Главная / Физика / Урок физики «Кинетическая и потенциальная энергии»

Урок физики «Кинетическая и потенциальная энергии»

Название документа Автор.doc

Автор: Суслова Ольга Евгеньевна

Должность: учитель физики, математики

Категория: 1

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»

гКурск


E-mail: olga1976_tambow@mail.ru


Название документа Кинетическая и потенциальная энергии.ppt

Автор: Суслова Ольга Евгеньевна, учитель физики и математики МБОУ «Гимназия №...
Различные виды энергии
При определенных условиях данные тела могут совершить работу Каковы эти услов...
Энергия – физическая величина, характеризующая способность тела совершить раб...
Вопросы для контроля В каком случае можно сказать, что тело обладает энергией...
Потенциальная энергия тела, поднятого над Землёй От чего зависит? От высоты (...
Потенциальная энергия деформированного тела
От чего зависит? От деформации пружины? Обозначение: Еп Формула: Еп= k – жест...
Потенциальная энергия - энергия, которая определяется положением взаимодейств...
Вопросы для контроля: Какую энергию называют кинетической? Приведите примеры ...
Какую энергию называют потенциальной? Приведите примеры тел, обладающих потен...
Рефлексия Какие знания, опыт приобрел?   Что я сделал сегодня для достижения...
Дома: § 4.3, отвечать на вопросы; конспект.
При составлении презентации были использованы материалы http://www.school-col...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Автор: Суслова Ольга Евгеньевна, учитель физики и математики МБОУ «Гимназия №4»
Описание слайда:

Автор: Суслова Ольга Евгеньевна, учитель физики и математики МБОУ «Гимназия №4» города Курска e-mail:  olga1976_tambow@mail.ru

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Различные виды энергии
Описание слайда:

Различные виды энергии

№ слайда 4 При определенных условиях данные тела могут совершить работу Каковы эти условия
Описание слайда:

При определенных условиях данные тела могут совершить работу Каковы эти условия и работа каких сил при этом совершается?

№ слайда 5 Энергия – физическая величина, характеризующая способность тела совершить работу
Описание слайда:

Энергия – физическая величина, характеризующая способность тела совершить работу. Обозначение: Е Единицы измерения: Дж

№ слайда 6 Вопросы для контроля В каком случае можно сказать, что тело обладает энергией? К
Описание слайда:

Вопросы для контроля В каком случае можно сказать, что тело обладает энергией? Какая физическая величина называется энергией? Назовите единицы, в которых выражают энергию.

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Потенциальная энергия тела, поднятого над Землёй От чего зависит? От высоты (h)
Описание слайда:

Потенциальная энергия тела, поднятого над Землёй От чего зависит? От высоты (h) и массы тела (m). Обозначение: Еп Формула: Еп = mgh, m – масса тела (кг) , h – высота тела над Землёй (м), g = 9,8 Н/кг Единицы измерения: Дж.

№ слайда 10 Потенциальная энергия деформированного тела
Описание слайда:

Потенциальная энергия деформированного тела

№ слайда 11 От чего зависит? От деформации пружины? Обозначение: Еп Формула: Еп= k – жесткос
Описание слайда:

От чего зависит? От деформации пружины? Обозначение: Еп Формула: Еп= k – жесткость пружины (Н/м), х- удлинение (м) Единицы измерения: Дж

№ слайда 12 Потенциальная энергия - энергия, которая определяется положением взаимодействующ
Описание слайда:

Потенциальная энергия - энергия, которая определяется положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела.

№ слайда 13 Вопросы для контроля: Какую энергию называют кинетической? Приведите примеры тел
Описание слайда:

Вопросы для контроля: Какую энергию называют кинетической? Приведите примеры тел, обладающих кинетической энергией. От каких физических величин зависит кинетическая энергия тела?

№ слайда 14 Какую энергию называют потенциальной? Приведите примеры тел, обладающих потенциа
Описание слайда:

Какую энергию называют потенциальной? Приведите примеры тел, обладающих потенциальной энергией. Как рассчитать потенциальную энергию тела, поднятого над Землёй?

№ слайда 15 Рефлексия Какие знания, опыт приобрел?   Что я сделал сегодня для достижения це
Описание слайда:

Рефлексия Какие знания, опыт приобрел?   Что я сделал сегодня для достижения цели?   Каким было мое настроение? От чего оно зависело?   Чем я мог порадовать других?   Физическое состояние тела.

№ слайда 16 Дома: § 4.3, отвечать на вопросы; конспект.
Описание слайда:

Дома: § 4.3, отвечать на вопросы; конспект.

№ слайда 17 При составлении презентации были использованы материалы http://www.school-collec
Описание слайда:

При составлении презентации были использованы материалы http://www.school-collection.edu.ru

Название документа таблица для энергии.docx

Виды

энергии



Сведения



Кинетическая энергия


Потенциальная энергия

Энергия тела, поднятого над Землей

Энергия упруго деформированного тела

Определение










От чего зависит







Обозначение





Формула





Единицы измерения




Автор: Суслова Ольга Евгеньевна,

учитель физики и математики

МБОУ «Гимназия №4» города Курска

e-mail:  olga1976_tambow@mail.ru



Название документа технологическая карта.doc

Автор: Суслова Ольга Евгеньевна,

учитель физики и математики

МБОУ «Гимназия №4» города Курска

e-mail:  olga1976_tambow@mail.ru


Предмет: физика

Класс: 7 Б

Тип урока: урок получения новых знаний

УМК: Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. Физика. 7 кл. : Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского .- 9-е изд. .- М. : Просвещение, 2011


Технологическая карта


Тема

Кинетическая и потенциальная энергии.

Цель

Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.

Задачи

  1. Актуализации ранее полученных знаний.

  2. Формирование новых понятий.

  3. Применение новых знаний к решению практических задач.

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: формирование представлений об энергии, кинетической и потенциальной энергиях.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения.


Основные понятия

Энергия; кинетическая энергия; потенциальная энергия тела, поднятого над Землёй; потенциальная энергия упруго деформированного тела.

Ресурсы:

- основные


- дополнительные


Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. Физика. 7 кл. : Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского .- 9-е изд.- М. : Просвещение, 2011

  1. Сервис http://www.tagxedo.com

  2. Материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

Организация пространства


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.






II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Обучающиеся называют физическую величину, ее определение и единицы измерения.

Обучающимся предлагается облако слов, выполненное с помощью сервиса http://www.tagxedo.com, в котором содержатся названия физических величин и их единицы измерения (в данном облаке находятся как ранее изученные термины, так и те, которые будут рассматриваться на данном уроке).


Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Постановка проблемы.

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока.

Обучающиеся формулируют тему и цель урока.

Обучающимся в предложенном им облаке слов необходимо найти незнакомые термины.

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Способность ставить новые учебные цели и задачи


IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.

Демонстрирует примеры термина «энергия» (слайд 2).



Демонстрирует слайд 3 и задает вопрос.






Задает обучающимся вопросы.


Демонстрирует слайд 4.



Демонстрирует слайд 5.




Демонстрирует слайд 6 и вводит понятие «кинетическая энергия». Демонстрирует видеоролик


Демонстрирует слайд 7. Задает вопросы по слайду.




Вводит понятие «потенциальная энергия тела, поднятого над Землей». Демонстрирует видеоролик.




Демонстрирует слайд 8. Задает вопрос.





Вводит понятие «потенциальная энергия упруго деформированного тела» (слайд 9). Демонстрирует видеоролик.



Демонстрирует слайд 10. Задает вопрос.





Подводит обучающихся к формулировке определения «потенциальная энергия» (слайд 11). Выводит обучающихся на относительность потенциальной энергии.

Просмотр слайда. Перечисляют ситуации, в которых встречается термин «энергия».


Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.





Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Обучающиеся делают записи в тетради.


Отвечают на вопросы.




Обучающиеся проводят опыты и отвечают на поставленный им вопрос.




Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют таблицу (см. приложение)


Обучающиеся проводят опыты и отвечают на поставленный им вопрос






Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют таблицу (см. приложение)


Обучающиеся проводят опыты и отвечают на поставленный им вопрос





Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют таблицу (см. приложение)


Формулируют определение. Заполняют таблицу (см. приложение)




Обучающимся предлагается перечислить случаи из жизни, где бы использовался термин «энергия».




При каких условиях тела способны совершать работу и работа каких сил совершается в каждом из приведенных случаев?





Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «энергия» и вспомнить чем характеризуется физическая величина.





С целью закрепления первоначальных сведений об энергии, обучающимся необходимо ответить на вопросы, записанные на слайде.


Обучающимся предлагается выяснить от чего зависит кинетическая энергия.

В распоряжении обучающихся желоб, штатив с лапкой, металлические шарики разной массы, деревянный брусок.










Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия тела, поднятого над Землей. В распоряжении обучающихся металлические шарики разной массы, поверхность, покрытая слоем пластилина.











Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия упруго деформированного тела. В распоряжении обучающихся набор пружин различной жесткости.











Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «потенциальная энергия».





Владение ключевыми понятиями.












Формирование представлений об энергии











Формирование представлений о кинетической энергии, устанавливать причинно-следственные связи








Формирование представлений о потенциальной энергии тела, поднятого над Землей, устанавливать причинно-следственные связи








Формирование представлений о потенциальной энергии упруго деформированного тела, устанавливать причинно-следственные связи







Формирование представлений о потенциальной энергии и ее относительности



Умение аргументировать свою точку зрения.












Давать определение понятиям











Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.






Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.








Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.







Давать определение понятиям







V. Первичное закрепление изученного материала

Цель.

Закрепить полученные знания

Предлагает обучающимся рассказать о каждом новом понятии, изученном на уроке, с опорой на записи в тетради.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя

Предлагается обучающимся рассказать о каждом новом понятии, изученном на уроке, с опорой на записи в тетради.

Поиск и выделение необходимой информации

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI.Работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверка степени усвоения учебного материала


Демонстрирует слайды 12 и 13, задает вопросы

Отвечают на вопросы

Обучающимся предлагают провести самопроверку.


Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков самооценки

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы учителя


Поиск и выделение необходимой информации

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Демонстрирует слайд 14

Оценивают свою работу на уроке

Заполнение рефлексивной карты


Формирование навыков рефлексии

IX. Д/з.

Демонстрирует слайд 15

Записывают домашнее задание в дневник.

Записать домашнее задание на следующий урок




Урок физики «Кинетическая и потенциальная энергии»
  • Физика
Описание:

Тип урока: урок получения новых знаний
УМК: Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. Физика. 7 кл.  : Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского .- 9-е изд. .- М. : Просвещение, 2011

Технологическая карта

Тема

Кинетическая и потенциальная энергии.

Цель

Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.

Задачи

  1. Актуализации ранее полученных знаний.
  2. Формирование новых понятий.
  3. Применение новых знаний к решению практических задач.

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи
Познавательные: формирование представлений об энергии, кинетической и потенциальной энергиях.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия

Энергия; кинетическая энергия; потенциальная энергия тела, поднятого над Землёй; потенциальная энергия упруго деформированного тела.

Ресурсы:
- основные

- дополнительные

 

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. Физика. 7 кл. : Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского .- 9-е изд.- М. : Просвещение, 2011

  1. Сервис http://www.tagxedo.com 
  2. Материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

Организация пространства

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

 

 

 

II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Обучающиеся называют физическую величину, ее определение и единицы измерения.

Обучающимся предлагается облако слов, выполненное с помощью сервиса http://www.tagxedo.com, в котором содержатся названия физических величин и их единицы измерения (в данном облаке находятся как ранее изученные термины, так и те, которые будут рассматриваться на данном уроке).
  

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.

Постановка проблемы.
Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока.

Обучающиеся формулируют тему и цель урока.

Обучающимся в предложенном им облаке слов необходимо найти незнакомые термины.

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.

Демонстрирует примеры термина «энергия»  (слайд 2).

 

Демонстрирует слайд 3 и задает вопрос.

 

 

Задает обучающимся вопросы.

Демонстрирует слайд 4.

 

Демонстрирует слайд 5.

 

Демонстрирует слайд 6 и вводит понятие «кинетическая энергия». Демонстрирует видеоролик

Демонстрирует слайд 7. Задает вопросы по слайду.

 

Вводит понятие «потенциальная энергия тела, поднятого над Землей». Демонстрирует видеоролик.

 

Демонстрирует слайд 8. Задает вопрос.

 

 

Вводит понятие «потенциальная энергия упруго деформированного тела» (слайд 9). Демонстрирует видеоролик.

 

Демонстрирует слайд 10. Задает вопрос.

 

 

Подводит обучающихся к формулировке определения «потенциальная энергия» (слайд 11). Выводит обучающихся на относительность потенциальной энергии.

Просмотр слайда. Перечисляют ситуации, в которых встречается термин «энергия».

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.

 

 

Отвечают на поставленные учителем вопросы.
 
Обучающиеся делают записи в тетради.

Отвечают на вопросы.

 

Обучающиеся проводят опыты и отвечают на поставленный им вопрос.

 

Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют таблицу (см. приложение)

Обучающиеся проводят опыты и отвечают на поставленный им вопрос

 

 

Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют таблицу (см. приложение)

Обучающиеся проводят опыты и отвечают на поставленный им вопрос

 

 

Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют таблицу (см. приложение)

Формулируют определение. Заполняют таблицу (см. приложение)

 

Обучающимся предлагается перечислить случаи из жизни, где бы использовался термин «энергия».

 

При каких условиях тела способны совершать работу и работа каких сил совершается в каждом из приведенных случаев?

 

 

Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «энергия» и вспомнить чем характеризуется физическая величина.

 

 

С целью закрепления первоначальных сведений об энергии, обучающимся необходимо ответить на вопросы, записанные на слайде.

Обучающимся предлагается выяснить от чего зависит кинетическая энергия.
В распоряжении обучающихся  желоб, штатив с лапкой, металлические шарики разной массы, деревянный брусок.

 

 

 

 

Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия тела, поднятого над Землей. В распоряжении обучающихся металлические шарики разной массы, поверхность, покрытая слоем пластилина.

 

 

 

 

 

Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия упруго деформированного тела. В распоряжении обучающихся набор пружин различной жесткости.

 

 

 

 

 

Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «потенциальная энергия».

 

 

Владение ключевыми понятиями.

 

 

 

 

 

Формирование представлений об энергии

 

 

 

 

 

Формирование представлений о кинетической энергии, устанавливать причинно-следственные связи

 

 

 

Формирование представлений о потенциальной энергии тела, поднятого над Землей, устанавливать причинно-следственные связи

 

 

 

Формирование представлений о потенциальной энергии упруго деформированного тела, устанавливать причинно-следственные связи

 

 

 

Формирование представлений о потенциальной энергии и ее относительности

 

Умение аргументировать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

Давать определение понятиям

 

 

 

 

 

Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.

 

 

Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.

 

 

 

Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.

 

 

 

Давать определение понятиям

 

 

 

V. Первичное закрепление изученного материала
Цель.
Закрепить полученные знания  

Предлагает обучающимся рассказать о каждом новом понятии, изученном на уроке, с опорой на записи в тетради.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя

Предлагается обучающимся рассказать о каждом новом понятии, изученном на уроке, с опорой на записи в тетради.

Поиск и выделение необходимой информации

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI.Работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверка степени усвоения учебного материала

Демонстрирует слайды 12 и 13, задает вопросы

Отвечают на вопросы

Обучающимся предлагают провести самопроверку.

Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков  самооценки

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы учителя

 

Поиск и выделение необходимой информации

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Демонстрирует слайд 14

Оценивают свою работу на уроке

Заполнение рефлексивной карты

 

Формирование навыков рефлексии

IX. Д/з.

Демонстрирует слайд 15

Записывают домашнее задание в дневник.

Записать домашнее задание на следующий урок

 

 


Презентация к уроку физики состоит из 17 слайдов и содержит полное содержание темы, иллюстрации, вопросы контроля знаний.



Слайд 3
fizika3.jpg


Слайд 4
fizika4.jpg


Слайд 15
fizika15.jpg


Автор Суслова Ольга Евгеньевна
Дата добавления 18.07.2013
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 8653
Номер материала 1464
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓