Главная / Информатика / Статья «Реализация активных методов обучения на уроках информатики как средства развития информационной компетентности обучающихся»

Статья «Реализация активных методов обучения на уроках информатики как средства развития информационной компетентности обучающихся»

Статья «Реализация активных методов обучения на уроках информатики как средства развития информационной компетентности обучающихся»

Методическая аннотация

Одним из требований Федеральных государственных стандартов второго поколения к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, является формирование и развитие учебной общепользовательской компетентности в области использования ИКТ как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Немаловажная роль в этом процессе отводится предмету «информатика».

Статья

Как учитель информатики я организую учебно-познавательную деятельность так, чтобы обучающимся стали интересны информативные ресурсы, которые раздвигают горизонты, дают новую полезную информацию: например, возможность познакомиться с жизнью в других странах, с их природными условиями, их историей и т.д.
Для успешного образования и в первую очередь самообразования, ученик должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную компетенцию
Обучающиеся с одной стороны - хотят по окончании получить практический конкретный результат, а с другой стороны – у них не развито умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, то есть они не обладают информационной компетентностью. Поэтому, изучив методическую литературу, пришла к выводу, что использование активных методов обучения с применением ИКТ, может решить данную проблему.
Система активного обучения в моей деятельности представляет собой целостный механизм, состоящий из элементов, которые направлены на решение поставленных задач по достижению цели:

Система активного обучения

Среди огромного многообразия активных методов обучения я выделила несколько методов, сгруппированных по этапам образовательного мероприятия, которые использую на уроках информатики для развития информационной компетентности:

  1. Активные методы вхождения в тему:

Метод: «Иллюстративные ожидания»
Сущность: обобщение иллюстратором опасений и ожиданий члена группы при изучении нового раздела.
Форма выражения: графический образ: схема, таблица, эскиз.
Что развивает : метод формирует умение рационально использовать технические средства, развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью графическими образами.
Пример: в 8 классе при изучении раздела «Архитектура ЭВМ», предлагаю обучающимся объединиться в пары, высказаться о том, что они ожидают в процессе изучения темы и какие опасения испытывают. Выбранный иллюстратор во время выступления подготовит в графическом редакторе небольшой набросок, изображающий сказанное.
Иллюстрированные ожидания по теме «Архитектура ЭВМ» у обучающихся выглядят так:

Архитектура ЭВМ

  1. Активные методы работы над темой:

Метод «Древо мудрости»
Сущность: работа над темой, возможность выбора задания.
Форма выражения: вопросы по теме, основанные на различных уровнях мышления.
Что развивает: метод развивает критическое мышление: умение видеть проблему, пути ее решения, находить нужную информацию, сотрудничать, принимать мнение других, оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Пример: я пишу записку (или каждый ученик), в которой задаю вопрос по тексту учебника. Заворачиваем записку, крепим ее скрепкой к дереву. В конце урока обучающиеся по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и как можно более полно дома готовит ответ на вопрос.
Листочки разных цветов: желтые, зеленые, красные. Вопросы распределены по уровням сложности:
желтые (уровень знания, понимания и применения)
-Назовите свойства алгоритма.
-Приведите примеры исполнителей из жизни (сказок).
-Почему Робот является формальным исполнителем?
-Напишите алгоритм «Переход через дорогу»
- Как будет выглядеть рабочее поле после выполнения Роботом приведенного алгоритма?
зеленые (уровень анализа и синтеза)
-Приведите примеры задач, которые нельзя решить с помощью цикла «N раз», а цикл «Пока» позволяет это сделать.
- Изобразить блок-схему и определить тип алгоритма фрагмента стихотворения.
-Как вы думаете, может ли старая, умная собака передать алгоритм поведения (например, на охоте или на прогулке) молодой и бестолковой?
- Напишите алгоритм, при выполнении которого Робот выдаст сообщение «Не могу».
красные (уровень оценки)
- Какими качествами должен обладать исполнитель, чтобы быть полезным человеку?
- Всегда ли можно жить по алгоритму?
Метод «Деловая игра»
Сущность: Имитационная игра, учащиеся принимают роль.
Форма выражения: Выполнение заданий в соответствии с замыслом игры и ролью.
Что развивает: Метод развивает умение принимать решения и быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт.
Пример: Деловая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а я направляю игру, анализирую и оцениваю действия игроков. Например, «Редакция журнала», «Компьютерная фирма», «Научно-исследовательский институт».

  1. Активные методы подведения итогов и рефлексии

Метод «Наш новый компьютер»
Сущность: подведение итогов работы, определение каждым участником того, что было полезным, а что оказалось бесполезным.
Форма выражения: контуры технических устройств с записями обучающихся.
Что развивает: метод развивает умение осмыслить свои собственные действия, позволяет оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Пример: «Монитор» – что увидел нового на уроке, «клавиатура» – чему научился, «процессор» – что понял, «мышка» – эмоции. Всё зачитывается.
Система, построенная на основе АМО, позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.



16.02.2013



Статья «Реализация активных методов обучения на уроках информатики как средства развития информационной компетентности обучающихся»
  • Информатика
Описание:

Методическая аннотация

Одним из требований Федеральных государственных стандартов второго поколения к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, является формирование и развитие учебной общепользовательской компетентности в области использования ИКТ как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Немаловажная роль в этом процессе отводится предмету «информатика».

Статья

Как учитель информатики я организую учебно-познавательную деятельность так, чтобы обучающимся стали интересны информативные ресурсы, которые раздвигают горизонты, дают новую полезную информацию: например, возможность познакомиться с жизнью в других странах, с их природными условиями, их историей и т.д.
Для успешного образования и в первую очередь самообразования, ученик должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную компетенцию
Обучающиеся с одной стороны - хотят по окончании получить практический конкретный результат, а с другой стороны – у них не развито умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, то есть они не обладают информационной компетентностью. Поэтому, изучив методическую литературу, пришла к выводу, что использование активных методов обучения с применением ИКТ, может решить данную проблему.
Система активного обучения в моей деятельности представляет собой целостный механизм, состоящий из элементов, которые направлены на решение поставленных задач по достижению цели:

art01.jpg
Среди огромного многообразия активных методов обучения я выделила несколько методов, сгруппированных по этапам образовательного мероприятия, которые использую на уроках информатики для развития информационной компетентности:
  1. Активные методы вхождения в тему:

Метод: «Иллюстративные ожидания»
Сущность: обобщение иллюстратором опасений и ожиданий члена группы при изучении нового раздела.
Форма выражения: графический образ: схема, таблица, эскиз.
Что развивает : метод формирует умение рационально использовать технические средства, развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью графическими образами.
Пример: в 8 классе при изучении раздела «Архитектура ЭВМ», предлагаю обучающимся объединиться в пары, высказаться о том, что они ожидают в процессе изучения темы и какие опасения испытывают. Выбранный иллюстратор во время выступления подготовит в графическом редакторе небольшой набросок, изображающий сказанное.
Иллюстрированные ожидания по теме «Архитектура ЭВМ» у обучающихся выглядят так:

art02.jpg
  1. Активные методы работы над темой:

Метод «Древо мудрости»
Сущность: работа над темой, возможность выбора задания.
Форма выражения: вопросы по теме, основанные на различных уровнях мышления.
Что развивает: метод развивает критическое мышление: умение видеть проблему, пути ее решения, находить нужную информацию, сотрудничать, принимать мнение других, оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Пример: я пишу записку (или каждый ученик), в которой задаю вопрос по тексту учебника. Заворачиваем записку, крепим ее скрепкой к дереву. В конце урока обучающиеся по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и как можно более полно дома готовит ответ на вопрос.
Листочки разных цветов: желтые, зеленые, красные. Вопросы распределены по уровням сложности:
желтые (уровень знания, понимания и применения)
-Назовите свойства алгоритма.
-Приведите примеры исполнителей из жизни (сказок).
-Почему Робот является формальным исполнителем?
-Напишите алгоритм «Переход через дорогу»
- Как будет выглядеть рабочее поле после выполнения Роботом приведенного алгоритма?
зеленые (уровень анализа и синтеза)
-Приведите примеры задач, которые нельзя решить с помощью цикла «N раз», а цикл «Пока» позволяет это сделать.
- Изобразить блок-схему и определить тип алгоритма фрагмента стихотворения.
-Как вы думаете, может ли старая, умная собака передать алгоритм поведения (например, на охоте или на прогулке) молодой и бестолковой?
- Напишите алгоритм, при выполнении которого Робот выдаст сообщение «Не могу».
красные (уровень оценки)
- Какими качествами должен обладать исполнитель, чтобы быть полезным человеку?
- Всегда ли можно жить по алгоритму?
Метод «Деловая игра»
Сущность: Имитационная игра, учащиеся принимают роль.
Форма выражения: Выполнение заданий в соответствии с замыслом игры и ролью.
Что развивает: Метод развивает умение принимать решения и быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт.
Пример: Деловая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а я направляю игру, анализирую и оцениваю действия игроков. Например, «Редакция журнала», «Компьютерная фирма», «Научно-исследовательский институт».

  1. Активные методы подведения итогов и рефлексии

Метод «Наш новый компьютер»
Сущность: подведение итогов работы, определение каждым участником того, что было полезным, а что оказалось бесполезным.
Форма выражения: контуры технических устройств с записями обучающихся.
Что развивает: метод развивает умение осмыслить свои собственные действия, позволяет оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Пример: «Монитор» – что увидел нового на уроке, «клавиатура» – чему научился, «процессор» – что понял, «мышка» – эмоции. Всё зачитывается.
Система, построенная на основе АМО, позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.



16.02.2013
Автор Шайсултанова Наталья Сергеевна
Дата добавления 16.02.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3494
Номер материала 1531
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓