Главная / Информатика / Статья «Педагогические условия развития творческого потенциала подростков в процессе преподавания информатики»

Статья «Педагогические условия развития творческого потенциала подростков в процессе преподавания информатики»

Статья «Педагогические условия развития творческого потенциала подростков в процессе преподавания информатики»

Мои ученики будут узнавать новое не отменя,
они будут открывать это новое сами. 
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.

Г. Песталоцци.

Методическая аннотация

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание. Наше время- время перемен. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В обучении информатике на уроках и во внеурочное время необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую учащемуся как можно более полно раскрыть свои способности. 
Развитие учащихся с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения учащихся. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей учащихся.

Статья

Приоритетным направлением деятельности некоторых педагогов является развитие творческих способностей подростков при помощи различных методов обучения.

Ориентирование педагогики на формирование у подростков качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности. В классической системе обучения программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Поэтому большинство подростков оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творчества начнутся в самом начале образовательного курса, и будут продолжаться на протяжении всей деятельности.

Современному обществу необходима опережающая педагогика - развивающая система, формирующая устойчивые компоненты творческого стиля мышления: умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения, прогнозировать возможные варианты развития таких решений.

Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового. Это деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Творческая деятельность, опыт которой накапливался человечеством и отдельной личностью, представляет собой создание объективно или субъективно нового посредством специфических процедур. Их особенность в том, что они не поддаются алгоритмизации, разделению на операции, которые можно сформулировать, сообщить или показать в необходимой последовательности. Их можно только косвенно описать, дать представление о них, поэтому они и усваиваются особым образом.

Основной целью педагогической деятельности педагогов с творческим подходом к обучению является необходимость: 

  • формировать личность, способную адаптироваться к современным условиям;

  • развивать умения добывать и применять знания, самостоятельно решать проблемы;

  • практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера и интерактивной доски. 

Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Для достижения этих целей, можно построить учебный процесс таким образом, чтобы подростки испытывали доверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним, при этом используются элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания; применяется проектный метод; учащиеся привлекаются к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. 

Сочетание нескольких технологий позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Только при таком подходе общение с компьютером и интерактивной доской увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Сущность работы педагога заключается в создании условий для раскрытия творческого потенциала учащихся через привлечение их к использованию информационных технологий и программных средств. Ведущей является идея максимальной помощи подростку через организацию творческой деятельности.

Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? 

Сущность творчества – в предугадывании результата. Роль компьютера, по моему мнению, в этом огромна. Предлагая учащимся выполнение заданий за компьютером, им предоставляется возможность стать исследователем, открывателем. Это означает, что учащиеся учатся делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта. 

Компьютерное обучение дает широкие возможности для умственного и творческого развития подростка, позволяет сочетать развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию графических и звуковых средств.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей подростков необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Такие возможности предоставляет использование на уроках информатики проблемного обучения.

Учащийся застрахован от механического заучивания теоретического материала, т.к. для разрешения проблемы, поставленной перед ним, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что и способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий. Проблемное обучение ориентировано на личность подростка, на раскрытие его творческого потенциала. Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта подростка и желания достичь ими личностно-значимого результата.

Достижение этих целей происходит при помощи метода проектов и деятельностного подхода к обучению (самостоятельная лабораторно-практическая работа учащихся).

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. 

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта подростка и желания достичь ими личностно-значимого результата.

Для определения результативности своей деятельности, степени эффективности решения поставленных цели и задач осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.) 

Об эффективности своей системы работы с позиций развития умений на практике использовать полученные знания свидетельствует высокий уровень качества знаний. Многие учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, в дальнейшем связывают свою деятельность с компьютерными технологиями. Использование различных методов, приемов, форм организации познавательной деятельности обучающихся в процессе урочной и внеурочной деятельности направлено на удовлетворение познавательных интересов подростков.

С ростом познавательного интереса повышается качество знаний обучающихся. Таким образом, основные результаты деятельности по решению поставленных задач свидетельствуют об эффективности осуществления образовательного процесса.

Литература:

1. Архипова В.В. Коллективно-организационные формы учебного предмета.     С-П.:Питер.2005.
3. Степихова В.А. Педагогическая мастерская // Журнал Начальная школа №1. 1999 г.
4. Франкл В.П. Человек в поисках смысла. М.: Салон-Пресс.1990.
5. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект .М.:  Магистр. - 2006.
6. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
7. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994.



02.05.2013



Статья «Педагогические условия развития творческого потенциала подростков в процессе преподавания информатики»
  • Информатика
Описание:

Мои ученики будут узнавать новое не отменя,
они будут открывать это новое сами. 
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.

Г. Песталоцци.

Методическая аннотация

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание. Наше время- время перемен. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В обучении информатике на уроках и во внеурочное время необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую учащемуся как можно более полно раскрыть свои способности. 
Развитие учащихся с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения учащихся. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей учащихся.

Статья

Приоритетным направлением деятельности некоторых педагогов является развитие творческих способностей подростков при помощи различных методов обучения.

Ориентирование педагогики на формирование у подростков качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности. В классической системе обучения программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Поэтому большинство подростков оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творчества начнутся в самом начале образовательного курса, и будут продолжаться на протяжении всей деятельности.

Современному обществу необходима опережающая педагогика - развивающая система, формирующая устойчивые компоненты творческого стиля мышления: умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения, прогнозировать возможные варианты развития таких решений.

Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового. Это деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Творческая деятельность, опыт которой накапливался человечеством и отдельной личностью, представляет собой создание объективно или субъективно нового посредством специфических процедур. Их особенность в том, что они не поддаются алгоритмизации, разделению на операции, которые можно сформулировать, сообщить или показать в необходимой последовательности. Их можно только косвенно описать, дать представление о них, поэтому они и усваиваются особым образом.

Основной целью педагогической деятельности педагогов с творческим подходом к обучению является необходимость: 

  • формировать личность, способную адаптироваться к современным условиям;
  • развивать умения добывать и применять знания, самостоятельно решать проблемы;
  • практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера и интерактивной доски. 

Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Для достижения этих целей, можно построить учебный процесс таким образом, чтобы подростки испытывали доверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним, при этом используются элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания; применяется проектный метод; учащиеся привлекаются к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. 

Сочетание нескольких технологий позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Только при таком подходе общение с компьютером и интерактивной доской увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Сущность работы педагога заключается в создании условий для раскрытия творческого потенциала учащихся через привлечение их к использованию информационных технологий и программных средств. Ведущей является идея максимальной помощи подростку через организацию творческой деятельности.

Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? 

Сущность творчества – в предугадывании результата. Роль компьютера, по моему мнению, в этом огромна. Предлагая учащимся выполнение заданий за компьютером, им предоставляется возможность стать исследователем, открывателем. Это означает, что учащиеся учатся делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта. 

Компьютерное обучение дает широкие возможности для умственного и творческого развития подростка, позволяет сочетать развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию графических и звуковых средств.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей подростков необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Такие возможности предоставляет использование на уроках информатики проблемного обучения.

Учащийся застрахован от механического заучивания теоретического материала, т.к. для разрешения проблемы, поставленной перед ним, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что и способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий. Проблемное обучение ориентировано на личность подростка, на раскрытие его творческого потенциала. Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта подростка и желания достичь ими личностно-значимого результата.

Достижение этих целей происходит при помощи метода проектов и деятельностного подхода к обучению (самостоятельная лабораторно-практическая работа учащихся).

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. 

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта подростка и желания достичь ими личностно-значимого результата.

Для определения результативности своей деятельности, степени эффективности решения поставленных цели и задач осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.) 

Об эффективности своей системы работы с позиций развития умений на практике использовать полученные знания свидетельствует высокий уровень качества знаний. Многие учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, в дальнейшем связывают свою деятельность с компьютерными технологиями. Использование различных методов, приемов, форм организации познавательной деятельности обучающихся в процессе урочной и внеурочной деятельности направлено на удовлетворение познавательных интересов подростков.

С ростом познавательного интереса повышается качество знаний обучающихся. Таким образом, основные результаты деятельности по решению поставленных задач свидетельствуют об эффективности осуществления образовательного процесса.

Литература:

1. Архипова В.В. Коллективно-организационные формы учебного предмета.     С-П.:Питер.2005.
3. Степихова В.А. Педагогическая мастерская // Журнал Начальная школа №1. 1999 г.
4. Франкл В.П. Человек в поисках смысла. М.: Салон-Пресс.1990.
5. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект .М.:  Магистр. - 2006.
6. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
7. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994.



02.05.2013
Автор Шайсултанова Наталья Сергеевна
Дата добавления 02.05.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1514
Номер материала 1532
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓