Главная / Директору-завучу / Педагогические размышления о профилактике студенческого экстремизма

Педагогические размышления о профилактике студенческого экстремизма

Педагогические размышления о профилактике студенческого молодёжного экстремизма


А.В. Тутолмин (Глазов)


В статье рассматриваются вопросы профилактики молодежного экстремизма с позиций социальной педагогики и психологии. Особое внимание предлагается уделять социо-воспитательному контексту, в котором происходит противодействие молодежному экстремизму. Автор указывает на ряд существующих трудностей и делится опытом социально-педагогической работы по профилактике молодежного экстремизма в студенческой среде. Предлагаются способы и педагогические технологии формирования социальной компетентности и социально-психологической устойчивости личности в условиях педагогического процесса вуза.

Ключевые слова: студенческая молодежь, молодежный экстремизм, профилактика молодежного экстремизма, экстремальное поведение молодежи, тьюторика, воспитание, социальное проектирование.

Key words: students, youth extremism, prevention of youth extremism, extreme behavior of youth, tudorica, education, social engineering.


 

 

Современная действительность общественного развития такова, что проблемы адаптации человека к условиям всех сфер жизнедеятельности только множатся и углубляются. Это и страх оказаться в рядах неконкурентоспособных, невозможность человеку, в силу своих психологических особенностей развития, реализовать своё призвание как личность и индивидуальность и т.д.

Создаётся впечатление, что социальные проблемы не решаются потому, что ими никто всерьёз не занимается. Хотя, если обратиться к научной литературе и современной публицистике в СМИ, то нетрудно заметить, что вопросами воспитания детей и юношества, и учёные, и, что особенно прискорбно, педагоги-практики начинают заниматься лишь временами. А именно тогда, когда вдруг, этими проблемами озаботятся «государственные мужи», получив неутешительные результаты мониторинга социального напряжения в стране. И то, только после того, как из государственной казны, например по инициативе Президента РФ станут доплачивать учителям за классное руководство, или по-современному за «тьюторство».

Так, по проблеме молодёжного экстремизма досконально исследованы истоки, социально-экономические и политические предпосылки, начиная с расслоения общества на бедных и богатых и заканчивая манипулированием общественным мнением. Известны и социально-психологические предпосылки молодёжного экстремизма, к которым учёные относят так называемые «эффекты», начиная с эффекта «когнитивной экономии» и «ингруппового фаворитизма» до «эффекта ложной репрезентативности» и «оправдания собственных насильственных (противоправных) действий [1].

Известно также, что в отличие от экстремитсткого (агрессивного противоправного) экстремальное поведение у молодёжи проявляется как крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ и привилегий, как для себя, так и депривированных социальных групп [2].

Современная отечественная и, в особенности, зарубежная социально-педагогическая наука в качестве альтернативы экстремизму предлагает формирование и развитие у молодёжи толерантности. И даже вместо адаптивности как необходимого качества личности для успешной адаптации к современным, новым и порой неожиданным для человека условиям жизнедеятельности, выдвигается именно толерантность [9].

Однако на практике «принципы толерантности, утверждённые резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., почему-то не работают. Оказывается «ни деньгами», «ни законодательно» обостряющаяся проблема «просыпающегося социального вулкана» не решается. Что же тогда делать? Хороший вопрос, в котором, на наш взгляд, и есть ответ. Этот ответ скрыт в слове «делать». Делать «по-науке» и профессионально. И чтобы государство, несомненно, материально поддерживало, но не мешало педагогической общественности осуществлять воспитание подрастающих поколений по законам педагогики, а не по законам капиталистической экономики.

Изучение истории вопроса свидетельствует о том, что теория и практика педагогически организованного гуманистического воспитания создавалась на протяжении столетий и вдруг, в одночасье в «отдельно взятой стране» было разрушено. Сначала, по политическим соображениям, «новая капиталистическая власть» однозначно заявила: «Нет коммунистическому воспитанию!», а затем чиновники от педагогики и «адаптированные представители «оказаний образовательных услуг поддакнули: «Нет воспитанию!». И на десятилетия превратили Воспитание в «заброшенную территорию».

Следует констатировать тот факт, что целостной системы воспитания не стало. Закономерно предположить, что бездеятельность «институциональных органов воспитательных дел» (министерств и ведомств образования и науки) не может остановить объективный процесс передачи образцов социального взаимодействия от старшего поколения к молодёжи, вступающей в новую жизнь. Проводниками социального опыта общественно значимых «общечеловеческих ценностей» являются педагоги, воспитатели. И, несмотря на то, что научно обоснованную «логику деятельности воспитателей» (Ю.П. Сокольников) большинство даже профессионально подготовленных педагогов не знают и, соответственно ей не следуют, тем не менее, осуществляют как отражение реально существующих отношений в современном мире. И если мир не хочет мира, очень непросто педагогу (учителю) нести молодому поколению Истину, «сеять Разумное, Вечное, Доброе».

Обратимся к анализу конкретного опыта воспитательной работы со студенческой молодёжью в провинциальном моногородке с его «пакетом социальных проблем», одной из которых является невостребованность молодёжи на градообразующем предприятии со всеми вытекающими из этого, явно затянувшегося положения социальной несправедливости, последствиями.

Справедливости ради, следует признать, что в вузах страны с недавнего времени функционируют управления по воспитательной и социальной работе (ВиРС). И, если ретроспективно сделать обзор ежегодных отчётов вузов по ВиРС, то нетрудно заметить, что есть такие направления работы, как вовлечение молодёжи в студенческое самоуправление; обеспечение студентов социальными стипендиями, наряду со стипендиями за успехи в учебной, исследовательской работе, спорте, культурной и художественно-творческой деятельности. Кроме того в вузах введён «институт кураторства», правда, как правило в усечённом виде – только на младших курсах. Интересным нововведением в нашем вузе стало привлечение ярких лидеров – студентов старших курсов для воспитательной работы с младшекурсниками в качестве тьюторов. Несомненно, такая социально-педагогическая инновация привнесла в студенческую жизнь младшекурсников ряд неоценимых воспитательных моментов: от реальной помощи тьютора в адаптации студентов-первокурсников к условиям вузовского обучения (профессионализации) до раскрытия и реализации личностных потенциалов каждым студентом.

Чтобы занять студентов социально ценной продуктивной деятельностью во внеучебное, досуговое время, управление ВиРС организует самые разнообразные культурно-массовые, воспитательные, в том числе и профилактические мероприятия, смотры, конкурсы и т.д. Достаточно действенным подспорьем в организации студенческого досуга в институте являются кружки и клубы по интересам, концертная деятельность студенческих вокальных ансамблей музфака, камерного хора и вокального ансамбля преподавателей «Берёзка», секции, группы здоровья.

Заслуживает особого внимания создание и деятельность поискового отряда «Феникс» и открытие одноимённого Музея, играющего важную роль в военно-патриотическом воспитании студенчества.

Возрождена «Школа вожатых», деятельность которой ориентирована на комплексную воспитательную работу в лагерях отдыха детей. Пожалуй, из всего выше охарактеризованного нами именно «школа вожатых», в силу своей многофункциональности и является тем необходимым видом профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов к «классному воспитанию», органично включающим в себя воспитание нравственности и патриотизма, духовности и гражданского самосознания.

Не менее эффективные воспитательные возможности таят в себе содержание педагогического образования и мастерство преподавателя на лекционных и семинарско-практических занятиях. Так, при изложении учебных тем о социализации, воспитании, развитии, преподаватели психолого-педагогических дисциплин вуза умело используют фрагменты видео-лекций академиков РАО Н.Д. Никандрова - «Воспитание и социализация в современной России – риски и возможности» и Д.И. Фельдштейна «Психология развития человека как личности» [10].

Существует расхожее мнение в преподавательской среде, что студенческий возраст, в отличие, например от детства уже не нуждается в воспитании. Дескать, у студенческой смолодёжи на ступени вузовского образования наиболее актуальным делом является профессиональная подготовка будущих специалистов. А андрагогика – это пережитки далёкого прошлого?!

Если хорошенько вдуматься в подобные «лозунги», то за всем этим «демонстративным фасадом» скрывается не что иное, как неспособность (и, поэтому нигилистическое нежелание) выстроить элементарную собственную программу воспитательного взаимодействия со студентами.

С чего же начинать воспитание студенческой молодёжи?

Ниже мы, тезисно, представляем некоторые соображения по данному вопросу.

1. Формирование гражданского самосознания и социально-психологической устойчивости у первокурсников на этапе пропедевтической профессионально-творческой подготовки мы начинаем с организации индивидуального поиска каждым студентом биографических данных о своей фамилии, родословной, т.е. осуществляем виртуальный ономастикон в сети интернет.

2. Составление этического словаря на основе замечательной методики освоения подростками и молодёжи этических норм и понятий. Хорошим подспорьем в организации подобной работы является книга-пособие Коч Л.А. Креативная Этика [3

.3. Прививки от заражения человеческими пороками – «Вредные игры», психология воспитания на основе «Провокативной педагогики» [2].

4. Onlain–презентации, коллективная подготовка и выпуск факультетской газеты-малотиражки о студенческой, социально насыщенной жизнедеятельности, социальная локальная сеть.

5. Воспитание на учебных занятиях.

Образцами настоящего воспитания студентов в учебном процессе являются хорошо продуманные, спроектированные импровизации в педагогических ситуациях «воспитания ума и сердца» (Д.Б. Кабалевский).

Например, на лекции по теории и методике музыкального воспитания школьников преподавателем в драматургию занятии «вплетается» исполнение ансамбля «Любэ» в стиле русской народной песни в accapella звучании полюбившейся молодёжи песни о России «Выйду ночью в поле с конём» («Конь». А Шаганов., И. Матвиенко). Уже с первых тактов песни почти все студенты (будущие педагоги) с вообще-то нехарактерным для них, но точнее не скажешь – упоением, и не подпевают, а именно поют! Поют хором, вдохновенно, проникновенно! По горящим глазам, глубоко осмысленным взглядам безошибочно понимаешь, что здесь выражен неподдельный патриотизм в эмоциях, чувствах, помыслах. Эстетико-нравственный воспитательный эффект налицо.

Другим примером педагогически целесообразного воспитания будущих педагогов может служить организация преподавателем проблемных студенческих групп по изучению современных тенденций патриотического и гражданского самосознания у молодёжи. Студентам предлагается посетить несколько почтовых отделений и понаблюдать за тем, как обслуживают пожилых людей, простоявших, порой, по нескольку часов в очереди за получением пенсии и выплат ветеранских, оплаты коммунальных платежей и т.д. К сожалению, вопиющие ситуации некорректного обращения со стариками со стороны, как правило, молодых почтовых служащих – не редкость. Причинами тому являются не столько социально-экономические условия, а элементарная невоспитанность, шокирующее неуважение к пожилым людям. А это уже проблема социально-педагогическая.

До написания курсовой или дипломной работы студенты-педагоги наяву сталкиваются с противоречием в отношениях «стариков и детей», осознают актуальность, важность и значимость научного поиска в решении проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. В свою очередь, вдумчивая исследовательская работа студентов-педагогов, стимулируемая подобными жизненными наблюдениями и обобщениями, оказывает непосредственное воспитательное влияние на самих будущих педагогов, их гражданскую позицию.

Авторы исследований, посвященных проблематике профилактики молодёжного экстремизма, в качестве перспективного направления рассматривают становление и развитие социально-психологической устойчивости личности. Однако существующие в настоящее время способы повышения социальной компетентности как одной из составляющих зрелости личности студента оказываются неэффективными. Очевидно, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. Поэтому необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность.

В своей педагогической практике мы применяем социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение студентов к окружающим, на активизацию их творческой самостоятельности и инициативности, лидерских и творческих способностей.

Сущность социо-игрового стиля работы со студентами заключается в том, что «мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки» [1.c.37].

Следуя этим советам, занятия организуются как «игра-социальная жизнь» между микрогруппами студентов (малыми социумами) и одновременно в каждой из них; социо-игровая технология системно используется как на практических занятиях, так и при организации внеаудиторной, досуговой деятельности студенческой молодёжи. Это дает возможность объединить их общим делом общественно значимой направленности.

Особую роль в формировании социальной компетентности необходимо уделять рефлексии. Студент вуза в силу возрастного развития способен отнестись к себе рефлексивно. Рефлексия связана с новым этапом развития самосознания студента. В целом рефлексия в юношеском возрасте — это анализ студентом собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексивная деятельность является обязательным моментом любого процесса, связанного с саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием. Одним из основных моментов образовательного процесса можно считать педагогическую рефлексию студентов и педагога во время лекционных и семинарско-практических занятий. Процесс рефлексии снимает недовольство друг другом в процессе общения, как между студентами, так и между студентом и преподавателем, способствует развитию сотрудничества и толерантности.

Диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения студента в диалог. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте каждого студента. В технологическом плане становление и развития социальной компетентности личности студента, его социально-психологической устойчивости к проявлениям различного рода девиациям и экстремизма хорошо зарекомендовали себя педагогические технологии (проектные, игровые и групповые).

Групповая работа и взаимодействие самих студентов в ней является эффективным способом развития социальной компетентности каждого обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у студентов необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Традиционная воспитательная среда вуза не позволяет эффективно формировать социально-значимые качества личности. В качестве инновационной технологии в нашем вузе активно применяется технология социального проектирования, с помощью которой гражданско-нравственные, мировоззренческие и политические идеи могут стать личным достоянием, личным приобретением студента в рамках дополнительных пространств самореализации личности во внеаудиторное время (в кружках, секциях, клубах, общественных объединениях и т.д.) [6].

С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для студентов практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их выполнение [4].

Именно в ходе социального проектирования формируются те значимые, одобряемые обществом навыки социального поведения, выбор которых мотивируется и осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, одним из факторов эффективности работы со студентами по профилактике молодёжного экстремизма является научно обоснованное, педагогически организованное воспитание, с учётом современных обстоятельств времени и места, запросов современной молодёжи на активное участие в различных сферах социальной жизнедеятельности, с применением современных интерактивных способов воспитательного взаимодействия.


Литература:

  1. Букатов В.М., Ершова А.П. Социо-игровые подходы к педагогике.- М., 2011. 

  2. Енин А.В.. Вредные игры: плюс и минус. – Воронеж: Изд. Дом Китеж, 2009)

2. Иванов А.П., Устинкин С.В., Балашов Ю.А., Рудаков А.В., Российская молодёжь под ударом политтехнологий: монография/ Под ред. д.и.н., проф. С.В. Устинкина. — Н. Новгород: Из-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2008.

3. Коч Л. А. Креативная Этика. – М.: МПСИ. 2010.

  1. Луков В.А., Миневич Я. В. Будущие политики: Социализация студентов, ориентированных на профессиональную политическую деятельность: науч. монография. М.; Изд-во нац. ин-та бизнеса, 2004. С. 47–60.

  2. Молодёжь России на рубеже веков / Материалы Международной научно-практической конференции, Березники, 1999. — 333 c.

6.  Тутолмин А.В. Профессионально-творческая компетентность педагога начального образования: методологические аспекты [Текст]: монография / А.В. Тутолмин. - М: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова, 2006.

7. Тутолмин А.В. Компетентностная педагогическая поддержка нравственного воспитания младших школьников // П.А. Тутолмин-Линдт, А.А. Тутолмин, А.В. Тутолмин. – Глазов: ГГПИ им. В.Г. Короленко, 2008.

8. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников [Текст]: монография / А.В. Тутолмин. – Глазов: ГГПИ им. В.Г. Короленко, 2003. – 172 с.

9. Бютнер К. Как жить с агрессивными детьми? – СПб, 2007.

10. Фельдштейн Д.И.. Психология развития человека как личности


6


Педагогические размышления о профилактике студенческого экстремизма
  • Директору-завучу
Описание:

В статье рассматриваются вопросы профилактики молодежного экстремизма с позиций социальной педагогики и психологии. Особое внимание предлагается уделять социо-воспитательному контексту, в котором происходит противодействие молодежному экстремизму. Автор указывает на ряд существующих трудностей и делится опытом социально-педагогической работы по профилактике молодежного экстремизма в студенческой среде. Предлагаются способы и педагогические технологии формирования социальной компетентности и социально-психологической устойчивости личности в условиях педагогического процесса вуза.

 

Ключевые слова: студенческая молодежь, молодежный экстремизм, профилактика молодежного экстремизма, экстремальное поведение молодежи, тьюторика, воспитание, социальное проектирование.

Автор тутолмин Александр Викторович
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 486
Номер материала 20943
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓