Главная / Информатика / Интегрированный урок – практикум по теме: «Построение информационной модели на уроке физики» 11 класс

Интегрированный урок – практикум по теме: «Построение информационной модели на уроке физики» 11 класс

Документы в архиве:

36 КБ приложение1.doc
124.5 КБ приложение2.pub
2.79 КБ 01_prelomlenie.gif
3.61 КБ 01_prelomlenie_2.gif
2.65 КБ 02_otrazhenie.gif
3.38 КБ 02_otrazhenie_2.gif
2.56 КБ 03_zerkala.gif
3.27 КБ 03_zerkala_2.gif
2.02 КБ 04_dispersiya.gif
2.46 КБ 04_dispersiya_2.gif
2.46 КБ 05_interferenciya.gif
3.07 КБ 05_interferenciya_2.gif
2.08 КБ 06_difrakciya.gif
2.59 КБ 06_difrakciya_2.gif
2.22 КБ 07_polyarizaciya.gif
2.76 КБ 07_polyarizaciya_2.gif
2.27 КБ 08_fotoeffect.gif
2.83 КБ 08_fotoeffect_2.gif
2.46 КБ 09_davlemie_sveta.gif
3.11 КБ 09_davlemie_sveta_2.gif
4.4 КБ 10_korpuskularno.gif
5.6 КБ 10_korpuskularno_2.gif
170 КБ Thumbs.db
11.32 КБ _f_theme01_4.gif
5.78 КБ _f_theme02_1.gif
6.64 КБ _f_theme02_2_Isaak_N.gif
6.39 КБ _f_theme03_1.gif
8.92 КБ _f_theme03_2.gif
4.98 КБ _f_theme03_4.gif
5.57 КБ _f_theme03_5.gif
4.52 КБ _f_theme03_7.gif
4.67 КБ _f_theme03_8.gif
14.67 КБ _f_theme04_1.jpg
11.37 КБ _f_theme04_1_Yung_T.gif
10.93 КБ _f_theme04_2_Frenel_O.gif
4.9 КБ _f_theme04_3.gif
4.56 КБ _f_theme05_5.gif
30.61 КБ _f_theme05_7.gif
3.83 КБ _f_theme05_9.gif
20.7 КБ _f_theme05_9_1.jpg
26.24 КБ _f_theme06_1.gif
12.7 КБ _f_theme06_4.gif
11.7 КБ _f_theme06_6.jpg
5.28 КБ _f_theme07_2.gif
10.78 КБ _f_theme07_3.gif
7.46 КБ _f_theme08_2.gif
3.43 КБ _f_theme08_4.gif
22.8 КБ _f_theme08_9_Guigens_H.gif
22.3 КБ _f_theme09_3.gif
5.54 КБ _f_theme10_3.gif
47.65 КБ big_radial_back.gif
4.46 КБ first.swf
2.17 КБ theme04_sc01.swf
2.03 КБ theme04_sc02.swf
2.78 КБ theme10.swf
3.91 КБ topics.gif
8.54 КБ navi_system.htm
4.37 КБ theme01.htm
3.61 КБ theme02.htm
6.08 КБ theme02_sc01.htm
9 КБ theme03.htm
3.52 КБ theme04.htm
6.6 КБ theme04_sc01.htm
4.9 КБ theme04_sc02.htm
5.95 КБ theme05.htm
5.4 КБ theme06.htm
4.45 КБ theme07.htm
5.89 КБ theme08.htm
6.82 КБ theme08_sc01.htm
6.45 КБ theme09.htm
8.44 КБ theme09_sc01.htm
4.39 КБ theme10.htm
15.5 КБ Книга1.xls
203 КБ приложение4.pub
24.5 КБ приложение5.xls
29 КБ тейнбок.doc
124 КБ урок.doc

Название документа приложение1.doc

Лабораторная работа по теме:

«Построение информационной модели на уроке физики»


Цели урока:

- Уметь создавать модель в соответствии с поставленной задачей;

- Уметь применять возможности электронных таблиц для решения задач;

- Отработка навыков решения задач на условие интерференционного максимума.


Вариант1: Темно – красный и Зеленый.

Вариант2: Красный и Сине – зеленый.

Вариант3: Оранжевый и синий.

Вариант4: желтый и Фиолетовый.

Вариант5: Красный и Темно – фиолетовый.

Вариант6: Оранжевый и Зеленый.

Вариант7: Темно – красный и желтый.



этап Решения задачи. физика.


Задача.

Два когерентных источника S1 и S2 испускают монохроматический свет. Определить, на каком расстоянии от точки О на экране будет первый максимум освещенности,

если ОС = 5м и S1S2 = 1мм. (Длина волны по таблице).


, нм

761

687

656

589

527

486

430

397

393

Цвет

Темно – красный

Красный

Оранже-вый

Желтый

Зеленый

Сине – зеленый

Синий

Фиоле-товый

Темно – фиолетовый

hello_html_6864767a.gifС

S1S2




А О В



этап Решения задачи. информатика.

Используя возможности ЭТ постройте модель интерференционного спектра с первого по пятый максимумы освещенности в обе стороны от центрального для двух цветов.

Для этого:

  • внесите необходимые данные в таблицу;

  • задайте столбец с шагом;

  • по результатам значений первого спектра и шага постройте диаграмму (тип – точечная, вид – без соединения);

  • скопируйте данную таблицу (в которую не входит значение шага) и поместите ее справа от исходной таблицы;

  • используя панель инструментов «Рисование» нанесите данные, полученные для второго спектра, на имеющуюся диаграмму.


По результатам построенной модели сделайте выводы об особенностях интерференционного спектра.

Название документа тейнбок.doc

Урок – практикум по теме:

«Построение информационной модели на уроке физики»


Авторы урока:

Штейнбок Оксана Петровна, учитель информатики, высшая квалификационная категория, e-mail: shtejnbok@yandex.ru

Сабаляускене Наталия Анатольевна, учитель физики, высшая квалификационная категория, e-mail: sabalyauskene@yandex.ru

Место работы: МОУшкола №32, г.Тольятти, Самарской области

Предмет: Физика + Информатика

Класс: 11

Тип урока: интегрированный

Источники информации

  1. Рымкевич А. П. Физика. Задачник 10-11 классы, Дрофа, 2001

  2. Учебное электронное издание «Физика», Физикон, 2003.

  3. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 классы, БИНОМ, 2005г.

  4. Горячев А., Шафрин Ю., Практикум по информационным технологиям, Лаборатория Базовых Знаний, 2002.



Ключевые слова

Модель, информатика, урок, физика, оптика, интерференция света, электронная таблица, моделирование, лабораторная работа

Методическая аннотация

Идея данного урока достаточно проста – учащиеся отрабатывают решение довольно длинной типовой задачи по физике, самостоятельно создают интерференционную картину, распределяя цвета в спектре в зависимости от длины волны, порядка максимума. Использование компьютера позволяет на практике закрепить теоретические знания учащихся, самостоятельно разработать информационную модель светового спектра.

Материал урока можно разделить на две части:

закрепление темы «Интерференция света» путём решения задачи и создания компьютерной модели интерференционной картины;

- повторение свойств света.

Выбор (проводить эти части урока вместе или в разное время) зависит от степени взаимодействия учителей информатики и физики, совпадения календарно-тематического планирования по предметам.

В качестве приложения используются оригинальные работы некоторых учащихся.


Название документа урок.doc


Урок – практикум по теме:

«Построение информационной модели на уроке физики»

Предмет: Физика + Информатика

Класс: 11

Тип урока: интегрированный


Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторение свойств света, систематизация знаний по теме «Оптика»;

  2. Проверка умений строить информационную модель, адекватную поставленной задаче;

  3. Проверка навыков применения функций электронной таблицы;

Развивающие:

  1. Развитие умения анализировать, использовать аналогии;

  2. Развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира при создании моделей;

Воспитательные:

  1. Формирование познавательного интереса школьников;

  2. Воспитание аккуратности, ответственности за соблюдение авторского права.


Оборудование: интерактивная доска (или проектор с экраном), рабочие места учащихся с ПК, разработки лабораторной работы для учащихся.


Подготовка к уроку: за 1 неделю до предполагаемого урока на уроке физики учащиеся получают задание, разбиваются на группы по 2-3 человека с целью создания любого компьютерного продукта (буклет, презентация, сайт) по теме «Свойства света». На уроке информатики под руководством учителя школьники редактируют свои работы, готовятся к их представлению, знакомятся с критериями оценивания.


План урока:

  1. Постановка целей урока.

  2. Презентация работ учащихся по теме (проверка домашнего задания).

  3. Фронтальный опрос – повторение.

  4. Решение задачи по физике.

  5. Компьютерное моделирование.

  6. Выводы.


Ход урока:

  1. Цели формулируют оба учителя:

По физике:

- Повторение свойств света, систематизация знаний по теме «Оптика»;

- Отработка навыков решения задач на условие интерференционного максимума.

По информатике:

- Уметь создавать модель в соответствии с поставленной задачей;

- Уметь применять возможности электронных таблиц для решения задач.


  1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся 11 класса представляют свои работы – буклеты, презентации и сайт, коротко описывая свойства света и перечисляя используемые источники информации. Результаты демонстрируются учащимся после окончания представления всех работ или в конце урока.

Учителя анализируют работы учащихся с помощью таблицы:




  1. Ф. И.

    Презентация

    Буклет

    Сайт

    Дизайн

    Использование анимационных и звуковых эффектов

    Представление

    Логическая последователь-ность, полнота раскрытия темы

    Дизайн

    Использование анимационных и звуковых эффектов

    Представление

    Логическая последователь-ность, полнота раскрытия темы

    Дизайн

    Использование анимационных и звуковых эффектов

    Представление

    Логическая последователь-ность, полнота раскрытия темы

    11 а

    баллы

    3

    2

    5

    5

    3

    2

    5

    5

    3

    2

    5

    5

    1

    Платошин Игорь Преломление света (буклет)

     *

     *

     *





    2

    Захаров Александр - Загадочный свет (сайт)

     *





     *

    3

    Федоров А., Иващенко А. Корпускулярно-волновой дуализм (буклет)


     

     

     

     *

     *

     *

     *

    Фронтальный опрос:
  1. Назначение электронной таблицы.

  2. Как выполняется копирование ячеек.

  3. Что называется интерференцией?

  4. Условия интерференции.

  5. Что такое моделирование?

  6. Условие максимума (минимума) при интерференции.

  7. Что такое модель?

  8. Почему сложно было доказать интерференцию света?

  9. Диаграмма.

  10. Ссылки на ячейку.


4. Решение задачи по физике.

Задача 1.

Два когерентных источника S1 и S2 испускают монохроматический свет. Определить, на каком расстоянии от точки О (Δx) на экране будет первый максимум освещенности,

если ОС = 5м и S1S2 = 1мм. (Длина волны по таблице)


, нм

761

687

656

589

527

486

430

397

393

Цвет

Темно – красный

Красный

Оранже-вый

Желтый

Зеленый

Сине – зеленый

Синий

Фиоле-товый

Темно – фиолетовый

hello_html_m49460375.gifС

S1 S2




А Х О В

Решение задачи:

Дано: Условие максимума для интерференции:

hello_html_m177037ed.gif = ОС = 5м

d = S1S2 = 10-3м

k = 1

ОХ = х

------------------

x = ?

hello_html_561e982c.gif





При


Для света это допущение делать нельзя, так как разность хода должна быть сравнима с длиной волны.

hello_html_m2813162f.gif


5.Компьютерное моделирование.

Задание для учащихся: Используя возможности электронной таблицы, постройте модель интерференционного спектра с первого по пятый максимумы освещенности в обе стороны от центрального для двух цветов.

K

L

d

X

h

X

K

L

d

-5

0,00000075

5

0,001

-0,01875

1

-0,0125

-5

0,0000005

5

0,001

-4




-0,015

1

-0,01

-4




-3




-0,01125

1

-0,0075

-3




-2




-0,0075

1

-0,005

-2




-1




-0,00375

1

-0,0025

-1




0




0

1

0

0




1




0,00375

1

0,0025

1




2




0,0075

1

0,005

2




3




0,01125

1

0,0075

3




4




0,015

1

0,01

4




5




0,01875

1

0,0125

5




hello_html_1c9c092e.gif

Пояснения: Учащиеся выполняют работу по информатике в парах, используя разработку лабораторной работы. Вариант задания определяет учитель. Формулы в таблицу учащиеся вносят самостоятельно. Учитель может напомнить о необходимости внести в формулу абсолютную адресацию ячеек. Для удобства построения графика выбирают шаг равный единице (h=1).


Х = расстояние от центра интерференционной картины до максимума данного цвета

К = порядок спектра (К=1, 2, 3, …)

Лямбда = длина волны (по условию задачи)

l = расстояние от источников света до экрана (по условию задачи)

d = расстояние между источниками света (по условию задачи)


5.Вывод:

Учащиеся сравнивают полученные результаты (на экран выводятся поочерёдно работы всех групп и полный интерференционный спектр), самостоятельно формулируют выводы:


Каждый цвет имеет свое местоположение максимумов, которые зависят от длины цветовой волны, расстояний до источника и между источниками. Поэтому в результате получается сплошной интерференционный спектр. Все это хорошо представлено на компьютерной модели на экране. Свойства электронной таблицы позволяют упростить подсчеты и увидеть то, что мы не может наблюдать в обычных условиях.




Источники информации


  1. Рымкевич А. П. Физика. Задачник 10-11 классы, Дрофа, 2001

  2. Учебное электронное издание «Физика», Физикон, 2003.

  3. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 классы, БИНОМ, 2005г.

  4. Горячев А., Шафрин Ю., Практикум по информационным технологиям, Лаборатория Базовых Знаний, 2002.















1 Рымкевич А. П. Физика. Задачник 10-11 классы, Дрофа, 2001

Интегрированный урок – практикум по теме: «Построение информационной модели на уроке физики» 11 класс
  • Информатика
Описание:

Методическая  аннотация
Идея данного урока достаточно проста – учащиеся отрабатывают решение довольно длинной типовой задачи по физике,  самостоятельно создают интерференционную картину, распределяя цвета в спектре в зависимости от длины волны, порядка максимума.  Использование компьютера позволяет на практике закрепить теоретические знания учащихся, самостоятельно разработать информационную модель светового спектра.
Материал урока можно разделить на две части:
- закрепление  темы «Интерференция света» путём решения задачи и создания компьютерной модели интерференционной картины;
- повторение свойств света.
 Выбор  (проводить эти части урока вместе или в разное время) зависит от степени взаимодействия   учителей информатики и физики, совпадения календарно-тематического планирования по предметам.
В качестве приложения используются оригинальные работы некоторых учащихся.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторение свойств света, систематизация знаний по теме «Оптика»;
  2. Проверка  умений строить информационную модель, адекватную поставленной задаче;
  3. Проверка навыков применения функций электронной таблицы;

Развивающие:

  1. Развитие умения анализировать, использовать аналогии;
  2. Развитие информационного видения  явлений и процессов окружающего мира при создании моделей;

Воспитательные:

  1. Формирование познавательного интереса школьников;
  2. Воспитание аккуратности, ответственности за соблюдение авторского права.

Оборудование: интерактивная доска (или проектор с экраном), рабочие места учащихся с ПК, разработки лабораторной работы (см. приложение) для учащихся.

Подготовка к уроку: за 1 неделю до предполагаемого урока  на уроке физики учащиеся получают задание, разбиваются на группы по 2-3 человека с целью создания  любого компьютерного продукта (буклет, презентация, сайт) по теме «Свойства света». На уроке информатики под руководством учителя  школьники редактируют свои работы, готовятся к их представлению, знакомятся с критериями оценивания.

План урока:

  • Постановка целей урока.
  • Презентация работ учащихся по теме (проверка домашнего задания).
  • Фронтальный опрос – повторение.
  • Решение задачи по физике.
  •  Компьютерное моделирование.
  • Выводы.

 Ход урока:

  1. Цели формулируют оба учителя:

По физике:
- Повторение свойств света, систематизация знаний по теме «Оптика»;
- Отработка навыков решения задач на условие интерференционного максимума.
По информатике:
- Уметь создавать модель в соответствии с поставленной задачей;
- Уметь применять возможности электронных таблиц для решения задач.

Проверка домашнего задания.  

Учащиеся 11 класса представляют свои работы – буклеты, презентации  и сайт, коротко описывая свойства света и перечисляя  используемые  источники информации.   Результаты демонстрируются учащимся  после окончания представления всех работ или в конце  урока.
Учителя  анализируют  работы учащихся  с помощью таблицы:

sht1.jpg
Фронтальный опрос:
  • Назначение электронной таблицы.
  • Как выполняется копирование ячеек.
  • Что называется интерференцией?
  • Условия интерференции.
  • Что такое моделирование?
  • Условие максимума (минимума) при интерференции.
  • Что такое модель?
  • Почему сложно было доказать интерференцию света?
  • Диаграмма.
  • Ссылки на ячейку.

4. Решение задачи по физике.
Задача.
Два когерентных источника S1 и S2 испускают монохроматический свет. Определить, на каком расстоянии от точки О  (Δx) на экране будет первый максимум освещенности,
если ОС = 5м и S1S2 = 1мм. (Длина волны по таблице)

l, нм

761

687

656

589

527

486

430

397

393

Цвет

Темно-красный

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Сине-зеленый

Синий

Фиолетовый

Темно-фиолетовый

sht2.jpg
sht3.jpg

5. Компьютерное моделирование.
Задание для учащихся:   Используя возможности электронной таблицы, постройте модель интерференционного спектра с первого по пятый максимумы освещенности в обе стороны от центрального для двух цветов.


K

l

L

d

X

h

X

K

l

L

d

-5

0,00000075

5

0,001

-0,01875

1

-0,0125

-5

0,0000005

5

0,001

-4

 

 

 

-0,015

1

-0,01

-4

 

 

 

-3

 

 

 

-0,01125

1

-0,0075

-3

 

 

 

-2

 

 

 

-0,0075

1

-0,005

-2

 

 

 

-1

 

 

 

-0,00375

1

-0,0025

-1

 

 

 

0

 

 

 

0

1

0

0

 

 

 

1

 

 

 

0,00375

1

0,0025

1

 

 

 

2

 

 

 

0,0075

1

0,005

2

 

 

 

3

 

 

 

0,01125

1

0,0075

3

 

 

 

4

 

 

 

0,015

1

0,01

4

 

 

 

5

 

 

 

0,01875

1

0,0125

5

 

 

 

sht4.jpg

Пояснения:   Учащиеся выполняют работу по информатике  в парах, используя разработку лабораторной работы. Вариант задания определяет учитель. Формулы в таблицу учащиеся вносят самостоятельно. Учитель может напомнить о необходимости внести в формулу абсолютную адресацию ячеек. Для удобства построения графика выбирают шаг равный единице (h=1).

Х = расстояние от центра интерференционной картины до максимума данного цвета
К = порядок спектра (К=1, 2, 3, …)
Лямбда =  длина волны (по условию задачи)
l = расстояние от источников света до  экрана (по условию задачи)
d = расстояние между источниками света (по условию задачи)

5. Вывод:
Учащиеся  сравнивают полученные результаты (см. приложение) (на экран выводятся поочерёдно работы  всех групп и   полный интерференционный спектр), самостоятельно формулируют выводы:

   Каждый цвет имеет свое местоположение максимумов, которые зависят от длины цветовой волны, расстояний до источника и между источниками. Поэтому в результате получается сплошной интерференционный спектр. Все это хорошо представлено на компьютерной модели на экране.  Свойства электронной таблицы позволяют упростить подсчеты и увидеть то, что мы не может наблюдать в обычных условиях.

Источники информации

  1. Рымкевич А. П. Физика. Задачник 10-11 классы, Дрофа, 2001
  2. Учебное электронное издание «Физика», Физикон, 2003.
  3. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 классы, БИНОМ,  2005г.
  4. Горячев А., Шафрин Ю., Практикум по информационным технологиям, Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
Автор Штейнбок Оксана Петровна.Сабаляускене Наталия Анатольевна
Дата добавления 06.10.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1659
Номер материала 725
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓