Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад комбинированного вида №53»
Асбестовcкого
городского округа
Свердловской
области
ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.
Автор:
Л.П.Гимадиева, учитель-логопед
2015 год
Дошкольники – первая ступень в
образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства»,
но и вариативности развивающих форм этой поддержки. ФГОС является стандартом
качества ДО, качества полноценной творческой жизни детей в ДОУ. Принятие
Стандарта приведет к росту социального статуса
детства. А это значит, что возрастет социальный статус,
прежде всего, самих детей, их семей, дошкольного учреждения,
воспитателей - и по уровню профессиональной компетентности, и
по финансовому уровню. Стандарт нацелен на
создание комфортных условий для воспитания
ребенка и на обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и
творчеству.
ФГОС включает в себя требования к:
1.
Структуре ООП.
2.
Условиям реализации ООП.
3.
Результатам освоения ООП.
В ФГОС ДО
сказано:
« III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ
РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО.
3.2.3. При
реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их
дальнейшего планирования).
Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации образования (в том числе поддержки
ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития); такая оценка развития детей, которая
необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения
«обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При
этом согласно данной статье Стандарта такая
оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным
инструментом педагога, которым он может воспользоваться при
необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка
или о динамике такого развития по мере реализации Программы.
2)
оптимизации работы с группой детей. Педагог имеет право по собственному
выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся
различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической
диагностики в группе Организации, или проводить ее самостоятельно.
Таким образом, Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит
проблему педагогической диагностики в новом контексте развития
образовательной деятельности.
В соответствии с профилем группы
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
образовательная область «Речевое развитие» (Таблица № 1) выдвинута на первый
план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов
формирования личности, а также имеется в виду принцип интеграции
образовательных областей, который включает задачи речевого развития не только в
образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.
Работой по образовательной области «Речевое
развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к
работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями
учителя-логопеда.
В логопедической группе
коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью
его является выравнивание речевого и психофизического развития детей, и необходимость
индивидуализации образования обусловлена тем, что любое воздействие на ребенка
преломляется через его индивидуальные особенности. Они составляют те
«внутренние условия», без учета которых невозможно достичь эффективности коррекционной
деятельности.
Цель: определить эффективные пути коррекционного
логопедического воздействия через индивидуально-личностный подход к выбору
методов, форм и приемов логопедического воздействия, осуществление оценки и
контроля динамики речевого развития детей.
Задачи:
1.
Выявить
индивидуальные особенности развития ребенка.
2.
Определить наиболее эффективные пути
коррекционного логопедического воздействия, разработка технологии речевой
реабилитации каждого ребенка и группы детей в целом.
3.
Осуществлять
оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития, и
скорректировать коррекционный процесс в отношении конкретного ребенка, и
группы детей в целом.
Реализация принципов ФГОС,
а именно поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и
гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение личности
ребенка, реализация программы в формах, специфичных для детей с тяжелыми
нарушениями речи, продолжает ориентировать учителя-логопеда на
индивидуализацию образовательной деятельности и предполагает ее построение на
диагностической основе.
ФГОС ДО
предполагает, что при реализации программы учителем- логопедом проводится
оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Она
связана с оценкой эффективности педагогических воздействий и лежит в основе
дальнейшего планирования коррекционно-образовательной деятельности. По сути,
согласно ФГОС ДО,
педагогическая диагностика выступает как механизм, позволяющий выявить
индивидуальные особенности развития ребенка, выявить
характер речевой патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные
особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также
наличие сохранных звеньев, на основе чего определить
его перспективы и в направлении их достижения индивидуализировать коррекционную
деятельность, выбрав адекватные методы коррекции и
компенсации дефектных механизмов. Дети с речевой патологией имеют различные
стартовые возможности, вариативность недоразвития основных компонентов речевой
системы. Динамика развития ребенка детерминирована большим количеством
факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить уровень развития
и возможность реализации компенсаторных возможностей. Важно иметь представления
о различном реабилитационном потенциале детей, включающем когнитивный,
мотивационный, коммуникативный компоненты.
Педагогическая диагностика необходима
для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных
благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая
диагностика позволяет учителю-логопеду понять, в верном ли направлении он
осуществляет свою деятельность с детьми, все ли образовательные потребности
ребенка удовлетворяет, обеспечивает ли переход в процессе образования «зоны
ближайшего развития» конкретного ребенка в «уровень актуального развития». Предлагаемый педагогический мониторинг
предполагает, что на основе полученных диагностических данных будет
скорректирован образовательный процесс в отношении и конкретного ребенка, и
группы детей в целом.
Педагогический мониторинг
логопедической работы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и
промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку
динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.
При планировании этого раздела
учитываю ряд принципов: – принцип комплексного
подхода к изучению речи ребенка (всестороннее обследование и оценка развития
всех сторон речи ребенка и ее моторно-психологической базы); – принцип
целостного системного изучения ребенка (обнаружение не просто отдельных
проявлений нарушений, но и связи между ними, систему нарушений – первичных,
вторичных); – принцип прогностичности, динамического изучения (учет зоны
актуального и ближайшего развития); – принцип качественного и количественного
анализа данных (изучение отношения испытуемого к заданиям, способы ориентировки
в условиях задания, характер ошибок, отношение к результату своей
деятельности); – принцип единства диагностики и коррекции отклонений в
развитии.
Объектом
изучения при обследовании, является речь и ее
моторно-психологическая база у ребенка дошкольного возраста.
Периодичность педагогического
логопедического обследования детей: входное обследование 1– 2 неделя
сентября; промежуточное обследование 3 неделя января (дети «групп риска»);
итоговое обследование 3– 4 неделя мая.
Обследование уровня речевого
развития детей проводится по следующим направлениям:
•
состояние звукопроизношения;
•
фонематические процессы;
•
состояние связной речи;
•
лексико-грамматическое оформление фразы;
•
состояние мелкой моторики;
•
уровень подготовки к обучению грамоте:
формирование навыка усвоения букв и чтения.
Логопедическая
диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не
удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов. Проблема
диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое
значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений
связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное
решение этого вопроса и анализ
психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что нет
разработанных систем мониторинга для дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи. Исходя из этого для педагогической диагностики и изучением состояния
выше перечисленных компонентов речи осуществляется, используя методики З.А.
Репиной, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, В.П. Глухова, Н.В. Нищевой Н.П., Л.В.Лопатиной,
а также Ю.А. Афонькиной, Н.В.Верещагиной, адаптировав к работе с детьми с
тяжелыми нарушениями речи. Состояние речевого развития изучается во время
привычных и естественных для дошкольников видов деятельности (игровая,
коммуникативная, познавательно-исследовательская), а также в качестве основного
метода, наиболее органично вписывающегося в образовательную деятельность в
условиях ДОО, является включенное наблюдение, которое может дополняться
логопедом изучением продуктов детской деятельности, свободными беседами с
детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении
особенностей их ребенка. С целью отслеживания результатов логопедической работы
разработана система педагогического мониторинга, определены способы и средства
контроля (заполняются соответствующие Таблицы № 2- № 7, схемы, карты и т.д.)
Новизна предлагаемой модели
педагогической диагностики индивидуального развития детей определяется тем, что
она разработана с учетом образовательной области
«Речевое развитие» и её приоритетных направлений, определенных ФГОС.
Инновационным является и способ обработки и предоставления результатов педагогической
диагностики, определяющейся теми задачами, на решение которых, согласно ФГОС
ДО, направлена педагогическая диагностика. В образовательной области «Речевое
развитие» в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности
педагогического воздействия. То есть педагогическая диагностика предполагает не
ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты
использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития
каждого ребенка.
Результаты диагностики состояния
фонетико-фонематического развития, лексико-грамматического строя и состояния
мелкой моторики рук детей оценивается по 4-бальной шкале и подробно отражается
в таблицах результатов логопедического обследования детей.
Полученные в ходе педагогической
диагностики данные служат основанием для перехода к реализации задач конструктивно-проектировочной
деятельности, основная цель которой - определение наиболее эффективных
путей коррекционного логопедического воздействия, разработка технологии
речевой реабилитации каждого ребенка, а также для организации методической
работы с педагогами.
Педагогический мониторинг учителя –
логопеда разработан с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи,
идет от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к
уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между
речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта, а
также с учетом образовательной области «Речевое развитие» и её приоритетных
направлений, определенных ФГОС.
Регулярный контроль
результатов коррекционно-развивающей деятельности позволяет не только
отслеживать динамику речевого развития детей, но и способствует эффективному
планированию дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Используемая мной в
работе система мониторинга индивидуальных достижений воспитанников отражает
динамику речевого развития каждого ребёнка и группы детей в целом.
Список
литературы
1.
Афонькина
Ю.А Педагогический мониторинг в новом контексте
образовательной деятельности. Первая младшая группа. Издательство:
Учитель, 2014.
2.
Афонькина Ю.А
Педагогический мониторинг в новом контексте
образовательной деятельности. Подготовительная к школе группа.
Издательство: Учитель, 2015.
3.
Верещагина Н.В. Диагностика
педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной
образовательной организации.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.
- 16 с.
4.
Глухов В.П. Формирование связной речи
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Москва. Изд-во «Аркти»,
2004.
5.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников:
(Дети с общим недоразвитием речи). Изд.: «Просвещение», 1985г.
6.
Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической
диагностике.
7.
Нищева Н.
В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической
группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии
с ФГОС ДО. Санкт-Петербург, 2014 г.
8.
Примерная
адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи. Под ред. профессора Л.В. Лопатиной- СПб .: 2014 г.
9.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
10.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования с комментариями. Министерство общего и профессионального
образования Свердловской области государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования» (ГАОУ ДПО СО «ИРО») кафедра педагогики и
психологии. Екатеринбург 2014
11.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273
– ФЗ «Об образовании в РФ».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».
Речевое развитие дошкольника в
соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как
средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
В ДОУ
Таблица
№ 1
Основные направления работы по развитию речи
детей в ДОУ
|
1.
Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в
соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит
общение
|
2.
Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и
произношения
|
3.Формирование
грамматического строя речи:
|
Принципы развития речи
|
Принцип
взаимосвязи сенсорного умственно
го
и речевого развития
|
Принцип
коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи
|
Принцип
развития языкового чутья
|
Принцип
формирования
элементарного
осознания
явлений языка
|
Принцип
взаимосвязи
работы
над различны
ми
сторонами речи
|
Принцип
обогащения мотивации речевой деятельности
|
Принцип
обеспечения
активной
языковой практики
|
Средства развития речи
|
Общение
взрослых и детей
|
Культурная
языковая среда
|
Обучение
родной речи в ходе совместной образовательной деятельности
|
Художественная
литература
|
Изобразительное
искусство, музыка, театр
|
Занятия
по другим разделам программы
|
Методы развития речи
|
Наглядные:
-
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии);
-
опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание
игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
|
Словесные:
-
чтение и рассказывание художественных произведений;
-
заучивание наизусть;
-
пересказ;
-
обобщающая беседа;
-
рассказывание без опоры на наглядный материал
|
Практические:
-
дидактические игры;
-
игры-драматизации;
-
инсценировки;
-
дидактические упражнения;
-
пластические этюды;
-
хороводные игры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 2
Индивидуальный
речевой профиль
эффективности
коррекционно-развивающих воздействий
воспитанника группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Ф.
И. О. Ребенка
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.