Патриотическое воспитание учащихся
средствами музейной педагогики.
В данной статье я хочу поделиться опытом работы
по патриотическому воспитанию учащихся средствами музея.
Краеведческий музей села Колесниково в настоящее
время насчитывает 1337 экспонатов, более 600 из них демонстрируется на 10
постоянных экспозициях, отражающих основные вопросы истории села, колхоза,
школы, ветеранах Великой Отечественной войны. В 2014 гг. в музее проведено
более 120 экскурсий, музей посетили около 3-х тыс. человек, оформлено 19
выносных и временных выставок.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
- главная задача краеведческого музея села Колесниково. Музей имеет тесное
сотрудничество с районным краеведческим музеем, поисковиками лицея №34 г.
Тюмени, краеведом с. Горюново Пешевым Л.П. , старейшими жителями села,
Советом ветеранов (председатель Иванова А.А.), оказывающими посильную помощь в
сборе краеведческого материала и проведению акции «Связь 3-х поколений».
При
музее работает кружок «Юный краевед» для детей от 10 до 17 лет, основное
направление деятельности которого: сбор краеведческого материала по истории
нашего края и проведение исследовательской работы по краеведению, участие в
районных и областных конкурсах. В этом году юные краеведы приняли участие в
краеведческих чтениях, конкурсе «Первые шаги в науке» - заняли 3 место, приняли
участие в 9
зональной краеведческой конференции «Формирование патриотизма и гражданской ответственности
средствами музейной педагогики и туризма», посвящённой 70-летию Тюменской
области и 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне.. Конференция
проходила в г. Тюмени. Павлов Владимир со своей работой занял 1 место.
Клуб
«Колесниковские краеведы» для взрослого населения: от 20 до 80 лет провожу уже
3 год, цель его: сбор краеведческого материала по истории нашего края,
подготовка выставок, проведение мероприятий по гражданско-патриотическому
воспитанию с детьми и населением в рамках патриотической акции «Связь
поколений». Взрослые краеведы рассказывают подросткам о судьбах сотен
колесниковцев, а дети готовили для них концерты и сувениры. Встречи проходят
в дружеской, теплой обстановке, где совершенно отсутствует равнодушие. Краеведы
анализируют поисковый материал, собранный школьниками. Чаще всего экспертом
является Кураев Алексей Васильевич.
Основной
работой музея с учащимися является направление:
«История личности, семьи, рода, организации
и учреждения, дома и малой Родины», предполагающее
историко-краеведческое исследование. Поэтому и темы исследований были выбраны
такие: « О чем рассказала фотография из семейного альбома» (уч-ся 6 кл. Михайлова
К.), «Орден в нашем семье» (уч-ся 5 кл. Ухтериков В., Ходосевич С.) Учащиеся
постарше выбирают темы для докладов, рефератов такие, как «Колесниковцы на
фронтах Великой Отечественной войны», «Учителя - участники Великой
Отечественной войны» (Бровкин И.), заслуживают внимания и такие темы
исследовательских работ ребят, которые исследуют вклад отдельного человека,
вклад отдельной личности или целой семьи в историю страны – «Почетный
гражданин Заводоуковского городского округа Тихонова В.А.» (Нохрина М), «Трудовая
династия хлеборобов Павловых», « Мои прадеды - участники Великой
Отечественной войны» - Павлов В. 8 кл. и др. Некоторые темы выбирают ребята
сами, так отец Максима - Тараканов Виктор Геннадьевич проходил службу в
рядах ВС в Афганистане в 80-е годы, и его сын Максим решил глубже изучить
Афганскую войну, и он выбрал тему «Эхо войны», найти ответы на волнующие
вопросы: А могло ли не быть этой войны? Как война отразилась на судьбах бойцов
в этой войне? Кому нужна и выгодна была война? и др., и в ходе
поисково-исследовательской деятельности Максим сумел ответить на эти вопросы,
во многом помог ему в этом ветеран афганской войны - его отец Тараканов В.Г.,
уважаемый в селе человек, а спустя несколько лет продолжила изучение этой темы
и младшая дочь афганца - Валерия. В преддверии 25-летия вывода войск из Афганистана,
она выступила с докладом на школьной научно-практической конференции, а Виктор
Геннадьевич поделился воспоминаниями о службе в Афгане. Весь собранный
материал хранится в музее и используется для проведения экскурсий по музею и
классных часов. С творческими исследовательскими работами учащиеся выступают на
краеведческих чтениях «Наше наследие», проводимых районным краеведческим
музеем, на районных и областных конференциях молодых исследователей «Первые
шаги в науке», «Шаг в будущее». Ухтериков Владимир выступил на районной
конференции по теме «Афганская война в судьбе нашей семьи» и занял 3 место.
Патриотическому
воспитанию содействует и интеллектуально-познавательная деятельность
подростков, их участие в различных конкурсах, викторинах, играх. Накапливаем
материал и по датам Красного календаря, так, за 2 года были проведены встречи
с ветеранами пионерского, комсомольского движения в селе,
интеллектуально-познавательные игры на базе краеведческого материала типа
«Колесо истории», «Умники и умницы» (были проведены игры по истории просвещения
и образования в нашем крае, о знаменитых людях села, проводится цикл бесед к
100-летию начала Первой мировой войны.
Проводить беседы
о знаменитых людях села с демонстрацией Презентации о них начинаю с детского
сада. Один раз в месяц воспитанники детского сада обязательно посещают музей,
где проводятся с ними, соответственно их возрасту, тематические экскурсии в
форме «Встречи с бабушкой Агафьей» - долгое время дети не догадывались, что бабушка
Агафья – это я. Содействуют патриотическому воспитанию и встречи с интересными
людьми села, ребята по новому воспринимают своих односельчан, удивляются, что
рядом с ними живут талантливые люди. Во время встречи проводим мастер-класс,
так народный умелец Назаров В.Г.провел мастер-класс резьбы по дереву.
Особое место в патриотическом воспитании уделяется памяти
Героя Советского Союза П.Е.Федорова, чье имя носит школа. Проводятся экскурсии
по экспозиции Герою, встречи с родственниками, Вахта Памяти, викторины, несение
почетного караула у мемориальной доски. Два раза в год на селе проходят
торжественные мероприятия, посвященные памяти Героя. Тесное сотрудничество по
пропаганде имени Героя осуществляю с его родственниками: Итюжовой Г.А., Лобановой
В.П. и др. В течение 7 лет на базе Колесниковской школы («Суворовцы») проходят
муниципальные соревнования на кубок Героя Советского Союза П.Е.Федорова, в
котором участвуют команды из всех 14 кадетских классов, а я во время проведения
этих соревнований провожу экскурсии в музее, игры, встречи, викторины с
ребятами из других школ округа. ( Ссылка: Федоров П.Е.). К 100-летию со дня
рождения Героя Советского Союза П.Е.Федорова было проведено торжественное
мероприятие, оформлена выставка предметов и вещей героя, проведен круглый стол
«Героями не рождаются, а героями становятся».
Способствует патриотическому воспитанию экспозиция музея, посвященная
истории Колесниковской школы. 2 раза в год (ко Дню Учителя и Вечеру Встречи
выпускников) экспонируется в фойе школы весь краеведческий материал,
посвященный истории школы и ее ученикам на передвижной выставке и стендах. На
примере одной из тем «Учительские династии и учительские семьи как средство
сохранения традиций школы» воспитывается гордость за учителя, давшего
знания многим поколениям. Собран и пропагандируется материал об учителях –
участниках Великой Отечественной войны, данные об учителях переданы в комитет
образования для написания книги об учителях – участниках войны.
Особое место
отводится уроку – как одной из главных форм не только обучения, но и
воспитания. Урок направлен на развитие
личности, воспитание исторической культуры. Так, на уроке по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны»,
«Колесниковцы – фронту» учащиеся ощущают единство земляков со своей Родиной, исследуя весомость и
значение вклада земляков в Великую Победу и гордость за своих родственников –
участников войны. Проводятся уроки по краеведению в музее и при изучении тем
коллективизации, социально-экономического развития страны в различные периоды.
И в заключение хотелось
сказать еще об одном направлении деятельности музея – это поисковая работа по
увековечиванию памяти пропавших без вести и не заслуженно забытых героях войны
– наших односельчан. Ведется переписка, поиск пропавших без вести,
прослеживается боевой путь фронтовиков, наших односельчан. Здесь неоценимую
помощь оказывают нам краеведы из Лыбаево Пешевы Леонид Платонович и Валерий
Леонидович, ребята из поискового отряда «Память сердца» из лицея №34 г. Тюмени,
и, конечно, сайты Интернета. Все собранные материалы оформлены в отдельные
папки и находятся в музее. Ими могут воспользоваться ребята при проведении
исследовательской деятельности и родственники ветерана.
Наше село богато своей историей и традициями. Мы с честью
продолжаем их. И большая роль сохранения боевых и трудовых традиций отводится
краеведческому музею.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.