Главная / Информатика / Конспект урока на тему: «Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация» 9 класс

Конспект урока на тему: «Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация» 9 класс

Название документа презентация.ppt

Ермошина Светлана Геннадьевна МОУ «Гимназия» г.Протвино Московской области
Число 4 находится …строке, … столбце, в ячейке с адресом… Значение ячейки С1 ...
Графиком функции называется множество всех точек плоскости, координаты которы...
Линейной функции Y=kx+b Квадратичной функции Y=ax2+bx+c Обратной пропорционал...
Функция y=4x+5: Линейная, график- прямая линия, область определения D(y)R, о...
Построение графика Строка меню Вставка  Диаграмма Вид диаграммы - График Вы...
Функция у = 5x2+2x+1 Квадратичная, график-парабола, область определения D(y)=...
A	B	C	D	E		F	G	H	I	J	K	L	M	N 1	Xв =	=-2/(2*5)	Yв =	=5*B1^2+2*B1+1										 ...
График функции у = 5x2+2x+1
Самостоятельно построить графики функций y=x3,
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Ермошина Светлана Геннадьевна МОУ «Гимназия» г.Протвино Московской области
Описание слайда:

Ермошина Светлана Геннадьевна МОУ «Гимназия» г.Протвино Московской области

№ слайда 2 Число 4 находится …строке, … столбце, в ячейке с адресом… Значение ячейки С1 … З
Описание слайда:

Число 4 находится …строке, … столбце, в ячейке с адресом… Значение ячейки С1 … Значение ячейки D1 … Чему будут равны значение ячейки С2 и D2, если скопировать в них соответственно ячейки С1 и D1? A B C D 1 1 2 =A1+B1 =C1*B1^2 2 3 4

№ слайда 3 Графиком функции называется множество всех точек плоскости, координаты которых (
Описание слайда:

Графиком функции называется множество всех точек плоскости, координаты которых (x, F(x)).

№ слайда 4 Линейной функции Y=kx+b Квадратичной функции Y=ax2+bx+c Обратной пропорционально
Описание слайда:

Линейной функции Y=kx+b Квадратичной функции Y=ax2+bx+c Обратной пропорциональности Функции Функции Y=xn

№ слайда 5 Функция y=4x+5: Линейная, график- прямая линия, область определения D(y)R, обла
Описание слайда:

Функция y=4x+5: Линейная, график- прямая линия, область определения D(y)R, область значений E(y)R, угловой коэффициент k=4 >0 функция возрастает для построения графика достаточно взять 2 точки A B C 1 X= -1 0 2 Y= 1 5

№ слайда 6 Построение графика Строка меню Вставка  Диаграмма Вид диаграммы - График Выбор
Описание слайда:

Построение графика Строка меню Вставка  Диаграмма Вид диаграммы - График Выбор диапазона (значений у) РядПодписи по оси х (значений x) Оформление графика (название, подписи осей ...)

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Функция у = 5x2+2x+1 Квадратичная, график-парабола, область определения D(y)= R,
Описание слайда:

Функция у = 5x2+2x+1 Квадратичная, график-парабола, область определения D(y)= R, область значений E(y)=[yв;), а=5>0  ветви вверх для построения точного графика необходимо брать точки значения x, которых незначительно отличаются друг от друга A B C D 1 Xв = =-2/(2*5) Yв = =5*B1^2+2*B1+1 2 X= 3 Y=

№ слайда 13 A	B	C	D	E		F	G	H	I	J	K	L	M	N 1	Xв =	=-2/(2*5)	Yв =	=5*B1^2+2*B1+1										 2	X
Описание слайда:

A B C D E F G H I J K L M N 1 Xв = =-2/(2*5) Yв = =5*B1^2+2*B1+1 2 X= -1,4 -1,2 -1 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 3 Y= =5*B2^2+2*B2+1 =5*С2^2+2*С2+1 4 2,6 1,6 1 0,8 1 1,6 2,6 4 5,8 8

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 График функции у = 5x2+2x+1
Описание слайда:

График функции у = 5x2+2x+1

№ слайда 19 Самостоятельно построить графики функций y=x3,
Описание слайда:

Самостоятельно построить графики функций y=x3,

№ слайда 20
Описание слайда:

Название документа урок.doc

hello_html_5a42543.gif


Учитель информатики

Ермошина Светлана Геннадьевна

I квалификационная категория

МОУ «Гимназия»

г.Протвино Московской области

E-mail: esg79@mail.ru

Класс: 9

Кол-во часов: 2

Цели урока:

  • обучающая вспомнить понятие «график», разновидности графиков, свойства графиков из курса математики, познакомить учащихся с этапами построения графиков средствами Microsoft Excel, расширить представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц, показать применение приобретенных знаний из других дисциплин в информатике.

  • развивающие – развивать познавательные и исследовательские способности, развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач, развивать и отработать умение анализировать.

  • воспитательныевоспитать интерес к предмету, к программе Microsoft Excel.

Задачи урока:

  • показать этапы построение графиков средствами Microsoft Excel;

  • рассмотреть несколько примеров построения графиков средствами Microsoft Excel;

  • воспитать интерес к. предмету и к программе Microsoft Excel в частности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.

Технология: ИКТ, проблемное обучение, интегрированный урок «математика+информатика»

Подготовка кабинета:

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 5 мин.

  3. Объяснение нового материала – 15 мин.

  4. Физкультминутка – 1 мин.

  5. Самостоятельная работа за компьютером (закрепление изученного материала)- 15 мин.

  6. Домашнее задание – 1 мин.

  7. Подведение итогов – 2 мин.

Ход урока

Этапы урока

Действие учителя

Действия учеников

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

(слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с электронными таблицами и рассмотрим еще один способ практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач. Тема нашего урока «Построение графиков средствами Microsoft Excel»





Записывают тему урока в тетрадь


Актуализация знаний.







(слайд 2)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с таким программным обеспечением как электронные таблицы Microsoft Excel. Давайте вспомним основные понятия, используемые в электронных таблицах.

Рассмотрим пример на экране и ответим на вопросы:


A

B

C

D

1

1

2

=A1+B1

=C1*B1^2

2

-3

4



- Число 4 находится …строке, … столбце, в ячейке с адресом…

- Значение ячейки С1 …

- Значение ячейки D1 …

- Чему будут равны значение ячейки С2 и D2, если скопировать в них соответственно ячейки С1 и D1?

Учащиеся перечисляют понятия (лист, книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, формула) и отвечают на вопросы учителя.



2-ая строка, 2 столбец,

B2

3

12

C2=1, D2=16

Объяснение нового материала







(слайд 3)

(слайд 4)















(слайд 5)













(слайд 6-11)























(слайд 12)















(слайд 13)

(слайды 14-18)




Вернемся к теме урока. Что такое график и при решении каких задач его удобно использовать? На этот вопрос нам и предстоит сегодня ответить.

Понятие график вам знакомо из курса математики.

Переменная величина y называется функцией переменной величины x, если каждому значению x соответствует определенное значение y.

Графиком называется множество всех точек плоскости, координаты которых (x, F(x)).

Вами в школьном курсе математики были рассмотрены графики линейной функции, квадратичной функции, обратная пропорциональность, функции hello_html_5be0e877.gif и y=xn.

А теперь разберем, как с помощью электронных таблиц можно построить график любой из заданных функций.

Задача №1. Построить график функции у = 4x+5.

Предлагаю закрыть глаза и представить ее.

Что вы можете сказать про данную функцию?









Вернемся к электронной таблице, какие данные в нее мы будем вносить?


A

B

C

1

X=

-1

0

2

Y=

1

5

Строим график функции:

1.Строка меню Вставка Диаграмма

2. Вид диаграммы - График

3. Выбор диапазона (значений у)

4. РядПодписи по оси х (значений x)

5. Оформление графика (название, подписи осей ...)

Давайте проведем эксперимент: поменяем значение углового коэффициента. Что должно изменится?



Задача №2.

Построить график функции у = 5x2+2x+1.

Также предлагаю закрыть глаза и представить график этой функции.

Что вы можете теперь сказать про эту функцию?











Заполняем электронную таблицу (Приложение)

(0,2; 0,8) – вершина параболы, шаг выбираем сами




Давайте проведем эксперимент и для этой функции: поменяем значение коэффициента а. Что должно поменяться?





В тетрадь



В тетрадь










Линейная, график- прямая линия, область определения D(y)=R,

область значений E(y)=R,

угловой коэффициент

k=4 >0 функция возрастает

для построения графика достаточно взять 2 точки

x, а затем вычислять y






этапы работы записывают в тетрадь,

выполняют работу на компьютере


если k=0, тогда график будет параллелен оси ОХ, если k<0, то функция будет убывать.





Квадратичная, график-парабола, область определения D(y)= R,

область значений E(y)=[yв;),

а=5>0 ветви вверх

для построения точного графика необходимо брать точки значения x, которых незначительно отличаются друг от друга



Выполняют работу на компьютере


Ветви параболы будут направлены вниз и изменится область значений на E(y) = (;yв],

Самостоятельная практическая работа за компьютером


Учитель проводит консультирование, отвечая на вопросы учащихся

(слайд 19)

А теперь попробуйте построить самостоятельно графики функций y=x3, hello_html_m1c6fc8a3.gif и hello_html_m4a6a5bc8.gif

Взаимопроверка

Выполняют самостоятельно работу на компьютере


Учащиеся проверяют друг у друга построенные графики.

Домашнее задание


Мы с вами рассмотрели частные варианты функций, поэтому домашним заданием для вас будет разработать памятку для построения графиков функций, записанных в общем виде, т.е. y=kx+b, у=аx2+bx+c


Подведение итогов

(слайд 20)







Выставление оценок.

Одной из целей урока было показать вам, где и как еще можно применять электронные таблицы. Надеюсь, что эта цель была достигнута и в дальнейшем, когда вам необходимо будет отражать математические или экономические показатели, вы вспомните, что это удобно и быстро можно делать средствами Microsoft Excel.


Благодарю всех за урок



Литература


  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В.. Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М., Лаборатория Базовых Знаний «Бином», 2007;

  2. Семакин И.Г., Шейна Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе.
    Методическое пособие для учителей. - М, Лаборатория Базовых Знаний «Бином»,, 2006;

  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики М., Лаборатория Базовых Знаний «Бином», 2007.



A

B

C

D

E A

F A

G

H

I

J

K

L

M

N

1

Xв =

=-2/(2*5)

Yв =

=5*B1^2+2*B1+1

Шаг=

0,2









2

X=

-1,4

-1,2

-1

-0,8

-0,6

-0,4

-0,2

0

0,2

0,4

0,6

0,8

1

3

Y=

=5*B2^2+2*B2+1

=5*С2^2+2*С2+1

4

2,6

1,6

1

0,8

1

1,6

2,6

4

5,8

8

Приложение
Конспект урока на тему: «Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация» 9 класс
  • Информатика
Описание:

Кол-во часов: 2
Цели урока:

  • обучающая вспомнить понятие «график», разновидности графиков, свойства графиков из курса математики, познакомить учащихся с этапами построения графиков средствами Microsoft Excel, расширить представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц, показать применение приобретенных знаний из других дисциплин в информатике.
  • развивающие – развивать познавательные и исследовательские способности, развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач, развивать и отработать умение анализировать.
  • воспитательные воспитать интерес к предмету, к программе Microsoft Excel.  

Задачи урока:

  • показать этапы построение графиков средствами Microsoft Excel;
  • рассмотреть несколько примеров построения графиков  средствами Microsoft Excel;
  • воспитать интерес к. предмету и  к программе Microsoft Excel в частности.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.
Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.
Технология: ИКТ, проблемное обучение, интегрированный урок «математика+информатика»
Подготовка кабинета:

  • компьютеры;
  • проектор;
  • презентация для учителя;
  • программа Microsoft Excel.

План урока.

  • Организационный момент – 1 мин.
  • Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 5 мин.
  • Объяснение нового материала – 15 мин.
  • Физкультминутка – 1 мин.
  • Самостоятельная работа за компьютером (закрепление изученного материала)- 15 мин.
  • Домашнее задание – 1 мин.
  • Подведение итогов – 2 мин.

Ход урока


Этапы урока

Действие учителя

Действия учеников

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

(слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с электронными таблицами и рассмотрим еще один способ практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач. Тема нашего урока «Построение графиков средствами MicrosoftExcel»

Записывают тему урока в тетрадь

Актуализация знаний.

(слайд 2)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с таким программным обеспечением как электронные таблицы MicrosoftExcel. Давайте вспомним основные понятия, используемые в электронных таблицах.
Рассмотрим пример на экране и ответим на вопросы:

 

A

B

C

D

1

1

2

=A1+B1

=C1*B1^2

2

-3

4

 

 

- Число 4 находится …строке, … столбце, в ячейке с адресом…
- Значение ячейки С1 …
- Значение ячейки D1 …
- Чему будут равны значение ячейки С2 и D2, если скопировать в них соответственно ячейки С1 и D1?

Учащиеся перечисляют понятия (лист, книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, формула) и отвечают на вопросы учителя.

 

2-ая строка, 2 столбец,
B2
3
12
C2=1, D2=16

Объяснение нового материала

 

(слайд 3)
(слайд 4)

 

 

 

(слайд 5)

 

 

 

(слайд 6-11)

 

 

 

 

 

(слайд 12)

 

 

 

(слайд 13)
(слайды 14-18)

Вернемся к теме урока. Что такое график и при решении каких задач его удобно использовать? На этот вопрос нам и предстоит сегодня ответить.
Понятие график вам знакомо из курса математики.
Переменная величина y называется функцией переменной величины x, если каждому значению x соответствует определенное значение y.
Графиком называется множество всех точек плоскости, координаты которых (x, F(x)).
Вами в школьном курсе математики были рассмотрены графики линейной функции, квадратичной функции, обратная пропорциональность, функции (в текстовом файле) и y=xn.
А теперь разберем, как с помощью электронных таблиц можно построить график любой из заданных функций.
Задача №1. Построить график функции у = 4x+5.
Предлагаю закрыть глаза и представить ее.
Что вы можете сказать про данную функцию?

 

 

 

 

Вернемся к электронной таблице, какие данные в нее мы будем вносить?

 

A

B

C

1

X=

-1

0

2

Y=

1

5

Строим график функции:
1.Строка меню - Вставка - Диаграмма
2. Вид диаграммы - График
3. Выбор диапазона (значений у)
4. Ряд-Подписи по оси х (значений x)
5. Оформление графика (название, подписи осей ...)
Давайте проведем эксперимент: поменяем значение углового коэффициента. Что должно изменится?

 

Задача №2.
Построить график функции у = 5x2+2x+1.
Также предлагаю закрыть глаза и представить график этой функции.
Что вы можете теперь сказать про эту функцию?

 

 

 

 

 

Заполняем электронную таблицу (Приложение)  
(0,2; 0,8) – вершина параболы, шаг выбираем сами

 

Давайте проведем эксперимент и для этой функции: поменяем значение коэффициента а. Что должно поменяться?

В тетрадь

В тетрадь

Линейная, график- прямая линия, область определения D(y)=R,
область значений E(y)=ÎR,
угловой коэффициент
 k=4 >0 -функция возрастает
для построения графика достаточно взять 2 точки
x, а затем вычислять y

 

 

этапы работы записывают в тетрадь,
 выполняют работу на компьютере

если k=0, тогда график будет параллелен оси ОХ, если k<0, то функция будет убывать.

 

 

Квадратичная, график-парабола, область определения D(y)= R,
область значений E(y)=[yв;¥),
а=5>0 - ветви вверх
для построения точного графика необходимо брать точки значения x, которых незначительно отличаются друг от друга

 

Выполняют работу на компьютере

Ветви параболы будут направлены вниз и изменится область значений на E(y) = (¥;yв],

Самостоятельная практическая работа за компьютером

Учитель проводит консультирование, отвечая на вопросы учащихся
(слайд 19)

А теперь попробуйте построить самостоятельно графики функций   (в текстовом файле)

Взаимопроверка

Выполняют самостоятельно работу на компьютере

Учащиеся проверяют друг у друга построенные графики.

Домашнее задание

Мы с вами рассмотрели частные варианты функций, поэтому домашним заданием для вас будет разработать памятку для построения графиков функций, записанных в общем виде, т.е. y=kx+b, у=а x2+bx+c

Подведение итогов
(слайд  20)

Выставление оценок.

Одной из целей  урока было показать вам, где и как  еще можно применять электронные таблицы. Надеюсь, что эта цель была достигнута и в дальнейшем, когда вам необходимо будет отражать математические или экономические показатели, вы вспомните, что это удобно и быстро можно делать средствами MicrosoftExcel.

Благодарю всех за урок


Литература

  • Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В.. Шестакова Л.В.    Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М., Лаборатория Базовых Знаний «Бином», 2007;
  • Семакин И.Г., Шейна Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе.
    Методическое пособие для учителей. - М, Лаборатория Базовых Знаний «Бином»,, 2006;
  • Богомолова  О.Б. Практические работы по MS Excel  nbsp;на уроках информатики М., Лаборатория Базовых Знаний «Бином», 2007.


dop.pngДополнительно:

Презентация к уроку «Построение графиков средствами MS Excel» (20 слайдов)

Слайд 1
er1.jpg


Слайд 4
er4.jpg


15.12.2010
Автор Ермошина Светлана Геннадьевна
Дата добавления 15.12.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2034
Номер материала 479
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓