Главная / Информатика / Статья «Специфика проектирования методического обеспечения урока средствами ИКТ как направление развития профессиональной компетентности педагога»

Статья «Специфика проектирования методического обеспечения урока средствами ИКТ как направление развития профессиональной компетентности педагога»

Статья «Специфика проектирования методического обеспечения урока средствами ИКТ как направление развития профессиональной компетентности педагога»

Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных информационно–коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно–воспитательного процесса.

За последние несколько лет достаточно большое количество уроков по разным предметам (даже по физкультуре!) проходят с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Работая преподавателем информатики, подобное обстоятельство является для меня не вполне обоснованным и органичным. При  анализе таких уроков приходишь к мысли, что использование ИКТ на уроке — это есть некий инновационный фактор, дань моде.

Зачастую педагоги используют средства ИКТ на уроках, как умеют. Не всегда понятно ежедневное использование презентаций на каждом уроке, особенно когда текст презентации полностью повторяет конспект учителя, и  он его просто зачитывает ученикам. Или использование другого новшества — интерактивной доски, например, для решения примеров по математике. При этом ни сам учитель не владеет новой техникой, ни студенты. Поэтому тратится драгоценное время урока на то, чтобы как-то написать на этой «чудо-доске». А ведь средства ИКТ призваны для улучшения качества урока, его уплотнения, использования для разрешения проблемной или нестандартной ситуаций. Некоторые педагоги стали забывать, что у них в шкафу лежат прекрасные наглядные плакаты, таблицы, схемы, папки с портретами ученых и т.п. Очень часто педагоги-предметники используют так называемые проекты, поручая обучающимся создавать презентации по каждой теме или разделу изучаемого предмета.

Таким образом, проблема определяется противоречием между потребностями образовательного процесса в средствах обучения на основе ИКТ и состоянием разработки средств обучения на основе ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Информационные технологии в современном образовании нужно рассматривать как один из методов обучения. При этом, планируя уроки с использованием ИКТ, необходимо чётко осознавать, будет ли этот метод эффективен.

При использовании средств ИКТ формы проведения занятия в колледже могут оставаться прежними (лекция, практическое занятие, групповое упражнение, семинар и т.п.),  но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых компьютерных или других информационных средств. Им становятся присущи такие свойства как проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. В связи с этим, можно предложить использование следующих разновидностей проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, семинар-компьютерный практикум, деловая игра с моделированием на компьютере нештатных ситуаций, самостоятельное программирование с использованием инструментальных компьютерных оболочек, телеконференция и другие.

Выбор методов обучения, форм работы на уроке определяется целями и задачами урока, учетом способностей, навыков и умений студентов, большая роль отводится их активности и самостоятельности.

Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

Рассмотрев теоретические подходы к использованию ИКТ в обучении, можно сформулировать методические рекомендации по использованию презентаций и интерактивной доски в учебном процессе.

Основной целью применения презентации или интерактивной доски в преподавании является развитие познавательной активности студентов за счет оптимизации процесса обучения, повышения его наглядности и содержательности.



12.01.2013



Статья «Специфика проектирования методического обеспечения урока средствами ИКТ как направление развития профессиональной компетентности педагога»
  • Информатика
Описание:

Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных информационно–коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно–воспитательного процесса.

За последние несколько лет достаточно большое количество уроков по разным предметам (даже по физкультуре!) проходят с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Работая преподавателем информатики, подобное обстоятельство является для меня не вполне обоснованным и органичным. При  анализе таких уроков приходишь к мысли, что использование ИКТ на уроке — это есть некий инновационный фактор, дань моде.

Зачастую педагоги используют средства ИКТ на уроках, как умеют. Не всегда понятно ежедневное использование презентаций на каждом уроке, особенно когда текст презентации полностью повторяет конспект учителя, и  он его просто зачитывает ученикам. Или использование другого новшества — интерактивной доски, например, для решения примеров по математике. При этом ни сам учитель не владеет новой техникой, ни студенты. Поэтому тратится драгоценное время урока на то, чтобы как-то написать на этой «чудо-доске». А ведь средства ИКТ призваны для улучшения качества урока, его уплотнения, использования для разрешения проблемной или нестандартной ситуаций. Некоторые педагоги стали забывать, что у них в шкафу лежат прекрасные наглядные плакаты, таблицы, схемы, папки с портретами ученых и т.п. Очень часто педагоги-предметники используют так называемые проекты, поручая обучающимся создавать презентации по каждой теме или разделу изучаемого предмета.

Таким образом, проблема определяется противоречием между потребностями образовательного процесса в средствах обучения на основе ИКТ и состоянием разработки средств обучения на основе ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Информационные технологии в современном образовании нужно рассматривать как один из методов обучения. При этом, планируя уроки с использованием ИКТ, необходимо чётко осознавать, будет ли этот метод эффективен.

При использовании средств ИКТ формы проведения занятия в колледже могут оставаться прежними (лекция, практическое занятие, групповое упражнение, семинар и т.п.),  но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых компьютерных или других информационных средств. Им становятся присущи такие свойства как проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. В связи с этим, можно предложить использование следующих разновидностей проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, семинар-компьютерный практикум, деловая игра с моделированием на компьютере нештатных ситуаций, самостоятельное программирование с использованием инструментальных компьютерных оболочек, телеконференция и другие.

Выбор методов обучения, форм работы на уроке определяется целями и задачами урока, учетом способностей, навыков и умений студентов, большая роль отводится их активности и самостоятельности.

Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

Рассмотрев теоретические подходы к использованию ИКТ в обучении, можно сформулировать методические рекомендации по использованию презентаций и интерактивной доски в учебном процессе.

Основной целью применения презентации или интерактивной доски в преподавании является развитие познавательной активности студентов за счет оптимизации процесса обучения, повышения его наглядности и содержательности.



12.01.2013
Автор Пономарева Ольга Ивановна
Дата добавления 12.01.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1233
Номер материала 1528
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓