Главная / Русский язык и литература / Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка

Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»









Проект на тему:

«Патриотическое воспитание на уроках русского языка»











Выполнила

учитель русского языка и литературы

Лашева Марина Александровна







п. Новый

2014г.

Тема моего проекта «Патриотическое воспитание на уроках русского языка» или «Помнить хорошее и не только». В любом научном справочнике вы найдёте определение патриотизма.

« Патриотизм это любовь к своему отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к культуре и традициям. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать её независимость».

В.В. Путин в одном из интервью с сожалением отметил, что слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Олимпиада в Сочи вызвала у нас чувство гордости своим отечеством, большой патриотический подъём.

В чём же задача проекта и как на уроках воспитывать это чувство патриотизма?

Конечно же, на героических примерах, на знании истории, литературы, на просмотре патриотических фильмов…

Эта тема назрела в обществе, есть общественный спрос, потребность быть патриотом. Пословица «кто прошлое помянет, тому глаз вон» не для нас. Без прошлого нет будущего, прошлое формирует наше сознание.

Мы обязаны помнить о развале Советского Союза, о причинах развала, о ложных идеях, которые навязывались Западом и которые были совершенно чужды нашему самосознанию. Мы должны помнить о фундаменте нашей героической истории, которая была подорвана большевиками в 1917 году. Мы обязаны помнить о развале Югославии – раздробить и уничтожить поодиночке… И ещё много таких «должны помнить».

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. Беспамятный – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Что для нас важно? Для нас важен пример. На одном из уроков русской литературы привожу такой общеизвестный пример. В 1812 году генерал Раевский в сражении под деревней Красное, когда русские солдаты, вчерашние мужики, крепостные, засели под шквалом французской картечи в окопы и головы боялись поднять, их командир - генерал Раевский взял за руки двух своих служивших при штабе армии несовершеннолетних сыновей – одному было 10 лет, другому – 14 – и сам пошёл с ними в атаку. Один из мальчиков поднял знамя Смоленского полка, и весь полк ринулся за ними в штыковую. Известный исторический эпизод Отечественной войны. Об этом писали Пушкин, Жуковский.

Для нас важен Александр Невский: «Кто с мечом придёт, от меча и погибнет». Нам важно помнить русских богатырей – хранителей Отечества.

«Защищать мне надо сирот и бесприютных…

Я иду служить за веру христианскую,

Да за стольный Киев-град, за вдов, за сирот, за бедных людей»

Так возвышенно понимает богатырь святорусский, Илья Муромец, смысл своего дела. И как больно видеть сейчас столицу Русской земли в руках националистов.

При подготовке к написанию сочинения по картине В. Васнецова «Витязь на распутье» с ребятами рассуждаем о выборе пути. Что такое выбор и что каждый из нас стоит перед выбором – солгать или сказать правду, творить добро или сеять зло, прощать или ненавидеть. В итоге, приходим к выводу, что витязь обязательно выберет « дорогу прямоезжую», не самую лёгкую, но честную и благородную – Защиту Отечества.

Любовь к Отечеству становится силой духа тогда, когда у человека запечатлены образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости оттого, что всё это – твоя Родина. О красоте и образности русского языка мы, учителя русского языка и литературы, говорим почти на каждом уроке. Но вот какой пример хочу привести. После изучения темы: «Пунктуация при однородных членах, обособленных членах, сравнительных оборотах, вводных словах, прямой речи, в сложном предложении» пишем диктант. Выбираю для диктанта стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»

Мы ещё повоюем!


Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
      Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
      Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
      Я поднял голову... Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
      И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
      Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель - и полно!
      А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
      Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся - и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
      И пускай надо мной кружит мой ястреб...
      - Мы еще повоюем, черт возьми! Ноябрь 1879
И.С.Тургенев. Избранное. (Слайд)



Рассказываю о создании этого стихотворения, что оно вошло в цикл Senilia («Старческое»), что больной старик создал такое боевое, молодое произведение, одно название которого вызывает бодрое, радостное чувство. Ребята сразу откликаются, шутят. Спрашивают, почему в тексте книжного стиля, в тексте с глубоким смыслом и пафосом, встречаются слова грубой лексики «сожрал», «чёрт возьми». Объясняю, что значение междометного выражения «чёрт возьми» исключительно эмоциональное и передаёт непримиримость воробышка с опасностью, а Тургенева - с болезнью, что слово «сожрал» противопоставляет коварство парящего коршуна ранимости и незащищённости маленького воробышка. Рассуждаем об уместности и значимости этих слов в тексте, о том, что нужно очень грамотно подходить к выбору слова, о силе слова и значении.

Или другой пример. В рабочей тетради 8 класса, в одном из текстов читаем: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».(Д.С. Лихачёв)

Выполнив языковую работу по этому тексту, восьмиклассники должны были написать своё отношение к проблеме, поднятой Д.С. Лихачёвым. Вот что пишет Артур Назаров:

«Мы судим о человеке по его манерам, по его поведению, по его походке, одежде. Но это впечатление ошибочное, поверхностное. Самое главное в человеке его язык, умение красиво говорить, излагать свои мысли. Великий Сократ говорил: «Заговори, чтоб я увидел тебя»». Это пишут наши дети, мыслящие, думающие и чувствующие чистоту русской речи.

24 мая наша страна празднует День славянской письменности. Указом Президента РФ во всех школах России проходят уроки-праздники, посвящённые этому дню. На этих уроках рассказываем о Кирилле и Мефодии, об их труде – кириллице. И, конечно же, мы должны объяснить детям, что язык – первооснова знания и культуры, что без языка мы не смогли бы объясниться друг с другом. Объяснить, почему алфавит расположен именно в таком порядке: А, Б, В, Г… И неужели буква в нём только буква? В русском языке буквенные знаки или буквицы имеют своё отдельное значение. И одна буквица может быть и буквой, и словом, или даже целой фразой. (слайд)

Это кириллица. Аз-Буки-Веди-Глаголь…. Эта азбука имеет определённое расположение букв. Читаем. « Я, Буквы Ведающий, Глаголю (Утверждаю) – Добро Есть Живот (Жизнь). Земля, Как И Люди, Мыслите (Помните) О Нашем Покое (Прошлом), Реки (Говори) Твёрдые Слова, Ук (Ученик, Человек), Хранящий Прекрасное (Червь) , Путь Имеет (Ъ - иметь)(С пути не собьёшь)».

Мы говорим о названии и значении этих букв, но то, что в этой азбуке хранится память народная, заповедь, умалчиваем. Начиная учить грамоту, ребёнок получал заповедь, что такое Добро, Память. Начиная свой путь, постигал Память народную, историю своих предков. Нет Истории - нет Памяти, нет Памяти – нет Народа. И можно манипулировать этой аморфной массой как угодно и кому угодно. Ведь всем известно, тот, кто не знает истории, не имеет будущего.

Перейдя на звуковую азбуку (А, Бе, Ве, Ге), облегчив путь при обучению чтению, мы ушли от того, что питает нас, что является жизненным стержнем, первоосновой всего. « Не условным звуком учится только ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» - так определял К.Д. Ушинский.(слайд)

Изучая произведение русского поэта А. Блока «На поле Куликовом», пронизанное пафосом патриотизма, восьмиклассники составляют синквейн (стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме). Ребята подходят к выполнению задания ответственно. И вот что рождается:

Россия.

Великая, единственная.

Сражается, побеждает. Движется.

И вечный бой! Покой нам только снится!

Победительница!

Вывод , я думаю, по этой теме такой: знать историю своей страны, помнить прошлое, не нарушать духовных принципов и «сеять разумное, доброе, вечное». Именно так можно сохранить и русскую речь и великое русское слово, а значит , сохранить народ, способный на великие свершения.

Свою работу я хочу закончить теми высказываниями, можно сказать, нравственными ориентирами, которыми я сопровождаю почти каждый свой урок, будь то начало или конец урока.



Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя.

Если ты услышал дурное слово, закопай его на глубину семи локтей.

Чем щедрее отдаёшь ты людям, тем радостней живёшь и для себя.

Правды надо держаться – истину надо искать.

Не ссорьтесь, помните о том, что может быть беда: в дым разругаетесь, потом – сгорите со стыда.

Мы должны помнить о подвиге ушедших…



















Список использованной литературы.

1. В.Ю. Троицкий. Словесность в школе: Книга для преподавателей русской филологии. – М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2000 г. – 432 с.

2. Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014 г.

3. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. – М.: Советская Россия, 1985. – 256 с.





Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка была подготовлена для выступления на семинаре учителей, содержит наработки из опыта работы. Считаю, что данная тема назрела в обществе и поэтому очень много внимания уделяю ей. Время, в котором мы все живем, очень важное для России. Работа учителя в любые времена, на мой взгляд, была  непростой. Но основой основ считаю, прежде всего, нравственное воспитание школьников, которое основывается на вере, памяти народной и самобытной культуре. Есть уроки, посвящённые Дню Славянской письменности. Итогом этих уроков является создание детьми " рукописных страничек" и многое другое.

Автор Лашева Марина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 883
Номер материала 35367
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓