Главная / Технология / Комбинированный урок «Экология жилища и здоровье»

Комбинированный урок «Экология жилища и здоровье»

Название документа avtor.doc

Автор: Громов Сергей Юрьевич

Должность: учитель технологии

Категория: высшая

Образовательное учреждение: МБОУ «Берновская СОШ им. А.С.Пушкина»

Тверская область, Старицкий район, с. Берново,

E-mail: gromovsy@rambler.ru

Тема урока: «Экология жилища и здоровье».

Предмет: технология.

Класс: 7.

Ключевые слова: экология, жилище, здоровье, загрязнение, окружающая среда, электромагнитные излучения, влияние на человека, презентация.

Материально-техническое оснащение урока: мультимедийная система, компьютер, проектор, омметры, детали для сборки самодельного прибора определения ионизирующего излучения, компьютерная презентация «Экология жилища и здоровье», тест по теме, схема сборки прибора.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

Аннотация: количество участников в группе: 3-4 (по количеству комплектов оборудования).


Название документа gromov.docx

Тема урока: «Экология жилища и здоровье».

Предмет: Технология.

Класс: 7.

Ключевые слова: экология, жилище, здоровье, загрязнение, окружающая среда, электромагнитные излучения, влияние на человека, презентация.

Материально-техническое оснащение урока: мультимедийная система, компьютер, проектор, омметры, детали для сборки самодельного прибора определения ионизирующего излучения, компьютерная презентация «Экология жилища и здоровье», тест по теме, схема сборки прибора.

Цель урока:

Рассмотреть влияние окружающей среды на экологию жилища и предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среды обитания;

Задачи урока:

Образовательные

  • рассмотреть влияние основных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на наше здоровье;

  • определить источники электромагнитного излучения в квартире и меры защиты от него;

Развивающие

  • развивать самостоятельность учащихся;

  • способствовать формированию умений и владению мыслительными операциями при сборке и испытании прибор  для регистрации ионизирующего излучения;

  • создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность при замере уровня излучения различных электроприборов, личных мобильных телефонов и сравнении показателей;

Воспитательные

  • формировать у школьников бережное отношение к своему здоровью;

  • воспитывать стремление детей получать новые знания;

  • формировать умение самостоятельно трудиться, определять пути решения проблемы;

  • воспитывать культуру учебного труда.


Токсичным отходам в воздухе просто не

хватило бы места, если бы не наши легкие.

Роберт Орбен.

Ход урока

1. Организационный момент.

- приветствие, знакомство с учащимися; - проверка готовности к уроку;

- настрой учащихся на работу;- актуализация знаний, умений учащихся.

(слайд 0) 2. Вступительное слово учителя:

Выглядите хорошо, все бодрые, взгляд веселый. Когда я вошел в класс, сказал: Здравствуйте, ребята!...Что это значит?

(слайд 1) Как вы думаете, что оказывает влияние на наше здоровье?

- ученики: ЗОЖ, … загрязнения окружающей среды.

(слайд 2) Основные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на наше здоровье

  1. Чистота воздуха и качество питьевой воды

  2. Биологические

  3. Химические

  4. Физические

Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливает нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. Но квартира - не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют: наружный воздух, продукты неполного сгорания газа, вещества, возникающие в процессе приготовления пищи, вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т.д.; продукты табакокурения, бытовая химия и средства гигиены, комнатные растения, электромагнитное загрязнение. Поэтому решение проблемы создания здоровой среды обитания для человека в настоящее время являются очень актуальными.

Давайте вместе определим тему сегодняшнего занятия.

- Варианты учащихся:

3. (слайд 3) Тема урока: «Экология жилища и здоровье»

В жилище человек проводит более 60% своего времени жизни, поэтому очень важно его санитарное состояние и благоустроенность и чем меньше будет факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на наше здоровье, тем лучше.

Экология (греч. oikos – дом, жилище и logos –наука) – наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания.

2013 год «Год охраны окружающей среды!» …Мы должны уделить самое пристальное внимание вопросам экологического оздоровления территорий. (Владимир Путин.)

Какие задачи мы сегодня на уроке постараемся решить? Ваши варианты?…

п/п

Виды загрязнения

Влияние на здоровье

Рекомендации по профилактике и защите









(слайд 4)В ходе урока вы постарайтесь заполнить таблицу 1








(слайд 5) Одна из важных составляющая экологии современного дома - чистота воздуха.

Микроклимат помещения – состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажностью и подвижностью воздуха.

Самый простой и традиционный способ – проветривание помещений. При этом нужно учитывать, что воздух за окном тоже загрязнен. Поэтому желательно проветривать помещения ранним утром, когда уличное движение минимально и вечерняя пыль осела, а также после дождя (особенно после сильной грозы). Более сложные и эффективные способы очистки воздуха связаны с устранением внутриквартирных источников загрязнения.

Для чего нужно проветривать помещение?

  Это нужно делать для того, чтобы восстановить качество воздуха в помещении, предоставить доступ кислорода, ликвидировать углекислый газ и неприятные запахи, которые возникают в процессе жизнедеятельности, вместе с чрезмерной влажностью, которая может сконденсироваться на окнах или стенах.

(слайд 6) Вода. Организм любого человека до 80 % состоит из воды, поэтому в первую очередь от качества воды зависит наше здоровье. Для улучшения биологических показателей воды необходимо проводить ее термическую обработку. Для дополнительной очистки питьевой воды необходимо использовать фильтры.

(слайд 7) Следующий фактор, влияющий на микроклимат дома-растения. Роль растений в доме.

Благодаря комнатным растениям в помещении поддерживается постоянная влажность воздуха в пределах 50%, что облегчает наше дыхание. В процессе своей жизнедеятельности растения осуществляют детоксикацию вредных веществ различными способами:

  • выделяют фитонциды, своего рода антибиотики, убивающие бактерии;

  • выделяют отрицательно заряженные ионы, необходимые для нормального дыхания (Ионизируют воздух также комнатные фонтанчики);

  • очищают насыщенный углекислым газом воздух.

Вывод: в каждом доме должно быть много различных цветов, но не надо забывать, что среди растений есть и ядовитые, вредные для человека.

(слайд 8) Еще одна опасность, которая может нас подстерегать это газ радон.

Радон радиоактивен, при комнатной температуре – один из самых тяжелых газов.

Основным источником радона в помещении является выделение из земной коры (до 90% на первых этажах), а также поступление из строительных материалов, с водопроводной водой и с природным газом, сжигаемым для отопления комнат и приготовления пищи.

Наибольшую опасность радон представляет в домах с земляным подпольем. Человек вдыхает его с воздухом, и альфа-частицы, которые испускает этот газ, начинают бомбардировать внутренние ткани органов дыхания. Как следствие, здоровью человека наносится непоправимый ущерб.

Самый простой и традиционный способ защиты – проветривание помещений.

(слайд 9-10) Влияние пыли на здоровье человека

Воздух внутри дома практически всегда более пыльный, чем не улице. Специалисты измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух столовых ложек пыли! И чем мельче пыль, тем глубже она проникает в наши лёгкие. Изученная под микроскопом, прошедшая химический анализ и биологические исследования, домашняя пыль оказалась намного опаснее уличной. В пробах такой пыли можно обнаружить шерсть домашних животных, цветочную пыльцу, множество текстильных волокон от белья и одежды. Но самый неприятный компонент пыли - это пылевые клещи. Пылевые клещи - это микроскопические паукообразные, живущие в постельном белье, коврах и мягкой мебели. Отшелушившиеся частички тел мёртвых клещей содержат вещества, которые могут служить причиной возникновения астмы или аллергических приступов у людей с повышенной чувствительностью. Пылевые клещи присутствуют почти в каждом доме, хотя вы их вряд ли увидите, так как они очень малы. Особенно быстро они размножаются в тёплых и влажных местах. Биологический анализ выявил также в образцах пыли опасные для здоровья виды плесневых грибов, их споры и большое разнообразие бактерий.


Правила:

  • Хорошо проветривать и просушивать постель, чаще менять постельное белье, вымораживать одеяла, подушки на снегу, прогревать на солнце.

  • Книги надо чистить пылесосом и держать на застекленных полках и в шкафах.

  • Регулярно проводить влажную уборку и проветривание комнаты.

  • Коврики чистить, выбивать на улице палкой.

  • Избавиться от безделушек, которые собирают пыль

(слайд 11) Влияние звуков на человека

Человек всегда жил в мире звуков и шума. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат и нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно - сосудистой системы, оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

С чем это связано? Как вы думаете?

Вот некоторые причины:

  • -подростки очень часто слушают громкую музыку в наушниках

  • -появилось много техники.

Что нужно сделать, чтобы было тише?

  • Не включайте громко музыкальную технику

  • Выберите самую тихую модель бытовой техники

  • Высадите деревья между домом и дорогой

  • Замените тонкие двери более основательными

  • Настелите толстые ковровые покрытия

  • Пользуйтесь дома мягкой обувью

(слайд 13) Бытовая химия - скрытый враг!

Человек несколько раз в день моет руки и лицо, принимает душ, моет посуду, регулярно стирает белье. Синтетические моющие средства изготовлены из нефти, содержат фосфаты, агрессивные отбеливающие вещества, синтетические отдушки, красители, консерванты, загустители и т.д.

Освежители воздуха Они сегодня в большой моде. Несмотря на то, что имеют множество недостатков: они огнеопасны, и, кроме того, могут содержать формальдегид, раздражающий слизистую глаз и дыхательных путей, при длительном воздействии способствующий также возникновению раковых заболеваний.

((слайд 14) Пищевые добавки

Пищевые добавки способствуют сохранности продукта, придают ему аромат, нужную окраску. Некоторые из них вырабатывают из природных продуктов- овощей и фруктов, сахара, уксуса, спирта. Но многие пищевые добавки вырабатываются из синтетических веществ, которые могут нанести вред здоровью человека.

Физкультминутка

4. (слайд 15) Воздействие электромагнитного излучения (ЭМИ) на человека

Речь идёт о воздействии на людей магнитных полей, которые создаются некоторыми бытовыми электроприборами, и разнообразным электротехническим оборудованием здания. Ситуация осложняется и тем, что органы чувств человека не воспринимают электромагнитные поля. Электромагнитное поле воздействует практически на все системы человеческого организма. И при длительном нахождении в зоне их воздействия у человека снижается иммунитет, появляются головные боли, он быстро утомляется, у него появляются нервные и психические расстройства.
Электромагнитное поле нельзя увидеть, почувствовать, «попробовать на зуб».


В качестве профилактических мер:

  1. Одновременно не включайте все имеющиеся у вас электроустройства.

  2. Не закрепляйте электропровода по периметру комнаты, особенно у кровати или дивана, где вы проводите много времени.

  3. Перед сном выключайте из розеток все электроприборы, находящиеся рядом с вашей кроватью, даже ночную лампу.

Некоторые из имеющихся у вас устройств во время работы образуют низкочастотное электромагнитное поле, которое воздействует на белые кровяные тельца, в результате чего появляется угроза возникновения опухолей, в том числе и злокачественных.

Назовите излучатели электромагнитных полей.

компьютеры, микроволновые печи, телевизоры – да и вообще все, что мы включаем в розетку; электропроводка, спутниковые антенны, мобильные телефоны и мн. др. В любом доме ЭМИ пронизывает все пространство.

Электромагнитное излучение воздействует на все системы человеческого организма. При длительном нахождении в зоне их воздействия у человека снижается иммунитет, появляются головные боли, он быстро утомляется, у него появляются нервные и психические расстройства.

Не включайте одновременно все имеющиеся у вас электроустройства!

Так как же выявить ЭМИ? Что вы можете предложить?

5. Практическая работа.

1. Вводный инструктаж учителя:

Тема практической работы: Изготовление «дозиметра» (прибор для определения ионизирующего излучения)

Сегодня мы определили основные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на наше здоровье, одним из них является электромагнитное излучение.

(слайд 16) Существует много приборов промышленного производства для определения различных видов излучения, но они сложны в использовании и дорогостоящи. Мы с вами соберем самодельный «дозиметр» из подручных средств, который сможет определить наличие и величину электромагнитного излучения (возможно радиации).

Заполните технологическую карту на изготовление изделия по электросхеме прибора. (Транзистор КП302А)

Рассказ и демонстрация сборки и действия «дозиметра»

6. Инструктаж по технике безопасности.


Сборка прибора Самостоятельная работа учащихся

Исследования электромагнитного излучения мобильных телефонов.

Результаты исследования электромагнитного излучения (заносятся в таблицу).

По результатам работы были сделаны основные выводы:

Целевые обходы (инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом. Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций).

Заключительный инструктаж учителя: анализ выполнения самостоятельной работы учащимися, разбор типичных ошибок, вскрытия причин допущенных учащимися ошибок.

ТЕСТ?

7. Подведение итогов урока:

Оценивание своей работы

Просмотр выполненных работ. Выставление оценок.

Рефлексия: (слайд 17-18) Какая задача ставилась? Чему мы научились? Какие получили результаты? Где могут пригодиться полученные знания?

Возможно вы дома самостоятельно или с родителями сделаете такой прибор.

Ваше отношение к уроку?

Название документа gromov.pptx

Основные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на наше здоровье Хи...
Экология (греч. oikos – дом, жилище и logos –наука) – наука о взаимоотношени...
Таблица 1 №п/п Видызагрязнения инеблагоприятные факторы Влияние на здоровье Р...
Микроклимат помещения – температура, влажность и подвижность воздуха, оказыва...
Вода Организм любого человека до 80 % состоит из воды, поэтому в первую очере...
Благодаря комнатным растениям в помещении поддерживается постоянная влажност...
Радон радиоактивен, при комнатной температуре – один из самых тяжелых газов....
Домашняя пыль это набор аллергенов, главными из которых являются микроскопиче...
ухудшает состояние кожи вызывает хронические заболевания дыхательных путей п...
* Не включайте громко музыкальную технику * Выберите самую тихую модель быто...
Бытовая химия - скрытый враг! Синтетические моющие средства изготовлены из н...
Пищевые добавки способствуют сохранности продукта, придают ему аромат, нужную...
Физминутка Зарядка для глаз
Излучатели: компьютеры, микроволновые печи, телевизоры – да и вообще все, что...
Счетчик Гейгера(дозиметр) прибор для измерения уровня радиоактивности Схема с...
Сегодня не кто-то, а только мы сами можем взять под контроль тот риск, которо...
http://falsifikat.net/ Спасибо за внимание! http://www.google.ru/ http://www....
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Основные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на наше здоровье Химич
Описание слайда:

Основные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на наше здоровье Химические Биологические Физические Строительные и отделочные материалы, мебель, косметика, лекарства, бытовая химия, одежда и обувь. Бактерии, вирусы, домашняя пыль Электромагнитное излучение, шум, температурный режим, влажность Недостаточная чистота воздуха и качество питьевой воды

№ слайда 4 Экология (греч. oikos – дом, жилище и logos –наука) – наука о взаимоотношениях
Описание слайда:

Экология (греч. oikos – дом, жилище и logos –наука) – наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания.  В жилище человек проводит более 60% своего времени жизни, поэтому очень важно его санитарное состояние и благоустроенность. Тема урока: «Экология жилища и здоровье» 2013 год «Год охраны окружающей среды!»

№ слайда 5 Таблица 1 №п/п Видызагрязнения инеблагоприятные факторы Влияние на здоровье Реко
Описание слайда:

Таблица 1 №п/п Видызагрязнения инеблагоприятные факторы Влияние на здоровье Рекомендации по профилактике и защите 1 2 3 4

№ слайда 6 Микроклимат помещения – температура, влажность и подвижность воздуха, оказывают
Описание слайда:

Микроклимат помещения – температура, влажность и подвижность воздуха, оказывают существенное воздействие на человека. Самый простой способ улучшить микроклимат – проветривание помещений, ранним утром, а также после дождя (грозы). Проветривание восстанавливает качество воздуха, увеличивает доступ кислорода, ликвидирует углекислый газ и неприятные запахи, нормализует влажность в помещении. Важная составляющая экологии дома - чистота воздуха

№ слайда 7 Вода Организм любого человека до 80 % состоит из воды, поэтому в первую очередь
Описание слайда:

Вода Организм любого человека до 80 % состоит из воды, поэтому в первую очередь от качества воды зависит наше здоровье. Пейте чистую воду ! Для улучшения биологических показателей воды необходимо проводить ее термическую обработку. Для дополнительной очистки питьевой воды необходимо использовать фильтры.

№ слайда 8 Благодаря комнатным растениям в помещении поддерживается постоянная влажность в
Описание слайда:

Благодаря комнатным растениям в помещении поддерживается постоянная влажность воздуха в пределах 50%, что облегчает наше дыхание выделяют фитонциды, своего рода антибиотики, убивающие бактерии; выделяют отрицательно заряженные ионы, необходимые для нормального дыхания (Ионизируют воздух также комнатные фонтанчики); очищают насыщенный углекислым газом воздух. Роль растений в доме В процессе своей жизнедеятельности растения осуществляют детоксикацию вредных веществ различными способами:

№ слайда 9 Радон радиоактивен, при комнатной температуре – один из самых тяжелых газов. На
Описание слайда:

Радон радиоактивен, при комнатной температуре – один из самых тяжелых газов. Наибольшую опасность радон представляет в домах с земляным подпольем. Человек вдыхает его с воздухом, и альфа-частицы, которые испускает этот газ, начинают бомбардировать внутренние ткани органов дыхания. Как следствие, здоровью человека наносится непоправимый ущерб. Основным источником радона в помещении является выделение из земной коры (до 90% на первых этажах), а также поступление из строительных материалов, с водопроводной водой и с природным газом, сжигаемым для отопления комнат и приготовления пищи. Самый простой и традиционный способ защиты – проветривание помещений.

№ слайда 10 Домашняя пыль это набор аллергенов, главными из которых являются микроскопически
Описание слайда:

Домашняя пыль это набор аллергенов, главными из которых являются микроскопический клещ и плесневый грибок За сутки человек вдыхает около 24 кг воздуха, где содержится до 6 миллиардов пылинок. В стандартной квартире за год образуется до 40 кг пыли

№ слайда 11 ухудшает состояние кожи вызывает хронические заболевания дыхательных путей повр
Описание слайда:

ухудшает состояние кожи вызывает хронические заболевания дыхательных путей повреждает иммунную систему вызывает аллергию становится причиной возникновения рака Правила: Хорошо проветривать и просушивать постель, чаще менять постельное белье, вымораживать одеяла, подушки на снегу, прогревать на солнце. Книги надо чистить пылесосом и держать на застекленных полках и в шкафах. Регулярно проводить влажную уборку и проветривание комнаты. Коврики чистить, выбивать на улице палкой. Избавиться от безделушек, которые собирают пыль Домашняя пыль «Лишних вещей не держи в жилище, Сразу станет просторней и чище».  В. Маяковский

№ слайда 12 * Не включайте громко музыкальную технику * Выберите самую тихую модель бытовой
Описание слайда:

* Не включайте громко музыкальную технику * Выберите самую тихую модель бытовой техники * Высадите деревья между домом и дорогой * Замените тонкие двери более основательными * Настелите толстые ковровые покрытия * Пользуйтесь дома мягкой обувью Шум Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, происходят глубокие изменения в центральной нервной системе. *подростки очень часто слушают громкую музыку в наушниках С чем это может быть связано? *появилось много техники. Что нужно сделать, чтобы было тише?

№ слайда 13 Бытовая химия - скрытый враг! Синтетические моющие средства изготовлены из нефт
Описание слайда:

Бытовая химия - скрытый враг! Синтетические моющие средства изготовлены из нефти, содержат фосфаты, агрессивные отбеливающие вещества, синтетические отдушки, красители, консерванты, загустители и т.д. Освежители воздуха огнеопасны, могут содержать формальдегид, раздражающий слизистую глаз и дыхательных путей, при длительном воздействии способствующий возникновению раковых заболеваний.

№ слайда 14 Пищевые добавки способствуют сохранности продукта, придают ему аромат, нужную ок
Описание слайда:

Пищевые добавки способствуют сохранности продукта, придают ему аромат, нужную окраску. Некоторые из них вырабатывают из природных материалов, но многие пищевые добавки вырабатываются из синтетических веществ, которые могут нанести вред здоровью человека. Пищевые добавки

№ слайда 15 Физминутка Зарядка для глаз
Описание слайда:

Физминутка Зарядка для глаз

№ слайда 16 Излучатели: компьютеры, микроволновые печи, телевизоры – да и вообще все, что мы
Описание слайда:

Излучатели: компьютеры, микроволновые печи, телевизоры – да и вообще все, что мы включаем в розетку; электропроводка, спутниковые антенны, мобильные телефоны и мн. др. Электромагнитное излучение (ЭМИ) В любом доме ЭМИ пронизывает все пространство. ЭМИ воздействует на все системы человеческого организма. При длительном нахождении в зоне их воздействия у человека снижается иммунитет, появляются головные боли, он быстро утомляется, у него появляются нервные и психические расстройства. Не включайте одновременно все имеющиеся у вас электроустройства! Так как же выявить ЭМИ?

№ слайда 17 Счетчик Гейгера(дозиметр) прибор для измерения уровня радиоактивности Схема само
Описание слайда:

Счетчик Гейгера(дозиметр) прибор для измерения уровня радиоактивности Схема самодельного «дозиметра» прибор предназначен для определения ионизирующего излучения (возможно радиации)

№ слайда 18 Сегодня не кто-то, а только мы сами можем взять под контроль тот риск, которому
Описание слайда:

Сегодня не кто-то, а только мы сами можем взять под контроль тот риск, которому подвергаемся! Влияние вредных экологических факторов в наших квартирах не только можно, но и нужно снижать!

№ слайда 19 http://falsifikat.net/ Спасибо за внимание! http://www.google.ru/ http://www.eco
Описание слайда:

http://falsifikat.net/ Спасибо за внимание! http://www.google.ru/ http://www.ecostandardgroup.ru/ http://dozometr.ru/ Интернет ресурсы:

Комбинированный урок «Экология жилища и здоровье»
  • Технология
Описание:

Материально-техническое оснащение урока:мультимедийная система, компьютер, проектор, омметры, детали для сборки самодельного прибора определения ионизирующего излучения, компьютерная презентация «Экология жилища и здоровье», тест по теме, схема сборки прибора.
Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

Аннотация: количество участников в группе: 3-4 (по количеству комплектов оборудования).

Цель урока:

Рассмотреть влияние окружающей среды на экологию жилища и предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среды обитания;

Задачи урока:

Образовательные

  • рассмотреть влияние основных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на наше здоровье;
  • определить источники электромагнитного излучения в квартире и меры защиты от него;

Развивающие

  • развивать самостоятельность учащихся;
  • способствовать формированию умений и владению мыслительными операциями при сборке и испытании прибор  для регистрации ионизирующего излучения;
  • создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность при замере  уровня излучения различных электроприборов,  личных мобильных телефонов и сравнении показателей;

Воспитательные

  • формировать у школьников бережное отношение к своему здоровью;
  • воспитывать стремление детей получать новые знания;
  • формировать умение самостоятельно трудиться, определять пути решения проблемы;
  • воспитывать  культуру учебного труда.

Токсичным отходам в воздухе просто не
хватило бы места, если бы не наши легкие.
Роберт Орбен.

Ход урока

1. Организационный момент.
- приветствие, знакомство с учащимися;- проверка готовности к уроку;
- настрой учащихся на работу;- актуализация знаний, умений учащихся.
(слайд 0)2. Вступительное слово учителя:
Выглядите хорошо, все бодрые, взгляд веселый.  Когда я вошел в класс, сказал: Здравствуйте,ребята!...Что это значит?
(слайд 1) Как вы думаете, что оказывает влияние на наше здоровье?
- ученики: ЗОЖ, … загрязнения окружающей среды.
(слайд 2) Основные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на наше здоровье

  • Чистота воздуха и качество питьевой воды
  • Биологические
  • Химические
  • Физические

Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливает нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. Но квартира - не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют: наружный воздух, продукты неполного сгорания газа, вещества, возникающие в процессе приготовления пищи, вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т.д.; продукты табакокурения, бытовая химия и средства гигиены, комнатные растения, электромагнитное загрязнение. Поэтому решение проблемы создания здоровой среды обитания для человека в настоящеевремя являются очень актуальными.
Давайте вместе определим тему сегодняшнего занятия.
- Варианты учащихся:

3. (слайд 3) Тема урока:«Экология жилища и здоровье»
В  жилище человек проводит более 60% своего времени жизни, поэтому очень важно его санитарное состояние и благоустроенность и чем меньше будет факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на наше здоровье, тем лучше.
Экология (греч. oikos – дом, жилище и logos –наука) – наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания.
2013 год «Год охраны окружающей среды!» …Мы должны уделить самое пристальное внимание вопросам экологического оздоровления территорий. (Владимир Путин.)

Какие задачи мы сегодня на уроке постараемся решить? Ваши варианты?…

№ п/п

Виды загрязнения

Влияние на здоровье

Рекомендации по профилактике и защите

       
       

(слайд 4) В ходе урока вы постарайтесь заполнить таблицу 1

(слайд 5) Одна из важных составляющая экологии современного дома - чистота воздуха.
Микроклимат помещения – состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажностью и подвижностью воздуха.
Самый простой и традиционный способ – проветривание помещений. При этом нужно учитывать, что воздух за окном тоже загрязнен. Поэтому желательно проветривать помещения ранним утром, когда уличное движение минимально и вечерняя пыль осела, а также после дождя (особенно после сильной грозы). Более сложные и эффективные способы очистки воздуха связаны с устранением внутриквартирных источников загрязнения.
Для чего нужно проветривать помещение?
Это нужно делать для того, чтобы восстановить качество воздуха в помещении, предоставить доступ кислорода, ликвидировать углекислый газ и неприятные запахи, которые возникают в процессе жизнедеятельности, вместе с чрезмерной влажностью, которая может сконденсироваться на окнах или стенах.
(слайд 6) Вода.Организм любого человека до 80 % состоит из воды, поэтому в первую очередь от качества воды зависит наше здоровье. Для улучшения биологических показателей воды необходимо проводить ее термическую обработку. Для дополнительной очистки питьевой воды необходимо использовать фильтры.
(слайд 7)Следующий фактор, влияющий на микроклимат дома-растения. Роль растений в доме.
Благодаря комнатным растениям в помещении поддерживается постоянная влажность воздуха в пределах 50%, что облегчает наше дыхание. В процессе своей жизнедеятельности растения осуществляют детоксикацию вредных веществ различными способами:

  • выделяют фитонциды, своего рода антибиотики, убивающие бактерии;
  • выделяют отрицательно заряженные  ионы, необходимые для нормального дыхания (Ионизируют воздух также комнатные фонтанчики);
  • очищают насыщенный углекислым газом воздух.

Вывод:  в каждом доме должно быть много различных цветов, но не надо забывать, что среди растений есть и ядовитые, вредные для человека.
(слайд 8) Еще одна опасность, которая может нас подстерегать это газ радон.
Радон радиоактивен, при комнатной температуре – один из самых тяжелых газов.
Основным источником радона в помещении является выделение из земной коры (до 90% на первых этажах), а также поступление из строительных материалов, с водопроводной водой и с природным газом, сжигаемым для отопления комнат и приготовления пищи.
Наибольшую опасность радон представляет в домах с земляным подпольем. Человек вдыхает его с воздухом, и альфа-частицы, которые испускает этот газ, начинают бомбардировать внутренние ткани органов дыхания. Как следствие, здоровью человека наносится непоправимый ущерб.
Самый простой и традиционный способ защиты – проветривание помещений.
(слайд 9-10)Влияние пыли на здоровье человека
Воздух внутри дома практически всегда более пыльный, чем не улице. Специалисты измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух столовых ложек пыли! И чем мельче пыль, тем глубже она проникает в наши лёгкие. Изученная под микроскопом, прошедшая химический анализ и биологические исследования, домашняя пыль оказалась намного опаснее уличной. В пробах такой пыли можно обнаружить шерсть домашних животных, цветочную пыльцу, множество текстильных волокон от белья и одежды. Но самый неприятный компонент пыли - это пылевые клещи. Пылевые клещи - это микроскопические паукообразные, живущие в постельном белье, коврах и мягкой мебели. Отшелушившиеся частички тел мёртвых клещей содержат вещества, которые могут служить причиной возникновения астмы или аллергических приступов у людей с повышенной чувствительностью. Пылевые клещи присутствуют почти в каждом доме, хотя вы их вряд ли увидите, так как они очень малы. Особенно быстро они размножаются в тёплых и влажных местах. Биологический анализ выявил также в образцах пыли опасные для здоровья виды плесневых грибов, их споры и большое разнообразие бактерий.

Правила:

  • Хорошо проветривать и просушивать постель, чаще менять постельное белье,  вымораживать одеяла,  подушки на снегу, прогревать на солнце.
  • Книги надо чистить пылесосом и держать на застекленных полках и в шкафах.
  • Регулярно проводить влажную уборку и проветривание комнаты.
  • Коврики чистить, выбивать на улице палкой.
  • Избавиться от безделушек, которые собирают пыль

(слайд 11)Влияние звуков на человека
Человек всегда жил в мире звуков и шума. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат и нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно - сосудистой системы, оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
С чем это связано? Как вы думаете?
Вот некоторые причины:

  • -подростки очень часто слушают   громкую музыку в наушниках
  • -появилось много техники.

Что нужно сделать, чтобы было тише?

  • Не включайте громко музыкальную технику
  • Выберите самую тихую модель бытовой техники
  • Высадите деревья между домом и дорогой
  • Замените тонкие двери более основательными
  • Настелите толстые ковровые покрытия
  • Пользуйтесь дома мягкой обувью

(слайд 13)   Бытовая химия - скрытый враг!
Человек несколько раз в день моет руки и лицо, принимает душ, моет посуду, регулярно стирает белье. Синтетические моющие средства изготовлены из нефти, содержат фосфаты, агрессивные отбеливающие вещества, синтетические отдушки, красители, консерванты, загустители и т.д.
Освежители воздуха Они сегодня в большой моде. Несмотря на то, что имеют множество недостатков: они огнеопасны, и, кроме того, могут содержать формальдегид, раздражающий слизистую глаз и дыхательных путей, при длительном воздействии способствующий также возникновению раковых заболеваний.
(слайд 14)   Пищевые добавки
Пищевые добавки способствуют сохранности продукта, придают ему аромат, нужную окраску. Некоторые из них вырабатывают из природных продуктов- овощей и фруктов, сахара, уксуса, спирта. Но многие пищевые добавки вырабатываются из синтетических веществ, которые могут нанести вред здоровью человека.
Физкультминутка
4. (слайд 15) Воздействие электромагнитного излучения (ЭМИ) на человека
Речь идёт о воздействии на людей магнитных полей, которые создаются некоторыми бытовыми электроприборами, и разнообразным электротехническим оборудованием здания. Ситуация осложняется и тем, что органы чувств человека не воспринимают электромагнитные поля. Электромагнитное поле воздействует практически на  все системы человеческого организма. И при длительном нахождении в зоне их воздействия у человека снижается  иммунитет, появляются головные боли, он быстро утомляется, у него появляются нервные и психические расстройства.
Электромагнитное поле нельзя увидеть, почувствовать, «попробовать на зуб».

В качестве профилактических мер:

  • Одновременно не включайте все имеющиеся у вас электроустройства.
  • Не закрепляйте электропровода по периметру комнаты, особенно у кровати или дивана, где вы проводите много времени.
  • Перед сном выключайте из розеток все электроприборы, находящиеся рядом с вашей кроватью, даже ночную лампу.

  Некоторые из имеющихся у вас устройств во время работы образуют низкочастотное электромагнитное поле, которое воздействует на белые кровяные тельца, в результате чего появляется угроза возникновения опухолей, в том числе и злокачественных.
Назовите излучатели электромагнитных полей.
компьютеры, микроволновые печи, телевизоры – да и вообще все, что мы включаем в розетку; электропроводка, спутниковые антенны, мобильные телефоны и мн. др. В любом доме ЭМИ пронизывает все пространство.
Электромагнитное излучение воздействует на  все системы человеческого организма. При длительном нахождении в зоне их воздействия у человека снижается  иммунитет, появляются головные боли, он быстро утомляется, у него появляются нервные и психические расстройства.
Не включайте одновременно все имеющиеся у вас электроустройства!
Так как же выявить ЭМИ? Что вы можете предложить?

5. Практическая работа.
1. Вводный инструктаж учителя:
Тема практической работы: Изготовление «дозиметра» (прибор для определения ионизирующего излучения)
Сегодня мы определили основные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на наше здоровье, одним из них является электромагнитное излучение.
(слайд 16) Существует много приборов промышленного производства для определения различных видов излучения, но они сложны в использовании и дорогостоящи. Мы с вами соберем самодельный «дозиметр» из подручных средств, который сможет определить наличие и величину электромагнитного излучения (возможно радиации).
Заполните технологическую карту на изготовление изделия по электросхеме прибора.(Транзистор  КП302А)
Рассказ и демонстрация  сборки и действия «дозиметра»

6.  Инструктаж по технике безопасности.

Сборка прибора Самостоятельная работа учащихся
Исследования электромагнитного излучения мобильных телефонов.
Результаты исследования электромагнитного излучения (заносятся в таблицу).
По результатам работы были сделаны основные выводы:
 Целевые обходы (инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом. Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций).
 Заключительный инструктаж учителя: анализ выполнения самостоятельной работы учащимися, разбор типичных ошибок, вскрытия причин допущенных учащимися ошибок.

ТЕСТ?

7. Подведение итогов урока:
Оценивание своей работы
Просмотр выполненных работ. Выставление оценок.
Рефлексия: (слайд 17-18)  Какая задача ставилась? Чему мы научились? Какие получили результаты? Где могут пригодиться полученные знания?
Возможно вы дома самостоятельно или с родителями сделаете такой прибор.
Ваше отношение к уроку?



Фрагмент презентации
tech1.jpg
Автор Громов Сергей Юрьевич
Дата добавления 24.02.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 8493
Номер материала 1475
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы