Главная / Классному руководителю / Память Родина Победа

Память Родина Победа

Елена Валерьевна Лунёва, руководитель музея «Магистраль в будущее» Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 23 среднего общего образования ОАО «РЖД», г. Слюдянка


Память, Родина, Победа

Пройдёт 100 лет, а она, Победа, будет

такой же молодой, как и в сорок пятом…

Ибо сказочно молодыми, ослепительно молодыми

были солдаты, которые её добывали.

Роберт Рождественский

На южном берегу озера Байкал расположился небольшой город Слюдянка, многие жители которого – железнодорожники, а их дети учатся в школе-интернате № 23. История этой школы насчитывает почти 60 лет. Первые директора школы: Стрельцов Алексей Александрович (1956-1959), Корниенко Михаил Яковлевич (1959-1963), Пендриков Иван Романович (1963-1974) – были фронтовиками, награждёнными орденами и медалями. Эти добрые, благородные, смелые, образованные люди учили детей любить Родину, но о войне рассказывали очень скупо.

Человек жив, пока жива память о нём. Поэтому школьный музей по крупицам собирает историю своих героев и хранит память об их подвигах.

Память сердца

Иван Романович Пендриков родился в 1920 году в Смоленской области в крепкой крестьянской семье. Боясь раскулачивания, семья уехала в сибирский город Нижнеудинск. После школы Иван Романович поступил в Иркутский государственный университет. В 1943 году, будучи студентом третьего курса, ушёл Иван на войну. По окончании курсов лейтенантов был отправлен в артиллерийскую разведку. Там и пригодились топографические навыки, полученные в университете. При взятии Кёнигсберга он был тяжело ранен. Бои в городе шли жестокие, кровопролитные. Иван был ранен в коленную чашечку. А дальше были госпитали, бесконечные операции. Но ногу ему удалось спасти. После госпиталя вернулся в родной город, где ждала любовь всей его жизни – Зоенька Топчеева, тоже вернувшаяся с фронта.

Пендрикова Зоя Ивановна (в девичестве Топчеева) родилась в 1922 году в г. Нижнеудинске. Родители её были образованными людьми. Летом 1941 года сразу после выпускных экзаменов была мобилизована в армию. По окончанию курсов в городе Ейске, служила метеорологом при военных аэродромах, расположенных вдоль линии фронта. . Их отряд состоял из вчерашних школьниц, а командир, по рассказам Зои Ивановны, был копией старшины Васкова, героя повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие», который по-доброму и снисходительно относился к своим подопечным девчонкам. Жалел и опекал их, как собственных дочерей.

По воспоминаниям Галины Ивановны Кобелевой, дочери Ивана Романовича и Зои Ивановны, родители не любили говорить о военных трудностях. Однако отец с удовольствием вспоминал весёлые истории того времени. Например, рассказывал, как они, молодые солдаты-новобранцы, ехали в эшелоне на фронт. У одного из них вещи лежали не в мешке, как у всех, а в чемодане. И решили тогда парни продать чемодан, переложив поклажу в мешок, что и сделали на одной из станций. А вырученные деньги благополучно прогуляли. Каждый раз, вспоминая эту историю, он задорно смеялся. По пути следования эшелона остановки были очень короткие. И, как водится, девочки и мальчики разбегались в разные стороны. Одна девчушка замешкалась на стоянке и бросилась бежать за тронувшимся поездом. Огромные солдатские штаны соскользнули с худенького девичьего тела. Весь поезд дружно хохотал. Смеялся и папа, рассказывая эту историю. Видимо, не желая лишний раз терзать свою душу, солдаты не любили говорить о страшных нечеловеческих страданиях, выпавших на их долю. Они прятали их глубоко в своём сердце, а вспоминали о простом и весёлом.

В восьмидесятые годы на страницах одного из «самиздатовских» изданий – сборника 656 артполка – Иван Романович поведал о событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны. Один случай он не забывал никогда: «Это было осенью 1944 года. Мы вели тяжёлые бои в районе Вайноде. К вечеру я со своими подчинёнными (связистами и разведчиками) прибыл на КП командира батальона. Все были очень утомлены, а поэтому, как только наладили связь, быстро расположились на отдых и моментально уснули. Оказывается, даже артналёт не смог нас разбудить. Он повторился и на следующий день. Все побежали в укрытие. Я замешкался, перематывая портянку, а поэтому к щели подбежал последним. Первая щель уже была занята. И мне пришлось пробежать дальше, повалившись сверху на укрывшихся ранее. Когда закончился артобстрел, и мы вышли из укрытий, были поражены случившимся: на месте первой щели, куда я не смог попасть, зияла огромная воронка. Вот так я чудом остался жив, уйдя от своей смерти».

Наконец война закончилась. Наступили трудные послевоенные времена. В 1945 году Иван Романович возглавил вечернюю школу, там же начал преподавать географию, а в 1947 году, несмотря на молодой возраст, стал директором детского дома. Одновременно заочно окончил оставленный из-за войны университет. Работать было очень трудно. Не хватало ни еды, ни одежды. В послевоенные годы детей в детский дом привозили очень слабыми, измождёнными от голода, некоторые умирали, будучи в высокой степени дистрофии. «Без слёз, мы не могли слушать рассказы отца о том тяжёлом времени», вспоминала дочь Ивана Романовича. Однажды к нему прибежали учителя: «Мальчишки подрались»! «Слава богу, обрадовался директор. Жить будут!»

Способности и трудолюбие, умение организовать работу быстро оценило начальство, и его стали перебрасывать с места на место для восстановления запущенных школ. А рядом всегда была добрая, мудрая, трудолюбивая и покладистая жена, замечательная хозяйка – Зоя Ивановна Пендрикова. Любимая мама, добрый друг и советчик для своих трёх дочерей.

С 1963 года по 1974 год Иван Романович возглавлял Слюдянскую школу-интернат № 1 (ныне № 23), а Зоя Ивановна работала там же воспитателем и учителем домоводства.

В 1974 году Иван Романович оставил пост директора школы-интерната, так как здоровье дало сбой, но, уйдя с работы, продолжал вести активную жизнь. Работал в обществе «Знание», выступал с лекциями о политике и экономике страны, разъезжая по всей Иркутской области. Бывший разведчик-артиллерист, он в совершенстве овладел не менее острым оружием – оружием слова. Слова, которое может поднимать, убеждать, окрылять, давать надежду. Он делал всё, чтобы детство для послевоенных ребятишек стало школой доброты, человечности, чуткости.

Годы идут, и сегодня рядом с нами всё меньше остаётся тех, кто может поделиться воспоминаниями военных лет. Пройдёт не так много времени, и возможность воссоздать «живую историю» войны будет упущена навсегда.

Наши ученики трепетно относятся к памяти педагогов школы-интерната – героев Великой Отечественной войны. Экскурсии в школьный музей, посвящённые памяти директора Пендрикова Ивана Романовича, сопровождаются выступлениями, в которых с большой любовью рассказывается о музейных реликвиях – военном планшете Ивана Романовича и его альбоме, подаренными дочерями на одной из встреч со школьниками.

Предложение нашего коллектива установить мемориальную доску, посвящённую памяти Ивана Романовича на здании школы-интерната № 23, было поддержано администрацией города Слюдянки, а во время митинга накануне великого праздника в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска с надписью:

«Пендриков Иван Романович – директор школы-интерната № 1 МПС с 1963 года по 1974 год, участник Великой Отечественной войны. Посвятил свою жизнь делу народного образования. За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени и медалью «За взятие Кёнигсберга».


DSC01770.JPG

Память Родина Победа
  • Классному руководителю
Описание:

Память, Родина, Победа

  • Пройдёт 100 лет, а она, Победа, будет
  • такой же молодой, как и в сорок пятом…
  • Ибо сказочно молодыми, ослепительно молодыми
  • были солдаты, которые её добывали.
  • Роберт Рождественский

На южном берегу озера Байкал расположился небольшой город Слюдянка, многие жители которого – железнодорожники, а их дети учатся в школе-интернате № 23. История этой школы насчитывает почти 60 лет. Первые директора школы: Стрельцов Алексей Александрович (1956-1959), Корниенко Михаил Яковлевич (1959-1963), Пендриков Иван Романович (1963-1974) – были фронтовиками, награждёнными орденами и медалями. Эти добрые, благородные, смелые, образованные люди учили детей любить Родину, но о войне рассказывали очень скупо.

Человек жив, пока жива память о нём. Поэтому школьный музей по крупицам собирает историю своих героев и хранит память об их подвигах.

Автор Лунева Елена Валерьевна
Дата добавления 12.11.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 278
Номер материала MA-062199
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓