Главная / История / Патриотическое воспитание школьников через музейную педагогику

Патриотическое воспитание школьников через музейную педагогику

Филиал муниципального образовательного учреждения« Горловская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области « Катинская основная общеобразовательная школа».







«Патриотическое воспитание школьников

через музейную педагогику».

Муниципальный этап областного смотра – конкурса среди образовательных организаций по патриотическому воспитанию, посвящённый 100 – летию Первой мировой войны.

Номинация – вариативные формы в системе патриотического воспитания, креативные формы пропаганды патриотизма.









Выполнила:

Заведующая филиалом

МОУ «Горловская СОШ»

« Катинская основная

общеобразовательная школа»

учитель истории

Гладких Ирина Николаевна





2014 год.





Оглавление.

  1. Введение.

  2. Аналитическая справка.

  3. Организация работы по патриотическому воспитанию через музейную педагогику.

  4. План работы школьного музея на 2014 – 2015 учебный год.

  5. Запись бесед информаторов.

  6. Приложение.

- фотографии школьного музея

- разработки уроков, внеклассных мероприятий, исследовательских проектов

- творческие работы учащихся

- выдержки из книги отзывов


































Введение.

« Родина – место, где мы родились,

Отечество Родина, мною осознанная».

М.Пришвин

Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, большую и малую, постарается жить, работать и творить на её благо. Воспитание патриотизма было и остаётся одной из главных воспитательных задач. Именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.

« Родина – место, где мы родились, Отечество Родина, мною осознанная».

Эти слова М.Пришвина – большого знатока родного края, могут стать одним из принципов исследования краеведческих материалов. С этой позиции именно краеведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины является существенным эмоциональным компонентом патриотического воспитания учащихся.

Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Благотворительная, социально – значимая деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт образовательному и воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию.

Музей можно назвать « волшебной машиной времени». В ней в считанные минуты, за короткое время, отведённое на урок или внеклассное мероприятие, ученик может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и сопоставить, сравнить события разных времён. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Язык музея – это язык документа, подлинника первоисточника исторической информации. Одна и та же « страница» музейной книги может быть прочитана ребятами разных возрастов – первоклассниками, и подростками, и выпускниками школы, хотя при этом они получают разную « дозу» информации. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебно – воспитательной работы с учащимися. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающая поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся.

Музей – это особый мир, особая атмосфера. Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.


Аналитическая справка.


Наш музей был основан в 1996 году. Учителя школы выступили с предложением – создать в Катинской школе музей, чтобы увековечить память о земляках – участниках Великой Отечественной войны и ветеранов труда, в память о тех, кто не вернулся с поля боя. Первым консультантом и помощником в создание школьного музея был директор Скопинского краеведческого музея А. Крылов. С этой памятной встречи началась работа по созданию музея. К организации музея были привлечены педагоги, учащиеся, родители, общественность села. Согласно составленному плану, учитывая склонности и интересы учащихся, были определены задания по сбору музейных материалов. Члены краеведческого кружка встречались со старожилами села, очевидцами событий прошлого, с выпускниками школы, записывали их воспоминания, собирали фотографии, документы, предметы быта и старины. Они познакомились с занятиями жителей села. Изучили орудия труда, собрали у местных жителей статистические и исторические сведения, обращались к газетным и журнальным статьям, другим письменным источникам. Был собран богатый материал об участниках Великой Отечественной войны – жителей села: фотографии, письма, воспоминания, боевые награды. Школьники несли найденные на огородах и пустырях детали от пистолетов, старинные монеты. Участник войны И.С. Веселов подарил музею свой шлем танкиста, с которым не расставался с 1942 г. Учащиеся – краеведы были убеждены, что они являются не просто сборщиками и регистраторами случайных фактов и предметов, а своего рода исследователями и выполняют не личное дело, а государственное, что каждый исторический памятник, документ – всенародное достояние большого познавательного значения. Ученики школы провели фактически большое краеведческое исследование.

В музее собрано более 280 подлинных экспонатов, которые систематизированы в 4 направления: военно – патриотическое, быт и культура села Катино, летопись школы, нумизматика.

Экспозиция « Быт и культура села Катино» переносит нас в далёкую историю нашего села.

В историко – краеведческих очерках о г. Скопине и населённых пунктах Скопинского района белым пятном оставалась история села Катино. Никто серьёзно не занимался историей создания и развития села, а многие архивные документы в г. Скопине сгорели в период Великой Отечественной войны. А между тем, Катино – одно из самых своеобразных сёл Скопинского района, с устойчивым, крепким хозяйством в прошлом, с самобытной культурой, традициями и обычаями.

Отсутствие данных об истории села стимулировало поисковую работу учителей и учащихся школы и позволила приоткрыть таинственную завесу времени. В процессе поиска были собраны данные Государственного архива Рязанской области, документы и материалы Катинского сельского совета, предметы быта и старины.

Исследуя материалы Государственного архива Рязанской области, было установлено , что село Катино Скопинского района как село известно с 1710 года. Первоначально в качестве деревни принадлежало к приходу села Чурики Скопинского уезда (в настоящее время Михайловский район Рязанской области) После возведения в с. Катино отдельной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы оно получает второе название-с. Троицкое. В окладной книге за 1710 год указано, что ,Троицкая церковь «в селе Троицком, что была деревня Катино» в первый раз была обложена данью» в 1710 году августа во 2 день» . На 1710 село включало 65 дворов (6 дворов солдатских,50- крестьянских,5-нищих,4-причта).Со временем село разрослось . В «Ведомости и церквях города Скопина и уезда за 1913 год» число хозяйств увеличилось до 746 дворов(6 дворов причта,7-мещан,733-государственных крестьян). Общая численность населения составляла 5907 человек.
Первоначально церковь в селе была деревянная . Стараниями прихожан в 1868 году возведена была каменная с колокольней и двумя приделами- Никольским и Покровским. По штату при ней положено два священника, дьякон и два псаломщика.
По одной из версий, название села происходит от фамилии дворянского рода Катиных, владевшими на Рязанщине несколькими селениями и большими земельными угодьями.
По материалам справочника «Населенные места Рязанской губернии» на 1906 год в селе действовали две школы, проходила ярмарка, работала казенная винная лавка, семь ветряных мельниц и три кирпичных завода.
До 1929 года. Катино входило в состав Скопинского уезда Рязанской губернии. Затем, с 1929 по 1959 гг. - Горловского района Рязанской области (некоторое время Рязанская область входила в состав Тульского округа Центрально-промышленной области, затем Московской области). Вследствие очередного административно-территориального деления ,с. Катино вошло в состав Скопинского района Рязанской области.
Результатом поиска явились исследовательские работы учащихся: « Из летописи родного села» ( Веселова Л.), « Быт и культура села Катино» (Кондрушина Н.)

В 2010 году наше село отмечало юбилей – 300 летие со дня основания. К этой дате в школьном музее была организована выставка детских творческих работ, поделок. сочинений учащихся о родном крае, фотовыставка « Моё село»; творческой группой учителей был снят фильм о родном селе « К юбилею села».

В настоящее время учащиеся начальных классов под руководством классного руководителя Гарабаевой Р.К. и учителя внеурочной деятельности Жуковской Е.В. работают над проектом "Моя малая родина".

Учащиеся познакомились с историей возникновения села и Троицкой церкви, со знаменитыми людьми села, названиями улиц, одна из которых носит имя Героя Советского Союза и Национального Героя Италии Федора Андриановича Полетаева. Учащиеся узнали о трудовой деятельности катинцев в прошлом и в настоящее время. Экскурсии и прогулки по улицам родного села предоставили возможность учащимся изучить особенность местности, где они проживают, природные условия и природные богатства родного края, познакомиться с достопримечательностями села.

В рамках проекта учащиеся выполняли рисунки на тему "Вот моя деревня, вот мой дом родной...", писали сочинения о родном селе, родной природе. Сочинение Назаркиной Маргариты, ученицы 2 класса, "Моя дорога в школу" заняло 1 место в районном конкурсе "Слово доброе посеять". В результате выполнения проекта учащиеся создали презентацию "Катино - мое родное село", фотоальбом "Моя малая родина",ученик 3 класса Гаммадов С. был награждён грамотой Управления образования за подготовку презентации «Моя малая родина».

Основная часть экспозиции музея посвящена военно – патриотическому направлению, боевым и трудовым подвигам катинцев.

В комнате боевой Славы собраны материалы, документы о событиях и участников Великой Отечественной войны, среди них Герой Советского Союза, Национальный герой Италии Ф.А.Полетаев, полный кавалер Ордена Славы Ф.Ф. Соломатин, командир орудия – сержант М.М. Михеев, дошедший до Берлина, танкист – орденоносец И.С.Веселов Своей жестокой рукой война коснулась каждой катинской семьи. Ушли на фронт и не вернулись 267 человек. В музее хранятся документы 1941 года, переданные сельским архивом, о бесчинствах и грабежах фашистского отряда, который находился в селе с целью пополнения продовольственных запасов.

Катинцы прославились и на трудовом поприще. В селе проживает 16 ветеранов труда, многие из которых награждены правительственными наградами за трудовые заслуги. Много интересных воспоминаний собрано учащимися о В.И. Хлобышеве, бывшем председателем колхоза имени Ф. Полетаева. На протяжении 35 лет В.Е. Хлобышев возглавлял колхоз. Каждый день он чувствовал пульс села, держал в руках нити управления отдалённым хозяйством, с вниманием относился к людям, жил их заботами. 60 – 70 х гг. – это период наилучшего социально – экономического развития села.

В августе 2005 года в школьном музее состоялась встреча с А.Б.Мыльцевым, человеком необычной профессии. Уроженец села Катино А.Б. Мыльцев всю свою жизнь посвятил поиску и разведке нефти и газа в Западной Сибири. За трудовые заслуги он награждён правительственными наградами, является лауреатом Государственной премии СССР. Свой опыт, знания он решил передать будущему поколению. Написанная им книга « Север и нефтегазоразведка – моя судьба» передана в дар нашему музею.

« Быть гражданином» - это не просто запись в паспорте, это и реализация своих способностей на благо Родины. И примером тому может служить жизнь нашего земляка Ивана Фроловича Евкина – талантливому учёному и изобретателю в области органической химии, памятник которому был установлен в октябре 2011 года.

Просветительская деятельность на базе музея.

В музее проходят обзорные и тематические экскурсии для учащихся, родителей, гостей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, со старожилами села, с выпускниками школы. Подготовка экскурсоводов – важный процесс, требующий от учащихся хороших знаний, самостоятельного мышления, умения выразительно и убеждённо вести рассказ. Учащиеся 8 класса Коршунова М. и Денисова А. проводили экскурсии для учащихся начальных классов, родителей, в роли экскурсоводов часто выступают и учителя школы. За последние годы музей посетили гости из г. Москвы, г. Рязани, г. Скопина, Михайловского района, Пронского района, села Горлово. Музей посещала делегация учителей и учащихся школы – интерната № 1из г. Рязани, здесь проходили встречи с внуком Ф.А. Полетаева – Ф.М.Полетаевым и его семьёй, презентация книги уроженца с. Катино А. Мыльцева « Север и нефтегазоразведка – моя судьба».

Школьный музей дает возможность учителю проводить нестандартные уроки: урок – защита проекта, урок – описания экспоната музея, презентация поискового материала, интегрированный урок с использованием музейных материалов, уроки мужества и памяти, а главное – уроки доброты. К Дню защитника Отечества в музее был проведён урок истории для учащихся 5 -9 классов « Отчизны славные сыны», уроки – памяти: 14 мая, к дню рождения Ф. Полетаева, 2 февраля – к дню гибели героя, уроки литературы и литературного чтения : « Мамина колыбельная» с использованием музейных экспонатов - прялка, веретено, колыбель, уроки изобразительного искусства и технологии с использованием русского народного костюма и особенностью орнамента:

Одно из золотых правил музейной педагогики – развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главным оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения. В процессе поиска и исследований учащийся осваивает разные социальные роли, выполняет функции оформителей, экскурсоводов, исследователей, учится планировать и организовывать свою работу, обрабатывать информацию, работать в коллективе, добиваться поставленной цели. Собранные археологические, этнографические, нумизматические, документальные материалы пополняют фонды и экспозиции музея. Таким образом , музей является одной из лучших форм учёта, хранения и демонстрации краеведческих материалов, наглядно отражает результаты поисковой деятельности детей.

В 2013 года ученик 8 класса Коблов Константин принял участие в областном историко – краеведческом конкурсе « Имя героя на карте родного края». Свой реферат «Подвиг мужества и беззаветной самоотверженности» он посвятил нашему земляку – Герою Советского Союза и Национальному герою Италии Фёдору Андриановичу Полетаеву.

Учащиеся школы ежегодно принимают активное участие в традиционном конкурсе – фестивале литературного творчества « Слово доброе посеять», занимают призовые места в различных номинациях, активно участвуют в акциях « Помоги ветерану», « Твой подарок ветерану», « Письмо ветерану», конкурсах сочинений.

Одно из направлений общественно – полезной деятельности юных краеведов – участие по уходу, сохранению памятников и захоронений участников Великой Отечественной войны. С работой музея связаны и дела юных тимуровцев. Ребята оказывают помощь ветеранам войны, вдовам, престарелым одиноким жителям села, чествуют их в праздничные дни, поздравляют с юбилеями.

Коллектив школы сплачивается совместными трудовыми мероприятиями в озеленении села, очистки прудов и оврагов. Активно проходят операции «Трудовой десант», ««Осенний листок», « Снежные дорожки». Ученик 8 класса Маврин Д. совместно с учителем биологии Колчановой О.И. работают над экологическим проектом « Живой родник нашего села».

Юные краеведы собрали интересные материалы о наших земляках проходивших военную службу в рядах Вооружённых сил РФ и оформили стенд « Я служу России!»

Чтобы выяснить, какую роль играет музей в школе, активисты музея провели анкетирование среди учителей и учащихся.

Для учителей были предложены вопросы:

Нужен ли школе свой музей? Зачем?

Часто ли вы бываете в музее?

Как музей помогает в проведении учебных и внеклассных занятий?

Все опрошенные учителя практически единодушны в своих ответах:

- музей помогает выстроить воспитательную работу;

- можно наглядно провести урок по истории своего края и села;

- можно провести детей на экскурсию вместо проведения скучного урока по параграфу учебника;

- музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся.

Вопросы, заданные учащимся:

Нужен ли школе свой музей? Зачем?

Часто ли вы бываете в музее?

Нравится ли тебе посещать музей?

Какие экспонаты запомнились больше всего?

Вот наиболее интересные ответы учащихся:

- в музее уроки проходят быстрее, интереснее;

- интересно узнать об основании нашего села, о судьбе наших родственников.

Любимые экспонаты, названные учащимися: прялка, серп, чугуны, солдатская фляжка, шлем танкиста, маслобойка, махотка.

Сегодня, когда происходит духовное возрождение России, обучение и воспитание учащихся должно основываться на истоках культуры своего народа, на духовном возрождение народных обычаев, семейных традиций.

В школе проводятся семейные праздники для учащихся и родителей « Вся семья в сборе – мы не знаем горя», выставка рисунков « Моя семья».

Праздник широкой Масленицы с блинами и играми, с хороводом вокруг костра и русскими народными песнями, Никольщина, Рождественские встречи – стали неотъемлемой частью школьной жизни.

Учащиеся знакомились с информацией об истории возникновения праздника, о названии каждого дня Масленицы, знакомились с особенностями проведения праздника в нашем селе, рецептами приготовления блинов. В ходе праздника была организована ярмарка – аукцион, где учащиеся 5-9 классов представляли свои кулинарные проекты. Гостям и всем присутствующим представлены разнообразные кулинарные изделия, приготовленные учащимися и их родителями. Спортивные состязания, театрализованные представления, хороводы – всё это создавало праздничную атмосферу «Широкой Масленицы», способствовало единению всех присутствующих и приобщению их к обычаем и традициям своего народа, своего села.

Таким образом, урочная и внеклассная деятельность музея – единое целое системы патриотического воспитания учащихся в социокультурных условиях села Катино.

Юным жителям села Катино есть с кого брать пример, кем гордиться, на кого равняться. Это герой двух народов – герой Советского Союза и Национальный герой Италии Ф.А.Полетаев, полный кавалер ордена Славы Ф.Ф. Соломатин, бывший председатель колхоза В.Е.Хлобышев. Жизнь этих людей, их воинский и трудовой подвиг – пример для подражания. Стенды, рефераты, сочинения, посвящённые им, занимают достойное место в школьном музее.

« Быть гражданином» - это не просто запись в паспорте, это и реализация своих способностей на благо Родины. И примером тому может служить жизнь нашего земляка Ивана Фроловича Евкина, памятник которому был установлен в октябре 2011 года. И теперь каждое утро учащихся школы встречают гранитные изваяния героев. Как бы говоря юношам и девушкам: «Растите достойными гражданами, настоящими патриотами своей страны!»










Организация работы по патриотическому воспитанию через музейную педагогику.


Основная цель :

- создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:

- приобщение школьников к культуре, традициям и обычаям своего народа, привитие чувства любви к родному краю;

- воспитание гражданственности и патриотизма;

- привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;

- формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учёт фондов музея;

- развитие творческих способностей учащихся.


Планирование работы школьного музея реализуется по следующим направлениям:

- поисково-исследовательская деятельность;

- учет и хранение фондов;

- экспозиционная деятельность;

- просветительская деятельность.


Поисково-исследовательская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

- планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

- прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

- проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

- обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

- участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

- создавать фонд мультимедийных презентаций.



Учет и хранение фондов.

Основные задачи данного направления работы музея:- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

- правильно оформлять основную музейную документацию

- правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

- организовать прием и выдачу музейных предметов;

Экспозиционная деятельность.

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления  способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

- освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

- использовать в работе выставки-передвижки;

- предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.


Просветительская работа.

Главная задача данного направления  вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

- продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

- проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии ;

- использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;

Главный критерий повседневной работы музея  это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.


Основные принципы музейной работы:

Активность, сознательность, научность, доступность, самостоятельность мышления, индивидуальность подхода к учащимся в условиях коллективной работы, многообразие и вариативность.





План работы школьного музея на 2014 - 2015 учебный год.


Направление деятельности

Сроки исполнения

1.

Организационная работа.

-Составление плана работы музея.

- Комплектование экспонатов


С 1996 г.

Ежегодно

2.

Работа с фондами школьного музея.

- Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
- Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

- Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.

- Создание архива музея в электронном варианте;

2012-2014г.


Постоянно.

постоянно



2014


3.

Поисковая работа.

- Работа в архиве ( сельский, районный).

- Работа в библиотеке ( школьная. сельская, районная).

- Работа с документами в сельской администрации

- Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны.

- переписка с учащимися школы – интерната № 1 г. Рязани, поиск новых материалов о Ф. Полетаеве.

- Поиск материалов и документов об учителях и директорах.

- Поиск бывших учителей, выпускников школы, переписка с ними.

- встреча с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране.

Ежегодно

4.

Оформление экспозиций и разделов музея.

1. Военно – патриотический:

- Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

-Ф.А .Полетаев – Национальный герой Италии, Герой Советского Союза.

- Книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»

2. История школы:

Альбомы по истории школы

- Летопись школы

3. Быт и культура села Катино

- предметы быта

- утварь

- одежда

- фотографии

4. Нумизматика.

-коллекция денежных знаков и ассигнаций 18, 19. 20 вв.

- Коллекция монет 18 – 20 вв.



Ежегодно



Ежегодно


2013-2014

2012-2014

ежегодно

Ежегодно


С 1996 г.


2012-2014


С 2000 г.

5.

Просветительская работа.

К 70 – летию Великой Победы:

1. Проведение экскурсий и бесед по темам:

- Наши земляки в годы войны

- Подвигу жить в веках

2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:

- Вахта Памяти к 70 –летию Великой Победы

- День согласия и примирения,

- День Конституции,

- Открытое внеклассное мероприятие « Слава тебе, победитель – солдат!»

- Акция « Помоги ветерану»,

- Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны.

3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея.

4. Размещение информации на сайте.

5. Сотрудничество со школьными музеями школ района и города.

Ежегодно


Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

2014 г.

В течение периода


ежегодно


ежегодно






постоянно

6.

Исследовательская деятельность учащихся.

Подготовка и написание докладов, сообщений по темам:

- « Мы гордимся тобой, герой!» ( 8. 9 классы)

- «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (7 – 9 классы)

- исследовательская работа учащихся « Учителя – участники Великой Отечественной войны».(Коршунова М., Денисова А.)



В течение года

7.

Методическая работа.

Создание методических рекомендаций:

- Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала

- Тематика классных часов по материалам школьного музея.

Выступление на МУМО «Исследовательская деятельность учащихся».

Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея:

- «Моя малая родина»

- « Роль школьного музея в становлении активной гражданской позиции учащихся».

- «Водоёмы родного края».

- « Семья и семейные ценности»

.


2013


Обновление ежегодно

С 2012 г.


2013.


2012-2014 гг.



2014 – 2015 гг.




















































Патриотическое воспитание школьников через музейную педагогику
  • История
Описание:

 Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно - историческому наследию.

 Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель - воспитание гражданина и патриота.

Организация работы по тпатриотическому воспитанию через музейную педагогику:

Основная цель: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи: приобщение школьников к культуре, традициям и обычаям своего народа, привитие чувства любви к родному краю, воспитание гражданственности и патриотизма, активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся, формирование и пополнение музейных коллекций, развитие творческих способностей учащихся.

 Планирование работы школьного музея реализуется по следующим направлениям:

- поисково - исследовательская;

- учёт и хранение фондов;

- экспозиционная деятельность;

- просветительская деятельность

Основные принципы музейной работы: активность, сознательность, научность, доступность, самостоятельность мышления, многообразие и вариативность.

 Наш музей основан в 1996 году, чтобы увековечить память о земляках - участниках Великой Отечественной войны, в память отех, кто не вернулся с поля боя. Члены краеведческого кружка встречались со старожилами села, записывали их воспоминания, собирали фотографии,документы, предметы быта и старины.

 В музее собрано 280 подлинных экспонатов, которые систематизированы в 4 направления: военно - патриотическое, быт и культура села Катино, летопись школы и нумизматика.

Основная часть экспозиции музея посвящена военно - патриотическому направлению, боевым и трудовым подвигам катинцев. В комнате боевой славы собраны материалы и документы о событиях и участниках Великой Отечественной войны, среди них наш земляк, Герой Советского Союза и Национальный герой Италии Фёдор Андрианович Полетаев.

В музее проходят обзорные и тематические экскурсии для учащихся, гостей, встречи с ветеранами войны и труда. Школьный музей даёт возможность проводить учителю нестандартные уроки: защита проекта, урок - описание экспоната музея, презентация поискового материала, интегрированный урок с использованием музейных материалов, уроки мужества и памяти, а главное - уроки доброты. К Дню защитника Отечества в музее проводился урок истории - " Отчизны славные сыны", урок - памяти Ф.Полетаева, урок литературного чтения в начальных классах " Мамина колыбельная" с использованием музейных экспонатов - прялка, колыбель, урок изобразительного искусства и технологии с использованием русского народного костюма.

 Одно из золотых правил музейной педагогики - развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностьюЮ сформировать систему ценностей, где главным оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения.

Результатом поиска явились исследовательские работы учащихся: " Из летописи родного села", " Быт и культура села Катино"," Подвиг мужества и беззаветной самоотверженности". В музее проводятся выставки детских творческих работ и поделок, сочинений учащихся о родном крае, фотовыставки.

 Сегодня, когда происходит духовное возрождение России, обучение и воспитание учащихся должно основываться на истоках культуры своего народа, на духовном возрождении народных обычаев, семейных традиций.

Быть патриотом непросто, но. тот , кто любит свою свою Родину, большую и малую, постарается жить, работать и творить на её благо.

 

Автор Гладких Ирина Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 970
Номер материала 2509
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓