Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПатриотическое воспитание школьников на уроках литературы

Патриотическое воспитание школьников на уроках литературы

Скачать материал

  Патриотическое воспитание школьников на уроках литературы.

Для современной России патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования. Что же такое патриотизм?

Патриотизм – это любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.

   В.В.Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».   В наше время происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учётом перспектив развития нашего народа в обозримом будущем. Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся?

 Важнейшее место, на мой взгляд, занимают уроки литературы.

 Нельзя отрицать роли классической литературы в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подростков, её роль просто неоценима. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир,  ведь у учителя-словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека. Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе.   

 И.С. Тургенев в статье, посвящённой поэзии Ф.И. Тютчева, писал, что, «для того чтобы вполне оценить Тютчева, надо самому читателю быть одарённым некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостию мысли… Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать её благовоние». Эти слова в полной мере можно отнести к лучшим произведениям русских писателей-классиков: только читатель, наделённый «чувством языка», читатель, который не позволяет «душе лениться», мыслящий читатель способен оценить произведение художественной литературы как явление искусства слова, оценить творения Пушкина, Чехова, Тургенева.

Да, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все.

 

Так о каком же будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая литература - литература, проверенная временем, и она существует не для удовольствия, а для опыта. Русская литература, прежде всего, бытовое, социальное, историческое, психологическое, философское и нравственное исследование. Важно «как», если важно «что». А это зависит уже от педагога. Духовная пища должна только прибавлять сил нашим детям.

 

     На уроках литературы я ставлю перед собой следующие задачи:

-заинтересовать учеников самим процессом чтения   литературы;

-формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы;

-потребность в постоянном общении с историческим прошлым    посредством использования материалов школьного музея. .

   Я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. 

Не буду подробно останавливаться на изучении тех произведениях, которые включены в школьную программу, они вам всем хорошо известны. А расскажу о той урочной и  внеурочной работе по предмету , которая  вызывает интерес у самих ребят.

-Уроки литературы   начинаются с чтения отрывков из  книги 

Д.С. Лихачёва  «Письма о добром и прекрасном». Они дают ребятам возможность думать и самим решать многие нравственные проблемы.

-Выразительное чтение стихов о Войне, сопровождаемое собственными презентациями,- интересно ребятам любого возраста.

-В прошлом году с моими ребятами 7А класса мы думали о КТД. Это вылилось в нашу совместную работу с детскими садами, входящими в наш комплекс. Музыкально-литературные композиции, посвященные МАМАМ и Дню Победы,- результат нашей совместной работы.

- Уроки Мужества и встречи с ветеранами ВОвойны – единственная возможность услышать о войне из уст самих участников.

- Экскурсии  всегда вызывают интерес у ребят.  

Нам повезло.   У нас в школе есть музей.  

Музей – это храм Прошлого, отражение Настоящего, мост в Будущее.

 - На базе музея проходят   уроки   литературы, когда мы изучаем произведения о Великой Отечественной войне ,встречи с теми, кто воевал в горячих точках.  Привлечение  музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее.

Главный инструмент учителя – это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. 

 Таким образом, патриотическое воспитание   является одним из главных направлений в системе уроков литературы, а школьный музей – это центр патриотического воспитания, поэтому хочется закончить свой доклад словами Джорджа Шоу, что «Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился»

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Патриотическое воспитание школьников на уроках литературы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий хозяйством

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Для современной России патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования. Что же такое патриотизм?

Патриотизм – это любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.

 

   В.В.Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».   В наше время происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учётом перспектив развития нашего народа в обозримом будущем. Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 612
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 851
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • 01.10.2020
  • 10712
  • 285
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 432
    • DOCX 18.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полянская Нина Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Полянская Нина Борисовна
    Полянская Нина Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 96115
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек