Главная / Информатика / Статья «Применение новейших информационно-коммуникационных технологий на уроке иностранного языка как фактор успешной реализации компетентностного подхода в образовании»

Статья «Применение новейших информационно-коммуникационных технологий на уроке иностранного языка как фактор успешной реализации компетентностного подхода в образовании»

Статья «Применение новейших информационно-коммуникационных технологий на уроке иностранного языка как фактор успешной реализации компетентностного подхода в образовании»

Реформирование отечественного образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировое образовательное сообщество, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий. Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды, цель которой - сделать учебный процесс  более эффективным, успешно интегрироваться в систему реализации самых различных подходов и методик. Одним из таких подходов является компетентностно-ориентировочный. Ведь именно активное практическое применение полученных знаний для самых широких целей - первостепенная задача и для учителя, и для ученика.
Для достижения этой цели должны быть решены задачи не только повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), но также информатизации, подразумевающей интеграцию ИКТ с реальным учебным процессом.
Данной проблемой я начал интересоваться очень давно. Ещё будучи студентом, я задумывался над тем, как использовать отдельно взятые информационно-коммуникационные технологии  в педагогическом процессе, таким образом постоянно повышая данную компетентность. Я работал над изучением метода компьютеризированного проекта и его влияния на повышение информационно-коммуникационной компетентности обучающихся, над разработкой и внедрением в практику электронно-образовательных ресурсов, изучал влияние интернет-технологий на образовательный процесс. И лишь некоторое время спустя я начал понимать
системную составляющую компьютеризации  и осознал необходимость компетентностного  подхода к всё набирающему обороты процессу компьютеризации школ. 
Актуальность
Информационно-образовательная среда была в школе всегда, но изобретение компьютеров и создание новых дидактических принципов работы позволило сделать её
значительно более мобильной.
Переход от «знаньевоцентрического» подхода в обучении (знания ради знаний) к «компетентностному» обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут учить школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ–компетентности.
Под
ИКТ–компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков (Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н.).
Для пояснения введенного понятия приведу примеры заданий, проверяющих навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ–компетентность

  • Доступ — найти и открыть соответствующее сообщение электронной почты в ящике входящих писем;

  • Управление — найти и организовать соответствующую информацию из писем электронной почты;

  • Интеграция — проанализировать преимущества рекомендуемых чистящих средств для выведения пятен;

  • Оценка — принять решение, какое средство для выведения пятен целесообразно заказать через Интернет–магазин, основываясь на информации сайтов продавцов соответствующих товаров;

  • Создание — представить свои рекомендации по решению некоторого вопроса в формате письма электронной почты.

Под информационно-коммуникационной компетентностью (ИКТ-компетентностью)  понимают «совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а так же способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий».
Данная проблема актуальна, так как  цели и задачи информатизации образования предопределены новыми требованиями рынка труда, запросами мирового сообщества к специалистам, и включают не только получение базовых знаний, но умений и навыков продуктивно использовать информационные ресурсы, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в области ИКТ. Так, согласно данным Министерства труда, из 54 специальностей, которые будут переживать бурный рост в период между 2010 и 2020 годами, только восемь не будут требовать знания ИКТ. Формирование единой электронной образовательной среды в рамках различных программ, проектов и концепций идет своим темпом.
Итак, опираясь на
теорию активизации информационных потоков через модернизацию информационной среды, мною была определена цель  исследования:
-
изучить теоретические основы дидактической модели преподавания иностранных языков в школе в условиях современной компьютерно-информационной среды, принцип  применения компетентностно-ориентировочного подхода в ИКТ-технологиях, формирование информационно-коммуникационных компетенций, выявить пути и способы активизации информационных потоков.
Для достижения поставленной цели  мною были определены следующие
задачи:

  • Выявление принципов функционирования информационной среды на современном уровне;

  •  Определение модулей КИОС;

  •  Решение практических задач по формированию компетенций  при помощи этих модулей;

  •  Активизация информационных потоков во внешней и внутренней среде КИОС;

  • Способствовать созданию КИОС как среды для формирования необходимых компетенций на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности.

Новизна опыта

Данный опыт, несомненно отличается своей новизной и недостаточной изученностью. Этому способствует сама жизнь: в положении ученика находятся и учитель, и ученик, т.к. вынуждены непрерывно осваивать новые идеи и технологии, термины и их определения, программное и аппаратное обеспечение ИКТ, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения. Сейчас многие педагоги ищут эффективные дидактические решения в содержании, методах и организационных формах обучения в новых условиях. Одним из таких решений и является компетентностно-ориентировочный подход.
В процессе работы над проблемой я сформировал
гипотезу исследования :
Влияние КИОС на процесс преподавания  иностранных языков  значительно повысит эффективность процесса обучения  и формирования компетенций школьников, обеспечит подготовку  на уровне современных требований общества.
В своей  практической работе над КИОС я придерживался следующих
положений:

  • Информатизация педагогического процесса должна осуществляться с учётом тенденций развития общества;

  • В основе КИОС должен лежать системный подход;

  • Должен быть создан ряд условий: понимание сути функционирования системы,  наличие информационной компетенции учителя и ученика, психологической грамотности у педагога и школьника, компьютерной безопасности процесса обучения.

  • Традиционный процесс обучения иностранным языкам будет постепенно перестроен благодаря внедрению компьютерно-информационных методов.

 Как результат -достижение следующих возможностей :

  • Простота диалогового общения, доступ к гигантским объёмам информации

  • Возможность визуализации

  • Сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса;

  • Увеличение скорости передачи информации обучаемому, повышения уровня его понимания;

  • Развитие интуиции, логического и образного мышления.

И как следствие -существенное расширение традиционных форм обучения, построение новых, более эффективных форм.
Конечно, не обойтись и без стойкой психологической платформы, микроклимата в учреждении предусматривающего:

  • Предельное взаимопонимание сторон

  • Демократичность взглядов

  • Простор для реализации творческих идей

  • Конструктивную позицию администрации школы.

Я определил этапы работы над проблемой:

  • концептуальный (подготовка технико-экономического обоснования, анализ требований к знаниям и умениям),

  • структурный (детальная разработка структуры, выбор коммуникативных и контролирующих технологий),

  • производственный (создание среды, апробирование в учебном процессе).

Также мною проведён  анализ методов повышения мобильности информационных потоков, и  я определил основные:

  • Системный;

  • Коммуникативный;

  • Интерактивный;

  • Информационный.

  Результативность

Итак, в своей практической деятельности я работаю по следующим направлениям КИОС:
1. Внутренняя среда (интранет)

  •  Проведение  системы компьютеризированных уроков несомненно важный компонент КИОС, но главное - не перестараться: медиа-излишества  зачастую вредят процессу урока, за внешней яркостью теряется содержание, поэтому при подготовке надо быть предельно осторожным, подчёркивая только необходимое.

  • Разработка тестовых программ. На уроках зачастую не удаётся опросить в достаточной мере всех учащихся, поэтому я прибегаю к электронному тестированию, создаю необходимые тесты, шкалу оценивания. Данная методика уже показала свою потрясающую эффективность: значительно экономится время на уроке, снижается негатив по поводу низкой отметки, повышается мотивация: ученики стремятся  показать машине, на что они способны.

  •  Создание ЦОР Для проведения интерактивного урока необходимо создание цифровых образовательных ресурсов - важного инструмента формирования положительной мотивации и повышения познавательной активности учащихся.

  • Электронная предметная библиотека  В процессе работы накапливается много ценной информации по предмету, электронные книги с параллельным переводом, топики, словари, статьи  и различные учебные материалы. Каталогизация такой информации  просто необходима, составление электронного каталога - одна из сторон моей работы.

  •  Научно-методическая информационно-коммуникационная  деятельность Теоретическое обоснование и использование тех или иных информационно-коммуникационных методик необходимо для практической реализации поставленных целей.

  •  Внеурочная работа.  Проведение общешкольных медиа-конкурсов по немецкому языку, участие в научно-практических конференциях, проведение декады немецкого языка в медиа-формате

2. Внешняя среда (интернет)

  •  Работа с  личными сайтами  и блогами

  • Работа с сайтами  и блогами школы

  • Презентация ЦОР Обмен информацией, распространение педагогического опыта на образовательных порталах сети интернет 

  • Сетевые проекты  участие в сетевых проектах значительно повышает уровень реального живого общения школьников. На данный момент школьники нашей школы работают в нескольких таких проектах.

  • Сетевые конкурсы;  участие в сетевых конкурсах существенно влияет на уровень самооценки своих знаний, помогает перешагнуть языковой барьер.

  • Интернет-конференции  позволяют общаться со значительной аудиторией в режиме офф-лайн.

  • Дистанционные курсы.

  • Форумы, блоги живое предметное общение на немецкоязычных  форумах,  а также в образовательных сообществах расширяет компетентность ученика по предмету и значительно способствует успешной работе учителя.

  • Электронное портфолио составление электронного портфолио учителя, размещённое на образовательном портале.

  • Работа с электронными СМИ  позволяет поднимать на уроках  самые актуальные вопросы немецкоязычного сообщества и мира.

  • Электронный документооборот.

Заключение

Итак, современное состояние информатизации в России характеризуется задачей формирования единой образовательной электронной среды как среды формирования ключевых компетенций школьников. Обучение навыкам компьютерно-опосредованной коммуникации уже сегодня востребовано обществом. Среди таких навыков эффективная работа с ИКТ, критическая оценка информационных ресурсов, коллективная работа, презентация и самопрезентация, которые позволят создавать эффективную коммуникацию в электронной образовательной, профессиональной среде общения.
Может быть, то, о чём я говорил -многим и не в диковинку, но наша цель - не гоняться за диковинками, а системно, целенаправленно и эффективно работать. Информационные технологии стремительно развиваются, и нам жизненно необходимо не отстать от этого развития.
Работу в данном направлении я считаю очень важной и собираюсь продолжать её дальше.

Библиография:

•  www.ito.suМатериалы XVI Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2006)
• 
www.ict.edu.ruИнформационно-коммуникационные технологии в образовании
•  Дылян Г.Д. Модели управления процессами комплексной информатизации общегосреднего образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
•  Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
•  Извозчиков В.А. Школа информационной цивилизации: «Интеллект-XXI »: Над чем думать, что знать и что делать директору школы. – М.: Просвещение, 2002.
•  Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
•  Информационные технологии в российском образовании. – М.: Эврика, 2003.
•  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
•  Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
•  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.:



30.05.2012



Статья «Применение новейших информационно-коммуникационных технологий на уроке иностранного языка как фактор успешной реализации компетентностного подхода в образовании»
  • Информатика
Описание:

Реформирование отечественного образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировое образовательное сообщество, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий. Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды, цель которой - сделать учебный процесс  более эффективным, успешно интегрироваться в систему реализации самых различных подходов и методик. Одним из таких подходов является компетентностно-ориентировочный. Ведь именно активное практическое применение полученных знаний для самых широких целей - первостепенная задача и для учителя, и для ученика.
Для достижения этой цели должны быть решены задачи не только повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), но также информатизации, подразумевающей интеграцию ИКТ с реальным учебным процессом.
Данной проблемой я начал интересоваться очень давно. Ещё будучи студентом, я задумывался над тем, как использовать отдельно взятые информационно-коммуникационные технологии  в педагогическом процессе, таким образом постоянно повышая данную компетентность. Я работал над изучением метода компьютеризированного проекта и его влияния на повышение информационно-коммуникационной компетентности обучающихся, над разработкой и внедрением в практику электронно-образовательных ресурсов, изучал влияние интернет-технологий на образовательный процесс. И лишь некоторое время спустя я начал понимать системную составляющую компьютеризации  и осознал необходимость компетентностного  подхода к всё набирающему обороты процессу компьютеризации школ. 
Актуальность
Информационно-образовательная среда была в школе всегда, но изобретение компьютеров и создание новых дидактических принципов работы позволило сделать её значительно более мобильной.
Переход от «знаньевоцентрического» подхода в обучении (знания ради знаний) к «компетентностному» обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут учить школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ–компетентности.
Под ИКТ–компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков (Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н.).
Для пояснения введенного понятия приведу примеры заданий, проверяющих навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ–компетентность

  • Доступ — найти и открыть соответствующее сообщение электронной почты в ящике входящих писем;
  • Управление — найти и организовать соответствующую информацию из писем электронной почты;
  • Интеграция — проанализировать преимущества рекомендуемых чистящих средств для выведения пятен;
  • Оценка — принять решение, какое средство для выведения пятен целесообразно заказать через Интернет–магазин, основываясь на информации сайтов продавцов соответствующих товаров;
  • Создание — представить свои рекомендации по решению некоторого вопроса в формате письма электронной почты.

Под информационно-коммуникационной компетентностью (ИКТ-компетентностью)  понимают «совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а так же способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий».
Данная проблема актуальна, так как  цели и задачи информатизации образования предопределены новыми требованиями рынка труда, запросами мирового сообщества к специалистам, и включают не только получение базовых знаний, но умений и навыков продуктивно использовать информационные ресурсы, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в области ИКТ. Так, согласно данным Министерства труда, из 54 специальностей, которые будут переживать бурный рост в период между 2010 и 2020 годами, только восемь не будут требовать знания ИКТ. Формирование единой электронной образовательной среды в рамках различных программ, проектов и концепций идет своим темпом.
Итак, опираясь на теорию активизации информационных потоков через модернизацию информационной среды, мною была определена цель  исследования:
-изучить теоретические основы дидактической модели преподавания иностранных языков в школе в условиях современной компьютерно-информационной среды, принцип  применения компетентностно-ориентировочного подхода в ИКТ-технологиях, формирование информационно-коммуникационных компетенций, выявить пути и способы активизации информационных потоков.
Для достижения поставленной цели  мною были определены следующие задачи:

  • Выявление принципов функционирования информационной среды на современном уровне;
  •  Определение модулей КИОС;
  •  Решение практических задач по формированию компетенций  при помощи этих модулей;
  •  Активизация информационных потоков во внешней и внутренней среде КИОС;
  • Способствовать созданию КИОС как среды для формирования необходимых компетенций на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности.

Новизна опыта

Данный опыт, несомненно отличается своей новизной и недостаточной изученностью. Этому способствует сама жизнь: в положении ученика находятся и учитель, и ученик, т.к. вынуждены непрерывно осваивать новые идеи и технологии, термины и их определения, программное и аппаратное обеспечение ИКТ, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения. Сейчас многие педагоги ищут эффективные дидактические решения в содержании, методах и организационных формах обучения в новых условиях. Одним из таких решений и является компетентностно-ориентировочный подход.
В процессе работы над проблемой я сформировал гипотезу исследования :
Влияние КИОС на процесс преподавания  иностранных языков  значительно повысит эффективность процесса обучения  и формирования компетенций школьников, обеспечит подготовку  на уровне современных требований общества.
В своей  практической работе над КИОС я придерживался следующих положений:

  • Информатизация педагогического процесса должна осуществляться с учётом тенденций развития общества;
  • В основе КИОС должен лежать системный подход;
  • Должен быть создан ряд условий: понимание сути функционирования системы,  наличие информационной компетенции учителя и ученика, психологической грамотности у педагога и школьника, компьютерной безопасности процесса обучения.
  • Традиционный процесс обучения иностранным языкам будет постепенно перестроен благодаря внедрению компьютерно-информационных методов.

 Как результат -достижение следующих возможностей :

  • Простота диалогового общения, доступ к гигантским объёмам информации
  • Возможность визуализации
  • Сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса;
  • Увеличение скорости передачи информации обучаемому, повышения уровня его понимания;
  • Развитие интуиции, логического и образного мышления.

И как следствие -существенное расширение традиционных форм обучения, построение новых, более эффективных форм.
Конечно, не обойтись и без стойкой психологической платформы, микроклимата в учреждении предусматривающего:

  • Предельное взаимопонимание сторон
  • Демократичность взглядов
  • Простор для реализации творческих идей
  • Конструктивную позицию администрации школы.

Я определил этапы работы над проблемой:

  • концептуальный (подготовка технико-экономического обоснования, анализ требований к знаниям и умениям),
  • структурный (детальная разработка структуры, выбор коммуникативных и контролирующих технологий),
  • производственный (создание среды, апробирование в учебном процессе).

Также мною проведён  анализ методов повышения мобильности информационных потоков, и  я определил основные:

  • Системный;
  • Коммуникативный;
  • Интерактивный;
  • Информационный.

  Результативность

Итак, в своей практической деятельности я работаю по следующим направлениям КИОС:
1. Внутренняя среда (интранет)

  •  Проведение  системы компьютеризированных уроков несомненно важный компонент КИОС, но главное - не перестараться: медиа-излишества  зачастую вредят процессу урока, за внешней яркостью теряется содержание, поэтому при подготовке надо быть предельно осторожным, подчёркивая только необходимое.
  • Разработка тестовых программ. На уроках зачастую не удаётся опросить в достаточной мере всех учащихся, поэтому я прибегаю к электронному тестированию, создаю необходимые тесты, шкалу оценивания. Данная методика уже показала свою потрясающую эффективность: значительно экономится время на уроке, снижается негатив по поводу низкой отметки, повышается мотивация: ученики стремятся  показать машине, на что они способны.
  •  Создание ЦОР Для проведения интерактивного урока необходимо создание цифровых образовательных ресурсов - важного инструмента формирования положительной мотивации и повышения познавательной активности учащихся.
  • Электронная предметная библиотека  В процессе работы накапливается много ценной информации по предмету, электронные книги с параллельным переводом, топики, словари, статьи  и различные учебные материалы. Каталогизация такой информации  просто необходима, составление электронного каталога - одна из сторон моей работы.
  •  Научно-методическая информационно-коммуникационная  деятельность Теоретическое обоснование и использование тех или иных информационно-коммуникационных методик необходимо для практической реализации поставленных целей.
  •  Внеурочная работа.  Проведение общешкольных медиа-конкурсов по немецкому языку, участие в научно-практических конференциях, проведение декады немецкого языка в медиа-формате

2. Внешняя среда (интернет)

  •  Работа с  личными сайтами  и блогами
  • Работа с сайтами  и блогами школы
  • Презентация ЦОР Обмен информацией, распространение педагогического опыта на образовательных порталах сети интернет 
  • Сетевые проекты  участие в сетевых проектах значительно повышает уровень реального живого общения школьников. На данный момент школьники нашей школы работают в нескольких таких проектах.
  • Сетевые конкурсы;  участие в сетевых конкурсах существенно влияет на уровень самооценки своих знаний, помогает перешагнуть языковой барьер.
  • Интернет-конференции  позволяют общаться со значительной аудиторией в режиме офф-лайн.
  • Дистанционные курсы.
  • Форумы, блоги живое предметное общение на немецкоязычных  форумах,  а также в образовательных сообществах расширяет компетентность ученика по предмету и значительно способствует успешной работе учителя.
  • Электронное портфолио составление электронного портфолио учителя, размещённое на образовательном портале.
  • Работа с электронными СМИ  позволяет поднимать на уроках  самые актуальные вопросы немецкоязычного сообщества и мира.
  • Электронный документооборот.

Заключение

Итак, современное состояние информатизации в России характеризуется задачей формирования единой образовательной электронной среды как среды формирования ключевых компетенций школьников. Обучение навыкам компьютерно-опосредованной коммуникации уже сегодня востребовано обществом. Среди таких навыков эффективная работа с ИКТ, критическая оценка информационных ресурсов, коллективная работа, презентация и самопрезентация, которые позволят создавать эффективную коммуникацию в электронной образовательной, профессиональной среде общения.
Может быть, то, о чём я говорил -многим и не в диковинку, но наша цель - не гоняться за диковинками, а системно, целенаправленно и эффективно работать. Информационные технологии стремительно развиваются, и нам жизненно необходимо не отстать от этого развития.
Работу в данном направлении я считаю очень важной и собираюсь продолжать её дальше.

Библиография:

•  www.ito.suМатериалы XVI Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2006)
•  www.ict.edu.ruИнформационно-коммуникационные технологии в образовании
•  Дылян Г.Д. Модели управления процессами комплексной информатизации общегосреднего образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
•  Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
•  Извозчиков В.А. Школа информационной цивилизации: «Интеллект-XXI »: Над чем думать, что знать и что делать директору школы. – М.: Просвещение, 2002.
•  Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
•  Информационные технологии в российском образовании. – М.: Эврика, 2003.
•  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
•  Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
•  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.:



30.05.2012
Автор Левендеев Виктор Иванович
Дата добавления 30.05.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1811
Номер материала 1516
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓