Инфоурок Информатика Другие методич. материалыИнтегрированный урок информатика+тригонометрия «Исследование тригонометрических функций с использованием числового процессора MS Excel» 10 класс

Интегрированный урок информатика+тригонометрия «Исследование тригонометрических функций с использованием числового процессора MS Excel» 10 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ~$нспект урока.doc


¨ëÿ

;
O
Dotumð¬¯gଯgðTh UhPVh[1]Wh
ÈWh
ˆXh

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок информатика+тригонометрия «Исследование тригонометрических функций с использованием числового процессора MS Excel» 10 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Исследование тригонометрических функций.ppt

Скачать материал "Интегрированный урок информатика+тригонометрия «Исследование тригонометрических функций с использованием числового процессора MS Excel» 10 класс"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Исследование тригонометрических функцийИсследование функций сos x и sin x 
с...

    1 слайд

    Исследование тригонометрических функций
    Исследование функций сos x и sin x
    с использованием среды MS Excel

  • Тригонометрические функцииСинус угла  α – это отрезок OB -  проекция радиуса...

    2 слайд

    Тригонометрические функции
    Синус угла  α – это отрезок OB - проекция радиуса OK на линию синуса (вертикальный диаметр единичного круга);
    косинус угла α - отрезок OA - проекция радиуса OK на линию косинуса (горизонтальный диаметр единичного круга).
    A
    O
    B
    K
    α
    1

  • Графики функцийФункция  y = sin x представляется синусоидой.

    3 слайд

    Графики функций
    Функция  y = sin x представляется синусоидой.

  • Графики функцийГрафик функции  y = cos x это также синусоида, полученная в ре...

    4 слайд

    Графики функций
    График функции  y = cos x это также синусоида, полученная в результате перемещения графика  y = sin x  вдоль оси Х  влево на π/2.

  • Свойства функцийобласть определения: -∞ < x < + ∞; 
область значений:  -1 ≤ y...

    5 слайд

    Свойства функций
    область определения: -∞ < x < + ∞;
    область значений:  -1 ≤ y ≤ +1;
    эти функции периодические: их период 2π ;
    функции ограниченные  ( | y | ≤ 1 ), всюду непрерывные, не монотонные, но  имеющие так называемые интервалы монотонности, внутри которых они  ведут себя, как монотонные функции;
    функции имеют бесчисленное множество нулей.

  • Преобразование графиков функцииКак из графика функции вида y=F(x) получить г...

    6 слайд

    Преобразование графиков функции
    Как из графика функции вида y=F(x) получить график функции y=kF(ax+b)+d?

    1. Построить график y=F(ax) растяжением (при а<1) или сжатием (при a>1) вдоль оси x графика y=F(x):
    у=cos(x)
    у=cos(1,5*x)
    у=cos(0,6*x)

  • Преобразование графиков функцииШаг 2Построить график y=F(ax+b) смещением вдо...

    7 слайд

    Преобразование графиков функции
    Шаг 2
    Построить график y=F(ax+b) смещением вдоль оси x вправо (b>0) или влево (b<0) графика y=F(ax):
    у=cos(1,5*x)
    у=cos(1,5*x-5)
    у=cos(1,5*x+5)

  • Преобразование графиков функцииШаг 3Построить график y=kF(ax+b) растяжением...

    8 слайд

    Преобразование графиков функции
    Шаг 3
    Построить график y=kF(ax+b) растяжением (при k>1)или сжатием (при k<1) вдоль оси y графика y=F(ax+b) :
    у=3*cos(1,5*x+5)
    у=0,6*cos(1,5*x+5)
    у=cos(1,5*x+5)

  • Преобразование графиков функцииШаг 4Построить график y=kF(ax+b)+d смещением...

    9 слайд

    Преобразование графиков функции
    Шаг 4
    Построить график y=kF(ax+b)+d смещением вдоль оси y вверх (при d >0) или вниз (при d <0) графика y=kF(ax+b):

    у=3*cos(1,5*x+5)
    у=3*cos(1,5*x+5)+3
    у=3*cos(1,5*x+5)-3

  • Преобразование графиков функцииВ результате получаем:у=cos(x)у=3*cos(1,5*x+5)+3

    10 слайд

    Преобразование графиков функции
    В результате получаем:
    у=cos(x)
    у=3*cos(1,5*x+5)+3

  • Задание для самостоятельной работыПроизвести расчет и построить графики функц...

    11 слайд

    Задание для самостоятельной работы
    Произвести расчет и построить графики функций на интервале [-2π; 2π] с шагом 0,2.
    Проанализировав графики, составить отчет о том, как меняется функция (сжимается, растягивается, сдвигается и т.п.) в зависимости от вводимых коэффициентов. Определить ее свойства (область значений , четность, нечетность, периодичность).
    Построенные диаграммы с анализом результатов (отчетом) расположить на отдельном листе и распечатать.

  • Примерный вид отчетаcos(x): период 2π, четная, ОДЗ: -1≤у≤+1.
3*cos(1,5*x+5)+3...

    12 слайд

    Примерный вид отчета
    cos(x): период 2π, четная, ОДЗ: -1≤у≤+1.
    3*cos(1,5*x+5)+3: получается из функции cos x сжатием вдоль оси х в 1,5 раза, сдвигом вправо вдоль оси х на 5, растяжением вдоль оси у в 3 раза, смещением вдоль оси у на 3 вверх. Ф-я периодичная, период 4/3*π, ОДЗ: 0≤у≤6.

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ шалтырева.txt

Шалтырева Ольга Сергеевна

учитель информатики

первая квалификационная категория

место работы: ГОУ ЦО "Школа здоровья" №987

г. Москва

olgashalt@yandex.ru

Тема урока "Исследование тригонометрических функций с использованием числового процессора MS Excel"

Предмет: информатика

10 класс

Литература:

1. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.

2. С.Бешенков, Е.Ракитина. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.

Ключевые слова: электронные таблицы, моделирование, интеграция, математика, тригонометрия, конспект, презентация, практическаяя работа, исследование.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок информатика+тригонометрия «Исследование тригонометрических функций с использованием числового процессора MS Excel» 10 класс"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Конспект урока по теме

«Исследование тригонометрических функций в MS Excel»

Цель урока: научиться исследовать функции с использованием технических средств.

Задачи урока:

  • исследовать изменение свойств тригонометрической функции в зависимости от вводимых коэффициентов,
  • получить навыки использования числовых процессоров для решения прикладных задач, в том числе связанных с другими изучаемыми предметами,
  • развивать исследовательские и творческие способности учащихся.

План урока

1.      Цель и задачи урока.

2.      Повторение математических основ: свойств тригонометрических функций, построения графика функции вида y=kF(ax+b)+d из функции y=F(x).

3.      Объяснение задания.

4.      Практическая работа по построению графиков функций и исследованию свойств полученных функций.

Ход урока

1.      Объясняются цель и задачи урока.

2.      Повторяются свойства тригонометрических функций: четность f(x)=f(-x), нечетность f(x)=-f(-x), периодичность f(x)=f(x+p), где p – период. Учитель с помощью учащихся напоминает, как из графика функции вида y=F(x) получается график функции y=kF(ax+b)+d:

a.       y=F(ax) – растяжение(а<1)/сжатие(a>1) вдоль оси x,

b.      y=F(ax+b) - смещение вдоль оси x вправо (b>0) или влево (b<0),

c.       y=kF(ax+b) - растяжение(k>1)/сжатие(k<1) вдоль оси y,

d.      y=kF(ax+b)+d - смещение вдоль оси y вверх (d >0) или вниз (d <0).

3.      Учитель объясняет задание:

Мы уже научились строить графики функций с использованием электронных таблиц. Построение графика разбивается на два этапа:

- создание таблицы, состоящей из наборов (x, y) для всех значений х на выбранном интервале,

- построение диаграммы вида «График функции» (или «Точечная») по полученным данным. 

 

Задание. Произвести расчет и построить графики функций на отдельных диаграммах на интервале [-2π; 2π] с шагом 0,2.

Проанализировав графики, составить отчет о том, как меняется функция (сжимается, растягивается, сдвигается и т.п.) в зависимости от вводимых коэффициентов. Определить ее свойства (область значений, четность, нечетность, периодичность).

Построенные диаграммы с анализом результатов (отчетом) расположить на отдельном листе и распечатать.

 

Базовое задание:

 

I вар

II вар

Диаграмма1: 

y1=cos (x)

y1=sin (x)

y2=cos (2x)

y2=sin (3x)

y3=cos (x/2)

y3=sin (x/3)

 

 

Диаграмма 2:

y1=cos (x)

y1=sin (x)

y4=cos (x+2)

y4=sin (x+1)

y5=cos (x-2)

y5=sin (x-1)

 

 

Диаграмма 3:

y1=cos (x)

y1=sin (x)

y6=2 cos (x)

y6=3 sin (x)

y7=cos (x) /2

y7=sin (x)/3

 

 

Диаграмма 4:

y1=cos (x)

y1=sin (x)

y8=cos (x) +2

y8=sin (x) +3

y9=cos (x) -2

y9=sin (x) -3

Дополнительные задания:

 

I вар

II вар

Диаграмма 5:

y1=cos (x)

y10=cos |x|

y1=sin (x)

y10=sin |x|

Диаграмма 6:

y1=cos (x)

y11=| cos(x) |

y1=sin (x)

y11=| sin(x) |

Диаграмма 7:

y1=cos (x)

y12=2cos(x-2)+1

y1=sin (x)

y12=2sin(2x+1)-1

 

4.      Выполнение практического задания.

5.      Подведение итогов урока.

Мы вспомнили, как из графика функции вида y=F(x) получается график функции y=kF(ax+b)+d, повторили свойства тригонометрических функций (четность, нечетность, периодичность). Использовали электронные таблицы для построения функций. Убедились в  эффективности использования табличного процессора для решения прикладных задач (просто, быстро, удобно!). Провели сравнительный анализ построенных графиков функций и определили их свойства. Т.о. поставленные в начале урока задачи выполнены полностью.

Оценивание работ. При выставлении оценки учитывается проведенный анализ функций, объем выполненной работы, самостоятельность выполнения задания, правильность подготовки таблиц и оформления диаграмм.

 

 

Решение   Базовая часть, вар.1

cos(2x): сжимается вдоль оси х в 2 раза, период π, четная, ОДЗ: -1≤у≤+1.

cos(x/2): растягивается вдоль оси х в 2 раза, период 4π, четная, ОДЗ: -1≤у≤+1.

 

cos(x+2): сдвинута вдоль оси х вправо на 2, период 2π, ОДЗ: -1≤у≤+1.

cos(x-2): сдвинута вдоль оси х влево на 2, период 2π, ОДЗ: -1≤у≤+1.

 

2cos(x): растягивается в 2 раза вдоль оси у, период 2π, четная, ОДЗ: -2≤у≤+2.

cos(x)/2: сжимается в 2 раза вдоль оси у, период 2π, четная\ ОДЗ: -0,5≤у≤+0,5.

 

cos(x)+2: сдвигается на  2 вдоль оси у, период 2π, четная, ОДЗ: 1≤у≤3.

cos(x)-2: сдвигается на - 2 вдоль оси у, период 2π, четная, ОДЗ: -3≤у≤-1.

Базовая часть, вар.2

sin(3x): сжимается вдоль оси х в 3 раза, период 2/3π, нечетная, ОДЗ: -1≤у≤+1.

sin(x/3): растягивается вдоль оси х в 3 раза, период 6π, нечетная, ОДЗ: -1≤у≤+1.

 

sin(x+3): сдвинута вдоль оси х вправо на 1, период 2π, ОДЗ: -1≤у≤+1.

sin(x-3): сдвинута вдоль оси х влево на 1, период 2π, ОДЗ: -1≤у≤+1.

 

3sin(x): растягивается в 3 раза вдоль оси у, период 2π, нечетная, ОДЗ: -3≤у≤+3.

sin(x)/3: сжимается в 2 раза вдоль оси у, период 2π, нечетная, ОДЗ: -1/3≤у≤+1/3.

 

sin(x)+3: сдвигается на  3 вдоль оси у, период 2π, нечетная, ОДЗ: 2≤у≤4.

sin(x)-3: сдвигается на - 3 вдоль оси у, период 2π, нечетная, ОДЗ: -4≤у≤-2.

 

 

Дополнительное задание

1 вариант

 

Функция четная, т.е.cos(x)=cos(-x) поэтому cos(x)=cos |x|, все св-ва одинаковы (четная, периодичная, период 2π)

 

График функции |cos x| получен зеркальным отражением отрицательных значений ф-ции cos x относительно оси х. Ф-я четная, периодичная, период π, ОДЗ: 0≤у≤+1.

 

График функции |2cos(x-2)+1| получается из ф-ции cos x сдвигом влево вдоль оси х на 2, растяжением вдоль оси у в 2 раза, смещением вдоль оси у на 1 вверх и зеркальным отражением отрицательных значений относительно оси х. Ф-я периодичная, период 2π, ОДЗ: 0≤у≤3.

 

 

2 вариант

Функция четная, т.к. симметрична относительно оси у, получается зеркальным отражением значений функции при отрицательных аргументах функции (х<0), ОДЗ: -1≤у≤+1.

 

График функции |sin x| получен зеркальным отражением отрицательных значений ф-ции sin x относительно оси х. Ф-я четная, периодичная, период π, ОДЗ: 0≤у≤+1.

 

График функции |2sin(2x+1)-1| получается из ф-ции sin x сжатием вдоль оси х в 2 раза, сдвигом вправо вдоль оси х на 1, растяжением вдоль оси у в 2 раза, смещением вдоль оси у на 1 вниз и зеркальным отражением отрицательных значений относительно оси х. Ф-я периодичная, период π, ОДЗ: 0≤у≤3.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок информатика+тригонометрия «Исследование тригонометрических функций с использованием числового процессора MS Excel» 10 класс"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: научиться исследовать функции с использованием технических средств. Задачи урока: исследовать изменение свойств тригонометрической функции в зависимости от вводимых коэффициентов, получить навыки использования числовых процессоров для решения прикладных задач, в том числе связанных с другими изучаемыми предметами, развивать исследовательские и творческие способности учащихся. План урока Цель и задачи урока. Повторение математических основ: свойств тригонометрических функций, построения графика функции вида y=kF(ax+b)+d из функции y=F(x). Объяснение задания. Практическая работа по построению графиков функций и исследованию свойств полученных функций. Ход урока Объясняются цель и задачи урока. Повторяются свойства тригонометрических функций: четность f(x)=f(-x), нечетность f(x)=-f(-x), периодичность f(x)=f(x+p), где p – период. Учитель с помощью учащихся напоминает, как из графика функции вида y=F(x) получается график функции y=kF(ax+b)+d:y=F(ax) – растяжение(а 1)/сжатие(a 1) вдоль оси x, y=F(ax+b) - смещение вдоль оси x вправо (b 0) или влево (b 0), y=kF(ax+b) - растяжение(k 1)/сжатие(k 1) вдоль оси y, y=kF(ax+b)+d - смещение вдоль оси y вверх (d 0) или вниз (d 0). Учитель объясняет задание: Мы уже научились строить графики функций с использованием электронных таблиц. Построение графика разбивается на два этапа: - создание таблицы, состоящей из наборов (x, y) для всех значений х на выбранном интервале, - построение диаграммы вида «График функции» (или «Точечная») по полученным данным. Задание. Произвести расчет и построить графики функций на отдельных диаграммах на интервале [-2π; 2π] с шагом 0,2. Проанализировав графики, составить отчет о том, как меняется функция (сжимается, растягивается, сдвигается и т.п.) в зависимости от вводимых коэффициентов. Определить ее свойства (область значений, четность, нечетность, периодичность). Построенные диаграммы с анализом результатов (отчетом) расположить на отдельном листе и распечатать. Базовое задание: I вар II вар Диаграмма1: y1=cos (x) y1=sin (x) y2=cos (2x) y2=sin (3x) y3=cos (x/2) y3=sin (x/3) Диаграмма 2: y1=cos (x) y1=sin (x) y4=cos (x+2) y4=sin (x+1) y5=cos (x-2) y5=sin (x-1) Диаграмма 3: y1=cos (x) y1=sin (x) y6=2 cos (x) y6=3 sin (x) y7=cos (x) /2 y7=sin (x)/3 Диаграмма 4: y1=cos (x) y1=sin (x) y8=cos (x) +2 y8=sin (x) +3 y9=cos (x) -2 y9=sin (x) -3 Дополнительные задания: I вар II вар Диаграмма 5: y1=cos (x) y10=cos |x| y1=sin (x) y10=sin |x| Диаграмма 6: y1=cos (x) y11=| cos(x) | y1=sin (x) y11=| sin(x) | Диаграмма 7: y1=cos (x) y12=|2cos(x-2)+1| y1=sin (x) y12=|2sin(2x+1)-1| Выполнение практического задания. Подведение итогов урока. Мы вспомнили, как из графика функции вида y=F(x) получается график функции y=kF(ax+b)+d, повторили свойства тригонометрических функций (четность, нечетность, периодичность). Использовали электронные таблицы для построения функций. Убедились в эффективности использования табличного процессора для решения прикладных задач (просто, быстро, удобно!). Провели сравнительный анализ построенных графиков функций и определили их свойства. Т.о. поставленные в начале урока задачи выполнены полностью. Оценивание работ. При выставлении оценки учитывается проведенный анализ функций, объем выполненной работы, самостоятельность выполнения задания, правильность подготовки таблиц и оформления диаграмм. Дополнительно: Слайд 1 Слайд 7 Здесь представлен лишь фрагмент презентации. Полный вариант содержит 12 слайдов, который можно скачать.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 383 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.08.2020 498
    • ZIP 626.3 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Халитова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Халитова Ирина Владимировна
    Халитова Ирина Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92102
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 192 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 970 человек

Курс повышения квалификации

Компьютерная грамотность для пенсионеров

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 610 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 948 человек

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе