Главная / История / Патриотическое воспитание средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание учащихся

средствами музейной педагогики.


В данной статье я хочу поделиться опытом работы по патриотическому воспитанию учащихся средствами музея.

Краеведческий музей села Колесниково в настоящее время насчитывает 1337 экспонатов, более 600 из них демонстрируется на 10 постоянных экспозициях, отражающих основные вопросы истории села, колхоза, школы, ветеранах Великой Отечественной войны. В 2014 гг. в музее проведено более 120 экскурсий, музей посетили около 3-х тыс. человек, оформлено 19 выносных и временных выставок.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - главная задача краеведческого музея села Колесниково. Музей имеет тесное сотрудничество с районным краеведческим музеем, поисковиками лицея №34 г. Тюмени, краеведом с. Горюново Пешевым Л.П. , старейшими жителями села, Советом ветеранов (председатель Иванова А.А.), оказывающими посильную помощь в сборе краеведческого материала и проведению акции «Связь 3-х поколений».

При музее работает кружок «Юный краевед» для детей от 10 до 17 лет, основное направление деятельности которого: сбор краеведческого материала по истории нашего края и проведение исследовательской работы по краеведению, участие в районных и областных конкурсах. В этом году юные краеведы приняли участие в краеведческих чтениях, конкурсе «Первые шаги в науке» - заняли 3 место, приняли участие в 9 зональной краеведческой конференции «Формирование патриотизма и гражданской ответственности средствами музейной педагогики и туризма», посвящённой 70-летию Тюменской области и 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне.. Конференция проходила в г. Тюмени. Павлов Владимир со своей работой занял 1 место.

Клуб «Колесниковские краеведы» для взрослого населения: от 20 до 80 лет провожу уже 3 год, цель его: сбор краеведческого материала по истории нашего края, подготовка выставок, проведение мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми и населением в рамках патриотической акции «Связь поколений». Взрослые краеведы рассказывают подросткам о судьбах сотен колесниковцев, а дети готовили для них концерты и сувениры. Встречи проходят в дружеской, теплой обстановке, где совершенно отсутствует равнодушие. Краеведы анализируют поисковый материал, собранный школьниками. Чаще всего экспертом является Кураев Алексей Васильевич.

Основной работой музея с учащимися является направление: «История личности, семьи, рода, организации и учреждения, дома и малой Родины», предполагающее историко-краеведческое исследование. Поэтому и темы исследований были выбраны такие: « О чем рассказала фотография из семейного альбома» (уч-ся 6 кл. Михайлова К.), «Орден в нашем семье» (уч-ся 5 кл. Ухтериков В., Ходосевич С.) Учащиеся постарше выбирают темы для докладов, рефератов такие, как «Колесниковцы на фронтах Великой Отечественной войны», «Учителя - участники Великой Отечественной войны» (Бровкин И.), заслуживают внимания и такие темы исследовательских работ ребят, которые исследуют вклад отдельного человека, вклад отдельной личности или целой семьи в историю страны – «Почетный гражданин Заводоуковского городского округа Тихонова В.А.» (Нохрина М), «Трудовая династия хлеборобов Павловых», « Мои прадеды - участники Великой Отечественной войны» - Павлов В. 8 кл. и др. Некоторые темы выбирают ребята сами, так отец Максима - Тараканов Виктор Геннадьевич проходил службу в рядах ВС в Афганистане в 80-е годы, и его сын Максим решил глубже изучить Афганскую войну, и он выбрал тему «Эхо войны», найти ответы на волнующие вопросы: А могло ли не быть этой войны? Как война отразилась на судьбах бойцов в этой войне? Кому нужна и выгодна была война? и др., и в ходе поисково-исследовательской деятельности Максим сумел ответить на эти вопросы, во многом помог ему в этом ветеран афганской войны - его отец Тараканов В.Г., уважаемый в селе человек, а спустя несколько лет продолжила изучение этой темы и младшая дочь афганца - Валерия. В преддверии 25-летия вывода войск из Афганистана, она выступила с докладом на школьной научно-практической конференции, а Виктор Геннадьевич поделился воспоминаниями о службе в Афгане. Весь собранный материал хранится в музее и используется для проведения экскурсий по музею и классных часов. С творческими исследовательскими работами учащиеся выступают на краеведческих чтениях «Наше наследие», проводимых районным краеведческим музеем, на районных и областных конференциях молодых исследователей «Первые шаги в науке», «Шаг в будущее». Ухтериков Владимир выступил на районной конференции по теме «Афганская война в судьбе нашей семьи» и занял 3 место.

Патриотическому воспитанию содействует и интеллектуально-познавательная деятельность подростков, их участие в различных конкурсах, викторинах, играх. Накапливаем материал и по датам Красного календаря, так, за 2 года были проведены встречи с ветеранами пионерского, комсомольского движения в селе, интеллектуально-познавательные игры на базе краеведческого материала типа «Колесо истории», «Умники и умницы» (были проведены игры по истории просвещения и образования в нашем крае, о знаменитых людях села, проводится цикл бесед к 100-летию начала Первой мировой войны.

Проводить беседы о знаменитых людях села с демонстрацией Презентации о них начинаю с детского сада. Один раз в месяц воспитанники детского сада обязательно посещают музей, где проводятся с ними, соответственно их возрасту, тематические экскурсии в форме «Встречи с бабушкой Агафьей» - долгое время дети не догадывались, что бабушка Агафья – это я. Содействуют патриотическому воспитанию и встречи с интересными людьми села, ребята по новому воспринимают своих односельчан, удивляются, что рядом с ними живут талантливые люди. Во время встречи проводим мастер-класс, так народный умелец Назаров В.Г.провел мастер-класс резьбы по дереву.

Особое место в патриотическом воспитании уделяется памяти Героя Советского Союза П.Е.Федорова, чье имя носит школа. Проводятся экскурсии по экспозиции Герою, встречи с родственниками, Вахта Памяти, викторины, несение почетного караула у мемориальной доски. Два раза в год на селе проходят торжественные мероприятия, посвященные памяти Героя. Тесное сотрудничество по пропаганде имени Героя осуществляю с его родственниками: Итюжовой Г.А., Лобановой В.П. и др. В течение 7 лет на базе Колесниковской школы («Суворовцы») проходят муниципальные соревнования на кубок Героя Советского Союза П.Е.Федорова, в котором участвуют команды из всех 14 кадетских классов, а я во время проведения этих соревнований провожу экскурсии в музее, игры, встречи, викторины с ребятами из других школ округа. ( Ссылка: Федоров П.Е.). К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза П.Е.Федорова было проведено торжественное мероприятие, оформлена выставка предметов и вещей героя, проведен круглый стол «Героями не рождаются, а героями становятся».

Способствует патриотическому воспитанию экспозиция музея, посвященная истории Колесниковской школы. 2 раза в год (ко Дню Учителя и Вечеру Встречи выпускников) экспонируется в фойе школы весь краеведческий материал, посвященный истории школы и ее ученикам на передвижной выставке и стендах. На примере одной из тем «Учительские династии и учительские семьи как средство сохранения традиций школы» воспитывается гордость за учителя, давшего знания многим поколениям. Собран и пропагандируется материал об учителях – участниках Великой Отечественной войны, данные об учителях переданы в комитет образования для написания книги об учителях – участниках войны.

Особое место отводится уроку – как одной из главных форм не только обучения, но и воспитания. Урок направлен на развитие личности, воспитание исторической культуры. Так, на уроке по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Колесниковцы – фронту» учащиеся ощущают единство земляков со своей Родиной, исследуя весомость и значение вклада земляков в Великую Победу и гордость за своих родственников – участников войны. Проводятся уроки по краеведению в музее и при изучении тем коллективизации, социально-экономического развития страны в различные периоды.

И в заключение хотелось сказать еще об одном направлении деятельности музея – это поисковая работа по увековечиванию памяти пропавших без вести и не заслуженно забытых героях войны – наших односельчан. Ведется переписка, поиск пропавших без вести, прослеживается боевой путь фронтовиков, наших односельчан. Здесь неоценимую помощь оказывают нам краеведы из Лыбаево Пешевы Леонид Платонович и Валерий Леонидович, ребята из поискового отряда «Память сердца» из лицея №34 г. Тюмени, и, конечно, сайты Интернета. Все собранные материалы оформлены в отдельные папки и находятся в музее. Ими могут воспользоваться ребята при проведении исследовательской деятельности и родственники ветерана.

Наше село богато своей историей и традициями. Мы с честью продолжаем их. И большая роль сохранения боевых и трудовых традиций отводится краеведческому музею.


Патриотическое воспитание средствами музейной педагогики
  • История
Описание:

В данной статье описан опыт  работы учителя истории по патриотическому воспитанию учащихся средствами музея. Краеведческий музей села  на   10 постоянных экспозициях, отражает основные вопросы истории села, колхоза, школы, ветеранах Великой Отечественной войны.  Патриотическое воспитание подрастающего поколения - главная задача краеведческого музея села Колесниково.  Музей имеет тесное сотрудничество с районным краеведческим музеем, поисковиками лицея №34 г. Тюмени,  краеведом с. Горюново Пешевым Л.П. ,  старейшими жителями села, Советом ветеранов (председатель Иванова А.А.), оказывающими посильную помощь в сборе краеведческого материала и проведению акции «Связь 3-х поколений».

При музее работает кружок «Юный краевед» для детей от 10 до 17 лет, основное направление  деятельности которого: сбор краеведческого материала по истории нашего края  и проведение исследовательской работы по краеведению, участие в районных  и областных конкурсах. 

Автор Смирнова Любовь Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 856
Номер материала 53361
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓