МОУ
«ГИМНАЗИЯ № 89» г. САРАТОВА
Рабочая
программа историко- краеведческого кружка для 9-11 классов на 2013-2014
учебный год
«Патриоты
России»
Составлена и
разработана учителем истории и обществознания высшей категории
Тихоновой
Юлией Александровной.
САРАТОВ 2013
г.
Оглавление к
рабочей программе:
- Пояснительная
записка………………………………………………………………………………………….
- Учебно-тематический
план…………………………………………………………………………………….
- Содержание тем
учебного курса…………………………………….................................................................
- Требования к
уровню подготовки учащихся………………..............................................................................
- Перечень
учебно-методического обеспечения………………………………………………………………….
1. Пояснительная записка.
Современное российское общество, живущее в
условиях рыночной экономики, оказалось неготовым к восприятию коренных
изменений, происходящих в государственной и общественной жизни, к трудностям
социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, безответственность и
агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, а в конечном
итоге - падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в
противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного
ориентира в жизни подрастающего поколения.
В настоящее время в российском обществе
патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на
формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из
важнейших направлений возрождения патриотизма у школьников является воспитание
историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины.
Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы,
волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие
качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей
страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе?
Актуальность темы
кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной
программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование
гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине у будущих
защитников Отечества, что представляется нам одной из важнейших задач
экспериментальной работы по военно-патриотическому воспитанию. данная программа
рассчитана на определенный возраст учащихся: 13-16 лет.
Цели данной программы:
· познакомить
учащихся с героическими страницами нашей истории;
· развивать у
учащихся интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости
за ее героическое прошлое;
· выработать у
учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание
многомерности и противоречивости исторического процесса;
· дать ученику
возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; ;
· способствовать
формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в
соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
· способствовать
социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к
определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.
Учащиеся должны:
· иметь
представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
· знать об
истории человеческого общества и месте в ней истории России.
· уметь
анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое
отношение к ним;
· владеть навыками
работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом ;
· иметь опыт
исследовательской работы.
Задачи:
· Воспитание бережного отношения к истории
Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников-
воинов вооруженных сил РФ;
· Пробуждение у молодёжи желания познать и
приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг,
героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и
продолжению традиций героизма;
· Более глубокое освещение недостаточно изученных
исторических фактов; детальное описание баталий и сражений разных эпох, в том
числе с использованием мультимедийной аппаратуры.
· Доведение до молодёжи боевых традиций Русской и
Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных
нашими воинами в мирные и военные годы.
Предложенная программа выдержана в хронологических рамках истории Отечества,
начиная с Древней Руси и заканчивая периодом Великой Отечественной войны, т.е.
выбраны темы, изучаемые в курсе истории России. Это позволит учащимся разных
возрастов более детально ознакомиться с важнейшими событиями истории.
Количество часов – 34.
Реализация целей и задач предполагает:
·создание благоприятных условий и возможностей для
полноценного развития личности;
·последовательную ориентацию на культуросообразность
воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека;
·создание условий проявления и мотивации творческой
активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
·формирование системы научных знаний и умения
применять их в различных видах практической деятельности.
Содержание программы предоставляет
возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического
обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки.
В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных
дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы,
формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
В процессе обучения происходит
формирование следующих умений:
– анализ и
сопоставление фактов;
– оформление
письменных сообщений;
– анализ
документов;
– поиск идей,
оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не
сформулированы учащимися;
– поиск решения,
при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
– выстраивание
линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация,
обобщение, умение делать вывод;
– умение
использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация,
активное применение).
При реализации данной программы
используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации
и проведения дискуссии.
Программой предусмотрено сочетание
различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами
обязательным являются использование активных форм, что способствует более
глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать
познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и
результативный процесс.
Методика работы с воспитанниками
предполагает следующие формы и приемы работы:
– исследовательская работа (выявление
проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов,
формулирование гипотезы;
– планирование и разработка учебных
действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
– анализ и синтез собранных данных,
сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
– переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез,
построение обобщений, выводов, заключений;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические занятия;
– конференции;
– заседания круглых столов;
– «мозговой штурм»;
– анализ альтернативных ситуаций;
– работа в группах, парах, индивидуально;
– творческие работы;
– защита проектов.
Все эти приемы
направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование
творческих умений и навыков, таких как:
1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них
общего и каковы различия;
2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным
развитием общества;
3. определять причины и следствия исторических процессов;
4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих
изменений в жизни людей;
5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов,
образа жизни людей;
6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;
7. участвовать в работе группы по представлению реконструкции
исторических событий;
8. самостоятельно работать с исторической информацией;
9. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о
важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;
10. составлять краткое выступление по заданной теме;
11. аргументировано высказывать свое мнение и выводы
12. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
13. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать
восприимчивость и воображение.
При создании программы
учитываются принципы педагогической деятельности:
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям
воспитанников, их потенциальным возможностям;
принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные
формы и методы работы);
принцип развивающего характера обучения (направленность на
формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).
Разработана результативность
программы по критериям:
1. Знание ключевых и частных проблем основных разделов программы
2. Развитие исторического логического и творческого мышления.
3. Формирование мотивации по выбору направления сферы деятельности
(профессиональная ориентация)
Каждый критерий
диагностируется по уровням проявления (максимальный, средний, минимальный). Подобраны
способы отслеживания результативности.
Программой
предусмотрены разнообразные формы контроля: написание эссе, защита рефератов, исторические диктанты,
решение исторических задач, практические задания.
Основные направления: Программа
включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное
краеведение.
Критерии
(оцениваемые параметры)
|
Показатели
|
Уровни проявления критериев
|
Способ отслеживания (метод диагностики)
|
Максимальный
|
Средний
|
Минимальный
|
Знание ключевых
и
частных проблем
основных разделов программы
|
1.1 Воспитанник знает теории, подходы, понятия, причины, категории
закономерностей исторических процессов, хронологию
|
·
самостоятельно
безошибочно решает исторические задачи;
·
уверенно анализирует
ситуации и дает им адекватную оценку;
·
самостоятельно
раскрывает характерные черты исторических явлений и процессов;
·
учитывает нюансы во
взаимосвязях и отношениях;
·
по собственной
инициативе анализирует статьи периодических изданий.
|
·
воспитанник в основном
самостоятельно решает задачи;
·
вызывает затруднения
аналитическая деятельность (анализ ситуаций);
·
иногда требуется помощь
при работе со статистическими сведениями;
·
может допускать ошибки
пи решении тестов и задач;
·
не всегда проявляет
инициативу в учебно-познавательной деятельности.
|
·
испытывает затруднения
при осуществлении деятельности (в решении тестов, задач, исторических
диктантах);
·
требует частого контроля
и руководства со стороны педагога;
·
испытывает затруднения в
аналитической деятельности;
·
не проявляет интереса к
самостоятельному поиску информации.
|
·
тест;
·
решение задач;
·
анализ ситуаций;
·
исторические диктанты.
|
Развитие исторического логического и творческого мышления.
|
2.1. Воспитанник умеет принимать нестандартные решения в сложных
ситуациях, анализировать, обобщать, мыслить последовательно.
2.2. Воспитанник реализует свои идеи в практической деятельности,
творческих работах, игровых ситуациях.
2.3.Воспитанник способен к саморазвитию и самообразованию,
самостоятельности в принятии решений.
|
·
Воспитанник самостоятельно
анализирует исторические ситуации, выявляет причинно-следственные связи;
·
уверенно выделяет проблемы и
предлагает обоснованные решения;
·
самостоятельно вырабатывает
мнение по изучаемым вопросам;
·
уверенно проводит
исследование.
·
воспитанник самостоятельно
разрабатывает символику, создаёт эскизы костюма, безошибочно выполняет
творческие задания;
·
уверенно проводит
исследование;
·
выполняет работу по
собственной инициативе.
·
воспитанник самостоятельно
проводит исследование, пишет эссе;
·
безошибочно принимает верные
решения;
·
уверенно анализирует события,
происходящие в разные исторические периоды
|
·
воспитанник в основном
работает самостоятельно, вызывает затруднения формулировка обоснованных
решений;
·
может допускать ошибки,
неточности при анализе ситуаций,;
·
не всегда проявляет
инициативу.
·
воспитанник в основном
работает самостоятельно;
·
вызывает затруднения
исследовательская деятельность;
·
может допускать ошибки при
работе над проектом;
·
не всегда проявляет
инициативу в учебно-познавательной деятельности.
·
воспитанник в основном
самостоятельно проводит исследования, пишет эссе, рефераты.
·
испытывает затруднения при
анализе исторических событий.
|
·
испытывает затруднения в
выработке собственного мнения по рассматриваемым проблемам;
·
требует контроля и
руководства при обсуждении и выработке решений.
·
воспитанник испытывает
затруднения при исследовательской деятельности, требует контроля при
выполнении творческих заданий.
·
воспитанник испытывает
затруднения при проведении исследований;
·
требует помощи и контроля при
принятии решений, анализе.
|
·
написание эссе, реферата.
·
исследования, творческие
задания, ролевые и моделирующие игры.
·
исследования;
·
написание эссе, реферата;
·
участие в конференции НОУ.
|
2.
Учебно-тематический план.
№ занятия
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Тип занятия
|
Форма контроля
|
Оборудование
|
1-3
|
Ратные подвиги
русских князей.
|
3
|
Практическая работа
|
Круглый стол
|
ММУ, справочные
материалы
|
4-5
|
Герои Куликовской битвы
|
2
|
Работа в группах,
дискуссия
|
Сообщения учащихся,
просмотр видеофрагментов,
дискуссия.
|
СМ, ММУ
|
6
|
Герои Смутного
времени
|
1
|
Работа в группах
|
Сообщения учащихся
, работа с документами.
|
СМ, ММУ
|
7-8
|
Великие полководцы
и покорители морей 18 века.
|
2
|
Семинар
|
Практическая работа
Тестирование
|
СМ, ММУ
|
9
|
Знакомство учащихся с героями
Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу.
|
|
Активный семинар
|
Сообщения учащихся,
анализ источников.
|
СМ, ММУ
|
10
|
У войны не женское лицо. (подвиги
женщин-офицеров)
|
1
|
Круглый стол
|
Сообщения учащихся,
дискуссия
|
СМ, ММУ
|
11
|
Роль казачества в
войнах XVIII и XIX в. в.
|
1
|
Практическая
работа.
|
Сравнение различных
исторических источников, анализ, выводы.
|
СМ, ММУ
|
12
|
Героизм участников
обороны Севастополя.
|
1
|
Видеолекция
|
Просмотр, краткий
конспект.
|
Фильм «Герои Севостополя»
|
13
|
Герои Первой
мировой войны.
|
1
|
Работа в группах
|
Выпуск боевого
листа.
|
Плакаты
|
14-15
|
Витте Ю.С.,
П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи
|
2
|
Лекция-мультимедия
|
Круглый стол.
Сравнительный анализ
|
Портреты, СМ
|
16-17
|
Гражданская война как способ
решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников
гражданской войны. Белое движение. Красное движение.
|
2
|
Ролевая игра
|
Сообщения, анализ с
позиции разных социальных слоев.
|
СМ
|
18-19
|
Массовый героизм в
Великой Отечественной войне.
|
2
|
Круглый стол
|
Сообщения учащихся,
дискуссия
|
СМ, диск ВОВ.
|
20
|
Подвиги Волжской
Военной Флотилии.
|
1
|
Практическая работа
|
Круглый стол
|
Материалы школьного
музея
|
21-
22
|
Деятели культуры в
годы Великой Отечественной войны.
|
2
|
Работа в группах,
дискуссия
|
Сообщения учащихся,
просмотр видеофрагментов,
дискуссия.
|
СМ, ММУ
|
23
|
Вьетнамские
исследователи из СССР.
|
1
|
Работа в группах
|
Сообщения учащихся работа
с документами.
|
СМ, ММУ
|
24
|
Ребята из
Афганистана. Саратовские герои.
|
1
|
Семинар
|
Практическая работа
Тестирование
|
Видео ролики
|
25
|
Чеченский конфликт
и бессмертные подвиги солдат.
|
1
|
Активный семинар
|
Сообщения учащихся,
анализ источников.
|
Видео ролики
|
26-27
|
Космическое
мышление.
|
2
|
Видеолекция
|
Просмотр, краткий
конспект.
|
Видео ролики
|
28
|
Героизм в наше
время.
|
1
|
Работа в группах
|
|
Видео ролики
|
29
|
Чрезвычайные
ситуации . МЧС.
|
1
|
Лекция-мультимедио
|
Круглый стол.
Сравнительный анализ
|
Видео ролики
|
30
|
Ребята- дошколята.
Юные герои.
|
1
|
Практическая работа
|
Круглый стол
|
ММУ, СМ
|
31-33
|
Патриоты
современной России.
|
3
|
семинар
|
Сообщения учащихся,
просмотр видеофрагментов,
дискуссия.
|
СМ, видео ролики
|
34
|
МЫ- будущее нашей
страны
|
1
|
семинар
|
Защита проектов.
|
СМ
|
СМ-
справочные материалы ММУ – мультимедийные материалы
3. Содержание
учебного курса.
Ратные подвиги
русских князей.
Первые русские князья.
Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1,
Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский.
|
Герои Куликовской битвы.
Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей
Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби.
|
Герои Смутного
времени.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван
Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения». ...
|
Великие
полководцы и покорители морей 18 века.
Григорий Александрович Потемкин-Таврический.
Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр
Васильевич.Франц Лефорт и Патрик Гордон.
Памятка офицеру ....
|
Знакомство учащихся с героями
Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. Евгений Оленин – "неизвестный" герой Отечественной войны
1812 года. Братья Тучковы. Земляки- герои Отечественной войны 1812 года
|
У
войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров).УСТАВ
ЖЕНЫ ОФИЦЕРА. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за
наше отечество.
|
Роль
казачества в войнах XVIII и XIX в.в.
Донское и кубанское казачество в войнах. История
становления казачьих войск. Присяга верному делу.
|
Героизм
участников обороны Севастополя.
Петр Кошка.
Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир
Иванович Истомин.
|
Герои Первой
мировой войны.
Забытая война и преданные герои. Юные
герои Первой мировой войны. Кузьма Крючков. Леонид Николаевич Пунин.
|
Витте Ю.С.,
П.А.Столыпин - последние
реформаторы российской империи. С. Ю.
Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятели.
Столыпин Петр Аркадьевич - выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот.
|
Гражданская война как способ
решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников
гражданской войны. Белое движение. Путешествие в
революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской
войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И.
Репьев. М. П. Саблин.
|
Массовый
героизм в Великой Отечественной войне.
Героизм советских
летчиков. Саратовские летчики - в память о них…..
|
Подвиги Волжской
Военной Флотилии.
Основание ВВФ, ее
роль в годы Гражданской войны и Сталинградской битве.
|
Деятели культуры
в годы Великой Отечественной войны.
Деятели культуры на
войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой.
|
Вьетнамские
исследователи из СССР.
Герой СССР, Герой
Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко; ... ветеран вьетнамской войны
генерал-майор А. П. Поздеев
|
Ребята из
Афганистана. Саратовские герои.
Александр Жадан - десантник из группы
"СССР", Мироненко и Чепик –первые Герои афганской войны.
Спецназовцы Кривенко,
Гусев, Козлов. Бори́с Все́володович Гро́мов из Саратова.
|
Чеченская
компания и бессмертные подвиги солдат.
Они защищали
Отечество…… Дело Ю. Буданова.
|
Космическое
мышление.
Космонавты Советского
Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов · Авдеев
Сергей Васильевич, Аксенов Владимир….. Единый отряд космонавтов России.
|
Героизм в наше
время.
Исследование героизма и героического
личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких.
|
Чрезвычайные
ситуации . МЧС.
Подвиг для спасателя -
это просто работа? Кодекс спасателя. Хроника бедствий и работа спасателей.
|
Ребята-
дошколята. Юные герои.
Герои без золотых
звезд. Юные пожарники. О юных героях в сердцах
благодарных потомков.
|
Патриоты
современной России.
Патриоты России - стихи
о Великой России - Современные стихи о России. Формирование
патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского
общества. Влияние религии на развитие патриотизма. Герои современной России-
электронный журнал.
|
МЫ- будущее
нашей страны!
В жизни всегда есть
место подвигу!
|
4. Требования к уровню подготовки
В
результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
·
основные
факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;
·
периодизацию
всемирной и отечественной истории;
·
современные
версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
·
историческую
обусловленность современных общественных процессов;
·
особенности
исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
·
проводить
поиск исторической информации в источниках разного типа;
·
критически
анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство
источника, время, обстоятельства и цели его создания);
·
анализировать
историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст,
карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
·
различать
в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические
объяснения;
·
устанавливать
причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки
изучаемых исторических процессов и явлений;
·
участвовать
в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
·
представлять
результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата,
рецензии;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
·
для
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности;
·
критического
восприятия получаемой извне социальной информации;
·
соотнесения
своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами
социального поведения;
·
осознания
себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
5. УЧЕБНАЯ И
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Амельченко
В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 1992.
- Бескровный
Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М. : Просвещение 1973.
- Бескровный
Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 1986.
- Борисов
Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 1993.
- Буганов
В. И. Петр Великий и его время. - М. : Просвещение, 1989.
- Волков
С. В. Русский офицерский корпус. - М. : Русь- РКБ, 1993.
- Военная
история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. :
Просвещение, 1995.
- Горский
А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993.
- Георгиевские
кавалеры. Т. 1, 1769-1850. - М. : Просвещение, 1993.
- Ермаков
А. П. Характеристика полководцев 1812
г. “Родина”, № 1, 1994.
- Жуков
Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.
- Зверев
Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 1981.
- Карамзин
Н. М. Об истории государства Российского. - М. : Просвещение, 1990.
- Карганов
В. В. , Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. - М,: Просвещение, 1989.
- Карпов
В. С. Маршал Жуков. - М. : 1994 г.
- Кулаков
В. Ф. На службе Отечеству. - М. : Русь- РКБ 1999.
- Кулаков
В. Ф. Во имя России. - М. : Русь- РКБ, 2000.
- Отечественная
война 1812 года. - “Родина” № 6-7, 1992.
- Кереновский
А. А. История Русской армии. В 4-х томах. -С-П,: Полигон, 1992.
- Павленко
Н. И. Петр I. - М. : Просвещение, 1989.
- Павленко
Н. И. Александр Данилович Меньшиков. - М. :Просвещение,1989.
- Решин
Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.
- Старков
Б. В. Сто дней “Лубянского маршала”. “Родина”, № 11 1993
г.
- Сурмина
И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.
Календарно-
тематическое планирование.
№ занятия
|
Тема занятия
|
Кол-во
|
Дата
|
|
1-3
|
Ратные подвиги
русских князей.
|
3
|
|
|
4-5
|
Герои Куликовской битвы
|
2
|
|
|
6
|
Герои Смутного
времени
|
1
|
|
|
7-8
|
Великие полководцы
и покорители морей 18 века.
|
2
|
|
|
9
|
Знакомство учащихся с героями
Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу.
|
1
|
|
|
10
|
У войны не женское лицо. (подвиги
женщин-офицеров)
|
1
|
|
|
11
|
Роль казачества в
войнах XVIII и XIX в. в.
|
1
|
|
|
12
|
Героизм участников
обороны Севастополя.
|
1
|
|
|
13
|
Герои Первой
мировой войны.
|
1
|
|
|
14-15
|
Витте Ю.С.,
П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи
|
2
|
|
|
16-17
|
Гражданская война как способ решения общественных
противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое
движение. Красное движение.
|
2
|
|
|
|
|
18-19
|
Массовый героизм в
Великой Отечественной войне.
|
2
|
|
20
|
Подвиги Волжской
Военной Флотилии.
|
1
|
|
|
21-
22
|
Деятели культуры в
годы Великой Отечественной войны.
|
2
|
|
|
23
|
Вьетнамские
исследователи из СССР.
|
1
|
|
|
24
|
Ребята из
Афганистана. Саратовские герои.
|
1
|
|
|
25
|
Чеченский конфликт
и бессмертные подвиги солдат.
|
1
|
|
|
26-27
|
Космическое
мышление.
|
2
|
|
|
28
|
Героизм в наше
время.
|
1
|
|
|
29
|
Чрезвычайные
ситуации . МЧС.
|
1
|
|
|
30
|
Ребята- дошколята.
Юные герои.
|
1
|
|
|
31-33
|
Патриоты
современной России.
|
3
|
|
|
34
|
МЫ- будущее нашей
страны
|
1
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.