Главная / Классному руководителю / Памятники – это наша история. (Тема войны и Холокоста в памятниках мира)

Памятники – это наша история. (Тема войны и Холокоста в памятниках мира)


Разработка внеклассного мероприятия

Памятники – это наша история.

(Тема войны и Холокоста в памятниках мира)

План воспитательного мероприятия

«Памятники – это наша история» (Тема войны и Холокоста в памятниках мира)

1. Объявление темы и задач воспитательного мероприятия.

2. Представление проектов групп учащихся

«Что такое памятники и чему они могут быть посвящены?»

(Памятники на территирии Украины):

А) памятники известным людям;

Б) историко-культурные памятники;

В) оригинальные памятники Украины;

Г) Национальный музей Великой Отечественной войны;

Д) памятники, посвященные Великой Отечественной войне.

3. Знакомство с понятием «Холокост». Что это за явление и почему так много говорят на эту тему.

4. Представление проекта группой учащихся «Памятники жертвам Холокоста в мире» и рассказ о некоторых из них.

5. Игра «Криминалист».

6. Представление памятников детям – жертвам Холокоста.

7. Украина и Холокост. Памятники Холокосту в Украине. Перекличка областей и некоторых городов в Украине, где есть памятники Холокосту.

8. Рассказ о Бабьем Яру в г. Киеве.

9. Знакомство с проявлениями Холокоста в родном городе. Рассказ о Криворожской трагедии.

10. Итоги знакомства с памятниками, посвященными Холокосту в Украине.

11. Представление памятника борцам против фашизма и праведникам мира. Национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма в Иерусалиме (Яд Вашем) и понятие «Праведник мира».

12. Пятиминутка "Эмоции".

Тема: Памятники – это наша история.

(Тема войны и Холокоста в памятниках мира) (Слайд 1)

hello_html_m140adf26.png

Цель: - обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях;

- показать учащимся на примере Холокоста, что трагедия еврейского народа стала общечеловеческой проблемой, что беда одного народа неизбежно становится всеобщей бедой;

- способствовать пониманию учащимися проблем, связанных с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида.

Задачи:

Образовательные:

- дать учащимся как можно более объективное представление об одной из актуальных тем современности; ознакомить с историческим фактом трагедии Холокоста;

- повысить информационную грамотность учащихся;

- формировать гражданственность.

Воспитательные:

- воспитывать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма;

- вызвать сочувствие к жертвам геноцида с целью формирования толерантного сознания и отношения к людям другой национальности, вероисповедания, расы, другой культуры, демократичных и гуманных взглядов;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

Развивающие:

- развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми;

- продолжить формирование толерантного отношения между собой;

- способствовать развитию самосознания, которое помогает увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

- развивать чувство собственного достоинства и умения уважать достоинство других, способность к сочувствию, сопереживанию;

Материалы и оборудование: презентация, смена слайдов проходит по щелчку мышкой.

Аудитория: учащиеся 7-9 классов, которые имеют понятия о Второй Мировой войне, Великой Отечественной войне и слабо владеют понятием «Холокост» и последствиями этой трагедии, ее значением для еврейского народа и всего мира.

Ход внеклассного мероприятия

Учитель: Наша встреча будет посвящена Холокосту. Почему снова – о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли и помнили: холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. Трагедия еврейского народа стала общечеловеческой проблемой, беда одного народа неизбежно становится всеобщей бедой.

Да и разговор будет необычным: мы постараемся увидеть эту мировую трагедию через человеческую память - памятники.

Что такое памятники и чему они могут быть посвящены?

Памятники – это сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, вне зависимости от форм собственности и степени их сохранности.

Общественная ценность памятников состоит в том, что они являются своеобразной летописью, увековечившей историю развития каждого отдельного народа с его национальными особенностями, а также историю человечества в целом. Они предназначены для увековечения реально существовавших (существующих) людей (иногда животных), исторических событий или объектов и играют важную роль в воспитании подрастающих поколений.

Поэтому отправляемся на экскурсию в мир памятников, которую подготовили группы учащихся. Они провели большую исследовательскую работу.

Экскурсионное лото «Исследователь». Каждая группа представляет свой проект: памятники, чему посвящены, где находятся, зачем нужны?

1 группа (ученики): памятники известным людям: историческим личностям, актерам, героям с целью увековечивания их действий, достижений. (Слайд 2)

- Памятник Богдану Хмельницкому в г. Донецке создан в честь гетмана Украины Богдана Михайловича Хмельницкого и приурочен к 300-летию Переяславской рады.

Автор памятника донецкий скульптор Павел Павлович Гевеке.

Памятник представляет собой конную фигуру. У Богдана Хмельницкого поднята правая рука, в которой он держит булаву. В левой руке он держит поводья. Конь под всадником вздыблен.

hello_html_5c994065.png

- Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. На Софиевской площади г. Киева стоит памятник Богдану Хмельницкому - знаменитому украинскому гетьману, возглавлявшему освободительную борьбу украинского народа. Под главой Хмельницкого Украина воссоединилась с Россией.

- Памятник Михаилу Булгакову. Памятник самому известному киевлянину - автору "Мастера и Маргариты" Михаилу Булгакову установлен на Андреевском спуске - ниже Андреевской церкви, рядом с домом №13, в котором с 1906 года проживала семья писателя.

- Памятник Петровскому Г. И. в Днепропетровске. Памятник Григорию Петровскому в Днепропетровске стоит на Привокзальной площади города. В Днепропетровске памятник Григорию Ивановичу Петровскому был открыт в мае 1976 года, скульптор К.И. Чеканев, архитектор В.Г. Сотников.

- Памятник Марии Заньковецкой. В Мариинском парке расположены великолепные памятники народной артистке Украины Марии Заньковецкой, поэтессе Лесе Украинке и великому русскому композитору М.И.Глинке.

- Памятник Т. Шевченко в г. Киеве

2 группа (ученики): историко-культурные памятники. К таким памятникам в Украине относятся памятники, имеющие историко-культурное значение для страны. (Слайд 3)

«Семь чудес Украины» - семь историко-культурных памятников Украины, определённых всеукраинским одноимённым конкурсом, который был объявлен в мае 2007 года. Было отобрано около тысячи объектов. Из этой тысячи экспертный совет, состоящий из сотни человек (культурологов, историков, специалистов туристического бизнеса) выбрали список сначала из 100, а потом из 21 объекта для Интернет-голосования. Окончательные итоги конкурса были подведены 21 августа 2007 года.

hello_html_1f220ac6.png

1. Каменец-Подольская крепость.

Каменец-Подольский - один из древнейших городов Украины. Благодаря уникальному сочетанию историко-архитектурного, градостроительного наследия, ландшафта каньона реки Смотрич, «Старый город (Каменец-Подольский)» объявлен государственным историко-архитектурным заповедником. Количество памятников архитектуры XI-XIX веков насчитывает около 200 зданий и сооружений. Учитывая богатое архитектурно-историческое наследие «Старого города», национальной комиссией Украины по делам ЮНЕСКО в мае 1994 года было рекомендовано включить его кандидатом в реестр мирового культурного наследия. Самая большая ценность - практически полностью сохранившийся исторический центр без вкраплений архитектуры XX века. Главная городская достопримечательность - старинная крепость, первые постройки которой относятся к XI-XII векам, а основные укрепления, - к XVI-XVII векам. Оборонительные укрепления в Каменце-Подольском считаются прекрасным образцом лучших фортификаций Восточной Европы.

2. Киево-Печерская лавра.

Ки́ево-Пече́рская ла́вра - один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония - Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.

3. Парк Софиевка

Национа́льный дендрологи́ческий парк «Софиевка» - парк, научно-исследовательский институт Национальной академии наук Украины, расположенный в северной части города Умань, Черкасской области, на берегах реки Каменки. В наши дни это место отдыха. Ежегодно его посещают около 500 тысяч человек. Площадь - 179,2 га. «Софиевка» является памятником ландшафтного типа мирового садово-паркового искусства конца XVIII - первой половины XIX века. В ней произрастает свыше 3323 таксонов (видов, форм, сортов, культиваров) местных и экзотических деревьев и кустов, среди них: болотный кипарис, сосна Веймутова, тюльпанное дерево, платан, гинкго, ели и многие другие. Коллективом парка издан каталог растений, в котором насчитывается 1994 таксона, из них 1220 древесных и кустарниковых пород и 774 травянистых растений, в том числе 25 таксонов орешника, 24 - буков, 41 - елей, 100 - лиан, 320 - роз, 57 - рододендронов, 376 - почвопокровных и 98 - цветковых растений. В 2007 году коллекция растений парка включала 2103 таксона древесных и 1212 травянистых. В 1985 году малая планета № 2259 получила название «Софиевка» в честь уманского парка.

4. София Киевская

Собо́р Свято́й Софи́и - был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта. Софийский собор стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

5. Херсонес

Херсоне́с Таври́ческий, или просто Херсонес: «полуостров»; в византийское время - Херсон, в Генуэзский период - Сарсона, в русских летописях - Корсунь) - полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья.

6. Хортица

Хо́ртица - крупнейший остров на Днепре, расположен в районе города Запорожье ниже ДнепроГЭСа, уникальный природный и исторический комплекс. На сравнительно небольшой территории которого (всего две тысячи пятьсот шестьдесят гектаров) уместились образцы практически всех видов ландшафта, характерных для юга Украины. Геологической основой острова служат докембрийские породы возрастом около 2,5 млрд. лет, в первую очередь - граниты, покрытые слоем более молодых осадочных пород. В северной части Хортицы над берегом возвышаются скалы высотой 40-50 м, спадающие к югу.

7. Хотинская крепость

Хотинская крепость - крепость Х-ХVIII веков, расположенная в городе Хотин, Украина. На протяжении V-Х веков укрепление использовалось летописным племенем тиверцев, и выглядело как типовое мысовое городище. Постройку каменных укреплений Хотина принято связывать с Галицко-Волынским княжеством и с именем Данилы Галицкого. Археологическими раскопками (Б.Тимощук,1961-67 гг.) выявлены каменные стены замка ХІІІ в., остатки белокаменного храма, следы жилой застройки. Замок занимал северную часть замковой горы, примерно треть от современной протяженности цитадели. На юге от замка находился укрепленный посад, окруженный валами и деревянными стенами. Наибольшей перестройке подвергся во 2-й половине ХV века, будучи в составе Молдавского княжества.

3 группа (ученики). Оригинальные памятники Украины

Чего только не выдумает человеческое воображение, каких только чудес не создадут руки мастеров? Безудержная фантазия украинских скульпторов порождает причудливые памятники, которые удивляют не только украинцев, но и многочисленных гостей нашей страны. (Слайд 4)

hello_html_m34d8508.png

- Дары моря (Керчь)

Около 10 видов рыб, морской конек и краб, попавшие в сети, украшают композицию «Дары моря» в Одессе.

- Ежик в тумане (Киев)

Кто не помнит знаменитого советского мультфильма «Ежик в тумане»? Это, несомненно, любимая история многих. А в Киеве ежику еще и памятник построили. Он сидит на высоком пеньке и держит в лапках узелок, словно собирается куда-то. Однако самое интересное - это название деревянной композиции. Памятник назвали «Лошадка» в честь лошади из мультфильма.

- Памятник истоптанным ботинкам (Киев)

Бронзовые «Ботинки страхового агента, который истоптал их в поисках клиентов» 92-го размера изрядно развлекут Вас, если окажетесь на улице Белорусской в Киеве. Ботинки имеют длину 80 сантиметров и весят по 90 кг каждый. Сразу после открытия «башмаки» записали в реестр рекордов Украины как самую большую обувь, которую можно примерить.

- «Шалтай-Болтай» (Кременчуг). Этот удивительный памятник украшает город Кременчуг. Именно «Шалтая-Болтая» нашла и купила Алиса из сказки «Алиса в зазеркалье» Льюиса Кэролла, которой посвящена эта необычная фигура.

- Портфель Жванецкого (Ялта)

«Потрите и богатейте», - призывают туристов известные юмористы Ялты. Говорят, потереть знаменитый портфель Жванецкого на «Аллее юмористов» означает быстро разбогатеть.

4 группа: памятники, посвященные событиям и героям Великой Отечественной войне.

- Памятник влюбленным фонарям (Киев.)

Интересная скульптурная композиция влюбленных фонарей находится на Майдане Незалежности в Киеве. Автору удивительно точно удалось передать образ прекрасного, светлого чувства - любви. Эти симпатичные фонари сразу полюбились местным жителям и гостям украинской столицы, которые с радостью фотографируются на их фоне.

- Памятник гривне (Донецк)

Памятник украинской национальной валюте - гривне возвели перед центральным офисом Проминвестбанка в Донецке. Огромная «золотая» монета периодически вращается вокруг своей оси, чем привлекает любопытные взгляды прохожих.

- Памятник жадности и зависти (Бердянск)

Друзья! Признайтесь, вы когда-нибудь завидовали? В Бердянске существует даже памятник этому пакостному чувству. Зависть и жадность символизирует огромная жаба, которая словно душит, когда возникают подобные ощущения. А вес этой земноводной 250 килограмм!

- Жена моряка (Одесса)

Этот памятник невольно вызывает умиление. Фигура молодой женщины с сыном, которая выжидает мужа из моря, - это памятник всем женам, сестрам, матерям, которые остаются на берегу и ждут тех, кто в море.

- Памятник погибшим байкерам (Белая Церковь)

На высоте 7,5 м установлена бронзовая фигура юного байкера, который мчится на мотоцикле. На бетонной опоре, высотой 11,5 м, можно написать имя друга-байкера, так как специальной надписи памятник не имеет.

4 группа (ученики). Национальный музей Великой Отечественной войны (Слайд 5)

Памятники Великой Отечественной войне – это образцы больших побед и примеры героизма тех, кто их достиг, общей ответственности за судьбу страны и народов, живущих в этой стране. Никто не должен иметь возможности лишить нас памяти.

В «Википедии» страницы в категории «Памятники Великой Отечественной войны» содержат перечень памятников на эту тему в три столбца на 173 страницах, а в социальной сети «Вконтакте» можно увидеть 999 фотографий памятников на эту тему. Память человеческая жива до сих пор. Слово «памятник» происходит от слова память. Но народная память крепче гранита и долговечнее бронзы. Это память о героизме, стойкости, мужестве граждан нашей страны, история единения людей перед лицом общей опасности.

Один из наиболее крупных музеев Украины (более 300 тысяч экспонатов) музей более всего ассоциируется с 102-метровым памятником Родине-матери, ставшим одной из наиболее узнаваемых видов Киева и другим памятникам погибшим героям.

- Далее памятники в Николаеве, посвященные Великой Отечественной войне.

hello_html_76243b77.png

(Слайд 6) Рассказывать о печальных страницах в истории XX века, увековечить память павших помогут памятники, которых немало в других городах Украины.

- Мемориальный комплекс Героям Великой Отечественной войны, памятник Неизвестному солдату. Луганск.

- Мемориал Солдатской славы. Полтава

- Жертвам фашизма. Николаевщина

- Памятник солдату-освободителю. Город Кривой Рог, Днепропетровская область

hello_html_m1d64df96.png

Победа… Память о ней нужна людям, бережно хранящим и передающим наследникам воспоминания о страшных годах войны, людям, чьи жизни безжалостно смела и скомкала эта трагедия, людям, которые оберегают мир от смертей, связанных с национальной нетерпимостью.

Учитель: Экскурсия в мир памятников интересна и познавательна. Вы познакомились с различными памятниками в Украине, объединенными по темам. Не все темы были названы, и это не главное. Главное - помнить, что памятники по-настоящему хороши и необходимы, если рождаются из душевной потребности народа.

Именно о памятниках, рожденных из душевной потребности народа, мы будем говорить дальше: это памятники, посвященные Холокосту. Зачем они нужны? Их ценность не только в постижении истории, но и в понимании сегодняшнего смысла мировых событий, угрозы шовинизма, фашизма, антисемитизма.

Холокост. Что это за явление и почему так много говорят на эту тему. (Слайд 7)

hello_html_m4ddbe7f6.png

Холокост - трагедия, которая долгое время была закрытой темой, хотя факты были известны, но десятилетиями они замалчивались. История геноцида еврейского народа в годы Второй Мировой войны показывает, к чему приводит национальная нетерпимость.

Что значит слово "Холокост"? Это слово греческого происхождения, оно означает "жертва всесожжения", "огненная жертва". Этот термин также используется для обозначения одной из крупнейших этнополитических трагедий в истории мировой цивилизации - истребления 6 миллионов евреев в годы Второй Мировой войны. Нацисты, пришедшие к власти в Германии в январе 1933, утверждали, что немцы – «высшая раса», считали евреев «низшей» расой, представляющей угрозу так называемому Германскому расовому обществу.

На иврите и реже на некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса используется термин шоа́ (ивр. שׁוֹאָה‎ — бедствие, катастрофа), он заменяет (наряду с термином «Катастрофа») собой менее корректный термин «Холокост».

Ученик. Чтение стихотворения Адольфа Берлина

Холокост - трагедия еврейского народа

Как детям объяснить шесть миллионов исчезнувших в застенках навсегда,

замученных, отравленных «Циклоном»,

расстрелянных, повешенных, сожжённых?

Никто не видел слёз, не слышал стонов,

весь мир был равнодушен, как всегда

5 группа (ученики). Памятники, посвященные шести миллионам жертв холокоста (Слайд 8)

ПАМЯТНИКИ ЖЕРТВАМ ФАШИЗМА СТОЯТ ПО ВСЕМУ МИРУ

hello_html_m27545d22.png

Ученик. Главным средством выполнения нацистами программы уничтожения целых народов являлись концлагеря. Они густой сетью покрывали всю Европу, включая Германию, Австрию, Польшу, оккупированные районы СССР, Югославию, Западную и Северную Европу. Самые крупные из них находились на территории Польши. Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос.

Ученики (перекличка). В лагере Терезенштадт погибло около 35 тыс. человек,

в Треблинке - 750 тыс. человек. в лагере действовало 10 камер, в каждой из которых за 40 минут умерщвляли 100 человек. Таким образом, "мощность" этого концлагеря составляла 25 тыс. человек в день,

в Майданеке - 1 250 тыс. человек,

в Освенциме - 4 млн. человек.

в Собибуре - 20 тыс.,

в Белжеце-15 тыс.

Ученик (продолжение переклички). В Нижней Силезии находился лагерь Гросс Розен с филиалами. Через него прошло 180 тыс. заключенных, из которых около 100 тыс. человек погибло.

лагерь - Яновский (близ Львова), где было уничтожено 200 тыс. мирных граждан,

лагерь в Белоруссии в районе Озаричей,

в Понарах (Литва),

Саласпилсский лагерь (Латвия),

лагеря, расположенные в самой Германии, а также Австрии - Дахау, Бухенвальд,

Ноенгамме (из 106 000 заключенных 20-ти национальностей погибли 50 тыс. человек), Маутхаузен (было замучено 122 767 человек),

Штутгофф (прошло свыше 120 тыс. заключенных, из которых 85 тыс. человек погибло).

Общее количество концентрационных лагерей, их филиалов, тюрем, гетто в оккупированных странах Европы и в самой Германии, где в тяжелейших условиях содержались и уничтожались различными методами и средствами люди, составляло 14 033 пункта

(Слайд 10) (С просмотром слайдов идет перекличка городов и стран, в которых находятся памятники Холокосту)

Предлагаем внимательно рассмотреть представленные памятники. (Слайд 9)

hello_html_m5290d5fb.png

- San Francisco. Памятник "Холокост" работы скульптора Джорджа Сегала был открыт в 1989 году в парке А. Линкольна у Музея почетного легиона. Памятник представляет собой 11 бронзовых фигур размером с человеческий рост, находящихся за колючей проволокой. (Слайд 10)

- Памятник жертвам Холокоста в Берлине. На площади в 19 тысяч квадратных метров, сопоставимой с двумя футбольными полями, установлены 2711 бетонных «домино» различной высоты - от 0,2 до 4,7 метров. Человек, желающий осмотреть мемориал, окажется в каменном лабиринте, выход из которого нужно найти самостоятельно. Эффект потерянности - часть авторской концепции создателя мемориала, американского архитектора Питера Айзенмена.

- Памятник жертвам холокоста «Дерево жизни» в Будапеште. Скульптор Имре Варга. Он выполнен в виде плакучей ивы. На металлических листьях мемориального дерева-памятника написаны имена некоторых из тысяч жертв. Когда дует ветер, шевелящиеся листья тихо позванивают, как бы напоминая о трагическом периоде истории человечества.

hello_html_m622b3358.png(Слайд 11)

hello_html_55a0c812.png (Слайд 12)

- «Прочитаем» памятник «Яма» в Беларуссии. Как же языком скульптурно-архитектурным авторы рассказывают нам о Катастрофе ХХв.? Перед нами - гранитный раскрытый цветок с надписью в середине на белорусском языке "Спіс тых, хто дапамог будаўніцтву помніка".

Если Вы внимательно прочитаете эти таблички-надписи, осознаете, что чужой боли не бывает. Здесь и имена частных жертвователей (в их числе - один из авторов памятника - Эльза Полак из Израиля), и организаций (Белорусское товарищество еврейских общин), и государств (Швейцарии, Франции... и Федеративной республики Германия)...

hello_html_24f2fc96.png

В «яму» на верную гибель еле бредут обессиленные женщины, мужчины и дети. Они уже только напоминают людей: кожа да кости, даже лиц не распознать... Почему? Они - символ более 100 тысяч евреев Минского гетто, это не только символ 6 миллионов евреев, погибших в годы Второй мировой войны, это - символ всех многих миллионов, кто стал жертвой нацистской Германии.

- Ганновер. Этот памятник установлен на одной из центральных площадей столицы Нижней Саксонии. На нём написаны имена шести тысяч местных евреев, попавших в лагеря смерти и там уничтоженных. На следующей фотографии – маленькая часть этого списка.

Ученик. Каждый памятник, увиденный вами, имеет свою историю, о каждом можно рассказывать много интересного. Но за каждым из них – тысячи прерванных жизней, тысячи уничтоженных семей и миллионы нерожденных детей.

Учитель. Сегодня памятники и просто памятные стелы, рассказывающие о Холокосте, есть во многих городах мира. И какая разница - оригинальные они или традиционные, простые и не очень. Главное, что эта тема волнует многих людей, и это само по себе многозначительно.

Ученик. Война - это страшное слово. Но Вторая Мировая война – это небывалый геноцид, напрямую связанный с фашизмом, с его нечеловеческими теориями расовой и национальной ненависти. Конечно, убивали не только евреев. Жертвами нацистского террора стали представители и других народов. Слова Адольфа Гитлера: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают.… Каждый образованный человек - наш враг. Нужно управлять этим народом с железной решимостью.… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год» – указывают на основную цель фашистов на оккупированных территориях: уничтожение целых рас и наций.

Ученик. В период Холокоста нацисты преследовали группы людей, которых считали "неполноценными": цыган, людей с умственными и физическими отклонениями, некоторых славян (поляков, русских и других). Коммунисты, социалисты, свидетели Иеговы и гомосексуалисты подвергались гонениям по политическим или поведенческим мотивам.

Такие преследования привели к уничтожению от четверти до трети цыганского народа;

уничтожению до 10 % поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами);

уничтожению около 3 миллионов советских военнопленных;

тотальному истреблению чернокожих граждан Германии;

тотальному истреблению душевнобольных и нетрудоспособных;

истреблению около 9 тысяч гомосексуалов.

Но политику тотального уничтожения нацистская Германия проводила по отношению к евреям. Преднамеренная попытка полного истребления целой нации привела к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира.

Учитель. Сам факт принадлежности к еврейскому народу предопределял гибель человека. «Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма,» - так обрисовал трагическую ситуацию писатель Эли Визель. В этом и состоит особенность еврейской судьбы в период Катастрофы, по сравнению с участью других народов, населявших оккупированные территории. Это было организованное и спланированное, с безумной тщательностью исполняемое уничтожение народа.

А в нацистской Германии этот вопрос имел очень простое решение: в гитлеровской Германии национальность определялась исходя из национальной принадлежности предков и биологически – по внешним признакам. Дискриминация и впоследствии уничтожение осуществлялась при наличии у него хотя бы 1/4 еврейской крови.

Предлагаю вам игру «Криминалист»

Задание: определите по характерным признакам национальность людей, фотографии которых вы видите перед собой, предварительно заполнив таблицу.

Цвет волос, разрез глаз, форма носа, профиль, челюсть, надбровные дуги, цвет кожи, лоб, разрез глаз, губы, уши, другое,

Вывод: национальность

Цвет волос

Форма носа

Профиль

Челюсть

Цвет кожи

Лоб

Разрез глаз

Губы

Уши

Национальность











При необходимости пользуйтесь справочным материалом по характерным признакам национальностей.

Свои выводы сверьте со справочным материалом: национальность людей, фотографии которых вы видели. (Слайд 13. По первому щелчку показываются фотографии, по второму – надписи к фотографиям)

hello_html_33560653.png(Слайд 14. По первому щелчку показываются фотографии, по второму – надписи к фотографиям)

hello_html_m1d62cc50.png(Слайд 15. По первому щелчку показываются фотографии, по второму – надписи к фотографиям)

hello_html_f5d06cb.png

Справочные материалы

Русские - люди как правило крепкого телосложения. Те из них, кто живет в отдаленных северных или восточных губерниях,… высокого роста, сильны, сложены атлетически, у них большие выразительные глаза, благородные, ярко выраженные черты лица. Это светло-русые, голубоглазые или сероглазые люди. …Носик всегда курносый (как у финок).

Поляки - (к каким относятся также чехи, моравы, словаки и лужицкие сербы, или сорбы) - внешностью сильно отличаются от великороссов: голова у них меньше, они не столь рослые, черты более тонкие. У благородных поляков по большей части выразительные лица, глаза и волосы темные, носы чаще всего орлиные, аристократизм и гордость проглядывают и в их внешности, и в поведении.

Белорусы - невысокие сероглазые мужчины, … бреют усы и стригут бороды.

Армяне - очень черноволосы, у них ярко выраженные черты лица, большие черные глаза, греческий профиль.

Украинки - это южные славянки (болгарки, сербки, македонки, хорватки, боснийки и т.п.). Помните, что в "Повести временных лет" говорилось, что наши предки пришли из Болгарии во время Великого переселения народов? Поэтому украинки темно-русые, кареглазые. Нос правильной формы.

Облик русских и украинцев постоянно менялся под влиянием исторических событий.

Скандинавы и Прибалты - это высокие белокурые (не русые, а именно блонды) люди весьма крепкого сложения с голубыми глазами. Типичные нордики-«арийцы».

Характерные признаки кавказской расы:

ортогнатное лицо, заметно выступающее вперёд в горизонтальной плоскости; волосы европеоидов прямые или волнистые, обычно мягкие (особенно у северных групп); надбровные дуги часто большие, разрез глаз всегда широкий, хотя глазная щель может быть небольшой; нос обычно крупный, резко выступает; переносье высокое; толщина губ небольшая или средняя, рост бороды и усов сильный; кисть и стопа широкие; цвет кожи, волос и глаз варьирует от очень светлых оттенков у северных групп до очень тёмных у южных и восточных популяций

Дагестанский (горно-дагестанский) кластер - средний низкий рост, черные волосы, характерные черные глаза, волосяной покров развит средне, нос с высоким переносьем, в 1/3 случаев с опущенным вниз кончиком, глаза расположены горизонтально, подбородок, как правило, выступающей формы.

Горно – дагестанский кластер – прямой нос и бирюзовые глаза.

Каспийский тип (азербайджанцы, персы, иранские арабы и т.д.) (описан Бунаки в 1947 г.) нос прямой, волосы черные и темно-каштановые, глаза, как правило, черные, матово-зеленые, глазная щель нормальная, глаза расположены горизонтально, в 30 % - «псевдо-монголоидные», расстояние между глазами большое, подбородок низкий, невыступающий, нижняя челюсть широкая, брови дугообразные, лицо круглое и узкое, высокое, скулы не выступают, большое расстояние между носом и верхней губой, нос короткий, широкий, выступающий, кончик расположен горизонтально или приподнят, губы толстые, затылок выпуклый, уши с длинными мочками.

Переднеазиатский тип (кахетинцы, ферейданцы и др. грузинские этногруппы) – прямой длинный широкий нос, широкое и высокое лицо, высокий лоб, массивный череп, толстокостное телосложение, светло-каштановые и черные волосы, карие и серые глаза, горизонтальное положение глаз.

Центральный кластер карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, даргинцы, лакцы) - волосы жесткие, прямые, черные (часто встречаются светло-каштановые и русые); глаза карие и серые; глазная щель узкая; расположение глаз горизонтальное; брови прямые; развитый волосяной покров; лицо широкое (14, 6-14, 8 см), невысокое; черты лица угловатые; скулы широкие, но незаметные; лоб низкий; нос длинный, широкий (переносица узкая, к кончику нос постепенно расширяется); профиль прямой и, реже, выпуклый; кончик расположен горизонтально или загнут вниз; губы толстые; побородок низкий, острый, выступающий; узкая челюсть, часто, «нордического» типа; затылок выпуклый, высокие уши с длинными мочками.

Южный кластер - (схевсуры, мохевцы, тушинцы, пшавы, мтиулы, гудамакарцы, рачинцы, южные осетины) - средний рост; нос длинный, широкий; профиль с горбинкой в верхней трети; кончик расположен горизонтально.

Дагестанский кластер (лезгинцы, кайтагцы, хиналугцы, часть карабахцев) - средний и низкий рост; черные волосы (светлые почти не встречаются); характерны чёрные глаза; волосяной покров менее развит.

Грузины - среднего роста, сложены хорошо и довольно мускулисты; у большинства волосы темные или черные; нос довольно большой, часто с горбом и с несколько загнутым концом; глаза карие, голубые или зеленоватые; лицо смуглое, иногда с семитическим оттенком; женщины значительно белее мужчин.

Учитель. Почему были ошибки в ваших выводах?

В данном случае хочу вас поддержать и привести в качестве примера цитату Густава-Теодора Паули в работе «Этнографическое описание народов России»:

«Русского смаху от типического украинца можно отличить разве что выходца из северных регионов России - так как антропологически население центральной и южной России практически идентично украинскому.»

Вот некоторые моменты из работы В.П. Алексеева «Происхождение народов Кавказа»:

«Цвет волос головы у всех народностей, за исключением русских и немцев, по первому впечатлению черный, но обыкновенно самыми разнообразными оттенками переходящий в темно-русый.

Брови правильной дугой обыкновенны у грузин, армян, имеретин; у халдеев и персиян они кустятся снаружи и тонкими концами сходятся к носу.

Ресницы длинные до 7-8 мм почти у всех кавказских народностей.

Преобладающий цвет глаз у всех туземных народностей карий, нередко, особенно у армян и части грузин, переходящий в интенсивно карий или черный.

Главная форма носа у большинства выпуклая, слегка загнутая, но нередки носы прямые, сводчатые, и горбатые.»

И еще о многом интересном можно прочитать в этой работе.


А как определить национальность в случаях, которые вы сейчас увидите? (Слайд 16)

hello_html_21da6195.png

Завершая разговор о национальностях и принадлежности к той или иной национальности, хочу привести несколько примеров из высказываний на форуме в интернете на эту же тему:

«Может смешно конечно, но вот на мою страничку в майле и одноклассниках постоянно заходят кавказцы, пишут не на русском и что-то пытаются у меня выспросить, а когда говорю им, что русская - не верят… кто то вообще такой ужас предлагает… кошмар просто… Неужели не похожа я на русскую? И в паспорте национальность не пишут, а то бы фото выложила.»

«Со мной грузины всё время на своём пытаются пообщаться, а когда говорю, что не понимаю (русская я!!!), обижаются. И по-русски мне говорят – нехорошо, мол, родной язык забывать. Ничего не докажешь.»

Ученик. А вот взгляд философа Н.Бердяева на эту проблему:

Николай Александрович Бердяев (6[18] марта 1874, Киев - 23 марта 1948, Кламар под Парижем) - русский и политический философ, представитель экзистенциализмa.

Основные интересы: философская антропология, онтология, христианская мистика

Оказавшие влияние: Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьёв, Я.Бёме, Ф.Ницше, К. Маркс, И. Кант, Л.Н. Толстой, Г. Ибсен

(Слайд 17)

hello_html_m34ebb2ea.png

«Национальность - историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры. Ни территория, ни государственная принадлежность, ни кровь и антропологический тип, ни быт, ни даже язык сами по себе не являются признаками, отличающими представителя одной национальности от представителя другой…».

Учитель: Сегодня мы на практике убедились, что все попытки рационального определения национальности ведут к неудачам.

Резюмируя вышеизложенное, можно предположить, что для обыденного сознания, национальность - это исторически сложившаяся, имеющее имя и реально существующая социальная группа отождествляющих себя с ней людей, консолидированных одним или несколькими общими признаками: язык; ареал проживания; генетическая однородность; религия; историческая память; культурный код.

Китайская пословица гласит: «Тот, кто не знает деревни, откуда он пришёл, никогда не найдёт деревни, которую он ищет».

«Бог или природа создали разные народы, и это генетическое разнообразие - генеральная страховка человечества в целом: и от обледенений, и от потеплений, и от роста радиации и т.д. В этом разнообразии - одна из главных баз своеобразия и культуры, и науки, и религий. Поэтому забота о поддержке своего, национального обоснована. Но когда заботу о своем народе дополняют враждой к другим народам, тогда появляется шовинизм и расизм». (Г. Попов)

Ученик читает стихотворение Александра Воловика

Национальность - это что?

«Национальность это язык, обряд и вера отцов.

Национальность это ярлык, чей смысл иссяк и отсох.

Национальность — гордость и честь, светлого дня канун!

Национальность — способ уесть, вписанный в 5-й пункт.

Национальность это призыв, Родина, почва, род.

Национальность — окрик и зык: «Не наш? — От ворот поворот!»

Национальность это стезя, избранность, вера, дух.

Национальность это «Нельзя!», гетто, красный петух.

Национальность — родная кровь, все скреплены как один.

Национальность — насилье, кровь, вспоротый пух перин.

Национальность это уклад радостей и скорбей.

Национальность это приклад — в череп: «Громи!», «Убей!»

Национальность — исток, итог, труб горловая медь.

Национальность это не то, что я хочу иметь».

Ученик. Историческая справка (подготовленная учащимися).

В каждом городе была своя трагедия Холокоста.

Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев - беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория. «Это - пресечение древа жизни. Это - гибель корней, а не только веток и листьев. Это- убийство души и тела народа… Это уничтожение нации» - словами писателя Василия Гроссмана можно определить значение преступления против еврейской нации.

(Слайд 18)

hello_html_18fbcbf2.png

Ученик. На территории Украины не было концлагерей и газовых камер: украинских евреев расстреливали и сбрасывали в ямы. Мы приглашаем вас на экскурсию по Украине, по местам печали, слез и трагедий.

Убийство евреев оккупантами начались в Украине 22 июня 1941 года и продолжались более 3 лет. Гетто, созданные нацистами в годы ВОВ, были задуманы как промежуточные места жительства на пути евреев к «лагерям смерти». (Слайд 19)

(С просмотром слайдов идет перекличка областей и городов, в которых находятся памятники Холокосту)

hello_html_m45a27974.png

(Слайд 20)

hello_html_m578280e2.png

Донецкая область. Жертвам Холокоста - памятник в Донецке в память о Холокосте. На лицевой стороне памятника изображение меноры и надпись: «Жертвам Холокоста. Да возвысятся их души…»

Львовская область. г. Львов. Памятники жертвам Холокоста.

(Слайд 21) Одесская область. Г. Одесса: Памятник жертвам Холокоста. Скульптор Зураб Церетели.

Музей Холокоста. Г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 11.

Памятник жертвам Холокоста.

Новая Одесса. Памятник жертвам Холокоста

hello_html_3549798.png

(Слайд 22) Ужгородская область. Г. Ужгород. Памятник жертвам Холокоста.

Памятник жертвам Холокоста неподалёку от города Нетишев и надпись на нем: «Здесь в 1941 году фашисты зверски казнили 2500 юношей и девушек г. Острога только за то, что они были евреями. Память о вас навеки!»

Николаевской области. Село Богдановка. Памятник жертвам Холокоста. На нем надпись: "Тут поховано більш 54600 євреїв (старих, жінок, дітей) - жертв націстського геноциду. Ми пам'ятаємо вас!"

Хмельницкая область. Шепетовка. Памятник жертвам Холокоста.

hello_html_32e7a423.png

(Слайд 23) Харьковская область. Г. Харьков. Дробицкий Яр». Надпись на мемориальной доске: «Рятiвникам — Праведникам свiту. Вдячнi євреї - харкiв'яни»

Г. Харьков. Стена Скорби с двумя мемориальными досками. На стене обращением к потомкам: «До наших нащадків. Завершується ХХ столiття, яке увiйде в iсторiю людства трагiчним i жахливим уроком Голокосту. Понад 16000 тисяч євреїв були знищенi саме тут, на територiї колишнього єврейського гето i у Дробицькому Яру нацистськими катами та їх пособниками. НАШ ВАМ ЗАПОВIТ:

ПАМ'ЯТАЙТЕ ПРО ГОЛОКОСТ!

НIКОЛИ БIЛЬШЕ НЕ ДАЙТЕ ПОВТОРИТИСЯ ГАНЕБНОМУ АНТИЛЮДСЬКОМУ ЛИХОДIЙСТВУ!

г. Харьков. Памятник в память о 400 евреях

Днепропетровская область. Г. Днепропетровск, парк им. Гагарина. Надпись сообщает об уничтожении в течении двух дней около десяти тысяч человек.

Г. Никополь. Памятник жертвам Холокоста.

hello_html_m57a2894e.png

(Слайд 24) Житомирская область. г. Андрушевка. Мемориал сооружен на месте расстрела фашистами 19 августа 1941 года 252 еврейских женщин и 25 детей.

Винницкой область. с.Зарудинцы Немировского района. Памятник жертвам Холокоста.

Г. Винница. Памятник жертвам Холокоста.

Село Дашев. Место расстрела евреев.

Г. Бар. Памятник 8000 расстрелянных евреев.

Севастополь. Памятник «Жертвам холокоста». Более 4200 севастопольцам, в основном женщины, старики и дети.

hello_html_m5331cf52.png

(Слайд 25) Г. Киев. Памятник жертвам Холокоста.

Бабий яр. Казненным в сентябре-октябре 1941г. евреям.

Памятник уничтоженным в Бабьем Яру детям.

Г. Кривой Рог. Наш город. Памятник 5000 расстрелянным евреям.

hello_html_71ee3636.png

Ученик. Человеческая река медленно извивалась к Лукьяновскому пустырю... Отсюда до расстрельного места – рукой подать. Это известный всему миру Бабий Яр. Евреев Киева ведут на казнь. Сентябрь-октябрь 1941 г.

Из Мукачева в фашистские концлагеря было отправлено свыше 28 тысяч евреев

Ученик. Символом Холокоста в Украине стал расстрел свыше 150000 человек (не включая малолетних детей до 3х лет, которых тоже расстреливали, но не считали), большинство из которых были евреями, в Бабьем Яру (г. Киев).

29 сентября - День памяти тех, кто погиб в Бабьем Яру. Расстрелы в Бабьем Яру начались именно в этот день и продолжались более двух лет. Люди медленно, колониями шли в «логово зверя». Многие женщины бились в истерике. Многие евреи шли в сопровождении друзей и соседей славянской наружности, немощных и инвалидов везли в тележках. По мере приближения к месту назначения люди становились все более беспокойными, слышался вой и плач. Матери в последний раз целовали своих детей. Они предчувствовали, что сейчас произойдет нечто страшное и непоправимое. Люди безмолвно стояли в состоянии ступора. Около часа дня послышалась стрельба. После нее рев прекратился, перейдя в протяжный стон. В первый день было расстреляно более 30000 мирных жителей. По воспоминаниям людей, прошедших ужас Бабьего Яра, то, что происходило там, в головах не укладывалось. До последнего не верили люди, даже тогда, когда их сквозь строй прогоняли, даже тогда, когда их избивали хохочущие гитлеровцы, даже тогда, когда их раздевали, а в нескольких метрах звучали пулеметные очереди. Даже тогда не верилось. Убить такую колоссальную массу людей? Уничтожить детей, женщин, стариков? Зачем???

Ученик. 14 октября 1941 года. день Криворожской трагедии. В фондах Криворожского историко-краеведческого музея под номером 1306 хранится фото, которое изъяли у убитого немецкого офицера. На обратной стороне снимка педантичным почерком написано по-немецки: «Шествие евреев. Кривой Рог 41». Смотришь на этот снимок и очень страшно. На снимке колонна людей, идущих по улице Ленина. Людей ведут к 5-ой шахте.

Фашисты оккупировали Кривой Рог в августе 1941 года. В городе было введено военное положение, а все евреи должны были носить шестиконечные звезды, которые свидетельствовали об их национальной принадлежности. Большинство мужчин было на фронте. В городе остались женщины, старики и дети. 14 октября по распоряжению немецкого коменданта всем евреям было приказано собраться с вещами у здания бывшей синагоги, ныне улица Каунасская. Людей выстроили в громадную колонну длиной более одного километра по шесть человек в ряд, якобы для отправки со станции Червоная в другие места поселения. Тех, кто не мог ходить, везли на подводах и колясках. По бокам колонны стояли жители города, недоумение и страх читались на их лицах. Когда фашисты довели колону до трампарка и повернули в противоположную сторону от станции, люди поняли, что эта дорога - последняя в их жизни. Они шли на смерть. Колону повели к шахте № 5 бывшего рудоуправления Ильича, разделили на группы по десять - пятнадцать человек. Недалеко находилась лужа. Гитлеровцы издевались над людьми и заставляли их раздетыми окунаться в грязь. Но и этого им было мало. Перед тем, как сбросить тела в шахту, стоящий рядом палач отрубал им головы. Маленьких детей бросали живьем. На следующий день, 15 октября, весь этот ужас продолжался, и вместе с оставшимися в городе евреями в шахту были сброшены 800 военнопленных. Место расстрела фашисты посыпали солью - до прибытия новых жертв. Некоторые криворожане собирали эту соль и продавали на базаре. В магазинах соли не было. Эта соль была розовая от людской крови. По заявлению свидетелей этой ужасной трагедии у шахты № 5 гитлеровскими расстреляно и сброшено живьем около пяти тысяч человек.

(Слайд 26)hello_html_1d152eaa.png

Ученик. Общее количество погибших украинских евреев можно оценить в 1,8 млн чел.

В целом Украина потеряла около 70% довоенного еврейского населения.

Внимательно всмотритесь в фотографии. Разве можно быть равнодушным к тому, что запечатлено навечно?!

Учитель. Экскурсия в мир памятников, посвященных Холокосту, завершена. Вы увидели, что памятники Холокосту есть во многих странах мира, даже в тех, которые не пережили этой трагедии. Не все страны были названы, не все памятники показаны. Да это и невозможно сделать. И это не главное. Главное - помнить, что памятники по-настоящему хороши и необходимы, если рождаются из душевной потребности народа. Но мы не поставим точку в сегодняшнем разговоре. Её просто не может быть! Потому что, как сказал российский историк и философ, основатель Центра «Холокост» Михаил Яковлевич Гефтер:

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: нет геноцида против кого - то.

Геноцид всегда против всех.

Вот что означает Холокост».

Ученик. Слова Альберта Эйнштейна, ученого, лауреата Нобелевской Премии «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить,- и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает» заставляют задуматься над отношением к Холокосту и причинам, породившим его. Не случайно это волнует мир, поэтому 27 января – День памяти жертв Холокоста. Эта дата была принята 1 ноября 2005 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (резолюция 60/7)

(Слайд 26) hello_html_6fd44e8b.png

Учитель. Сегодня вы посмотрели на будущее глазами прошлого. Наша встреча - попытка вместе с Вами осмыслить прошлое, чтобы оно не стало будущим, чтобы жертвы еврейского народа не стали для людей мира «щепками, которые летят при вырубке леса», чтобы не стали просто словами ужас и реальная боль, которые чувствовали те, кто это видел и пережил.

Чтобы неприязнь к непохожему не стала для Вас ненавистью к чужому народу, к чужой религии, к чужой стране, мы обращаемся к памяти. Память - это основная гарантия того, что никогда больше не повторятся убийства, никогда больше не повторятся газовые камеры, никогда больше не будет гетто и концлагерей.

Может быть, ответ на вопрос: «Зачем ворошить прошлое, может просто его забыть? Для чего сохраняется в нашей стране историческая память о Холокосте?» вам поможет найти судья Роберт X. Джексон, главный американский обвинитель на Нюрнбергском процессе: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями» и еще один памятник, которым дорожит весь еврейский народ. Он будет вечно хранить в памяти еврейского народа подвиг людей других национальностей, которые под угрозой своей жизни сохраняли жизнь еврейским людям. Это памятник Праведникам народов мира. Имена людей, которым присвоено звание Праведников народов мира, навечно останутся в памяти еврейского народа, т.к. еврейского народа будет всегда святой главная библейская истина: «Спасающий одну жизнь – спасает целый мир».

Ученик. Праведники мира, согласно израильскому Закону о Памяти Катастрофы (1951), неевреи, спасавшие евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью.

Национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма в Иерусалиме на Хар ха-Зикарон (Горе Памяти) увековечил не только память о евреях - жертвах нацизма в 1933-1945 годах, разрушенных еврейских общинах; а также отдает дань уважения борцам против фашизма и праведникам мира, спасавшим евреев, рискуя собственной жизнью.

Название комплекса - «рука и имя», «память и имя» или «место и имя» - происходит из слов пророка Исаии: «И дам Я им в доме Моём и в стенах Моих память и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам ему вечное имя, которое не истребится.» (Ис.56:5)

Каждый человек, посещающий Яд Вашем, проходит по Аллее праведников народов мира, которая переходит в Сад праведников. На Стене почета в Аллее праведников высечены имена тех, кто, рискуя своей жизнью, спасал евреев от уничтожения.

(Слайд 27)

hello_html_m77557d5c.png

Ученик. 1 мая 1962 г. в Алее и Саду в честь людей или организаций, помогавших евреям, были посажены первые деревья. Если человек, в честь которого собираются посадить дерево еще жив, его приглашают на церемонию лично, если нет - то его родственников или представителей государства, в котором он проживал.

Под каждым из деревьев есть табличка с именем каждого из спасителей и названием страны, в которой он совершил свой подвиг

(Слайд 28)

hello_html_27d55b9b.png

Ученик. Посмотрите на этот список. Это те, кому не безразлична жизнь любого человека, Разве могут имена этих людей быть преданы забвению?

Праведники народов мира - по странам и национальной принадлежности спасителей

Статистика на 1 января 2013

Количество Праведников в той или иной стране не обязательно свидетельствует о фактическом количестве историй спасения, а лишь отображает случаи, о которых известно Яд Вашем. (Слайд 29)

hello_html_m698908ed.png

Пятиминутка "Эмоции". Постарайтесь высказать ваши эмоции после нашей экскурсии в письменном виде и наклеить ваш листок на доске возле слова «Холокост»

Спасибо вам за ваше внимание и понимание!

Список использованных источников

  1. Алексеев И.П. География человеческих рас. М., 1974.

  2. Алексеев В.П. Историческая антропология. М., 1979.

  3. Алексеев В.П. Избранное. Т.5. Происхождение народов Кавказа. - М.: Наука, 2009. С. 231.

  4. Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945. М.: Фонд «Ковчег», 2002. С. 8, 303. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

  5. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977.

  6. Кабанчик Илья. Евреи в Украине. Учебно – методические материалы (приложение к курсам «приложение к курсам «История Украины» и «Всемирная история» (русск. Яз.). – Львов, 2004.

  7. Карсавин Л. П. ,"Философия истории" СПб.: АО Комплект, 1993-.Н.Бердяев, Судьба России , 1918

  8. Н.В.Кокшаров, Этничность. Этнос. Нация. Национализм.

  9. Материал из Википедии :

http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html

http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm

http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8

http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040

http://malmyzh-sc1.ru/content/view/26/1

http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm

http://kins07-oremif-nikol.narod.ru/p55aa1.html

http://tolerance.fio.ru/forum.php

http://www.tolz.ru/library/?id=649

http://image.websib.ru/05/text_article.htm?475

http://www.vlivkor.com/2007/12/12/tolerantnost__preddverie_mira.html

http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/toleranty.htm

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

http://www.vlivkor.com/2007/10/30/tolerantnost_spaset_mir.html

Abraham’s Children in the Genome Era: Major Jewish Diaspora Populations Comprise Distinct Genetic Clusters with Shared Middle Eastern Ancestry .The American Journal of Human Genetics, Volume 86, Issue 6, 850-859, 03 June 2010

Coon C.S. The origin of races. New York, 1962.

Birdsell J.B. Preliminary data on the trihybrid origin of the Australian Aborigines // Archaeology and Physical Anthropology in Oceania. Vol. 2(2). 1967

http://credonew.ru/content/view/305/27

10. Н.В.Кокшаров,Этничность. Этнос. Нация. Национализм.

11. Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru

12. Павлий Д. http://www.delusion.ru/articles/nationality.shtml

13. Проблемы Холокоста: Научный журнал. – Вып.1. – Запорожье: Премьер, 2002.

14. Пилиховский Ч. Давности не подлежит. Варшава, 1980. С. 193..

15. Проблема расы в российской физической антропологии / Ред. Т.И. Алексеева, Л.Т. Яблонский. М., 2002.

16. Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста /www.un.org/russian/holocaustremembrance/

17. Рычков Ю.Г., Ящук Е.В. Генетика и этногенез. Историческая упорядоченность генетической дифференциации популяций человека (модель и реальность) // Вопросы антропологии. Вып. 75. М., 1985.

18. Розанов Г. Л. Крушение фашистской Германии. М., 1963. С. 125;

19. Уроки Голокосту – уроки гуманізму. Збірка вибраних матеріалів творчих робіт викладачів, студентів, старшокласників – переможців Y Міжнародного конкурсу Всеукраїнського Центру вивчення Голокосту «Ткума» 2008 р. (укр..м.) . – Дніпропетровськ: Центр «Ткума», 2008.

20. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.

21. Щупак Ігор. Трагедія євреїв України // У кн..: Національне питання в Україні ХХ – ХХІ ст..: історичні нариси / {ред. Рада В.М.Литвин (голово), Г.В.Боряк, В.М.Даниленко та ін..; відп.ред. В.А.Смолій; авт..кол.: О.Г.Аркуша, В.Ф.Верстюк, С.В.Віднянський та ін..} (укр.. м.) – К.: Ніка – Центр, 2012. –С.402-424, 448-456.

22. Музыка из кинофильма «Список Шиндлера».


Памятники – это наша история. (Тема войны и Холокоста в памятниках мира)
  • Классному руководителю
Описание:

Разработка внеклассного мероприятия

Памятники – это наша история. (Тема войны и Холокоста в памятниках мира). Воспитательное мероприятие предназначено для учащихся 7-9 классов, которые имеют понятия о Второй Мировой войне, Великой Отечественной войне, но слабо владеют понятием «Холокост» и последствиями этой трагедии, ее значением для еврейского народа и всего мира

В ходе этого мероприятия была предпринята попытка формирования у учащихся толерантного поведения в межэтнических отношениях и межкультурному пониманию, учащимся на примере Холокоста продемонстрирована трагедия еврейского народа и то, что проблема одной нации стала общечеловеческой проблемой, что беда одного народа неизбежно становится всеобщей бедой.

Использованные методики способствуют более глубокому пониманию учащимися проблем, связанных с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида.

Учащимся дано как можно более объективное представление об одной из актуальных тем современности; они ознакомлены с историческим фактом трагедии Холокоста; получили много информации о неизвестных им страницах истории мира, своей страны и родного города, что способствовало формировать гражданственности.

Предложенный материал способствовал воспитанию у школьников стремления противостоять насилию и жестокости, защищать идеи гуманизма; формированию сочувствия к жертвам геноцида, толерантного сознания и терпимого отношения к людям другой национальности, вероисповедания, расы, другой культуры, демократичных и гуманных взглядов; способствовал воспитанию чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

Такой подход способствует развитию у учащихся терпимости к различиям между людьми; формирует толерантное отношения между собой; развивает самосознание, которое помогает увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле; развивает чувство собственного достоинства и умения уважать достоинство других, способность к сочувствию, сопереживанию.

 Подано много разнообразного материала, но учитель в праве сам выбрать необходимый для его аудитории материал.

 

Автор Шуфотинская Галина Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1129
Номер материала 38012
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓