Главная / Информатика / Статья «О подходах применения «Дистанционки» в учебном процессе»

Статья «О подходах применения «Дистанционки» в учебном процессе»

Статья «О подходах применения «Дистанционки» в учебном процессе»

При использовании дистанционных методов обучения в школьной/студенческой среде на сегодня применяют 2 подхода: - off-line; - on-line.

Системы off-line, это такие системы, которые обеспечивают учебный процесс, не предполагая прямого общения, диалога между преподавателем и студентом. Система управления курсами (система управления содержимым) также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой WEB-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Конечно же, практически все они много платформенные, т.е. используются в Microsoft, Linux, MAC – компьютерах. Это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа студента со специально разработанными учебными материалами. Ключевую роль играет также тьютор (преподаватель-консультант), который прикрепляется к группе студентов. Другие компоненты и методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Данная технология неотделима от заложенной в ее основу системы стандартов качества обучения. Наибольшее влияние на создание открытого дистанционного образования оказали фундаментальные достижения в таких областях, как образовательные методики, информационные технологии и маркетинговые методы обслуживания потребителей. Важнейшую роль сыграло также осознание необходимости перехода в образовании от использования отдельных методик к комплексным учебным технологиям, широкому применению разделения труда, системного и сетевого подходов, обеспечивающих высокое качество при массовом предоставлении услуг. Основная нагрузка при этом лежит на самом студенте, на самостоятельное освоение им материала. На этом уровне огромное значение играет МОТИВАЦИЯ студента. Получить знания, смогут только те, кто нормально замотивирован, понимает необходимость в получении знаний и готов самостоятельно их добывать. Понятно, что со стороны учебного заведения, преподавателей оказывается постоянная помощь и консультации.

Из всего вышесказанного вытекают функции подобных систем:

- регистрация студента в системе;
- удаленный доступ преподавателя (тьютора) к своим студентам;
- постоянный контроль посещаемости тьюторами за своими учащимися;
- размещение преподавателями своих модулей (контента) в системе;
- самостоятельное изучение материала учащимися;
- организация форумов по каждой дисциплине;
- активное участие в форумах студентов;
- регулярный просмотр преподавателем своего форума, разрешение вопросов и проблем; - общение(при необходимости) посредством электронной почты с преподавателем соответствующей дисциплины;
- создание и размещение тестовых вопросов для тренинга, срезов знаний и экзаменов;
- постоянные тренинги учащимися;
- удаленная сдача предмета под контролем представителя учебного заведения;
- постоянное совершенствование модулей и их размещение в системе;
- доступ преподавателям к результатам тестовых ответов и др.

Преподаватель теперь уже не является обычным учителем, а выполняет функции менеджера, управляет ходом прохождения учебного процесса, подсказывает и направляет процесс освоения новых знаний. Прежде всего, преподаватель предварительно должен создать контент (модуль по терминологии MOODLE) по соответствующему предмету и занести его в такую систему. А также должен регулярно участвовать в форуме, просматривать свою электронную почту. В случае обращения студента(ов), оперативно реагировать на заданные вопросы и проблемы.

Методы обучения:

Заочные
• Самостоятельные занятия с учебными материалами.
• Письменные работы – самостоятельное активное обучение с привлечением рабочей ситуации; текущий контроль и коррекция обучения.

Очные
• Тьюториалы (семинары) – активное групповое обучение; получение обратной связи, коррекция обучения и мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
• Воскресные школы – активное групповое и межгрупповое обучение в режиме «погружения»; коррекция полученных знаний, мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
• Группы взаимопомощи – взаимообучение студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
• Письменный экзамен.

Особое место на этапе освоения играют тренинги, тесты, срезы знаний. В такие системы, как правило, встроены мощные тестовые системы. Они позволяют преподавателям предварительно занести тесты с вариантами ответов. При этом диапазон видов тестов весьма широк. Прелесть таких систем, состоит в том, что они содержат мощную систему анализа ответов. Можно формировать в автоматическом режиме характерные ошибки студентов при ответе на вопросы. При таком подходе прямой диалог между ними не обязателен, студент может в любое удобное время суток заниматься. А преподаватель также свободен, непосредственно не связан с учебным процессом. На сегодня таких систем имеется много, на мой взгляд, одна из лучших, если НЕ САМАЯ ЛУЧШАЯ - MOODLE. Для применения такого рода системы в образовательном учреждении ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть предусмотрены следующие элементы:
- сервер; - наличие администратора системы; - наличие самой система и ее инсталляция; - подготовка и обучение персонала- пользователей; - создание модулей по обучающим дисциплинам и их занесение в систему; - создание тестов и размещение их внутри.
Иными словами, непосредственно на наших площадях и серверах установлена и эксплуатируется открытая система MOODLE. Обслуживание ее осуществляется нашим специалистом(администратором). С ее помощью осуществляется дистанционное повышение квалификации действующих медицинских работников среднего звена ЛПУ(лечебно-профилактические учреждения) Томской области, а также частично студенты вечернего отделения.

Системы on-line, это такие системы, которые обеспечивают учебный процесс в реальном масштабе времени, когда осуществляется прямой диалог между обеими сторонами учебного процесса. Такие системы получили название ВЕБИНАР, как смесь двух понятий: WEB-сайт и семинар. Вебинар - простое, удобное управление, отображение презентаций PowerPoint, проигрывание видео YouTube и mp3-аудио, кристально чистый звук, поддержка PC/Mac/Linux, удобный чат и пользовательский интерфейс на 18 языках! Все это делает этот вид стандартом де-факто.

Вебинар


Среди прочих типичных функций вебинаров:

• слайдовые презентации;
• видео в режиме реального времени;
• VoIP (аудиосвязь через компьютер в режиме реального времени с использованием наушников или колонок);
• веб-туры — когда адреса страниц, данные форм, cookies, скрипты и другая информация о сеансе может быть передана другим участникам с целью использования её для наглядного обучения с элементами входа в систему, кликами, переходами между экранами, данный тип функций используется для демонстрации сайта или приложений при непосредственном участии пользователей;
• трансляция записи (размещается по уникальному веб-адресу, для последующего просмотра и прослушивания любым пользователем);
• whiteboard (электронная доска для комментариев, на которой ведущий и слушатели могут оставлять пометки или комментировать пункты слайдовой презентации);
• текстовый чат — для сеансов вопросов и ответов в режиме реального времени, проводимых только для участников конференции, в чате возможно как групповое (сообщения видны всем участникам) так и приватное общение (разговор между двумя участниками);
• голосования и опросы (позволяют ведущему опрашивать аудиторию, предоставляя на выбор несколько вариантов ответов);
• удалённый рабочий стол, совместное использование приложений (когда участники могут просматривать всё, что уже было отображено на их мониторе ведущим веб-конференции; некоторые приложения совместного использования имеют функции удаленного рабочего стола, что позволяет участникам частично управлять компьютером (экраном) ведущего.

Цели и задачи:

Задачи
• Организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса;
• Развитие информационных ресурсов образовательного учреждения;
• Внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Цели
• Формирование мировоззрения открытого информационного общества;
• Формирование самостоятельного приобретения знаний;
• Подготовка личности «информационного общества»;
• Вовлечение образовательного учреждения в построение единого информационного пространства.

Внешне все выглядит как виртуальный класс/аудитория, заполняемый школьниками/студентами. Организация проведения занятия, термины, манипуляции преподавателя, да и студентов во многом совпадают с действием в реалии.
Для применения такого рода системы в образовательном учреждении ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть предусмотрены следующие элементы:
- наличие ПК для преподавателей с выходом в интернет и гарнитурой, желательно наличие колонок;
- наличие ПК с выходом в интернет и гарнитурой для каждого студента, желательно наличие колонок;
- договор о предоставлении услуги по предоставлению доступа к организации проведения вебинара.

ТАРИФ

ВЕБИНАР на 40 участников в рублях

1 месяц

5000

3 месяца

13500

6 месяцев

23500

12 месяцев

48000


Такого типа договор обеспечивает ПРОВЕДЕНИЕ в один и тот же момент, не более 1 занятия, т.е. 1 аккаунт. Если необходимо параллельно вести несколько занятий, соответственно столько аккаунтов следует иметь. Занятия можно вести весь световой день, 7 дней в неделю и в течение срока выбранного Вами в тарифе.

Как мы планируем СОЧЕТАТЬ применение обеих систем
Немногим ранее, вышестоящее руководство обязало нас перейти к дистанционному образованию студентов из районов. Не предполагается их приезд в Томск. В качестве госзаказа были определены 4 района и количество студентов для приема и последующего обучения. С 1 сентября добавятся эти 40 студентов. Некоторые из них должны приниматься на базе 9-классов, остальные – полного среднего образования. Понятно, что практические занятия студенты будут проходить в ЛПУ по месту своего жительства. А также планируется ряд предметов, например, физкультуру проводить используя местные учительские кадры. Для этого будут подписаны соответствующие договора между администрацией колледжа и ЛПУ, администрацией колледжа и физическими лицами(привлеченными учителями). Дополнительно, планируется использовать компьютерные классы с выходом в интернет, располагающиеся в школах районов. Все это также должно быть закреплено юридически. Со стороны каждого района - курирует непосредственно замглавы администрации по социальной политике. Понимая, что многие студенты не совсем готовы к самостоятельной работе, думаем использовать вышеописанные системы в комплексе.
Многие системы ВЕБИНАРов имеют интерфейс связи с off-line системами. Идея заключается в том, чтобы использовать достоинства каждой, тем самым, приумножая суммарный результат. Там, где эффективней on-line будем использовать ВЕБИНАР, в противном случае – off-line. Например, студенты, принятые в колледж на базе 9 классов не обладают МОТИВАЦИЕЙ в достаточной мере. Поэтому для них будет преобладать привычная «очная» форма занятий. Консультации и пр. будем стараться также проводить в on-line режиме. Остальные студенты будут использовать преимущественно off-line систему. Ну, а тренинги, срезы знаний и экзамены используем на основе off-line системы. Наличие связи(интерфейса) между данными системами позволит сохранять результаты в off-line системе для формирования и накопления статистики и последующего анализа.



07.10.2012



Статья «О подходах применения «Дистанционки» в учебном процессе»
  • Информатика
Описание:

При использовании дистанционных методов обучения в школьной/студенческой среде на сегодня применяют 2 подхода: - off-line; - on-line.

Системы off-line, это такие системы, которые обеспечивают учебный процесс, не предполагая прямого общения, диалога между преподавателем и студентом. Система управления курсами (система управления содержимым) также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой WEB-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Конечно же, практически все они много платформенные, т.е. используются в Microsoft, Linux, MAC – компьютерах. Это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа студента со специально разработанными учебными материалами. Ключевую роль играет также тьютор (преподаватель-консультант), который прикрепляется к группе студентов. Другие компоненты и методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Данная технология неотделима от заложенной в ее основу системы стандартов качества обучения. Наибольшее влияние на создание открытого дистанционного образования оказали фундаментальные достижения в таких областях, как образовательные методики, информационные технологии и маркетинговые методы обслуживания потребителей. Важнейшую роль сыграло также осознание необходимости перехода в образовании от использования отдельных методик к комплексным учебным технологиям, широкому применению разделения труда, системного и сетевого подходов, обеспечивающих высокое качество при массовом предоставлении услуг. Основная нагрузка при этом лежит на самом студенте, на самостоятельное освоение им материала. На этом уровне огромное значение играет МОТИВАЦИЯ студента. Получить знания, смогут только те, кто нормально замотивирован, понимает необходимость в получении знаний и готов самостоятельно их добывать. Понятно, что со стороны учебного заведения, преподавателей оказывается постоянная помощь и консультации.

Из всего вышесказанного вытекают функции подобных систем:

- регистрация студента в системе;
- удаленный доступ преподавателя (тьютора) к своим студентам;
- постоянный контроль посещаемости тьюторами за своими учащимися;
- размещение преподавателями своих модулей (контента) в системе;
- самостоятельное изучение материала учащимися;
- организация форумов по каждой дисциплине;
- активное участие в форумах студентов;
- регулярный просмотр преподавателем своего форума, разрешение вопросов и проблем; - общение(при необходимости) посредством электронной почты с преподавателем соответствующей дисциплины;
- создание и размещение тестовых вопросов для тренинга, срезов знаний и экзаменов;
- постоянные тренинги учащимися;
- удаленная сдача предмета под контролем представителя учебного заведения;
- постоянное совершенствование модулей и их размещение в системе;
- доступ преподавателям к результатам тестовых ответов и др.

Преподаватель теперь уже не является обычным учителем, а выполняет функции менеджера, управляет ходом прохождения учебного процесса, подсказывает и направляет процесс освоения новых знаний. Прежде всего, преподаватель предварительно должен создать контент (модуль по терминологии MOODLE) по соответствующему предмету и занести его в такую систему. А также должен регулярно участвовать в форуме, просматривать свою электронную почту. В случае обращения студента(ов), оперативно реагировать на заданные вопросы и проблемы.

Методы обучения:

Заочные
• Самостоятельные занятия с учебными материалами.
• Письменные работы – самостоятельное активное обучение с привлечением рабочей ситуации; текущий контроль и коррекция обучения.

Очные
• Тьюториалы (семинары) – активное групповое обучение; получение обратной связи, коррекция обучения и мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
• Воскресные школы – активное групповое и межгрупповое обучение в режиме «погружения»; коррекция полученных знаний, мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
• Группы взаимопомощи – взаимообучение студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
• Письменный экзамен.

Особое место на этапе освоения играют тренинги, тесты, срезы знаний. В такие системы, как правило, встроены мощные тестовые системы. Они позволяют преподавателям предварительно занести тесты с вариантами ответов. При этом диапазон видов тестов весьма широк. Прелесть таких систем, состоит в том, что они содержат мощную систему анализа ответов. Можно формировать в автоматическом режиме характерные ошибки студентов при ответе на вопросы. При таком подходе прямой диалог между ними не обязателен, студент может в любое удобное время суток заниматься. А преподаватель также свободен, непосредственно не связан с учебным процессом. На сегодня таких систем имеется много, на мой взгляд, одна из лучших, если НЕ САМАЯ ЛУЧШАЯ - MOODLE. Для применения такого рода системы в образовательном учреждении ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть предусмотрены следующие элементы:
- сервер; - наличие администратора системы; - наличие самой система и ее инсталляция; - подготовка и обучение персонала- пользователей; - создание модулей по обучающим дисциплинам и их занесение в систему; - создание тестов и размещение их внутри.
Иными словами, непосредственно на наших площадях и серверах установлена и эксплуатируется открытая система MOODLE. Обслуживание ее осуществляется нашим специалистом(администратором). С ее помощью осуществляется дистанционное повышение квалификации действующих медицинских работников среднего звена ЛПУ(лечебно-профилактические учреждения) Томской области, а также частично студенты вечернего отделения.

Системы on-line, это такие системы, которые обеспечивают учебный процесс в реальном масштабе времени, когда осуществляется прямой диалог между обеими сторонами учебного процесса. Такие системы получили название ВЕБИНАР, как смесь двух понятий: WEB-сайт и семинар. Вебинар - простое, удобное управление, отображение презентаций PowerPoint, проигрывание видео YouTube и mp3-аудио, кристально чистый звук, поддержка PC/Mac/Linux, удобный чат и пользовательский интерфейс на 18 языках! Все это делает этот вид стандартом де-факто.

web.jpg

Среди прочих типичных функций вебинаров:

• слайдовые презентации;
• видео в режиме реального времени;
• VoIP (аудиосвязь через компьютер в режиме реального времени с использованием наушников или колонок);
• веб-туры — когда адреса страниц, данные форм, cookies, скрипты и другая информация о сеансе может быть передана другим участникам с целью использования её для наглядного обучения с элементами входа в систему, кликами, переходами между экранами, данный тип функций используется для демонстрации сайта или приложений при непосредственном участии пользователей;
• трансляция записи (размещается по уникальному веб-адресу, для последующего просмотра и прослушивания любым пользователем);
• whiteboard (электронная доска для комментариев, на которой ведущий и слушатели могут оставлять пометки или комментировать пункты слайдовой презентации);
• текстовый чат — для сеансов вопросов и ответов в режиме реального времени, проводимых только для участников конференции, в чате возможно как групповое (сообщения видны всем участникам) так и приватное общение (разговор между двумя участниками);
• голосования и опросы (позволяют ведущему опрашивать аудиторию, предоставляя на выбор несколько вариантов ответов);
• удалённый рабочий стол, совместное использование приложений (когда участники могут просматривать всё, что уже было отображено на их мониторе ведущим веб-конференции; некоторые приложения совместного использования имеют функции удаленного рабочего стола, что позволяет участникам частично управлять компьютером (экраном) ведущего.

Цели и задачи:

Задачи
• Организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса;
• Развитие информационных ресурсов образовательного учреждения;
• Внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Цели
• Формирование мировоззрения открытого информационного общества;
• Формирование самостоятельного приобретения знаний;
• Подготовка личности «информационного общества»;
• Вовлечение образовательного учреждения в построение единого информационного пространства.

Внешне все выглядит как виртуальный класс/аудитория, заполняемый школьниками/студентами. Организация проведения занятия, термины, манипуляции преподавателя, да и студентов во многом совпадают с действием в реалии.
Для применения такого рода системы в образовательном учреждении ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть предусмотрены следующие элементы:
- наличие ПК для преподавателей с выходом в интернет и гарнитурой, желательно наличие колонок;
- наличие ПК с выходом в интернет и гарнитурой для каждого студента, желательно наличие колонок;
- договор о предоставлении услуги по предоставлению доступа к организации проведения вебинара.

ТАРИФ ВЕБИНАР на 40 участников в рублях
1 месяц 5000
3 месяца 13500
6 месяцев 23500
12 месяцев 48000

Такого типа договор обеспечивает ПРОВЕДЕНИЕ в один и тот же момент, не более 1 занятия, т.е. 1 аккаунт. Если необходимо параллельно вести несколько занятий, соответственно столько аккаунтов следует иметь. Занятия можно вести весь световой день, 7 дней в неделю и в течение срока выбранного Вами в тарифе.

Как мы планируем СОЧЕТАТЬ применение обеих систем
Немногим ранее, вышестоящее руководство обязало нас перейти к дистанционному образованию студентов из районов. Не предполагается их приезд в Томск. В качестве госзаказа были определены 4 района и количество студентов для приема и последующего обучения. С 1 сентября добавятся эти 40 студентов. Некоторые из них должны приниматься на базе 9-классов, остальные – полного среднего образования. Понятно, что практические занятия студенты будут проходить в ЛПУ по месту своего жительства. А также планируется ряд предметов, например, физкультуру проводить используя местные учительские кадры. Для этого будут подписаны соответствующие договора между администрацией колледжа и ЛПУ, администрацией колледжа и физическими лицами(привлеченными учителями). Дополнительно, планируется использовать компьютерные классы с выходом в интернет, располагающиеся в школах районов. Все это также должно быть закреплено юридически. Со стороны каждого района - курирует непосредственно замглавы администрации по социальной политике. Понимая, что многие студенты не совсем готовы к самостоятельной работе, думаем использовать вышеописанные системы в комплексе.
Многие системы ВЕБИНАРов имеют интерфейс связи с off-line системами. Идея заключается в том, чтобы использовать достоинства каждой, тем самым, приумножая суммарный результат. Там, где эффективней on-line будем использовать ВЕБИНАР, в противном случае – off-line. Например, студенты, принятые в колледж на базе 9 классов не обладают МОТИВАЦИЕЙ в достаточной мере. Поэтому для них будет преобладать привычная «очная» форма занятий. Консультации и пр. будем стараться также проводить в on-line режиме. Остальные студенты будут использовать преимущественно off-line систему. Ну, а тренинги, срезы знаний и экзамены используем на основе off-line системы. Наличие связи(интерфейса) между данными системами позволит сохранять результаты в off-line системе для формирования и накопления статистики и последующего анализа.

07.10.2012
Автор Смоляр Овсей Борисович
Дата добавления 07.10.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 981
Номер материала 1520
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓