Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыПамятка для воспитателей и родителей о звуковом разборе слова.

Памятка для воспитателей и родителей о звуковом разборе слова.

Скачать материал

   Памятка для воспитателей и родителей о звуковом разборе слова.

  Я работаю учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Каждый учебный год учителя-логопеды и учителя начальных классов встречаются с одной и той же проблемой – неправильное  начальное обучение детей грамоте  в дошкольном возрасте. Дети не имеют чёткого понятия о гласных звуках. Например: дети говорят, что этот звук «поёт» или «тянется», но мы можем пропеть или протянуть и некоторые согласные звуки. Ещё одна ошибка заключается в том, что  часто взрослые называют звуки буквами. И таких ошибок множество. Впоследствии  учителям в школе приходится детям долго и упорно доказывать, что это не так.  Но ведь всегда лучше правильно научить, чем переучить ребёнка! Эта статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений и заботливых родителей.

 Речь может быть устная и письменная.

      Приступая к обучению грамоте детей в ДОУ мы должны не забывать, о том  что в дошкольном возрасте  формируется, прежде всего, устная речь, и к 7 годам ребёнок  в норме должен полностью усвоить все категории родного языка. То есть:                                                                                         звукопроизносительной стороной речи ;                                                   грамматической стороной речи (правильно согласовывать слова разных частей речи и правильно использовать предлоги);                                                                 связной речью (свободно поддерживать беседу, составлять небольшие рассказы, излагать свои мысли);                                                                     лексический запас будет пополняться и далее.

    Из чего же состоит наша речь?

Давайте вспомним онтогенез развития речи. Родился ребёнок и сразу произнёс первый звук. Это гласный  звук [ А]. Далее ребёнок  при шевелении губами осваивает  и другие гласные звуки. Затем появляются первые согласные , получаются слоги , которые ребёнок складывает в первые слова. Затем появляются предложения.                

Наша речь состоит из предложений.                                                    .

Предложения состоят из слов.                                     

Слова мы складываем из слогов.                    

Слоги состоят из звуков.   

Гласный звук образует слог.  

И на каждом этапе мы должны научить детей расчленять составные родного языка на части:

На фоне предложения – выделение отдельных слов, выделение предлогов как отдельного короткого слова.  При записи схемы предложения даём чёткое понятие о том, что предложение начинается и мы рисуем высокую палочку, в конце ставим точку, учим выделять маленькие слова -- предлоги. На уровне слова: учим определять гласные звуки в слове, делить слово на слоги, определение ударного слога.

Слогов в слове столько, сколько гласных звуков.

И, конечно же, расчленение слова на отдельные звуки: определение первого, последнего звуков, определение количества звуков в слове и их порядок в слове.                                                                                                                  Таким образом мы формируем у детей такие сложные мыслительные процессы как анализ и синтез.

Обучение проходит по общим дидактическим правилам, от простого к сложному. ( Вспомним онтогенез развития речи.) Сначала определение гласных звуков по главному их отличию,  выделение гласных звуков в удобной позиции слова ( начало и конец), определение количества гласных звуков в слове,  разбор слогов из двух гласных типа «УА, АУ» и т.д.  Учимся определять согласные звуки , разбор прямых слогов типа «МА» и обратных слогов типа «АМ»; далее слова типа «МАК, КОТ», далее можем перейти к словам из двух слогов типа «МА-МА»; и наконец, слова типа ПА-ЛА-ТА,  КОЧ-КА, КУ-СОК, ЛАН-ДЫШ.

    При этом критически относимся к речевому материалу. Подбираем слова так, чтобы звуки чётко произносились и не искажались. Например: слово «ЛОПАТА! не используем, так как мы произносим [ЛАПАТА].( Такие сложные варианты оставим для школьного возраста).

Что такое звук?

    Нас окружают различные звуки. Если мы закроем глаза, то можем  услышать шум дождя, шум ветра, листвы, мотора. Это неречевые звуки.

    Звуки, которые произносит человек – это речевые звуки.

 

Звуки мы слышим и произносим.

Важно не путать звуки и буквы. Буква – это графический знак.          Буквы мы пишем и видим.

    Сначала появились звуки, затем буквы. Буквы относятся к письменной речи.  Главная задача в дошкольном учреждении -- сформировать устную речь ребёнка, поэтому понятие «буква»  не даём. Мы говорим о звуках. И звуки называем так, как они звучат в речи.

    Итак, речевые звуки образуются с помощью органов артикуляции. К ним относятся губы, язык, зубы, верхнее небо, органы дыхания и голоса.

    Есть звуки, которые произносятся при помощи артикуляции губ. Язык спокойно лежит в ротовой полости.  Это гласные звуки.

При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос. В русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв.

Гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ю, Ё, Я.

  Остальные звуки образуются при смыкании каких-либо органов артикуляции  зубы + язык, губы, верхняя губа + нижняя губа, язык + верхнее нёбо и т. д. При прохождении воздуха через такую преграду мы слышим шум или шум + голос. Это согласные звуки.

При произношении согласного звука воздух во рту встречает преграду. Поэтому слышится только шум (ш, с, п, х, т) – глухие согласные , или голос + шум (д, в, г, ж, р) – звонкие согласные.

Согласные звуки мы делим на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Звуковой разбор слова.

1)Называем слово «КОШКА»                                                                                                                      и рисуем схему этого слова.                                           ______________

2)Нахожу слияния и отдельные звуки сначала          _______________                                                                    в воздухе, затем зарисовываем на листе.                                    .

Слияние образуют согласный и гласный звуки (на, со, йо, зи, ля и т.д.)

 

 

3) Даю характеристику звукам:

КО –гласный[О], обозначаю красным.                             _____                                                     Первый звук[ К], он согласный, твёрдый, глухой.         

4) выделяем за пределом слияния звук [ Ш ]  .                                                                         Это звук согласный, глухой и всегда твёрдый.

5)Следующее слияние  КА – гласный [А],                                                                               обозначаю красным.                                                                _____                                                       Первый звук[ К], он согласный, твёрдый, глухой.                                         

6) Делю слово на слоги. В этом слове 2 гласных,          ________/______                                                        значит, 2 слога: КОШ-КА                                                                     .                         

                                                                                                            /

7) Нахожу ударный гласный.                                           __________/______

     Ударным может быть только гласный звук!                           .                                                                                      

Условные обозначения.

            --      гласный звук.

--  согласный, твёрдый, звонкий звук

               --   согласный, твёрдый, глухой звук

             -- согласный, мягкий, звонкий звук

             -- согласный, мягкий, глухой звук

Дополнительная информация.

Буквы Ч, Щ, Й обозначают только мягкие согласные и не могут обозначать твёрдые.

Буквы Ц, Ш, Ж обозначают только твёрдые согласные.

Остальные буквы, кроме ь и ъ знаков, обозначают и мягкий и твёрдый звук. Ь и Ъ знаки звуков не обозначают.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука [ йэ], [ йо], [ йу], [йа] в трёх случаях: в начале слова ( якорь, юбка), после гласного ( пою, пояс) и после разделительных ь и ъ знаков (льёт, объявил).

Перед разделительным ь знаком согласный всегда мягкий, перед ъ – твёрдый согласный (вьюга, съел)

 

 

         ЗВУК        [  ? ]

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=531173982-30-72&n=21

ГЛАСНЫЙ

        http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=392119712-65-72&n=21                    http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=226103551-57-72&n=21

 

СОГЛАСНЫЙ

http://extracafe.rs/_fr/8/0865171.gif

ЗВОНКИЙ

http://extracafe.rs/_fr/8/0865171.gif

ГЛУХОЙ

ударный

 

 


          

 

безударный

    

 

                                                                                 

 

 

 

 

ТВЁРДЫЙ      МЯГКИЙ

      

 


                                                                                 

 

 

 

 

ТВЁРДЫЙ          МЯГКИЙ

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Памятка для воспитателей и родителей о звуковом разборе слова."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Памятка для воспитателей и родителей о звуковом разборе слова.

  Я работаю учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Каждый учебный год учителя-логопеды и учителя начальных классов встречаются с одной и той же проблемой – неправильное  начальное обучение детей грамоте  в дошкольном возрасте. Дети не имеют чёткого понятия о гласных звуках. Например: дети говорят, что этот звук «поёт» или «тянется», но мы можем пропеть или протянуть и некоторые согласные звуки. Ещё одна ошибка заключается в том, что  часто взрослые называют звуки буквами. И таких ошибок множество. Впоследствии  учителям в школе приходится детям долго и упорно доказывать, что это не так.  Но ведь всегда лучше правильно научить, чем переучить ребёнка! Эта статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений и заботливых родителей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 269 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 369
    • DOCX 80 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Романова Татьяна Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Романова Татьяна Леонидовна
    Романова Татьяна Леонидовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6436
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Методическая деятельность в дошкольном образовании

Методист дошкольной образовательной организации

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 167 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 56 регионов

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе