Главная / Начальные классы / Педагогический проект "«Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности»

Педагогический проект "«Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шудумарская основная общеобразовательная школа»












Педагогический проект


«Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности»




Орловой Ирины Станиславовны

учителя начальных классов МОУ «Шудумарская ООШ»

д. Мари Кугунур Сернурского района






Характеристика проекта


По количеству участников: 6 учеников

Возрастная категория: учащиеся 6-9 лет

Продолжительность: долгосрочный

Срок реализации: сентябрь 2014 – май 2015

Участники проекта: учащиеся, учитель, родители







2014 г.


Содержание


Введение…………………………………………………………………....3


Аннотация проекта …………………………………………………….......3-4


Актуальность проекта ……………………………………………………..4


Цели и задачи ………………………………………………………………4-5

Условия реализации проекта………………………………………………5-6

Реализация проекта…………………………………………………………6-7

Качественный и количественный анализ результатов реализации проекта……………………………………………………………………….7-8

Дальнейшее развитие проекта и планирование новых задач……………. 8-10

Литература…………………………………………………………………...10

























Педагогический проект


«Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности»

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что «школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства их достижений и развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности». Вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Школа должна стремиться развивать качества личности младшего школьника:

  • владение универсальными способами деятельности

  • владение коммуникативными навыками

  • навыками коллективного труда

  • способность к самообразованию

  • воспитанность.

Если ученик будет обладать этими указанными свойствами, он будет более уверенно чувствовать себя в современном обществе.

Аннотация проекта

Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, олимпиады, конкурсы. Школьники будут учиться принимать решения, помогать друг другу, развивать свои способности и понимать свои потребности. Условиями для реализации проекта станет развитие самостоятельности, творческому мышлению, способности анализировать и делать выводы.

Проект рассчитан на долгосрочную перспективу и охватывает всех учащихся класса.

Новизна проекта заключается во внедрении и использовании в работе педагогических технологий (педагогика сотрудничества, технология развивающего обучения, проблемное обучение, коллективные способы обучения) и в определении путей развития творческих способностей детей для раскрытия их индивидуальности.

Творческие способности не являются врожденными. Они продукт развития. Проблемой развития творческих способностей занимались Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многие другие. Согласно позиции ученых можно выделить такие творческие способности младших школьников, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.

В основе ФГОС лежит деятельностный подход, предполагающий «определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики». Следовательно, проблема развития творческих способностей до сих пор актуальна.

Актуальность данного педагогического проекта. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью (от латинского – «сотворение»). Поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности», «развитие», «одарённость».

В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребёнка, подъём нравственных и физических сил и стремление отдать любимому делу самое ценное, на что он способен.

Следовательно, творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем без исключения и моя задача как учителя – развивать творческие силы каждого обучающегося.

Над проектом я работаю уже два года. Мои наблюдения и анализ психолого-педагогических карт учащихся привели меня к исследованию темы «Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности».

Проблема исследовательского проекта – это противоречие между способностей детей и реально сложившейся практикой обучения. 

Объект исследования – развитие творческих способностей с помощью новых идей и условий.

Предмет исследования – нетрадиционные приемы для развития творческих способностей в урочное и во внеурочное время.

Цель проекта – создание условий для развития творческих способностей учащихся, воспитание стремления и настойчивости в достижении поставленных целей.

Гипотеза. При организации процессов обучения и воспитания при решении ряда частных педагогических задач работа будет продуктивной и будет иметь положительную динамику.

При достижении цели проекта надо решить следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы педагогов;

  2. создать педагогические условия для эффективной реализации обучения;

  3. подобрать и активно использовать приемы для развития творческих способностей школьников;

  4. проверить эффективность приемов и средств на практике;

  5. анализ и обобщение полученных результатов по ходу реализации проекта.

Этапы работы над проектом:
I этап - подготовительный: 
- выявление и оценивание условий для реализации проекта;

- анализ материально-технических, информационных ресурсов для реализации проекта;

- первичная диагностика участников проекта.

II этап – проектировочный:

- определить влияние приемов организации познавательной деятельности учащихся на результативность образовательной деятельности учащихся;

- мониторинг урочной и внеурочной деятельности учащихся;

- контроль над уровнем здоровья учащихся.

III – аналитический:

- обработка и анализ полученных результатов;

- оценка использованных диагностик;

- выявление приемов организации познавательной деятельности на результативность обучения;

- выявление целесообразности данной модели в моем классе;

- распространение опыта;

- дальнейшее развитие проекта.


Описание проекта


Участники проекта:


учащиеся


родители


педагоги 
дополнительного образования, социальные партнёры


служба сопровождения (медицинский работник)


Условия реализации проекта.

Заявленное в проекте ресурсное обеспечение развития творческих способностей является достаточным для его реализации:

  1. Уровень собственной квалификации – высшее образование, полученное в Марийском педагогическом институте им. Н.К.Крупской по специальности учитель начальных классов, повышение квалификации по темам ««ФГОС начального общего образования», 2013 год, зачетная книжка № 10866, 36 часов; «Система оценивания достигнутых планируемых результатов в освоении ООП общего образования» ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2014 год, 24 часа, зачетная книжка № 10866 «Реализация компетентностного подхода в образовании», ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2015 год, 18 часов, зачетная книжка № 10866.

  2. Освоение мною компьютерных программ, используемых в урочных и во внеурочных занятиях при разработке уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраниях.

  3. Составление рабочих программ по предметам на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Они направлены на реализацию развития учащихся.

  4. Создание персонального сайта на http://multiurok.ru/irinaorlova/ для коллег, учеников и родителей.

Реализация проекта.

Для успешной реализации проекта мне потребовалось сменить приоритеты своей работы. Моя задача – изменить условия обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей и были успешными, в процессе учебы развивались их творческие способности. Для этого я использую:

  • Приемы организации познавательной деятельности на уроках (поисковая деятельность, наблюдения, обобщение материала);

  • Личностно-ориентированный подход для развития индивидуальных качеств, способностей, возможностей каждого учащегося.

  • Обобщение и конкретизация исследований психологов и педагогов

(Л. С. Выготского, К. Коган, Б. М. Теплова и др.), анализ опыта коллег.

Исходя из выше перечисленного, я выделяю принципы организации творческой деятельности:

  1. Ребенок - это личность, и надо принимать его таким, какой он есть.

  2. Восхищение идеями, мыслями и поделками каждого ребенка и организация выставки работ на уроках технологии и изобразительного искусства.

  3. Психологическая свобода школьника развивает воображение, фантазию, самостоятельность. Задания развивающего характера ученики выполняют и в классе и дома: написание сочинений, сказок, стихов, придумывание загадок, игр, считалок и т.д.

  4. Развитие самооценки и её повышение.

Все эти принципы находятся в тесном взаимодействии, дополняют друг друга. Они образуют целостно-ориентированную систему, которая и формирует творческую личность младшего школьника.

Также в своей работе активно использую игры для развития внимания, памяти, мышления, воображения, способности к анализу и к самопроверке.

На уроках целенаправленно использую физкультминутки, которые повышают интерес к изучаемому материалу.

Также применяю технологию дифференцированного обучения, формирующую положительную «Я-концепцию». Одаренные дети, решая задачи повышенной трудности, самоутверждаются в классе. Учащиеся, менее одаренные, решая здания несложного уровня, забывают про комплекс неполноценности.

Применение мною технологии коллективного обучения способствует организации взаимопроверки. Данная технология разработана Г. Ривиным и его учениками и имеет различные названия – «организованный диалог», «сочетательный диалог», коллективный способ обучения (КСО)», «работа в парах сменного состава».

Применение информационных технологий способствует повышению мотивации к обучению, расширению представления об окружающей действительности, формированию навыков самоконтроля. Проводимые мною виртуальные экскурсии по различным странам в поисках необычных растений и экскурсия в Московский зоопарк заинтересовали учащихся, наполнили положительными эмоциями. Интернет можно превратить в развивающую и образовательную среду.

Качественный и количественный анализ результатов реализации проекта.

Анализ результатов провела с использованием различных методик:

  1. Методика «Мотивы учебной деятельности». Исследовав результаты, можно сделать следующий вывод: в начале учебного года наблюдается положительная внеучебная (50 %) и игровая (50%) мотивация. К концу учебного года наблюдается учебная мотивация у 50%, положительная внеучебная у 33 % и игровая мотивация у 17 % учащихся.

  2. Тест «Уровень воспитанности».

  3. Мониторинг успеваемости, диаграмм и таблиц организации работы с классом.

  4. Мониторинг уровня мотивации в урочной и внеурочной деятельности провожу ежегодно, взаимодействуя с родителями учащихся, с преподавателями дополнительного образования.

  5. Активное участие во Всероссийских конкурсах и олимпиадах по различным направлениям.

  6. Делюсь своим опытом с коллегами на различных уровнях:

Школьный уровень – педагогический совет на тему «Анализ работы кружка «Дарим людям красоту и радость» и кружка «Расти здоровым»;

Муниципальный уровень – участие в районных семинарах;

Всероссийский уровень – создание собственного сайта, публикации методических разработок.

Участник Межрегионального конкурса «День Победы – приближали, как могли» в направлении изобразительное искусство.

Участник Всероссийского дистанционного конкурса с международным участием «Лучшая презентация к уроку».

Показатели эффективности проводимых изменений:

1 группа – прямые показатели, которые можно измерить. К ним относятся результаты мониторинга, качество образования, степень удовлетворенности участников проекта, оценка активности и эмоционального состояния учащихся.

2 группа – косвенные показатели, их сложно измерить, они проявятся с отсроченным эффектом. Это и успешность при обучении в выпускном 4 классе, применение образовательных технологий, востребованность педагогического опыта.

Формы предоставления результатов:

  • Итоговый отчёт результативности учебной деятельности учащихся;

  • Анализ внеурочной деятельности;

  • Статьи в интернет-изданиях;

  • Выступления на педагогическом совете школы, методическом объединении учителей начальных классов школы;

  • Персональный сайт.

Дальнейшее развитие проекта.

В дальнейшем я предполагаю применение интерактивной доски на уроке и во внеурочное время, которая совершенствует методы и приемы работы. Также необходимо систематизировать полученные результаты проекта и организовать методологический семинар по распространению опыта в формировании творческих способностей младших школьников.

Реализация проекта позволит также увеличить количество учащихся, активно участвующих в конкурсах и олимпиадах; повысить мотивацию и качество обучения.

Ожидаемые результаты педагогического проекта.

В ходе реализации проекта учащиеся улучшат свои способности и научатся:

  • Самостоятельно находить пути решения проблем;

  • Расширять кругозор и развивать интеллект;

  • Анализировать, сравнивать и обобщать;

  • Высказывать своё мнение;

  • Самостоятельно работать с информацией;

  • Работать в группе, проявлять коммуникативные умения.


Календарный план

Задача

Мероприятие

Предполагаемый результат

Ответственный

  1. Изучение опыта работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по данному направлению работы.

Посещение библиотек, выбор методической литературы, повышение квалификации, самообразование.

Владение теоретическими знаниями, нахождение эффективных способов для реализации проекта.

Орлова И.С.

  1. Выявить педагогические условия реализации развивающего обучения.

Разработка программы для исследовательской деятельности учащихся. Внедрение приемов развивающего обучения.

Защита программы на методическом совете школы.


Мониторинг знаний, качества и успеваемости учащихся.

Орлова И.С.

  1. Разработка комплекса задач, подборка и апробация системы приемов, развивающих творческие способности учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность

Участие учащихся в различных конкурсах, олимпиадах.


Умение учащихся использовать приемы логического мышления, коммуникабельность, пополнение словарного запаса.

Орлова И.С.






Родители учащихся

  1. Проверить эффективность средств на практике.

Уроки, мероприятия с использованием современных технологий.

Публикации в методических изданиях.

Персональный сайт.

Мониторинг учебно-познавательных интересов школьников.


Орлова И.С.

  1. Анализ и обобщение полученных результатов в ходе реализации проекта.

Мониторинг диагностик и методик.


Информационные листы для родителей.

Положительная динамика

Орлова И.С.




Литература

  1. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.

  2. Туник Е.Е. «Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство», 1998г.

  3. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб., АОЗТ «Интерс», 1995.

  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

  5. Давыдов В.В. «Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы» - М.,1990 г.

  6. Васильев В. «Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации», Народное образование, Москва, 2000г, №9.

  7. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. «Исследовательская деятельность младших школьников» - Учитель, Волгоград, 2008г

  8. Максимова С.И. «Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 2.- С. 9-13.

  9. Жукова Т.М. «Развитие человека есть развитие его способностей» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.

  10. Ушачев В.П. «Обучение основам творческой деятельности»: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991. - 55 с.

  11. Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения». - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

  12. Сидорчук Т.А. «Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий»: Дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 150 с.








11


Педагогический проект "«Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности»
  • Начальные классы
Описание:

Разработка и реализация педагогического проекта с целью выявления творческих способностей младшего школьника для формирования его успешности и социализации в современном обществе. Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, олимпиады, конкурсы. Школьники будут учиться принимать решения, помогать друг другу, развивать свои способности и понимать свои потребности. Условиями для реализации проекта станет развитие самостоятельности, творческому мышлению, способности анализировать и делать выводы.

Автор Орлова Ирина Станиславовна
Дата добавления 17.08.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 2375
Номер материала MA-060408
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓