компетентностью, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.

Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности, а именно:

  1. Коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность;

  2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие среди сверстников;

  3. Коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его социализации, но и формирование коммуникативных умений. В основе содержания ФГОС лежит деятельностный метод. Понятие деятельностного метода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную, творческую деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения, дает возможность для развития коммуникативных универсальных учебных действий, повышает мотивацию к учебе, формирует взаимоуважение в коллективе, что является основополагающим в реализации Стандартов нового поколения.

Структура коммуникативных УУД

(коммуникативные универсальные учебные действия):

  1. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  2. Практическое освоение умений, составляющие основу коммуникативной компетентности;

  3. Развитие речевой деятельности в процессе общения.

Цель моей педагогической деятельности, направленная на формирование коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников заключается в создании теоретического и практического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и навыков и связанных с ними деятельностных и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования.

Достижение цели предполагает соблюдение следующих принципов:

  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учётом возрастных способностей.

  • Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире.

  • Принцип психологической комфортности – создание доброжелательной атмосферы, помощи, сотрудничества, комфортность пребывания ребёнка в коллективе сверстников, развитие диалоговых форм общения.

  • Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способность к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решения.

  • Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе.

Создание условий для эффективного развития коммуникативных учебных действий требует существенных изменений в программно-методическом обеспечении и в организации учебного процесса. Для того чтобы осуществлять деятельность по формированию умений коммуникации школьников, необходимы:

  • соответствующие учебные программы и учебно-дидактические средства;

  • технологии учебного процесса и предметные методики, позволяющие организовать взаимодействие обучающихся на занятиях, включая каждого школьника в процессы коммуникации;

  • разработанные и апробированные процедуры отслеживания динамики формирования умения (учёта, контроля, рефлексии).

Формирование коммуникативных компетенций через внеурочную деятельность позволяет развивать задатки и творческий потенциал личности младшего школьника, формировать положительно-активное отношение к окружающему миру, эмоциональную и мотивационную готовность личности к процессу воспитания и самовоспитания, проявить и развить разные способности у детей: творческие, организаторские, исследовательские.

Основными идеями, которые явились основополагающими в практике моей деятельности стали:

- каждый ребенок талантлив;

- гуманное отношение к детям;

- демократический стиль отношений;

- обучение без принуждения.

Д.Б. Эльконин в своих трудах о возрастных психологических особенностях детей, ведущим типом деятельности в начальной школе назвал учебную деятельность на основе коллективно - распределенной деятельности, когда:

  • каждый ученик становится в положение субъекта, источника идеи, оппонента в рамках коллективного обсуждения проблемы;

  • проблемные вопросы вызывают у ученика творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы, проверять их в диалоге с оппонентами.

Такой педагогический подход способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Формирование коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

  • информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;

  • контактная — готовность к приему и передаче информации;

  • координационная — согласование действий и организация взаимодействия;

  • перцептивная — восприятие и понимание друг друга;

  • развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.

Для формирования коммуникативных умений младших школьников в своей практике я опираюсь на следующие методы обучения:

  • метод коллективных и групповых работ;

  • метод диалогичности;

  • метод привлечения жизненного опыта детей;

  • метод сравнений, анализа.

К наиболее важным условиям приобщения к изобразительному искусству и формирования коммуникативных УУД младших школьников через внеурочную деятельность для успешного развития детского художественного творчества целесообразно разнообразие и вариативность работы с детьми.

На занятиях курса «Волшебная палитра» я использую различные формы организации коллективного творчества, дидактические игры и творческие задания по изобразительному искусству, нетрадиционные техники рисования, приёмы рефлексии. На мой взгляд, они способствуют активизации познавательной деятельности, общения со сверстниками, развития творческих способностей учащихся, направленных на решение конкретных задач в обучении, в которых проявляется творческая активность каждого ребенка в процессе художественной деятельности.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей, неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. При планировании темы, содержания занятия очень важно создать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить ранее усвоенные знания умения и навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно учиться. При выборе методов, форм и приемов организации работы с детьми учитываю их индивидуальные и возрастные особенности, уровень приобретенного опыта общения, зависящего от их возрастной предрасположенности к общению. Младший школьный возраст является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками, в которых проявляется любовь к предмету тесно связанному с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

В программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» большое внимание уделяется урокам коллективного творчества.

Коллективная деятельность учащихся на занятиях изобразительного искусства рассматривается как актуальный метод формирования коммуникативных компетенций в художественном воспитании и приобщении детей к изобразительному творчеству, она дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественно-ценностных мотивов.

Формирование коммуникативных умений происходит в учебном сообществе, что невозможно сделать учащемуся одному. Главное социальное умение – умение сотрудничать, а это значит умение работать в больших и малых группах, в коллективе, проявлять ответственность за общий результат работы, оценивать своё поведение. В совместной работе формируются такие качества личности, как чувство коллективизма, ответственность, умение оценивать степень собственного вклада в конечный продукт деятельности, умение аргументированно представлять свою позицию.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности, которые выделил изначально И.Н.Турро:

1. Фронтальная – соединение индивидуальных рисунков, сделанных с учетом поставленной задачи учителя;

  1. Комплексная – каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая с другими учащимися;

  2. Коллективно-производственная – каждый делает только одну определенную операцию.

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т. С. Комаровой и А. И. Хавенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая. В пособии В.И. Колякиной «Методика организации уроков коллективного творчества» представлена подробная характеристика форм коллективной изобразительной деятельности и их классификация.

На мой взгляд, совместно-индивидуальная деятельность младших школьников одна из самых простых форм организации работы над коллективной композицией, где каждый ученик индивидуально выполняет изображение, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается общая композиция. Методы и приёмы организации совместно-индивидуальной деятельности учащихся на уроках могут быть самыми разнообразными, которые зависят от сложности темы и техники исполнения. Поэтому очень важно развивать у учащихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причём не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию. По такому принципу мною была организована работа над коллективными панно следующей тематики: «Цветочная поляна», «Ковер из осенних листьев», «Дары осени», «Наш аквариум», «Бабочки», «Вальс снежинок» и др. (Приложение 2).

Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества учащихся в моей практике используется реже, и это можно объяснить сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера, этот вид совместной деятельности в принципе, на мой взгляд, вообще исключает творчество. Такая деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определённой технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого.

Из перечисленных выше форм совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества или постоянное согласование действия всех участников деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Художественное сотворчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением. Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использование материалов и техники выполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты совместного творчества. Поэтому я заранее продумываю посильность заданий для данного возраста детей и доступность художественных техник. По такому принципу учащиеся создают коллективные плоские и объемные композиции: «Веселый поезд», «Сказочный город», «Весна идет» и др. (Приложение 2).

При организации коллективного творчества на занятиях необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, влияющие на художественный интерес и активность в изобразительной деятельности. Их можно разделить на две группы:

    1. Параметры, положительно влияющие на совместную деятельность:

  • высокая эмоциональность;

  • целостность восприятия;

  • развитое воображение;

  • конкретно-образное мышление;

  • увлеченность процессом совместной работы.



    1. Параметры, затрудняющие  совместную деятельность:

  • высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;

  • низкая направленность интереса на качество результата;

  • легкое переключение с одного вида деятельности на другой;

  • быстрая утомляемость от однообразной деятельности.

Таким образом, коллективная деятельность, на мой взгляд, имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.

В своей практике на занятиях я использую  элементы игровой технологии, творческие задания по изобразительному искусству, которые сосредотачивают внимание детей на конкретной деятельности, активно развивают фантазию, воображение, наблюдательность (Приложение 3,4).

Осваивать огромное поле коммуникативных средств через игру - это один из приемов, который дает хорошие результаты в формировании коммуникативных умений младших школьников. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях, вступают в общение со сверстниками. Дидактические игры и творческие задания я использую, прежде всего, на уроках как для повторения, закрепления уже имеющихся у детей знаний, так и для постижения нового в области изобразительного искусства.

Включение в содержание программы курса «Волшебная палитра» занятий с применением нетрадиционных техник рисования способствуют формированию коммуникативных навыков общения среди детей, они развивают воображение, творческое мышление и творческую активность в процессе изобразительной деятельности, умения отходить от стандарта плюс базовые навыки. Вариативность и художественное разнообразие использования нетрадиционных техник рисования предоставляют мне, как учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов учащихся, что позволяет сделать занятие желанным, интересным, познавательным. Дети получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, эмоции, настроение, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, погружаются в удивительный мир творчества, демонстрируют полученный результат, активно делятся новым опытом в рисовании с другими детьми (Приложение 5).

Многообразие видов деятельности и форм работы с учащимися стимулирует их интерес к изучению изобразительного искусства и является необходимым условием для формирования личности ребенка. В процессе занятий по темам про­водятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате, используются приемы рефлексии, все это способствует формированию личностных, регулятивных и коммуникативных УУД (Приложение 13).

При организации тематических выставок детского творчества в гимназии, прежде всего я ориентируюсь на конечный результат, который получается очень красочным, благодаря успешному сотрудничеству и взаимодействию учителя, учащихся и их родителей. Регулярно используя на своих занятиях различные методы, формы и приемы работы, дети имеют возможность получить:

  • Продукт деятельности, то есть саму художественную работу;

  • Положительный и эмоциональный настрой учащихся с желанием работать как индивидуально, так и в коллективе;

  • Полноценное взаимодействие, что, пожалуй, является самым главным;

  • Положительные отзывы о выставках детского творчества со стороны родителей и коллег.



Учитывая тот факт, что формирование коммуникативных универсальных учебных умений протекает непрерывно, с момента поступления ребенка в школу и до ее окончания, я веду наблюдения за деятельностью учащихся на занятиях на протяжении всего учебного года.

При наборе детей первого года обучения (сентябрь, 2012г.) проводилась входная диагностика сформированности первичных навыков рисования по методике Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой. По результатам диагностики можно судить не только об изобразительных способностях ребенка, но и об уровне развития коммуникативных учебных действий. Для проведения диагностики были использованы следующие методики:

  1. Беседа с первоклассниками с целью определения личностного отношения к художественному творчеству;

  2. Наблюдение за деятельностью детей на занятиях;

  3. Анализ результатов совместной деятельности.

Первый пункт диагностики включил в себя следующие вопросы:

  1. Любишь ли ты рисовать, лепить, мастерить?

  2. Какие изобразительные материалы у тебя есть дома?

  3. Нравиться ли тебе рисовать, лепить с друзьями, родителями?

  4. Как мама и папа относятся к твоему творчеству? Нравятся ли им твои рисунки?

Анализ ответов на первый вопрос позволил отметить большой интерес первоклассников к изодеятельности. Положительные ответы отмечались у тех ребят, которые систематически посещали детский сад. На второй вопрос большинство младших школьников ответили, что дома рисуют только фломастерами и карандашами, и лишь некоторые назвали акварельные краски, гуашь, восковые мелки. На третий вопрос большинство детей ответили, что любят рисовать с друзьями только на асфальте, родители не принимают участия в их творчестве. Отвечая на четвертый вопрос, ребята отметили заинтересованное отношение родителей к их творчеству. (Приложение 8).

Для наблюдения за деятельностью детей на занятии была выбрана коллективная совместно-индивидуальная форма работы по теме «Ах, какое лето!», где каждый ученик индивидуально выполнял изображение, которое на завершающем этапе стало частью коллективной композиции. Анализируя результат совместной деятельности в конце занятия можно сделать вывод: большинство детей в группе были увлечены процессом совместной работы, проявили развитое воображение и мышление, но необходимо отметить низкую направленность интереса на качество общего результата.

Для выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации) мною была проведена диагностика первоклассников по методике «Рукавички» Г.А.Цукермана.

Анализируя результаты выполненного задания и наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами можно сделать вывод: не всем детям удавалось договориться и прийти к согласию, каждый настаивал на своем способе украшения изделия, у некоторых можно отметить частичное сходство узоров на рукавичках.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества, целесообразное применение наиболее эффективных методов и приёмов в обучении способствуют формированию коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий влияет не только результативность обучения детей, но и на процесс социализации и развития личности в целом.

Ресурсное обеспечение проекта

Научно-методическое обеспечение:

Научно-методическую поддержку при реализации проекта оказывают учителя, методисты, администрация МБОУ гимназии №2.





Материально-техническое обеспечение:

Для реализации апробации проекта в гимназии имеются необходимые условия: занятия проводятся в одну смену, кабинет изобразительного искусства располагает достаточным количеством рабочих мест для обучающихся, имеется интерактивная доска, АРМ учителя, подключен Интернет, в наличии есть фотоаппарат, ксерокс.

Информационное обеспечение:

Школьная библиотека – наличие медиатеки, обучающие программы по предмету «Изобразительное искусство», учебные презентации, дидактические и раздаточные материалы для занятий; библиотечный фонд, включающий художественную литературу.

Финансовое обеспечение:

Необходимость постоянного совершенствования и модернизации материально-технической базы гимназии предполагает поиск новых источников финансирования, которыми являются: спонсорская помощь, благотворительные пожертвования, а так же участие в программах грантовой поддержки работников образования и общеобразовательных учреждений.

План реализации проекта:

  • сентябрь 2010г.- май 2011г. – подготовительный этап,

  • сентябрь 2011г. – май 2012г. – аналитический,

  • сентябрь 2012г. – май 2013г. – практическая реализация проекта,

  • сентябрь 2013г. – 2014г. – обобщающий этап

Описание содержания проекта

Подготовительный этап (сентябрь, 2010г.- май, 2011г.)

  • Определение темы проекта.

  • Выявление приоритетных проблем.

  • Изучение и анализ состояния проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе.

  • Построение модели проекта.

  • Разработка концепции проекта, составление плана работы с учащимися по проблеме;

  • Отбор наиболее продуктивных методов и приемов для решения проблемы.

Аналитический (сентябрь, 2011г. – май, 2012г.)

  • Составление плана реализации;

  • Выявление продуктивных технологий, методов и приемов;

  • Использование технологии сотрудничества в рамках предмета «Изобразительное искусство».

Практическая реализация проекта (сентябрь, 2012г. – май, 2013г.)

  • Внедрение программы внеурочной деятельности в образовательный процесс, создание единого образовательного пространства;

  • Апробация комплекса методов и приёмов обучения изобразительной деятельности, направленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий;

  • Участие в конкурсах детского творчества;

  • Отслеживание успешности решения проблемы и корректировка дальнейшей работы.

Обобщающий этап (сентябрь, 2013г. – май, 2014г.)

  • Оценка эффективности и анализ достигнутых результатов;

  • Обобщение и распространение опыта среди педагогического сообщества по внедрению внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта;

  • Подготовка к выпуску методических материалов, публикаций в педагогических изданиях;

  • Степень реализации проекта.

  • Подведение итогов проекта.





Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за­мыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художест­венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение проводить самостоятельные исследования;

  • овладение умением творческого видения с позиций худож­ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно дейст­вовать даже в ситуациях неуспеха;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

  • овладение практическими умениями и навыками в восприя­тии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и на­выками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи­ровании);

  • применение художественных умений, знаний и представле­ний в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность использовать в художественно-творческой дея­тельности различные художественные материалы и худо­жественные техники;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты.

Основными показателями эффективности реализации проекта являются:

  • Заметное повышение интереса к изобразительной деятельности, формирование у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других;

  • Положительная динамика в формировании коммуникативных универсальных учебных умений;

  • Участие детей в конкурсах и фестивалях детского и юношеского творчества различного уровня.



Перспективы дальнейшего развития проекта

Перспективами дальнейшего развития проекта является возможность его реализации на базе других образовательных учреждений города с учётом востребованности. Ознакомление с результатами реализации данного проекта педагогического сообщества города возможно осуществить через:

  • участие в городских семинарах и конференциях по вопросам внедрения ФГОС в образовательный процесс;

  • проведение мастер-классов;

  • выступление на городском методическом объединении учителей изобразительного искусства;

  • печатные публикации в педагогических изданиях и на образовательных сайтах.

Литература

  1. Приказ № 1241 Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», 2010.

  2. А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская И.А. Володарская Как проектировать УУД в начальной школе, М. Просвещение- 2010.

  3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Агафонова Ю.А.Коллективные работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда// Воспитание и обучение–2007, № 9.

  5. Брагуца, А.В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе /А.В. Брагуца //Начальная школа.- 2010.-№9.- С.75-78.

  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М., 1997.

  7. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

  8. Д. В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». М. Просвещение- 2010.

  9. Иванов И.П. Коммуникативная компетентность учащихся на уроке // Начальная школа, 2009, № 3, с. 48-5.

  10. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Владлос, 2002.

  11. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. – М.: 1998.

  12. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. — М.: Просвещение, 2007.

  13. Новые педагогические технологии. Пособие для учителя /Под общей редакцией Е.С.Палат. М., 2006.

  14. Полякова Т.А. Теоретико-методологические основы и практика организации коллективного творчества на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Материалы практико-ориентированного семинара — Екатеринбург: ГБУ СО Дом молодежи, 2011.

  15. Турро И. Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников. – М.: 1979.

  16. Шаталова О.А Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы – М. «Русское слово», 2012.

Интернет ресурсы

27



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников посредством курса «Волшебная палитра»
  • ИЗО, МХК
Описание:

Проект «Формирование коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников посредством курса «Волшебная палитра» направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся по предмету «Изобразительное искусство». Большое внимание уделяется внедрению методов и форм организации учебно-воспитательного процесса учащихся, способствующих самореализации личности, формированию коммуникативных компетенций через технологию обучения в сотрудничестве. Педагогический проект адресован учителям изобразительного искусства и начальных классов, педагогам дополнительного образования.

Автор Петрова Ирина Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1263
Номер материала 31700
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓