Главная / Информатика / Интегрированный урок (История Курского края+компьютерный практикум). «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков» курс II

Интегрированный урок (История Курского края+компьютерный практикум). «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков» курс II

Название документа avtor.doc

Авторы: Шелдунова Наталья Семеновна

Должность: преподаватель

Образовательное учреждение: ОГОУ СПО «Обоянский библиотечный колледж»

г. Обоянь, Курской области

Категория: высшая

Дремова Галина Владимировна

Должность: преподаватель

Категория: высшая

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 34

г. Таганрог Ростовской области

E-mail: konsultant_d@mail.ru


Тема урока: «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков»

Предметы: История Курского края, компьютерный практикум.

Курс: 2.

Ключевые слова: развития культуры 17 века, памятники культуры, Выдающиеся деятели науки и культуры 17 века, условия развития культуры 18 века, информатика, задания на компьютере, задания в программе Microsoft Office Word.

Оборудование: компьютерный класс, программы Pоwer Point, Microsoft Office Word

Тип урока: урок получения новых знаний и развитие способностей их применения при решении профессиональных задач.

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная на компьютере.


Название документа kollegam.doc


Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется проект открытого урока, проходящего в форме бинарного урока. В один урок объединены две дисциплины «История Курского края», «Компьютерный практикум». Тема урока: «Культура Курского края в 17-18 веках», «Работа с текстовым редактором MS Word».

Урок актуален по нескольким причинам:

  1. В содержательном аспекте знание истории и культуры своего края является гуманитарной составляющей образования и уровня культуры современного человека.

  2. Содержание урока позволяет реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели урока и сформировать следующие компетенции у студентов:

общие компетенции, включающие в себя способность и готовность:

  • Сознавать необходимость и способность учиться на протяжении всей жизни.

  • Уметь структурировать знания, формировать способность к наращиванию накопленных знаний, способность обучаться самостоятельно.

  • Организовывать собственную деятельность, оценивать эффективность и качество своей работы.

  • Проявлять инициативу и ответственность.

  • Осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пользователями.

профессиональные компетенции:

в области информационной деятельности:

  • Способность использовать прикладное программное обеспечение к созданию новых информационных продуктов.

в области культурно-воспитательной деятельности:

  • Готовность к приобщению пользователей библиотек к культуре Курского края.

  • Готовность к реализации досуговой и воспитательной функций библиотеки.

4. Важной стороной актуальности данного урока выступают особенности юношеского возраста студентов, где будет приводиться урок. Главная трудность – отсутствие учебной мотивации. Мы делаем попытку сформировать мотивацию освоения краеведческих знаний, как для дальнейшей профессиональной деятельности, так и для гуманитарного развития каждого человека.

5. На уроке будет поставлена проблема предоставление библиотекарем качественной информации пользователям.


Цели урока:

  • Воспитательная: интереса к прошлому, сопоставление событий прошлого и настоящего, оценки событий прошлого с позиции нравственности и настоящего.

  • Патриотическая позиция

  • Обучающая: освоение студентами новой техники закрепления знаний с помощью выполнения странички альбома «Культура Курского края в 17-18 веках».

При работе с текстовым материалом студенты должны выработать умения:

  • выделить ключевые моменты текста,

  • выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста по плану;

  • найти в тексте предложения, наиболее полно отражающие его содержание.

  • извлекать нужную информацию их текста:

  1. Название памятника культуры/ ФИО выдающегося земляка.

  2. Дата создания / Дата жизнедеятельности.

  3. Место нахождения, архитектор/ Вклад в культуру Курского края.

  4. Библиографическое описание источника информации.

File






Дворцово-парковый ансамбль «Марьино»


Фото





2


Название документа lekciya.doc

Изложение лекции по теме: «Культура Курского края в 17-18 в.»


Рассказывать о культурном облике Курского края первой половины 17 века трудно. Высокая роль православной церкви, низкий уровень жизни после «Смутного времени», подъем национального самосознания, и усиление крепостного права повлекли за собой социальные волнения, народные бунты восстания, самым крупным из которых было восстание под руководством Степана Разина. В тоже время расширение торговых связей с Украиной и Белоруссией. Способствовали развитию и взаимодействию народной культуры.

В силу того, что Курская земля, стояла в центре смутного времени, многие памятники культуры не сохранились.

Больше всего из-за пожаров и разорений пострадала архитектура 17 века. Многие архитектурные соружения были перестроены и утратили свой первоначальный вид, т.к. вплоть до конца первой половины 17 века, все строения возводились из дерева.

Памятником деревянного зодчества можно назвать Николаевский монастырь, расположенный в г. Рыльске (ФОТО) На экране вы видите уже фотографию монастыря 19 века, когда он был перестроен и обложен камнем.

Время возникновения монастыря точно не установлено, по свидетельству краеведов, на одной из монастырских икон имелась надпись, что она поступила в монастырь в 1462 году. В письменных источниках монастырь встречается в 1505 г. В писцовых книгах 1625-1626 гг. отмечалось, что в Николаевском монастыре хранились грамоты Ивана Грозного. В начала 17 века в годы «смуты» и польской интервенции монастырь был разрушен поляками и возродился только в первой половине 18 века. В 1614 г. иегумен монастыря поехал в Москву для оформления монастырских документов, но по дороге был убит. Тогда и исчезли все документы монастыря.


Если Николаевский монастырь можно назвать визитной карточкой г. Рыльска, то своеобразным символом г. Курска является здание Знаменского собора Рождество-Богородецкого мужского монастыря. (ФОТО)

Его сооружение связано с героической обороной г. Курска в 1612 г. от польско-литовских интервентов.

Полякам не удалось взять крепость, и они отступили.

В благодарность за избавление жители Курска дали обед построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону «Знамение». В 1615 году началось строительство и в 1618 г. икона вернулась в Курск. Наличие иконы не спасло монастырь от пожара. Будучи деревянным в 1631 г. он сгорел от удара молнии, а в 1634 г. восстановленный монастырь был разорен поляками и татарами.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича началось строительство каменной церкви на средства государственной казны и народные пожертвования. В 1680г. был построен Знаменский собор, который мы видим на слайде.

Примерно в это же время, во второй половине 17 века, в Обояни возникает Богородицко-Знаменский мужской монастырь (фото стр.152).

Давайте вспомним, как сложилась судьба данного памятника культуры?

Обоянский Богородицко-Знаменский мужской монастырь основан в 1663 году. Свое название он получил от своей главной церкви Знамение пресвятой Богородицы. Известно, что в 1700 и 1719 г. деревянные строения были полностью уничтожены пожаром. Монахи перешли в Белгородский Николаевский монастырь. В 1730 г. были возведены две каменные церкви.

В 1769 г. в нем было 9 человек монахом и настоятелем. После пожара в 1769 г. в нем обитало 3 монаха. В 1867 г – 29 монахов.

В 1818 г. монастырь был обложен с трех сторон каменной оградой, а с восточной стороны двор закрывал каменный корпус длиной 22 сажени с куполом и пролетом.

Внутри монастырской ограды, возле большого оврага находились две каменные церкви, построенные в 1730 г., монастырское кладбище, а в южной стороне, на краю малого оврага - новый в два с половиной этажа каменный корпус.

При монастыре было открыто низшее духовное училище для детей священнослужителей Обоянского уезда и городов Суджи, Богатово, Корочи, Старого Оскола.

Монастырь и церкви были уничтожены большевиками в 1924 г.


Во второй половине 17 века монастыри возникают и в Щигровском уезде, который до 1905 г. был небольшой женской богадельней. Но наибольшую известность приобретает Коренная Рождества Богородицы пустынь. (фото)

Монастырь расположен на одном из нагорных холмов правого берега р. Тускарь. В 17 в. монастырь Коренная пустынь был деревянным и восстанавливался на средства Курского Знаменского монастыря.


В силу того, что православная религия была своеобразной формой социально-политической, духовной и культурной жизни русского человека, развитие храмовой архитектуры тесно связано развитие иконописи.

Живопись:

В 17 в. центром иконописи стала - Борисовка, Грайворонского уезда. Промысел этот получил развитие после основания в 1710-1714 гг. Борисовского женского монастыря.

Некоторые исследователи- краеведы высказывают предположение, что и икона «Знамения» Божьей матери (ФОТО), возможно курского письма.

Известно, что для росписи Успенского Собора в Киеве был приглашен курский мастер Макар Григорьев.


Прикладное искусство 17 века в основном существовало в вышивке тканей, резьбе по дереву, но в силу тягот «Смутного времени» мало, что сохранилось.

В первой половине 17 века Курск был известен народными песнями, играми, плясками. Зачастую духовные и светские власти расценивали их как дела «бесовские» и «сатанинские». Так, в 1649 г. один из курский боярин подал челобитную о том, чтобы в Соборном Уложении был принят закон о запрете песен и игр. Когда он узнал, что челобитная не нашла своего отражения в Соборном Уложении, то подал вторую, с просьбой запретить праздничные игрища, сатанинские песни, сказания и плясания. Но не смотря на запреты, угрозы и наказания народное творчество развивается и обогащается украинской, белоруской, польской культурой.


Выдающие деятели Курского края в 17 веке:

Среди курян, оставивших след в истории 17 века выделяется имя Афанасия Ивановича Мезенцева, работавшего в разрядном приказе над новыми картами Московского царства. Он один из авторов «Книги Большого чертежа». В 1627 г. составил новую карту Московского царства, дополнив ее картами Орловского, Белгородского и Курского краев.

К сожалению, рассматривая «Золотую книгу русской культуры» Владимира Соловьева я не нашла в ней имя нашего земляка. В ст. «К неведомым далям» говорится о содержании «Книги Большого Чертежа» и нет ссылки на ее автор. Рассказать пользователям об одном из авторов «Книги Большого чертежа» Афанасии Ивановиче Мезенцеве – ваша задача, не только как библиотекарей профессионалов, но и как патриотов своей родины..


Если А.И. Мезенцева можно считать одним из первых картографов, то основателей русской библиографии мы называем Симеона Агафонниковича Медведева (Сильвестра Медведева). Он родился в 1641 г. в деревне Новоселовка Щигровского уезда в бедной семье, но отец смог дать ему образование. В 16 лет был принят на службу писарем Курской губной избы (Бывшее название уголовного суда). Его способности были замечены, и он был взят на службу подъячим приказа Тайных дел. В 1672 г. Медведев принимает монашество под именем Сильвестра. В 1675-77 гг. служит в Коренной пустыни. В приказе Тайных дел занимается цензурой книг, которые издаются в России и книг, которые привозятся из - за границы.

Его главный труд: «Оглавления книг, кто их сложил» - является первым образцом библиографии. В нем указывалось место и год издания книги, автор перевода, редактор, издатель, количество страниц.

Одна из известных работ - песнопения, посвященные Сергию Радонежскому.

Земляком и другом Сильвестра Медведева был сын курского подъячего Карион Истомин, работавший вместе с ним над новым изданием «Апостола» первопечатника Ивана Федорова.

Истомин написал «Созерцание краткое лет 1681-1682, в них же что содеятся в гражданстве» - своеобразная летопись, которую отредактировал С. Медведев. Карион Истомин подготовил и первый иллюстрированный Букварь, был сторонником обучения девочек. В трактате «Домострой» излагал правила поведения учащихся. Кариона Истомина мы считаем и первым детским писателем.

Вывод: Таким образом, в 17 веке развитие получила архитектура, иконопись, народное творчество, зарождается светская литература.


Культура края в 18 веке

На рубеже 17-18 вв. в русской культуре был осуществлен переход к искусству нового времени: на смену религиозной культуре приходят светские формы и виды творчества, расширяются связи с Западной Европой. Большую роль играют реформы Петра 1. Новые хозяйственные, политические, военные потребности государства конца 17 в. вызвали строительство городов. Так, после большого пожара в 1781 году был составлен новый план города, который утвердила сама Екатерина 2.

План предусматривал четыре части:

  • Городскую (современный центр),

  • Закурную (между Курой и Тускарью),

  • Стрелецкую и Пушкарную слободы.

Центральная площадь получила название Красной. От нее шли две главных дороги: Московская/ул. Ленина (фото стр. 63). и Херсонская/ ул. Дзержинского.(фото стрр.99-100). Эти фотографии показывают жизнь города в конце 18 нач. 19 века, и мы узнаем отдельные здания.

В 1778 г. был построен Кафедральный Казанский собор на ул. Серафима Соровского (фото стрр. 78).

Какая жители Курска хранят легенду, связанную с именем Серафима Саровского.

У Курян есть легенда, что он построен по проекту знаменитого архитектора Растрелли. Или его учеников. Финансировал строительство купец Карп Первышев в честь Преподобного Сергия Радонежского. Немалый вклад внесли в строительство Исидор и Агафья Мошнины, родители будущего серафима Саровского.

Предание говорит, что задолго до середины 18 века на этом месте находился деревянный храм, в честь Сергия Радонежского и Казанской Божьей матери. Во время пожара Курска в 1751 г. Сергиевский храм сгорел. Прихожане расчищали пепел и обнаружили совершенно не тронутую огнем икону Казанской Божьей Матери. Жители в этом особый знак Пресвятой Богородицы и решили построить в ее честь каменный храм. Особенно большой вклад сделал Купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Машнин, в семье которого родился мальчик. Достоила храм его жена Агафья, а осветил храм епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф.

С историей строительства храма связана жизнь преподобного Серафима Саровского (фото). Подробно с его жизнью Вы знакомились на уроках литературы Курского края.

Практически в это же время в 1790 г. в Обояни строится Храм Смоленской иконы Божьей Матери. (Фото). Со строительством храма связано множество легенд

Наряду с Храмовой архитектурой начинается строительство магазинов, учебных заведений, мануфактур и дорог.

В честь проезда Екатерины 2 через Курск были выложена новая дорога и построены Херсонские триумфальные ворота 1787 г., представлявшие собой каменные столбы, выкрашенные под мрамор, с фигурами ангелов наверху (фото стрр. 108).

В 30-х годах 20 века ворота были снесены.

Среди светской архитектуры 18 века необходимо отметить здание, расположенное на улице Ю. Пионеров, известное как палаты воевод Ромадановских . (фото)

Здание обращает внимание своеобразно оформленным крыльцом в виде башенки – теремка, примкнувшей к главному фасаду. Дом похож на крепость. В 20 веке здание принадлежало различным организациям. Сегодня находится в стадии реконструкции.

18 век – век строительства Дворцово парковых ансамблей. В старинном селе Ивановское сохранился памятник архитектуры 18 века – палаты гетмана Мазепы. (ФОТО) Которые впоследствии стали частью Дворцово-паркового ансамбля Марьино (ФОТО). Давайте вспомним историю. Кому принадлежали земли села Ивановское?


В век просвещения в России начинают издаваться книги светского содержания, с 1711 г. выходит в свет первая печатная газета «Ведомости». В Курске в 1792 году начинает работать первая типография.

Характерной особенностью Курского книгопечатания было издание художественной литературы. Курские учителя и образованные чиновники составляли ядро курских писателей. Так, например, в 1785 г. курский землемер Иван Башилов описал курский фольклор в книге «Топографическое описание Курского наместничества» и дал подробное описание Курска и его уездных городов, описал нравы и обычаи курян. Благодаря его книге сегодня мы можем узнать, как выглядел русский народный костюм.


Интерес к литературе прививал театр.

Театр

До Петра 1 в России не было общедоступного профессионального театра. Петр 1 был любителем театральных зрелищ и распорядился построить в Москве общедоступный театр «комедиальную храмину».

В начале 90-х годов открывается первый в истории Курска театр. Только для дворян ставились спектакли и в доме графа Волкенштейна, где начинает свою театральную карьеру крепостной крестьянин, ставший в последствии великим актером М.С. Щепкиным. (фото) Основатель реалистического направления в русском театре.

В 18 веке курские купцы начинают осваивать Сибирь и Аляску. В отечественную историю вошло имя Рыльского купца Григория Шелехова. Его имя носит один из городов в Иркутской области и его именем назван пролив в Охотском море. Каков вклад Г.И. Шелихова в отечественную науку?

Его называют «Русским Колумбом». Ему принадлежит мировое первенство в описании флоры, фауны и населения Аляски.

В истории культуры Курского края оставил след и епископ Белгородский и Обоянский святитель Иоасаф, в миру Иоаким Горленко, родился в Полтавской губернии. В 1748 г. возглавил Белгородскую и Обоянскую епархию. Ведя аскетический образ жизни был примером для мирских граждан, сурово относился к священникам, пренебрегавших постами и нарушавшими церковные таинства. Ему удалось сделать оседлыми многих цыган. Он помогал бедным и обездоленным. После его смерти тело осталось нетленным. Сегодня рака с останками святого находится в Белгородском Храме Святой Троицы. Церковные документы свидетельствуют о множестве исцелений больных от прикосновения к раке святого Иоасафа. Белгородцы считают святым и то место на горе над городом, где в мае 1754 г. в последний раз стоял святитель и осенил крестным знамением город. Сегодня на Харьковской горе в этом месте стоит памятник-крест в честь святителя Иоасафа.


Вывод: Таким образом, в культуре Курского края 18 в. по прежнему большое место занимает религиозная культура, получают развитие: городская архитектура, светская литература, театральное искусство, Расширяются торговые связи, осуществляется исследования берегов Аляски.


6


Название документа plan.doc

Тема: «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков»

Предметы: История Курского края, компьютерный практикум.

Курс: 2

Ключевые слова: развития культуры 17 века, памятники культуры, Выдающиеся деятели науки и культуры 17 века, условия развития культуры 18 века, информатика, задания на компьютере, задания в программе Microsoft Office Word.

Оборудование: компьютерный класс, программы Pоwer Point, Microsoft Office Word,

Тип урока: урок получения новых знаний и развитие способностей их применения при решении профессиональных задач.

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная на компьютере.

Цели урока:

образовательные:

познакомить студентов с особенностями развития культуры Курского края в 17-18 веках;

обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Текстовый процессор Word» (повторить алгоритмы форматирования текста, вставки рисунка из файла, изменения размеров рисунка, изменения параметров форматирования рисунка);

воспитательные:

показать значимость изучения истории культуры Курского края для практической деятельности в библиотеке, способствовать воспитанию ответственности библиотекаря за предоставление качественной информации пользователям;

содействовать выработке у студентов правильной организации режима работы за компьютером;

развивающие:

развивать историческую память и воображение в процессе реконструкции культурной среды эпохи;

развивать навыки самостоятельной работы с текстовым редактором MS Word, используя различные приемы оформления создаваемого документа, способствовать формированию творческой инициативы.


Формируемые компетенции

профессиональные:

структурирование знания, формирование способности к наращиванию накопленных знаний;

осуществление поиска, интерпретация и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

использование прикладного программного обеспечения для создания новых информационных продуктов;

приобщение пользователей библиотек к изучению культуры Курского края;

личностные:

ответственность, самостоятельность в принятии решений.

Методическая цель урока: освоение методики проведения бинарного урока, основанного на компетентностном подходе к обучению.


Форма организации учебного процесса: комбинированный урок с опережающими элементами обучения.


Тип занятия: урок получения новых знаний и развитие способностей их применения при решении профессиональных задач.


Вид занятия: бинарный урок.


Междисциплинарные связи:

библиотечный каталог, литература Курского края, библиотековедение, библиографоведение, информатика, ТСБР, детская литература, культура Курского края.


Средства обучения:

  1. Книжная выставка «Истории свидетели живые».

  2. Презентация «Путешествие по истории культуры 17-18 веков».

  3. Опорный конспект по теме «Культура Курского края 17-18 веков».

  4. Образцы разделителей.

  5. Компьютеры с операционной системой Windows XP.

  6. Программное обеспечение Microsoft Office: Word 2003.

  7. Мультимедийный проектор. Экран.

  8. Лазерный принтер Samsung.

  9. Методические указания по выполнению практической работы.

  10. Электронные карточки с заданием.



Название документа tech.karta.doc

Технологическая карта урока


Ход занятия

Содержание учеб­ного материала

Методы и средства обучения

Пример­ное вре-

мя

Задача

Организационный момент.



1 мин.

Отметка отсутствующих студентов

Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятель­ности студентов, объяснение кри­териев оценки деятельности студентов. Разъяснение домашнего задания.

Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков».

Цели:

1.Познакомить студентов с особенностями развития культуры Курского края в 17-18 веках.

2. Показать значимость знания истории культуры Курского края для практической деятельности в библиотеке.

3.Развивать историческую память и воображение в процессе реконструкции культурной среды эпохи.


Сообщение.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

4 мин.

Настроить студентов на работу. Дать домашнее задание.


Изложение нового материала.

1.Особенности развития культуры Курского края в 17 веке.

1.1.Изобразительное искусство и архитектура.

1.2. Курская Коренная Рождество - Богородицкая пустынь.

1.3. Выдающиеся деятели науки и культуры 17 века:

1.3.1.Афанасий Иванович Медведев.

1.3.2. Сильвестр Медведев.

1.3.3. Карион Истомин.

2. Развитие культуры Курского края в 18 веке. 2.1.Архитектура.

2.1.1.Городская архитектура.

2.1.2. Храмовая архитектура.

2.1.3. Дворцово-парковый ансамбль «Марьино».

2.2. Литература Курского края.

2.3. Развитие театра. М.С. Щепкин.

2.4. Исследования и открытия курских купцов. Г.И. Шелихов.

Метод: заочная экскурсия с элементами беседы, с опорой на знания, полученные студентами по темам: «Курский край в период смутного времени», «История развития г.Обояни», с использованием опережающего метода обучения и презентация фотографий «Культура Курского края в 17-18 веках».

20 мин.

Дать студентам основные теоретические сведения по теме «История культуры Курского края в 17-18 веках»

Показать значимость знания истории культуры Курского края для практической деятельности в библиотеке.

Развивать историческую память и воображение в процессе реконструкции культурной среды эпохи.


Актуализация

опорных знаний в ходе изложения нового материала по вопросам.

1. Как проходила оборона Курской крепости в 1612 году?

2. Какова судьба Богородецко – Знаменского мужского монастыря в г. Обояни?

3.Каким образом жизнь великого святого Серафима Саровского связана со строительством Сергиево-Казанского Кафедрального собора в г. Курске?

4. Кому принадлежали земли в с. Ивановское Рыльского уезда?

5. Какова история создания Коренной пустыни?

6. Какой вклад в развитие русского театра внес М.С. Шепкин?

7. Назовите имя одного из основателя отечественной библиографии.

8. Кого называют «Русским Колумбом?».

Метод: творчески-воспроизводящий.

15 мин.

Проверка усвоения теоретического материала, изученного по темам: «Курский край в период смутного времени»,

«История развития г. Обояни».

Оценка результата самостоятельной работы студентов по теме: «Культура Курского края 17-18 в.».



Закрепление нового материала.

Вопросы:

1. В чем особенность развития культуры Курского края 17 века?

2. Что повлияло на развитие культуры Курского края в 18 веке?

3. Назовите видных деятелей науки и культуры 18 века.

Беседа по вопросам.

Метод: репродуктивный.

5 мин.

Проверка усвоения и понимания студентами изученного материала.

Актуализация

опорных знаний по компьютерному практикуму.

1.С помощью какой программы можно создавать текстовые документы?

2.С чего нужно начинать работу в текстовом процессоре MS Word при создании нового документа?

3. Как выделить отдельное слово?

4.Какие действия можно производить со шрифтом?

5.Как вставить рисунок или фотографию из файла в документ?

6.Каким способом можно изменить стиль обтекания текстом для рисунка или графического объекта?

Фронтальный

опрос.

Метод обучения – репродуктивный.

4 мин.

Повторение пройденного материала по приобретению практических навыков работы на компьютере.

Сообщение темы, постановка задачи.

Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков».

Демонстрация образца фрагмента картотеки.

Образцы разделителей и карточек.

Метод: объяснительно-иллюстративный

3 мин.

Знакомство студентов с задачами урока.

Выполнение практического задания с использованием компьютера


Создание разделителей и карточек с библиографической записью для электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков».

Электронные карточки с заданиями.

Методические указания по выполнению практической работы.

Метод: творческовоспроизводящий.

20 мин.


Закрепление практических навыков и умений работы на компьютере по набору и форматированию текста, вставки в текст рисунка, сохранению документа.


Печать на принтере разделителей и карточек, выполненных студентами.

Создание нового информационного продукта..

Методические указания по выполнению работы.

В ходе урока, по мере выполнения студентами основного задания.

Распечатка документов на принтере.


Подведение итогов.

Комментирование оценок.

Демонстрация работ студентов.

Самоанализ работ студентов.

Метод: творческо-воспроизводящий.

10 мин.

Развивать у студентов способность анализировать результаты работы.

Постановка домашнего задания.

Подготовить текст экскурсии «История моего города (села)». «История моего города (села)».

Оформить сообщение с помощью MS Word.

Работу представить в электронном виде.

Самостоятельная работа студентов.

2 мин.



Всего: 90 мин.




Преподаватель истории Курского края Н.С. Шелдунова

Преподаватель информатики Г.В.Дремова

Интегрированный урок (История Курского края+компьютерный практикум). «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков» курс II
  • Информатика
Описание:

Вашему вниманию представляется  проект  открытого урока, проходящего в форме бинарного урока. В один урок объединены две дисциплины «История Курского края», «Компьютерный практикум». Тема урока: «Культура Курского края в 17-18 веках», «Работа с текстовым редактором MS Word».

Урок актуален по нескольким причинам:

    • В содержательном аспекте знание истории и культуры своего края является гуманитарной составляющей образования и уровня культуры современного человека.
    • Содержание урока позволяет реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели урока и сформировать следующие  компетенции у студентов:

общие компетенции, включающие в себя способность и готовность:

  • Сознавать необходимость и способность учиться на протяжении всей жизни.
  • Уметь структурировать знания, формировать способность к наращиванию накопленных знаний, способность обучаться самостоятельно.
  • Организовывать собственную деятельность, оценивать эффективность и качество своей работы.
  • Проявлять инициативу и ответственность.
  • Осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пользователями.

профессиональные  компетенции:

в области информационной деятельности:

  • Способность использовать прикладное программное обеспечение к созданию новых информационных продуктов.

в области культурно-воспитательной деятельности:

  • Готовность к приобщению пользователей библиотек к культуре Курского края.
  • Готовность к реализации досуговой и воспитательной функций библиотеки.

4. Важной стороной актуальности данного урока выступают особенности юношеского возраста студентов, где будет приводиться урок. Главная трудность – отсутствие учебной мотивации. Мы делаем попытку сформировать мотивацию освоения краеведческих знаний, как для дальнейшей профессиональной деятельности, так и для гуманитарного развития каждого человека.
5.  На уроке будет поставлена проблема предоставление библиотекарем качественной информации пользователям.

Цели урока:

  • Воспитательная: интереса к прошлому, сопоставление событий прошлого и настоящего, оценки событий прошлого с позиции  нравственности и настоящего.
  • Патриотическая позиция
  • Обучающая: освоение студентами новой техники закрепления знаний с помощью выполнения странички альбома «Культура Курского края в 17-18 веках».

При работе с текстовым материалом студенты должны выработать умения:

  • выделить ключевые моменты текста,
  • выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста по плану;
  • найти в тексте предложения, наиболее полно отражающие его содержание.
  • извлекать нужную информацию их текста:
  • Название памятника культуры/ ФИО выдающегося земляка.
  • Дата создания / Дата жизнедеятельности.
  • Место нахождения, архитектор/ Вклад в культуру Курского края.
  • Библиографическое описание источника информации.
dr1.jpg

Рассказывать о культурном облике Курского края первой половины 17 века трудно. Высокая роль  православной церкви, низкий уровень жизни после «Смутного времени», подъем национального самосознания, и усиление крепостного права повлекли за собой социальные волнения, народные бунты восстания, самым крупным из которых было восстание под руководством Степана Разина. В тоже время расширение торговых связей с Украиной и Белоруссией. Способствовали развитию и взаимодействию народной культуры.
 В силу того, что Курская земля, стояла в центре смутного времени,  многие памятники культуры не сохранились.
Больше всего из-за пожаров и разорений пострадала архитектура 17 века. Многие архитектурные соружения были перестроены и утратили свой первоначальный вид, т.к. вплоть до конца первой половины 17 века, все строения возводились из дерева.
Памятником деревянного зодчества можно назвать Николаевский монастырь, расположенный в г. Рыльске (Фото) На экране вы видите уже Фотографию монастыря 19 века, когда он был перестроен  и обложен  камнем.
Время возникновения монастыря точно не установлено, по свидетельству краеведов, на одной из монастырских икон имелась надпись, что она поступила в монастырь в 1462 году. В письменных источниках монастырь встречается  в 1505 г. В писцовых книгах 1625-1626 гг. отмечалось, что в Николаевском монастыре хранились грамоты Ивана Грозного. В начала 17 века в годы «смуты» и польской интервенции монастырь был разрушен поляками и возродился только в первой половине 18 века.  В 1614 г. иегумен монастыря поехал в Москву для оформления монастырских документов, но по дороге был убит. Тогда и исчезли все документы монастыря.

Если Николаевский монастырь можно назвать визитной карточкой  г. Рыльска, то своеобразным символом г. Курска является здание Знаменского собора Рождество-Богородецкого мужского монастыря. (Фото)
 Его сооружение связано с героической обороной  г. Курска в 1612 г. от польско-литовских интервентов.
Полякам не удалось взять крепость,  и они отступили.
В благодарность за избавление жители Курска дали обед построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону «Знамение». В 1615 году началось строительство и в 1618 г. икона вернулась в Курск. Наличие иконы не спасло монастырь от пожара. Будучи деревянным в 1631 г. он сгорел от удара молнии, а в 1634 г. восстановленный монастырь был разорен поляками и татарами.
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича началось строительство каменной церкви на средства государственной казны и народные  пожертвования. В 1680г. был построен Знаменский собор, который мы видим на слайде.
Примерно в это же время, во второй половине 17 века, в Обояни возникает Богородицко-Знаменский мужской монастырь (Фото).
Давайте вспомним, как сложилась судьба данного памятника культуры?
Обоянский Богородицко-Знаменский мужской монастырь основан в 1663 году. Свое название он получил от своей главной церкви Знамение пресвятой Богородицы. Известно, что в 1700 и 1719 г. деревянные строения были полностью уничтожены пожаром. Монахи перешли в Белгородский Николаевский монастырь. В 1730 г. были возведены две каменные церкви.
В 1769 г. в нем было 9 человек монахом и настоятелем. После пожара в 1769 г. в нем обитало 3 монаха. В 1867 г – 29 монахов.
В 1818 г. монастырь был обложен с трех сторон каменной оградой, а с восточной стороны двор закрывал каменный корпус длиной 22 сажени с куполом и пролетом.
Внутри монастырской ограды, возле большого оврага находились две каменные церкви, построенные в 1730 г., монастырское кладбище, а в южной стороне, на краю малого оврага  - новый в два с половиной этажа каменный корпус.
При монастыре было открыто низшее духовное училище для детей священнослужителей Обоянского уезда и городов Суджи, Богатово, Корочи, Старого Оскола.
Монастырь и церкви были уничтожены большевиками в 1924 г.

 Во второй половине 17 века монастыри возникают и в Щигровском уезде, который до 1905 г. был небольшой женской богадельней. Но наибольшую известность приобретает Коренная Рождества Богородицы пустынь. (Фото)
Монастырь расположен на одном из нагорных холмов правого берега р. Тускарь. В 17 в. монастырь Коренная пустынь был деревянным  и восстанавливался на средства Курского Знаменского монастыря.

В силу того, что православная религия была своеобразной формой социально-политической, духовной и культурной жизни русского человека,  развитие храмовой архитектуры тесно связано развитие иконописи.
Живопись:
В 17 в. центром иконописи стала - Борисовка,  Грайворонского уезда.   Промысел этот получил развитие после основания в 1710-1714 гг. Борисовского женского монастыря.
Некоторые исследователи- краеведы высказывают предположение, что и икона «Знамения» Божьей матери  (Фото), возможно курского письма.
Известно, что для росписи Успенского Собора в Киеве был приглашен курский мастер Макар Григорьев.

Прикладное искусство 17 века в основном существовало в вышивке тканей, резьбе по дереву, но в силу тягот «Смутного времени» мало, что сохранилось.
В первой половине 17 века Курск был известен народными песнями, играми, плясками. Зачастую духовные и светские власти расценивали их как дела «бесовские» и «сатанинские». Так, в 1649 г. один из курский боярин подал челобитную о том, чтобы  в Соборном Уложении был принят закон о запрете песен и игр. Когда он узнал, что челобитная не нашла своего отражения в Соборном Уложении, то подал вторую, с просьбой запретить праздничные игрища, сатанинские песни, сказания и плясания. Но не смотря на запреты, угрозы и наказания народное творчество развивается и обогащается украинской, белоруской, польской культурой.

Выдающие деятели Курского края в 17 веке:

Среди курян, оставивших след в истории 17 века выделяется имя Афанасия Ивановича Мезенцева, работавшего в разрядном приказе  над новыми картами Московского царства. Он один из авторов «Книги Большого чертежа». В 1627 г. составил новую карту Московского царства, дополнив ее картами Орловского, Белгородского и Курского краев.
К сожалению, рассматривая «Золотую книгу русской культуры» Владимира Соловьева я не нашла в ней имя нашего земляка. В ст. «К неведомым далям» говорится о содержании «Книги Большого Чертежа»  и нет ссылки на ее автор. Рассказать пользователям об одном из  авторов «Книги Большого чертежа» Афанасии Ивановиче Мезенцеве – ваша задача, не только как библиотекарей профессионалов, но и как патриотов своей родины..

Если А.И. Мезенцева можно считать одним из первых картографов, то основателей русской библиографии мы называем Симеона Агафонниковича Медведева (Сильвестра Медведева). Он родился в 1641 г. в деревне Новоселовка Щигровского уезда в бедной семье, но отец смог дать ему образование. В 16 лет  был принят на службу писарем Курской губной избы (Бывшее название уголовного суда). Его способности были замечены, и он был взят на службу подъячим приказа Тайных дел. В 1672 г. Медведев принимает монашество под именем Сильвестра. В 1675-77 гг. служит в Коренной пустыни. В приказе Тайных дел занимается цензурой книг, которые издаются в России и книг, которые привозятся из - за границы.
Его главный труд: «Оглавления книг, кто их сложил» - является первым образцом библиографии. В нем указывалось место и год издания книги, автор перевода, редактор, издатель, количество страниц.
Одна из известных работ -  песнопения, посвященные Сергию Радонежскому.
Земляком и другом Сильвестра Медведева был сын курского подъячего Карион Истомин, работавший вместе с ним над новым изданием «Апостола» первопечатника Ивана Федорова.
Истомин написал «Созерцание краткое лет 1681-1682, в них же что содеятся в гражданстве» - своеобразная летопись, которую отредактировал С. Медведев. Карион Истомин подготовил и первый иллюстрированный Букварь, был сторонником обучения девочек. В трактате «Домострой» излагал правила поведения учащихся. Кариона Истомина мы считаем и первым детским писателем.
Вывод: Таким образом, в 17 веке развитие получила архитектура, иконопись, народное творчество, зарождается светская литература.

Культура края в 18 веке
На рубеже 17-18 вв. в русской культуре был осуществлен переход к искусству нового времени: на смену религиозной культуре приходят светские формы и виды творчества, расширяются связи с Западной Европой. Большую роль играют реформы Петра 1.  Новые хозяйственные, политические, военные потребности государства конца 17 в. вызвали строительство городов. Так, после большого пожара  в 1781 году был составлен новый план города, который утвердила сама Екатерина 2. 
План предусматривал четыре части:

  • Городскую (современный центр),
  • Закурную (между Курой и Тускарью),
  • Стрелецкую и Пушкарную слободы.

Центральная площадь получила название Красной. От нее шли две главных дороги: Московская/ул. Ленина (Фото).  и Херсонская/ ул. Дзержинского.(Фото).  Эти Фотографии показывают жизнь города в конце 18 нач. 19 века, и мы узнаем отдельные здания.
В 1778 г. был построен Кафедральный Казанский собор на ул. Серафима Соровского (Фото).  
Какая жители Курска хранят легенду, связанную с именем Серафима Саровского.
У Курян есть легенда, что он построен по проекту знаменитого архитектора Растрелли. Или его учеников. Финансировал строительство купец Карп Первышев в честь Преподобного Сергия Радонежского. Немалый вклад внесли в строительство Исидор и Агафья Мошнины, родители будущего серафима Саровского.
Предание говорит, что задолго до середины 18 века на этом месте находился деревянный храм, в честь Сергия Радонежского и Казанской Божьей матери. Во время пожара Курска в 1751 г. Сергиевский храм сгорел. Прихожане расчищали пепел и обнаружили совершенно не тронутую огнем икону Казанской Божьей Матери. Жители в этом особый знак Пресвятой Богородицы и решили построить в ее честь каменный храм. Особенно большой вклад сделал Купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Машнин, в семье которого родился мальчик. Достоила храм его жена Агафья, а осветил храм епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф.
С историей строительства храма связана жизнь преподобного Серафима Саровского (Фото).  Подробно с его жизнью Вы знакомились на уроках литературы Курского края.
Практически в это же время в 1790 г. в Обояни строится Храм Смоленской иконы Божьей Матери. (Фото). Со строительством храмасвязано множество легенд
Наряду с Храмовой архитектурой начинается строительство магазинов, учебных заведений, мануфактур и дорог.
В честь проезда Екатерины 2 через Курск были выложена новая дорога и построены Херсонские триумфальные ворота 1787 г., представлявшие собой каменные столбы, выкрашенные под мрамор, с фигурами ангелов наверху (Фото).  
В 30-х годах 20 века ворота были снесены.
Среди светской архитектуры 18 века необходимо отметить здание, расположенное на улице Ю. Пионеров, известное как палаты воевод Ромадановских .  (Фото)
Здание обращает внимание своеобразно оформленным крыльцом в виде башенки – теремка, примкнувшей к главному фасаду. Дом похож на крепость. В 20 веке здание принадлежало различным организациям. Сегодня находится в стадии реконструкции.
18 век – век строительства Дворцово парковых ансамблей. В старинном селе Ивановское сохранился памятник архитектуры 18 века – палаты  гетмана Мазепы. (Фото) Которые впоследствии стали частью Дворцово-паркового ансамбля Марьино (Фото). Давайте вспомним  историю. Кому принадлежали земли села Ивановское?

В век просвещения в России начинают издаваться книги светского содержания, с 1711 г. выходит в свет первая печатная газета «Ведомости».  В Курске в 1792 году начинает работать первая типография.
Характерной особенностью Курского книгопечатания было издание художественной литературы. Курские учителя и образованные чиновники составляли ядро курских писателей. Так, например, в 1785 г. курский землемер Иван Башилов описал курский фольклор в книге «Топографическое описание Курского наместничества» и дал подробное описание Курска и его уездных городов, описал нравы и обычаи курян. Благодаря его книге сегодня мы можем узнать, как выглядел  русский народный костюм.

Интерес к литературе прививал театр.

Театр

До Петра 1 в России не было общедоступного профессионального театра. Петр 1 был любителем театральных зрелищ и распорядился построить в Москве общедоступный театр «комедиальную храмину».
В начале 90-х годов открывается первый в истории Курска театр.  Только для дворян ставились спектакли и в доме графа Волкенштейна, где начинает свою театральную карьеру крепостной крестьянин, ставший в последствии великим актером  М.С. Щепкиным. (Фото) Основатель реалистического направления в русском театре.
В 18 веке курские купцы начинают осваивать Сибирь и Аляску. В отечественную историю вошло имя Рыльского купца Григория Шелехова. Его имя носит один из городов в Иркутской области и его именем назван пролив в Охотском море. Каков вклад Г.И. Шелихова в отечественную науку?
Его называют «Русским Колумбом». Ему принадлежит мировое первенство в описании флоры, фауны и населения Аляски.
В истории культуры Курского края оставил след и епископ Белгородский и Обоянский святитель Иоасаф,  в миру Иоаким Горленко, родился в  Полтавской губернии. В 1748 г. возглавил Белгородскую и Обоянскую епархию. Ведя аскетический образ жизни  был примером для мирских граждан, сурово относился к священникам, пренебрегавших постами и нарушавшими церковные таинства. Ему удалось сделать оседлыми многих цыган. Он помогал бедным и обездоленным. После его смерти тело осталось нетленным. Сегодня рака с останками святого находится в Белгородском Храме Святой Троицы.  Церковные документы свидетельствуют о множестве исцелений больных от прикосновения к раке святого Иоасафа. Белгородцы считают святым и то место на горе над городом, где в мае 1754 г. в последний раз стоял святитель и осенил крестным знамением город. Сегодня на Харьковской горе в этом месте стоит памятник-крест в честь святителя Иоасафа.

Вывод: Таким образом, в культуре Курского края 18 в. по прежнему большое место занимает религиозная культура, получают развитие: городская архитектура, светская литература, театральное искусство, Расширяются торговые связи, осуществляется исследования берегов Аляски.


dop.pngПриложения: Дополнительный материал к интегрированному уроку, объемом 58,6 Кб

  1. Лекция .doc
  2. План урока .doc
  3. Технологическая карта урока .doc


25.06.2013
Автор Шелдунова Наталья Семеновна. Дремова Галина Владимировна
Дата добавления 25.06.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3624
Номер материала 747
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓