Главная / Математика / Педагогические чтения "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"

Педагогические чтения "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"

Название документа ДОКЛАД.docx

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: формирование ключевых компетенций на уроках математики

Проблема

Молодому поколению, вступающему в самостоятельную жизнь, необходимо быть конкурентноспособным специалистом. Для формирования успешности недостаточно урочного времени по математике, поэтому возникает потребность в осознанной внеурочной деятельности.

Реализация ключевых компетенций во внеурочной деятельности

Цель: Используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями обучающегося с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Задачи;

  • Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.

  • Учить добывать нужную информацию

  • Совершенствовать навыки работы в команде

  • Прививать навыки самостоятельной, творческой работы.

  • Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.

  • Прививать навыки саморазвития и самовыражения.


Средства:

  • Проекты

  • Игры

  • Кроссворды

  • Электронные учебники

  • Буклет

  • Коллаж

  • Презентации



Содержание деятельности обучающихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:

  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

  • умение давать оценку своим действиям;

  • ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

  • осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);

  • умение выражать собственное мнение и т. д.

Компетенция — это способность обучающегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения профессиональных и теоретических задач.

  • ценностно–смысловая, (Формирование ценностно-смысловой компетенции. При решении задач прикладного характера)

  • общекультурная, (Составление задач с информационно – познавательной, исторической, экологической, здоровьесберегающей  направленностью.

Анализ составленных задач происходит на уроке учениками  с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…)

  • учебно–познавательная,( Составление практико-ориентированных задач с практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические исследования явлений реального мира

При составлении задач учащиеся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию.

Учащиеся развивают умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. )

  • информационная, ( Использование при составлении задач различных источников информации: книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии, интернет.

Владея навыками использования информационных устройств, ориентируясь в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое. Информационная компетентность состоит из следующих компетенций:

умение найти информацию

Обработать

Передать

Сохранить

Критическое отношение к информации)

  • коммуникативная, (Подразумевает использование различных коллективных приёмов на занятиях математикой: работа в группе, парах, дискуссия, дидактические игры и другие. )

  • социально–трудовая, (Задачи на применение геометрического материала.

Задачи на стоимость товара.

Задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде.)

  • личностного совершенствования. (Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу , формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно: использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме; работать со справочниками; использовать Интернет-ресурсы; подготавливать презентации.)

Работая над реализацией ключевых компетенций во внеурочной деятельности мои студенты принимают активное участие в Интернет-конкурсах, олимпиадах, в научных обществах учащихся и имеют дипломы и сертификаты Всероссийского конкурса «Я Энциклопедия» 2013 – 2014, сертификаты участников «Краевой конкурс научно – исследовательских работ» (2013 год), свидетельства о публикации на сайте videouroki.net (2013 год), свидетельства о публикации на сайте www.Infourok.ru (2013 год),участие в научно – практических конференциях студентов (2013 год), диплом 1 –й степени «Молодой программист» (2011 год), олимпиады различных уровней, участие в Краевом проекте «Патриот».

РЕЗУЛЬТАТ:

  • Повышение интереса к предмету

  • Участие учащихся в олимпиадах и различных конкурсах

  • Проектная деятельность по предмету

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Формирование предметных компетенций во внеурочной деятельности

  • . это способность структурировать данные (ситуацию),

  • вычленять математические отношения,

  • создавать математическую модель ситуации,

  • анализировать и преобразовывать ее,

  • интерпретировать полученные результаты



Название документа Педчтения ВЕНЕРА .ppt

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА Формирование ключевых компетенций на уроках математики ...
Проблема Для формирования успешности недостаточно урочного времени по математ...
Наполнить математическое образование ЗУН, связанными с личным опытом и потре...
ценностно–смысловая, общекультурная, учебно–познавательная, информационная, к...
Повышение интереса к предмету Участие учащихся в олимпиадах и различных конку...
Формирование предметных компетенций во внеурочной деятельности
. это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА Формирование ключевых компетенций на уроках математики ИНД
Описание слайда:

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА Формирование ключевых компетенций на уроках математики ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА Малкова В.А. Преподаватель математики ГБОУ СПО «Горнозаводский политехнический техникум»

№ слайда 2 Проблема Для формирования успешности недостаточно урочного времени по математике
Описание слайда:

Проблема Для формирования успешности недостаточно урочного времени по математике, поэтому возникает потребность в осознанной внеурочной деятельности.

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Наполнить математическое образование ЗУН, связанными с личным опытом и потребно
Описание слайда:

Наполнить математическое образование ЗУН, связанными с личным опытом и потребностями обучающегося, чтобы он мог осуществлять продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. ЗАДАЧИ

№ слайда 5 ценностно–смысловая, общекультурная, учебно–познавательная, информационная, комм
Описание слайда:

ценностно–смысловая, общекультурная, учебно–познавательная, информационная, коммуникативная, социально–трудовая, личностного совершенствования.

№ слайда 6 Повышение интереса к предмету Участие учащихся в олимпиадах и различных конкурса
Описание слайда:

Повышение интереса к предмету Участие учащихся в олимпиадах и различных конкурсах Проектная деятельность по предмету

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Формирование предметных компетенций во внеурочной деятельности
Описание слайда:

Формирование предметных компетенций во внеурочной деятельности

№ слайда 9 . это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические от
Описание слайда:

. это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты

№ слайда 10
Описание слайда:

Название документа ТЕЗИСЫ.docx

Реализация ключевых компетенций во внеурочной деятельности

Малкова Венера Александровна,

Преподаватель математики

Горнозаводского политехнического

Техникума


Предметные, а тем более межпредметные, личностные компетенции формируются не только в процессе обучения в учебном заведении, но и под воздействием культуры, религии, социальной среды, института семьи и многих других факторов. Жизнь в современном обществе предъявляет ряд конкретных требований: быстрого и эффективного действия в проблемных и незнакомых ситуациях, умения ориентироваться в потоках информации, критично ее оценивать и использовать, и конечно самостоятельно создавать новые продукты деятельности. 

Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего индивидуального образовательного маршрута с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Кроме этого, компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование, на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:

  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

  • умение давать оценку своим действиям;

  • ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

  • осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);

  • умение выражать собственное мнение и т. д.


Для реализации цели (внеурочной деятельности) я провожу различные викторины, математические ребусы, загадки, шарады, создаю и применяю интерактивные кроссворды, с помощью конструктора сайтов создаю совместно с учащимися электронные пособия по определенной теме.

Также в своей деятельности использую метод проектов.

Проводимые нами проекты являются одновременно и исследовательскими, и творческими. Работа по подготовке проекта всегда начинается с постановки цели, с обдумывания того, зачем проект нужен учителю и учащимся.

В основе большинства проектов лежит групповая работа, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных учащихся, сами распределяют роли. Очевидно, что при таком подходе школьники работают активно и самостоятельно. Моя роль в этом случае – ненавязчивый контроль и консультация перед их выходом на защиту проекта.

Современная психология утверждает, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать его в нормальном состоянии, обеспечивать психологическую разрядку. Игра выполняет ряд функций: функцию самореализации, коммуникативную, диагностическую, терапевтическую, развлекательную, функцию реализации задач возраста.

Поэтому в своей педагогической деятельности я часто использую игры, такие как «Слабое звено», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером.

Результаты:

  1. Сорокин Артур (Сертификат участника Всероссийского конкурса «Я Энциклопедия» 2013 – 2014)

  2. Рожков Никита (Сертификат участника Всероссийского конкурса «Я Энциклопедия» 2013 – 2014)

  3. Шифнер Алексей (Сертификат участника Всероссийского конкурса «Я Энциклопедия» 2013 – 2014)

  4. Мамаева Анна (Сертификат участника Всероссийского конкурса «Я Энциклопедия» 2013 – 2014)

  5. Перина Ольга (Сертификат участника Всероссийского конкурса «Я Энциклопедия» 2013 – 2014)

  6. Шумова Наталья (Сертификат участника Краевой конкурс научно – исследовательских работ 2013 год)

  7. Аникаев Вадим (Сертификат участника Краевой конкурс научно – исследовательских работ 2013 год)

  8. Азанова Анастасия (Сертификат участника Краевой конкурс научно – исследовательских работ 2013 год)

  9. Евсейчик Екатерина (Свидетельство о публикации 2013 год)

  10. Кетов Александр (Свидетельство о публикации 2013 год)

  11. Шифнер Алексей (Свидетельство о публикации 2013 год)

  12. Сираев Альберт (Сертификат участника Научно – практическая конференция студентов 2013 год)

  13. Кудаков Андрей (Диплом 1 –й степени «Молодой программист» 2011 год)


Список литературы:

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. – 2002, № 5.

  2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования. Высшее образование сегодня. – 2002, № 5.

  3. Макотрова Г.В. Учебно-исследовательская культура учащихся. Педагогика – 2007, № 1.



Педагогические чтения "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"
  • Математика
Описание:

Предметные, а тем более межпредметные, личностные компетенции формируются не только в процессе обучения в учебном заведении, но и под воздействием культуры, религии, социальной среды, института семьи и многих других факторов. Жизнь в современном обществе предъявляет ряд конкретных требований: быстрого и эффективного действия в проблемных и незнакомых ситуациях, умения ориентироваться в потоках информации, критично ее оценивать и использовать, и конечно самостоятельно создавать новые продукты деятельности. 

 

Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего индивидуального образовательного маршрута с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Кроме этого, компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование, на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Автор Малкова Венера Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 530
Номер материала 47400
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓