Главная / Русский язык и литература / Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Педагогические условия,

обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности внесло коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность приобрели гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе. Эти тенденции потребовали изменения в формах, методах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности школьников.

В настоящее время большое внимание уделяется активизации читательской деятельности учащихся, поскольку книга во все времена играла особую роль в становлении и развитии личности. Не секрет, что дети практически не читают или читают так мало, что даже в старшей школе у них нет ни читательского, ни жизненного опыта, в чём мы, учителя русского языка и литературы убеждаемся на уроках и во внеурочной работе.

Для полноценного нравственно-эстетического, духовно-нравственного развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеклассной работы в условиях школьной и районной библиотек, в учреждениях дополнительного образования, чем успешно занимаются наши учителя, воспитатели и работники школьной библиотеки.

Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей способна инициировать у учащихся интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением. Поэтому необходимо выявить те педагогические условия, которые обеспечат эффективное взаимодействие школы, библиотеки и семьи.

Под такими условиями понимается создание пространства, в котором бы была представлена совокупность педагогических, психологических, воспитательных факторов, обеспечивающая возможность организовать совместную активную творческую деятельность с целью становления личности и гармонизации межличностных отношений во всех сферах взаимодействия взрослых и ребёнка.

Такими условиями можно назвать:

  • реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов;

  • создание единой читательской среды;

  • формирование рефлексивной позиции школьников на основе психологических особенностей их читательского восприятия, читательского интереса.

Последнее условие реализуется через технологию формирования рефлексивной позиции школьников и невозможно без первых двух условий.

Рефлексия – это размышление, полное сомнений и противоречий; анализ собственного психического состояния.

С точки зрения педагогической науки рефлексию можно рассматривать как механизм усвоения, как условие появления у субъекта новых способов деятельности и новых способностей. Рефлексивная позиция – это способность субъекта к осмыслению жизненных реалий и соотнесение их с установками, взглядами и представлениями на основе своего жизненного опыта.

В случае педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи, направленного на формирование самостоятельной читательской активности школьников, можно определить следующие признаки рефлексивной позиции:

  • принятие, присвоение читателем-школьником жизненного и художественного опыта, отражённого в книге (познание мира и самопознание, самовоспитание, совершенствование эстетического вкуса;

  • расширение «читательского горизонта»;

  • приобретение новых стимулов и ориентиров;

  • интерес к новым темам.

Приведу примеры. На классных часах мы проводим беседы. Они могут быть культурно-нравственной, социальной, рационально-познавательной, индивидуально-личностной направленности: «Человек и его дело», «В мире добра и зла», «Что такое толерантность?», «У меня есть друг», «Человек среди людей», «В поисках красоты», «Агрессивность в отношении людей», «Роль социальных норм в жизни человека»,»Мой город сквозь призму времён», «Жизнь и здоровье человека» и другие. Мы проводим диагностику, деловые или ролевые игры, экскурсии, посещаем музеи; в ходе каждой из бесед ценностно-смысловой диалог происходит с помощью информационного обмена и с учётом интеллектуального развития школьников; в каждой беседе подразумевается проведение нескольких этапов:

  • этап создания точки сопряжения

  • этап организации многоголосия

  • этап структуирования

  • этап ценностно-смыслового самоопределения

  • этап испытания

  • этап рефлексии.

Дичностно-ориентированное обучение представляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, он требует знания структуры личности и её элементов, их связи между собой.

Можно выделить следующие признаки личностного подхода в целостном педагогическом процессе:

  • принятие учителями, учащимися и их родителями единой концепции обучения и воспитания;

  • в основе содержания педагогического процесса лежат общечеловеческие ценности;

  • учащиеся включены в различные виды деятельности с учётом их интересов и склонностей;

  • организация совместной деятельности педагогов и воспитанников происходит через различные активные методы, разнообразные формы и средства, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

  • включённость среды в общеобразовательное учреждение и наоборот;

  • гуманистический характер межличностных отношений всех участников педагогического процесса.

Личностный подход предполагает взаимодействие учителя, родителей и работников библиотеки с детьми на основе веры в их позитивные читательские возможности; инициирование им чувства собственного достоинства, самоуважения; делегирование защиты самоценности и индивидуальности детей.

Технологически это достигается за счёт максимального использования субъектного опыта и субъектной творческой читательской активности родителей, детей и других участников процесса, умелой подачи обратной связи.

Индивидуальность – это обобщённая характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых и их эффективная реализация в игре, учении, труде и спорте определяют индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – и это главное для человека – в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В качестве необходимого условия реализации педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребёнка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности. Становление субъективности более эффективно может осуществляться при наличии единого читательского пространства – ЕЧП – в триаде школа – библиотека – семья и преемственности в воспитании и образовании школьника.

Суть условий реализации субъектной активности школьников через создание ЕЧП выражается в следующих предпосылках:

  • удовлетворение читательских потребностей школьников;

  • моделирование видов творческой учебной и досуговой деятельности;

  • добровольность участия в ней школьников и родителей;

  • максимальная ориентация на субъектный опыт ученика;

  • становление эмоционально-ценностного отношения ребёнка к книге, к себе, ко всему сущему на основе своего читательского ижизненного опыта;

  • формирование ответственности и самостоятельности ребёнка.

Личностный и деятельностный подходы неразрывно связаны друг с другом.

Деятельность – это форма активного, целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, обусловленная «нуждой»,»необходимостью» в чём-либо. Деятельность педагогов и родителей на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения школьниками сообщаемой информации. Деятельность школьников направлена на усвоение этого опыта. Таким образом, человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет и корректирует её. В то же самое время сама деятельность формирует человека как субъекта.

Итак, личностно-ориентированный и деятельностный подходы как необходимое условие процесса педагогического взаимодействия школы и семьи предполагают:

  • организацию ЕЧП в совместной деятельности с родителями и библиотекарями и управление целенаправленной читательской деятельностью школьника в контексте его жизнедеятельности с целью становления его личности;

  • переориентацию процесса обучения на решение самими школьниками конкретных учебных задач познавательных, исследовательских, диагностических);

  • изменение характера отношений с родителями и детьми с субъект-объектных на субъект-субъектные, где взаимодействие выступает как сотрудничество, партнёрство, доверительность при организующей, координирующей, положительно стимулирующей и поддерживающей позиции учителя;

  • формирование у школьников потребности в усвоении новых знаний и более совершенных читательских и коммуникативных умений;

  • обеспечение учителем возможностей личностных проявлений учащихся во всех ситуациях, их творческой и читательской активности и удовлетворения от процесса общения и обучения.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что учитель, реализующий личностно-ориентированный и деятельностный подходы в процессе организации педагогического взаимодействия школы и семьи, развивает у школьников не только чувство читательской компетентности и стремление быть в обществе других людей, но и в значительной степени и чувство уверенности в себе, в своих знаниях как предпосылки самоактуализации.

В ходе работы реализуются следующие принципы:

  • системности (связь с администрацией школы, школьной и районной библиотеками, учреждениями дополнительного образования, преемственность в вопросах воспитания младших школьников);

  • комплексности (интеграция классных руководителей, воспитателей ГПД, учителей- предметников, сотрудников библиотек, родителей);

  • превентивности (раннее выявление «не читающих» детей, не заинтересованных в совместной деятельности, активная «профилактическая» работа с ними);

  • творчества.

Учитель выступает как посредник, это менеджер, осуществляющий интеграцию школьных ресурсов, библиотечной и компьютерной базы и образовательного потенциала семьи. Очень важно в этом случае умение учителя русского языка и литературы согласовать и упорядочить эту работу.

Эти подходы выявляют новые формы, правила, способы и средства активизации читательской и коммуникативной деятельности, то есть происходит развитие не только читательских способностей, навыков творческого чтения, общения со сверстниками и родителями по поводу прочитанного, компетентности в общении, но и становление личности школьника в целом.











Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.
  • Русский язык и литература
Описание:

Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности внесло коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность приобрели гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе. Эти тенденции потребовали изменения в формах, методах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности школьников.

В настоящее время большое внимание уделяется активизации читательской деятельности учащихся, поскольку книга во все времена играла особую роль в становлении и развитии личности. Не секрет, что дети практически не читают или читают так мало, что даже в старшей школе у них нет ни читательского, ни жизненного опыта, в чём мы, учителя русского языка и литературы убеждаемся на уроках и во внеурочной работе.

 

Для полноценного нравственно-эстетического, духовно-нравственного развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеклассной работы в условиях школьной и районной библиотек, в учреждениях дополнительного образования, чем успешно занимаются наши учителя, воспитатели и работники школьной библиотеки.

Автор Володёнок Ольга Евгеньевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 410
Номер материала 36614
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓