Главная / Русский язык и литература / Педагогический проект учителя русского языка

Педагогический проект учителя русского языка

МОУ «Шудумарская основная общеобразовательная школа»

Сернурского района Республики Марий Эл









Педагогический проект







Развитие

устной монологической речи

на уроках русского языка и литературы









Афанасьева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы











К образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что ученик на выходе из учебного заведения должен обладать определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника, умеющего ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве. И сегодня как никогда остро стоит вопрос об коммуникативной компетентности выпускника школы. Умение общаться очень важная сторона в жизни любого человека. Искусство общения помогает человеку в его профессиональной деятельности, карьерном росте. Правильная речь, я считаю, – это залог успеха в жизни.

Актуальность выбора темы

Одной из задач уроков русского языка и литературы является формирование у детей правильной речи. Следовательно, цель учителя- словесника –правильно организовать работу по развитию речи.

На практике мы видим, что учащиеся не умеют обосновывать, аргументировать свои суждения (или испытывают большие затруднения в отборе аргументов) даже при наличии определенных знаний. Эта проблема особенно остро стоит перед учащимися, для которых русский язык является неродным. Поэтому обучение на уроках русского языка (в национальной школе особенно) должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь книжную информацию, проникнуть в смысл высказывания – слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания – говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание – письмо, говорение. Исходя из всего этого я могу объяснить причину выбора именно этой темы: «Развитие устной монологической речи на уроках русского языка и литературы».

Моя методическая тема перекликается с темой школы «Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в условиях модернизации общего образования», так как творческое развитие ученика и учителя невозможно без их коммуникативной компетентности.

Данный педагогический проект предполагается реализовать в три этапа:

I этап – 2012-2013 учебный год

II этап – 2013 -2014 учебный год

III этап – 2014-2015 учебный год



Цель проекта: Формирование коммуникативной культуры.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Уроки русского языка и литературы строить с учетом того, что на каждом занятии осуществлялась работа по развитию речи.

2. Готовить учащихся к публичному выступлению в виде докладов, рефератов в определенном стиле.

3. Рассмотреть имеющиеся в психолого-педагогической практике пути решения профессиональной проблемы, использовать современные педагогические технологии, методики, формы, приёмы и средства обучения.

4. Улучшить учебную мотивацию, развивать познавательные интересы к предмету.


Концептуальная основа

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способными к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

  • взаимопроверка, взаимоконтроль;

  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

В современных условиях перехода на ФГОС наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми являются технологии развивающего обучения, такие как проблемное обучение, метод проектов, технология модерации и т.д.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.

Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в обучении, педагог на этапе планирования урока должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать.Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа.В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс.

Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса - все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия. Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.

Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способами. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются учениками и встраиваются в общую систему получаемой информации.



Содержательная часть обучения

Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока – урок-исследование. Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.





Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. Стараюсь разнообразить уроки развития речи.

На уроках развития речи широко использую

- работу с опорными словами,

- сочинения-миниатюры по картине

- сочинения на заданную тему,

- сочинения по пословице,

Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. "Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:

1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;

2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;

3) написание сочинения.

Работа над изложением

В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме, т.е. изложения с элементами сочинения – 8 класс Использование разных видов изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе.

Формы работы по развитию речи многообразны:
во-первых, сочинение, где ребенок рассказывает о себе или о своих близких, носящее, так сказать, исповедальный характер;
во-вторых, это описания природы, различных ее уголков;
в-третьих, это творческое изложение, где учащийся не только излагает текст, но и рассуждает о нем, делает из него выводы;
в-четвертых, это сочинения по картине, причем картины могут быть любых жанров, и очень хорошо, если они будут созвучны изучаемому в этот момент литературному материалу (например, «Бурлаки на Волге» И.Репина и «На Волге» Н.Некрасова);
в-пятых, сочинение публицистического характера (7 кл.)
в-шестых, это сочинения собственно литературные, то есть посвященные произведениям по внеклассному чтению или изучаемым в классе, со сравнительной характеристикой персонажей. Такого рода сочинения пишем после анализа литературных произведений.

в-седьмых, , это сочинения с грамматическими заданиями.

Кроме того, любой вид работы по развитию речи может проходить и как письменная работа, и как устное выступление, так как психологически навыки устной и письменной речи различаются между собой, а школа должна дать их гармоническое сочетание. Психологически каждый ученик затрудняется больше или в устной, или в письменной речи. Облегчает устную речь отсутствие боязни сделать ту или другую ошибку на письме, зато процесс обдумывания текста, незаметный в моменты письменной работы, может заставлять отвечающего спотыкаться, болезненно замедлять его речь.Ведь если ученик научится хорошо говорить, он и в письменном виде сможет четко и ясно изложить свои мысли. Психологи утверждают, что сначала школьник должен обязательно проговорить то, о чем хочет написать в дальнейшем.

Таким образом, на уроках русского языка и литературы необходимо как можно полнее использовать методы и приемы, работающие на развитие и воспитание коммуникативной компетенции учащихся, реализацию творческого потенциала личности каждого ученика.

См. приложение №1

Ожидаемые результаты


  1. Умение выполнять различные виды пересказов (сжатый аналитический пересказ, пересказ эпизода, пересказ с изменением лица и т. д. )

  2. Свободное непринужденное общение на русском языке. использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

  3. Умение выражать свои мысли, вести диалог, строить высказывание в определенном стиле.

  4. Соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.

  5. Получит возможность научиться  выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

  6. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  7. Понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.


Этапы работы над проектом

  1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.

  2. Этап реализации.

3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

Анализ этапов

  1. Условия реализации проекта.

Образовательные программы

Преподавание русского языка в 5, 6, 7, 9 классах ведется по рабочей программе, составленной на основе Федерального государственного стандарта и в соответствии с Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2008 г.) и методическими указаниями авторов учебника ( М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2013 г. Научный редактор академик РАО Н. М. Шанский).

По литературе обучение ведется по рабочей программе, составленной на основе примерной программы по литературе для основного общего образования на базовом уровне, составленной на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), авторской программы:

Авторы программы по литература для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2008 год.


Учебный кабинет

Кабинет русского языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Она обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. В кабинете имеются различные словари – Толковый словарь русского языка под редакцией С.М.Ожегова и Ю.М.Шведовой, Словарь синонимов З.А.Александровой, Школьный словообразовательный словарь Н.Тихонова, Словарь. Антонимов, Этимологический словарь, Словарь пословиц и поговорок, Фразеологический словарь. Также имеется раздаточный материал для работы по литературе и русскому языку. Например, план характеристики героев художественного произведения, изучаемого по теме, распечатки текстов для анализа и пересказа по русскому языку, опорные конспекты по литературе и русскому языку и др.

См. Приложение № 2

Таким образом, условия кабинета позволяют реализовать намеченные цели по развитию речи, условия для комфортного обучения с точки зрения здоровьесберегающих технологий: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы.



Повышение квалификации

Актуальным для меня является лозунг «учиться всю жизнь», поэтому я занимаюсь самообразованием, посещая уроки своих коллег, семинары, знакомясь с новинками методической литературы, текущей периодики. Каждые пять лет прохожу курсы повышения квалификации в Институте образовании в г. Йошкар-Ола. Овладела компьютером, что очень хорошо помогает в реализации данного проекта (готовить раздаточный материал для учащихся, пользоваться ресурсами Интернета).

  1. Этап реализации проекта.

Обучая детей в национальной школе, я пришла к выводу, что для учащихся мари особенно важны уроки развития речи, и не только уроки развития речи, но и вообще все уроки, так как на всех уроках я стараюсь проводить работу, связанную с развитием речи. Планируя свои уроки, я обращаю внимание и на сообщения на лингвистическую тему при проверке теоретического знания, и на работу с текстом учебника в определенном стиле речи, и на составление плана, и на выражение своих мыслей при анализе художественных произведений, на умение делать определенные выводы. Результативность всех этих видов деятельности находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся. Поэтому я стараюсь организовать работу так, чтобы ребята и устно высказывались, и письменно могли оформить свои высказывания. Если их затрудняет сразу высказываться устно, то они прежде оформляют это письменно, а затем приводят свои аргументы. Конечно же, я стараюсь им поначалу давать несложные выступления, чтобы у них не пропадало желание. Так в 5 классе они знают, что теоретические знания по языку проверяются у доски, поэтому они более тщательно готовят свои высказывания. Так же они готовят на уроке и диалоги, и сообщения на определенную тему. Для этого я заранее готовлю опорные слова или словосочетания. Как показывает практика, учащиеся быстро справляются с подобными заданиями.


III. Результативность реализации проекта.

1. Желание учащихся выражать свои мысли на русском языке не только на уроках, но и в общении друг с другом вне уроков.

2. Интерес к урокам литературы, где требуется характеристика героев, аналитический пересказ эпизодов.

3. Более полное оценивание учащимися творческих работ своих сверстников.

4. Выступления учащихся с сообщениями и докладами на более высоком уровне.

Результативность за 2012-2013 учебный год

- Конкурс «Православная викторина»

- Конкурс сочинений «Моя первая православная книга» (Грамота Йошкар-Олинской и Марийской Епархии РПЦ Северное благочиние)

Результативность за 2013 -2014 учебный год

- II Общероссийский конкурс «Мой родной край», сочинение «Мой любимый уголок на земле»

- II Общероссийский конкурс «Мой родной край», фоторепортаж «Расскажу о родном крае…»

- Общероссийский конкурс «Если книги рядом с нами», номинация «Анализ стихотворения»

- Международный конкурс юных чтецов «Живая классика»


Результативность деятельности обучающихся по русскому языку и литературе за последние три года



Предмет

Средний балл

Успеваемость

Качество знаний

2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч. г.

2012-2013 уч. г.

2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч. г.

2012-2013 уч. г.

2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч. г.

2012-2013 уч. г.

Русский язык

3,4

3,5

3,5

100%

100%

100%

50%

50%

50%

Русская литература

3,8

3,7

3,7

100%

100%

100%

75%

75%

75%



Результаты ГИА по русскому языку

Год

Предмет

Средний балл

Успеваемость

2009-2010 учебный год

Русский язык

3,4

100%

2011 2012 учебный год

Русский язык

4,5

100%

2013-2014 учебный год

Русский язык

4,0

100%





Итоги олимпиад

Год

Предмет

Ф.И. участника

Класс

Место

Уровень олимпиады

2012-2013

Русский язык

Иванова Е.

8


муниципальный

2013-2014

Русский язык

Иванова Е

9


муниципальный

2013-2014

Русская литература

Петухова Э.

9


муниципальный



Проблемы, которые я вижу в своей работе.

Как мне кажется, работа над развитием речи должна вестись на всех предметах школьного цикла, а не только в процессе обучения русскому языку и литературе, следовательно, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями – предметниками, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне развития речи школьников разных возрастных групп.

Следующая проблема – это то, что современные учащиеся мало читают и не умеют выразить свои мысли, следовательно, учитель –словесник должен их заинтересовать и предложить прочитать то или иное художественное произведение, показать красоту и образность слова, т.е. улучшить учебную мотивацию, развивать познавательные интересы к предмету.



Используемая литература

1. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000

2. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // Русский язык в школе. -2004.-№2.

3. Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Рыбинский Дом печати, 1997.















Приложение № 1.

Урок 1. Развитие речи. Выборочное изложение.

Ужасная ночная метель.

Цели: закрепить навыки правописания

Развивать навыки монологической речи;

Воспитание чуткого, внимательного отношения к явлениям природы.

Рабочие материалы:

Описание ветра: поднялся ветер и сделалась метель, дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, метель не утихала, ветер не мог тут свирепствовать;

Небо: небо слилось с землей, небо не прояснялось;

Снег: белые хлопья снегу, небо слилось с землею, он (Владимир) поминутно был по пояс в снегу, лошадь ступала наудачу, то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму.



Ход урока. 1.Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

2. Знакомство с содержанием.

3. Анализ содержания.

4. Определение типа речи.

5. Определение стиля речи.

6. Языковой анализ текста.



1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.



Выборочное изложение предполагает пересказ лишь той части произведения, которая касается избранной вами темы. Выберем для изложения картину ужасной ночной метели, в которую попал герой повести А.С. Пушкина «Метель» Владимир. Мы помним, что Владимир и Марья Гавриловна втайне от родителей решили пожениться. Но в их судьбу вмешалась природная стихия и все изменила.

Нам с вами предстоит описать ту стихию, перед которой человек бывает бессилен.

Бесы.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.



Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин.-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!



Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали…»Что там в поле?» -

«Кто их знает? Пень иль волк?»



Вьюга злиться, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вон уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;



Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.



2. Знакомство с содержанием.



3. Анализ содержания.

Беседа по вопросам.



- Легко ли пересказать содержание данного отрывка? Почему?

(Данный отрывок представляет собой описание природы)

- Как меняется погода? Как об этом говорит автор?

(…едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел…)

- Как ведет себя лошадь?

(Лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму;

Лошадь начинала уставать;

Лошадь чуть ступала;

Лошадь ободрилась…)

- Что чувствует Владимир? Как он пытается бороться со стихией? Удается ли ему это?

( Владимир напрасно хотел снова попасть на дорогу; Владимир старался не потерять настоящего направления; с него пот катился градом, поминутно был по пояс в снегу; Владимир начинал сильно беспокоиться; Владимир успокоился)



. Составление плана.



1. «В одну минуту дорогу занесло».

2. «Владимир напрасно хотел попасть на дорогу».

3. «Владимир ехал полем».

4. « Уже более часа был он в дороге».

5. « В стороне стало что-то чернеть».

6. « Погода утихла, тучи расходились».



4. Определение типа речи.



- определите тип речи текста.

(Описание).



5. Определение стиля речи.



- Определите стиль текста.

(Художественный).



6. Языковой анализ текста.



- Как описывает ветер? Какими художественными средствами пользуется автор?



(Поднялся ветер и сделалась метель, дорогу занесло, окрестность исчезла, небо слилось с землею. Автор использует такие художественные приемы как эпитеты: мутной и желтоватой мгле; метафора: небо слилось с землею. Обилие глаголов, чтобы показать как быстро меняется картина: поднялся, сделалась, не взвидел, занесло, исчезла)



- Как изменилась дорога, которая была хорошо знакома Владимиру?



(Дорогу в одну минуту занесло. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу).



Запись на доске.



Понятия

Подготовка к выборочному изложению «Ужасная ночная метель»



Опорные слова и выражения

Стиль речи

Тип речи

Тема

Идея

План

1. «В одну минуту дорогу занесло»

2. «Владимир напрасно хотел попасть на дорогу»

3. «Владимир ехал полем»

4. «Уже более часа был он в дороге»

5. «В стороне стало что- то чернеть»

6. «Погода утихла, тучи расходились»


Поднялся ветер и сделалась метель; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой;



















Пересказ с использованием рабочих материалов.



4. Письменное оформление изложения.



























Приложение №2

Советы Дейла Карнеги

У нас лишь 4 метода контакта с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!



Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатиться.



На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.



Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам для того, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.



Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная и не сухая, и очень часто она полна романтики.



Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие-либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т. д.



Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.



Приложение № 3



Тема: УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ

«К нам в окно постучалась весна».

Цели урока:

Обучающий аспект:

Продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки языкового разбора, повторить, что такое тема широкая и узкая, что такое эпиграф, идея текста, дать понятие об описательном обороте как лексическом средстве связи предложений в тексте

Развивающий аспект:

Развивать речевые навыки и умения учащихся, учить составлять связный текст на основе накопленного материала, навык умения анализировать, находить и ставить проблему, искать пути её решения, делать выводы, совершенствовать наблюдательный опыт учащихся, зрительные, слуховые представления и умения, передавать свои наблюдения через звук и цвет.

Воспитательный аспект:

Воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к родной природе.

Методы работы:

- частично-поисковый;

- наглядный;

- словесный;

- практический;

- фронтальная беседа;

- наблюдение.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.

Инновации: интегрированный урок на метапредметной основе.

Ключевые слова: текст, описание, художественные средства, глагол, весна, цвет, звук.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, запись голоса леса; репродукции и фотографии с изображением весенней природы;

Ход урока

  1. Самоопределение в деятельности.

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Николаевна, я учитель русского языка и литературы.

Для вас сегодня необычно

Пройдет таинственный урок.

Но вы мне очень симпатичны,

И пусть урок пойдет вам впрок.



Посмотрели друг на друга, улыбнулись, соприкоснулись ладошками и пожелали друг другу удачи, мне, гостям.

Девиз нашего урока: вы все талантливы!

2.Чтение учителем отрывка из рассказа И.С.Соколова - Микитова «Звуки весны» и просмотр презентации «Звуки весны»

3. Определение темы урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о весне).

- А как можно сформулировать тему нашего урока? (дети предлагают).

- Я вам предлагаю общую широкую тему «Весна», а вы определите для себя узкую тему. Назовите ее. (Дети называют).

- Посмотрите, в каком названии выражена не только тема, но и идея сочинения? - Какая мысль звучит в этих названиях? (Все рады приходу весны).

4. Повторение пройденного.

- Вспомните:

- Что такое тема текста? (это то, о чем повествуется в тексте)

- Какими бывают темы текста? (Широкие и узкие)

- А чем отличается широкая тема от узкой? (широкая тема более общая, она вбирает в себя ряд узких тем)

- Что такое идея текста? (это главная мысль текста)

- А что такое эпиграф? (Это цитата или пословица, которая пишется после заглавия работы)

Да, сегодня у нас необычный урок, который называется «К нам в окно постучалась весна».

Итак, идея сочинения – все рады приходу весны. Выберите название для своего сочинения, запишите его на отдельном листе.

hello_html_m4204e9c2.gifЭпиграфами к нашему уроку будут слова А. Толстого:

Все весны дыханием согрето.

Все кругом и любит и поет.

А. Толстой.


Я более всего весну люблю,

Люблю разлив стремительным потоком

Где каждой щепке, словно кораблю

Такой простор, что не окинешь оком...

С. Есенин.

«Теплое солнышко, словно щурилось, улыбалось сквозь бледную апрельскую дымку в небе. В голом саду пели дрозды, гудели пчелы», - так писал о своем любимом времени года И. А. Бунин.

5. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы внимательно проследим за тем,

как меняется природа с приходом весны;

как преображается наша душа;

научимся наши чувства обращать в слова;

проанализируем художественный текст;

обобщим наши размышления в виде сочинения

6. Эмоциональная разминка


- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим. Нам(вдруг) будет интересно.

7. Словарная работа

Игра – аукцион

«Какого цвета весна?» (Победит тот, кто последним назовет имя прилагательное, обозначающее цвет, признаки весны).

- И у нас сегодня в классе преобладание этих цветов. Не правда ли?

Словом, в наш класс красавица – весна тоже заглянула!

- А какие звуки у весны? (капель, журчание ручьёв, шелест веток, листьев, крик и пение птиц)

- Вот какая у нас получилась весна: шумная, ревущая, поющая.

Ваши ассоциации со словом «весна»?

( Весна- это победа солнца, света. Весна – это победа воды, весенний разлив. Весна – это победа зелени.)

- А чем пахнет весна? (талым снегом, первой водой, цветами)

Учитель: Вот такое это необыкновенное время года - весна: все вокруг просыпается, пробуждается, оживает, стряхивает с себя остатки сна. Да, такой колорит – сочетание различных цветов и звуков – помогает нам передать настроение весеннего дня.

Работа со словарем

Весна – от слова «веселый» (если посмотреть этимологию).

Давайте составим словарь настроений.

- Какое настроение у вас весной? (бодрое, жизнерадостное, приподнятое, праздничное, весёлое, восторженное, чувство удивления, изумления).

6. – Напишите на черновых листах, какими бы словами вы хотели передать свои чувства, которые испытываете весной.

Восторг, радость, бодрость, легкость, счастье, желание весь день быть на улице”.

Радость, хорошее настроение, Хочется петь, летать, танцевать”

Нежность, ласку, одухотворенность, прилив сил”

Учитель читает четверостишие из стихотворения Е. Баратынского.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка!

С ним журчит,

Летает в небе с ней!..

(Е. Баратынский.)

Учитель:

Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.

- А какие стихи о весне знаете вы?

8. Чтение стихов обучающимися.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!


Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е. Баратынский.


Скоро проснуться деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят. (Н. Заболоцкий.)


Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли.

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз неторопливо ждет.

Все весны дыханием согрето.

Все кругом и любит и поет.(А. Толстой.)


Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно;

Грачей пролетные стада

Кричат и весело и важно (И. Бунин)


Весна идет сторонкой,

Да где ж сама она?

Чу, слышен голос звонкий.

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна…(А.Блок.)


Смотри, как на речном просторе,

По склону вновь оживших вод,

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывет.(Ф. Тютчев.)


В лес весна нагрянула в апреле,

Шумная – от птичьей кутерьмы.

И стоят в весенних платьях ели,

Будто бы и не было зимы.(А. Дементьев.)


Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!


Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.


И сердце сильно так в груди,

Стучит, как будто ждет чего – то,

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!... (А.Н.Плещеев)


Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;


Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

(Ф. И.Тютчев)


Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят


Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»


Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней. (Ф.И.Тютчев)


Выводы: Я вижу, что вы очень наблюдательны. Как вы уже подтвердили стихами, прочитанным вами, все в природе весной оживает, меняется и настроение человека



В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. В поэзии они приобрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, или наоборот, грусти и печали.

Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном ее уголке, но и ярким эмоциональным языком описать виденное, выразить свое отношение к изображаемому.

9. Работа с текстом.

Обратимся к отрывкам из рассказа И.Бунина “Последняя весна”. Попытаемся проанализировать текст, заполняя таблицу-синтез. Ключевые слова. “Разноцветные” слова. Рассуждения, мысли.

I. Выразительное чтение

1. “Нет, уже весна.

Нынче опять ездили. И всю дорогу молчали – туман и весенняя дремота. Солнца нет, но за туманом уже очень много весеннего света, и поля так белы, что трудно смотреть. Вдали едва рисуются кудрявые сиреневые леса.

Блаженно дремлют, сидят на снежных кучах, раскиданных по полю, ястреба, нежно сливаются со снегами и с туманом, со всем этим густым, мягким и светло-белым, чем полон счастливый предвесенний мир”.

Задание: заключить ключевые слова в овал, разноцветные подчеркнуть. Прочитать ключевые слова – обсудить; прочитать “разноцветные” слова – обсудить. Теперь можно обратиться к заполнению таблицы.

Ключевые слова

«Разноцветныек слова

Рассуждения, мысли

Весна, туман, дремота, весенний свет, дремлет, счастливый предвесенний мир

Белы, туман, сиреневые леса, снежные, светло-белое.

Ощущение начала чего-то неопределенного. Пока нет звуков, движений, красок – чистый лист бумаги.



Вывод: Ощущение начала чего-то неопределенного. Пока нет звуков, движений, красок – чистый лист бумаги.

Теперь заполним 3 графу таблицы.

(На доске приготовлен каркас 3 графы таблицы, разделенной на 2 части. После обсуждения в группах (1 минута) сделать вывод и заполнить 3 графу).

1. Предвесенний мир

Нет звуков, движений, красок.


2.Появляются движения, звуки – резкие, краски – контрастные. Хаос.

Нет полутонов, чувства оголены.


3.Приближение новой жизни, новой надежды, счастья. Гармония.

Все озарено солнцем, душа раскрыта.






1. Предвесенний мир. Неопределенность. Нет звуков, движений, красок.

2.Появляются движения, звуки – резкие, краски – контрастные. Хаос. Нет полутонов, чувства оголены.

3.Приближение новой жизни, новой надежды, счастья. Гармония. Все озарено солнцем, душа раскрыта.

10. Работа в группах

1 группа.

Итак, ребята, дальнейший анализ текста я попрошу вас выполнить без моей помощи, работая в группах. Если возникнут вопросы, спрашивайте. Время для выполнения этого задания ограничено – 5 минут, поэтому посоветую вам распределить задания между собой.

2.“Всё мокроё, везде тает, везде бегут ручьи. Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали пегие; чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море.

С большим трудом шли по улице – грязь непролазная. Весенний сырой ветер крепко дует в голых лозинах, а на них немолчно орут только что прилетевшие грачи,- орут важно, победно и вместе с тем радостно, бестолково, нестройно. Ни с чем не сравнимое чувство – слышать их в первый раз после шестимесячной зимней смерти!

3. Ветер, солнце, блеск. Ночью шел снег – теперь по грязи и по старому, серому блещет новый, пушистый. В полях, к горизонту, все серебристо. <…>

Весь день дождь.

Иногда перестает, и тогда мокрый сад оживает, поют дрозды. В этих милых, как бы шутливых переливах такая весенняя прелесть, такая сладость жизни, надежд, счастья, что никакими словами не скажешь…<…>

Ветер стихает. Расчистился, раскрылся золотисто-светлый запад. Воздух прохладней, резко пахнет землёй с весенних полей. Проглянуло солнце – и в упор озаряет голый сад: блестят лиловатые сучья, четко видны корявые стволы лип.”

Проверка по плану: - выразительное чтение отрывка;

чтение ключевых слов – обсуждение, дополнение;

чтение “разноцветных” слов – обсуждение, добавление;

Везде, ручьи, оголились, ветер, голых, орут, победно, радостно, бестолково, нестройно, первый раз.

Пегие, свинцовые, чернеющие, белое, снежное, грязь.

Исчезает дремота, появляются звуки – резкие, эмоциональные (орут).,журчание ручья, свист ручья. Нет полутонов, все контрастно, чувства оголены.

Ветер, солнце, блеск, новый, оживает, шутливые переливы, сладость жизни, надежд, счастья, расчистился, раскрылся, солнце, озаряет.

Снег, грязь, серое, серебристо, золотисто – светлый, солнце.

Ощущение движения. Приближения чего-то нового, новой жизни, надежд, счастья. Появляются живые краски – золотистые. Все озарено солнцем, нет преград – все расчищено, раскрыто.

чтение третьей графы – обсуждение, добавление. Везде, ручьи, оголились, ветер, голых, орут, победно, радостно, бестолково, нестройно, первый раз. Пегие, свинцовые, чернеющие, белое, снежное, грязь. Исчезает дремота, появляются звуки – резкие, эмоциональные (орут)., журчание ручья, свист ручья. Нет полутонов, все контрастно, чувства оголены.

Ветер, солнце, блеск, новый, оживает, шутливые переливы, сладость жизни, надежд, счастья, расчистился, раскрылся, солнце, озаряет. Снег, грязь, серое, серебристо, золотисто – светлый, солнце. Ощущение движения. Приближения чего-то нового, новой жизни, надежд, счастья. Появляются живые краски – золотистые. Все озарено солнцем, нет преград – все расчищено, раскрыто.

Теперь, ребята, сосредоточьтесь только на ваших записях в 3 графе и сделайте вывод о том, какие изменения происходят, по мнению Бунина, с приходом весны.(Работа индивидуальная. Время -2 минуты).

Вывод: С приходом весны природа постепенно оживает, окрашивается в живые тона, приобретает звуки, т.е. природа – живое существо, все одухотворено. И человек (часть природы) преображается с приходом весны.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка!

С ним журчит,

Летает в небе с ней!..

(Е. Баратынский.)


Молодцы, ребята. Продолжим наш урок.

2 группа

Из стихов выписать существительные, записать их столбиком, а затем подобрать к ним из стихов же описательные обороты.

Ребята, я вам предлагаю теперь самим создать текст-описание на тему “Весеннее преображение”. ( Раздать таблички с заданием:

небо,

высокое, светлое, лазурное, словно огромный голубой купол

травы, цветы,

светло-зеленые, нежные, яркие, полны душистым ароматом, изумрудный нежный весенний ковер

деревья, как будто пухом зеленеют

звуки весны, веселые, громкие, неумолкающие

преображение души - бодрое, жизнерадостное, приподнятое, праздничное, весёлое, восторженное, чувство удивления, изумления, хочется петь, танцевать

3 группа – рисует свое видение весны (на ватмане)


,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

  1. hello_html_m4204e9c2.gif Подведение итогов.

Вот и закончился наш весенний урок. Какие задачи ставили? Как их решили? Давайте будем внимательны ко всему тому, что нас окружает. Прислушивайтесь к удивительным звукам природы. Умейте разглядеть в поле – былинку, в лесу – веточку, блеск воды, луч заходящего солнца… Только любовью и вниманием мы сможем приблизить природу к себе. Давайте учиться тонко чувствовать и понимать прекрасное в природе.

Мы сегодня увидели весну в разном цвете, послушали звуки весны.

Я, в свою очередь, услышала и музыку ваших человеческих детских душ. Услышала, увидела, возрадовалась и поняла, что вы все очень талантливы.

Спасибо, мои дорогие, за урок.























Проблемное обучение – одна из педагогических технологий, способная стимулировать «мотивацию содержания» обучения.


  1. Оценка. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому при оценивании всегда учитываю факторы личностного роста ученика, достижение им конкретных результатов.

  2. Ситуация успеха, комфорта – наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. Создавать атмосферу комфорта и ситуации успеха позволяет использование здоровьесберегающих технологий.

  3. Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия. Это известное средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе.



Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Это семья, класс, школа, взрослые, товарищи с которыми общается ребёнок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.


Благоприятные условия для развития речи складываются во время экскурсий по историческим и литературным местам. Возникает желание поделиться увиденным с товарищами, родителями, написать творческую работу об интересной экскурсии.

.



В соответствии с требованиями Стандарта Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения?

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. Каждый учитель определяет для себя формы, методы, приёмы, технологии, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и знания учащихся будут качественными.








Коммуникативные универсальные учебные действия  как  метапредметные результаты:

  1. строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  2. владеть всеми видами речевой деятельности;

  3. адекватно воспринимать  устную и письменную речь; владение разными видами чтения;

  4. точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

  5. соблюдать  в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.










В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникатив-ной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.





5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулиров-ки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);





























Педагогический проект учителя русского языка
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный  педагогический проект "Развитие устной монологической речи на уроках русского языка и литературы" предполагается реализовать в три этапа: 1 этап - 2012-2013 учебный год, 2 этап - 2013-2014 учебный год, 2014 - 2015 учебный год.  Цель проекта: формирование коммуникативной культуры. Здесь предусмотрены задачи, которые следует решать для достижения цели проекта, а также предусмотрены результаты работы на каждом этапе. Учтены проблемы, котрые есть в достижении цели, есть список литературы, использованной при разработке проекта. К проекту прилагаются несколько разработок урока по теме развитие речи.

 

 

 

Автор Афанасьева Светлана Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2399
Номер материала 23869
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓