Патриотическое воспитание школьников на уроках литературы.
Для
современной России патриотическое воспитание является одним из приоритетных
направлений в системе образования. Что же такое патриотизм?
Патриотизм
– это любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.
В.В.Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную
гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие
свершения». В наше время происходит постепенное формирование нового –
российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции
героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учётом перспектив развития
нашего народа в обозримом будущем. Как же решить проблему патриотического
воспитания учащихся?
Важнейшее
место, на мой взгляд, занимают уроки литературы.
Нельзя отрицать
роли классической литературы в духовно-нравственном и патриотическом воспитании
подростков, её роль просто неоценима. Именно
художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на
её духовный мир, ведь у учителя-словесника всегда в руках книги, которые
помогают воспитывать истинного человека. Но нужно помнить, что патриотическое
чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного
внимания в течение всего времени обучения в школе.
И.С.
Тургенев в статье, посвящённой поэзии Ф.И. Тютчева, писал, что, «для того чтобы
вполне оценить Тютчева, надо самому читателю быть одарённым некоторою тонкостию
понимания, некоторою гибкостию мысли… Фиалка своим запахом не разит на двадцать
шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать её благовоние». Эти
слова в полной мере можно отнести к лучшим произведениям русских
писателей-классиков: только читатель, наделённый «чувством языка», читатель,
который не позволяет «душе лениться», мыслящий читатель способен оценить
произведение художественной литературы как явление искусства слова, оценить
творения Пушкина, Чехова, Тургенева.
Да, современным
подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но
согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все.
Так о каком же
будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая
литература - литература, проверенная временем, и она существует не для
удовольствия, а для опыта. Русская литература, прежде всего, бытовое,
социальное, историческое, психологическое, философское и нравственное
исследование. Важно «как», если важно «что». А это зависит уже от педагога.
Духовная пища должна только прибавлять сил нашим детям.
На уроках литературы я ставлю перед собой следующие задачи:
-заинтересовать
учеников самим процессом чтения литературы;
-формирование
устойчивой потребности в чтении патриотической литературы;
-потребность в постоянном
общении с историческим прошлым посредством использования материалов
школьного музея. .
Я стремлюсь воспитывать в ребятах
любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их
проблемах и тревогах, радостях и праздниках.
Не
буду подробно останавливаться на изучении тех произведениях, которые включены в
школьную программу, они вам всем хорошо известны. А расскажу о той урочной и
внеурочной работе по предмету , которая вызывает интерес у самих ребят.
-Уроки литературы начинаются
с чтения отрывков из книги
Д.С. Лихачёва
«Письма о добром и прекрасном». Они дают ребятам возможность думать и самим
решать многие нравственные проблемы.
-Выразительное
чтение стихов о Войне, сопровождаемое собственными презентациями,- интересно
ребятам любого возраста.
-В прошлом году с
моими ребятами 7А класса мы думали о КТД. Это вылилось в нашу совместную работу
с детскими садами, входящими в наш комплекс. Музыкально-литературные
композиции, посвященные МАМАМ и Дню Победы,- результат нашей совместной работы.
- Уроки Мужества и
встречи с ветеранами ВОвойны – единственная возможность услышать о войне из уст
самих участников.
- Экскурсии
всегда вызывают интерес у ребят.
Нам
повезло. У нас в школе есть музей.
Музей –
это храм Прошлого, отражение Настоящего, мост в Будущее.
- На
базе музея проходят уроки литературы, когда мы изучаем произведения о
Великой Отечественной войне ,встречи с теми, кто воевал в горячих точках. Привлечение
музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными,
выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается
мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее.
Главный
инструмент учителя – это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в
музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие
на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки,
почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь
предмет хранит энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты
расширяют возможности учебного процесса.
Таким образом, патриотическое воспитание является одним из
главных направлений в системе уроков литературы, а школьный музей – это центр
патриотического воспитания, поэтому хочется закончить свой доклад словами
Джорджа Шоу, что «Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому,
что именно ты в ней родился»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.