Главная / Информатика / Статья «Возможности использования ИКТ и нестандартных приемов обучения в коллективной проектной деятельности с элементами интеграции»

Статья «Возможности использования ИКТ и нестандартных приемов обучения в коллективной проектной деятельности с элементами интеграции»

Статья «Возможности использования ИКТ и нестандартных приемов обучения в коллективной проектной деятельности с элементами интеграции»

Можно восхищаться древностью, но следовать нужно современности.
Корнелий Тацит Публий

В современном мире, насыщенном информационными потоками, лидирующие позиции заняли современные информационные технологии организации обработки, хранения, поиска и передачи данных.  В то же время нельзя забывать о классических, проверенных годами методах работы с информацией. И в первую очередь, о работе с книгой. В школьной проектной деятельности мы считаем наиболее целесообразным  сочетание ИКТ-технологий с другими формами деятельности, как стандартными, так и нестандартными.
Статья написана на основе методической разработки интегрированного проекта «Хранение информации в древности и в современном мире, ставшей победителем конкурса методических разработок, организованного издательством «БИНОМ». Методическая разработка направлена на использование УМК по информатике для 5 класса Л.Л.Босовой.
Каждый  человек мечтает быть успешным. Именно метод школьных проектов даёт возможность сделать первые шаги на пути становления успешной личности, сформировать проектный тип мышления.
Никто  не будет спорить, что успех в современном мире во многом определяется  способностью наметить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и грамотно использовать  необходимые ресурсы, разработать план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленной цели.
Но как тяжело это сделать, особенно поставить цель, если тебя этому не научили. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности (а это наши пятиклассники), хорошим опытом является работа над учебным проектом.
Учебные проекты хороши тем, что они ведутся  в рамках школьных предметов, а их тематика привязана к темам, изучаемым в школьной программе.
Особенно стоит выделить роль учителя как  координатора действий на всех этапах проекта, так как для младшего школьника это является первой серьёзной деятельностью.
Понятно, что ученик пятого класса, не имеющий опыта подобной деятельности, нуждается в помощи педагога на протяжении всей работы над проектом.
Наш проект «Хранение информации: в древности и в современном мире» направлен на получение первого серьёзного опыта в проектной исследовательской деятельности.
Нами поставлена цель  - сформировать у учащихся способность грамотно ориентироваться в современном информационном пространстве, а также умение интегрировать полученные знания и применять их в практической деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Образовательные:

  • Показать значимость информации в жизни человека, показать общность информационных процессов в  различных информационных системах.

  • Сформировать определенный уровень знаний об информационном процессе хранения информации в технических устройствах (информатика), в человеческом обществе – память человечества (история и библиотека), в биологическом мире (биология), отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя).

  • Создать условия для формирования умений практического использования различных информационных средств для сбора, хранения, обработки информации; 

  • Сформировать у учащихся системный подход при освоении учебного материала;

  • Способствовать формированию алгоритмического мышления;

  • Связать изучение темы «Информация вокруг нас» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью. Расширить знания о носителях информации.

  • Заложить основы учебной проектной деятельности.

Развивающие:

  • Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности;

  • Способствовать пробуждению у учащихся интереса к предметам;

  • Способствовать развитию творческих способностей и общеучебных навыков.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию информационной и коммуникативной культуры;

  • Способствовать пониманию значимости книги и библиотеки как центра информационной культуры.

Проект представляет собой интеграцию четырех предметных областей. И каждая из этих областей использует ИКТ как инструмент в своей деятельности.

  • Информатика – основополагающий и инструментальный модуль проекта.

  • История – теоретический модуль проекта, расширяющий материал курса информатики и формирующий целостную картину изучаемой темы.

  • Биология – практико-ориентированный модуль проекта на основе школьного Ботанического сада-лаборатории.

  • Библиотека – информационный модуль проекта.

Современный успешный школьник должен уметь работать с разными источниками информации.  К сожалению, в настоящее время ученики не хотят работать с книгой. Наш проект содержит модуль работы в библиотеке как в центре информационной культуры, основная задача которого и состоит в исправлении сложившейся ситуации.
В настоящее время большое значение придаётся дополнительному образованию детей. На базе нашей школы создан центр дополнительного образования. Актуальность проекта состоит в связи основного и дополнительного образования и, как следствие, в разнообразии форм и методов деятельности.
В ходе проекта используются разные типы уроков: комбинированные, интегрированные обобщающие, библиотечно-библиографические, уроки-беседы, моноэкскурсии, уроки-мастерские.
Проект проводится в форме деловой игры. Мы предложили школьникам разбиться на команды и отправиться в увлекательное путешествие во времени. Первобытный строй, Древний Египет, Междуречье, Финикия, Индия и Китай, Древняя Греция – вот пункты путешествия, где должны побывать команды и представить свои отчёты о носителях информации в разных формах.
Хранение информации мы рассматриваем с двух точек зрения: хранение информации в древности и в современном мире.
Хранение информации в древности.
Ученики знакомятся с разными носителями информации (каменные книги, папирус, глиняные дощечки, берестяные грамоты и т. д). Проводятся библиотечные уроки-беседы с использованием ИКТ (презентаций). А также проходят мастер-классы на занятиях объединения «Наш сад» с использованием презентаций, видеоматериалов, ориентированные на практический опыт создания таких носителей информации, как книга ручной работы, бумага собственного производства, папирус, глиняные и восковые дощечки, берестяные «грамоты». Уроки-мастерские подразумевают использование видеосъёмки и компьютерный видеомонтаж.
Хранение информации в современном мире.
Пятиклассники учатся организовывать собственное информационное пространство для хранения материалов проекта. Под проект в школьной локальной сети выделена отдельная группа. Каждая команда получает свой код пользователя и, соответственно, свою сетевую папку. Капитан команды является ответственным за перенос информации из других источников в эту папку и за систематизацию материалов.
Ученики имеют выход в Интернет для поиска информации. Под проект создан электронный почтовый ящик, пятиклассники имеют возможность отправлять информацию с домашних компьютеров.
Для создания информационного пространства проекта в сети Интернет создан сайт проекта, отражающий этапы его прохождения. Адрес сайта – Project.peremenka.net. Создатель и администратор сайта – ученик 6 класса.
Особое внимание мы уделяем главному источнику информации – книге, которая проходит красной нитью через весь проект. Мы планируем создание пятиклассниками  мини-книги ручной работы. Целью данной работы является знакомство школьников со структурой книги и технологией её ручного производства. А с реальными технологическими процессами создания книги ученики могут познакомиться на экскурсии в типографию.
Любой проект подразумевает создание конечного продукта. В нашем проекте он формируется поэтапно в процессе изучения исторических тем. Например, первобытный мир в проекте представлен первобытными рисунками, созданными школьниками на разных носителях информации: в бумажной форме, в электронном виде, на камнях. Ученики пишут сочинение «Я первобытный художник» и имеют возможность погрузиться в эпоху, почувствовать себя первобытными художниками.
На уроках технологии в рамках изучения программных продуктов как инструментов активно используются ИКТ для создания электронных версий материалов проекта.
Межпредметные связи осуществляются на интегрированных уроках. Цель этих уроков – обобщение, систематизация полученных знаний. Ученики представляют работы с использованием созданных в локальной сети ресурсов. Знания о носителях информации проверяются в форме викторины  с помощью интерактивных презентаций, созданных учащимися.
Для создания игровой ситуации и поддержки интереса пятиклассников к проекту мы используем и нестандартные формы хранения информации. Так командами изготовлены и оформлены копилки, в которые опускаются жетоны за выполненные работы. Эти копилки будут вскрыты на заключительном мероприятии подведения итогов и определения команды-победителя, а так же наиболее активных участников.
По итогам проекта планируется создание электронного и печатного издания, которое познакомит с подробным ходом проекта и наиболее интересными работами учеников.

Подробно познакомиться с методическим материалом проекта можно на сайте издательства БИНОМ. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/.
Промежуточные результаты проекта представлены на сайте
http://project.peremenka.net.
Пример одного из мероприятий представлен в разделе «Интегрированные (бинарные) уроки». Название: Интегрированное мероприятие в рамках проекта «Носители информации: в древности и в современном мире»

 27.11.2012



Статья «Возможности использования ИКТ и нестандартных приемов обучения в коллективной проектной деятельности с элементами интеграции»
  • Информатика
Описание:

Можно восхищаться древностью, но следовать нужно современности.
Корнелий Тацит Публий

В современном мире, насыщенном информационными потоками, лидирующие позиции заняли современные информационные технологии организации обработки, хранения, поиска и передачи данных.  В то же время нельзя забывать о классических, проверенных годами методах работы с информацией. И в первую очередь, о работе с книгой. В школьной проектной деятельности мы считаем наиболее целесообразным  сочетание ИКТ-технологий с другими формами деятельности, как стандартными, так и нестандартными.
Статья написана на основе методической разработки интегрированного проекта «Хранение информации в древности и в современном мире, ставшей победителем конкурса методических разработок, организованного издательством «БИНОМ». Методическая разработка направлена на использование УМК по информатике для 5 класса Л.Л.Босовой.
Каждый  человек мечтает быть успешным. Именно метод школьных проектов даёт возможность сделать первые шаги на пути становления успешной личности, сформировать проектный тип мышления. Никто  не будет спорить, что успех в современном мире во многом определяется  способностью наметить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и грамотно использовать  необходимые ресурсы, разработать план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленной цели.
Но как тяжело это сделать, особенно поставить цель, если тебя этому не научили. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности (а это наши пятиклассники), хорошим опытом является работа над учебным проектом.
Учебные проекты хороши тем, что они ведутся  в рамках школьных предметов, а их тематика привязана к темам, изучаемым в школьной программе.
Особенно стоит выделить роль учителя как  координатора действий на всех этапах проекта, так как для младшего школьника это является первой серьёзной деятельностью.
Понятно, что ученик пятого класса, не имеющий опыта подобной деятельности, нуждается в помощи педагога на протяжении всей работы над проектом.
Наш проект «Хранение информации: в древности и в современном мире» направлен на получение первого серьёзного опыта в проектной исследовательской деятельности.
Нами поставлена цель  - сформировать у учащихся способность грамотно ориентироваться в современном информационном пространстве, а также умение интегрировать полученные знания и применять их в практической деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Образовательные:

  • Показать значимость информации в жизни человека, показать общность информационных процессов в  различных информационных системах.
  • Сформировать определенный уровень знаний об информационном процессе хранения информации в технических устройствах (информатика), в человеческом обществе – память человечества (история и библиотека), в биологическом мире (биология), отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя).
  • Создать условия для формирования умений практического использования различных информационных средств для сбора, хранения, обработки информации; 
  • Сформировать у учащихся системный подход при освоении учебного материала;
  • Способствовать формированию алгоритмического мышления;
  • Связать изучение темы «Информация вокруг нас» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью. Расширить знания о носителях информации.
  • Заложить основы учебной проектной деятельности.

Развивающие:

  • Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности;
  • Способствовать пробуждению у учащихся интереса к предметам;
  • Способствовать развитию творческих способностей и общеучебных навыков.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию информационной и коммуникативной культуры;
  • Способствовать пониманию значимости книги и библиотеки как центра информационной культуры.

Проект представляет собой интеграцию четырех предметных областей. И каждая из этих областей использует ИКТ как инструмент в своей деятельности.

  • Информатика – основополагающий и инструментальный модуль проекта.
  • История – теоретический модуль проекта, расширяющий материал курса информатики и формирующий целостную картину изучаемой темы.
  • Биология – практико-ориентированный модуль проекта на основе школьного Ботанического сада-лаборатории.
  • Библиотека – информационный модуль проекта.

Современный успешный школьник должен уметь работать с разными источниками информации.  К сожалению, в настоящее время ученики не хотят работать с книгой. Наш проект содержит модуль работы в библиотеке как в центре информационной культуры, основная задача которого и состоит в исправлении сложившейся ситуации.
В настоящее время большое значение придаётся дополнительному образованию детей. На базе нашей школы создан центр дополнительного образования. Актуальность проекта состоит в связи основного и дополнительного образования и, как следствие, в разнообразии форм и методов деятельности.
В ходе проекта используются разные типы уроков: комбинированные, интегрированные обобщающие, библиотечно-библиографические, уроки-беседы, моноэкскурсии, уроки-мастерские.
Проект проводится в форме деловой игры. Мы предложили школьникам разбиться на команды и отправиться в увлекательное путешествие во времени. Первобытный строй, Древний Египет, Междуречье, Финикия, Индия и Китай, Древняя Греция – вот пункты путешествия, где должны побывать команды и представить свои отчёты о носителях информации в разных формах.
Хранение информации мы рассматриваем с двух точек зрения: хранение информации в древности и в современном мире.
Хранение информации в древности.
Ученики знакомятся с разными носителями информации (каменные книги, папирус, глиняные дощечки, берестяные грамоты и т. д). Проводятся библиотечные уроки-беседы с использованием ИКТ (презентаций). А также проходят мастер-классы на занятиях объединения «Наш сад» с использованием презентаций, видеоматериалов, ориентированные на практический опыт создания таких носителей информации, как книга ручной работы, бумага собственного производства, папирус, глиняные и восковые дощечки, берестяные «грамоты». Уроки-мастерские подразумевают использование видеосъёмки и компьютерный видеомонтаж.
Хранение информации в современном мире.
Пятиклассники учатся организовывать собственное информационное пространство для хранения материалов проекта. Под проект в школьной локальной сети выделена отдельная группа. Каждая команда получает свой код пользователя и, соответственно, свою сетевую папку. Капитан команды является ответственным за перенос информации из других источников в эту папку и за систематизацию материалов.
Ученики имеют выход в Интернет для поиска информации. Под проект создан электронный почтовый ящик, пятиклассники имеют возможность отправлять информацию с домашних компьютеров.
Для создания информационного пространства проекта в сети Интернет создан сайт проекта, отражающий этапы его прохождения. Адрес сайта – Project.peremenka.net. Создатель и администратор сайта – ученик 6 класса.
Особое внимание мы уделяем главному источнику информации – книге, которая проходит красной нитью через весь проект. Мы планируем создание пятиклассниками  мини-книги ручной работы. Целью данной работы является знакомство школьников со структурой книги и технологией её ручного производства. А с реальными технологическими процессами создания книги ученики могут познакомиться на экскурсии в типографию.
Любой проект подразумевает создание конечного продукта. В нашем проекте он формируется поэтапно в процессе изучения исторических тем. Например, первобытный мир в проекте представлен первобытными рисунками, созданными школьниками на разных носителях информации: в бумажной форме, в электронном виде, на камнях. Ученики пишут сочинение «Я первобытный художник» и имеют возможность погрузиться в эпоху, почувствовать себя первобытными художниками.
На уроках технологии в рамках изучения программных продуктов как инструментов активно используются ИКТ для создания электронных версий материалов проекта.
Межпредметные связи осуществляются на интегрированных уроках. Цель этих уроков – обобщение, систематизация полученных знаний. Ученики представляют работы с использованием созданных в локальной сети ресурсов. Знания о носителях информации проверяются в форме викторины  с помощью интерактивных презентаций, созданных учащимися.
Для создания игровой ситуации и поддержки интереса пятиклассников к проекту мы используем и нестандартные формы хранения информации. Так командами изготовлены и оформлены копилки, в которые опускаются жетоны за выполненные работы. Эти копилки будут вскрыты на заключительном мероприятии подведения итогов и определения команды-победителя, а так же наиболее активных участников.
По итогам проекта планируется создание электронного и печатного издания, которое познакомит с подробным ходом проекта и наиболее интересными работами учеников.

Подробно познакомиться с методическим материалом проекта можно на сайте издательства БИНОМ. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/.
Промежуточные результаты проекта представлены на сайте http://project.peremenka.net.
Пример одного из мероприятий представлен в разделе «Интегрированные (бинарные) уроки». Название: Интегрированное мероприятие в рамках проекта «Носители информации: в древности и в современном мире»

 



27.11.2012
Автор Новикова Ирина Иосифовна . Семенова Светлана Львовна. Бал Ирина Владимировна
Дата добавления 27.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1842
Номер материала 1524
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓