Главная / Информатика / Статья «Творческий подход к изучению информатики в ДОЛ»

Статья «Творческий подход к изучению информатики в ДОЛ»

Статья «Творческий подход к изучению информатики в ДОЛ»

Несколько лет назад (2005-2008г.г.) в детских оздоровительных лагерях не было компьютерных классов. Не было возможности организовать занятия по информатике с использованием ИКТ, так как эти технологии только начали появляться в школах. Родители и руководители данных учреждений считали, что дети должны «отдыхать» от компьютера, так как он приносит «вред» здоровью. Изучаемый минимум информатики в школе казался достаточным и не требовал дополнительного факультативного обучения. Создание компьютерного класса в оздоровительном лагере требовало денежных затрат, что являлось немаловажным препятствием.
Спустя несколько лет мы можем наблюдать, как изменилась данная ситуация. Сегодня практически каждый лагерь оснащен компьютерным классом. Преподавателей информатики так же достаточное количество. Но возникает вопрос: «Что именно изучать и как должны проходить занятия?» Вопрос действительно сложный, так как возраст детей, пришедших на занятие, будет разным, а значит, их знания так же будут разными.  Конечно, возможно разбить детей на группы и работать с каждой группой отдельно, но зачастую в детских лагерях дети посещают кружки по собственному желанию, а это значит, что посещать занятия они будут не регулярно. Поэтому важно заинтересовать ребенка в первые несколько минут, поручить ему «ответственное» задание, чтобы он мог почувствовать свою значимость. Узнать интересы каждого и к каждому найти подход и в дальнейшем строить свои занятия относительно интересов учащихся, дать возможность каждому проявить себя в той области, которая интересна ему. Возможно, на каждом занятии вы будете видеть разных ребят, и их количество так же будет разным, в связи с этим целесообразно иметь несколько вариантов проведения занятия для разного количества пришедших.
Все кружки в оздоровительных лагерях основываются на творчестве. Лето – самое подходящее время для творчества, когда много свободного времени. Важной задачей в обучении информатики является развитие творческих способностей учащихся. Ведь творчество побуждает в детях открыть, что-то новое, для ребенка пока неизведанное, освоив новую программу – поэкспериментировать в ней, создать что-то свое, изменить уже созданное и просто удивить всех.[1]
Использование коротких заданий, приводящих к видимому результату, будет оптимальным решением проблемы разных возрастов и разной посещаемости. Длительность занятия 2-4 часа в день. Каждый обучающийся может выбирать любое задание, предложенное преподавателем относительно своих знаний. Элемент выбора играет важную роль, выбрав задание самостоятельно, ребенок будет выполнять то, что выбрал он сам, даже если из всех заданий ему не понравилось ничего.

Для оценивания результата легче всего ввести бальную систему, где за выполнение задания разной степени сложности ребята получают разное количество баллов. Возможно создание определенной «Доски достижений», где после каждого занятия преподаватель отмечает успехи. По окончании периода (дня, смены, недели и т.д.) полученные баллы возможно обменять на подарки или «местные» лагерные деньги. Благодаря этому возникает стремление к лучшему результату, чем у других, дух соперничества.

Но возможны и другие мотивационные приемы. Например, ребята будут выполнять задания, чтобы достичь одной цели. Для примера:
- на стене в компьютерном классе находиться большая картина - пазл, перевернутая обратной стороной. На каждой части пазла находиться задание. Цветовой фон частей пазла обратной стороны отличает задания по сложности для разных возрастов. Цель – открыть картину, выполнив все задания;
- на отдельном столе разложены части корабля 3D конструктора и рисунок его в собранном виде. Чтобы получить часть нужно выполнить задание. Цель – собрать корабль. Лучше всего если будет несколько команд, каждая будет собирать свой корабль, побеждает та, которая соберет быстрее. При этом в команде будут ребята разного возраста.
Чтобы подтолкнуть ребят к творчеству возможно использование следующих приемов:

  1. Игровой момент на занятии.

  2. Соревновательный или конкурсный момент.

  3. Музыкальное сопровождение, или музыкальное задание.

  4. Поощрение за проявленную творческую фантазию, оригинальность оформления.

  5. Отсроченные задания, когда дети сами решают, когда им удобнее выполнить это задание и представить его для оценивания.

  6. Работа на занятии в роли консультанта, учителя. [1]

Особое внимание уделяем тем, кто боится получить неудачные результаты. Все дети разные и важно об этом помнить, некоторые идут к достижению цели, выполняя пошаговые инструкции, другие используют разнообразные творческие подходы для решения задачи.
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На занятиях возможно применять следующие виды творческих заданий:

  1. Работа по маршрутной карте (этапное конструирование), когда прописывается каждый шаг выполнения задания;

  2. «Выбор из массива», когда предлагается множество заданий примерно одного уровня, а учащиеся могут выбрать то, что им ближе;

  3. Составление заданий самими учащимися;

  4. Коллективный коллаж на определенную тему, когда каждый ребенок создает свой фрагмент, а потом соединяют все работы в одно целое;

  5. Конкурсы «Лучший рисунок, плакат на определенную тему»;

  6. «Совместная работа над темой»;

  7. «Необычное в обычном»;

  8. «Фантазии на ПК»;

  9. «Начало есть - додумай сам»;

  10. Задания «Лови ошибку»;

  11. «Найди отличия и измени»;

  12. «Создай эскиз памятника»;

  13. «Догадайся, нарисуй»;

  14. «Передам музыку», когда прослушивается отрывок музыкального произведения и ребята рисуют на компьютере, пытаясь выразить смысл услышанного, используя свое воображение;

  15. Создание иллюстрации к произведению, сборнику, стенгазете;

  16. Нарисуй свое видение героя произведения, придумай сказку и иллюстрацию к ней;

  17. Составление кроссвордов;

  18. Составление и разгадывание ребусов с использованием компьютерной графики;

  19. Составление рисунков и графических работ по различным предметам, а также по заказу школы;

  20. Создание поздравительной открытки, грамоты, подарочного сертификата;

  21. Плакат-аннотация на статью, фильм и т.д.[1]

Использование проектной деятельности на данных занятиях так же будет эффективной. Ребята могут выполнять разные, задания в меру своих способностей, приводящие к единому результату команды. При таком подходе в команде могут быть участники разных возрастов. Большинство пришедших на занятие впервые, попав в команду, чувствуют за собой определенную ответственность в достижении цели всей команды, в связи с этим они продолжают посещать занятия. Такой вид работы между командами полезен для сплочения коллектива, закрепления знаний и навыков, развития взаимовыгодного сотрудничества между группами для достижения лучшего результата с использованием различных подходов к обработке информации.Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Начальной ступенью применения метода проектов является создание проблемных ситуаций на уроках. Проблемная ситуация - это ситуация интеллектуального затруднения, когда для решения поставленной задачи учащемуся не хватает имеющихся знаний, это мостик от имеющихся знаний к новым. [2] Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки и самооценки всех проектов, поскольку таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, недостатки и своевременную коррекцию. Капитаны команд после каждого дня предоставляют преподавателю отчет о проделанных заданиях и достигнутых результатах. Так же обсуждают дальнейшие действия и получают новые задания.

Метод проектов находит все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.[2]

При планировании деятельности кружка информатики в виде проектной деятельности или поурочных разовых заданий возможно использование цифровых образовательных ресурсов. В сети Интернет выложено большое количество разнообразных заданий, существуют методические разработки в печатном виде и электронном, красочные презентации, обучающее видео к различным программам и т.д. Это многообразие накопленной информации поможет сделать занятия творческими, используя разный подход в объяснении материала. В проектной деятельности команды могут сами искать ответы и учиться новому, используя эти ресурсы.Творческий процесс всегда подразумевает свободу. Задача преподавателя – давать направление процессу и корректировать ход решения, не исправляя, а направлять на достижение самостоятельного верного решения. Занятия по информатике, основанные на творческом подходе, отличаются от знакомых детям, привычных уроков информатики, так же отличаются и от дополнительных занятий по информатике, построенных на боле глубоком изучении темы. Творческие занятия вовлекают учащихся в действие игры. Главное в игре – выиграть, применяя при этом знания, а не просто получить знания. Лето – это лучшее время для творчества, когда учащиеся не воспринимают занятия как продолжение школьного обучения, когда они эмоционально свободны для раскрытия своего творческого потенциала. Использование проектной деятельности и разовых творческих занятий в детских оздоровительных лагерях – это новая ступень в развитии интеллекта будущих поколений, это возможность открыть в ребятах новые таланты, научить их адаптироваться и самообразовываться, находить решения проблем разными способами и выбирать более удобный, проявить свои внутренние качества лидера, руководителя, исполнителя.

Литература

1. Творческие задания на уроках информатики при изучении темы «Компьютерная графика» Панова Елена Дмитриевна, Рыпенко Екатерина Владимировна, 2011г.

2. Проектная деятельность на уроках информатики. Семенова Оксана Васильевна 2011г.



03.01.2013



Статья «Творческий подход к изучению информатики в ДОЛ»
  • Информатика
Описание:

Несколько лет назад (2005-2008г.г.) в детских оздоровительных лагерях не было компьютерных классов. Не было возможности организовать занятия по информатике с использованием ИКТ, так как эти технологии только начали появляться в школах. Родители и руководители данных учреждений считали, что дети должны «отдыхать» от компьютера, так как он приносит «вред» здоровью. Изучаемый минимум информатики в школе казался достаточным и не требовал дополнительного факультативного обучения. Создание компьютерного класса в оздоровительном лагере требовало денежных затрат, что являлось немаловажным препятствием.
Спустя несколько лет мы можем наблюдать, как изменилась данная ситуация. Сегодня практически каждый лагерь оснащен компьютерным классом. Преподавателей информатики так же достаточное количество. Но возникает вопрос: «Что именно изучать и как должны проходить занятия?» Вопрос действительно сложный, так как возраст детей, пришедших на занятие, будет разным, а значит, их знания так же будут разными.  Конечно, возможно разбить детей на группы и работать с каждой группой отдельно, но зачастую в детских лагерях дети посещают кружки по собственному желанию, а это значит, что посещать занятия они будут не регулярно. Поэтому важно заинтересовать ребенка в первые несколько минут, поручить ему «ответственное» задание, чтобы он мог почувствовать свою значимость. Узнать интересы каждого и к каждому найти подход и в дальнейшем строить свои занятия относительно интересов учащихся, дать возможность каждому проявить себя в той области, которая интересна ему. Возможно, на каждом занятии вы будете видеть разных ребят, и их количество так же будет разным, в связи с этим целесообразно иметь несколько вариантов проведения занятия для разного количества пришедших.
Все кружки в оздоровительных лагерях основываются на творчестве. Лето – самое подходящее время для творчества, когда много свободного времени. Важной задачей в обучении информатики является развитие творческих способностей учащихся. Ведь творчество побуждает в детях открыть, что-то новое, для ребенка пока неизведанное, освоив новую программу – поэкспериментировать в ней, создать что-то свое, изменить уже созданное и просто удивить всех.[1]
Использование коротких заданий, приводящих к видимому результату, будет оптимальным решением проблемы разных возрастов и разной посещаемости. Длительность занятия 2-4 часа в день. Каждый обучающийся может выбирать любое задание, предложенное преподавателем относительно своих знаний. Элемент выбора играет важную роль, выбрав задание самостоятельно, ребенок будет выполнять то, что выбрал он сам, даже если из всех заданий ему не понравилось ничего.

Для оценивания результата легче всего ввести бальную систему, где за выполнение задания разной степени сложности ребята получают разное количество баллов. Возможно создание определенной «Доски достижений», где после каждого занятия преподаватель отмечает успехи. По окончании периода (дня, смены, недели и т.д.) полученные баллы возможно обменять на подарки или «местные» лагерные деньги. Благодаря этому возникает стремление к лучшему результату, чем у других, дух соперничества.

Но возможны и другие мотивационные приемы. Например, ребята будут выполнять задания, чтобы достичь одной цели. Для примера:
- на стене в компьютерном классе находиться большая картина - пазл, перевернутая обратной стороной. На каждой части пазла находиться задание. Цветовой фон частей пазла обратной стороны отличает задания по сложности для разных возрастов. Цель – открыть картину, выполнив все задания;
- на отдельном столе разложены части корабля 3D конструктора и рисунок его в собранном виде. Чтобы получить часть нужно выполнить задание. Цель – собрать корабль. Лучше всего если будет несколько команд, каждая будет собирать свой корабль, побеждает та, которая соберет быстрее. При этом в команде будут ребята разного возраста.
Чтобы подтолкнуть ребят к творчеству возможно использование следующих приемов:

  1. Игровой момент на занятии.
  2. Соревновательный или конкурсный момент.
  3. Музыкальное сопровождение, или музыкальное задание.
  4. Поощрение за проявленную творческую фантазию, оригинальность оформления.
  5. Отсроченные задания, когда дети сами решают, когда им удобнее выполнить это задание и представить его для оценивания.
  6. Работа на занятии в роли консультанта, учителя. [1]

Особое внимание уделяем тем, кто боится получить неудачные результаты. Все дети разные и важно об этом помнить, некоторые идут к достижению цели, выполняя пошаговые инструкции, другие используют разнообразные творческие подходы для решения задачи.
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На занятиях возможно применять следующие виды творческих заданий:

  1. Работа по маршрутной карте (этапное конструирование), когда прописывается каждый шаг выполнения задания;
  2. «Выбор из массива», когда предлагается множество заданий примерно одного уровня, а учащиеся могут выбрать то, что им ближе;
  3. Составление заданий самими учащимися;
  4. Коллективный коллаж на определенную тему, когда каждый ребенок создает свой фрагмент, а потом соединяют все работы в одно целое;
  5. Конкурсы «Лучший рисунок, плакат на определенную тему»;
  6. «Совместная работа над темой»;
  7. «Необычное в обычном»;
  8. «Фантазии на ПК»;
  9. «Начало есть - додумай сам»;
  10. Задания «Лови ошибку»;
  11. «Найди отличия и измени»;
  12. «Создай эскиз памятника»;
  13. «Догадайся, нарисуй»;
  14. «Передам музыку», когда прослушивается отрывок музыкального произведения и ребята рисуют на компьютере, пытаясь выразить смысл услышанного, используя свое воображение;
  15. Создание иллюстрации к произведению, сборнику, стенгазете;
  16. Нарисуй свое видение героя произведения, придумай сказку и иллюстрацию к ней;
  17. Составление кроссвордов;
  18. Составление и разгадывание ребусов с использованием компьютерной графики;
  19. Составление рисунков и графических работ по различным предметам, а также по заказу школы;
  20. Создание поздравительной открытки, грамоты, подарочного сертификата;
  21. Плакат-аннотация на статью, фильм и т.д.[1]
Использование проектной деятельности на данных занятиях так же будет эффективной. Ребята могут выполнять разные, задания в меру своих способностей, приводящие к единому результату команды. При таком подходе в команде могут быть участники разных возрастов. Большинство пришедших на занятие впервые, попав в команду, чувствуют за собой определенную ответственность в достижении цели всей команды, в связи с этим они продолжают посещать занятия. Такой вид работы между командами полезен для сплочения коллектива, закрепления знаний и навыков, развития взаимовыгодного сотрудничества между группами для достижения лучшего результата с использованием различных подходов к обработке информации.Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Начальной ступенью применения метода проектов является создание проблемных ситуаций на уроках. Проблемная ситуация - это ситуация интеллектуального затруднения, когда для решения поставленной задачи учащемуся не хватает имеющихся знаний, это мостик от имеющихся знаний к новым. [2] Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки и самооценки всех проектов, поскольку таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, недостатки и своевременную коррекцию. Капитаны команд после каждого дня предоставляют преподавателю отчет о проделанных заданиях и достигнутых результатах. Так же обсуждают дальнейшие действия и получают новые задания.

Метод проектов находит все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.[2]

При планировании деятельности кружка информатики в виде проектной деятельности или поурочных разовых заданий возможно использование цифровых образовательных ресурсов. В сети Интернет выложено большое количество разнообразных заданий, существуют методические разработки в печатном виде и электронном, красочные презентации, обучающее видео к различным программам и т.д. Это многообразие накопленной информации поможет сделать занятия творческими, используя разный подход в объяснении материала. В проектной деятельности команды могут сами искать ответы и учиться новому, используя эти ресурсы.Творческий процесс всегда подразумевает свободу. Задача преподавателя – давать направление процессу и корректировать ход решения, не исправляя, а направлять на достижение самостоятельного верного решения. Занятия по информатике, основанные на творческом подходе, отличаются от знакомых детям, привычных уроков информатики, так же отличаются и от дополнительных занятий по информатике, построенных на боле глубоком изучении темы. Творческие занятия вовлекают учащихся в действие игры. Главное в игре – выиграть, применяя при этом знания, а не просто получить знания. Лето – это лучшее время для творчества, когда учащиеся не воспринимают занятия как продолжение школьного обучения, когда они эмоционально свободны для раскрытия своего творческого потенциала. Использование проектной деятельности и разовых творческих занятий в детских оздоровительных лагерях – это новая ступень в развитии интеллекта будущих поколений, это возможность открыть в ребятах новые таланты, научить их адаптироваться и самообразовываться, находить решения проблем разными способами и выбирать более удобный, проявить свои внутренние качества лидера, руководителя, исполнителя.

Литература

1. Творческие задания на уроках информатики при изучении темы «Компьютерная графика» Панова Елена Дмитриевна, Рыпенко Екатерина Владимировна, 2011г.

2. Проектная деятельность на уроках информатики. Семенова Оксана Васильевна 2011г.



03.01.2013
Автор Дьякова Надежда Васильевна, Старостина Ольга Владимировна, Сингатулин Рустам Адыгамович
Дата добавления 03.01.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1185
Номер материала 1527
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓