Главная / Информатика / Интегрированный урок по теме: «Славься, Цезарь!» 6 класс

Интегрированный урок по теме: «Славься, Цезарь!» 6 класс

Название документа Автор.doc

Сопроводительный документ

Рябова Галина Юрьевна

Учитель информатики и ИКТ

Первая категория

МОУ «СОШ № 26»

Город Братск Иркутской области

ryabova67@gmail.com



Название документа Автор1.doc

Сопроводительный документ

Григорьева Светлана Юрьевна

Учитель истории

Первая категория

МОУ «СОШ № 26»

Город Братск Иркутской области

artiom-grigorev14@rambler.ru



Название документа Рябова.doc

Название урока: «Славься, Цезарь!»

Класс: 6

Тип урока: интегрированный урок истории и информатики

Форма урока: комбинированный урок-игра.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой, включая видеопроектор с демонстрационным экраном, и лицензионным программным обеспечением.

Сопровождение урока – презентация.

Цели:

Показать учащимся, что историю творят не только народные массы, но и отдельные личности, от деятельности которых во многом зависит ход истории; рассмотреть разные формы правления; развивать опыт работы с историческими источниками и коммуникативные навыки учащихся;

Обобщение знаний по теме «Шифрование информации».

Образовательные: обобщить знания учащихся по темам из курса истории и информатики.

Воспитательные:

показать роль великой исторической личности Гай Юлия Цезаря в истории человечества,

развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.

Развивающие:

развивать логическое мышление, расширять кругозор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель информатики: Здравствуйте, ребята! Займите свои места. Вы находитесь в кабинете информатики, поэтому должны соблюдать все правила техники безопасности и правила ведения в компьютерном классе. Сегодня урок необычный. Мы вспомним знания по информатике и истории. Мы вспомним тему из курса информатики «Шифрование информации», из курса истории «Древний Рим».

II. Основная часть.

Учитель истории:

Гай Юлий Цезарь — одна из самых интересных и колоритных личностей Древнего Рима, на протяжении многих веков привлекающая внимание всех интересующихся историей. О нем писали известные авторы древности Светоний и Плутарх, Цицерон и Саллюстий.

Уже несколько столетий школьники всего мира штудируют его «Записки о галльской войне». Слова, произнесенные Цезарем, превратились в крылатые выражения. Его деяния наложили отпечаток на всю последующую историю, и не только античную, но и современную. Недаром само имя Цезарь стало нарицательным — так называли римских императоров, от этого имени германский император назывался кайзером, а российский монарх — царем (цесарь — царь).

Предлагается ученикам ответить на вопросы:

Учащимся предлагается задание: постарайтесь определить, случайно ли появление в римской истории столь выдающейся личности — великого политика, полководца, оратора и писателя?

В результате беседы с учащимися устанавливается последовательность действий по выполнению этого задания и кратко записывается на доске:

1. Выясняем, в каких исторических условиях жил и действовал Цезарь.

2. Знакомимся с личностью Цезаря и его соперниками в борьбе за власть (черты характера, взгляды).

Для ответа на первый вопрос предлагается провести беседу с опорой на приобретенные ранее знания учащихся по вопросам:

1. Какое государственное устройство существовало в Риме в I в. до н.э.?

2. Что такое республика?

3. Какие события произошли в Риме во II—I вв. до н.э.?

4. Чем эти события были вызваны?

Подводя итоги беседы, учитель записывает на доске (учащиеся — в тетради) основные изменения, которые в конечном счете явились причинами кризиса республики в Риме и привели к гражданским войнам:

1. Рост территории Римского государства в ходе Пунических войн.

2. Обилие рабов, дешевый рабский труд.

3. Разорение крестьян, увеличение численности пролетариев.

4. Превращение армии в наемную.

Следствием этих изменений были социальные конфликты, восстания и войны, которые продемонстрировали слабость республиканской формы правления. В качестве доказательства учитель предлагает привести известные учащимся факты нарушения законов республики в ходе борьбы различных слоев населения за свои интересы.

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что в I в. до н.э. республиканское правление перестало быть эффективным, для прекращения конфликтов и гражданских войн была необходима иная форма правления, в частности единоличная власть. Вывод записывается в тетради.

Капитолийский холм, где размещались

главные храмы римских богов

Далее необходимо выяснить: были ли в Риме попытки захвата власти до Гая Юлия Цезаря? Если были, то кому это удавалось и почему?

Для облегчения выполнения задания и его конкретизации предлагается тест (выбрать правильный ответ):

1) сенат в I в. до н.э. поручал командование войсками ... (консулам, полководцам, трибунам);

2) набор войск осуществляли ... (полководцы, сенаторы, трибуны);

3) воины получали плату от ... (консулов, полководцев, сената);

4) воины получали от полководцев ... (государственные должности, почести, часть добычи).

Выполнение задания подводит учащихся к выводу о том, что реально претендовать на власть могли только полководцы, опиравшиеся на преданную им наемную армию.

Учитель истории: В I в. до н.э. в борьбе за власть главными соперниками и одновременно союзниками были Гней Помпей, Марк Красс и Юлий Цезарь. Кто из них выйдет победителем в борьбе?

Для ответа на этот вопрос учащиеся в ходе групповой работы знакомятся с характеристиками, данными Плутархом в «Жизнеописаниях», а также в сочинении Светония «Жизнь двенадцати цезарей», и выписывают в тетради те черты характера римских деятелей, которые, по их мнению, могли помешать или, напротив, способствовать приходу к власти того или другого претендента.

Учитель информатики: давайте вспомним основные моменты темы «Шифрование информации»: что такое секретная информация, для чего люди придумывают шифр

Как известно, информатика изучает процессы хранения, передачи, обработки информации. Информация играет большую роль в жизни человека: мы живем в мире информации, а информация окружает нас. Есть такое понятие «секретная информация». Это значит, информация содержит какую-либо тайну: военную, государственную, коммерческую, врачебную или же личную, и это значит, что такую информацию нужно охранять. Именно для этого человечество придумало шифраторы, и именно для этого существует наука «криптография». Шифром называют метод преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Поиски надежных способов секретной передачи и хранения информации корнями уходит далеко в прошлое. Шифрование текстов – одна из самых любимых игр в истории человечества. Шифры использовались в военных целях, для передачи секретных сообщений между друзьями, для хранения тайного знания и в сотнях других случаев.

Науку об использовании методов шифрования называют криптографией, что значит «тайнопись». Криптография возникла вместе с письменностью. В исторических документах древних цивилизаций Индии, Египта, Месопотамии имеются сведения о системах и способах составления шифрованного письма. Так, в древнеиндийских рукописях содержится изложение 64-х способов преобразования текста. Среди них написание знаков не по порядку, а вразброс по некоторому правилу. Многие из приводимых способов следует рассматривать как криптографические, т. е. обеспечивающие секретность переписки. Приведена система замены букв. Упоминается, что тайнопись является одним их 64-х искусств, которым следует владеть как мужчинам, так и женщинам. Более достоверные сведения о применяемых системах шифров относятся к периоду возникновения государств древней Греции. В Спарте в V-VI веке до нашей эры существовала хорошо развитая криптография, которую использовали в политике и в военных целях.Первые зашифрованные сообщения шифровались определенным способом. Способ этот был таков: каждый иероглиф заменялся на другой иероглиф в зашифрованном сообщении. Чтобы прочитать зашифрованное сообщение, требовалось выполнить обратную замену.Кроме этого, в истории есть немало и других примеров использования шифров для защиты информации.Великий Гай Юлий Цезарь, использовал свой метод шифрования информации для тайной переписки. Шифр этот вошел в историю как ШИФР ЦЕЗАРЯ. В нем каждая буква заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Например, сообщение

ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ В РИМ

шифровалось так:

ЕСКЕУГЪГМХИФЯ Е УЛП

Здесь буква В шифруется буквой Е, отстоящей от буквы В на три позиции, буква О – буквой С и так далее (считается, что буквы Ё в алфавите нет). Последняя буква алфавита Я шифровалась бы при этом методе как В. Напомню, для расшифровки сообщения нужно сделать сдвиг на три позиции назад. Можно изменить величину сдвига, например, на 4 символа, и получить новый шифр:

ПРИЕЗЖАЙТЕ ЗАВТРА

УФМЙЛКДНЦЙ ЛДЖЦФД

Важно, чтобы у отправителя и получателя сообщения была одна и та же таблица замены или перестановки букв.

Далее ребятам предлагается задание по шифрованию информации с использованием шифра Цезаря.

III. Подведение итогов

Учитель истории, учитель информатики подводят итоги урока, оценивают работу учеников.

















Литература:



1. Информатика. Энциклопедия для детей. Аванта, 2004 г.

2. Занимательная информатика. А. Паронджанов, 2002 г.

3. Юный исследователь. Энциклопедия для детей, 2003 г.

4. Все обо всем. Популярная детская энциклопедия. Москва, 2005 г.

5. Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. М., 1999.

6. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 6—11 кл.

В 2 кн. Кн. 1. М., 1996.

7. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. В 2 ч. Ч. 2. М., 2000.

8. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Т. II. М., 1990.

9. Рыжов К. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. М., 1998.

10. Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990.

11. Трухина Н.Н. История Древнего Рима. М., 1994.

12. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. М., 1993.







Название документа Рябова.ppt

Гай Юлий Цезарь (лат. Gaius Iulius Caesar ) родился 13 июля, или, по другим д...
1. Какое государственное устройство существовало в Риме в I в. до н.э.? 2. Чт...
Своевременная, объективная, проверенная, газетная, телевизионная, секретная, ...
Шпионы – охотники за секретной информацией
наука об использовании методов шифрования
ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ В РИМ ЕСКЕУГЪГМХИФЯ Е УЛП Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.) ...
1 из 7

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Гай Юлий Цезарь (лат. Gaius Iulius Caesar ) родился 13 июля, или, по другим данн
Описание слайда:

Гай Юлий Цезарь (лат. Gaius Iulius Caesar ) родился 13 июля, или, по другим данным, 12 июля 100 или 102 до н. э.— 15 марта 44 года до н. э.) — древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель

№ слайда 2 1. Какое государственное устройство существовало в Риме в I в. до н.э.? 2. Что т
Описание слайда:

1. Какое государственное устройство существовало в Риме в I в. до н.э.? 2. Что такое республика? 3. Какие события произошли в Риме во II—I вв. до н.э.? 4. Чем эти события были вызваны?

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Своевременная, объективная, проверенная, газетная, телевизионная, секретная, мас
Описание слайда:

Своевременная, объективная, проверенная, газетная, телевизионная, секретная, массовая, научно-техническая, генетическая, ложная…

№ слайда 5 Шпионы – охотники за секретной информацией
Описание слайда:

Шпионы – охотники за секретной информацией

№ слайда 6 наука об использовании методов шифрования
Описание слайда:

наука об использовании методов шифрования

№ слайда 7 ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ В РИМ ЕСКЕУГЪГМХИФЯ Е УЛП Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.) ПРИ
Описание слайда:

ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ В РИМ ЕСКЕУГЪГМХИФЯ Е УЛП Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.) ПРИЕЗЖАЙТЕ ЗАВТРА УФМЙЛКДНЦЙ ЛДЖЦФД (сдвиг на три позиции) (сдвиг на четыре позиции)

Интегрированный урок по теме: «Славься, Цезарь!» 6 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: интегрированный урок истории и информатики
Форма урока: комбинированный урок-игра.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой, включая видеопроектор с демонстрационным экраном, и лицензионным программным обеспечением.
Сопровождение урока – презентация.

Цели:

  1. Показать учащимся, что историю творят не только народные массы, но и отдельные личности, от деятельности которых во многом зависит ход истории; рассмотреть разные формы правления; развивать опыт работы с историческими источниками и коммуникативные навыки учащихся;
  2. Обобщение знаний по теме «Шифрование информации».

Образовательные: обобщить знания учащихся по темам из курса истории и информатики.
Воспитательные:
показать роль великой исторической личности Гай Юлия Цезаря в истории человечества,
развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
Развивающие:
развивать логическое мышление, расширять кругозор.

Ход урока


I. Организационный момент
Учитель информатики: Здравствуйте, ребята! Займите свои места. Вы находитесь в кабинете информатики,поэтому должны соблюдать все правила техники безопасности и правила ведения в компьютерном классе. Сегодня урок необычный. Мы вспомним знания по информатике и истории. Мы вспомним тему из курса информатики «Шифрование информации», из курса истории «Древний Рим».
II. Основная часть
Учитель истории:
Гай Юлий Цезарь — одна из самых интересных и колоритных личностей Древнего Рима, на протяжении многих веков привлекающая внимание всех интересующихся историей. О нем писали известные авторы древности Светоний и Плутарх, Цицерон и Саллюстий.
Уже несколько столетий школьники всего мира штудируют его «Записки о галльской войне». Слова, произнесенные Цезарем, превратились в крылатые выражения. Его деяния наложили отпечаток на всю последующую историю, и не только античную, но и современную. Недаром само имя Цезарь стало нарицательным — так называли римских императоров, от этого имени германский император назывался кайзером, а российский монарх — царем (цесарь — царь).
Предлагается ученикам ответить на вопросы:
Учащимся предлагается задание: постарайтесь определить, случайно ли появление в римской истории столь выдающейся личности — великого политика, полководца, оратора и писателя?
 В результате беседы с учащимися устанавливается последовательность действий по выполнению этого задания и кратко записывается на доске:
 1. Выясняем, в каких исторических условиях жил и действовал Цезарь.
 2. Знакомимся с личностью Цезаря и его соперниками в борьбе за власть (черты характера, взгляды).
 Для ответа на первый вопрос предлагается провести беседу с опорой на приобретенные ранее знания учащихся по вопросам:
 1. Какое государственное устройство существовало в Риме в I в. до н.э.?
 2. Что такое республика?
 3. Какие события произошли в Риме во II—I вв. до н.э.?
 4. Чем эти события были вызваны?
Подводя итоги беседы, учитель записывает на доске (учащиеся — в тетради) основные изменения, которые в конечном счете явились причинами кризиса республики в Риме и привели к гражданским войнам:
 1. Рост территории Римского государства в ходе Пунических войн.
 2. Обилие рабов, дешевый рабский труд.
 3. Разорение крестьян, увеличение численности пролетариев.
 4. Превращение армии в наемную.
Следствием этих изменений были социальные конфликты, восстания и войны, которые продемонстрировали слабость республиканской формы правления. В качестве доказательства учитель предлагает привести известные учащимся факты нарушения законов республики в ходе борьбы различных слоев населения за свои интересы.
Учитель подводит учащихся к выводу о том, что в I в. до н.э. республиканское правление перестало быть эффективным, для прекращения конфликтов и гражданских войн была необходима иная форма правления, в частности единоличная власть. Вывод записывается в тетради.
Капитолийский холм, где размещались
 главные храмы римских богов
Далее необходимо выяснить: были ли в Риме попытки захвата власти до Гая Юлия Цезаря? Если были, то кому это удавалось и почему?
 Для облегчения выполнения задания и его конкретизации предлагается тест (выбрать правильный ответ):
 1) сенат в I в. до н.э. поручал командование войсками ... (консулам, полководцам, трибунам);
 2) набор войск осуществляли ... (полководцы, сенаторы, трибуны);
 3) воины получали плату от ... (консулов, полководцев, сената);
 4) воины получали от полководцев ... (государственные должности, почести, часть добычи).
Выполнение задания подводит учащихся к выводу о том, что реально претендовать на власть могли только полководцы, опиравшиеся на преданную им наемную армию.
Учитель истории: В I в. до н.э. в борьбе за власть главными соперниками и одновременно союзниками были Гней Помпей, Марк Красс и Юлий Цезарь. Кто из них выйдет победителем в борьбе?
 Для ответа на этот вопрос учащиеся в ходе групповой работы знакомятся с характеристиками, данными Плутархом в «Жизнеописаниях», а также в сочинении Светония «Жизнь двенадцати цезарей», и выписывают в тетради те черты характера римских деятелей, которые, по их мнению, могли помешать или, напротив, способствовать приходу к власти того или другого претендента.
Учитель информатики: давайте вспомним основные моменты темы «Шифрование информации»: что такое секретная информация, для чего люди придумывают шифр
Как известно, информатика изучает процессы хранения, передачи, обработки информации. Информация играет большую роль в жизни человека: мы живем в мире информации, а информация окружает нас. Есть такое понятие «секретная информация». Это значит, информация содержит какую-либо тайну: военную, государственную, коммерческую, врачебную или же личную, и это значит, что такую информацию нужно охранять. Именно для этого человечество придумало шифраторы, и именно для этого существует наука «криптография». Шифром называют метод преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Поиски надежных способов секретной передачи и хранения информации корнями уходит далеко в прошлое. Шифрование текстов – одна из самых любимых игр в истории человечества. Шифры использовались в военных целях, для передачи секретных сообщений между друзьями, для хранения тайного знания и в сотнях других случаев.
Науку об использовании методов шифрования называют криптографией, что значит «тайнопись». Криптография возникла вместе с письменностью. В исторических документах древних цивилизаций Индии, Египта, Месопотамии имеются сведения о системах и способах составления шифрованного письма. Так, в древнеиндийских рукописях содержится изложение 64-х способов преобразования текста. Среди них написание знаков не по порядку, а вразброс по некоторому правилу. Многие из приводимых способов следует рассматривать как криптографические, т. е. обеспечивающие секретность переписки. Приведена система замены букв. Упоминается, что тайнопись является одним их 64-х искусств, которым следует владеть как мужчинам, так и женщинам. Более достоверные сведения о применяемых системах шифров относятся к периоду возникновения государств древней Греции. В Спарте в V-VI веке до нашей эры существовала хорошо развитая криптография, которую использовали в политике и в военных целях. Первые зашифрованные сообщения шифровались определенным способом. Способ этот был таков: каждый иероглиф заменялся на другой иероглиф в зашифрованном сообщении. Чтобы прочитать зашифрованное сообщение, требовалось выполнить обратную замену. Кроме этого, в истории есть немало и других примеров использования шифров для защиты информации. Великий Гай Юлий Цезарь, использовал свой метод шифрования информации для тайной переписки. Шифр этот вошел в историю как ШИФР ЦЕЗАРЯ. В нем каждая буква заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Например, сообщение
ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ В РИМ
шифровалось так:
ЕСКЕУГЪГМХИФЯ Е УЛП
Здесь буква В шифруется буквойЕ, отстоящей от буквы В на три позиции, буква О – буквой С и так далее (считается, что буквы Ё в алфавите нет). Последняя буква алфавита Я шифроваласьбы при этом методе как В.Напомню, для расшифровки сообщения нужно сделать сдвиг на три позиции назад. Можно изменить величину сдвига, например, на 4 символа, и получить новый шифр:
ПРИЕЗЖАЙТЕ ЗАВТРА
УФМЙЛКДНЦЙ ЛДЖЦФД
Важно, чтобы у отправителя и получателя сообщения была одна и та же таблица замены или перестановки букв.
Далее ребятам предлагается задание по шифрованию информации с использованием шифра Цезаря.
III. Подведение итогов
Учитель истории, учитель информатики подводят итоги урока, оценивают работу учеников.

 

Литература:

  1. Информатика. Энциклопедия для детей. Аванта, 2004 г.
  2. Занимательная информатика. А. Паронджанов, 2002 г.
  3. Юный исследователь. Энциклопедия для детей, 2003 г.
  4. Все обо всем. Популярная детская энциклопедия. Москва, 2005 г.
  5. Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. М., 1999.
  6. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 6—11 кл. В 2 кн. Кн. 1. М., 1996.
  7. .Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. В 2 ч. Ч. 2. М., 2000.
  8. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Т. II. М., 1990.
  9. Рыжов К. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. М., 1998.
  10. Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990.
  11. Трухина Н.Н. История Древнего Рима. М., 1994.
  12. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. М., 1993.


Слайд 1
ray1.png


Слайд 7
ray7.png


dop.pngПриложения: Архив ZIP, объемом 1,6 Mb (integr-30.zip)

  1. Конспект урока-практикума - в формате .doc
  2. Презентация - в формате .ppt
Автор Рябова Галина Юрьевна
Дата добавления 27.10.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1744
Номер материала 726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓