Памятка для педагогов
Педагогический
опыт
Способы
представления и распространения педагогического опыта
Педагогический опыт в широком смысле – это такое
мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и
воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя,
руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической
компетенции педагогических работников образовательных учреждений.
Педагогический опыт в узком смысле означает такую
педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории,
вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему
совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной
деятельности.
Изучение, обобщение и распространение педагогического
опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных
обязанностях методистов и, как правило, в большинстве дошкольных учреждений это
наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.
Выявление
образцов педагогической деятельности или педагогического опыта
Методы выявления:
- анализ
результатов мониторинга качества образования дошкольников;
- просмотр занятий
в образовательном учреждении;
- оперативный и
тематический контроль;
- конкурсы
профессионального мастерства, конференции, семинары, другое.
- анализ анкет
педагогов.
Изучение
педагогического опыта
Методы изучения:
1. Анализ документов:
исследование результатов педагогической деятельности на основе
мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера)
автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон
в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических
материалов; материалов аттестации и др.
2. Анкетирование:
социологическое исследование значимости изучаемого опыта для
коллег, родителей (возможно, но необязательно).
3. Анализ:
выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих
компонентов в их взаимосвязи.
4. Наблюдение:
сбор информации при наблюдении
5. Сравнение:
метод исследования, сущность которого состоит в том, что
проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.
6. Метод самооценки:
метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства
среди других людей.
7.
Диагностика: установление
состояния диагностируемых объектов и др.
Обобщение
педагогического опыта, его описание,
уровни
(практический,
научный, методический).
Соотнесение
уровней и формы обобщения:
1. Практический,
формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет,
выставка, реферат, справка.
2. Методический,
формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы,
авторская школа, видео, другое.
3.
Научный,
формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках
научно-практических конференций, монографии, другое.
Распространение опыта проводится в различных формах и
осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной,
всероссийский и т.д.
Методы распространения:
-
Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного
материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);
-
Коллективный просмотр;
-
Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему
работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких
просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он
поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает
детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает
задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём,
способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа
о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы
результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в
какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно
превышать 3-4 человека;
-
Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая
рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование
на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов
организации детей;
-
Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или
сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными
педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным
технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
-
Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей
работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего
проводятся обсуждение и оценка материала;
-
Представление материалов в методическом кабинете.
Формы распространения ППО:
Семинар-практикум,
Педагогическая
мастерская,
Мастер-класс,
Аукцион
«педагогических идей»,
Банк
педагогического опыта,
Творческий
отчёт,
Печатные
способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т.п.),
Общественная
презентация опыта,
Информационная
выставка,
Стендовый
доклад,
Педагогический
совет,
Заседания
методического объединения,
Различные
конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Урок года», «Конкурс
методических разработок» и др.),
разработка
авторских спецкурсов (мастер-классов), стажерских площадо,
конференция,
научно-практический
семинар,
авторский
сайт, блог,
брошюры,
плакаты с методической направленностью,
видеоматериалы
(фильм методической направленности),
круглый
стол,
пакет
документов (методические рекомендации),
портфолио
с приложениями,
информационное
сопровождение деятельности ОУ-партнеров,
создание
консультационного пункта,
диск,
выставка
(виртуальная или реальная).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.