Главная / Начальные классы / Педагогическая студия "Воспитание духовно – нравственной культуры младших школьников в условиях работы кружка»

Педагогическая студия "Воспитание духовно – нравственной культуры младших школьников в условиях работы кружка»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Быковская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России С.А. Арефьева» Быковского муниципального района Волгоградской области




«Обобщение педагогического опыта. Педагогическая студия

«Воспитание духовно – нравственной культуры младших школьников в условиях работы кружка»







Выполнила:

учитель начальных классов МКОУ «Быковская СОШ №1» Быковского муниципального района Волгоградской области

Сорокина Ирина Андреевна









Р.п. Быково – 2014


«Жестокость и милосердие»

(по произведению В. Железникова «Чучело»)


Цель: подвести учащихся к пониманию важности милосердия в нашей жизни, сознательного, обдуманного совершения поступков через обсуждение темы жестокости и милосердия в произведении В. Железникова «Чучело».


Ход педагогической студии:


1.Пролог.

Приветствие «Ладошка в ладошку». Использование этого приёма создаёт благоприятный психологический комфорт, атмосферу доверия, взаимной доброжелательности.

Учитель: - Давайте поздороваемся друг с другом. Есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы. Солнцу красному… .

Дети: Привет

Учитель: Небу ясному…

Дети: Привет.

Учитель: Люди взрослые и малыши…

Дети: Вам привет от всей души.

Учитель: Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Возьмемся мы все за руки, закроем глаза и передадим друг другу свою доброту, что живет в нашем сердце. Почувствуйте как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта. А теперь открыли все глаза, улыбнулись и сели за парты.

2.Этюд.

Данный этап направлен на быстрое включение учащихся в работу.

Задача: формировать умение одухотворять предметы с точки зрения духовных ценностей, находить человеческое присутствие в вещах, предметах, представить цель педагогической студии.

Учитель:

Человек начинается с детства. Вам, может быть, доводилось слышать фразу: «Детство - самая счастливая пора». Предлагаю вам посмотреть изобразительный материал, где запечатлены мгновения детства, и ответить на вопрос: можете вы согласиться с этим высказыванием?

Демонстрируются слайды репродукций картин художников, фотографий с изображением детей.

Ответы учащихся.

Учитель: Как вы думаете, можно ли слово «счастливая» заменить в данном предложении словами «безоблачная», «беспроблемная» и почему?

Ответы учащихся.

Учитель: К сожалению, и в детстве есть много проблем. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые. Часто забавная игра незаметно переходит в серьёзные взрослые проблемы, решать которые приходится самим детям. Иногда, определяя своё место среди сверстников, строя взаимоотношения с другими людьми, дети проявляют жестокость, забывая или не зная, что есть на свете такое прекрасное слово- милосердие.

Тема нашего разговора - жестокость и милосердие. Сегодня мы обратимся к повести Владимира Железникова «Чучело» и выясним смысл этих слов, их место в жизни героев и в нашей жизни, а также сформулируем нравственные правила поведения с людьми.

3.Экспликация.

Задача: показать образец духовной ориентации, непосредственную причастность милосердия и жестокости человеку.

Учитель: О чём рассказывается в повести В. Железникова «Чучело»?

Ученик кратко рассказывает содержание произведения.

Учитель: Почему повесть В. Железников назвал «Чучело»?

Ответы учащихся. Учащиеся объясняют название лишь некрасивой внешностью главной героини повести Лены Бессольцевой.

Учитель: Мы вернёмся к этому вопросу позже и постараемся выяснить: Почему «Чучело»? Как «работает» это обидное слово в повести?

Лена Бессольцева, главная героиня, впервые столкнулась с жестокостью и осознала, что такое милосердие.

Учитель: Что же означают эти два слова «жестокость» и «милосердие»?

- Дома вы создавали рисунки, через которые передали значение этих слов.

Учащиеся демонстрируют рисунки, объясняя значение слов.

Учитель: Правы ли мы в наших рассуждениях? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитаем значение этих слов.

Жестокость - крайне суровый; безжалостный, беспощадный поступок, обращение.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

4. Дискуссия.

Задача: организовать действия участников студии для приобретения первичного опыта по теме разговора.

Учитель: Обратимся к страницам повести, обратим внимание на поведение героев, на их взаимоотношения и дадим оценку. Итогом наших размышлений будут нравственные правила поведения с людьми, которые мы сформулируем.

Организуется работа в двух группах. Первая группа учащихся обсуждает тему жестокости в повести, используя вопросы:

- Почему слово жестокость просится в разговор о повести Железникова?

- Какие страницы повести «жестоки»? Как написал их автор?

- Так поступают ваши сверстники. Как отнеслись вы к ним? Как поняли?

- Зачем им издеваться над Леной, а заодно и над дедушкой?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем формулируют нравственные правила поведения с людьми.

Например, необходимо контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим; какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.

Вторая группа обсуждает тему милосердия в повести, используя вопросы:

-Когда на страницах повести звучит слово милосердие?

- Как понимала смысл этого слова Лена? В чём заблуждалась?

-Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

-В каких ситуациях, на ваш взгляд, милосердие могло решить возникшие проблемы?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем формулируют нравственные правила поведения с людьми.

Например, милосердие- качество человека; постоянная внутренняя работа. Способность к переосмыслению поступков могут помочь удержаться от жестокости.

Учитель: Вернёмся к вопросу о названии повести. Почему повесть названа «Чучело»? Как «работает» это обидное слово в повести?

После содержательного разбора повести, учащиеся говорят, что «Чучело»- это не просто кличка, которую дают одноклассники Лене за некрасивую внешность, это ещё и торжество добра над злом, милосердия над жестокостью.

Учитель: Таким образом, «Чучело»- это символ победы чести, честности, милосердия. В литературоведении символ - предмет, действие, слово, служащее обозначением какого - либо понятия, идеи. (Значение термина записано на доске.)

5. Коррекция.

Задача: выявить важность поднятого вопроса в повседневной жизни и наметить пути коррекции в поведении учащихся.

Учитель: У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать. Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.

Используется методика «Анализ жизненных ситуаций».

- Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?

- Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?

- Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

- Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.

Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Мы верим в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра.

Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Попробуем сейчас сотворить себе солнце. Сейчас я раздам слова. Нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.

Аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, весёлый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.

Учитель: Посмотрите, что у нас получилось. Кого же мы называем добрым человеком?

(читаем хором на лучиках слова).

У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Помните: Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела - плоды.

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.


6. Рефлексия.

Задача: оценить процесс самопознания и эмоционального состояния школьников.

Всем участникам студии раздаются карточки с недописанными тезисами, которые необходимо закончить. (В это время звучит спокойная музыка).

- Я хочу сказать, что раньше я…

-Я думаю, что …

-Я могу добавить к сказанному следующее…

-Очень хотелось бы изменить в первую очередь…

-В чём я абсолютно уверен, так это в том…

-Я чувствую, что в решении этой проблемы я мог бы…

-Может это покажется незначительным, но я хочу обратить внимание на…

-Для меня важным в разговоре было…



Учитель
: мы заканчиваем наше занятие. На прощание давайте зажжём свечу и, передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание (передают свечу)

И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости? 

Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.


Педагогическая студия "Воспитание духовно – нравственной культуры младших школьников в условиях работы кружка»
  • Начальные классы
Описание:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Быковская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России С.А. Арефьева» Быковского муниципального района Волгоградской области

 

 

 

«Обобщение педагогического опыта. Педагогическая студия

 «Воспитание духовно – нравственной культуры младших школьников в условиях работы кружка»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

учитель начальных классов МКОУ «Быковская СОШ №1» Быковского муниципального района Волгоградской области

Сорокина Ирина Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.п. Быково – 2014

 

«Жестокость и милосердие»

(по произведению В. Железникова «Чучело»)

 

Цель: подвести учащихся к пониманию важности милосердия в нашей жизни, сознательного, обдуманного совершения поступков через обсуждение  темы жестокости и милосердия в произведении В. Железникова «Чучело».

 

Ход педагогической студии:

 

1.Пролог.

Приветствие «Ладошка в ладошку». Использование этого приёма создаёт благоприятный психологический комфорт, атмосферу доверия, взаимной доброжелательности.

Учитель: - Давайте поздороваемся друг с другом. Есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы. Солнцу красному… .

Дети: Привет

Учитель: Небу ясному…

Дети: Привет.

Учитель: Люди взрослые и малыши…

Дети: Вам привет от всей души.

Учитель: Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Возьмемся мы все за руки, закроем глаза и передадим друг другу свою доброту, что живет в нашем сердце. Почувствуйте как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта. А теперь открыли все глаза, улыбнулись и сели за парты.

2.Этюд.

 Данный этап направлен на быстрое включение учащихся в работу.

Задача: формировать умение одухотворять предметы с точки зрения духовных ценностей, находить человеческое присутствие в вещах, предметах, представить цель педагогической студии.

Учитель:

Человек начинается с детства. Вам, может быть, доводилось слышать фразу: «Детство - самая счастливая пора». Предлагаю вам посмотреть изобразительный материал, где запечатлены мгновения детства, и ответить на вопрос: можете вы согласиться с этим высказыванием?

Демонстрируются слайды репродукций картин художников, фотографий с изображением детей.

Ответы учащихся.

Учитель: Как вы думаете, можно ли слово «счастливая» заменить в данном предложении словами «безоблачная», «беспроблемная» и почему?

Ответы учащихся.

Учитель: К сожалению, и в детстве есть много проблем. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые. Часто забавная игра незаметно переходит в серьёзные взрослые проблемы, решать которые приходится самим детям. Иногда, определяя своё место среди сверстников, строя взаимоотношения с другими людьми, дети проявляют жестокость, забывая  или не зная, что есть на свете такое прекрасное слово- милосердие.

Тема нашего разговора - жестокость и милосердие. Сегодня мы обратимся к повести Владимира Железникова «Чучело» и выясним смысл этих слов, их место в жизни героев и в нашей жизни, а также сформулируем нравственные правила поведения с людьми.

3.Экспликация.

Задача: показать образец духовной ориентации, непосредственную причастность милосердия и жестокости человеку.

Учитель: О чём рассказывается в повести В. Железникова «Чучело»?

Ученик кратко рассказывает содержание произведения.

Учитель: Почему повесть В. Железников назвал «Чучело»?

Ответы учащихся. Учащиеся объясняют название лишь некрасивой внешностью главной героини повести Лены Бессольцевой.

Учитель: Мы вернёмся к этому вопросу позже и постараемся выяснить: Почему «Чучело»? Как «работает» это обидное слово в повести?

Лена Бессольцева, главная героиня, впервые столкнулась с жестокостью и осознала, что такое  милосердие.

Учитель: Что же означают эти два слова «жестокость» и «милосердие»?

- Дома  вы создавали рисунки, через которые передали значение этих слов.

Учащиеся демонстрируют рисунки, объясняя значение слов.

Учитель: Правы ли мы в наших рассуждениях? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитаем значение этих слов.

Жестокость - крайне суровый; безжалостный, беспощадный поступок, обращение.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

4. Дискуссия.

Задача: организовать действия участников студии для приобретения первичного опыта по теме разговора.

Учитель: Обратимся к  страницам повести, обратим внимание на поведение героев, на их взаимоотношения и дадим оценку. Итогом наших размышлений будут нравственные правила поведения с людьми, которые мы сформулируем.

Организуется работа в двух группах. Первая группа учащихся обсуждает тему жестокости в повести, используя вопросы:

- Почему слово жестокость просится в разговор о повести Железникова?

- Какие страницы повести «жестоки»? Как написал их автор?

- Так поступают ваши сверстники. Как отнеслись вы к ним? Как поняли?

- Зачем им издеваться над Леной, а заодно и над дедушкой?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем формулируют нравственные правила поведения с людьми.

Например, необходимо контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим; какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.

Вторая группа обсуждает тему милосердия в повести, используя вопросы:

-Когда на страницах повести звучит слово милосердие?

- Как понимала смысл этого слова Лена? В чём заблуждалась?

-Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

-В каких ситуациях, на ваш взгляд, милосердие могло решить возникшие проблемы?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем формулируют нравственные правила поведения с людьми.

Например, милосердие- качество человека; постоянная внутренняя работа. Способность к переосмыслению поступков могут помочь удержаться от жестокости.

Учитель: Вернёмся к вопросу о названии повести. Почему повесть названа «Чучело»? Как «работает» это обидное слово в повести?

После содержательного разбора повести, учащиеся говорят, что «Чучело»- это не просто кличка, которую дают одноклассники Лене за некрасивую внешность, это ещё и торжество добра над злом, милосердия над жестокостью.

Учитель: Таким образом, «Чучело»- это символ победы чести, честности, милосердия. В литературоведении символ - предмет, действие, слово, служащее обозначением какого - либо понятия, идеи. (Значение термина записано на доске.)

5. Коррекция.

Задача: выявить важность поднятого вопроса в повседневной жизни и  наметить пути коррекции в поведении учащихся.

Учитель: У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать. Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.

Используется методика «Анализ жизненных ситуаций».

- Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?

- Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?

- Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

- Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.

Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Мы верим в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра.

           Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Попробуем сейчас сотворить себе солнце. Сейчас я раздам слова. Нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.

Аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, весёлый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.

Учитель: Посмотрите, что у нас получилось. Кого же мы называем добрым человеком?

(читаем хором на лучиках слова).

У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Помните: Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела -  плоды.

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

 

6. Рефлексия.

Задача: оценить процесс самопознания и эмоционального состояния школьников.

Всем участникам студии раздаются карточки с недописанными тезисами, которые необходимо закончить. (В это время звучит спокойная музыка).

- Я хочу сказать, что раньше я…

-Я  думаю, что …

-Я могу добавить к сказанному следующее…

-Очень хотелось бы изменить в первую очередь…

-В чём я абсолютно уверен, так это в том…

-Я чувствую, что в решении  этой проблемы я мог бы…

-Может это покажется незначительным, но я хочу обратить внимание на…

-Для меня важным в разговоре было…

 

 


Учитель
: мы заканчиваем наше занятие. На прощание давайте зажжём свечу и, передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание (передают свечу)



И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости? 

Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.

Автор Сорокина Ирина Андреевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 292
Номер материала 20343
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓