Главная / Информатика / Интегрированный урок (информатика и ИКТ + русский язык) «Использование алгоритмов. Безударные гласные в корне слова» с использованием интерактивной доски» 5 класс

Интегрированный урок (информатика и ИКТ + русский язык) «Использование алгоритмов. Безударные гласные в корне слова» с использованием интерактивной доски» 5 класс

Название документа Иванов.doc

Иванов Владимир Игоревич

учитель информатики и ИКТ

высшая квалификационная категория

ГОУ СОШ №1994

г. Москва

e-mail: vladi7373@mail.ru

Название документа Конспект урока.doc

hello_html_m79f01fb2.gifИнтегрированный урок (информатика и ИКТ + русский язык)

«Использование алгоритмов. Безударные гласные в корне слова»

с использованием интерактивной доски.

5 класс


Если у учителя нет возможности просмотреть этот урок в программе Smart Board (Приложение 1), то можно обратиться к Приложению 5 (презентация).


Цели урока:


Обучающие: закрепить знания учащихся об алгоритмах; совершенствовать навыки исполнения и составления алгоритмов; расширить знания учащихся о безударной гласной в корне слова; формировать представление о работе с интерактивными обучающими системами;


Развивающие: развивать умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели; развивать способности к обобщению; развивать логическое мышление, операционное мышление, память;


Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предметам, любовь к русскому языку.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование и материалы к уроку:


  • интерактивная доска Smart Board;

  • компьютерный класс;

  • приложение для интерактивной доски (Приложение 1);

  • раздаточный материал по русскому языку (Приложение 2);

  • раздаточный материал по информатике (Приложения 3, 4).


Ход урока.


  1. Организационный момент.


На экране (Приложение 1, стр. 1).


На партах учеников разложены:

  • раздаточный материал по русскому языку;

  • раздаточный материал по информатике;

  • рабочие тетради по русскому языку и информатике.


Учителя приветствуют учащихся, отмечают отсутствующих, проверяют готовность к уроку.


  1. Актуализация опорных знаний.

Задание на группировку слов. (Приложение 1, стр. 2)

На доске записаны слова: голубка, отлетел, посадить, прочитает, читатель, бросают, письмо, тропа, костёр, нарисуют.

Учитель русского языка. На доске записаны слова. Прочитайте их. Как бы вы их сгруппировали? Распределите выписанные на доске слова по двум группам в зависимости от частей речи, к которым они относятся, и запишите в два столбика в тетради.


Проверка выполнения работы. Один из учеников распределяет слова на интерактивной доске.

Вопросы классу:

- По какому принципу можно сгруппировать эти слова?

- Что помогло вам определить, какая это часть речи?

- Что такое правило?

- Из чего состоит правило?

- А можно ли сказать, что эти предложения являются руководством к действию?


Учитель информатики.

- А на уроках информатики вы пользуетесь правилами?

- Как они называются?

- Что такое алгоритм? Какие бывают алгоритмы?


Задание на использование линейного алгоритма. (Приложение 1, стр. 4, 5, 6)

Учащиеся получают раздаточные листы: на одних листах в таблице в зашифрованном виде записана пословица, на других – алгоритм ее разгадывания.

ИС

ГА

РА

НИ

СТ

ПО

К

ИТ

ЧЕ

КА

КО

ЛО

ВЕ

ВЕ

КА

Н


ТРИ

ДЫ

НЕ

КА

ПЕ

, А

К

РЕ

ХИ

НЕ

ПР

ТР

ХИ

ИШ

Ь.

АВ


КО

К,

ЗА

РЕ

ТО

РЕ

ГО

ПЛ

ОД

ИЯ

НЬ

СЛ

ЕН

АД

ОК

УЧ

Алгоритм разгадывания пословицы:

  1. Прочтите буквосочетания сначала по диагоналям этой таблицы.

  2. Далее прочтите по строкам, пропуская ранее прочитанные буквы.


Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Трое учеников работают у интерактивной доски. Затем выполняется проверка. (Испокон века книга растит человека. Как не хитри, а правды не перехитришь. Корень учения горек, зато плод сладок.)


5. Физкультминутка.


6. Составление алгоритма проверки слов с безударной гласной в корне.

Учитель информатики. В предыдущем задании мы являлись исполнителем линейного алгоритма. А теперь составим алгоритм, содержащий ветвление.

На доске записано стихотворное правило проверки безударной гласной в корне слова. Составим алгоритм проверки безударных гласных в корне слова (Приложение 1, стр. 7, 8, 9). Один ученик работает у интерактивной доски. Класс работает в тетрадях.


Самая коварная

В корне безударная!

Вызовет сомнение -

Она без ударения.

Проверять начнём с простого:

Ищем смысл корня слова,

Часто корень на поверку

Сам годится для проверки!

Нет? Тогда подбор ведите:

Среди родственных ищите.

Слово, где бы ясною

Стала буква гласная.

Результат выполнения задания.



7. Выполнение заданий за компьютером и по карточкам.

Следующие задания выполняются с использованием составленного алгоритма.

Из учащихся класса формируются две группы. Объясняется дальнейшая работа этих групп.

Учитель информатики. Учащиеся 1 группы выполняют на компьютере в текстовом процессоре MS Word практические задания. Задания находятся на диске D: в папке «Русский язык» (Приложение 4).


Учитель русского языка. Учащиеся 2 группы письменно выполняют задания в тетрадях (Приложение 2).


В процессе выполнения практических работ учащиеся меняются местами. Правильность выполнения заданий определяется с помощью интерактивной доски. (Приложение 1, стр. 10, 11, 12)


8. Подведение итогов урока.

9. Дифференцированное домашнее задание по информатике и русскому языку.

Литература:


  1. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.

  2. Современные открытые уроки информатики. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжиков, «Феникс», 2003г

Название документа Приложение 2.doc

Спишите, вставляя пропущенные буквы и оставляя в скобках лишь то слово, которое является проверочным.


hello_html_32356842.png




Запиши словосочетания парами, вставляя пропущенные буквы и подбирая правильно


отворить дверь отварить макароны

полоскать бельё поласкать собачонку

посветить фонариком посвятить в студенты

умолять о помощи умалять заслуги

проредить морковь зарядить ружьё

примерять костюм примирять врагов

страшное привидение приведение к присяге

увядать без воды увидать отца

посидеть на лавочке поседеть от старости

запевать песню запивать лекарство

Название документа Приложение 3.doc

Таблицы с зашифрованными пословицами


ИС

ГА

РА

НИ

СТ

ПО

К

ИТ

ЧЕ

КА

КО

ЛО

ВЕ

ВЕ

КА

Н


ТРИ

ДЫ

НЕ

КА

ПЕ

, А

К

РЕ

ХИ

НЕ

ПР

ТР

ХИ

ИШ

Ь.

АВ


КО

К,

ЗА

РЕ

ТО

РЕ

ГО

ПЛ

ОД

ИЯ

НЬ

СЛ

ЕН

АД

ОК

УЧ



Алгоритм разгадывания пословицы:


  1. Прочтите буквосочетания сначала по диагоналям этой таблицы.

  2. Далее прочтите по строкам, пропуская ранее прочитанные буквы.


Название документа Приложение 4.doc

Вставьте пропущенные буквы и однокоренные слова.


Хр..брец - … человек.

Упл..тнить - сделать … .

Сомн..ваться - подвергать … .

Пл..мбировать - вставлять … .

Обл..гчить - сделать … .

Скр..пучий - издающий … .

В..шнёвое - сваренное из … .

Р..сковать - подвергаться … .

П..лезный – приносящий … .

Название документа Приложение 5.ppt

1 из 7

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

Интегрированный урок (информатика и ИКТ + русский язык) «Использование алгоритмов. Безударные гласные в корне слова» с использованием интерактивной доски» 5 класс
  • Информатика
Описание:

Если у учителя нет возможности просмотреть этот урок в программе Smart Board (Приложение 1), то можно обратиться к Приложению 5 (презентация).

Цели урока:

Обучающие: закрепить знания учащихся об алгоритмах; совершенствовать навыки исполнения и составления алгоритмов;  расширить знания учащихся о безударной гласной в корне слова; формировать представление о работе с интерактивными обучающими системами;

Развивающие: развивать умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели; развивать способности к обобщению; развивать логическое мышление, операционное мышление, память;

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предметам, любовь к русскому языку.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы к уроку:

  • интерактивная доска Smart Board;
  • компьютерный класс;
  • приложение для интерактивной доски (Приложение 1);
  • раздаточный материал по русскому языку (Приложение 2);
  • раздаточный материал по информатике (Приложения 3, 4).

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

На экране (Приложение 1, стр. 1).

На партах учеников разложены:

  • раздаточный материал по русскому языку;
  • раздаточный материал по информатике;
  • рабочие тетради по русскому языку и информатике.

Учителя приветствуют учащихся, отмечают отсутствующих, проверяют готовность к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний.

Задание на группировку слов. (Приложение 1, стр. 2)
На доске записаны слова: голубка, отлетел, посадить, прочитает, читатель, бросают, письмо, тропа, костёр, нарисуют.
Учитель русского языка.  На доске записаны слова. Прочитайте их. Как бы вы их сгруппировали?  Распределите выписанные на доске слова по двум группам в зависимости от частей речи, к которым они относятся, и запишите в два столбика в тетради.

Проверка выполнения  работы. Один из учеников распределяет слова на интерактивной доске.
Вопросы классу:
- По какому принципу можно сгруппировать эти слова?
- Что помогло вам определить, какая это часть речи?
- Что такое правило?
- Из чего состоит правило?
- А можно ли сказать, что эти предложения являются руководством к действию?

Учитель информатики.
  - А на уроках информатики вы пользуетесь правилами?
  - Как они называются?
  - Что такое алгоритм? Какие бывают алгоритмы?

Задание на использование линейного алгоритма. (Приложение 1, стр. 4, 5, 6)
Учащиеся получают раздаточные листы: на одних листах в таблице в зашифрованном виде записана пословица, на других – алгоритм ее разгадывания.

ИС

ГА

РА

НИ

СТ

ПО

К

ИТ

ЧЕ

КА

КО

ЛО

ВЕ

ВЕ

КА

Н


ТРИ

ДЫ

НЕ

КА

ПЕ

, А

К

РЕ

ХИ

НЕ

ПР

ТР

ХИ

ИШ

Ь.

АВ


КО

К,

ЗА

РЕ

ТО

РЕ

ГО

ПЛ

ОД

ИЯ

НЬ

СЛ

ЕН

АД

ОК

УЧ

Алгоритм разгадывания пословицы:

  1. Прочтите буквосочетания сначала по диагоналям этой таблицы.
  2. Далее прочтите по строкам, пропуская ранее прочитанные буквы.

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Трое учеников работают у интерактивной доски. Затем выполняется проверка. (Испокон века книга растит человека.  Как не хитри, а правды не перехитришь. Корень учения горек, зато плод сладок.)

   5.  Физкультминутка.

   6.   Составление алгоритма проверки слов с безударной гласной в корне.
      Учитель информатики. В предыдущем задании мы являлись исполнителем линейного алгоритма. А теперь составим алгоритм, содержащий ветвление.
На доске записано стихотворное правило проверки безударной гласной в корне слова. Составим алгоритм проверки безударных гласных в корне слова (Приложение 1, стр. 7, 8, 9). Один ученик работает у интерактивной доски. Класс работает в тетрадях.

Самая коварная
В корне безударная!
Вызовет сомнение -
Она без ударения.
Проверять начнём с простого:
Ищем смысл корня слова,
Часто корень на поверку
Сам годится для проверки!
Нет? Тогда подбор ведите:
Среди родственных ищите.
Слово, где бы ясною
Стала буква гласная.
Результат выполнения задания.

7.Выполнение заданий за компьютером и по карточкам.
Следующие задания выполняются с использованием составленного алгоритма.
Из учащихся класса формируются две группы. Объясняется дальнейшая работа этих групп.
Учитель информатики. Учащиеся 1 группы выполняют на компьютере в текстовом процессоре MS Word практические задания.  Задания находятся на диске D: в папке «Русский язык»  (Приложение 4).

Учитель русского языка. Учащиеся 2 группы письменно выполняют задания в тетрадях (Приложение 2).

В процессе выполнения практических работ учащиеся меняются местами. Правильность выполнения заданий определяется с помощью интерактивной доски. (Приложение 1, стр. 10, 11, 12)

8. Подведение итогов урока.
9. Дифференцированное домашнее задание по информатике и русскому языку.

Литература:

  1. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Современные открытые уроки информатики. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжиков, «Феникс», 2003г


Слайд 1
volk1.jpg


Слайд 7
volk7.jpg


dop.pngДополнения: Архив ZIP, объемом 1,3 Mb (integr-31.zip)

  1. Конспект урока - в формате .doc
  2. Раздаточный материал - в формате .doc
  3. Презентация - в формате .ppt
  4. Презентация для интерактивной доски - в формате .notebook
Автор Иванов Владимир Игоревич
Дата добавления 28.11.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2664
Номер материала 728
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓