Главная / Информатика / Интегрированный урок (информатика+ИЗО). «Проектирование мозаики» 5 класс

Интегрированный урок (информатика+ИЗО). «Проектирование мозаики» 5 класс

Название документа Sheronova prilogenie 1.doc

Приложение 1

Кhello_html_m25d5c1a8.jpghello_html_719132ff.jpg
омпьютерная презентация (печатается в виде последовательности слайдов)

hello_html_39ce23f0.jpg
hello_html_m5b44ac0d.jpg
hello_html_m1749e79a.jpg
hello_html_205e53c1.jpg
hello_html_2dd5a129.jpg
hello_html_m344e70b4.jpg


hello_html_1f767f83.jpg
hello_html_24666d93.jpg


Название документа Sheronova yrok.doc








Проектирование мозаики

Номинация
Нетрадиционный урок информатики в начальной школе






Автор разработки:

Шеронова Анна Викторовна,

учитель информатики, математики и истории русской живописи муниципального бюджетного образовательного учреждения общеобразовательного лицея № 67

Адрес учреждения:

153013, г. Иваново, ул. Панина, д.21

Рабочий телефон: 8-0932-56-43-31

Адрес автора:

153013, г. Иваново, ул. Панина, д.14, кв.8.

Адрес электронной почты: Sheronova@mail.ru


Тезисы

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.

Л.С.Выгодский

Анализ научно-педагогической литературы и работ педагогов-новаторов позволяет высказать предположение, что идея развития детской самодеятельности была и остаётся актуальной. Созидание принципиально нового дидактико-методического содержания, имеющего личностно-ориентированный подход в обучении, коренным образом меняет восприятие не только учебного предмета, но и самой личности. Лишь в этом случае ребенок становится субъектом своей деятельности «без кавычек», то есть - самодеятельной личностью.

Хочется отметить, что предмет информатика, как никакой другой, способствует формированию правильных отношений к восприятию различных видов информации и достижению единства теории и практики. Кроме того, он может возвращать утраченную мотивацию обучения. Поэтому постоянная интеграция системы знаний, преподаваемых мной предметов, существенно активизирует познавательный процесс, обеспечивает систематизацию получаемых знаний.

Используемые мной, методики развивающего обучения, проблемно-поисковые, исследовательские методы на уроке дают возможность превратить учебно-воспитательный процесс в систему педагогически оправданной содержательной поддержки познавательной активности учащихся.

В предлагаемом на конкурс уроке обучение ориентировано на самостоятельное добывание учениками знаний. Для этого заданы условия успешного преодоления трудностей учения с использованием, при необходимости, «дозированной помощи», то есть средства индивидуализации обучения.

В итоге происходит переоценка ценностей, в частности, места и роли целеполагания в структуре педагогической деятельности. Формулировка самими учащимися темы урока, постановка цели, и разработка этапов её достижения создаёт возможность по максимуму активизировать самодеятельность учащихся, поскольку школьники понимают, чего они хотят достигнуть, зачем и каким образом.


Урок в IV классе на тему «Проектирование мозаики»


Тема урока: Проектирование мозаики.

Цели урока:

С точки зрения деятельности учителя:

  • Организовать работу учащихся таким образом, чтобы произошёл «сдвиг мотива на цель». Для этого учащимся предлагается самостоятельно сформулировать тему, цель урока, этапы её достижения, а также определения мозаики.

  • Используя интерактивные методы организации работы учащихся на уроке, создать практически для каждого ученика ситуацию успеха.

  • Подчеркивать значимость изучаемой темы, её актуальность, возможность самодеятельного применения полученных знаний в жизни.

  • Помочь учащимся организовать научный подход при выполнении интегрированного творческого задания, опираясь при этом на имеющиеся у них знания, а так же на зону их ближайшего развития.


С точки зрения содержания материала:

  • Мировоззренческий аспект раскрывается при работе с понятием мозаики, её видами, при проведении компьютерного эксперимента и его анализа.

  • Алгоритмический аспект присутствует при разработке алгоритма создания мозаики.

  • Пользовательский аспект состоит в отработке практических навыков работы с графическим редактором через проектирование мозаики по образцу и самостоятельно.


С точки зрения деятельности учащихся:

Ученики сами формулируют тему урока, цель и этапы её достижения. Учащиеся разрабатывают алгоритм своих действий. Для этого они самостоятельно используют:

  • имеющиеся знания;

  • умение прогнозировать, выдвигать гипотезы.

С помощью компьютерного эксперимента тестируют свой алгоритм, делают выводы. Создают свой проект мозаики и защищают его.

Задачи урока:

  • Развивать самодеятельность учащихся, привлекая их к созданию проектов на заданную тему.

  • Расширить знания о мозаике и её видах, подготовив почву для работы над проектом.

  • Помочь ученикам осуществить переход от сформулированной задачи к созданию информационной модели.

  • Организовать проблемно-поисковую работу в группах.

  • Организовать творческую деятельность учащихся по разработке проекта мозаики

  • Закрепить навыки работы в группе и умение обосновывать свою точку зрения.


Тип урока: урок творческого проекта.

Год обучения: третий.

Место урока в учебном плане: данный урок является пятым в разделе программы: «Работа с графическим редактором». Учащиеся уже умеют открывать программу Paint, использовать инструменты и команды меню, копировать и перемещать фрагменты рисунка. На уроке ученикам предлагается, новый вид задания для редактирования рисунка с помощью инструментов графического редактора. При этом учащиеся используют теоретические знания, связанные с понятием алгоритма.

Особенностью данного урока является отражение в нём всех аспектов курса информатики, а именно: мировоззренческого, алгоритмического и пользовательского.

Для развития самодеятельности учащихся средствами интегрированных учебных курсов в урок был логично включён элемент изобразительного искусства.


Оформление кабинета: у доски выставлены примеры мозаик, выполненных учениками прошлых лет, иллюстрации византийских и римских мозаик, а так же детская игра – мозаика.


Реализация основной дидактической цели урока

  • Проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении творческого практического задания – у каждого ученика.

  • Дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе «Практическая работа с программой Paint».

Осуществление развития учащихся в процессе обучения

  • Проблемно-игровая ситуация в начале урока, поисково-исследовательская работа в группах, компьютерный эксперимент развивают у учащихся умение выделять главное, ставить перед собой цели, разрабатывать план их достижения, обобщать полученные результаты, логически и абстрактно мыслить.

  • Ученики на большей части урока постоянно осуществляют анализ и синтез полученных знаний.

  • Учащимся предлагается выполнить творческое задание на уроке и продолжить работу над ним дома.


Программное обеспечение:

  • стандартное приложение Windows - программа Paint;

  • программа Microsoft Power Point.


Методическое обеспечение урока:

  • компьютерная презентация «Мозаика» (приложение 1);

  • иллюстрации византийских и римских мозаик;

  • плакаты с надписями темы, этапов урока, определением мозаики (приложение 2);

  • карточки с этапами урока (приложение 3);

  • карточки с контр примерами (приложение 4);

  • рамки и вкладыши для создания алгоритма (приложение 5);

  • карточки с рисунками для компьютерного эксперимента (приложение 6);

  • упражнение для проведения физкультминутки (приложение 7);

  • карточки с рисунками для выполнения творческого задания (приложение 8);

  • оценка результатов учебной деятельности (приложение 9);

  • настольные карточки с надписью «помощь» (приложение 10).


Литература, использованная при подготовке к уроку.

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): Учебно-методическое пособие. М., 2002.

  2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., «Просвещение», 1991.

  3. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 кл.: Методические рекомендации для учителя. Баланс. М., 1999.

  4. Информатика 7-9. Задачник по моделированию / Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2001.


План урока.

  1. Формулировка темы урока. Постановка цели урока (7 мин.)

  2. Особенности строения мозаики (3 мин.).

  3. Алгоритм создания мозаики (4 мин.).

  4. Компьютерный эксперимент (5 мин.).

  5. Анализ компьютерного эксперимента (5 мин.).

  6. Создание своего проекта мозаики. (12 мин.)

  7. Защита проекта (6 мин.)

  8. Домашнее задание (1 мин.)

  9. Подведение итогов урока (2 мин.)


Ход урока


  1. Формулировка темы урока. Постановка цели урока

Учитель. В наше время бурного развития информатизации общества престижно открывать новые фирмы, представлять свои достижения с помощью презентаций. А сегодня компьютерная презентация подскажет вам тему нашего урока. Внимание на экран!

На экране учительского монитора демонстрируется презентация (приложение 1), изображающая на слайдах великолепные мозаики, одновременно под тихую музыку звучит стихотворение.

Она мерцает и блестит, лучи переливая,

На стенах храмов иль домов прохожих восхищая.

Кусочки мелкого стекла, что смальтой называют,

Изображение творя, на солнышке играют.


Учитель. Чему посвящена презентация?

Если учащиеся не догадались, учитель показывает на выставленную у доски детскую мозаику и даёт подсказку.

Подсказка.

Да, для детей она игра!

А в залах древнего дворца

Сюжет на стенах - на века

Зовут её ... мозаика.

Учитель. Действительно, и великолепные украшения стен дворцов и детскую игру называют мозаикой. А на уроке информатики вы сможете не только любоваться чужими мозаиками, но и создать, спроектировать свою. Попробуйте же назвать тему нашего урока.

Ученики. Мозаика, проектирование мозаики.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях. Учитель открывает тему урока, выполненную в виде мозаики, на плакате (приложение 2). Под темой записан эпиграф урока.

Учитель. Эпиграфом нашего урока станет пословица «Ремесло за плечами не висит» (здесь и в дальнейшем, запись на доске выделяется подчёркиванием). Что она обозначает?

Ученики. Если что-то умеешь делать, то тебе это пригодится.

Учитель. А вы хотели бы сами сегодня спроектировать свою мозаику?

Тогда какая же цель нашего урока?

Ученики. Создать проект мозаики.

Учитель. Определим последовательность этапов достижения цели. Возьмите карточки (приложение 3). Выберите, из предложенных вам этапов, первый и поднимите его! Второй! Третий!

На доске открываются, до этого момента скрытые, этапы работы (приложение 2):

  • Что такое мозаика?

  • Разработка алгоритма создания мозаики.

  • Создание своего проекта мозаики.

Учитель. Попробуем ответить на вопрос: «Что такое мозаика?»

Учащиеся, рассматривая выставленные у доски мозаики, вспоминая презентацию, создают определение мозаики. Учитель, корректируя при необходимости учащихся, прикрепляет к доске напечатанные словосочетания: изображение, составленное из небольших кусочков, близко пригнанных друг к другу (приложение 2).

Учитель, чтобы подчеркнуть особенности понятия мозаики, использует контр примеры (приложение 4).

Учитель. (Показывая контр пример 1). Является ли данное изображение мозаикой. Свой ответ обоснуйте.

Ученики. Данное изображение не является мозаикой, поскольку не имеет мелких деталей.

Учитель. (Показывая контр пример 2). Является ли данное изображение мозаикой. Свой ответ обоснуйте.

Ученики. Данное изображение не является мозаикой, так как в нём кусочки не близко пригнаны друг к другу.

Учитель. Запишем определение мозаики в тетрадь.


Пока ученики записывают, учитель раздаёт маркеры и распечатанные контр примеры 1 по группам (группа – это 3-4 человека, сидящие на соседних партах)

Учитель. Превратите данное изображение в течение 1 минуты в проект мозаики.

Выполненные задания вывешиваются на доске.

Учитель. Молодцы! Все верно решили эту задачу, разделив изображение на мелкие кусочки.

Учитель. Вспомните, где вы уже встречали мозаику (на стенах, потолках и полу зданий, на одеялах, подушках, в ванной комнате из метлахской и керамической плитки, орнамент ткани, украшение одежды, ювелирных изделий). Из каких кусочков составлена была мозаика?

Ученики. Квадраты, шестиугольники, ромбы, просто разные кусочки.


I.Особенности строения мозаики

У доски выставленные иллюстрации, разделены на две группы.

Учитель. Условно, мозаику можно разделить на две группы: сюжетная и орнаментальная. Каковы особенности строения каждого вида мозаик?

Ученики. Орнаментальная - состоит из одинаковых деталей, сюжетная - объекты имеют контур, очертания, состоят из мелких кусочков разной формы.

Учитель. Действительно, орнаментальная и сюжетная мозаики имеют особенности в строении, их надо учитывать при выполнении следующего этапа.




  1. Алгоритм создания мозаики. Проблемно-поисковая работа в группах

Учитель. Каждому из вас через несколько минут предстоит создать мозаику, изображённую на карточке. Для успешной работы на компьютерах сначала определите к какому виду она относится, разработайте в группах алгоритм создания вашей мозаики, используя предлагаемые этапы. Некоторые могут оказаться лишними. Выполняя работу, учитывайте особенности строения орнаментальной и сюжетной мозаик (в вашем распоряжении 3 минуты).

Группам выдаются:

  • одно из изображений на карточке (приложение 6);

  • рамка (приложение 5);

  • этапы алгоритма построения мозаики в виде вкладышей (приложение 5):


Выполненные задания в рамках вывешиваются на доске.

Верные ответы:

Для №1 (сюжетная)

  • Создание очертания

  • Деление на мелкие кусочки

  • Заливка

Для №2 (орнаментальная)

  • Создание детали (деталей)

  • Копирование детали (деталей)

  • Заливка


Учитель. Как проверить правильность вашей гипотезы?

Ученики. Провести компьютерный эксперимент.


  1. Компьютерный эксперимент

Учитель. Рамки с алгоритмами выставлены у доски. Работайте строго по разработанному плану.

Во время компьютерного эксперимента учитель индивидуально отвечает на возникающие вопросы.


  1. Анализ компьютерного эксперимента

Учитель. Внесите изменения в ваши алгоритмы, если таковые имеются. Подведите итоги компьютерного эксперимента.

Представитель из группы показывает созданные мозаики, проговаривая алгоритм.

Учитель кратко анализирует уровень и качество выполнения задания.

Учитель. Чтобы набраться сил перед последним этапом, выполним упражнение «Мозаика» (приложение 7).


  1. Создание своего проекта мозаики

Учитель. Остался самый интересный этап – создание своего проекта мозаики.

Если вы выберите сюжетную мозаику, то по какому алгоритму вы будете действовать? Орнаментальную?

Продумайте представление своего проекта, то есть:

  • Дайте название мозаики

  • Ответьте на вопрос: «Где её можно использовать?»

В вашем распоряжении 10 минут!

Если вы будете испытывать трудности, поднимите сигнал о помощи! (у каждого ученика есть настольная карточка – помощь (приложение 10)).

Если в течение первых 2-х минут ученик не придумал свой проект мозаики, ему предлагается карточка с возможным вариантом (приложение 8).


  1. Защита проекта

Учитель. Уважаемые коллеги, предлагаю каждому из Вас представить свою работу. Для этого используйте план, представленный на доске.

Учитель после выступления ученика даёт возможность высказать своё мнение зрителям, далее, сам, комментируя работу, обращает внимание на оригинальность решения, сообщает оценку, используя критерии из приложения 9.


  1. Домашнее задание

Учитель. Если появится вдохновение, создайте новый проект мозаики на бумаге или на компьютере.



  1. Подведение итогов урока

Учитель. Может быть, пройдёт несколько лет и кто-нибудь из вас, став дизайнером, создаст не один проект мозаик. Но всегда будет вспоминать сегодняшний урок, на котором он разработал свой первый проект мозаики. Действительно, как интересно представил в своей мозаике ..., оригинально спроектировал мозаику ..., активно работала группа..., упорно шёл к цели..., первым составил алгоритм ..., неоднократно помогал мне ..., придумал интересное название ... (учитель называет имена конкретных учеников).

Когда вы станете дизайнерами или архитекторами, модельерами или инженерами вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!





























Приложение 1

Компьютерная презентация (печатается в виде последовательности слайдов)

Приложение 2

Плакаты

  1. Плакат с названием темы урока:

«Проектирование мозаики».

  1. Плакаты с надписями этапов урока:

  • Что такое мозаика?

  • Разработка алгоритма создания мозаики.

  • Создание своего проекта мозаики.

  1. Плакаты с определением мозаики:

  • Изображение,

  • составленное из небольших кусочков,

  • близко пригнанных друг к другу.


Приложение 3

Карточки с этапами работы.

  • Что такое мозаика?

  • Разработка алгоритма создания мозаики.

  • Создание своего проекта мозаики.



Приложение 4

Карточки с контр примерами


hello_html_69ffbb55.pnghello_html_meded13a.pngКонтр пример 1 Контр пример 2







Приложение 5

Рамки и вкладыши для создания алгоритма

Рhello_html_7f6866dc.gifhello_html_m48c4523b.gifамка представляет собой лист ватмана с наклеенными шестнадцатью кармашками.

Эhello_html_m48c4523b.gifтапы алгоритма построения мозаики в виде вкладышей:

  • Сhello_html_m48c4523b.gifhello_html_m48c4523b.gifоздание детали (деталей)

  • Сhello_html_m48c4523b.gifhello_html_m48c4523b.gifоздание очертания

  • Кhello_html_m48c4523b.gifопирование детали (деталей)

  • Дhello_html_m48c4523b.gifhello_html_m48c4523b.gifhello_html_m48c4523b.gifеление на мелкие кусочки

  • Зhello_html_m48c4523b.gifаливка


Приложение 6


Карточки с рисунками для компьютерного эксперимента

hello_html_m23e3e222.png

hello_html_m65f6507f.png1 №2


Приложение 7


Упражнение «Мозаика» для проведения физкультминутки направлено на профилактику глазных болезней, а так же снимает напряжение и активизирует работу учащихся.

Закрыть глаза. Пальцами рук дети берут воображаемые кусочки мозаики со стола и закрепляют их перед собой на воображаемой стене. Через 10 секунд дети открывают глаза и быстро моргают в течении 10 секунд, будто фотографируя свою мозаику. Вращая головой слева на право, сверху вниз и по кругу ребята мысленно рассматривают воображаемую мозаику. Через 10 секунд они закрывают глаза и быстро разбирают её. По команде «Закончили упражнение» ребята расслабляются. Упражнение повторяется 2-3 раза.


Приложение 8

Карточка с рисунком для выполнения творческого задания

hello_html_m2998fe4c.png






Приложение 9

Оценка результатов учебной деятельности

Урок творческого проекта в учебной деятельности не первый. В четвёртом классе учащиеся выполняли работу над проектом в текстовом редакторе Блокнот на тему: «Проба пера». На втором уроке с графическим редактором ребята создавали мини-проект: «Самая милая улыбка». Поэтому учащиеся уже знакомы с критериями оценки творческого проекта.

Оценка «5» выставляется ученику, если

  • работа была выполнена самостоятельно;

  • ученику были поставлены проблемные вопросы, ответив на которые, он смог решить поставленную задачу;

  • ученику был предложен вспомогательный вариант, опираясь на который он смог создать самостоятельный проект.

Оценка «4» выставляется ученику, если

  • проект создан по образцу;

  • самостоятельно было выполнено не менее 2/3 работы.


Приложение 10

Настольные карточки с надписью «помощь»

Оранжевая карточка, на которой напечатано слово «помощь», находится на каждом рабочем месте ученика и помогает учителю постоянно проводить рефлексию, поддерживая обратную связь.

Приложение 11

Образцы творческих работ учащихся


Сердечко. Рыбушки-подружки.

Уhello_html_m2f5e3691.pnghello_html_m661e7fed.pngкрашение кошелька Для украшения бассейна.







hello_html_m63875e83.png



Табличка на двери

классного кабинета



Приложение 12

Методически заметки

Тема проектирования мозаики в это же время продолжается на уроках рисования и труда. Таким образом, создаётся целостное представление о данной технике монументальной живописи. Используя знания, полученные на этих уроках, учащиеся украшают мозаикой свои открытки (проект «Поздравительная открытка», 5 класс), изображения компьютеров будущего (проект «Компьютер будущего», 6 класс), слайды компьютерных презентаций в 6-7 классах (проект «Мой край», «Моя коллекция», «Моя любимая книга» и др.)

В 5-ом классе эти знания ребята используют на уроках истории русской живописи при изучении темы: «Монументальная живопись».

Интегрированный урок (информатика+ИЗО). «Проектирование мозаики» 5 класс
  • Информатика
Описание:

Цель: подчеркнуть значимость изучаемой темы, ее актуальность, возможность самостоятельного применения полученных знаний в жизни.

Задачи:

  • развитие самодеятельности учащихся через привлечение их к созданию проектов на заданную тему;
  • расширение знаний о мозаики и ее видах, подготовка почвы для работы над проектом;
  • помощь ученикам в осуществлении перехода от сформулированной задачи к созданию информационной модели;
  • организация проблемно-поисковой работы в группах;
  • организация творческой деятельности учащихся по разработке проекта мозаики;
  • закрепление навыков работы в группе и умения обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: урок творческого проекта.

Программное обеспечение урока:

  • стандартное приложение Windows – программа Paint.
  • программа Microsoft Power Point.

План урока

  1. Формулировка темы урока. Постановка цели урока – 7 мин.
  2. Особенности строения мозаики – 3 мин.
  3. Алгоритм создания мозаики. Проблемно-поисковая работа в группах – 4 мин.
  4. Компьютерный эксперимент – 5 мин.
  5. Анализ компьютерного эксперимента – 5 мин.
  6. Создание учащимися собственных проектов мозаики – 12 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.
  8. Подведение итогов урока – 2 мин.

Ход урока

  1. Формулировка темы урока. Постановка цели урока

Учитель: В наше время всеобщей информатизации общества престижно представлять свои достижения с помощью презентаций. А сегодня компьютерная презентация подскажет вам тему нашего урока. Внимание на экран!

На экране демонстрируется презентация, изображающая на слайдах великолепные мозаики. Одновременно звучит стихотворение:

Она мерцает и блестит, лучи переливая,
На стенах храмов иль домов прохожих восхищая
Кусочки мелкого стекла, что смальтой называют,
Изображение творя, на солнышке играют…

Учитель: Чему посвящена презентация?

Если дети не догадались, то учитель дает подсказку:

Да, для детей она игра!
А в залах древнего дворца
Сюжет на стенах на века.
Зовут ее… (мозаика)

Учитель: Действительно, и великолепные украшения для стен дворцов, и детскую игру называют мозаикой. А на уроке информатики вы сможете не только полюбоваться чужими мозаиками, но и создать, спроектировать свою. Попробуйте теперь назвать тему нашего урока.

Ученики: мозаика, проектирование мозаики.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях. Учитель открывает тему урока в виде мозаики, на плакате (приложение 2). Под темой записан эпиграф урока.

Учитель. Эпиграфом нашего урока станет пословица «Ремесло за плечами не висит». Что она обозначает?

Ученики. Если что-то умеешь делать, то тебе это пригодится.

Учитель. А вы хотели бы сами сегодня спроектировать свою мозаику? Тогда какая же цель нашего урока?

Ученики. Создать проект мозаики.

Учитель. Определим последовательность этапов достижения цели. Возьмите карточки (приложение 3). Выберите из предложенных вам этапов первый и поднимите карточку с его названием. Второй! Третий!

На доске открываются до этого момента скрытые названия этапов работы  (приложение 2):
«Что такое мозаика?»
«Разработка алгоритма создания мозаики»
«Создание своего проекта мозаики»

Учитель. Попробуем ответить на вопрос: «Что такое мозаика?»

Учащиеся, рассматривая выставленные у доски мозаики, вспоминая презентацию, создают определенные мозаики. Учитель, корректируя при необходимости учащихся, прикрепляет к доске плакаты со словосочетаниями: «Изображение», «составленное из небольших кусочков», «близко пригнанных друг к другу» (приложение 2)
Чтобы подчеркнуть особенности понятия мозаики, учитель использует контрпримеры (приложение 4)

Учитель (показывая контрпример 1) Является ли данное изображение мозаикой. Обоснуйте свой ответ.

Ученики. Данное изображение не является мозаикой, поскольку не имеет мелких деталей.

Учитель (показывая контрпример 2) Является ли данное изображение мозаикой. Обоснуйте свой ответ.

Данное изображение не является мозаикой, так как в нем кусочки не близко пригнаны друг к другу.

Учитель. Запишем определение мозаики в тетрадь.

Пока ученики записывают определение в тетрадь, учитель раздает маркеры и распечатанные контрпримеры 1 по группам (группа 3-4 человека, сидящих за соседними партами).

Учитель. В течение 1 минуты превратите данное изображение в проект мозаики.

Выполненные задания вывешиваются на доску.

Учитель. Молодцы! Все верно решили эту задачу, разделив изображение на мелкие кусочки.
Вспомните, где вы встречали мозаику (на стенах, потолке и полу зданий, на одеялах, подушках, в ванной из метлахской и керамической плитки, орнамент ткани, украшение одежды, ювелирных изделий). Из каких кусочков была составлена мозаика.

Ученики. Квадраты, шестиугольники, ромбы, просто разные кусочки.

  1. Особенности строения мозаики

У доски выставлены иллюстрации, разделенные на две группы.

Учитель. Условно мозаику можно разделить на две группы: орнаментальную и сюжетную Каковы особенности строения каждого вида мозаики?

Ученики. Орнаментальная состоит из одинаковых деталей, сюжетная – объекты имеют контур, очертания, состоят из мелких кусочков разной формы.

Учитель. Действительно, орнаментальная и сюжетная мозаики имеют каждая свои особенности в строении. Их надо учитывать при выполнении следующего этапа.

  1. Алгоритм создания мозаики. Проблемно-поисковая работа в группах

Учитель. Каждому из вас через несколько минут предстоит создать мозаику, изображенную на карточке. Для успешно работы на компьютерах сначала определите, к какому виду относится мозаика, разработайте в группах алгоритм создания вашей мозаики, используя предлагаемые этапы. Учтите, что некоторые этапы могут оказаться лишними. Выполняя работу, учитывайте особенности строения орнаментальной и сюжетной мозаики. В вашем распоряжении 3 минуты.

Группам выдаются:

    • рамка (приложение 5)
    • названия этапов алгоритма построения мозаики в виде вкладышей (приложение5)
    • одна из карточек с изображением мозаики (приложение 6)

Выполненные задания в рамках вывешиваются на доске.

Верные ответы:
Вариант 1 (сюжетная):
«Создание очертания»
«Деление на мелкие кусочки»
«Заливка»

Вариант 2 (орнаментальная):
«Создание детали (деталей)»
«Копирование детали (деталей)»
«Заливка»

Учитель. Как проверить правильность вашей гипотезы?

Ученики. Провести компьютерный эксперимент.

  1. Компьютерный эксперимент.

Учитель. Рамки с алгоритмами выставлены у доски. Работайте строго по составленному плану.
Во время компьютерного эксперимента учитель отвечает на возникающие вопросы в индивидуальном порядке.

  1. Анализ компьютерного эксперимента

Учитель. Внесите изменения в ваши алгоритмы, если это необходимо. Подведите итоги компьютерного эксперимента.

Представитель из группы показывает созданные мозаики, проговаривая алгоритм.
Учитель кратко анализирует уровень и качество выполнения задания.

Учитель. Чтобы набраться сил перед последним этапом, выполним упражнение «Мозаика» (приложение 7)

  1. Создание учащимися собственных проектов мозаики

Учитель. Остался самый интересный этап – создание собственного проекта мозаики. Если вы выберете сюжетную мозаику, то по какому алгоритму будете действовать? А если орнаментальную?

Продумайте представление своего проекта, т.е.:

  • дайте название мозаики ;
  • ответьте на вопрос «Где ее можно использовать?»

В вашем распоряжении 10 минут.
Если вы будете испытывать трудности, поднимите сигнал о помощи. (У каждого ученика есть настольная карточка с надписью «Помощь» (приложение 9)

Если в течение первых 2 минут ученик не придумал свой проект мозаики, ему предлагается карточка с возможным вариантом (приложение 8)

  1. Защита проекта

Учитель. Уважаемые коллеги, предлагаю каждому из вас представить свою работу. Для этого используйте план, представленный на доске.
Учитель после выступления ученика дает возможность высказать свое мнение зрителям, далее, сам комментируя работу, обращает внимание на оригинальность решения, сообщает оценку.

  1. Домашнее задание

Учитель. Если появится вдохновение, создайте новый проект мозаики на бумаге или на компьютере.

  1. Подведение итогов урока

Учитель. Может быть, пройдет несколько лет и кто-нибудь из вас, став дизайнером, создаст не один проект мозаики. Но всегда будет вспоминать сегодняшний урок, на котором он разработал свой первый проект мозаики. Действительно, как интересно представил в своей мозаике…, оригинально спроектировал мозаику…, активно работала группа…, упорно шел к цели…, первым составил алгоритм, неоднократно помогал мне…, придумал интересное название…(имена конкретных учеников).
Когда вы станете дизайнерами или архитекторами, модельерами и инженерами, вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!

dop.pngПриложения: Архив ZIP, объемом 231 Кб (integr-35.zip)

  1. Конспект урока - в формате .doc
  2. Приложение: Задания для учащихся - в формате .doc
Автор Шеронова Анна Викторовна
Дата добавления 01.04.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2993
Номер материала 736
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓